Кэмпбелловская конференция (Campbell Conference) была переименована в Конференцию Центра Ганна (Gunn Center Conference). В своем посте на Facebook от 5 сентября директор Крис МакКиттерик сказал:
Центр изучения научной фантастики Ганна признаёт и осуждает проблемные высказывания и действия Джона Кэмпбелла. Мы уже обсуждали вопрос об изменении названия с Конференции Кэмпбелла на Конференцию Центра Ганна, что в любом случае является более точным, поскольку мы добавили другие награды и события, которые будут представлены там; недавние события ускоряют это решение. Мы уже начали менять название на нашем сайте и в рекламных материалах.
Что касается Мемориальной премии Джона У. Кэмпбелла за лучший научно-фантастический роман года, директора Центра и члены жюри премии в настоящее время обсуждают альтернативы; когда решение будет принято, мы объявим об этом.
Конференция проводится ежегодно, начиная с 1978 года, в Университете Канзаса в городе Лоуренсе и включает в себя, среди прочих мероприятий, церемонии награждения мемориальными премиями Теодора Старджона и Джона Кэмпбелла.
Итак, уже обсуждаются альтернативы ("are currently discussing alternatives"). Не сам вопрос, стоит ли менять название премии, но альтернатвные варианты этого самого названия.
Как будто они раньше не знали о "problematic words and actions" Джона Вуда Кэмпбелла. Лицемеры.
Новость подошла бы для рубрики "Детская и подростковая фантастика", но мне лень писать полноценную статью с подробным обзором истории премии или рассказом о лауреатах.
Достаточно сказать, что имена обладателей премии Инки (Inky Awards) определяют австралийские школьники. Сама же награда названа в честь собаки.
В минувшее воскресенье, 1 сентября, ушла из жизни американская писательница Кэтрин Маклин. Из всех признанных классиков американской фантастики 1950-1970-х годов она, наверное, меньше других известна русскоязычному читателю. У нас переводились лишь рассказы "Изображения не лгут", "Необыкновенное жертвоприношение" и "Поцелуй меня", а также две её повести, написанные в соавторстве с Гарри Гаррисоном, "Сеть миров" и "Нить судьбы". Даже библиография на Фантлабе до сих пор не открыта, поэтому не остаётся ничего иного, как процитировать статью из "Энциклопедии фантастики", вышедшей под редакцией Вл. Гакова в 1995 году.
------------
Кэтрин Маклин (полное имя Кэтрин Энн Маклин / Katherine Anne MacLean) — известная американская писательница-фантаст. Родилась в Глен Ридж, Нью-Джерси. Особый интерес у Маклин в средней школе вызывали такие предметы как математика и естественные науки. Ее ранние рассказы были опубликованы в 1949-50, когда она получила степень бакалавра в области экономики колледжа Барнард (1950). Окончила аспирантуру в области психологии.
Первый брак с Чарльзом Деем (Charles Dye) (1951-53), писатель-фантаст, несколько рассказов М. опубликовала под его именем. В 1956 году Кэтрин Маклин вышла замуж за Дэвида Мейсона (David Mason) (1956-1962), также писатель-фантаст. Их сын, Кристофер Деннис Мейсон, родился в 1957 году. Но и этот брак оказался неудачным — супруги развелись в 1962 году. Третий муж — Карл Уэст (Carl West), выступал как соавтор М. Живет в Биддфорде (шт. Мэн).
Маклин преподавала литературу в университете штата Мэн и писательское искусство в свободном университете Портленда. В 1947 году начала писать научную фантастику. Первая НФ публикация — рассказ «Защитный механизм» («Defense Mechanism», 1949).
М. была одним из первых авторов НФ, пытавшихся соединить тематику «мягкой» (гуманитарной) НФ с традициями и общим антуражем «твердой» (естественнонаучной) НФ, предварив в этом поиски «Новой Волны» (однако без стилистического и идеологического экстремизма последней). Тв-во М. представлено в осн. р-зами, большинство из к-рых включено в сб.: «Диплоидные» и другие полеты фантазии» [Diploids and Other Flights of Fancy] (1962) и «Проблема с вами, землянами» [The Trouble With You Earth People] (1979). Наиб. известны р-зы: «Изображения не лгут» (1951; рус. 1968; 1988), герои к-рого — инопланетяне микроскопических размеров, не подозревавшие, что земляне, с к-рыми они поддерживали радиосвязь во время посадки, также не имеют представления о размерах тех, кого встречают (см. Коммуникации, Контакт, Концептуальный переворот, Масштабы пространственные и временные в НФ); земной космонавт-миссионер в р-зе «Необычное жертвоприношение» (1958; рус. 1964), не разобравшись в сложностях инопланетной биологии и антропологии, вмешивается в местную церемонию «инициации» и в результате наносит вред аборигенам (см. Религия); в сатирическом р-зе «Эффект снежка» (1952) дамский кружок вышивания в провинциальнои амер. городке оказывается влиятельнейшей политич. силой в стране (см. Политика).
Самый известный р-з М. — «Потерянный» (1971; «Небьюла»-72) — входит в цикл о телепате, способном улавливать сигналы эмоциональной тревоги, неосознанно подаваемые людьми, находящимися в опасности; в сотрудничестве с нью-йоркской полицией герой старается вовремя прийти им на помощь (см. Криминология, Психология, Экстрасенсорное восприятие); р-зы цикла объединены в роман «Потерянный» [The Missing Man] (1975). В соавт. с Ч.Де Ветом написан роман «Космические шахматы» [Cosmic Checkmate] (1958; 1962), в к-ром элементы «космической оперы» сочетаются с интересными социологическими построениями: иерархия инопланетного общ-ва построена в зависимости от таланта граждан в определенной игре (см. Социология, Спорт и досуг). В соавт. с мужем М., Карлом Уэстом, написан роман «Темное крыло» [Dark Wing] (1979), посвященный будущему, в к-ром запрещена вообще всякая медицина.
---------
К сказанному выше можно добавить, что в 2002 году Американская ассоциация писателей-фантастов присвоила К. Маклин звание "Заслуженный автор", а в 2011 году писательнице была присуждена премия Кордвейнера Смита "Открытые заново".
Награда лучшему новому писателю-фантасту, которую присуждают во время конвента "Ворлдкон" вместе с премией Хьюго, в недалёком будущем поменяет название. Такой вывод можно сделать из официального заявления редактора в блоге журнала "Analog".
Сейчас награда носит имя Джона Вуда Кэмпбелла-младшего, многолетнего редактора журнала «Astounding». Именно Кэмпбелл дал дорогу в литературе десяткам авторов, которых мы сейчас называем классиками американской научной фантастики: Айзеку Азимову, Роберту Хайнлайну, Альфреду Бестеру, Генри Каттнеру, Альфреду ван Вогту, Полу Андерсону — да практически всем авторам "золотого века". Некоторые писатели, такие как Клиффорд Саймак, Джек Уильямсон или Кэтрин Мур, дебютировали ещё до того, как Кэмпбелл занял редакторское кресло, но именно благодаря его помощи они смогли обрести свой писательский голос. Извините за некоторый пафос, но переоценить вклад Кэмпбелла в развитие американской — а значит и мировой — фантастики действительно сложно.
На позапрошлой неделе, во время вручения премии Кэмпбелла, новоиспечённый лауреат, писательница Jeannette Ng сделала заявление следующего содержания (цитирую по авторской колонке пользователя Roland23):
цитата
Джон Кэмпбэлл, в честь которого названа эта награда, был фашистом. Из-за его редакторского контроля над "Amazing Stories", он ответственнен за тот настрой в НФ, который и до сих пор кошмарит весь жанр фантастики. Стерилизованная. Мужская. Белая. Выращенная на амбициях империалистов и колонизаторов, поселенцев и промышленников. И да, я знаю, что были и исключения.
Но на всём этом мы взрастили чудесный, разноплановый жанр, более дикий и странный, чем его разум мог когда-либо вообразить.
И я так горда, что являюсь частью этого. Что могу делиться с вами своими странными короткими историями, состоящими из всех моих странных интересов, многие из которых так мало имеют общего с моей внешностью или ярлыками, прицепленными к ней.
Кто такие эти загадочные и самовлюблённые "мы" и что за "чудесный, разноплановый жанр" они взрастили, даже обсуждать не хочу. Поражает только нигилизм и человеческое невежество.
Впрочем, не для кого не секрет, что Кэмпбелл действительно позволял себе определённые расистские высказывания и даже, как кажется, оправдывал рабство. Вопрос в другом: что имеет большее значение? Названы ли две литературные премии именем Кэмпбелла по той причине, что он был носителем тех или иных социально-политических взглядов, или потому, что трудами Кэмпбелла были заложены основы той фантастики, которую мы знаем?