00:00 — Об участии в недавно прошедшей ярмарке "Нон-фикшн" в составе стенда "Created in Moscow"; о мнениях, высказанных об издательстве.
2:32 — Мнение Александра о ярмарке "Нон-фикшн"; о телерепортажах с выставки.
3:50 — О современной литературной критике, о списках лучших книг, составляемых журналистами и критиками.
5:30 — О книжной торговле, о проблеме выбора книг, об особенностях современного книжного рынка.
7:20 — О новейших изданиях "Ладомира": Казот, Бекфорд -- оба вылились из сб. "Фантастические повести" (1967).
12:40 — Идея перенести "Ватека" на сцену (в виде балета).
14:30 — Мнение Александра о "ладомировском" издании Бекфорда.
16:00 — "Ладомировское" издание "Ромео и Джульетты"; особенности издания Шекспира в серии "Лит. памятники".
20:15 — О редком американском издании "Ромео и Джульетты" с иллюстрациями Жака Вагре и его использовании в изд. "Ромео и Джульетты" "Ладомира".
27:40 — Александр о необходимости академического издания "Гамлета" в России.
28:20 — О многотомных изданиях "Ладомира".
28:50 — О предстоящем монументальном издании в 6-ти томах (8-ми томах в коллекционном исполнении).
***
Екатерина Великая.
0:00 — Об изданиях "Ладомира", у которых заканчиваются тиражи.
1:48 — О "Мемуарах" Сен-Симона: кончился тираж т. 1, завершается работа над рукописью т. 3.
2:00 — На сайте "Ладомира" появился раздел "Уцененные издания".
3:20 — Издание Аверченко как классика и "короля" смеха.
4:00 — О примиивизации культуры.
5:00 — О введении Аверченко в научный оборот.
5:19 — Александр о необходимости академического издания Тэффи.
6:00 — "Мемуары" Екатерины II; история издания.
10:00— О возможной презентации "Мемуаров" Екатерины II.
10:45 — Александр о том, что "Мемуары" и переписка Екатерины дает адекватное представление о ее личности.
13:15 — О планах издательства. Поэма Фарида ад-Дина 'Аттара "Илахи-наме" ("Божественная книга") в пер. Л.Г. Лахути; об издании восточной литературы.
26:40 — Проблема подготовки кадров филологов, художников и др. специалистов для издательства.
29:30 — О технологичности подготовки книг.
33:45 — Книжный рынок и его сокращающееся тематическое разнообразие; смещение акцентов.
***
Кембриджская история. Форум Фантлаба.
1:00 — Готье: новое издание — "Младофранки", сказки, новеллы; упоминание двухтомника 2012 года; желание выпустить и др. произведения Готье с хорошим научным аппаратом.
4:20 — О романтизме.
4:40 — О "Докторе Живаго" и о произведениях, которые, возможно, не хуже этого романа.
6:20 — О пересмотре традиционного взгляда на историю мировой литературы.
7:10 — О монументальном 8-томнике и о "Мемуарах" Сен-Симона.
11:40 — "Рамаяна".
12:40 — Эзра Паунд.
15:30 — О своеобразии современных подготовителей. Об электронных книгах. Об уходе книг из общественного оборота. Об исчезновении школы книгоиздания.
21:10 — О сокращении тиражей книг.
22:30 — "Кембриджская история древнего мира": подтоговка томов 7.1, 11, 13, 14 идет полным ходом; о трудностях с подготовкой первых томов серии.
26:30 — Современные научные исследования, археология, гранты, публикация результатов изысканий.
30:10 — Вопросы читаталей, в первую очередь с форума "Фантлаб".
35:10 — О создании каталога "Лит. памятников"; о коллекционной составляющей серии "ЛП", аналогия с каталогом серии "Плеяда".
37:20 — О большом издательском портфеле. Об увеличении сроков подготовки изданий из-за повышения требований к ним. Заключительные слова.
***
БОНУС
Зеленоград сегодня: Михайлов Юрий, главный редактор Научно-издательского центра "Ладомир"
Ведущая: Мария Зайцева.
***
Энциклопедия "Древняя Русь в средневековом мире". Научно-издательский центр "ЛАДОМИР"
Первое в международной практике междисциплинарное справочное издание освещает всю совокупность социально-политической, экономической, культурной и религиозной жизни Древнерусского государства от времени его зарождения (IX в.) вплоть до монгольского нашествия середины XIII в. Около 3000 статей, написанных ведущими специалистами России, Украины и Беларуси, отражают современные знания и представления, сложившиеся на основе последних археологических, нумизматических, сфрагистических материалов, углубившейся интерпретации древнерусских письменных источников, новейших исследований и публикаций зарубежных источников по истории Восточной Европы. Впервые подробно освещаются внешнеполитические связи Руси со странами Европы и Азии, что позволяет представить Древнерусское государство в широком контексте средневекового мира. Дополнительные справочные материалы — обширный список литературы, списки древнерусских князей, митрополитов и епископов, городов (на начало XIII в.), датированных рукописей и др. — суммируют сведения статей.
Предназначена для специалистов в различных областях русской истории и культуры, искусства и литературы, для преподавателей высших и средних учебных заведений, студентов и школьников старших классов, а также всех интересующихся отечественной историей.
Книга отпечатана в Италии, содержит более 1000 цветных и черно-белых фотографий, оригинальных карт, схем, таблиц..
? Выход этой книги — само по себе событие. Энциклопедия на 3000 статей, написанная крупнейшими специалистами по истории и археологии Древней Руси, со множеством фотографий, рисунков, карт, и схем — и всё в непривычно роскошном для академического издания формате... Авторы проделали титанический труд, собирая под одной обложкой сведения о княжествах, правителях, исторических сочинениях и быте древнерусских земель от Рюрика до нашествия монголо-татар. (журнал "Psychologies")
? Выход энциклопедии «Древняя Русь в средневековом мире» — одно из главнейших культурных событий 2014 года (по версии газеты «Московский комсомолец»)
? «Задача нашей исторической науки — показать роль России на всех этапах исторического развития, увидеть, что такое Россия в контексте Европы, в контексте Азии и в контексте мира в целом. И для нас, для института эта книга является символом того, чем мы должны заниматься» (академик Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН, — из выступления на презентации энциклопедии).
С 1 января 2022 года десятки известных произведений, в том числе популярные детские повести Алана Милна о Винни-Пухеперешли в общественное достояние. Это значит, что теперь любой может свободно использовать их без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
В СССР в 1969-1972 годах студия «Союзмультфильм» выпустила три мультфильма про Винни-Пуха, не запрашивая принадлежащих студии Уолта Диснея исключительных прав на экранизацию. Это сделало невозможным показ версии Хитрука за рубежом.
По действующему в США закону истёк срок охраны исключительных прав, то есть прав распоряжаться произведением по собственному усмотрению. В их число входит, например, право на экранизацию. При этом по-прежнему сохраняются авторство, имя автора и неприкосновенность самого произведения.
В число произведений, перешедших в общественное достояние, попали также роман «И восходит солнце» (The Sun Also Rises) Эрнеста Хемингуэя, немые фильмы с Гретой Гарбо и Бастером Китоном в главных ролях, оперные записи Энрико Карузо, сделанные до 1923 года.
Директор Центра изучения общественного достояния университета Дьюка Дженнифер Дженкинс с сожалением отметила, что разрешением законодателя можно будет воспользоваться далеко не всегда. Многие физические носители уникальных аудио и видеозаписей за время хранения у правообладателей пришли в негодное состояние и не факт, что их можно будет восстановить.
Издательство «Фитон XXI»продолжает сбор средств на издание трех новых научно-популярных книг: Е.Ю. Кирцидели «Лесные насекомые», Грегори С. Пол «Динозавры: Полный определитель», Э.В. Мычко «Ископаемая летопись Янтарного края».
Подробнее об книге Грегори С. Пола «Динозавры : Полный определитель»
Книга включает описания всех валидных таксонов динозавров на момент второго издания, около 750 видов, от маленьких оперённых овирапторозавров до суперзауропод размером с кита. Для многих (если остатков достаточно) приводятся реконструкции черепов, посткраниальных скелетов, мускулатуры и внешнего вида (более 600 чёрно-белых и цветных иллюстраций). Включены новые находки, которые радикально изменили наш взгляд на динозавров и их ныне живущих потомков — птиц. Если исследования позволяют делать обоснованные предположения, в описания включены экология и поведение давно вымерших животных. Отличный путеводитель по мезозойскому миру динозавров из серии полевых определителей, выпускаемой издательством Принстонского университета. Перевод с английского К. Рыбакова.
• Автор книги — известный исследователь динозавров и иллюстратор Грегори С. Пол, автор книг и многих журнальных публикаций, который помог воссоздать новый, соответствующий современным исследованиям облик динозавров в документальных и художественных фильмах, таких как «Парк юрского периода», на съёмках которого был консультантом.
• В книге «Динозавры : Полный определитель»360 страниц, формат 20,5×26 см. В первой части даётся общий обзор группы, все необходимые дополнительные материалы и рассказывается, как удобнее пользоваться книгой. Вторая, большая и основная часть посвящена собственно описанию отдельных групп, родов и видов динозавров.
В библиотеках столицы 14 декабря начался девятый этап акции «Списанные книги», сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
«14 декабря начался девятый этап проекта «Списанные книги». Столичные библиотеки раздадут 165 тыс. 251 издание — 158 тыс. 363 физическим лицам и 6 тыс. 888 юридическим. Все экземпляры списаны из библиотечных фондов. Ознакомиться с изданиями и забронировать их для себя можно на портале «Списанные книги», — говорится в сообщении.
При этом в девятом этапе проекта примут участие 187 библиотек. Среди них центральная универсальная научная библиотека имени Некрасова, библиотека искусств имени Боголюбова, центральная городская молодежная библиотека имени Светлова. Больше всего книг раздадут библиотеки ЮАО — более 40 тыс. На втором месте библиотеки ЦАО — более 32 тыс. экземпляров. Тройку лидеров замыкает СВАО — здесь раздадут более 27 тыс. книг.
Как уточняется, почти все книги, которые будут раздавать, — это литература для детей и взрослых (91,5%). Периодические издания составляют 3,5%, еще 5% — это брошюры. Кроме того, списано 205 нотных изданий. В основном отдают литературу, изданную с 1980 по 2000 годы (86%), но есть и более свежие издания.
Также 40% всех книг — это художественная литература. Отечественная и зарубежная, детская и взрослая. Получить можно издание «Бедной Лизы» или тома «Истории государства Российского» Николая Карамзина (1970 год), «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, «Войну и мир» Льва Толстого, «Как закалялась сталь» Николая Островского. Забрать себе можно исторические романы, книги по истории России и всемирной истории, научно-техническую и профессиональную литературу, книги по социальным и гуманитарным наукам, издания по литературоведению, искусству и культуре, а также периодические издания различных тематик.
Чтобы стать участником акции, нужно зарегистрироваться на портале «Списанные книги», выбрать издание и забронировать его. Спустя некоторое время на электронную почту и в личный кабинет портала придет сообщение о готовности заказа. В сутки можно резервировать не более 10 книг. Бронь действует три дня, продлить ее можно дважды. За книгами нужно приехать в библиотеку. При посещении просят учитывать график работы, пользоваться масками и перчатками, соблюдать социальную дистанцию.
В акции могут участвовать и юридические лица — благотворительные фонды, некоммерческие и общественные организации. После авторизации юридические лица могут заказывать в сутки не более 100 книг. Заказ необходимо забрать в библиотеке в течение 14 календарных дней после подтверждения брони.
Проект «Списанные книги» появился в 2017 году. За это время физическим и юридическим лицам раздали 1 млн 371 тыс. 4 экземпляра книжных и периодических изданий. На портале зарегистрировались свыше 116 тыс. человек, из них более 4 тыс. впервые получили читательские билеты столичных библиотек.
«Анатомия ужаса: история и анализ жанра хоррор в кинематографе».
Жанр кинохоррора появился практически одновременно с самим кинематографом и с тех пор не терял популярности. На первой лекции мы поговорим об истории этого жанра, начиная с театра «Гран-гиньоль» и заканчивая современными высокобюджетными хоррор-франшизами. Мы увидим, как жанр хоррора делал первые шаги в кинематографе, как развивался, подвергался влиянию других видов искусства и как менялось в общественном сознании отношение к этому жанру (от презрения до принятия в качестве «серьезного» жанра).
Лектор — Данила Городилов, художник-график, работающий в технике станковой графики и эстампа, автор комиксов. Закончил МИПК по специальности «графический дизайнер», ГИТР по специальности «художник-постановщик кино и ТВ».
«История ужаса». Лекция Данилы Городилова.
00:00 Библиотека им. Н.А. Некрасова совместно с проектом «4-th Question» представляют курс лекций Данилы Городилова «Анатомия ужаса»
1:19 Термин "хоррор"
2:52 История хоррора
4:33 Первая страшная история
5:47 Конец 18-ого века: литература
6:49 Первый готический роман
8:24 Кино в 19-ом веке
9:17 Начало хоррора: театр
12:17 Зарождение хоррора в кинематографе
13:48 1914-ый год: ужас как отражение настоящего. Влияние Первой мировой войны
16:20 Кино 1920-х гг.: Германия. Кабинет доктора Калигари
17:49 Носферату, симфония ужаса
20:16 Кино 1920-х гг.: Голливуд
22:09 Лон Чейни и "Дракула"
23:35 Франкенштейн
24:38 Первая киновселенная
25:08 Кодекс Хейса
26:49 1940-е гг.: кроссоверы
27:59 Время оборотней
29:35 События, повлиявшие на фильмы ужасов
30:57 1950-е гг.: эра страха перед вторжением извне и перед атомной бомбой
32:11 Трэш-хоррор
33:40 Направления фильмов ужасов в 1950-х гг.
35:35 Смена зрительской аудитории
37:16 1960-е гг.: внутренний страх вытесняет внешний. Психи и зомби
42:56 1970-е гг.: апокалиптические настроения
43:46 Возникает новый жанр
44:46 Успех мистического хоррора
47:40 Фильмы ужасов в Европе
50:03 1980-е гг.: эпоха подъема массовой культуры. Золотой век хоррора и фантастики
50:28 Шаг в будущее
52:03 Новый вирус — СПИД
53:40 Экранизации Стивена Кинга
54:47 Особенности 1980-х гг.: новый поджанр и телесность
1:03:16 2010-е гг.: пятая фаза информационной революции. Десктоп фильмы
1:04:34 Слоубернеры
1:05:21 Эпоха смешения всего со всем
Вопросы лектору:
1:06:41 Киноклубы любителей жанра хоррор
1:07:02 "Байки из склепа" — телевизионный хоррор?
1:08:14 "Дом, который построил Джек" — какой жанр?
1:08:55 Что дала сериальная форма жанру и что она может дать?
1:10:23 С чем связано пережевывание старых тем?
«Образы ужаса». Лекция Данилы Городилова.
Вампиры, зомби, оборотни, привидения и чудовища обитают в жанре кинохоррора с момента его зарождения (а история этих образов уходит в древние времена). Секрет их живучести — в универсальности и способности гибко отображать страхи и тревоги общества на каждом этапе его развития.
На второй лекции курса Данилы Городилова мы проанализируем эти хоррор-архетипы, узнаем их древнюю историю и символику, а также проследим за их динамикой и взаимопроникновением.
0:00 Библиотека им. Н.А. Некрасова совместно с проектом «4-th Question» представляют курс лекций Данилы Городилова «Анатомия ужаса»
0:17 Архетипы жанра хоррор
1:22 Почему образы героев фильмов ужасов популярны?
3:16 Составляющие популярности образов ужаса
4:50 Систематизация общественных страхов
5:40 Окружающий мир
6:21 Страх того, что сделано руками человека
7:03 Иррациональный страх
7:34 Человек
9:59 Вампиры
20:52 Франкенштейн
25:31 Зомби
31:32 Оборотни
35:31 Привидения
43:20 Что их объединяет?
Вопросы лектору:
45:50 Феномен города-призрака
46:37 Ужас основан на власти людей: отдельный архетип или нет?
47:28 Какой страх сегодняшнего дня?
«Механизмы ужаса». Лекция Данилы Городилова.
В жанре кинохоррора, как и в любом другом, существуют свои традиционные художественные приемы, нарративные особенности и жанровые условности. На третьей лекции курса Данилы Городилова мы разберем инструменты воздействия кинохоррора: звук, изображение, образы, цвет, композицию кадра — и поймем, как режиссеры, сценаристы, операторы, композиторы, гримеры и художники-постановщики заставляют нас пугаться.
0:00 Библиотека им. Н.А. Некрасова совместно с проектом «4-th Question» представляют курс лекций Данилы Городилова «Анатомия ужаса»
1:07 Почему мы пугаемся во время фильмов ужасов? Уровни страха по Стивену Кингу
4:51 Ужас
8:06 Отвращение
11:26 Стилистики рассказывания историй: Suspense и Showstopper
13:19 Механизмы ужаса и уровни воздействия на зрителя
36:40 Механизм страха на примере двух сцен из хоррор-фильмов. Малхолланд драйв, 2001
42:26 Астрал, 2010
46:29 Статистика. Хоррор как новая мифология
49:00 Почему нас тянет к фильмам ужасов?
«Области тьмы: хоррор как явление культуры».
В авторском курсе лекций «Области тьмы: хоррор как явление культуры» вместе с художником и исследователем Русланом Поланиным поговорим о хорроре с точки зрения концепции, философии и эстетики. Анализируя ужас в разных направлениях искусства и медиа, мы постараемся пролить свет на темные области этого жанра.
«Концепция ужаса». Лекция Руслана Поланина.
В первой лекции курса попробуем определить главные составляющие жанра ужасов и понять, почему хоррор становится одним из интереснейших кинематографических явлений современности. Мы рассмотрим его через призму психоаналитического и когнитивистского подхода, а также проанализируем ключевые идеи жанра: отражение социальных и психологических страхов общества, воплощение фигуры Другого, вопрос о норме и нарушении существующего порядка вещей.
Руслан Поланин — современный художник, саунд-артист, социолог искусства. В своих художественных работах обращается к идеям новой мифологии, оккультных знаний, исторической памяти, рассматривая их через призму хоррор-эстетики.
Список литературы:
«Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов», Дмитрий Комм
«Философия ужаса, или Парадоксы сердца», Ноэль Кэрролл
«Парадоксы ужаса», Ноэль Кэрролл
«Пляска смерти», Стивен Кинг
«Жуткое», Зигмунд Фрейд
«Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», Лаура Малви
«Ее тело, он сам: гендер в слэшерах», Кэрол Дж. Кловер
«Специфические удовольствия от популярного жанра», Эндрю Тюдор
«Введение в американские фильмы ужасов», Робин Вуд
Фильмы к просмотру:
«Фауст в аду» (Faust aux enfers), 1903
«Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari), 1920
«Люди-Кошки» (Cat People), 1942
«Тинглер» (The Tingler), 1959
«Шесть женщин для убийцы» (6 donne per l'assassino), 1964
«Техасская резня бензопилой» (The Texas Chain Saw Massacre), 1974
«Дом, который построил Джек» (The House That Jack Built), 2018
«Его дом» (His House), 2020
«Классическая история ужасов» (A Classic Horror Story), 2021
«Философия ужаса». Лекция Руслана Поланина.
Во второй лекции курса главной темой станет вопрос: как и для чего современная философия обращается к хоррору. Мы познакомимся с теорией фантастического и проследим ее взаимосвязь с жанром сверхъестественного ужаса, а также рассмотрим интерес философов новой волны спекулятивного реализма к последнему. Разберем, как представители «темных» течений философии сделали хоррор инструментом познания и анализа основополагающих вопросов. Особое внимание будет уделено некоторым примерам из популярной культуры, в том числе и кинематографической, на основе которых философы разрабатывают свои идеи.
Список литературы:
«Введение в фантастическую литературу», Цветан Тодоров
«Сверхъестественный ужас в литературе», Говард Филлипс Лавкрафт
«Ужас философии», Том I–III, Юджин Такер
«Нечто. Феноменология ужаса», Дилан Тригг
«Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни», Бен Вудард
«Безумная спекуляция и абсолютный ингуманизм: Лавкрафт, Лиготти и weirding философии», Бен Вудард
«Новая философия общества. Теория ассамбляжей и социальная сложность», Мануэль Деланда
«После конечности. Эссе о необходимости контингентности», Квентин Мейясу
«Переводя время. Кино, фантастическое и темпоральная критика», Блисс Куа Лим
«Проклятие солнца», Ник Ланд
«Жуткое», Зигмунд Фрейд
«Спираль», Дзюндзи Ито
Фильмы к просмотру:
«Ведьмы» (Häxan), 1922
«Капля» (The Blob), 1958
«Человек с рентгеновскими глазами» (X), 1963
«Нечто» (The Thing), 1982
«Муха» (The Fly), 1986
«Проклятие» (Ju-on), 2000
«Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose), 2005
«Визит» (The Visit), 2015
«Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale), 2015
В завершающей лекции курса поговорим о месте хоррора в поле эстетики и его влиянии на искусство. Рассмотрим не только объекты искусства, которые появлялись в фильмах ужасов или вдохновляли их авторов, но и многочисленные примеры произведений современного искусства, связанные с темой ужаса и жуткого. Важно, что для выбранных к анализу произведений характерна не просто внешняя упаковка хоррора, а именно поднятые вопросы онтологического и где-то метафизического характера.
Список литературы:
«Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», Эдмунд Бёрк
«Эстетика фильма», Жак Омон, Ален Баргала, Мишель Мари, Марк Верне