"...А если в точный срок, так в полной мере. На цифре 27 — один шагнул под пистолет, Другой же в петлю слазил в «Англетере»" В. Высоцкий. На фонаре повесился Нерваль, Рембо скончался в муках от гангрены, А Батюшков сошёл с ума, как жаль, Ну а Сенека — перерезал вены. Поэты — как святые, à propos, Но не хотят на гладкие иконы: В бреду уходит Эдгар Аллан По, И в вечность Башлачёв летит с балкона. Почти что всем короткий выпал срок, Но и зато досталось в полной мере: Пришлось и на Лубянском жать курок И примерять верёвку в «Англетере».
В руке лежит дуэльный пистолет, В другой — записка, писаная кровью. Ну что же ты? Ступай вперёд, поэт, За вечностью, за славой, за любовью. Трагичных судеб длинный каталог, Как эпилог красивого сюжета... Давали бы за вредность молоко "Носителям профессии поэта".
За внешним кругом ада, Где времени вовсе нет, Жил, словно так и надо, Герцог де Л'Омлет. Там на границе с Лимбом Только одно из двух - Либо ты чёрт, либо - Грешник, бесплотный дух. Герцог умел, однако, Не принимать сторон: Всюду чужой одинаково, Пил себе Кот Дю Рон. Песенки пел беспечно, Так бы жил без бед, Жил бы, пожалуй, вечно (напомню — там времени нет). Только пришли контролёры И взвесили на весах: Что-то ты слишком весёлый, А где же печаль и страх? Горя — ни на копейку, Уныния — ни на грамм. Парень, с такими идейками В аду ты не нужен нам.
Трудно, трудно быть поэтом - Ниточкой, в иголку вдетым. Мысли, чувства — вот иголка, А за нею стёжкой тонкой ежечасно, ежеденно штопать полотно вселенной вьёшься... не остановить. Вся душа моя как нить. Если в пальцах старой мойры Лопнет ниточка невольно, Иль закончится катушка — Стану я холодной тушкой. Насовсем куда-то денусь... ...а в иглу другого вденут.
В главных ролях: Вацлав Гелшус, Клара Иссова, Зузана Крёнерова, Даниела Бакерова, Эмилия Дошекова, Марсель Немец, Павел Новы
Премии: "Чешский лев" — за работу художника-постановщика (Ян Шванкмайер).
Номинации в категории "Лучший режиссер" и "Лучший звук".
постер
"Сны — это вторая жизнь... (Жерар де Нерваль)
...а иногда — первая" (Ян Шванкмайер)
Гениальный чех Ян Шванкмайер — один из моих самых любимых режиссёров, о чём я не устаю повторять. Я смотрел практически все его работы, включая заставки для MTV, но самый свежий его полнометражный фильм (прошлого года выпуска) до сегодняшнего дня всё не удавалось посмотреть. И вот ознакомился с новым творением великого сюрреалиста. Шванкмайер в очередной раз удивил абсолютной безграничностью своей фантазии. Вновь возвращаясь к одной из излюбленных своих тем — о снах и символизме подсознательного во сне — режиссёр рассматривает сновидения с позиции классиков психоанализа — Юнга и Фрейда (они и сами появляются в фильме в виде оживших портретов), а основным вопросом фильма становится именно старый добрый "эдипов комплекс". Тема, казалось бы, изъезженная вдоль и поперёк, но Шванкмайер не был бы Шванкмайером, если бы не смог рассказать об этом оригинально. Штампов и банальностей он не боится, а наоборот — с иронией выставляет напоказ все стереотипы и шаблоны, связанные с психоанализом и фрейдизмом (порой — в прямом смысле слова)). Но в первую очередь фильм необычен визуально. Мировую славу Шванкмайеру принесли анимационные работы, в которых он проявил себя настоящим волшебником и мог буквально оживить любой камушек, пуговицу или любой другой предмет — вплоть до птичьих скелетиков, к примеру. Без анимационных элементов не обходились и полнометражные художественные фильмы мастера. Но в этот раз он приготовил нечто новенькое — в фильме заняты, конечно актёры, но большую часть времени на экране появляются не они сами, а их с большим мастерством анимированные фотоизображения. В уже традиционном приветствии перед началом фильма шутник Шванкмайер нарочито серьёзно заявил, что пошёл на такой шаг из экономии, но на самом деле — это эксперимент, предоставляющий интересные возможности. В отзывах, которые уже стали появляться в рунете, некоторые рецензенты справедливо отметили, что фильм, определённо, выполнен в эстетике Рене Магритта, знаменитого художника-сюрреалиста. У меня возникли такие же ассоциации: холодная лаконичность образов и реальных и анимационных пейзажей, подчёркнутый символизм — фильм насыщен символами и аллюзиями.
Немного о сюжете: главному герою фильма Эвжену, мужчине уже весьма зрелого возраста, раз за разом снится сон, в котором он встречается с прекрасной девушкой, причём герой понимает, что влечёт его к ней не просто ощущение влюблённости, но и какая-та неосознанная тайна. Что бы как можно часть видеть сон о своей возлюбленной, Эвжен обращается за помощью к экстравагантной женщине-психоаналитику и к эзотерическим текстам о влиянии на сновидения. Он встречает во сне своего двойника, а вскоре замечает, что границы между сном и явью всё больше размываются и сновидения вторгаются в реальность (которая и до этого, благодаря усилиям авторов фильма, не слишком отличалась от сюрреалистического сна). Шванкмайер определил жанр фильма как "психоаналитическая комедия". Но, зная Шванкмайера, надо сказать, что фильмы его всегда глубже всяких определений, я бы назвал его драмой с элементами комедии и детектива. Драмой порой очень эмоциональной, пронзительной, несмотря на своеобразный чёрный юмор и прочие "шванкмайеровские" штучки. В фильме нашла отражение личная трагедия режиссёра: несколько лет назад умерла его жена Ева, принимавшая участие во всех полнометражных фильмах мужа как художник, и "Пережить самого себя" первый фильм, снятый Шванкмайером без её помощи. В конечном счёте, фильм посвящён познанию самого себя. Порой для полного осознания своей самостоятельности мало прожитых лет и нужно родиться и прожить жизнь заново. "Все мы должны научиться плавать , иначе мы не выживем".
Актёры, сыгравшие в фильме, в основном оказались мне не известны, хотя с чешским кинематографом я немного знаком. Исполняющий главную роль путешествующего по своему подсознанию Эвжена Вацлав Гелшус, внешне слегка похож на Шванкмайера (не случайно?). Рад увидеть вновь одного из любимых актёров Шванкмайера — Павла Новы (папа в "Полене", слуга Маркиза в "Безумии", следователь в "Конспираторах наслаждений"), хотя здесь он играет совсем небольшую роль.
Фильм понравился. Не так сильно, как предыдущие работы Шванкмайера — "Полено" и — особенно — "Безумие", но понравился. Некоторое время привыкал, правда, к необычному видеоряду, но потом уже смотрел с удовольствием. Сильная, оригинальная работа. Любителям сюрреализма и необычного авторского кино она будет, конечно, интересна.