Сегодня в рамках четвергового рецензионного марафона Нил наш Стивенсон. Рецензия, кстати, по-прежнему актуальна: насколько мне известно, остатки книги еще не распроданы... Как ни жаль.
Предыдущие рецензии в колонке:
— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева "13"
— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»
— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»
— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»
— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»
— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»
Нил Стивенсон. Вирус «Reamde»: Роман. / Neal Stephenson. Reamde, 2011. Пер. с англ. Е.Доброхотовой-Майковой, В.Егорова. — М.: АСТ, 2014. — 960 с. — (Нил Стивенсон. Собрание сочинений). 3500 экз. — ISBN 978-5-17-082727-5.
Главное чувство, сквозящее в первых читательских отзывах на роман Нила Стивенсона «Вирус “Reamde”», недавно переведенный на русский, — разочарование. Автор затянул, автор переборщил с отступлениями, автор вывалил слишком много информации, не работающей на сюжет... В общем, обманул ожидания — а это чревато самым суровым приговором.
Беда в том, что в России уже сложился четкий — и не совсем верный — образ Стивенсона-писателя. У нас он известен прежде всего как создатель «Лавины» и «Алмазного века», романов, доказавших, что киберпанк не только не умер (вопреки заявлениям отцов-основателей движения), но еще и всех нас переживет. В чуть более узком кругу его ценят за масштабный историко-фантастический «Барочный цикл» и мозголомную философскую НФ «Анафем». В общем, Стивенсон для нас — утонченный интеллектуал, представитель элиты, «белая кость» англоязычной жанровой прозы. О том, что в конце 1980-х и начале 1990-х будущий обладатель премии «Хьюго» специализировался на развесистых технотриллерах про козни спецслужб, зловещие планы транснациональных корпораций и «теорию заговора», читатели как-то забывают. Не удивительно: из книг этого периода в России переведен только роман «Зодиак», да и тот ажиотажа не вызвал.
«Вирус “Reamde”» — возвращение к истокам, лихая бондиана эпохи международного терроризма и высоких технологий, глубоко укоренившихся в повседневной жизни. Все начинается с компьютерного вируса-вымогателя REAMDE (именно так, с преднамеренной ошибкой), требующего выкуп от участников онлайн-игры «Т`Эрра» — иначе угробит все данные на жестком диске. Но автор только разогревается, набирает обороты. Одного за другим Стивенсон вводит в сюжет все новых антагонистов, «боссов уровней», на фоне которых китайские хакеры выглядят заигравшимися детишками. Сперва появляется русский мафиози Иванов, посягнувший на «общак», а там и международный террорист Джонс, воин Джихада, чернокожий валлиец, «цель номер один» для сотрудников британской разведывательной сети МИ-6.
Зачем понадобилась эта эскалация? Вероятно, чтобы не простаивали положительные герои, число которых растет в арифметической прогрессии. Как царь Мидас, превращавший в золото все, до чего дотрагивался, автор «Вируса...» мимоходом наделяет неповторимой индивидуальностью и обаянием даже случайных, проходных персонажей. Что уж говорить о центральных фигурах — от американского миллионера Ричарда Фортреста, в юности «косившего» от армии, охотившегося на гризли и таскавшего контрабанду из Канады в Соединенные Штаты, а потом всерьез увлекшегося компьютерными играми, до бывшего спецназовца Соколова, этого «русского Рэмбо» без страха и упрека, одного из самых живых и симпатичных наших соотечественников в современной англоязычной прозе.
Стараясь по возможности избегать клише, связанных с «русской мафией», Нил Стивенсон все-таки ненароком скормил читателю пару плодов «развесистой клюквы». Например, из этого романа можно узнать, что Венгрия, цитирую, «входила в Варшавский договор приблизительно до девяносто девятого года», а во времена «холодной войны» Советская армия многократно бомбила территорию Тайваня. Правда, все это со слов смышленого, но не слишком образованного хакера-венгра, трогательно доверяющего «Википедии». А вот кому мы обязаны чудесным словосочетанием «гильза в форме пули», остается только гадать — то ли автору, то ли переводчикам. Хотя в последнее, учитывая безупречную репутацию Екатерины Доброхотовой-Майковой, верится с трудом.
Конечно, на самом деле Нил Стивенсон иронизирует над шпионским жанром — и отчасти над самим собой времен «Зодиака», «Интерфейса» и «Паутины». Это трудно не заметить. Человек с математическим складом ума может на досуге посчитать, каковы шансы, что в одно и то же время на одном и том же квадратном километре китайской земли окажутся: канадский и венгерский хакеры; представитель русской мафии с группой наемников; чернокожий террорист и английская шпионка из МИ-6. Подозреваю, цифра окажется исчезающее малой. Автор не скрывает карнавальную искусственность своей многоэтажной конструкции. Скорее наоборот: подчеркивает при каждом удобном случае. «Вирус “Reamde”» — роман-игра, без особых претензий на серьезность, но увлекательная, затягивающая с головой, несмотря на гигантский объем книги. Как хороший онлайн-квест, созданный командой компьютерных гениев на основе отличного литературного сценария.
© газета "Санкт-Петербургские Ведомости", выпуск № 097 от 29.05.2014 ([URL=http://old.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10308107@SV_Articles]http://old.spbvedomosti.ru/print.htm?id=1...[/URL])