Герберт Уэллс «Армагеддон»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Антивоенное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Сны бывают разные… Некоторые сотрутся из памяти с приходом утра, некоторые мы смутно вспоминаем. Встречаются также и яркие сны. Но иногда сон может повторяться и преследовать. Какое влияние он окажет на вас и вашу жизнь?
Входит в:
— сборник «Twelve Stories and a Dream», 1903 г.
— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.
— сборник «The Door in the Wall and Other Stories», 1911 г.
— журнал «Weird Tales, March 1926», 1926 г.
— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.
— антологию «The Nightmare Reader», 1973 г.
— антологию «New Horizons: Yesterday's Portraits of Tomorrow», 1999 г.
— журнал «Горизонт, № 4, 2020», 2020 г.
— антологию «Призрачный замок», 2020 г.
- /языки:
- русский (20), английский (7), болгарский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (1), аудиокниги (1), цифровое (1), другое (1)
- /перевод:
- М. Коваленко (2), А. Круглов (2), Е. Леонтьева (14), Б. Миндов (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 14 июля 2024 г.
Одна из граней таланта классика — создавать новые направления. Здесь Уэллс показал вариант очень условной фантастики или возможно фэнтези с попаданием духа человека во время сна в мир условного будущего, в персонажа, отказавшегося от политического влияния ради личной жизни. Мир будущего на момент написания (первый год двадцатого века!) избавлен от глобальных конфликтов, чудеса техники, в том числе боевые летательные аппараты из неизвестного рассказчику материала или сухопутные броненосцы существуют, но хранятся в запасниках. Однако не все так благостно и в светлом будущем...
В целом на мой взгляд этот рассказ, хоть и вполне увлекательный, по своим потребительским качествам несколько уступает таким вещам автора, как «Хрустальное яйцо», похожее по идее приобретения доступа к «иному миру». Зато этот текст содержит и существенно важную философскую идею — отказ от своих общественных обязательств ради личного чреват потерями и для общества, и для личного.
god54, 25 июля 2018 г.
Для меня рассказ словно распадается на две части. Первая — любовная. Такая страстная любовь, когда человек отказался от всего: карьеры, славы, возможности изменить мир... Это еще одно подтверждение, что женщины до добра не доведут, а вот разрушить могут всё. Часть вторая, которая и дала название рассказу, предчувствие великой войны, без смысла, без жалости, все со всеми до победного конца. И конечно текст: написано очень даже неплохо, слова увлекают и рисуют вполне живые картины. Чтение такого рода текстов одно удовольствия, даже можно не вникать в смысл, что-то есть такое магическое в сочетании букв и слов.
Oreon, 20 декабря 2014 г.
Честно говоря, не понял почему уважаемые фантлабовцы недооценили данный рассказ. Рассказ многогранный, атмосферный, увлекающий и погружающий в себя, в антураж дирижаблей и пожелтевшей кинохроники, не знаю как лучше выразить — в атмосферу некой техно готики что ли:). Скука пребывания в сером и невзрачном вагоне, история неожиданного спутника, дилемма между правом на личную жизнь, любовь и спасением страны или даже мира, развязка и ощущение пустоты...
По-моему современным бумагомарателям редко удается достичь такой плотности упаковки мысли, достичь таланта писательства подобного Уэлсу. Ведь будучи еще на заре технологической революции, революции в жанровом и писательском ремесле, автор смог в своем творчестве предвосхитить или зачать много разных идей и направлений фантастики. Мне, читая его уже далеко не современное творчество, остается лишь удивляться, что смог бы творить автор, будучи он более знаком с современными успехами научных и инженерных возможностей, многим ли более поздним автором свойственен подобный дар предвидения и подобная широта поднимаемых в творчестве тем...
Тут автор в форме сна своего героя предрекает глобальный конфликт, предрекает решающую роль авиации в нем (и не надо улыбаться от дерижаблей, людям в эпоху, когда авиация делала лишь робкие первые шаги, сложно было отпустить фантазию настолько, чтоб представить возможности современной военной летающей техники). Предрекает также и роль отдельной личности в развязывании подобного конфликта, делает несколько мазков всеобщего безумия и фанатизма: подругу героя толпа покрывает бранью и позором за отсутствие значка безумца-диктатора на груди. Последствия войны и оружия недалекого будущего ужасающи... Рассказ-предчуствие, рассказ-предостережение Уэлса вышел в 1901г., но увы, как и тогда так и теперь, подобное предостережение — глас вопиющего в пустыне (даже оценка произведения об этом говорит), так и не был услышан, и через 13 лет началась первая мировая война. Потом была вторая, потом... интересно, а кого автор имел в виду под «обширной северной страной» с «шайкой мошенников» у руля, взявшей на вооружение «волнующие умы глупости и громкие лозунги»?
Но рассказ впечатляет не одним лишь масштабом предвидения. Краеугольным камнем автор ставит философский вопрос жертвы личностного в угоду всеобщему благу, причем в большинстве своем такая жертва «всеобществом» может быть не принята и в итоге порицаема, личностное в результате безвозвратно потеряно. И главный герой с этой дилеммой: все потеряно, и в его власти все было изменить.. или выбрать любовь своей жизни.
Ну и финал, со своей уже психологически-психиатрической проблемой. Человек, настолько уверовал в реальность своего сна, что стал жить в нем. Но приятный сон быстро перетек в кошмар и на этом оборвался, а человек по сути остался во сне и не может вернуться в кажущуюся ему призрачной реальность.
ii00429935, 24 октября 2012 г.
Герберт Уэллс пережил две мировые войны и Хиросиму, а еще на заре ХХ века предсказал эти бедствия в рассказе с говорящим названием «Армагеддон». Предсказал, конечно, не буквально, а в форме снов своего персонажа, но сути дела это не меняет. Рассказ пронизан предчувствием глобальной катастрофы, о которой в уютном 1901 году мало кто задумывался.
Предостережение писателя услышано не было, и к тому же, на мой взгляд, Уэллс допустил два серьезных просчета. Сделал своего персонажа крупным политиком, из тех, что вершат судьбы мира. А еще создал для него надуманную проблему: чтобы предотвратить войну, надо отказаться от любви. Трудновато представить себя на месте такого героя, и сопереживать ему тоже не очень получается.
«Армагеддон», пожалуй, заслуживает одного прочтения, но я бы порекомендовал идейно близкий роман «Война в воздухе». Там Уэллс справился с поставленной задачей не в пример удачнее.
Nick16, 26 января 2013 г.
Я в шоке (честно говоря сам не знаю почему О_о ).
По моему мнению, очень глубокомысленный рассказ. И одновременно многозначный. Прочитав название, я думал, что этот рассказ будет очередным боевиком или хотя бы касаться войны с пришельцами, завоевание территории и т.д. Но оказалось я ошибался, чему очень рад. На самом деле всего лишь рассказ одного человека другому о своем сне... Но как же он это рассказал! Чувствовалось собственное присутствие в этом сне. Единственное, что мне не очень понравилось, так это чрезмерная сентиментальность, но это никак не портит мнения о нем. Мне кажется, благодаря именно сентиментальности у автора получилось передать атмосферу всего рассказа.