Генри Каттнер «День не в счёт»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Реклама заполонила Землю и теперь людям приходится бороться с ней.
Люди перестали различать воображаемое, созданное при помощи рекламы, и действительное.
Компания «Райские кущи» предоставляет вам возможность жить вам вместе с голограммой вашего кумира, только заплатите деньги.
Входит в:
— сборник «Ahead of Time», 1953 г.
— журнал «Вокруг света 1968'02», 1968 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
- /языки:
- русский (14), английский (1), литовский (1)
- /тип:
- книги (14), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Евдокимова (6), Д. Литинский (1), А. Полошак (1), Н. Явно (5)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 29 июля 2022 г.
Неприятный рассказ, но мозги прочищает отлично. Здорово, конечно, когда всё твоё окружение сплошь порядочные люди, которым ты безоговорочно доверяешь, но... при этом надо понимать, что в жизни, ровно также, как и в этом произведении, случается всякое. И быть готовым к этому. Спасибо Генри Каттнеру за такое нужное напоминание о том, что не всё в этом мире идеально :).
Что касается фантастической составляющей — назойливой рекламы и подмены реальной жизни сладкими грезами, то на обе эти темы в фантастике написано немало. И как тут не вспомнить суперпопулярную в своё время «Матрицу». К рекламе же у старшего поколения отношение особое — живя в Советском Союзе мы понаслышке знали об ужасной западной рекламе, но даже не подозревали о том, какие же мы счастливые люди, что живем без оной. Теперь поняли. И не только поняли, но и отлично научились пропускать её мимо ушей :) Но, поскольку она существует, значит, всё-таки, жертв своих находит :)
Darth_Veter, 1 июня 2022 г.
«Реклама — двигатель прогресса». Известное изречение. Но Генри Каттнер решил посмотреть на него с другой стороны — со стороны пресыщенного рекламой будущего. И получилась не совсем приглядная картина, больше напоминающая не прогресс, а самый настоящий сумасшедший дом. Похожие интонации звучали и в рассказе Джеймса Балларда «Вы будет покупать, доктор!» Странно то, что рекламу критикуют те американцы, которые изобрели ее и сами зависят от ее успешности. Видать, не всё гладко и красиво в мире маркетинга. Западная фантастика любит прорабатывать сюжеты, в которых гиперболизируется одна из характерных сторон жизни капиталистического общества. Еще Маркс в свое время сказал, что подобная форма организации общества порочна по сути и не терпит никаких глобальных вариаций, ибо все они без исключения приводят к весьма печальным последствиям. Изобретать эти вариации можно до бесконечности и практически не исчерпать до дна: можно привести целую кучу произведений, написанных по данному шаблону («Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика, «Корпорация Бессмертие» Роберта Шекли, «Город и звезды» Артура Кларка, трилогия Гаррисона «Родина» и проч.). Главное тут — не потеряться в выборе вариантов и построить приличную фабулу. Рассказы для данной задачи несколько мелковаты, ибо ограничены объемом и не дают развернуться фантазии. Как правило, они показывают только одну сторону жизни, игнорируя все остальные. В данном случае — негативную роль рекламы, от которой люди бегут в своеобразные «дома тишины» (или «Райские кущи»). Забавно (и поучительно) сравнить свою реакцию с реакцией героев и сделать соответствующие выводы. К сожалению, современное общество их до сих пор не сделало и с увлечением продолжает наступать на пресловутые грабли.
--------------
РЕЗЮМЕ: поучительный рассказ о негативной роли рекламы в жизни общества. Те, кто еще помнит Интернет без рекламы, легко поймут авторскую иронию и полностью с ним согласятся.
Writ-ovich, 1 мая 2020 г.
«День не в счёт» — это рассказ-гротеск, в котором представлено общество будущего, настолько истерзанное разнообразной рекламой, что ее воздействие разрушительно сказывается на жизни каждого его члена.
Более-менее состоятельные люди (в числе которых и герой рассказа) вынуждены тратить значительную часть своих доходов на защиту от рекламных посягательств, однако реклама то и дело прорывается через эти барьеры. Каттнер мастерски передает атмосферу города будущего, в котором слова, диалоги и даже мысли жителей то и дело прерываются рекламными слоганами. Рекламные вымогатели способны даже принимать облик дорогих вам людей, чтобы навязать свой товар.
Наиболее жалкие жертвы становятся подражателями героев рекламных роликов. Наконец. есть и такие люди. которые прячутся от действительности в «Райских кущах» — мире, защищенном от рекламы (о чем известно опять-таки из рекламных объявлений).
Реклама совершенно разрушает жизнь главного героя рассказа и душу его возлюбленной, вышедшей за него замуж только для того. чтобы украсть все его деньги, необходимые ей для возвращения в «Кущи».
Кажется, что женщина, в отчаянии идущая на преступление для того, чтобы спрятаться от рекламного прессинга, заслуживает сочувствия. Как бы не так! Преступление спланировано расчетливо и безжалостно и, пожалуй. самое ужасное для героя в том, его возлюбленная предпочла его живой и настоящей любви объятия растиражированного рекламного фантома.
Рассказ отличный!»
Zlata.24, 21 декабря 2018 г.
Автор выносит вердикт: «нет спасения от иллюзорного мира» и своим удивительным рассказом доказывает это. Нарисованный более полувека назад мир будущего — для нас уже в прошлом, а потому мы можем с бОльшим багажом знаний и опыта оценить труд писателя. Засилие рекламы, направленной на привлечение потенциального покупателя, перешагнуло допустимые нормы, и уже рекламодатели бьются за своих клиентов насмерть. В чудовищных условиях практически невозможно сохранить способность четко мыслить и здраво оценивать свои потребности, приобретая то, что необходимо, а не то, что навязывают. Оглянитесь, найдется ли тот, кто ни разу не поддался на всевозможные акции-бонусы и не вышел из магазина с «лишней» вещью. Правильно автор пишет: нас зомбируют рекламой с детства, и страховка от навязчивой рекламы — вполне допустимое направление в будущем.
С женским коварством и лицемерием, собственно, как и с рекламой, всё предельно ясно: было, есть и будет. От обмана не застрахован никто, тем более люди с открытой душой. Тот, кто ценит истинные чувства, просто побоится обидеть другого недоверием и будет до последнего верить в чудо, что и произошло с героем рассказа.
Но лично меня зацепила другая изюминка рассказа — Междугодье. День, который не в счет. Что за день, почему не в счет, откуда взялся... Законности не имеет, а судьбы людей меняет всего за сутки. Один из отзывов на книгу помог понять причину возникновения такой фантазии: меняя исчисление календаря, определив 13 месяцев по 4 недели, мы обнаружим лишний день, не вписывающийся в год. В придуманном Каттнером мире так и произошло — официальный день для прожигания жизни, который не имеет силу принятых в нем решений. Удобен для всех, кроме самых доверчивых...
Сказочник, 29 июля 2020 г.
Здравствуй, Филип Дик. Присаживайся, впитывай... Идея очень схожа с тем, что из произведения в произведение подавал нам Дик. Рассказ мастерский. Да, здесь всё гипертрофировано, однако вполне себе похоже на реальность. Общество потребления кусает себя за хвост, убивая и любовь, и дружбу, и вообще искренность как таковую. Заменяя голограммами, пластиком и трубочками.
maxxx8721, 10 апреля 2020 г.
Если бы я прочитал этот рассказ, когда был студентом, то наверняка врубился бы в него, потому что всяческие остросоциальные или антиутопические модели меня тогда весьма привлекали. Рассказ по атмосфере очень дикковский.
«День не в счет» показывает общество потребления, где реклама проникла в жизнь каждого человека и диктует ритм, стиль и правила жизни. Реклама указывает, что нужно купить, где нужно жить и на кого нужно быть похожим. И несмотря на то, что всем одинаково с рождения штампуют мозги, кто-то подвержен влиянию рекламы сильнее, кто-то слабее, в силу природной сопротивляемости. Но от женских чар и хитрости не застрахован никто.
Рассказ имеет актуальность и сегодня, потому что реклама сейчас практически везде: она раздражает, ее хочется промотать, пропустить, отключить. Реклама — двигатель торговли, и мы живем в век товарно-денежных отношений. Так уж вышло, что без рекламы сегодня никак. Человеку всегда хочется что-то купить, а продавцу всегда есть что продать Но все-таки антиутопия на то и антиутопия, что показывает доведенные до крайности, иногда до абсурда, негативные моменты общества. В силу все-таки здравого рассудка большей части населения, считаю воплощение антиутопий в реальность маловероятно.
lieven, 10 апреля 2015 г.
Рассказ действительно здорово предвосхитил будущее. Сейчас нет большой необходимости в огромных рекламных щитах, когда у каждого есть гаджет, а люди проводят с ними уже больше времени, чем без них. Новости, игры, развлечения — всё это уводит человек от самого себя. Очень понравился главный герой, его проблема не в том, что он «недалёкий лох», как здесь указали. Совсем нет, просто он старомоден и не вписывается в «прекрасный новый мир» с его нормами и правилами. Ведь именно реклама, начиная с определённого времени, определяет, как должны строиться отношения, к чему каждый должен стремиться. Особенно это актуально для американской культуры, у которой нет древних традиций, что облегчает возможности для манипуляции. Главный герой обманывается, потому что не мог не обмануться, именно любовь к живой девушке делает его человеком.
Очень сложно вырваться из мира, где подавляющее большинство играет по навязанным правилам, тем более таким завуалированным и тонким, как в обществе потребления. Я бы не смеялся над героем и тем более не ставил на нём крест: путь к себе лежит через испытания и ошибки.
god54, 2 сентября 2013 г.
Можно ли было понять в советское время этот рассказ. Конечно, нет. Он становится понятен лишь сегодня, когда реклама достигла, а вернее достала нас по полной программе, и огромная масса людей работает в этой области, чтобы довести это безобразие до идеального подчинения человека своим потребностям, а остальные с радостью защищают права, неизвестно кого утверждая: рекламу нельзя запрещать, это нарушение прав производителей на продажу их качественного товара. Вот здесь и возникает вопрос: качественного?! А вторая часть рассказа — это судьба тех, кто подсел на иглу зависимости. А зависимость может быть любой разновидности: компьютерной, наркотической, игорной, иллюзлорной... Одним словом хороший, пророческий рассказ.
IsMyWar, 18 августа 2014 г.
Мрачное будущее я увидел в этом рассказе,как видишь очертание чего то сквозь туман.Жутковато если чесно.
Gourmand, 10 мая 2015 г.
Перевод Литинского понравился больше. Чётче и в то же время красочнее.
Рассказ грустный, но правдивый. Ситуация доведена до предела, но разве мы сейчас уже не видим признаки этого? Хотя, уверен, весь этот мир таков только в понимании героя. Другие люди прекрасно к нему приспособились. И от этого ещё грустнее.
Yazewa, 25 июня 2010 г.
Замечательно сильное предсказание, сделанное более полувека назад. (Если представить уровень развития рекламы в тогдашнем СССР — немыслимая фантастика!)
Какой мир выберет человек, если средства позволят ему сделать этот выбор: реальный или иллюзорный? По сути, имеет место парадокс: уходя от мира рекламы, героиня выбирает жизнь, предложенную ей этой самой рекламой. Ради нее — этой жизни -можно обмануть, обокрасть, возможно — и убить. Что это напоминает? Да, именно наркотик. Или — вспомним АБС! — слег. Всё это в разных формах уход от реальности, уход в несуществующий, но сладкий мир. За которым — пустота. Конец. И человека, и — цивилизации...
darkseed, 5 октября 2009 г.
Понимаю, почему рассказ прошел препоны нашей цензуры в 60-х. Так убедительно показать порочность общества потребления, с засилием рекламы, с искусственно создаными кумирами, на которых призывают равняться ( фильм «Симона» с Аль Пачино ), общество, разрушающее лучшее, что есть в человеке — дружбу, любовь...
Конечно, в рассказе все преувеличено, но, чем черт не шутит, могло ведь быть и так.
Alexandre, 26 апреля 2009 г.
Мне тоже не понравилось коварство героини, впрочем сам я был бы от такого застрахован. Я доверяю своей жене (проверено в течение многих лет), а всем другим доверяю меньше. Посторонним людям доверяю на уровне «который час». Поэтому я, как недалёкий главный герой, не попался бы в ловушку.
Сама же героиня — и вправду наркоманка, и спасения ей нет. А описанный мир — ужасен, собственно автор и добивался этого — нарисовать картину кошмарного мира, в котором нельзя жить. Зря он так, эти преувеличения рождают недоверие; на самом деле всё не так плохо, потому что если будет хуже, чем следует — упадут продажи. Ведь капитализм основан на прибыли, и, вообще говоря, на свободе конкуренции. И, если кто-то начнет прибегать к новейшим и неразрешённым методам рекламы — его сразу ограничат, и существенных преимуществ он не получит.
irish, 27 ноября 2007 г.
Мысль, заключающая в себе мораль этого рассказа — наркоман (наркоман в широком смысле, человек, страстно привязанный к чему-либо) ради своего наркотика способен на любую подлость — известна давным-давно, это знали еще первые христианские монахи, трудом всей своей жизни сделавшие очищение души от страстей. Так что я не могу согласиться с акцентами, которые расставляет Каттнер. Имхо, не навязчивая реклама виновата в том, что некая дамочка пошла на брачно-финансовую аферу, а ее (дамочки) неспособность сопротивляться искушениям и полная потеря нравственных ориентиров. Все-таки опыт христианского подвижничества убеждает в том, что святость (а в переводе на язык рассказа — иммунитет к рекламе) можно стяжать и в миру, но к этому должна быть приложена как минимум воля самого человека. Отчасти это реализует главный герой рассказа, но в итоге Каттнер делает его не героем, совершившим духовный подвиг, а «лохом», которого «кинули на бабки».
П.С. Рассказ, на мой взгляд, весьма средненький, но он еще раз проиллюстрировал принципиальное культурное между русскими и американцами. Они панически ждут врага извне — и «фабрика грез», в качестве прививки против этого страха, штампует один за другим фильмы о войнах миров и злых пришельцах, откладывающих свои личинки в человеческом организме. Мы же ждем, что нам покажут врага, затаившегося в нашей же собственной душе, врага, которым являемся для себя мы сами. Так что неудивительно, что мы американскую культуру воспринимаем как поверхностную, попсовую, а они тиражирают миф о «загадочной русской душе».
kiryn, 13 октября 2009 г.
Давно читала, но уж очень поразил и хорошо запомнился этот мир, всецело принадлежащий и подчиняющийся рекламе.