Что самое интересное в литературных премиях? Правильно. Возможность поугадывать, кто же станет лауреатом. Особенно, если ты успел ознакомился хотя бы с некоторыми из выдвигаемых текстов.
Ретроспективная премия присуждается раз в несколько лет (последний раз в 2004). Может быть, следующих шанс нам представится в 2016 (75 лет третьему Ворлдкону), а может быть и нет. В любом случае, упустить такую возможность я не мог: современную фантастику почти не читаю, а с классикой немножко да знаком.
Итак, самыми вероятными кандидатами на премию считаю:
Роман — Теренс Хэнбери Уайт «Меч в камне» (The Sword in the Stone)
Повесть — Джон Кэмпбелл «Кто ты?» (Who Goes There?)
Короткая повесть — Роберт Говард «Голуби ада» (Pigeons from Hell)
Рассказ — Лестер дель Рей «Елена Лав» (Helen O'Loy)
Постановка, малая форма — радиопьеса Орсона Уэллса "Война миров"(да-да, та самая!)
Редактор малой формы — Джон Кэмпбелл
Автор-любитель — Рэй Брэдбери(здесь уверен менее всего)
От прогнозов по другим номинациям воздержусь, ибо слишком плохо разбираюсь в художниках, да в фэнзинах тоже.
О том, что в этом году собираются вручать Ретро-Хьюго, было известно заранее — ну не стали бы организаторы ждать 2039 года. Поэтому заранее прикинул, какие произведения с наибольшей вероятностью попадут в шорт-лист.
Среди романов удалось угадать 4 из 5 (за исключением Берроуза). Выбор в действительности не очень велик, ведь вплоть до 50-х годов фантастика в основном печаталась на страницах журналов. У первой части эпопеи "Король былого и грядущего" хорошие шансы на победу: честно говоря, остальные книги представляют собой скорее историческую ценность.
Лучшей повестью, уверен, станет "Кто ты?". Хотя "Вопрос формы" мне всегда нравился гораздо больше. Антиутопия Айн Рэнд прошла в финал ожидаемо, ранние повести Уиндэма и Каттнера — достаточно неожиданно для меня.
С короткими повестями намного сложнее. Явных лидеров нет. Отгадал только Роберта Говарда, удивлён отсутствию Г. Ф. Лавкрафта («Дневник Алонсо Тайпера») и Раймонда Галлуна («Посев сумрака»). Заочно симпатизирую произведениям Каттнера и Саймака.
Зато в номинации рассказов выбор оказался огромный. В конце 30-х в фантастику пришло много писателей, которых мы сейчас привычно называем классиками. Так, "Hollerbochen's Dilemma" — первый рассказ молодого Рэя Брэдбери. Артур Кларк в те годы тоже публиковался исключительно в фэнзинах ("Как мы летали на Марс" — второе его произведение). В случае с этими рассказами номинаторы явно голосовали "за имя на обложке". Рассказы же Лестера дель Рея выгодно от них отличаются. Нет, даже не литературным уровнем, а значением для развития жанра: рассказ "Елена Лав" считается одной из первых историй о роботе с почти человеческой психологией, а "Преданный, как собака" предвосхищает сюжет саймаковского "Города".
В общем и целом номинационным списком я остался доволен. Участникам Ворлдкона в Лондоне будет из чего выбирать.
Большую часть представленных здесь повестей и рассказов можно отнести если не к дебютным, то к ранним. "Золотой век" журнальной фантастики тогда только начинался. Так что грядущие ретроспективные голосования по произведениям 40-х годов обещают быть ещё интереснее.
Почти 75 лет тому назад, в начале июля 1939 года, в Нью-Йорке состоялся Первый Всемирный конвент научной фантастики, или коротко — Worldcon. Несмотря на громкое название, мероприятие было довольно скромным: в работе первого Ворлкона участвовало около 200 человек, почти исключительно жители США. На следующий год Всемирный конвент прошёл в Чикаго, а в 1941-м — в Денвере. Затем случилась война.
После окончания Второй мировой Всемирные конвенты возобновились. Однако первую премию Хьюго вручили только в 1953 году: её лауреатом, как известно, стал Альфред Бестер.
Таким образом, во время Ворлдконов 1939-1941, 1946-1952 и 1954 годов читательские премии не присуждались. Чтобы исправить такую несправедливость, были учреждены специальные ретроспективные награды. Согласно принятым правилам, премии Ретро-Хьюго вручаются через 50, 75 или 100 лет после соответствующих Всемирных конвентов, на которых церемония награждения не проводилась. Так, в 1996 году вручалась Ретро-Хьюго 1946, в 2001 году — Ретро-Хьюго 1951, а в 2004 — Ретро-Хьюго 1954.
И вот подошёл срок для Ретро-Хьюго 1939. Позавчера был опубликован следующий номинационный список:
Все номинированные произведения увидели свет в 1938 году. Угадать, как распределились бы голоса участников того первого Ворлдкона едва ли представляется возможным. Зато интересно будет узнать, какой выбор сделают современные любители фантастики.
Напомню, что в этом году Worldcon пройдёт в Лондоне, с 14 по 18 августа.
Сегодня прочитал рассказ Конан Дойла "Литературная мозаика". Спрашивается, и как только столько лет он проходил мимо меня? Так вот, в рассказе есть пассаж следующего содержания:
цитата
Сочинение уже подходило к концу, когда вдруг является лорд Рочестер — блистательный кавалер, чьё слово в литературных делах могло и вознести и низвергнуть. "Ну как, Дефо, — спрашивает он, — готовишь нам что-нибудь?" "Да, милорд", — отвечаю я. "Надеюсь, это веселая история. Поведай мне о героине — она, разумеется, дивная красавица?" "А героини в книге нет", — отвечаю я. "Не придирайся к словам, Дефо, — говорит лорд Рочестер, — ты их взвешиваешь, как старый, прожжённый стряпчий. Расскажи о главном женском персонаже, будь то героиня или нет". "Милорд, — говорю я, — в моей книге нет женского персонажа". "Чёрт побери тебя и твою книгу! — крикнул он. — Отлично сделаешь, если бросишь её в огонь!" И удалился в превеликом возмущении. А я остался оплакивать свой роман, можно сказать, приговорённый к смерти ещё до своего рождения. А нынче на каждую тысячу тех, кто знает моего Робина и его верного Пятницу, едва ли придется один, кому довелось слышать о лорде Рочестере.
Премия Ауреалис присуждается за лучшие произведения австралийской фантастики, начиная с 1996 года. Среди лауреатов прошлых лет такие фантасты как Терри Доулинг (4 премии), Грег Иган (4 премии), Гарт Никс (9 премий) и Шон Уильямс (8 премий).
Страница премии должна открыться на Фантлабе в течение ближайшего полугода (надеюсь).
Книги Барбру Линдгрен переведены на 30 языков. По признанию членов жюри шведская писательница "является литературным новатором", которая "с лингвистической дерзостью и психологическими нюансами обновила не только книги для самых маленьких", но и для подростков.
Барбру Линдгрен родилась в 1937 году в окрестностях Стокгольма. Дебютировала в 1965 году с книгой для детей "Лето Маттиаса". За свою творческую биографию опубликовала около 100 работ, среди которых иллюстрированные книги для малышей, детская поэзия, детские пьесы, рассказы для детей и взрослых.
Международную литературную премию памяти Астрид Линдгрен шведское правительство учредило в 2002 году после кончины писательницы, чтобы содействовать развитию детской и юношеской литературы. Основание премии стало также знаком признания и глубокого уважения Астрид Линдгрен, остающейся одной из самых любимых писательниц как в Швеции, так и за ее пределами. Истории, написанные Астрид Линдгрен, переведены на более чем 90 языков мира.
Награда считается одной из самых крупнейших среди международных наград, вручаемых в области литературы для детей и подростков. Сумма денежного вознаграждения составляет 5 миллионов шведских крон (564 тысячи евро). Церемония награждения пройдёт в Стокгольме 2 июня.