«По всей Вселенной гостиницы ни с чем другим не спутаешь»
Ф. Уоллес. «Из двух зол»
Гостиница «Александрия» из Final Fantasy IX
Гостиница — средство размещения, состоящее из определённого количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг. Гостиницы подразделяются на различные классы в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров. Попробуем применить общепринятую пятизвездочную систему классификации к гостиницам фантастическим.
0 звёздочек
Гостиница «Экономическая» из романа Н. Носова «Незнайка на Луне». Здесь за каждую, даже самую мелкую бытовую услугу введена жёсткая повременная оплата. В номерах повсюду установлены автоматические устройства, порой ежеминутно взимающие мелкие монеты за пользование мебелью, посудой, электричеством. В случае неуплаты за очередную «дозу потребления» мебель моментально складывается или втягивается в ниши, вода перестаёт течь из кранов и так далее. Несведущие клиенты быстро убеждаются в тщетности как сэкономить денежные средства, так и просто отдохнуть в здешних условиях. Бытовые ужасы гостиниц могут привести в скверное расположение духа хрононавтов, волей или неволей пребывающих в тех эпохах исторического прошлого, когда на постоялых дворах отсутствовали не только ватерклозеты, но и явно не лишние инсектициды. Хронотуристы или патрульные времени, не желающие привлечь к себе нездорового интереса со стороны местных жителей в античности или в средневековье, могут рассчитывать на близкое соседство с харчевней, где все продукты и грязь исключительно натуральные. А наиболее уважаемым постояльцам полагается персональная ночная ваза под лежанкой.
Впрочем, есть категории людей настолько аскетичные либо увлечённые «высокими материями», что они не обращают внимания на «мелочи жизни» и заранее ничего не оговаривают. Так учёные всех эпох, стремясь к интеллектуальному общению друг с другом, встречаются в мире с замедленным временем (Э. Гамильтон. «Гостиница вне нашего мира»).
1-2 звёздочки
Надо полагать, что повсеместно — и в реальности, и в фантастике — существование таких гостиниц диктуется спросом множества людей со скромным материальным достатком. На него ориентируются как частные содержатели небольших гостиниц, так и государственные структуры — там, где они контролируют гостиничную отрасль в целом. Упомянув о госструктурах, следует особо рассмотреть некоторые особенности гостиничного обслуживания советского периода нашей истории, которые, так или иначе, отразились в фантастике.
Рисунок Н. Рубео «Отель «Люмака»
Практически все рядовые граждане испытывали постоянный дефицит гостиничных номеров, натыкаясь на объявления «свободных мест нет». Временами гостиницы заполняли какие-нибудь делегации, временами дефицит мест поддерживался искусственно с целью вынудить клиентов переплачивать, а также заставить прочих местных «начальников средней руки» считаться с гостиничной администрацией. В любом случае, скромные советские труженики были счастливы, получив хоть какое-то «койкоместо» с прикроватной тумбочкой в шестиместном номере и с однопрограммным радиоприёмником на стене. В денежном выражении это удовольствие стоило недорого, а морально могло напрячь — «на все сто». Совершенно нетипичный случай описан в рассказе К. Булычева «Свободные места есть». В гостинице «Гусь» города Великий Гусляр сумели скооперироваться администраторы нескольких альтернативных миров. Координируя свою работу, они добились прекрасного обслуживания приезжих.
Обладатели туристических путёвок по линии профсоюза, а также партийные и хозяйственные функционеры среднего звена могли рассчитывать на одно- или двухместный номер с телевизором и холодильником (последнее удобство было немаловажно для приезжих в Москву ввиду её колбасного изобилия). Но и этим категориям лиц не стоило забывать об ограничении пребывания в номерах для лиц противоположного пола после 23.00. Эта приметная чёрточка, наряду с другим характерным штришком оказались присущими и своеобразному ущербному социуму планеты Ян-Ях из романа И. Ефремова «Час Быка», куда она когда-то ещё много веков назад просочилась вместе с земными переселенцами. Пришелец-землянин из мира торжествующего коммунизма был немало удивлён, получив отказ от администратора столичной гостиницы «Лазурное облако» поселить в один из свободных номеров провинциалку не имеющую «вида на жительство» в столице:
— Я потеряю место, если пущу человека, не имеющего документов. Особенно женщину.
— Почему «особенно женщину»?
— Нельзя поощрять разврат.
Впервые Вир Норин ощутил на себе гнетущую зависимость тормансиан от любого мелкого начальника — обычно скверного человека.
— Но ведь я могу принимать друзей?
— Конечно, у себя — пожалуйста! Однако ночью могут прийти «лиловые» с проверкой, и тогда будут неприятности — для неё, конечно!
Рисунок В. Сальзера «Фантастический отель»
Несмотря на провозглашённое равенство, в СССР наиболее почитаемыми клиентами считались иностранцы. При этом в расчёт брались не какие-то их особые реальные или мнимые заслуги. Более высокий уровень гостиничных услуг для иностранных подданных требовала атмосфера показухи. Наиболее простоватым из наших соотечественников иногда приходилось усваивать этот факт с обидой и с запозданием: «Молодой человек, — строго сказала дежурная. — Вы читать умеете? Пойдите и прочитайте название нашей гостиницы» — услышал ироническое указание персонаж рассказа Е. Филенко «Заграничный чародей», советский изобретатель-одиночка, наивно попросивший ночлега в гостинице «Интурист». И напротив, некий мистер Твистер из стихотворения С. Михалкова ощутил на себе совершенно фантастическое по своей неправдоподобности хамское обращение со стороны на редкость идеологически подкованных администраторов. Американский миллиардер, способный заплатить за этаж-другой роскошных апартаментов, был вынужден скитаться по всему Ленинграду в поисках подобающего жилья. Всякий раз ему навязывали соседство многочисленных представителей стран «третьего мира».
Всесильный Воланд, презиравший любые «двойные стандарты», пожелал поселиться в Москве, превратив одну и здешних квартир в подобие частного пансионата, который по уровню обслуживания находится много выше рассматриваемой категории гостиниц.
3 звёздочки
Гостиницы этого уровня можно считать «золотой серединой» в спектре подобного рода заведений и одновременно – своеобразным среднестатистическим показателем благополучия того или иного социума.
Рисунок А. Дубовика к повести А. и Б. Стругацких Отель «У Погибшего Альпиниста»
Количество и качество услуг, разумеется, возрастает. Но ещё одним важным фактором становится техническая оснащённость заведения: её развитие подсказано названием рассказа Т. Вулфа «Автоматизированный отель». Конечно, речь не идёт о таком кустарном транспортёре, который бессовестно «глотает» багаж, как в советском кинофильме «Дежавю».
Компьютеризация охватывает множество разнообразных услуг, при этом клиент может не покидать пределов гостиницы и даже из своего номера не выходить. Снующие киберуборщики и автоматические администраторы не каждому придутся по душе. Абсолютная автоматизация гостиницы оправдана лишь в исключительных случаях. В рассказе В. Михановского вернувшихся на Землю звездоплавателей помещают в гостиницу «Сигма», где врачи на расстоянии попытаются определить причину симптомов неведомого космического заболевания и методы его лечения.
Об особенностях «человеческого фактора» в условиях недоспелого социализма было сказано уже более чем достаточно. Но было бы криводушием умолчать о характерном для капитализма пороке, когда основным мерилом ценности человека становится содержимое кошелька или банковского счёта.
Отель «У погибшего альпиниста», пожалуй, относится к разряду трёхзвёздочных. Гостеприимство его владельца распространяется лишь на круг избранных лиц: весьма состоятельного Мозеса, известного (а стало быть, преуспевающего) физика Симонэ, популярного иллюзиониста Дю Барнстокра. Комиссара полиции Глебски могли бы принять как важное должностное лицо, но и он направляется в горный отель по чьей-то рекомендации. Зато пачка кредитных билетов у авантюриста Хинкуса избавляет его от излишних вопросов. Это всего лишь пример, штришок, поясняющий предыдущую мысль, но отнюдь не раскрывающий основную суть повести А. и Б. Стругацких.
Рисунок В. Чаразия «Отель «Дворец фантазии»
Деньги — что вода. О том, насколько они не подходят в качестве мерила для человека, сказано в рассказе А. Моруа «Отель «Танатос». «Демократичность» и «альтруизм» владельца «Танатоса» проявляется ровно в той степени и до тех пор, пока разного рода неудачники, обосновавшиеся в его лощёном «прибежище», выложив последние средства, не кончают жизнь самоубийством. Юридическое крючкотворство и полная беспринципность преступника, исподволь подталкивающего своих постояльцев к эвтаназии, ограждают его от заслуженного возмездия.
В социуме, смоделированном И. Ефремовым в романе «Туманность Андромеды», уже много веков люди обходятся без денег. Практически всё земное население проживает, по сути, в гостиничных номерах, поскольку ни у кого нет ни собственного жилья, ни права передачи его по наследству. Патриархального понимания семьи тоже не существует, оттого жилплощадь ограничена разумными пределами. Однако достаточно высокий качественный уровень общественной собственности, решение демографических и массы других вопросов исключают, чтобы хоть кто-то ютился в тесных, душных и грязных кельях, «стальных пещерах» и тому подобных обиталищах. Определённые санитарно-технические нормы продуманы, а главное — гарантированы всем и каждому наряду с полной свободой миграции по всей планете. Даже количественный состав экипажа уникального звездолёта в романе «Час Быка» того же автора не в последнюю очередь определяется соответствием комфортабельности индивидуальных кают комфортабельности персональных земных жилищ. Но «потолок» преимуществ единицы жилья в коммунистическом мире по Ефремову — это как раз примерно и есть бытовой уровень отдельного номера в современной трёхзвёздочной гостинице, где очень уютно, но нет излишней роскоши.
4-5 звёздочек
Понятие «роскошь» относительно. Объективно, роскошь — это то, чем могут располагать лишь немногие представители социума. В фантастике известны ситуации, когда предметом роскоши считаются обыкновенные спички или же, напротив, никого не удивишь амброзией либо персональным антигравитатором.
Рисунок Г. Дебнера «Космический отель»
Отдав должное некоторым отличительным особенностям обществ с социальным неравенством или без оного, рассмотрим необходимость достижения фантастическим гостиничным сервисом высочайшего уровня обслуживания любого существа — как земного, так и неземного происхождения. В романе «Люди как боги» С. Снегов подал идею об искусственной планете, где для поставленной цели были бы по фрагментам созданы физические условия привычные для разумных представителей самых разных обитателей космоса. Ну, а если люди ещё далеко не «как боги», то не будет ли первоначальным этапом создание такого же по назначению сооружения в масштабах, скажем, звездолёта? В сказочной фантастике кажется простой и логичной ситуация, когда вдоль одной улицы стоят отдельные строения, внутри каждого из которых находится чужой мир в миниатюре, а за пределами каждого из них инопланетяне разгуливают кому как вздумается (К. Булычев. «Путешествие Алисы»). На самом деле, видимо, потребуются и пограничные «зоны контактов». К тому же, в более строгой фантастике максимализм замыслов ограничивается созданием гостиниц для биологических видов разумных существ более «совместимых» друг с другом. Возьмём для примера отель «Вселенная», выстроенный в Лунограде. Рекламный проспект обещает: «Нет такого кислорододышащего существа, которому мы не смогли бы обеспечить в нашем отеле нормальные условия жизни. Мы снабдим Вас всем необходимым для заботы о здоровье, мы позаботимся о Вашей безопасности и сделаем всё, чтобы Вы остались довольны нами. Если Вы заранее уведомите нас, то за умеренную дополнительную плату мы приложим все усилия добыть то, чего у Вас нет, но что Вам нужно. А если нам не удастся удовлетворить Ваших запросов, мы выплатим Вам в порядке компенсации сумму в один миллион кредиток Галактического содружества» (П. Андерсон. «Сатанинские игры»). Лишь дважды за всю историю существования «Вселенной» служащие этого отеля оказались не на высоте. Как-то раз не удалось немедленно раздобыть экзотический продукт питания, в другом случае потребовался неизвестный симбиотический организм, дополняющий какого-то инопланетянина. Оба происшествия были спровоцированы земными звездолётчиками, стремящимися любыми способами заполучить обещанную компенсацию.
«Отель «Хилтон» на Луне»
Отель «Галактика» на планете Блёстка из рассказа М. Гилдена «Что с Херби?» представляет собой здание в сто с лишним этажей. Во внутреннем дворе всегда стоит ясная и приятная погода. Администрация не жалеет расходов на живых коридорных, которые стоят существенно дороже их коллег автоматических. Наряду с гравитационными колодцами, соединяющими все этажи «Галактики» по вертикали, отель оборудован самыми обыкновенными лифтами, что придаёт интерьеру оттенок милой старомодности. Тяга к стилю «ретро» универсальна и вечна. Разумеется, клиенты «Галактики» — самые причудливые внеземные существа, которым на Блёстке разрешается развлекаться напропалую, исключая порочное занятие каким-то «квишингом». Обилие бесцеремонных и легкомысленных инопланетян требует от персонала подобных гостиниц чудес дипломатической находчивости и изысканности, а «расшалившийся» клиент при этом не замечал скрытых усилий персонала (Н. Баррет. «Милые домашние зверюшки»).
Вопросы переходят в иную плоскость в обществе безраздельно царящей хемократии, ибо благодаря повсюду распространяемым галлюциногенам люди начисто потеряли связь с реальностью. Поэтому грубо сколоченные ящики, поставленные друг на друга, кажутся им роскошными номерами в пятизвёздочных «Хилтонах». Кстати, вместо использования отсутствующих лифтов и лестниц постояльцы ящиков карабкаются по канатам (С. Лем. «Футурологический конгресс»). В виртуальной «глубине» антураж тоже условен. Он изображён грубыми рисунками, но подсознание придаёт ему объём и детали. Нарисованные гостиницы ждут своих клиентов в дилогии С. Лукьяненко «Диптаун».
Рисунок Б. Эгглтона «Марсианская гостиница»
Понятие «гостиница», очевидно, начисто отсутствует в Едином Государстве, граждане которого никуда не мигрируют: они поголовно «невыездные». Да и иностранцев, желающих посетить страну самого махрового тоталитаризма в романе Е. Замятина «Мы» не замечено.
В целом же гостиничный сервис фантастических миров в чём-то схож, но чем-то и отличается от своего реального прототипа. Есть примеры модернизации. Так светящиеся указатели реагируют на ключ от номера в руках человека и загораются, указывая ему направление (Б. Шоу. «Миллион завтра»). Есть, конечно, и некоторые недоработки. К примеру, на планете Эсперанса, целиком превращённой в престижное кладбище, престарелые клиенты гостиниц страшно недовольны, когда из окон их номеров видны нескончаемые ряды могил (Р. Гуларт. «Шпагоглотатель»). Возможно, в какой-нибудь забытой гуманоидами гостинице «Космония» вам по ошибке выдадут асбестовые несгораемые простыни. А на Локрине случайного спутника, сопровождающего вас в номер, могут принять за чаевые (Дж. Расс. «Краткий разговорник для туристов»). Но всё-таки ситуация с обслуживанием в гостиницах выдуманных фантастами и фантазёрами, заметно изменилась к лучшему по сравнению с теми безобразиями, которые уставшим путникам приходилось некогда терпеть от некоего Прокруста.
Список произведений, в которых упоминается термин:
Сортировка:
Романы-эпопеи
Люди как боги
[для представителей каждой инопланетной расы земляне создали на Оре отдельные гостиницы с привычными для них гравитацией, температурой, освещением]
// Автор: Сергей Снегов
8.29 (1657)
-
95 отз.
Романы
Блистающий мир
(1923)
[в одной из гостиниц города произошли странные события: в закрытый на ключ номер неизвестно как проник жилец, у которого ключа не было]
// Автор: Александр Грин
8.09 (677)
-
29 отз.
Снова и снова / Time and Again
[= Туда и обратно; Никто не идет в одиночку; Time Quarry; First He Died]
(1950)
[в гостинице «Пояс Ориона» вся обслуга — андроиды; строительство нового подводного комплекса для размещения сотрудников и гостей из водных миров]
// Автор: Клиффорд Саймак
7.75 (1166)
-
54 отз.
Академия и Империя / Foundation and Empire
[= Основание и Империя; Фонд и империя; Установление и империя; Основатели и империя; Организация и Империя; The Man Who Upset the Universe]
(1952)
[описан «ангар» — отель для звездолётов]
// Автор: Айзек Азимов
8.55 (4100)
-
54 отз.
Астронавт Джонс / Starman Jones
[= Астронавт Джоунз]
(1953)
[отель обеспечивает необходимое сочетание температуры, освещенности, состава атмосферы, псевдогравитации и питания для любого вида разумных существ]
// Автор: Роберт Хайнлайн
Пасынки Земли / Stepsons of Terra
[= Shadow on the Stars]
(1958)
[весь обслуживающий персонал гостиницы составляют роботы]
// Автор: Роберт Силверберг
7.11 (209)
-
5 отз.
Мир Птаввов / World of Ptavvs
(1965)
[отель для молодоженов-миллионеров на Титане]
// Автор: Ларри Нивен
7.22 (256)
-
7 отз.
Незнайка на Луне
(1965)
[лунная гостиница «Экономическая», где за каждую, даже самую мелкую бытовую услугу введена жёсткая повременная оплата]
// Автор: Николай Носов
9.07 (2574)
-
74 отз.
Галактическая разведка
[= «Люди как боги. Книга 1»; «Люди как боги»]
(1966)
[для представителей каждой инопланетной расы земляне создали на Оре отдельные гостиницы с привычными для них гравитацией, температурой, освещением]
// Автор: Сергей Снегов
8.13 (1581)
-
43 отз.
Часовой галактики / Watchers of the Dark
(1966)
[комнаты инопланетной сотообразной гостиницы выглядят точно так же, как жилой отсек на звездолете. Компьютер подбирает жильцам соответствующую комнату и силу тяжести]
// Автор: Ллойд Биггл-младший
Ночная прогулка / Night Walk
[= Nightwalk]
(1967)
[гостиница на планете Эмм-Лютер — хуже некуда: ни уюта, ни комфорта]
// Автор: Боб Шоу
8.07 (306)
-
15 отз.
Галактическое оружие / The Weapon from Beyond
[= Оружие из неведомого далёка; Оружие извне; Звёздный волк; Первая война Звёздного Волка]
(1967)
[гостиница на планете Вхолла с жильцами самых разных цветов кожи и даже двух гуманоидных рас]
// Автор: Эдмонд Гамильтон
7.70 (708)
-
14 отз.
2001: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey
[= Космическая одиссея 2001 года; 2001: Одиссея Один]
(1968)
[капсулу переносит в обыденно выглядящую комнату — довольно точную копию обычного номера земного отеля]
// Автор: Артур Кларк
8.44 (2639)
-
86 отз.
Сатанинские игры / Satan's World
[= Мир Сатаны; Атака на Сатану; Схватка с дьяволом]
(1968)
[в гостиницу «Вселенная» в Лунограде заселяют любые виды живых существ]
// Автор: Пол Андерсон
7.33 (334)
-
10 отз.
Ночные крылья / Nightwings
[= Крылья ночи]
(1969)
[в мире гильдий каждая гостиница принимает членов только своей гильдии]
// Автор: Роберт Силверберг
7.69 (255)
-
11 отз.
Час Быка
(1969)
[гостиница «Лазурное облако» на планете Ян-Ях сочетает худшие черты социалистического бытового обслуживания]
// Автор: Иван Ефремов
8.30 (2633)
-
121 отз.
Вниз, в землю / Downward to the Earth
(1970)
[гостиница для землян на планете Белзагор — сверкающее куполообразное здание. В гостинице сулидоры работают посыльными и помощниками на кухне]
// Автор: Роберт Силверберг
7.75 (158)
-
10 отз.
Месть Стальной Крысы / The Stainless Steel Rat's Revenge
[= Месть Крысы из нержавеющей стали; Месть Джима Ди Гриза]
(1970)
[сеть полностью механизированных, компьютеризированных и роботизированных отелей «Досадинглуп Роботник» покрывает всю планету Камата]
// Автор: Гарри Гаррисон
8.17 (3402)
-
26 отз.
Миллион завтра / One Million Tomorrows
[= 1 Million Tomorrows]
(1970)
[светящиеся указатели в гостинице реагируют на ключ от номера в руках человека и загораются, указывая ему направление]
// Автор: Боб Шоу
7.11 (122)
-
5 отз.
Джек-из-Тени / Jack of Shadows
[= Валет из Страны Теней; Джек из теней; Джек — Повелитель Теней; Сумеречный Джек]
(1971)
[Рози обретает силу в постоялом дворе «Жареные окорочка» на проезжей дороге вблизи океана]
// Автор: Роджер Желязны
Врата / Gateway
(1977)
[на Вратах имеется отель «Врата» для гостей астероида. Стоимость расхода воздуха, температурного контроля и управления включена в счет за проживание]
// Автор: Фредерик Пол
7.75 (1021)
-
41 отз.
Сияние / The Shining
[= Светящийся; Ясновидящий; Монстры; Свечение; Странствующий дьявол]
(1977)
[бывший алкоголик испытывает влияние тёмной сущности отеля «Оверлук» и призраков, обитающих в его стенах]
// Автор: Стивен Кинг
8.46 (5360)
-
159 отз.
Головокружение / Vertigo
[= Terminal Velocity]
(1978)
[отель «Чинук» в Эдмонтоне отличается футуристической архитектурой и похож на гигантское эскимо на палочке, а попасть на жилые этажи можно только с помощью антигравитационных устройств]
// Автор: Боб Шоу
Дорожные знаки / Roadmarks
[= Знаки дороги]
(1979)
[вдоль дороги вне времени находятся отели и гостиницы]
// Автор: Роджер Желязны
7.96 (616)
-
24 отз.
Возвращение к звёздам / Starworld
[= Звёзды; Возвращение; К звёздам]
(1981)
[голограмма девушки встречает и обслуживает посетителя в номере отеля]
// Автор: Гарри Гаррисон
7.43 (547)
-
9 отз.
Осмотр на месте / Wizja lokalna
(1982)
[находясь в одном швейцарском отеле, герой романа получает в подарок замок от жуликоватого владельца фирмы, производящей детское питание]
// Автор: Станислав Лем
8.29 (843)
-
22 отз.
Талисман / The Talisman
[= Столкновение миров]
(1984)
[Чёрный отель находится на грани всех миров, так как Талисман является их осью]
// Авторы: Стивен Кинг, Питер Страуб
7.73 (2003)
-
75 отз.
Холод Вселенной / Die Kälte des Weltraums
(1984)
[на постъядерной Земле сохранились несколько мест, где были построены гостиницы для тех, кто желает себе пощекотать нервы в поисках экстремальных ощущений]
// Автор: Герберт В. Франке
6.68 (38)
-
1 отз.
The Dark Door
(1988)
[неисправный космический зонд внеземного происхождения спускается на Землю и прячется в заброшенных деревянных отелях, распространяя вокруг зданий эпидемию безумия]
// Автор: Кейт Вильгельм
-
Путь домой / Homegoing
(1989)
[гостиница на Юконе имеет 25 этажей, большей частью подземных]
// Автор: Фредерик Пол
7.15 (27)
-
1 отз.
Кол / The Stake
(1990)
[в заброшенном отеле найден труп вампирши с деревянным колом в сердце]
// Автор: Ричард Лаймон
7.84 (158)
-
12 отз.
Зазеркалье Неверенда / Reunion on Neverend
(1994)
[гостиницы Неверенда — единственные сооружения, где есть настоящие двери, стены и коридоры]
// Автор: Джон Стиц
5.45 (11)
-
Лабиринт отражений
(1997)
[для входа в Глубину используется номер в гостинице, где стоит аналогичный реальному компьютер, на котором можно запустить программу выхода]
// Автор: Сергей Лукьяненко
8.55 (9992)
-
191 отз.
Вампиррова победа / Vampyrrhic
(1998)
[гостиница «Городской герб» в городе Леппингтон становится оплотом борьбы с вампирами]
// Автор: Саймон Кларк
7.13 (107)
-
7 отз.
Final Reckoning: The Fate of Bester
[= Окончательный расчет: судьба Бестера]
(1999)
[телепат отправился на Землю и поселился в парижской гостинице «Марсо»]
// Автор: Грегори Киз
8.21 (34)
-
2 отз.
Дневной Дозор
(2000)
[при поселении в гостиницу «Космос» украинец понимает, что является Иным, поэтому, помимо гостиницы, должен зарегистрироваться ещё и в Ночном Дозоре]
// Авторы: Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев
8.09 (9862)
-
108 отз.
Танцы на снегу
(2001)
[герой романа в ожидании гражданства живет в гостинице на планете Новый Кувейт]
// Автор: Сергей Лукьяненко
8.16 (5010)
-
74 отз.
Город костей / City of Bones
(2007)
[на отель «Дюмор» напала стая оборотней]
// Автор: Кассандра Клэр
6.58 (403)
-
16 отз.
Когда приходит тьма / When Darkness Comes
[под псевдонимом Александра Айви]
(2007)
[женщина очутилась в захудалом чикагском отеле наедине с сексуальным вампиром, которого она одновременно хочет и боится]
// Автор: Дебора Рэли
6.75 (16)
-
1 отз.
Школьный Надзор
(2013)
[гостиница для международных делегаций инквизиции]
// Авторы: Сергей Лукьяненко, Аркадий Шушпанов
6.19 (593)
-
25 отз.
Отель «Странник» / The Hotel Between
(2018)
[волшебный отель, двери в котором открываются во все страны мира, а коридоры можно менять по прихоти]
// Автор: Шон Исли
-
1 отз.
Прислуга в гостинице духов
(2021)
[героиня романа работает служанкой в гостинице духов, где останавливаются ведьмы, вампиры и другие магические сущности из разных миров]
// Автор: Ирина Матлак
4.75 (4)
-
Повести
Мул / The Mule
(1945)
[описан «ангар» — отель для звездолётов]
// Автор: Айзек Азимов
8.29 (248)
-
1 отз.
Воины Кокода / The Kokod Warriors
[= Кокодские воители]
(1952)
[на планете Кокод имеется единственная гостиница]
// Автор: Джек Вэнс
7.29 (82)
-
1 отз.
Задержка в пути / Delay in Transit
(1952)
[каждый отель обязан создавать определенные условия для поддержания любой формы жизни: переменное притяжение, атмосферу, давление и пр.]
// Автор: Фредерик Уоллес
6.59 (45)
-
4 отз.
Кимон / Immigrant
[= Иммигрант; Один на тысячу]
(1954)
[прибыв на Кимон, герой повести заселился в отель «Риц», оснащенный шкафами-роботами]
// Автор: Клиффорд Саймак
8.16 (829)
-
33 отз.
Битва за тысячу солнц / Battle for the Thousand Suns
[под псевдонимами Calvin M. Knox и David Gordon]
(1956)
[в Имперской гостинице уложены ковры толщиной 30 сантиметров]
// Авторы: Роберт Силверберг, Рэндалл Гаррет
Тихие захватчики / The Silent Invaders
[под псевдонимом Calvin M. Knox]
(1957)
[гостиница оборудована молекулярными ваннами и гравилифтом. Ресторан в гостинице оборудован конвейером, доставляющим заказанные блюда к столикам]
// Автор: Роберт Силверберг
6.60 (5)
-
1 отз.
Ночные крылья / Nightwings
[= Крылья ночи]
(1968)
[в мире гильдий каждая гостиница принимает членов только своей гильдии]
// Автор: Роберт Силверберг
7.75 (228)
-
9 отз.
Улитка на склоне
(1968)
[в гостинице Управления среди ночи начинают делать ремонт]
// Автор: Аркадий и Борис Стругацкие
8.31 (3642)
-
118 отз.
Отель «У Погибшего Альпиниста»
[= Дело об убийстве, или Отель «У Погибшего Альпиниста»]
(1970)
[в горном отеле поселились инопланетяне]
// Автор: Аркадий и Борис Стругацкие
8.34 (4574)
-
141 отз.
Забавы «Львиного народа» / The Lion Game
(1971)
[отель, комнаты которого разбросаны по всему миру, соединены ТП-переходами и каждая часть отеля расположена возле какой-нибудь туристической достопримечательности]
// Автор: Джеймс Шмиц
6.94 (32)
-
1 отз.
Гостиница «Сигма»
(1974)
[гостиница для звездолетчиков, где врачи на расстоянии попытаются определить причину симптомов неведомого космического заболевания и методы его лечения]
// Автор: Владимир Михановский
6.20 (66)
-
2 отз.
Путешествие Алисы
[= Алиса и три капитана; Девочка с Земли; Тайна третьей планеты]
(1974)
[гостиницы очень не похожи одна на другую, потому что каждая из них строилась специально для жителей той или иной планеты или звездной системы]
// Автор: Кир Булычев
8.81 (2236)
-
50 отз.
На астероиде
(1984)
[гостиница на астероиде напоминает гриб-моховик. На лифте, курсировавшем в его «ножке», можно подняться к номерам и рабочим кабинетам, расположенным во вращающейся «шляпке»]
// Авторы: Левон Хачатурьянц, Евгений Хрунов
4.74 (27)
-
2 отз.
Весь мир в амбаре
(1988)
[земляне остановились в фешенебельном отеле «Гонихрусты милок» на планете Полинта]
// Автор: Борис Зеленский
Человек со Звезды
(1990)
[инопланетянин проводит эксперимент в одной из гостиниц международного класса. Жильцам дается шанс: все их желания непременно исполняются]
// Автор: Сергей Абрамов
6.68 (38)
-
2 отз.
Чужой для иных
(2000)
[при поселении в гостиницу «Космос» украинец понимает, что является Иным, поэтому, помимо гостиницы, должен зарегистрироваться ещё и в Ночном Дозоре]
// Автор: Владимир Васильев
8.14 (495)
-
1 отз.
Слово погибели № 5
(2008)
[в гостинице совершено убийство при помощи сильнейшего заклинания]
// Автор: Марина и Сергей Дяченко
Армагеддон / A Dream of Armageddon
[= Последняя битва; Сон об Армагеддоне]
(1901)
[в далеком будущем остров Капри представляет собой что-то вроде одного сплошного отеля]
// Автор: Герберт Уэллс
6.84 (137)
-
5 отз.
Паук / Die Spinne
[= Паучиха. Лилит, Паучиха]
(1908)
[в гостинице «Стевенс», в комнате под номером 7 за три недели подряд — каждую пятницу — трое жильцов подряд совершили самоубийство]
// Автор: Ганс Гейнц Эверс
8.19 (448)
-
23 отз.
Отель «Танатос» / «Thanatos» Palace-hôtel
[= Танатос Палас Отель; Палас-отель «Танатос»; «Татанос» палас-отель]
(1937)
[отель на границе США и Мексики предоставляет возможность безболезненно уйти из жизни]
// Автор: Андре Моруа
7.77 (188)
-
7 отз.
Memos on Mercury
[= Меркурианские заметки]
(1941)
[отель Кранто находится в середине узкой десятимильной полосы, опоясывающей планету Меркурий, в границах которой возможна жизнедеятельность человека]
// Автор: Отто Биндер
5.80 (5)
-
Тайна мистера Визеля / Mr. Wisel's Secret
[= Wisel]
(1942)
[марсианский отель Красных Гор похож на розовую пирамиду с тысячами окон]
// Автор: Эрик Фрэнк Рассел
6.63 (238)
-
6 отз.
Highwayman of the Void
[п.п. Dirk Wylie]
(1944)
[отель «Елена» на Плутоне оборудован гравитационным колодцем]
// Автор: Фредерик Пол
Гостиница вне нашего мира / The Inn Outside the World
(1945)
[гостиница в ином пространстве и времени, где собираются вместе все великие люди прошлого, настоящего и будущего]
// Автор: Эдмонд Гамильтон
6.91 (302)
-
8 отз.
День не в счёт / Year Day
[= День, которого нет; День, которого не было]
(1953)
[«Райские кущи» представляют собой дорогой подземный отель без рекламы]
// Автор: Генри Каттнер
7.43 (578)
-
22 отз.
Сверчок в мегаполисе / Yokel with Portfolio
[= Непростой парень из захолустья]
[под именем Bob Silverberg]
(1955)
[отель для пришельцев в Нью-Йорке с удобствами для всевозможных чудовищ — но есть и обычные номера]
// Автор: Роберт Силверберг
6.94 (17)
-
1 отз.
Безработный робот / The Velvet Glove
[= Джон Венэкс; Бархатная перчатка]
(1956)
[в гостинице для роботов самая большая комната имеет размеры 3 х 5 футов]
// Автор: Гарри Гаррисон
7.72 (566)
-
20 отз.
Из двух зол / Mezzerow Loves Company
(1956)
[гостиниц стало слишком много, поэтому они не имеют названий, а только номера]
// Автор: Фредерик Уоллес
7.29 (238)
-
6 отз.
Человек в кувшине / Man in the Jar
(1957)
[гостиница на планете Менг отличается грязными и тёмными номерами]
// Автор: Деймон Найт
7.33 (147)
-
6 отз.
The Jupiter Weapon
(1959)
[журналистка проживает в отеле «Стеллар» на Ганимеде]
// Автор: Чарльз Луис Фонтенэ
6.00 (1)
-
Милые домашние зверюшки / The Stentorii Luggage
(1960)
[в гостинице «Интергалактика» имеется 1240 номеров для представителей иных цивилизаций с разной атмосферой, давлением, освещением]
// Автор: Нил Барретт
7.44 (49)
-
3 отз.
Земля его предков / Ziemia jego przodków
(1963)
[отель «Атлас» — один из наиболее известных отелей для командированных на Землю с других планет]
// Автор: Стефан Вайнфельд
5.80 (58)
-
1 отз.
Пропадайка / Little Dog Gone
(1964)
[отель на планете Чернозём носит название «Последний из могикан»]
// Автор: Роберт Янг
8.12 (42)
-
2 отз.
Вид Homo Sapiens / Gatunek homo sapiens
[= Разновидность Homo Sapiens; Тип Гомо Сапиенс]
(1965)
[лунная база Котловины Светящихся скал служит отелем для туристов]
// Автор: Конрад Фиалковский
6.22 (124)
-
1 отз.
На реке / On the River
(1965)
[по берегам реки смерти стоят гостиницы, которые появляются из ниоткуда и исчезают в ту же минуту, как постояльцы покидают их]
// Автор: Роберт Янг
Шпагоглотатель / The Sword Swallower
(1967)
[на планете Эсперанса престарелые клиенты гостиниц страшно недовольны, когда из окон их номеров видны нескончаемые ряды могил]
// Автор: Рон Гуларт
Ancient, My Enemy
(1969)
[отель «Рубеж» находится на границе между освоенными землями и территорией аборигенов на далекой планете]
// Автор: Гордон Диксон
5.00 (1)
-
Шестое чувство / Sixth Sense
(1969)
[гостиница, в которой пожелания постояльцев принимаются телепатически]
// Автор: Майкл Коуни
7.42 (31)
-
1 отз.
Путеводная звезда / The Reality Trip
[= Существенная ошибка]
(1970)
[в обычной гостинице поселился пришелец в искусственном теле]
// Автор: Роберт Силверберг
7.18 (89)
-
4 отз.
Рай для паразитов / Compulsion
(1970)
[отель «Хапландия» — космический терминал Орадо-сити]
// Автор: Джеймс Шмиц
7.14 (22)
-
И деревья, как всадники…
(1972)
[действие происходит на трехсотом этаже столичной гостиницы «Мираж»]
// Автор: Георгий Шах
7.14 (232)
-
11 отз.
Краткий разговорник для туристов / Useful Phrases for the Tourist
(1972)
[в гостинице «Космония» вам по ошибке выдадут асбестовые несгораемые простыни. А случайного спутника, сопровождающего вас в номер, могут принять за чаевые]
// Автор: Джоанна Расс
6.78 (70)
-
5 отз.
Мистфаль приходит утром / With Morning Comes Mistfall
(1973)
[отель «Облачный замок» на планете Призрачный мир построен на вершине горы, выше уровня тумана. В меню для постояльцев отеля — только натуральные продукты]
// Автор: Джордж Р. Р. Мартин
Дом у дороги
(1985)
[гостиница в лесу, который стал домом для нечисти]
// Автор: Святослав Логинов
7.09 (247)
-
12 отз.
Достойное градоописание
(1991)
[в городе Ежополь построили многоэтажный мавзолей, который затем отдали под гостиницу]
// Автор: Александр Силецкий
5.41 (17)
-
1 отз.
«Дом гоблинов» / The Halfling House
(1992)
[брауни и феи являются обитателями гостиницы «Дом гоблинов»]
// Автор: Деннис Маккирнан
6.23 (39)
-
4 отз.
Гостиница / Inn
(1993)
[Иосиф и Мария попросили ненастной ночью прибежища в церковном приходе, но их не пустили на порог]
// Автор: Конни Уиллис
7.15 (128)
-
3 отз.
Улица Проциона
(1995)
[серебристые жители Проциона, поселившиеся на Земле в отеле «Галактика», приглашают некоторых из землян к себе в отель]
// Авторы: Евгений Лукин, Любовь Лукина
7.19 (234)
-
11 отз.
1408 / 1408
(1997)
[писатель, специализирующийся в области паранормальных явлений, загорелся идеей провести ночь в номере отеля «Дельфин»]
// Автор: Стивен Кинг
8.04 (1651)
-
48 отз.
Долина Лориэн
(2002)
[мотель «Гарцующий пони» находится на границе эльфийского заповедника]
// Автор: Святослав Логинов
Время великих архитектурных сооружений
(2020)
[в одном отеле в тропической стране электроника, управляющая отелем, сошла с ума и все номера оказались забронированы на одно имя]
// Автор: Павел Губарев
7.00 (18)
-
Микрорассказы
声
(1968)
[молодой человек, остановившийся в тихом отеле, отвечает на телефонный звонок и с удивлением слышит собственный голос по телефону]
// Автор: Синити Хоси
-
Отрывки
На астероиде
[Глава из повести]
(1981)
[гостиница на астероиде напоминает гриб-моховик. На лифте, курсировавшем в его «ножке», можно подняться к номерам и рабочим кабинетам, расположенным во вращающейся «шляпке»]
// Авторы: Левон Хачатурьянц, Евгений Хрунов
Гадюки / Vipers
(Канада, 2008)
[группа местных жителей, оказавшихся в ловушке в отеле на изолированном острове, пытается сбежать от змей-мутантов]
// Режиссёр: Билл Коркоран
Доктор Сон / Doctor Sleep
(США, 2019)
[герой фильма прибывает в заброшенное здание гостиницы, «пробуждая» его своим «сиянием»]
// Режиссёр: Майк Флэнаган
Оборотни внутри / Werewolves Within
(США, 2021)
[горожане прячутся в отеле от бури, но вскоре узнают, что среди них — оборотень]
// Режиссёр: Джош Рубен
Сериалы
Сияние / The Shining
(США, 1997)
[в Скалистых горах расположен заброшенный отель, в котором обитают призраки]
// Режиссёр: Мик Гэррис
Охотники на драконов / Chasseurs de dragons
(Франция, Китай, 2004 - 2007)
[охотники на мутантов бронируют комнату в гостинице «Храпящий дракон»]
// Режиссёр: Норман Леблан
Потерянная комната / The Lost Room
(США, 2006)
[после некоего события одна из комнат мотеля «Саншайн» стала существовать вне времени и пространства, а все предметы, бывшие в ней приобрели необъяснимые способности]
// Режиссёр: Крэйг Р. Бэксли
Планета сокровищ / Treasure Planet
(США, 2002)
[гостиница «Бенбоу» была перестроена на деньги с планеты сокровищ]
// Режиссёр: Рон Клементс, Джон Маскер
Монстры на каникулах / Hotel Transylvania
(США, 2012)
[отель «Трансильвания» был создан Дракулой специально для всякой нечисти]
// Режиссёр: Геннадий Тартаковский
Короткометражные
Заколдованная гостиница / L'auberge ensorcelée
(Франция, 1897)
[усталый путник останавливается в гостинице на ночь, но его отдых прерывают странные происшествия — когда он заходит в свою комнату, кровать то исчезает, то появляется, свечи взрываются, а брюки начинают летать по воздуху]
// Режиссёр: Жорж Мелье