Айзек Азимов «Академия и Империя»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Империя, затухающая, но всё ещё великая и могучая, не сдается. Последний имперский генерал, командующий пограничным флотом, выходит на след Основания и видит в нём реальную угрозу для Трантора. Он решает дать финальный бой отщепенцам-учёным...
Второй том трилогии «Академия». Составлен из двух повестей, до этого печатавшихся по отдельности.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Академия» > цикл «Академия. Основная трилогия»
— журнал «Аврора 1993'08», 1993 г.
- /языки:
- русский (25), английский (4), итальянский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (28), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Агранович (1), С. Барсов (1), А. Ганько (1), А. Дилигенский (1), А. Зур (2), Р. Клочко (1), Е. Макаренко (1), М. Портной (1), Ч. Скалья (2), Е. Снигирева (1), Н. Сосновская (11), С. Хомутов (1), В. Чернышенко (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алираэль, 26 июня 2024 г.
“Академия и Империя” ожиданий не оправдала. Роман состоит из двух повестей. Первая, “Генерал”, ещё как-то соответствует настроению собственно “Академии”, где была некая философская идея, развитие которой и демонстрировалось на протяжении всего романа. И кажется, что “Генерал” пытается эту историю продолжать.
Вторая часть, “Мул”, — переход от того самого легендарного “Основания” к какому-то невнятному фэнтези в космосе. Непонятно как, но “Мул” умудрился взять “Хьюго” за 1946 год. Тут меньше рассуждений, больше космических перелётов, где-то за кадром даже есть пиу-пиу, а в кадре — попытка теракта. Но с идейной составляющей происходит то же самое, что внутри книги происходит с самой Академией, — упадок. Зато чуть подробней прописаны персонажи. Их даже можно отличить друг от друга. Но как космическая фантастика произведение вышло откровенно слабым. А как философская уже не работает. Хотя наверное, можно попытаться найти здесь продолжение идей “Основания”, контртезис и, собственно, рассуждения автора. Но я вижу именно попытку уйти в другой жанр. И попытку неудачную.
ivan2543, 29 сентября 2017 г.
Второй том эпопеи резко отличается от первого. На этот раз «роман» состоит из двух отдельных повестей.
Первая из них, «Генерал», ничем особо не примечательна – это еще одна зарисовка еще одного трудного этапа в жизни Основания – очередного «селдоновского кризиса». Тут все как обычно, человечки мечутся, происходят какие-то интриги, сражения,
Вторая повесть, «Мул», уже интереснее. Здесь автор неожиданно деконструирует созданный им самим миф. До этого Основание было нерушимой системой, которая уверенно покоряла Галактику и готовила человечество к великому светлому будущему. Причем, не гнушаясь довольно грязными методами – цель оправдывает средства. Здесь вдруг мы видим, что, во-первых, Основание уже не то – выморочная бюрократическая структура – а, во-вторых, у него наконец-то появился опасный противник – мутант Мул, с помощью неизвестной силы покоряющий одну звездную систему за другой.
Так что за две вещи отличают второй том от первого? Прежде всего, герои перестали быть пешками на шахматной доске истории, или, по крайней мере, у этих пешек появились не только имена. Образы персонажей в этом романе проработаны гораздо лучше. И, что любопытно, особенно яркими получились антагонисты – Бель Риоз и Мул.
И вот тут не знаю, как у большинства читателей, а у меня Мул вызвал не меньшую, если не большую симпатию, чем главные герои. В конце концов, что мы знаем о нем плохого? Да, воевал и завоевывал – ну так и Основание делало примерно то же самое, только зачастую другими методами – навязывая религию или «съедая» экономику планет, хотя и насилие на данном этапе не гнушались применять. Ничего о чудовищных репрессиях на захваченных планетах в книгах не говорится, расизмом и прочей нетолерантностью Мул вроде бы не страдал, мракобесных культов не насаждал. По крайней мере, добился куда большего, чем «основатели» за рекордно короткий срок. Может быть, и построил бы процветающее, могучее галактическое государство раньше, чем мертвый Селдон? Не говоря уже о том, что сама биография Мула вызывает сочувствие и уважение к нему.
Второе отличие «Основания и Империи» от предыдущего тома эпопеи – это больший уклон в сторону развлекательной литературы. Видимо, поняв, что хроники политической борьбы с предопределенным финалом и псевдодокументальные вставки не слишком «цепляют» читателя, автор разбавил футурологические построения шпионскими интригами, погонями и прочими элементами триллера и приключенческого романа. Здесь на первый план выходят не «сильные мира сего», а разведчики, революционеры, авантюристы – люди действия. И действия этого, то есть экшена, становится больше. С одной стороны, это делает книгу проще и наивнее, с другой стороны, эта остросюжетность не дает отвлечься от чтения и позволяет проще воспринимать авторские идеи. Да и герои, как уже сказано выше, в экстремальных ситуациях раскрываются ярче, проявляя индивидуальные черты характера.
Итог: вторая часть читается легче, персонажи живее и разнообразнее, а сюжет становится непредсказуемым. Пожалуй, если бы я начал в детстве со второй части, то осилил бы таки всю эпопею. Минус в том, что в идейном плане, пожалуй, «Основание и Империя» ничего приципиально нового не несет. Однако, с учетом того, что и первый том был не лишен недостатков, оценка прежняя.
GomerX, 14 апреля 2010 г.
После прочтения второй книги «Академия» все сомнения окончательно развеялись и я убедился, что ожидал от этой серии совершенно другого. Думал что это будет действительно фундаментальная космическая сага с проработанным миров, сильными персонажами и непредсказуемым сюжетом, где добро будет сбалансированно со злом, будут образно отражены некоторые реалии современной жизни, моральных и этических проблем. Ничего этого я не увидел. Оказалось, что это обычная, ориентированная на широкий рынок белитристика, причем расчитана скорее на детей. Несмотря на хорошую задумку о психоистории и предсказуемости развития цивилизации, примитивный детективный сюжет и абсолютно бедное философское и морально-идеологическое содержание сводят на нет то положительное мнение, которое у меня было об Академии априори.
Обязательно прочитаю всю серию, но чувствую, что это будет не скоро, т.к. интереса особого у меня к этой книге теперь уже нет.
Тимолеонт, 5 февраля 2024 г.
Идентичное, только более масштабное продолжение первой части. Серьёзно, всё, что написано про первую книгу относится и ко второй. Разве что характеры стали чуть глубже и проработанней за счёт большего объёма при меньшем количестве историй — появилась прямая возможность сконцентрироваться на конкретных персонажах. Да и антагонисты вышли гораздо интересней — вполне можно сопереживать и симпатизировать как патриотично-наивному имперскому вояке, который явно ошибся с эпохой, так и Мулу. Он вообще нетипичный и харизматичный «злодей», и я абсолютно уверен, что многие, и я в том числе, болели именно за него, даже жаль, что так уж всё сложилось, но это мои личные симпатии и категорическое неприятие доктрин предопределённости.
роботвертер, 11 августа 2020 г.
Не ожидал от Азимова такой некачественной писанины. Хотя у него есть примитивный «Лакки Старр», но я как-то думал, что на этом она закончилась. Как автор замечательных рассказов о роботах, остроумной «Профессии» и умопомрачительного романа «Конец вечности» мог писать такую ахинею? Читать скучно, интереса никакого. Сплошные бессмысленные разговоры, герои без мотивации, бедная фантазия. Если первая «Академия» была легким, непринужденным чтивом, местами самоироничным и с вкраплениями отличного юмора, то эта книга — просто лютый треш. Не думал, что так разочаруюсь в, как я думал раньше, отличном писателе. Не советую читать цикл «Академии» дальше самой «Академии».
Necron, 4 сентября 2009 г.
Честно говоря, не ожидал такого высокого качества от продолжения «Академии». Вторая часть хоть и понравилась чуть меньше, но ни в коем случае не разочаровала, а в определённых местах даже восхитила. В этой книги Азимов смог избавиться от главных минусов предыдущей части: во-первых, роман уже не воспринимется как сборник рассказов, связанных между собой лишь главной сюжетной линией, во-вторых, автор наконец-то ответил на один из главнейших вопросов к первой части, а именно какое место в Плане Селдона и вообще в истории занимают отдельные личности, будь то тираны, завоеватели или даже сверхлюди.
В отличии от предыдущей книги решения кризисов не столь гениальны и неожиданны (хотя в первой части слишком многое полагалось на смекалку и удачу правителей Первой Академии), но зато они стали масштабней и захватывающей. Сюжет стал более интригующим, а после концовки вообще не остаётся иных мыслей, как поскорее начать читать продолжение.
Академия продолжает свой исторический путь в светлое будущее. Но смогут ли они верно следовать по пути великого Плана, не став при этом той загнивающей Империей хаоса, деспотизма и неравенства, которую хотели пережить?
Rattyone, 2 июля 2010 г.
Академия своеобразный цикл все же. Я прочитал уже четыре тома и по идее хотел бы написать отзыв на Академию и Империю. Но тут загвоздка. Сложно отдельно выделить роман из цикла. Сложно выдрать его из всей этой истории и сказать:« Да, мне нравится» или «Нет, не в моём вкусе». Нельзя просто взять и исключить начало и конец, оставить середину и дать ей оценку. Приведу аналогию: вы подходите к группе лиц, которые активно обсуждают что-то. Вы подошли и вам предлагают дать оценку всей дискуссии. Что вы скажете? Вот и здесь так же.
История Азимова гениальна. Его романы «Цикла» очень умные. В основном построены на диалогах (к слову говоря, как и большинство романов автора), но на фоне них развиваются действия не просто масштабные, а поистине Галактически-масштабные. Первые 2 книги истории были несколько другими, они отличались и по сюжетной составляющей и по эмоциональной основе. Сама же оригинальная трилогия просто невероятно. Невероятные сюжетные ходы Внезапные события. И отличные герои.
Второй роман трилогии вышел по хуже первого. Если в первому нельзя было придраться, то во втором есть на мой взгляд недостатки. Во-первых не очень понравилась первая часть романа. Про генерала. Такая интересная завязка — и...к сожалению неудачная концовка. Конечно, роман составлен из повестей, но состыкованы эти повести не слишком удачно. Прошу обратить внимание, что и первый роман также состоит из отдельных историй, их даже больше, чем во втором, но они очень гладко перетекают друг в друга.
Вторая часть романа также не без изъянов. Уж больно не хватило эмоциональной окраски. Почему-то совершенно не переживаешь за Академию. Да и основная загадка романа о Муле достаточно банальна и сразу же догадываешься кто он и что он. Нет интриги. К сожалению.
Персонажи на высоте. Яркие, живые. Очень понравился старик Мис. Очень обаятельные персонаж.
В итоге роман получит таки свою 8 ( после невероятной «Академии» второй роман хуже, и этого не скроешь). Получил бы возможно и меньше, но нельзя давать оценку отельной букве в слове, так же и нельзя дать адекватную оценку роману в цикле.
wolobuev, 31 декабря 2015 г.
Наконец-то я вроде бы попал на «настоящего» Азимова. А то читал его ранние поделки и удивлялся — что находят в этом люди? Трэшевые боевички — и только. А тут — пожалуйста: и психология, и сюжетные выверты, и какая-никакая интрига (хотя личность Мула я угадал ближе к середине романа).
Антуража, как и в первой «Академии», здесь нет. Если вам нужен глубоко прописанный мир, вы ошиблись дверью. Но тут хотя бы появляются живые личности, а не картонки, как раньше. Здесь начинается литература! Здесь появляется конфликт!
Вообще, вторая «Академия» выглядит антитезой первой. Демократия Терминуса, с которой Азимов носился как с писаной торбой, уступает место диктатуре, причём, уступает совершенно логично, без ходульных злодеев, вроде императора Палпатина. А наследственная диктатура, в свою очередь, рушится по причине зацикленности на личности правителя. И вот этого-то правителя, Индбура Третьего, Азимов вывел очень вкусно, выпукло, зримо. Бухгалтер на троне — это ж замечательно! Ухаживает за садиком, рисует геометрические фигуры — как мило! Именно такими вот деталями вторая «Академия» и подкупает. А как ювелирно показаны последние дни независимого Хейвена! Тут вам и насмешки над патриотизмом (очень актуальные, кстати), и трепотня официантки по телефону, и упавший в тарелку защитный щиток — из таких вот мелочей и складывается ощущение. А как хорош временщик Коммейсон, цепляющийся за власть на осколках империи! А Магнифико Гигантико — это ж придумать надо было такое имечко! Но лишь в конце понимаешь, что взято оно не с потолка и скрывает в себе громадный комплекс неполноценности. Начинаешь вглядываться в его внутренний мир, и оторопь берёт.
Всё вышесказанное относится ко второй части романа. Первая на её фоне выглядит бледной молью с массой роялей и отсутствием жизни. Ничего хорошего про неё сказать не могу. Чистой воды отрыжка первой «Академии» со всеми её родимыми пятнами: сюжетными натяжками, космооперными штампами и ходячими лозунгами. Единственный, кто говорит там как человек — это пленённый торговец. Но и он вскоре скатывается в УГ, принимаясь излагать. А уж финальный выверт — и вовсе ни к селу, ни к городу. Теоретически, конечно, Азимов прав, но чрезмерная прямолинейность портит дело. А при наличии отсутствия выпуклых персонажей первая часть и вовсе вызывает грусть.
primorec, 20 февраля 2013 г.
Все случилось, как и предсказал Гери Селдон, и теперь уже вряд ли кто сомневается, что есть такая наука — психоистория, способная предсказать события на века и даже тысячелетия вперед. И практически нет уже скептиков, способных оспорить, что есть План Селдона, а Академии Терминуса предстоит сыграть великую, объединяющую роль в возрождении человеческой Цивилизации.
Чего же спорить с очевидным, если все происходит так, как предсказывал старый ученый. Галактические империя, в которую когда-то входили миллионы миров, умирает. Медленно и мучительно, заражая своей агонией целые планеты и звездные скопления. Империя распадается на отдельные, постоянно воюющие друг с другом государства, где накопленные за века развития знания и умения постепенно забываются и исчезают в суевериях и предрассудках.
И только Академия Терминуса процветает. Здесь не просто сохранили знания, но и приумножили их, поражая скатившихся в варварство соседей технологическими достижениями, притягивая завистливые взгляды властолюбцев и «новых императоров». Так что, все идет строго «по Селдону»: последняя схватка с гибнущей Империей приближается и после нее уже ничего не помешает Академии строить новое будущее для Человечества.
И, казалось бы, сюжет абсолютно предсказуем, нет более ни загадок, ни тайн. Вот сейчас завершится очередной триумфальной победой последняя схватка Академии и Империи, и история покатит дальше и дальше строго по намеченной Великим Планом колее. И «Да здравствует Вторая Галактическая Империя!» Аминь..
Но, Мастер на то и Мастер, чтобы удивлять, когда уже этого и не ждешь. Может Великий Селдон и знает, как оно будет, но у Вселенной свои собственные планы. Пока две стороны выясняют отношения, в дело всегда с немалой выгодой для себя может вмешаться третья, воспользовавшись тем, что противники изрядно ослабили друг друга. Приготовил для нас Мастер очередной «икс» в уравнении, неизвестную величину, способную разрушить проверенный веками План Селдона, «чертика из табакерки», вносящего в уже увядающую историю свежие и интригующие нотки. Оригинальный, неожиданный, таинственный Мул, грустный клоун, вызывающий, несмотря на его роль, симпатию и сочувствие/к слову, самый живой персонаж во всем романе/.
Удачный ход, оживляющий всю историю. Интриги внутри интриг, тайны внутри тайн. Весь Великий План, который устоял перед политическими и экономическими кризисами галактического масштаба, летит к черту из-за одного человека! Может ли что-то спасти Академию? Может быть, та самая Вторая Академия, которая «на другом конце Галактики»? Придется нам вместе с Байтой и ее спутниками прогуляться с Терминуса аж до самого Трантора за этими ответами, которые неожиданно оборачиваются новыми вопросами.
А ведь разгадка была так близко, руку протяни, а тут — тот самый фактор, про который все знают, но мало, кто относится к нему всерьез, хотя он уже не раз развязывал и прекращал войны, приводил к власти и свергал правителей, созидал и разрушал целые цивилизации, менял ход истории целых цивилизаций. Всего лишь простая человеческая Любовь, а какие последствия для Галактической истории Азимова!
Dune, 30 марта 2011 г.
Дочитывал последнюю главу и не совсем понимал, зачем сие произведение так названо было. Конфликт Академии с империей был исчерпан усилиями самой империи в первых же главах. Яркий персонаж в лице торговца выглянул ненадолго и ушел в прошлое. А про гибель империй от собственных рук много написано как в хужественной литературе так и исторической, включая учебники по истории.
Затем по тексту идет калейдоскоп диалогов. По отдельности появляются новые интересные персонажи, но общая динамика и лаконичность текста не дают повода как бы насытить их притягательными красками для читателя в колличестве, достаточном для сопереживания. Персонажи теряются в событиях и собственных диалогах. Финал совсем не удивил, хотя идея эмоционального контроля хороша, но рассказана слишком сухо. Во как.
В целом читалось легко и очень быстро. Я с каждой перевернутой страницей фиксировал приближение желанного конца. Прочел и слава богу. Дело сделано, книга стоит снова на полке, 3-ю часть читать буду не скоро, хотя интрига создана хорошая. Хочу неторопливого, сочного чтения, а не холодного детектива, который читается с одной целью: узнать что же там в конце.
olvegg, 3 мая 2008 г.
Отлично. Понравилось даже больше первой книги, потому что (спойлеры):
1. В первой части план Селдона сработал наконец-то не благодаря, а вопреки действиям правящей элиты Основания.
2. Во второй части он перестал работать вовсе. Но лишь для первого Основания!
Личность Мула, или по крайней мере секрет его побед становятся понятны, конечно, достаточно рано. Несмотря на это, роман достоин высшей оценки.
Морф, 18 января 2013 г.
Во второй книге основной трилогии описываются нелёгкие времена для Академии, очередная проверка на прочность Плана Гэри Сэлдона, — нападение все еще сильной Империи в лице преданного генерала Бела Риоза и появление загадочного Мула, существа, способного в одиночку расстроить все планы Академии... В силу того, что книга составлена из двух повестей, хронологически следующих одна за другой, читается она как два отдельных произведения. В первая части и начале второй Азимов ожидаемо раскручивает сюжетную линию очередных «селдоновских кризисов», разрешаемых, как выразился генерал Риоз, мёртвой рукой Сэлдона.
В насквозь бюрократизированном обществе Терминуса, сердца и командного центра Академии, легко угадать и современное общество — общество, в котором работники ежедневно заполняют тонны никому не нужных отчетов, в результате чего на полезную работу не остается времени; в котором простому гражданину для получения законно причитающихся благ необходимо всю жизнь собирать какие-нибудь бумажки с печатями и стоять в бесконечных очередях; в котором чиновники глупы до безобразия и помышляют лишь о собственном кармане; в котором за инакомыслие упекают в места не столь отдаленные... Собственно, и без Сэлдона можно понять, что подобное общество стоит на грани — весь вопрос в том, когда температура настроений в социуме пройдёт точку кипения и разорвёт котёл застоявшейся тирании власти.
Появление некоей третьей силы — Мула — заметно оживляет сюжетную линию, и поневоле задаёшься вопросом: устоит ли точно просчитанная психоистроической наукой математическая модель развития Академии перед лицом нового врага? Ведь психоистория, по выражению самого Сэлдона, оперирует только моделями поведения больших масс людей, и воздействия отдельных людей не поддаются моделированию... Тем более, что Мул — совсем не обычный человек и наделён совершенно необычными способностями. Ответить на эти вопросы и заодно приобщиться к творчеству классика научной фантастики можно, прочитав книгу до конца, ну а мой вывод — отличное продолжение серии.
Manowar76, 13 октября 2021 г.
Не ждал, что меня так быстро потянет прочитать вторую часть трилогии. Но что-то в первом романе есть такое, что заставляет вернуться в мир Гари Сэлдона.
Часть первая. Генерал.
Со времени последней повести «Основания» прошло пятьдесят лет. И расширяющееся Основание входит в соприкосновение с дряхлой, но всё ещё могущественной Империей.
Талантливый военачальник, болезненный император, его всемогущий коварный конфидент. И против них — очередной гениальный шпион-торговец и престарелый революционер, ненавидящий Империю.
Флоты звездолётов и захваты планет есть, но где-то на третьем плане. На втором плане — ум, интриги и многоходовочки. Но главным является постулат психоистории о том, что Империя на этапа угасания физически неспособна выигрывать захватнические войны. Всё просто: две роли — Генерал(Г) и Император(И), и два режима — Сильный(+) и Слабый(-), дают нам всего четыре состояния: при И+ и любом Г — Империя стабильна, но не развивается, как и в случае Г- и И-. И только в состоянии Г+ и И- возможны захватнические войны, которые будут неудачны потому, что И- будет завидовать популярному Генералу, отзовёт, очернит и казнит его. Если же Генерал и Император будут в одном лице, то во время присутствия Генерал-Императора на театре военных действий произойдёт переворот и смещение данной персоны. Спорно, но любопытно.
Часть 2. Мул
Пожалуй, наиболее интригующая часть всей трилогии.
Загадочный мутант Мул, появление которого не мог предсказать даже Сэлдон, легко завоёвывает Основание. Противостоят Мулу только системы независимых торговцев и демократическое подполье Основания.
В этой части можно увидеть парафраз Второй Мировой, а в образе Мула — Гитлера. Блицкриг, тяжёлые будни в рабочем тылу, огромное количество коллаборационистов.
По форме часть про Мула наиболее близка к традиционной олдскульной космической фантастике: несколько героев совершают квест-путешествие по обитаемой Галактике Азимова. Будут как знакомые по предыдущим местам локации, так и совершенно новые места.
По факту уже триста лет идёт предсказанный Сэлдоном упадок. Но упадок этот какой-то неубедительный. Основание вернуло в Галактику атомную энергию, объединило многие миры.
Мул, в принципе, ничем не отличается от Основания, за исключением того, что всем понятно, что после его смерти всё окончательно развалится.
Новаторство части про Мула в том, что хэппиэнда, как такового нет, и Мул, вроде как, остаётся у власти.
Какая суперспособность у Мула? Внушение эмоций и через них — любого модуса поведения: от искренней преданности до непреходящей депрессии и гибели.
Читается замечательно!
Скоро доберусь до третьего романа.
9(ОТЛИЧНО)
Dimova, 11 июня 2017 г.
Во второй книге появление Мула, как глоток свежего воздуха. Сюжет становится более интересным и захватывающим. Уж как-то гладко и скучно продвигался план Селдона, что-то да должно было пойти не так. Мул — необычный человек, которому удалось вывести из равновесия намеченный ход событий. Это привлекает внимание к его персоне.
Yamada, 29 августа 2016 г.
Всё, что мне понравилось в этом романе, так это уход Мула со сцены всегаллактического масштаба. Он не был явным тираном, по-сути никого не гнобил, но сумел подчинить своей воле всех и вся. Мул, как явление, хоть и продолжалось недолго, но не было расчитано гениальным Селдоном и поэтому стоит внимания. И тем не менее, после правления Мула всё становится на свои места, так, как об этом предполагал Селдон. Империя никак не хочет терять безмерную власть над сотнями миров и находит «крайнего» в лице Основания, при чём сама переживает не лучшие времена и вот-вот разрушится наподобии колосса на глиняных ногах. Не знаю, возможно, Азимов таким образом хотел высказать своё отношение к стране, в которой родился или же писал просто по заказу, как бы на публику, но мне кажется, что во всех этих имперских генералах проглядывается всё представление американцев середины 20-го века к Советскому Союзу. Во время чтения этого романа у меня возникло чувство, что автор пытается выдать желаемое за действительное и провести аналогию между СССР и галлактической империей. Учитывая, что роман вышел в 1952-м году, когда у власти был ещё Сталин, когда ещё не было карибского кризиса, но отношения между СССР и США уже были далеко не союзнические, то вполне можно предположить, что под галлактической империей Азимов подразумевал «империю зла». Как бы там ни было, а роман у него получился достаточно качественный, однако, не без изъянов. Та же сухая конкретика, что и в предыдущем романе, та же постоянная смена ведущих персонажей, тот же хронологический стиль. Вполне логическое продолжение «Основания».
Хочу ещё добавить, что вся основная трилогия «Академии» во многом напоминает мне «Марсианские хроники» Рэя Бредбери, от которых, по правде говоря, я далеко не в восторге. Но в отличии от Бредбери Азимов не уделяет такого внимания всей суровости и жестокости жизни в космосе, а показывает наглядный пример как зарождаются, сияют и гаснут миры далёкого будущего. Поэтому и отношение моё к произведениям Азимова на порядок выше, чем к произведениям Бредбери.