Айзек Азимов «Академия и Империя»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Империя, затухающая, но всё ещё великая и могучая, не сдается. Последний имперский генерал, командующий пограничным флотом, выходит на след Основания и видит в нём реальную угрозу для Трантора. Он решает дать финальный бой отщепенцам-учёным...
Второй том трилогии «Академия». Составлен из двух повестей, до этого печатавшихся по отдельности.
В произведение входит:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Академия» > цикл «Академия. Основная трилогия»
— журнал «Аврора 1993'08», 1993 г.
- /языки:
- русский (25), английский (4), итальянский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (28), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Агранович (1), С. Барсов (1), А. Ганько (1), А. Дилигенский (1), А. Зур (2), Р. Клочко (1), Е. Макаренко (1), М. Портной (1), Ч. Скалья (2), Е. Снигирева (1), Н. Сосновская (11), С. Хомутов (1), В. Чернышенко (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 5 февраля 2024 г.
Идентичное, только более масштабное продолжение первой части. Серьёзно, всё, что написано про первую книгу относится и ко второй. Разве что характеры стали чуть глубже и проработанней за счёт большего объёма при меньшем количестве историй — появилась прямая возможность сконцентрироваться на конкретных персонажах. Да и антагонисты вышли гораздо интересней — вполне можно сопереживать и симпатизировать как патриотично-наивному имперскому вояке, который явно ошибся с эпохой, так и Мулу. Он вообще нетипичный и харизматичный «злодей», и я абсолютно уверен, что многие, и я в том числе, болели именно за него, даже жаль, что так уж всё сложилось, но это мои личные симпатии и категорическое неприятие доктрин предопределённости.
Алираэль, 26 июня 2024 г.
“Академия и Империя” ожиданий не оправдала. Роман состоит из двух повестей. Первая, “Генерал”, ещё как-то соответствует настроению собственно “Академии”, где была некая философская идея, развитие которой и демонстрировалось на протяжении всего романа. И кажется, что “Генерал” пытается эту историю продолжать.
Вторая часть, “Мул”, — переход от того самого легендарного “Основания” к какому-то невнятному фэнтези в космосе. Непонятно как, но “Мул” умудрился взять “Хьюго” за 1946 год. Тут меньше рассуждений, больше космических перелётов, где-то за кадром даже есть пиу-пиу, а в кадре — попытка теракта. Но с идейной составляющей происходит то же самое, что внутри книги происходит с самой Академией, — упадок. Зато чуть подробней прописаны персонажи. Их даже можно отличить друг от друга. Но как космическая фантастика произведение вышло откровенно слабым. А как философская уже не работает. Хотя наверное, можно попытаться найти здесь продолжение идей “Основания”, контртезис и, собственно, рассуждения автора. Но я вижу именно попытку уйти в другой жанр. И попытку неудачную.
роботвертер, 11 августа 2020 г.
Не ожидал от Азимова такой некачественной писанины. Хотя у него есть примитивный «Лакки Старр», но я как-то думал, что на этом она закончилась. Как автор замечательных рассказов о роботах, остроумной «Профессии» и умопомрачительного романа «Конец вечности» мог писать такую ахинею? Читать скучно, интереса никакого. Сплошные бессмысленные разговоры, герои без мотивации, бедная фантазия. Если первая «Академия» была легким, непринужденным чтивом, местами самоироничным и с вкраплениями отличного юмора, то эта книга — просто лютый треш. Не думал, что так разочаруюсь в, как я думал раньше, отличном писателе. Не советую читать цикл «Академии» дальше самой «Академии».
ivan2543, 29 сентября 2017 г.
Второй том эпопеи резко отличается от первого. На этот раз «роман» состоит из двух отдельных повестей.
Первая из них, «Генерал», ничем особо не примечательна – это еще одна зарисовка еще одного трудного этапа в жизни Основания – очередного «селдоновского кризиса». Тут все как обычно, человечки мечутся, происходят какие-то интриги, сражения,
Вторая повесть, «Мул», уже интереснее. Здесь автор неожиданно деконструирует созданный им самим миф. До этого Основание было нерушимой системой, которая уверенно покоряла Галактику и готовила человечество к великому светлому будущему. Причем, не гнушаясь довольно грязными методами – цель оправдывает средства. Здесь вдруг мы видим, что, во-первых, Основание уже не то – выморочная бюрократическая структура – а, во-вторых, у него наконец-то появился опасный противник – мутант Мул, с помощью неизвестной силы покоряющий одну звездную систему за другой.
Так что за две вещи отличают второй том от первого? Прежде всего, герои перестали быть пешками на шахматной доске истории, или, по крайней мере, у этих пешек появились не только имена. Образы персонажей в этом романе проработаны гораздо лучше. И, что любопытно, особенно яркими получились антагонисты – Бель Риоз и Мул.
И вот тут не знаю, как у большинства читателей, а у меня Мул вызвал не меньшую, если не большую симпатию, чем главные герои. В конце концов, что мы знаем о нем плохого? Да, воевал и завоевывал – ну так и Основание делало примерно то же самое, только зачастую другими методами – навязывая религию или «съедая» экономику планет, хотя и насилие на данном этапе не гнушались применять. Ничего о чудовищных репрессиях на захваченных планетах в книгах не говорится, расизмом и прочей нетолерантностью Мул вроде бы не страдал, мракобесных культов не насаждал. По крайней мере, добился куда большего, чем «основатели» за рекордно короткий срок. Может быть, и построил бы процветающее, могучее галактическое государство раньше, чем мертвый Селдон? Не говоря уже о том, что сама биография Мула вызывает сочувствие и уважение к нему.
Второе отличие «Основания и Империи» от предыдущего тома эпопеи – это больший уклон в сторону развлекательной литературы. Видимо, поняв, что хроники политической борьбы с предопределенным финалом и псевдодокументальные вставки не слишком «цепляют» читателя, автор разбавил футурологические построения шпионскими интригами, погонями и прочими элементами триллера и приключенческого романа. Здесь на первый план выходят не «сильные мира сего», а разведчики, революционеры, авантюристы – люди действия. И действия этого, то есть экшена, становится больше. С одной стороны, это делает книгу проще и наивнее, с другой стороны, эта остросюжетность не дает отвлечься от чтения и позволяет проще воспринимать авторские идеи. Да и герои, как уже сказано выше, в экстремальных ситуациях раскрываются ярче, проявляя индивидуальные черты характера.
Итог: вторая часть читается легче, персонажи живее и разнообразнее, а сюжет становится непредсказуемым. Пожалуй, если бы я начал в детстве со второй части, то осилил бы таки всю эпопею. Минус в том, что в идейном плане, пожалуй, «Основание и Империя» ничего приципиально нового не несет. Однако, с учетом того, что и первый том был не лишен недостатков, оценка прежняя.
lammik, 10 августа 2022 г.
Пока Основание на Терминусе готовит приход Второй империи, Первая никуда не делась. И вот уже молодой и полный амбиций генерал Бел Риоз решает добыть немного славы, разгромив миры Основания. И только «мёртвая рука Гэри Селдона» способна остановить нашествие.
Роман состоит из двух частей. И присутствие их в составе одной книги кажется чьей-то шуткой. Часть первая, «Генерал», хорошо бы смотрелась в составе первой книги цикла. Историческая предопределённость, против которой нет шансов у обычного человека. А вот вторая показывает, что бывает, когда за дело берётся человек необычный. Грозный мутант Мул вскрывает как нож консервную банку все психоисторические построения Селдона, и вот уже череда политологических этюдов сменяется фантастическим детективом с финальным твистом и даже с историей обречённой любви. Полагаю, все читатели, что жаловались на скучность «Основания» и «картонных персонажей» остались довольны. Тут с ними всё в порядке, особенно хорош старый чудаковатый доктор Эблинг Мис и сам властелин Галактики Мул. Остаётся ждать, что же придумает Второе Основание для того, чтобы вернуть Галактику на предсказанный Селдоном путь.
Ну и невозможно отрицать влияние трилогии на дальнейшее развитие фантастического и не только жанра. Даже Вадим Панов аж через полвека до какой-то степени возродил Мула в образе Первого князя Тёмного двора Ярги.
Manowar76, 13 октября 2021 г.
Не ждал, что меня так быстро потянет прочитать вторую часть трилогии. Но что-то в первом романе есть такое, что заставляет вернуться в мир Гари Сэлдона.
Часть первая. Генерал.
Со времени последней повести «Основания» прошло пятьдесят лет. И расширяющееся Основание входит в соприкосновение с дряхлой, но всё ещё могущественной Империей.
Талантливый военачальник, болезненный император, его всемогущий коварный конфидент. И против них — очередной гениальный шпион-торговец и престарелый революционер, ненавидящий Империю.
Флоты звездолётов и захваты планет есть, но где-то на третьем плане. На втором плане — ум, интриги и многоходовочки. Но главным является постулат психоистории о том, что Империя на этапа угасания физически неспособна выигрывать захватнические войны. Всё просто: две роли — Генерал(Г) и Император(И), и два режима — Сильный(+) и Слабый(-), дают нам всего четыре состояния: при И+ и любом Г — Империя стабильна, но не развивается, как и в случае Г- и И-. И только в состоянии Г+ и И- возможны захватнические войны, которые будут неудачны потому, что И- будет завидовать популярному Генералу, отзовёт, очернит и казнит его. Если же Генерал и Император будут в одном лице, то во время присутствия Генерал-Императора на театре военных действий произойдёт переворот и смещение данной персоны. Спорно, но любопытно.
Часть 2. Мул
Пожалуй, наиболее интригующая часть всей трилогии.
Загадочный мутант Мул, появление которого не мог предсказать даже Сэлдон, легко завоёвывает Основание. Противостоят Мулу только системы независимых торговцев и демократическое подполье Основания.
В этой части можно увидеть парафраз Второй Мировой, а в образе Мула — Гитлера. Блицкриг, тяжёлые будни в рабочем тылу, огромное количество коллаборационистов.
По форме часть про Мула наиболее близка к традиционной олдскульной космической фантастике: несколько героев совершают квест-путешествие по обитаемой Галактике Азимова. Будут как знакомые по предыдущим местам локации, так и совершенно новые места.
По факту уже триста лет идёт предсказанный Сэлдоном упадок. Но упадок этот какой-то неубедительный. Основание вернуло в Галактику атомную энергию, объединило многие миры.
Мул, в принципе, ничем не отличается от Основания, за исключением того, что всем понятно, что после его смерти всё окончательно развалится.
Новаторство части про Мула в том, что хэппиэнда, как такового нет, и Мул, вроде как, остаётся у власти.
Какая суперспособность у Мула? Внушение эмоций и через них — любого модуса поведения: от искренней преданности до непреходящей депрессии и гибели.
Читается замечательно!
Скоро доберусь до третьего романа.
9(ОТЛИЧНО)
ghogin, 26 сентября 2022 г.
Отличное продолжение провидческого цикла столпа мировой фантастики. Роман состоит из двух разноплановых и неравноценных повестей. И если первая провесть вполне ожидаемо укладывается в основную канву цикла то «Мул» определенно преподнесет несколько сюрпризов.
Ползучая «мирная» экспансия с помощью торговли, торговые войны, технологическая игла, информационные войны, ложь и манипуляция, деградация и крах империи. Будущее по Айзеку Азимову наступило несколько раньше.
ВладимирВас, 6 декабря 2021 г.
Вряд ли кто-то начнет читать цикл произведений в который входит «Академия и Империя» именно с этого романа, а значит читатель этих строк уже знает кое-что, как минимум, о книге «Академия». Я поставил циклу и первой книге оценку восемь в том числе потому, что сама сюжетная линия такова, что каждая следующая страница может непредсказуемо изменить течение повествования, а от этого дополнительная интересность.
Так вот вторая книга лишена этого достоинства и в ней достаточно быстро становится ясно и кто главный злодей, и чем все закончится. И ты читаешь с настроением «Айзек, ты же мэтр, ну удиви меня!», а дочитываешь ничем не удивленный и с чувством обманутых ожиданий.
Главные персонажи в романе уже не меняются, как в первой книге, но от этого не особенно становятся более родными и все по той же причине — автор не раскрывает их душу и внутренние переживания, не вносит в повествование эмоциональные ответвления с превозмоганиями и внутренними противоречиями. Все просто и плоско...белые справа, красные слева и очень быстро понятно кто волк в овечьей шкуре.
Поэтому даже 7/10 из уважения к авторитету автора.
Iricia, 27 декабря 2020 г.
Две повести, из которых состоит роман, оставили диаметрально разные впечатления после себя. «Генерал» практически ничем не запомнился. Написан, он, конечно, уже на порядок лучше, чем предыдущий роман: персонажи уже воспринимаются живые люди, повествование ведется куда более художественно и обстоятельно, чем в предыдущем романе.
Но сюжет… кажется, будто Азимов в какой-то момент загнал себя в тупик или оказался в тисках заданных собой же условий: трудно создать какую-то глобальную интригу, когда в центре сюжета имеется предсказание, которое утверждает, что с высокой степенью вероятности «всё должно быть хорошо». На протяжении нескольких предыдущих повестей читатель убеждался, что да, всё в итоге идет, как и было задумано великим ученым, и по сути вопрос стоял только в том, как именно главные герои могут добиться этого самого «хорошо». Или даже наоборот, как «всё хорошо» может случится вне зависимости от действий героев, потому что законы психоистории работают именно так, как и было просчитано Селдоном.
Собственно, в «Генерале» всё именно так и происходит: на протяжении всей повести персонажи совершают какие-то сюжетные телодвижения, чтобы в результате выяснилось, что вне зависимости от их поступков всё в итоге складывается, как и должно, вне зависимости от того, что они сделали или не сделали.
Однако в следующей повести эта схема дает сбой, и честно говоря, меня это приводит в восторг. Сцена в хранилище в «Мул«е является для меня любимой, хотя её немного портит тот момент, что позже поясняется, что на реакцию присутствующих повлияли извне. Впервые за время чтения я ощутила глобальность происходящего, описание завоеваний Мула и растущее ощущение безысходности и неопределенности выглядели куда более привлекательно на фоне прошлых романов, в которых всё равно оставалось впечатление, что в конце концов всё разрешиться, вопрос только в том, как именно.
В романе впервые в цикле (если не считать приквелы, написанные позднее первой трилогии романов) появляется полноценный женский персонаж. В первой книге упоминаются ровно две женщины – супруга какого-то второстепенного героя и служанка, у которой даже не было ни одной реплики и вся сюжетная функция которой заключалась в том, чтобы на неё можно было надеть украшения. Мне нравится Бейта, она запоминается, и её роль в сюжете трудно переоценить. У меня сложилось впечатление, что отчасти именно в силу того, что в сюжете необходимо было построить глубокую эмоциональную связь между персонажами, Азимову понадобился персонаж женского пола. Неприятным моментом является то, что в романе над героиней как минимум два раза виснет угроза пленения с последующим сексуальным насилием, с чем я меньше всего ожидала столкнуться у этого писателя.
Не хочу спойлерить, но не могу также не упомянуть Мула и Магнифико. Не знаю, задумывалось ли это изначально, но интрига вокруг личностей этих двух персонажей была достаточно очевидна с тех самых пор, как Азимов описал обстоятельства, при которых последний присоединяется к героям. И тем не менее, эти персонажи кажутся мне довольно интересными.
Zombie 1st class, 28 апреля 2020 г.
Второй роман из грандиозной космооперы Азимова продолжает хронику упадка и краха единой общегалактической цивилизации — и зарождения на ее руинах новых очагов прогресса.
Первая где-то треть книги повествует об одной из последних попыток агонизирующей Галактической Империи провести реконкисту отколовшихся секторов. Генерал Бел Райоз, выдающийся военно-политический деятель, планирует преломить ход исторических процессов, уничтожив Основание, главную, по его мнению, угрозу для центральной власти.
Ключевое место в этой истории занимает любопытная мысль, имеющая массу подтверждений в истории: сильный военачальник и сильный правитель никогда не могут существовать в рамках одной страны и уживаться долгое время. Или полководец свергнет императора и сядет на трон сам, или император казнит/разжалует полководца в целях самосохранения. И неважны даже их реальные намерения и желания – важна потенциальная опасность. Генерал, возможно, и в мыслях не держит захвата власти, а правитель, быть может, нуждается в генерале для войны с внешними врагами. Но конфликт между ними почти всегда становится неизбежен, и побеждает тот, кто успевает нанести первый удар. Как нетрудно понять, именно эта закономерность была использована представителями Основания для отведения от себя имперской угрозы.
Другая опасность, грозящая Фонду/Основанию спустя еще столетие – куда серьезнее. Старая Империя уже давно развалилась, окончательно и бесповоротно – от нее остался лишь десяток аграрных миров, да никому не нужная полуразрушенная столица под властью императора-маразматика. Но в хаосе всеобщего распада, сепаратизма, технической и социальной деградации, на периферии неожиданно зарождается новый центр силы: некий самозванный правитель, известный лишь под псевдонимом «Мул», начинает строительство собственной межзвездной державы, один за другим поглощая имперские осколки. Кажется, что никто и ничто не может его остановить: пройдя за несколько лет путь от лидера мелкой пиратской шайки до повелителя целого сектора, Мул шагает от победы к победе. Целые планеты и флоты сдаются без боя, сильнейшие противники вступают в бессмысленные ссоры, бьют друг друга в спину и растрачивают силы в междуусобных войнах, прежние заклятые враги Мула присягают ему на верность и становятся преданными соратниками завоевателя. Перед Основанием впервые встает вызов, неучтенный в психоисторических прогнозах Селдона – появление человека, обладающего НЕчеловеческими способностями.
Это ровно так же круто, как и оригинальное «Основание». Сюжетных линий и персонажей поменьше, но зато отличная интрига — особенно во второй части. Раньше-то — вся история развивалась более-менее по накатанной дорожке, предсказанной Селдоном на основе анализа социально-политических тенденций. Однако появление на сцене контролирующего чужие разумы анхумана ломает все планы и спутывает все карты. Теперь ни в чем нельзя быть уверенным, и события могут вывернуть совершенно в любую сторону.
saranac, 5 марта 2020 г.
Долго откладывал на потом прочтение данной книги, начитавшись отзывов, что у Азимова сухой язык, плоские персонажи, все схематично и поверхностно написано, кто-то говорил, что мало логики, так же очень много отзывов о том, что лучше пропустить первую Академию иначе пропадет интерес ко всей серии и сразу начинать с Академии и Империи. Так и сделал, начал сразу с Академии и Империи. Я читал и просто получал удовольствие от романа, не смотря, что он написан 70 лет назад читается на одном дыхании и первая и вторая повесть из которых состоит роман.
Dimova, 11 июня 2017 г.
Во второй книге появление Мула, как глоток свежего воздуха. Сюжет становится более интересным и захватывающим. Уж как-то гладко и скучно продвигался план Селдона, что-то да должно было пойти не так. Мул — необычный человек, которому удалось вывести из равновесия намеченный ход событий. Это привлекает внимание к его персоне.
wolobuev, 31 декабря 2015 г.
Наконец-то я вроде бы попал на «настоящего» Азимова. А то читал его ранние поделки и удивлялся — что находят в этом люди? Трэшевые боевички — и только. А тут — пожалуйста: и психология, и сюжетные выверты, и какая-никакая интрига (хотя личность Мула я угадал ближе к середине романа).
Антуража, как и в первой «Академии», здесь нет. Если вам нужен глубоко прописанный мир, вы ошиблись дверью. Но тут хотя бы появляются живые личности, а не картонки, как раньше. Здесь начинается литература! Здесь появляется конфликт!
Вообще, вторая «Академия» выглядит антитезой первой. Демократия Терминуса, с которой Азимов носился как с писаной торбой, уступает место диктатуре, причём, уступает совершенно логично, без ходульных злодеев, вроде императора Палпатина. А наследственная диктатура, в свою очередь, рушится по причине зацикленности на личности правителя. И вот этого-то правителя, Индбура Третьего, Азимов вывел очень вкусно, выпукло, зримо. Бухгалтер на троне — это ж замечательно! Ухаживает за садиком, рисует геометрические фигуры — как мило! Именно такими вот деталями вторая «Академия» и подкупает. А как ювелирно показаны последние дни независимого Хейвена! Тут вам и насмешки над патриотизмом (очень актуальные, кстати), и трепотня официантки по телефону, и упавший в тарелку защитный щиток — из таких вот мелочей и складывается ощущение. А как хорош временщик Коммейсон, цепляющийся за власть на осколках империи! А Магнифико Гигантико — это ж придумать надо было такое имечко! Но лишь в конце понимаешь, что взято оно не с потолка и скрывает в себе громадный комплекс неполноценности. Начинаешь вглядываться в его внутренний мир, и оторопь берёт.
Всё вышесказанное относится ко второй части романа. Первая на её фоне выглядит бледной молью с массой роялей и отсутствием жизни. Ничего хорошего про неё сказать не могу. Чистой воды отрыжка первой «Академии» со всеми её родимыми пятнами: сюжетными натяжками, космооперными штампами и ходячими лозунгами. Единственный, кто говорит там как человек — это пленённый торговец. Но и он вскоре скатывается в УГ, принимаясь излагать. А уж финальный выверт — и вовсе ни к селу, ни к городу. Теоретически, конечно, Азимов прав, но чрезмерная прямолинейность портит дело. А при наличии отсутствия выпуклых персонажей первая часть и вовсе вызывает грусть.
fsherstobitov, 17 июля 2017 г.
Вторая книга трилогии состоит из двух частей. Первая часть — «Генерал» — копия первой книги, толкающая читателя по рельсам истории, предсказанной Селдоном, в которой главные герои никак не влияют на сюжет.
А вот вторая часть — «Мул» — и стилистически и сюжетно является отдельным произведением. В плане Селдона что-то пошло не так и героям предстоит выяснить, что именно и почему. Если «Академия» и «Генерал» — эпические полотна, рассматривающие эволюцию Галактики на протяжении столетий, то «Мул» — приключенческий детектив, наполненный экшеном и загадками. Конечно, внимательный читатель разгадает финальный твист задолго до конца, но это не делает книгу менее приятной. Скажу честно, мне вторая часть понравилась существенно больше первой. Надеюсь, завершение трилогии будет похоже на нее.
Yamada, 29 августа 2016 г.
Всё, что мне понравилось в этом романе, так это уход Мула со сцены всегаллактического масштаба. Он не был явным тираном, по-сути никого не гнобил, но сумел подчинить своей воле всех и вся. Мул, как явление, хоть и продолжалось недолго, но не было расчитано гениальным Селдоном и поэтому стоит внимания. И тем не менее, после правления Мула всё становится на свои места, так, как об этом предполагал Селдон. Империя никак не хочет терять безмерную власть над сотнями миров и находит «крайнего» в лице Основания, при чём сама переживает не лучшие времена и вот-вот разрушится наподобии колосса на глиняных ногах. Не знаю, возможно, Азимов таким образом хотел высказать своё отношение к стране, в которой родился или же писал просто по заказу, как бы на публику, но мне кажется, что во всех этих имперских генералах проглядывается всё представление американцев середины 20-го века к Советскому Союзу. Во время чтения этого романа у меня возникло чувство, что автор пытается выдать желаемое за действительное и провести аналогию между СССР и галлактической империей. Учитывая, что роман вышел в 1952-м году, когда у власти был ещё Сталин, когда ещё не было карибского кризиса, но отношения между СССР и США уже были далеко не союзнические, то вполне можно предположить, что под галлактической империей Азимов подразумевал «империю зла». Как бы там ни было, а роман у него получился достаточно качественный, однако, не без изъянов. Та же сухая конкретика, что и в предыдущем романе, та же постоянная смена ведущих персонажей, тот же хронологический стиль. Вполне логическое продолжение «Основания».
Хочу ещё добавить, что вся основная трилогия «Академии» во многом напоминает мне «Марсианские хроники» Рэя Бредбери, от которых, по правде говоря, я далеко не в восторге. Но в отличии от Бредбери Азимов не уделяет такого внимания всей суровости и жестокости жизни в космосе, а показывает наглядный пример как зарождаются, сияют и гаснут миры далёкого будущего. Поэтому и отношение моё к произведениям Азимова на порядок выше, чем к произведениям Бредбери.