Награда лучшему новому писателю-фантасту, которую присуждают во время конвента «Ворлдкон» вместе с премией Хьюго, в недалёком будущем поменяет название. Такой вывод можно сделать из официального заявления редактора в блоге журнала «Analog».
Сейчас награда носит имя Джона Вуда Кэмпбелла-младшего, многолетнего редактора журнала «Astounding». Именно Кэмпбелл дал дорогу в литературе десяткам авторов, которых мы сейчас называем классиками американской научной фантастики: Айзеку Азимову, Роберту Хайнлайну, Альфреду Бестеру, Генри Каттнеру, Альфреду ван Вогту, Полу Андерсону — да практически всем авторам «золотого века». Некоторые писатели, такие как Клиффорд Саймак, Джек Уильямсон или Кэтрин Мур, дебютировали ещё до того, как Кэмпбелл занял редакторское кресло, но именно благодаря его помощи они смогли обрести свой писательский голос. Извините за некоторый пафос, но переоценить вклад Кэмпбелла в развитие американской — а значит и мировой — фантастики действительно сложно.
На позапрошлой неделе, во время вручения премии Кэмпбелла, новоиспечённый лауреат, писательница Jeannette Ng сделала заявление следующего содержания (цитирую по авторской колонке пользователя Roland23):
цитатаДжон Кэмпбэлл, в честь которого названа эта награда, был фашистом. Из-за его редакторского контроля над «Amazing Stories», он ответственнен за тот настрой в НФ, который и до сих пор кошмарит весь жанр фантастики. Стерилизованная. Мужская. Белая. Выращенная на амбициях империалистов и колонизаторов, поселенцев и промышленников. И да, я знаю, что были и исключения.Но на всём этом мы взрастили чудесный, разноплановый жанр, более дикий и странный, чем его разум мог когда-либо вообразить.
И я так горда, что являюсь частью этого. Что могу делиться с вами своими странными короткими историями, состоящими из всех моих странных интересов, многие из которых так мало имеют общего с моей внешностью или ярлыками, прицепленными к ней.
Кто такие эти загадочные и самовлюблённые «мы» и что за «чудесный, разноплановый жанр» они взрастили, даже обсуждать не хочу. Поражает только нигилизм и человеческое невежество.
Впрочем, не для кого не секрет, что Кэмпбелл действительно позволял себе определённые расистские высказывания и даже, как кажется, оправдывал рабство. Вопрос в другом: что имеет большее значение? Названы ли две литературные премии именем Кэмпбелла по той причине, что он был носителем тех или иных социально-политических взглядов, или потому, что трудами Кэмпбелла были заложены основы той фантастики, которую мы знаем?
Не удивлюсь, если через пару лет переименуют и Мемориальную премию Джона Кэмпбелла за лучший НФ роман.