Роберт Силверберг «Путеводная звезда»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Бывает любовь мужчины к женщине, бывает женщины к мужчине, а бывает любовь к Родине. А ещё бывает любовь к инопланетянину. И пусть внешностью он мало чем отличается от краба, воображению поэтессы это не мешает.
«Январь 1970 года. Эпоха мюзикла “Hair/Волосы”, психоделической революции, президентуры Никсона и многих прочих необычных культурных явлений. Я живу в огромном доме в одном из наиболее замкнутых и консервативных кварталов Нью-Йорка, но уже с некоторых пор не стригусь, начинаю носить сандалии, брюки в отчетливо обозначенную полоску, ярко расцвеченные рубашки из полиэфирного волокна. Еще не знаю об этом, но уже начинаю поддаваться той волне, которая через год-другой забросит меня в круговорот совершенно новой удивительной жизни в Калифорнии. И этот рассказ – нечто вроде предварительного отчета о моих исследованиях буйно расцветавшей в тот момент контркультуры. Отель, в котором разыгрывается действие рассказа, это легко узнаваемая версия знаменитого “Chelsea Hotel”, причудливого монстра XIX века в нижнем Манхэттене, где издавна любили селиться авангардные художники самого разного пошиба, что, насколько я знаю, продолжается и до сих пор. (Я познакомился с этим местом благодаря тому, что именно там обычно останавливался Артур Кларк, когда приезжал в Нью-Йорк. Артур, быть может, не больно-то и похож на авангардного художника, но вспомните: ведь это именно ему принадлежала основополагающая концепция фильма-манифеста шестидесятых годов “2001: Космическая одиссея” режиссера Стэнли Кубрика, и он чувствовал себя в этом отеле как дома).
Мог ли бы пришелец-космит жить в “Chelsea Hotel” девять лет никем не замеченным? Почему бы и нет? Мог ли бы он в один из жарких нью-йоркских месяцев впутаться в сексуальную аферу с непризнанной поэтессой, жившей на том же самом этаже? Почему бы и нет? Почему нет? Мог ли бы он в нее влюбиться и даже жениться на ней? Полный, как мы тогда говорили, улет. Но почему бы и нет? Вполне приемлемый замысел для рассказа. А ведь именно так звучал девиз того времени: «Почему бы и нет? Почему бы и нет? Почему нет?»» (Роберт Силверберг)
Входит в:
— журнал «If, May-June 1970», 1970 г.
— сборник «The Reality Trip and Other Implausibilities», 1972 г.
— антологию «This Side of Infinity», 1972 г.
— сборник «Needle in a Timestack», 1979 г.
— антологию «Aliens!», 1980 г.
— антологию «Worlds of If: A Retrospective Anthology», 1986 г.
— антологию «Off Limits: Tales of Alien Sex», 1996 г.
— сборник «Ringing the Changes: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 5», 1997 г.
— журнал «Если 1997'5», 1997 г.
— антологию «Aliens Among Us», 2000 г.
— журнал «Мир «Искателя», 2000'3 (18)», 2000 г.
— сборник «Something Wild Is Loose: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Three (1969-72)», 2008 г.
— антологию «Passing for Human», 2009 г.
— сборник «First-Person Singularities», 2017 г.
— антологию «Истинная любовь», 2020 г.
— антологию «Яйцо глака», 2020 г.
- /языки:
- русский (5), английский (17)
- /тип:
- книги (16), периодика (3), самиздат (2), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Новицкий (2), К. Сошинская (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 18 декабря 2024 г.
Силверберг пытался в ситкомный юмор, но получилось средне. Согласен с теми, кто писал об удачном начале, но автор быстро выдохся, комизм закончился и превратился в нелепость и банальщину в стиле «Любви все виды покорны». Впрочем, история мне всё равно понравилась — она в меру нелепая, забавная, ни на что не претендует и неплохо развлекает читателя.
ahenobarbus, 14 октября 2018 г.
Неплохо задуманная, но скучновато рассказанная история. Без юмора, я бы сказал. И это несмотря на явно иронический авторский посыл. Томящаяся героиня и томящийся герой вызывают смутное уныние. Читаешь и думаешь: ну, зачем всё это? Включение в сюжет второго инопланетного агента кажется поначалу полнейшей нелепицей, правда, потом это ружьё стреляет и даже вполне попадает в цель, так что пусть его. Вообще, финал всё немного оживляет, но не спасает рассказ в целом. Уж слишком «Путеводная звезда», несмотря на тему с перчинкой, получилась пресной, местами даже немного нудной.
god54, 17 сентября 2015 г.
А начинался рассказ так интересно: впервые представлен образ инопланетянина-наблюдателя на Земле. Так сказать взгляд изнутри. Свежо, оригинально, интересно. А вот далее, толи ирония, толи юмор: любовь взбалмашной девицы. Недавно в телепередаче «Званный ужин» видел подобный образец. Я не выношу данную передачу, но ради неё я просмотрел все пять выпусков. Копия данной девицы. Мозги набекрень и напоказ. Одним словом данное произведение для меня глубоко ироничное и издевательское по отношению к отдельным представителям человеческого рода. А рассказ чем-то напоминает рассказ А.Чехова на похожую тему.
Vargnatt, 6 января 2011 г.
Чистейший трэш от маэстро Силверберга: тут вам и мыслящие крабы-шпионы, любящие своих крабих, но не брезгующие земными женщинами. Тут и земные женщины, влюблённые в крабов-гомосексуалистов. Здесь и пафосно-слезливая речь, мол, я не человек, я краб, но ничто человеческое мне не чуждо. Ах, как хорошо что есть люди любящие писать такую милую чушь.