| |
| Статья написана 23 апреля 2021 г. 19:24 |
Татьяна Краснова Повиливая миром [Книга для души] Иллюстрации Татьяна Красновой, фото Елены Доценко. Оформление обложки В. Козлов. М.: АСТ, 2019. 272 с. Пер.+Супер 60X90/16 2000 экз. 5-17-114650-4 цитата Татьяна Краснова написала удивительную, тонкую и нежную книгу. В ней шорох теплого прибоя и гомон университетских коридоров, разухабистость Москвы 90-ых и благородная суета неспящей Венеции. Эпизоды быстротечной жизни, грустные и забавные, нанизаны на нить, словно яркие фонарики. Это настоящие истории для души, истории, которые будят в читателе спокойную и мягкую любовь к жизни. Если вы искали книгу, которая вдохновит вас жить, — вы держите ее в руках. Предисловие 7 Повиливая миром 9 — От автора 11 — Венецианское 12 — Производственное 39 — Про друга Гошу 66 — Витя 75 — Миша 82 — Год примерно 1997 86 — Про любовь и другие непиятности 112 Иногда мне снится сон 215 — Интернет 244 — Башат 247 — Муся 254 — Галечка 261 Послесловие 270 (с) Лена М., содержание
|
| | |
| Статья написана 20 апреля 2021 г. 20:32 |
Репенкова М.М. У истоков современного турецкого фэнтези // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2021, том 14, вып. 3, с. 691-697. Моя оценка 7.5 из 10. PDF цитата Цель исследования — доказать, что истоки современного турецкого фэнтези лежат в османской словесности XVIII в. В статье анализируются сюжетно-композиционные особенности османских/турецких авторских произведений, в которых фантастика и волшебство занимают существенное место. Научная новизна исследования заключается в том, что романное творчество исследуемых в данном аспекте писателей впервые становится объектом аналитического изучения в отечественном туркологическом литературоведении. В результате доказано, что сюжетно-композиционная структура первого прозаического авторского произведения «Фантазии» Али Азиза Эфенди дала толчок развитию национальной фэнтезийной литературы. Ключевые слова: турецкая массовая литература, фэнтези «меча и волшебства», турецкое городское фэнтези, Гиритли Али Азиз Эфенди, «Фантазии». — Введение 691 — Жанр фэнтези в турецкой массовой культуре 2000-х гг. 691 — Истоки турецкого городского фэнтези 693 — Волшебные и фантастические элементы в сюжетно-композиционной структуре «Фантазий» Гиритли Али Азиза Эфенди 693 — Волшебно-фантастические элементы в романах, испытавших на себе влияние «Фантазий» Гиритли Али Азиза Эфенди 695 — Заключение 696 — Список источников 697 с. 691: цитата Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной турецкой массовой литературе в 2000-х гг. возник и быстрыми темпами развился жанр фэнтези, который имеет в своих истоках османские/ турецкие произведения предроманного (Гиритли Али Азиз Эфенди) и романного (Ахмет Митхат Эфенди, Шехбендерзаде Филибели Ахмет Хильми, Хюсейн Рахми Гюрпынар, Пеями Сафа) жанров. Сюжетно-компози-ционные особенности произведений указанных авторов остаются малоизученными. Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, рассмот-реть жанр фэнтези в турецкой массовой культуре 2000-х гг.; во-вторых, проанализировать истоки турецкого го-родского фэнтези; в-третьих, исследовать волшебные и фантастические элементы в сюжетно-композиционной структуре «Фантазий» (Мухаййелята) Гиритли Али Азиза Эфенди; в-четвертых, изучить волшебно-фантастические элементы в романах, испытавших на себе влияние «Фантазий» Гиритли Али Азиза Эфенди. Реализация цели и задач исследования потребовала воплощения в статье следующих методов: биографи-ческого и культурно-исторического, позволяющих вписать исследуемых авторов в контекст турецкой литературы. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых по литературе Турции, а также публикации турецких исследователей, посвященные национальной фантастической литературе. Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрываемые в статье выводы о турецком фэнтези и его истоках могут быть использованы для написания работ по турецкой литературе (статьи, монографии, учебники), могут быть применены и в педагогической деятельности при чтении лекций по литературам стран Ближневосточного региона. с. 696-697: цитата Таким образом, можно сделать следующие выводы. Турецкое фэнтези, представленное в двух поджанрах – «меча и волшебства» и городского фэнтези, – является распространенным элементом современной массовой культуры страны. Фэнтези «меча и волшебства» привнесено в национальную литературу с Запада. Истоки же турецкого городского фэнтези следует искать в османской словесности конца XVIII в. – в «Фантазиях» Гирит-ли Али Азиза Эфенди, повлиявшего своим творчеством на последующие поколения писателей. Ахмет Митхат, Филибели Ахмет Хильми, Хюсейн Рахми Гюрпынар, Пеями Сафа и др. использовали в своих произведениях волшебно-фантастические элементы для донесения до читателей собственного видения мира, в котором предпочтение отдавалось либо материалистическо-реалистическому взгляду, либо мистико-метафизическому, модернистскому. Только в конце ХХ в. противостояние между реализмом и нереализмом (модернизмом) сменилось полным отрицанием обоих в магическом реализме и постмодернизме, где фантастические элементам выполняли уже свою, специфическую, функцию. Перспективы дальнейших исследований должны быть связаны с подробным изучением двух поджанров турецкого фэнтези в творчестве современных турецких авторов, с рассмотрением их отличий от западных аналогов, с выявлением их взаимодействия с другими жанрами национальной массовой литературы. Репенкова Мария Михайловна — доктор филологических наук, зав. кафедрой тюркской филологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
|
| | |
| Статья написана 17 апреля 2021 г. 17:18 |
Вафин А.М. Фантастический консерватизм: идеология консерватизма в западной и российской фантастической литературе // Азимут научных исследований: экономика и управление, 2021, том 10, №1(34), с. 25-27. Моя оценка 7.5 из 10. PDF цитата В одной из лекций российский философ, которого крайне сложно заподозрить в симпатиях консерватизму, заметил следующее: философия сегодня – это литература. За словом «сегодня» скрывается современный мир, т.е. не только традиция русской философической литературы, но и весь авангард планеты с землянами-интеллектуалами целиком. Отмеченный философ в своем утверждении опирается на идеи французского (пост)структурализма. Как известно, французская мысль середины XX века оказала влияние на самые различные интеллектуальные школы, начиная от американского литературоведения и заканчивая российской академической философией 1990-х. Итак, литературоцентричность характерна для современной философии. Процесс центрации на литературе запускается не в XX веке. Начиная с XVIII века Франция, Россия и Германия стали погружаться в миры то ли литературы на грани философии, то ли философии на грани литературы. Мысль была представлена в самых многообразных идеологических форматах, от социализма и либерализма до консерватизма. И если идеологически, более или менее, авторов можно определить, то на вопрос, кто все эти люди, литераторы или философы дать однозначный ответ невозможно. Кем были Вольтер, Руссо и Жозеф де Местр? Кем был Ницше (филолог? философ? писатель? поэт?)? Чем занимались Достоевский, Толстой, Розанов и Леонтьев, философией или искусством? В учебниках можно найти однозначный ответ: Достоевский – писатель, Розанов и Леонтьев – философы. Однако стоит прочесть их труды и однозначность рассеивается. В предлагаемой статье анализируется феномен фантастического консерватизма. Анализируются консервативные ценности в западной и российской фантастической литературе. Ключевые слова: идеология, консерватизм, фантастика, философия, литература. Введение 25 Методология 25 Результаты 26 Заключение 27 Список литературы 27 с. 27: цитата Современный фантастический консерватизм в России черпает свои силы и таланты из традиции великой русской литературы и, безусловно, из текстов классиков советской фантастики – А. и Б. Аббревиатура А. и Б. означает Аркадий и Борис Стругацкие. Эти два выдающихся фантаста создали целые вселенные, а главное, заложили фундамент для особого рода фантастики. Как отмечает исследователь творчества Стругацких Юлия Черняховская, Стругацкие создавали такие миры, в которых они бы сами хотели жить [Черняховская Ю. Власть и история в политической философии братьев Стругацких // Власть, 2010, №2, с. 80]. Были ли Стругацкие консерваторами? Если исходить из нашего определения консерватизма, то да, патриотизм Стругацким никогда не был чужд. В этом плане удивительно, что экранизация повести «Трудно быть богом» так полюбилась либеральному лагерю, принимая во внимание то, что эта повесть об этике и сложном моральном выборе невмешательства. Итак, Стругацкие создавали миры, в которых сами бы хотели жить. Современный российский фантастический консерватизм наследует этой традиции. Остается лишь один открытый вопрос: какая из реальностей осуществится в ближайшее время? Вафин Артур Мансурович — кандидат политических наук, доцент кафедры политических и правовых учений Московской высшей школы социальных и экономических наук, РАНХиГС при Президенте РФ.
|
| | |
| Статья написана 12 апреля 2021 г. 18:32 |
Сэм Грин, Грэм Робертсон Кто здесь власть? Граждане, государство и борьба за Россию Sam Greene and Graeme Robertson Putin v. the People (2019) Originally published by Yale University Press Перевод с английского Евгении Фоменко Художественное оформление и макет Андрея Бондаренко [Corpus [politica]] М.: Corpus, 2021. 288 с. Пер. 60х90/16 5-17-122854-5 цитата На чем базируется власть Путина — один из самых обсуждаемых вопросов последних двух десятилетий среди политологов, социологов, экономистов и журналистов. Книга политологов Сэма Грина и Грэма Робертсона — это попытка найти на него ответ не в теоретической плоскости, а в практической. Десятки интервью с обычными россиянами, изучение результатов соцопросов, наблюдение за различными группами в социальных сетях и анализ данных о составе и активности протестных групп — все эти методы не только помогли авторам понять, кто в действительности является сторонником Путина, но и сделать парадоксальный вывод: эта поддержка не так надежна, как принято считать, и в любой момент она может закончиться. Благодарности 9 Глава 1. Народ и Владимир Путин 11 Глава 2. Кремль в огне 26 Глава 3. Русская весна 59 Глава 4. Собиратель земель 90 Глава 5. Путинские зеленщики 122 Глава 6. Россия на войне 155 Глава 7. Российский Путин 189 Действующие лица 223 Примечания 241 Указатель 271 Сэм Грин (Sam Greene) — cоциолог, директор Института России при Лондонском королевском колледже. Грэм Робертсон (Graeme Robertson) — политолог, PhD по политологии (Columbia University), профессор политических наук и директор Центра славянских, евразийских и восточно-европейских исследований, Университет Северной Каролины (Чапел-Хилл). Сэм Грин, Грэм Робертсон: цитата В этой книге мы рассказываем, как неприметный полковник КГБ занял исключительную позицию в политике страны. Путин не просто президент — он стержень нации и синоним самого Российского государства. По всему миру журналисты и политики спрашивают не "как поступят русские", а "как поступит Путин". Впрочем, на самом деле невозможно ответить на эти вопросы по отдельности. Путин сумел стать выше обычных политических противоборств не с помощью одной лишь силы, а при поддержке миллионов россиян. Они удерживают его на плаву по ряду причин — и личных, и материальных, и эмоциональных. В этой книге мы изучаем эти причины, а также пытаемся понять противников Путина — и тех, кто к нему безразличен. В результате у нас складывается история российской политики, которая достаточно сильно отличается от той, что вы, возможно, привыкли слышать. На стеллажах магазинов стоит немало книг о "путинской России", но в большинстве из них не уделяется должного внимания роли российского общества в укреплении власти Путина — или выстраивании этой власти совместными усилиями. Не стоит ориентироваться лишь на то, что Путин сделал для России. Нужно думать не о путинской России, а о российском Путине. Мы должны понять, что Путин не стоит над своей страной, а воплощает в себе эту страну, ее политику, общество и историю. Вместо того чтобы смотреть на самого Путина, нам нужно думать о России и ее гражданах, пытаясь не только ответить на вопрос о том, когда правитель наконец ослабит свою хватку, но и выяснить, когда и как народ ослабит свою. Родрик Брейтвейт, посол Великобритании в России в 1988–1992 годах: цитата В этой прекрасно написанной книге рассказывается об обычных россиянах и детально изучается то, как они воспринимают существующий режим, сложный и неустойчивый, против которого выступает значительная, хотя и ограниченная в численности, оппозиция и в котором Путин и его окружение удивительным образом зависят друг от друга. Russian Review: цитата Эта книга вносит значительный вклад в наше понимание как российской политики, так и авторитарных режимов в целом. Она предлагает детализированную и убедительную альтернативу представлению о том, что власть авторитарного лидера держится лишь на превосходстве, страхе и подавлении… The Guardian: цитата Многие журналисты, политологи и социологи признают, что Путин пользуется реальной популярностью, что его режим основывается не только на подавлении. Но еще никто не подвергал эту популярность столь вдумчивому и убедительному анализу.
Эхо Петербурга, Особое мнение, Сэм Грин, 12 апреля 2021 года: https://echo.msk.ru/programs/personalno/2...
|
| | |
| Статья написана 11 апреля 2021 г. 16:51 |
Путило А.О., Путило О.О. Художественное пространство православного фэнтези (на материале цикла Д. Емца ШНыр) // Церковь. Богословие. История, 2021, №2, с. 352-361. Моя оценка 7.0 из 10. PDF цитата В статье рассматривается художественное пространство православного фэнтези в цикле Д. Емца «ШНыр». Известный российский писатель-фантаст Дмитрий Емец открыто выражает в творчестве свою позицию православного христианина и воцерковленного человека: в своих произведениях он часто цитирует творения святых отцов и старцев, его романы наполнены религиозно-философскими мотивами, а их интенция подчинена христианскому нравственному закону. Хронотоп в цикле включает три уровня: реальный мир — калька знакомого нам современного мира, болото — уже умерший, злой мир, двушка — еще не заселенный идеальный мир. Пространство последнего организовано в соответствии с принципами теоцентризма, так как центральное место в мире занимает образ солнца. Количество света, его наличие или отсутствие становится индикатором жизни и добра в произведениях Д. Емца. Ключевые слова: фэнтези, православное фэнтези, художественное пространство, хронотоп, Емец, цикл романов «ШНыр». с. 352-353: цитата Современный фантаст Дмитрий Емец определяет себя как человека воцерковленного, о чем свидетельствуют его многочисленные статьи и книги о русских святых. Писатель не скрывает православных взглядов, часто обращается к творениям святых отцов и старцев, цитируя их в личном блоге и в произведениях. Фэнтезийный цикл Д. Емца «Школа ныряльщиков» («ШНыр») на текущий момент состоит из 11 романов. Главные герои этого мира в целом старше, чем персонажи двух предыдущих циклов Емца «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев», поэтому и проблематика новой серии «взрослеет» вслед за героями. Это отмечает и сам автор, заявляя, что «ШНыр» предназначен «для хорошо расчитанных подростков и детей». Цикл Емца является классическим примером жанра «низкого фэнтези», сюжет которого обычно разворачивается в реальном мире, где волшебство — редкость, скрываемая от большинства людей. В таких произведениях редко встречаются традиционные фэнтезийные расы и существа (в книгах Емца к таковым можно отнести разве что эльбов, золотых пчел, пегасов, гиел и драконов). Если в «высоком фэнтези» глобальное зло ведет битву с глобальным добром, то в «низком фэнтези» среди персонажей не бывает абсолютных злодеев и абсолютных героев: шныры совершают плохие поступки (недаром многие из ведьмарей когда-то были учениками «Школы ныряльщиков»), да и ведьмарям подчас не чуждо благородство. с. 359: цитата В цикле Д. Емца «ШНыр» мы находим достаточное количество мотивов, указывающих на религиозное сознание автора, однако многие из них ориентированы не столько на догматические христианские представления, сколько на традиции «народного православия». В основе пространственного устройства его мира лежит понятие о христианской нравственности. Благодаря такому обилию деталей, отсылающих читателя к религиозной традиции, можно с полным основанием отнести произведения Д. Емца к категории православного фэнтези. При этом христианская парадигма определяет не столько сюжет «Школы ныряльщиков», сколько нравственное содержание произведения. Облекая христианскую этику в форму сказки, Д. Емец замечает, что «упоминание таинств, креста, Церкви, молитв имеет право существовать только в реалистических жанрах. Когда же все это прокрадывается в фэнтези — это губительно». Путило Анна Олеговна — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры литературы и методики ее преподавания, Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Путило Олег Олегович — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.
Вообще говоря, для меня лично православное фэнтези это оксюморон, символом коего вижу:
|
|
|