| |
| Статья написана 4 мая 2009 г. 11:54 |
"За бортом" любой классификации остается множество произведений: например, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Женщина в песках" Кобо Абе, "Сто лет одиночества" Маркеса. Про такие произведения обычно говорят, что они используют фантастический прием, в классификаторе фантлаба добавляют ярлычок "Мягкая (гуманитарная) фантастика", и зачастую выбрасывают их из русла фантастики. Характерная черта этих произведений: тесная связь героев с окружающим их бытом, общая метафоричность и образность передачи окружающей обстановки и происходящих событий. Если выделить все общее в "твердых" фантастических жанрах и сравнить с этой внежанровой литературой, то можно заметить следующее: и НФ, и фэнтези, и приключения, и детективы — повествовательные, событийные произведения, т.е. современный эпос. А вышеуказанная внежанровая фантастика — в корне лирическая литература. Читать полностью
Известную нам фантастическую литературу принято делить на жанры: твердая НФ (hard science fiction), фэнтези, альтернативная история, мистика/хоррор, приключения и пр. Скрещиваясь с прочими книжными жанрами появляются НФ-детектив, фэнтези-детектив, гибриды фантастики и мистики и т.п. Чтобы можно было выделить то или иное произведение в свой жанр необходимо четко представлять себе границы жанра. Согласно одной классификации (антуражной), под 'фэнтези' понимаются истории, происходящие в мире магии и волшебных существ, под 'НФ' — истории, произошедшие с людьми или иными существами в результате научно-технического прогресса, под 'мистикой' — истории, произошедшие в реальном мире под действием сверхестественных сил, 'альтернативной историей' — произведения, описывающие события в нашем мире при условии, что какой-то из поворотных моментов истории пошел по другому пути. Легко заметить, что разница между проиведениями разных жанров заключается в общем антураже, обстановке, элементах фона. Кроме того, подобная классификация просто подталкивает к объединению жанров, ведь обстановка во всех случаях является пограничной: волшебная раса на другой планете (НФ + фэнтези), магия в альтернативной исторической вселенной (фэнтези + альтернативная история), потусторонние силы, выпущенные научными исследованиями (НФ + хоррор). Очевидно, что такая классификация обладает рядом недостатков. По некоторым причинам космооперы, паропанк и т.п. логичнее отнести, например, к фэнтези, а такие вещи как "Трудно быть Богом" Cтругацких — к НФ. Однако, главная цель всего этого разбора даже не в выявлении критериев различия фантастических жанров. Дело в том, что "за бортом" любой классификации остается множество внежанровых произведений: например, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Женщина в песках" Кобо Абе, "Сто лет одиночества" Маркеса. Про такие произведения обычно говорят, что они используют фантастический прием, в классификаторе фантлаба добавляют ярлычок "Мягкая (гуманитарная) фантастика", и зачастую выбрасывают их из русла фантастики. В таких произведениях, как правило, действие может происходить в любом времени. В "Сто лет одиночества" Маркеса — реальность латиноамериканская прошлого-позапрошлого века. В "Последнем мире" Рансмайра — действительность Римской империи. В "Луне Доктора Фауста" — времена завоевания Южной Америки испанцами. В "Мастере и Маргарите" — быт начала советского союза, в "Альтисте Данилове" — Москва середины прошлого века. Герои погружены в свой быт, они видят те или иные его стороны, но их восприятие оказывается наполнено поверьями, мифами, слухами, небылицами, заблуждениями, чудесами. Характерная черта этих произведений: тесная связь героев с окружающей обстановкой, общая метафоричность и образность передачи этой обстановки и происходящих событий. Если выделить все общее в "твердых" фантастических жанрах и сравнить с этой внежанровой литературой, то можно заметить следующее: и НФ, и фэнтези, и приключения, и детективы — повествовательные, событийные произведения, т.е. современный эпос. А вышеуказанная внежанровая фантастика — в корне лирическая литература. В последнее время все чаще звучат термины "магический реализм", "мистический реализм" — как раз как характеристика произведений спорных, необычных. Магический реализм — это двухярусное полотно, — в котором происходящие события окрашены лирическим восприятием, отчего приобретают определенные магические черты, но могут быть трактованы и с сугубо рациональной точки зрения. "Охота на овец" Мураками (обстановка, быт — современная Япония, лирика — погружение в фантазию Крысы, в мрачный мир Овцы), "Жизнь насекомых" Пелевина (детали российского быта глазами метаморфирующих людей-насекомых), "Альтист Данилов" Орлова (московский, останкинский быт — против мира домовых и демонов), романы Краули, Рансмайра и пр. — очень хорошо укладываются в эту схему. Обобщая термин "магического" реализма до "фантастического" или "метафорического" реализма мы можем уложить в него множество спорных произведений — от "Тошноты" Сартра и "Ста лет одиночества" Маркеса до "Улитки на склоне" Стругацких или "Бойцовского клуба" Чака Паланика. Ища параллели с литературными стилями легко заметить, что именно экзистенциализм и постмодернизм наиболее щедро соприкасаются с "метафорическим реализмом", и это не удивительно, ведь они — лирические жанры. Эпос и лирика — две стороны медали литературы. Эпос отражает историю, событийность, описательность, эпос позволяет доносить до читателя идеи, в том числе новые социальные и научно-технические, роль эпических жанров в литературе огромна, эпос предназначен для объяснения и понимания, для разума и интеллекта. Однако, лирика — это образность, противоречивость, ирреальность, лирика — это острие человеческой души и метафорическое мифомышление, лирика проникает в сознание, минуя длинные коридоры рассуждений, минуя рассудок — сразу в глубину души, "в сердце". Эпос расширяет наши рассудочные знания, лирика — обогащает наш чувственный опыт. Если произведения "твердой" (эпической) фантастики — заполняют объемные серии ШФ, ЗФ, "Короли фэнтези", "Звездный лабиринт" и пр. — несть им числа, то фантастическая лирика оседает в немногоичисленных сериях: у ЭКСМО — "Игра в классику", "Интеллектуальный бестселлер", "Магический реализм", у АСТа — в "Альтернативной фантастике". Если "твердая" фантастика сегодня по большей части самоподбное чтиво, то именно лирическая фантастика — мейнстрим современной зарубежной литературы: Краули, Нил Гейман, Джонатан Кэрролл, Иэн Бэнкс, Лоуренс Норфолк и прочие. Неизвестно, заканчивается ли эпоха постмодернизма в литературе, но, очевидно, лирическая фантастика — наиболее интересный ее сектор сегодня. Вектор движения литературы, как маятник, колеблется от эпоса к лирике. Больше половины прошлого века развивались эпические жанры фантастики, на стыке веков и в начале нынешнего столетия — вектор сместился в сторону лирики. Можно надеяться, что лирическая фантастика сможет вернуть утерянную за последние годы в рациональной гонке присущую человеку духовность. 02.05.2009 Бойков Алексей
|
| | |
| Статья написана 30 апреля 2009 г. 13:28 |
21.04. День первый. (Помятуя об ощущениях выходных дней, о "сдирании" собственного психологического мяса, о невероятном напряжении). Я крут. Воистину крут. Я не могу не пройти во второй тур. 22.04. День второй. (Первые отзывы). Как же... Куда же... Почему?.. Они же ничего не поняли. Я же другое имел в виду. Тут же вот это... и еще это... и это... 23.04. День третий. (Первые прочитанные произведения конкурентов). Хм... нет, я конечно, неплох. Но и тут ребята не лыком шиты. Нет, конечно, простенько... но недурственно... Вот и этот рассказ, и еще тот, и эти два, и вон еще, и... 24.04. День четвертый. (После перечтения собственного рассказа). Мать моя, как же я мог такое написать?! Топорно. Блин, об этом и такими словами?! Невычитанно. Как же все-таки сыро! /недовольное рычание/ 25.04. День пятый. (Большая половина рассказов прочитана). Я могу выйти во второй тур. Да нет, вряд ли. Не то, чтобы у них всех хорошо. Нет, у некоторых совсем нехорошо. Но все-таки... Текст проще — легче доходит, меньше вопросов. А у меня... Поспешил. Нельзя столько и сразу. Да еще так непрофессионально. 26.04. День шестой. (Рассказы прочитаны, усталость, пофигизм). Да хрен с ним со всем. Будь что будет. Какие там у нас еще конкурсы есть?! Надо бы перечитать _вот_это_, чтобы дописать рассказ. Есть, кстати, пара мыслей... 27.04. День седьмой. (В бешеном ритме завершена классификация рассказов, проголосовал). Ну все, слава богу! Шансы есть /точно знаю/. Может, пройду? Да не, не пройду. Нафиг. 28.04. (мысли уже где-то далеко) Кстати, рассказ действительно не прошел. Сделанные выводы: — у конкурсных (грелочных) рассказов есть одна особенность — они обязаны быть простыми, без второго и третьего дна. То есть, они могут иметь дополнительные смыслы, но при оценке сыграет все равно только поверхностный слой. Причина в том, что вдумываться некогда: нужно прочитать полста рассказов и определить какое-то к ним всем отношение, тут не до возвращений и перечитываний. У большинства читателей. Так что вот. — за два дня можно придумать хорошую идею, но написать ее точно, лаконично, грамотно и качественно — можно только при наличии определенного опыта. В том числе "грелочного" — т.е. натаскав себя писать простые, незатейливые вещи быстро и стилистически грамотно. выводы не только по своему рассказу, но и потому, что не прошли некоторые хорошие, но тоже — неоднозначные рассказы. Видимо, тенденция. Зато прошла пара откровенно слабых, без всякой интриги, линейных, ежу понятных, да еще и по-детски написанных. Насчет рассказа: получился нехарактерный для меня треш. На то были причины. Многих оттолкнуло и это. Жестко. Депрессивно. Местами шизофренично. Но на то, опять же, были причины. Слабонервным читать не рекомендую. Мало ли, заплюете :) Сырая редакция рассказа "Смерть Мекса" Когда выложу на "Самиздате", никто не узнает, :) / но мягче не станет / Может быть, и название изменю на "Смерть Макса" :)))
|
| | |
| Статья написана 29 апреля 2009 г. 16:04 |
Этот, в общем-то, простой по сюжету фильм можно было бы не заметить, если бы не откровенно шикарное исполнение. Будущее. Над Парижем давлеет корпорация "Авалон", продающая молодость и здоровье. Похищена ученая, занятая в "Авалоне" какими-то перспективными разработками. На розыски отправляется главный герой — полицейский Карас. Обнаруживая зацепки он постепенно втягивается в закулисную жизнь корпорации "Авалон": шпионаж, организованная преступность, генетические исследования. Ценой происходящих событий станет ни много, ни мало — бессмертие, и итогом — множество смертей. Резюме: фильм не так что бы очень заметен: очередной клон в стиле киберпанк-фантастический боевик будущего. Однако, стилизация под нуар, черно-белая гамма, великолепные съемки — не позволяют пройти мимо. Контрастная ч/б гамма вызывает болезненное ощущение в глазах, к которому может привыкнуть не всякий (мне повезло, я вообще могу просидеть у монитора до 10 часов кряду), однако, эта же ч/б гамма — создает неповторимый стиль, незабываемый образ в постоянной памяти. Кадры фильма можно нарезать на обои или слайды. Примерно полгода гонялся за диском после просмотра рекламного ролика, купил в Нижнем Новгороде, посмотрел и еще ни разу не пожалел о покупке. Несмотря на тривиальность сюжета, эстетическое ощущение от фильма — невероятное. Визуальное решение создателей фильма позволило им сделать ряд небезынтересных открытий: маскировочные костюмы, невидимость, прозрачность, переходы между реальностью и иллюзией. Кроме базовой black & white гаммы в фильме активно используются grayscale-полутона для фантастико-технических деталей и, по крайней мере, один раз за фильм использован цвет. Необычайно красивый фильм
|
| | |
| Статья написана 27 апреля 2009 г. 17:57 |
Стоит ли пересказывать сюжет романа Ф.К.Дика? Отмечу только, что из 8 экранизаций произведений этого автора — именно "Помутнение" претендует на нетипичную для Голливуда "точность" и "неблокбастерность". Будущее. Некая компания производит наркотик, более сильный чем героин, от которого развиваются непоправимые поражения мозга. Главный герой Фред — агент, — вовлеченный в расследование, внедрен в общество наркоманов. Через некоторое время, он поддается соблазнам среды и пробует наркотик. Начиная с этого момента его жизнь — это соскальзывание во тьму. Он вынужден следить за собственными друзьями-наркоманами, готовить регулярные отчеты-доносы, при этом сам он все более становится зависим от "дозы". Через некоторое время тесты, обязательные для агентов, он пройти не может, и это — уже конец. Он больше не полицейский, он — по другую сторону. Он наркоман и будет отдан во власть той же самой компании, которая под ярлычком спасительницы от наркотика сама же его и производит. Однако, оказывается, не Фред был главным действующим лицом расследования: он доиграл свою роль, он стал наркоманом и оказался в святая святых, за забором великой Компании. Внедрение "своего" в нутро Компании — таков был сценарий спецслужбы, не известный ни Фреду, ни его друзьям. Тяжелый фильм и не детский. Некоторые эпизоды способны вызвать отвращение. Ни одного положительного героя. Место действия — самое дно. Преступления, секс, ложь, "подставы" и наркотики... наркотики. Хэппи-энда тоже не будет. Фильм хорош актерами (Кеану Ривз, Вайнона Райдер, Дауни мл. и др.), способом съемки (мерцающие, перетекающие картинки из живых актеров и пейзажей создают атмосферу настоящей шизофрении), четкой стройностью и лаконичностью сценария. Любителей боевиков — просьба не беспокоиться. Любителей романтических комедий и "мягкого" кино — тоже, фильм устрашает своей откровенностью. Шедевр: оригинальная технология анимации (перерисовывание кадров), экранизация фантастического романа. Оцениваю наравне с "Отель "Красная роза"" (по Гибсону).
|
| | |
| Статья написана 25 апреля 2009 г. 16:18 |
Итак, снова Исао Такахата, а значит, — опять "взрослое" анимэ, хотя посмотреть истории о маленькой девочке, парне-подростке, домохозяйке, муже и теще будет интересно всем. Моя семилетняя двоюродная сестра смотрела почти только за героиней-девочкой и смеялась от души. Сразу оговорюсь, если вы поклонник анимэ и вам до коликов в животе необходимо видеть штампованные большеглазые мордашки, то этот фильм вам смотреть не стоит, просто испортите себе настроение. Графика здесь "неряшливая". Потому что в быту, каждый человек редко бывает супермоделью и окружающие его предметы редко сияют идеальной чистотой и новизной. Так и здесь. Схематично нарисованные персонажи, к концу фильма кажутся настолько же милыми, насколько и родными: Фильм состоит из множества коротких историй, которые забавны, легко узнаваемы, поэтому производят очень сильное впечатление. Итак, оказывается японцы — тоже люди. А главное отличие "их" от "нас" в том, что у них вместо картошки с огурцами — суши, а машины — с правосторонним рулем. Длина эпизодов варьируется от полутора минут до 3-5. За это время нам покажут отношения поколений: отец-сын, мама-бабушка. Внутренний мир человека — сын (Нобору) со своими юношескими мечтами, маленькая дочка (Ноноко) — с ее непосредственностью, отец (Такаси) — содержащий семью, размышляющий о жизни, о деньгах, о работе, о будущей старости, мама (Мацуко) — домохозяйка, с ее бессменной уборкой, мытьем посуды, приготовлением завтраков, поддержанием домашнего уюта, бабушка (Шиге) — с ее опытным "всезнающим", "всеуправляющим" взглядом на жизнь "молодых". Здесь будут и войны за право смотреть телевизор, и размолвки — когда один член семьи желает свое (сыграть в бейсбол, пофотографироваться), а другой — свое (поговорить по-мужски, посмотреть мыльную оперу). Пока наши герои будут погружены в детали, составляющие жизнь, времена года не раз сменят друг друга. Мы проследим за жизнью героев с того момента, когда Такаси и Мацуко поженятся. Гости на свадьбе будут рассказывать о семье и совместной жизни, давать советы, наставлять о самом важном в семейных отношениях. А в конце фильма мы будет присутствовать на свадьбе уже Нобору. И Такаси будет говорить сыну те же слова, что когда-то услышал сам. Японцы были бы не японцами, если бы в конце нас не ждал катарсис, и катарсис будет. Именно в тот момент, когда на свадьбе сына Такаси достанет из кармана записку с речью — будет то, что зарядит просветлением, рискну предположить, любого из нас. Но Такахата не был бы Такахатой, если бы во всю эту суетливую кутерьму жизни не внес настоящие радость и грусть. Время проходит. Люди стареют. В семейной жизни не все гладко, но внимательные люди способны найти силы делать жизнь светлей. В самые радостные и самые печальные моменты в унисон с чувствами героев будут звучать глубокие по смыслу и красоте хокку японских поэтов, чтобы показать нам — даже такая суматошная жизнь полна красоты и высокого смысла. Посмотрите этот фильм и может быть тогда, вы полюбите японцев. Если это произойдет — просто оглянитесь по сторонам. Вокруг такие же люди, как и они. Полюбите близких людей, такими, какие они есть. Шедевр. Оцениваю наравне с "Кофе и сигареты" Джармуша и "Куклы" Такеши Китано.
|
|
|