Феномен утопии в общественном


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Феномен утопии в общественном сознании и культуре
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Феномен утопии в общественном сознании и культуре

Статья написана 14 ноября 2021 г. 13:50

Феномен утопии в общественном сознании и культуре

Сборник научных трудов памяти Виктории Атомовны Чаликовой

Отв. ред. Гудимова Светлана Алексеевна

[Теория и история культуры]

М.: ИНИОН РАН, 2021.

283 с. Пер. 60X84/16 300 экз. 5-248-00992-3

цитата
В России феномен утопии в его культурологическом аспекте стал предметом интенсивных исследований с конца 1970-х годов, прежде всего благодаря серии сборников ИНИОН «Социокультурные утопии ХХ века» под редакцией Виктории Чаликовой (1979–1988. Вып. 1–6). Настоящий сборник продолжает традиции этой серии. В него включено несколько наиболее значимых работ из сборников В. Чаликовой (в основном в обновленном виде), а также ряд новых работ, посвященных философским и культурным аспектам утопического мышления.

От редакции, с. 5-8

Чаликова В.А. О типологии литературных утопий, с. 9-13

Чаликова В.А. Жанровые и автобиографические источники романа Оруэлла «1984», с. 14-75

Чаликова В.А. Антиутопия Евгения Замятина: пародия или альтернатива?, с. 76-110

Новикова О.А. Утопия Александра Грина, с. 111-131

Душенко К.В. Научная фантастика: современная утопия или история будущего?, с. 132-164

цитата
В статье анализируются взгляды польских авторов на соотношение между утопией, антиутопией и научной фантастикой. Этот вопрос усиленно разрабатывался именно в Польше, в том числе Станиславом Лемом, одним из наиболее глубоких теоретиков жанра научной фантастики. Среди творцов, предвосхитивших научную фантастику XX в., был Адам Мицкевич, автор серии набросков под заглавием «История будущего». Роман Лема «Магелланово облако» положил начало «новой коммунистической утопии» 1950-1960-х годов, а его же роман «Возвращение со звезд» можно рассматривать в категориях метаутопии.

Ключевые слова: литературные жанры, утопия, антиутопия, дистопия, А. Мицкевич, С. Лем.

Борисов В.И., Лукашин А.П. Этот мир придуман не нами, с. 165-184

цитата
Статья анализирует утопические и антиутопические мотивы творчества братьев Стругацких в их эволюционном развитии. Показан постепенный отход от послесталинских идеологических установок к экзистенциальному позиционированию героев в противостоянии «миру жестоких чудес» будущего.

Ключевые слова: братья Стругацкие, утопия, антиутопия, теория воспитания.

Фишман Л.Г. Дистопия, в которой хочется жить, с. 185-200

цитата
В России сформировался своего рода метажанр «комфортной дистопии», включающий в себя попаданческую фантастику, постапокалиптику и литРПГ. «Комфортная дистопия», в той мере, в которой она является литературой исполнения желаний, соблюдает преемственность с утопиями и дистопиями прошлого и отчасти выполняет их функции. Ключевое отличие современной постапокалиптики, литРПГ, попаданческой фантастики от ряда отечественных произведений, написанных в жанре классической утопии, антиутопии или реваншистской фантастики, заключается в том, что их авторы уделяют ощутимо меньше внимания вопросам российской и прочей национальной и культурной идентичности, идеологическим и политическим вопросам вообще, чем это было еще в произведениях 2000-х годов.

Ключевые слова: комфортная дистопия, утопия, антиутопия, литРПГ, постапокалиптика, "попаданчество".

Душенко К.В. Фигуры и символы: архитектурное пространство утопии, с. 201-247

цитата
Образ идеального социума в европейской культуре неотделим от образа идеального городского пространства. Из стремления к тотальному упорядочению вытекала приверженность утопистов к точным числовым соотношениям, центральной симметрии и геометрическим фигурам. Образы идеального города несут на себе отпечаток христианских, неоплатонических и магических (герметических) представлений о священном пространстве. Пространство утопии символично и вместе с тем дидактично: оно служит делу воспитания граждан совершенного общества. В антиутопиях XX в. доведены до предела черты организации пространства в классических утопиях, и прежде всего — открытость индивида внешнему наблюдению и контролю. В статье рассматриваются также другие аспекты заявленной темы: центральная вертикаль; свет и стекло; сад как символ идиллических мотивов в утопии.

Ключевые слова: идеальный город, город и сад, архитектурная символика, Ойкема, Гипподам Милетский, К.Н. Леду, Каспар Штиблин, Иоганн Андреэ, Сэмюэл Готт, Роберт Пембертон, И.С. Проханов.

Макарова С.А. Музыкальная утопия А.Н. Скрябина: путь к «Мистерии», с. 248-281

цитата
В статье рассматриваются утопические представления А.Н. Скрябина, которые находят отражение не только в его инструментальной музыке, но также в литературных сочинениях и философских записях. Тема мечты в творческом мышлении композитора является определяющей. В своих полетных фантазиях Скрябин устремляется в светлое будущее, вечные измерения, мифопоэтические пространства, космические высоты. Музыкальной утопии композитора-философа-поэта сопутствуют идеи духовного преображения человечества, всеединства мироздания, теургических возможностей искусства, жизнестроительной силы творчества, созвучные эстетике и поэтике русского модернизма рубежа XIX-XX вв.

Ключевые слова: музыка А.Н. Скрябина, тема мечты, утопические проекты, искусство-теургия, мессианская роль, духовное всеединство, жизнестроительство, синтез искусств, русский модернизм.





158
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 ноября 2021 г. 14:22
Александр Грин — утопист?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2021 г. 15:55
Да, в современном литературоведении имеет место быть подобная точка зрения...

Вот, к примеру, из недавно читанной работы с. г.:

В истории развития жанра утопии особое место занимает творчество Александра
Грина (Гриневского) (1880-1932)...


От себя же замечу — Гринландия разве не утопия? :-)
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2021 г. 16:10

цитата lena_m

Гринландия разве не утопия? :-)
Нет, ни разу. Вспомните Зурбаганского стрелка с его волонтерами Фильбанка, полицейских Блистающего мира, голод, болезни, нищету...
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2021 г. 16:20
Ну значит Гринландия это антиутопия...
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2021 г. 17:52
Гринландия при оценке с позиций мироустроения — клон западного мира рубежа 19-20 столетий. Эксцентричные богачи и их злые опыты, торговля наркотиками, непонятные войны — но мораль относительно высока, культура не то, чтобы загнивает или угнетается, работают социальные лифты. Колонии не для эксплуатации, а для развития, опять-таки.
Да, там реализуются некоторые утопические проекты, но автор их не воспевает, а демонстрируя утопичность не изничтожает, а усаживает в лужу. демонстрируя их болезненную для Грина непрактичность


⇑ Наверх