| |
| Статья написана 7 мая 2014 г. 19:31 |
В Либертарианском Футуристическом Обществе (Libertarian Futurist Society) назвали имя лауреата специальной премии Прометей: им становится американский писатель-фантаст Вернор Виндж. Премия присуждается с формулировкой "за заслуги всей жизни" (for lifetime achievement). Прежде Вернор Виндж уже удостаивался 4 премий Прометей. Лучшими книгами года признавались "Брошенные в реальном времени" (в 1987) и "Глубина в небе" (в 2000). Также в Зал славы премии Прометей внесены две его повести: "Неуправляемые" (в 2004) и "Истинные имена" (в 2007). Кроме того, писатель пять раз становился лауреатом премии Хьюго. Насколько известно, это первая литературная награда, которую Виндж получает не за конкретное произведение, а за свой вклад в развитие фантастического жанра. Вернор Виндж будет одним из почётных гостей на конвенте Marcon 50, который пройдёт в городе Колумбус (штат Огайо) с 8 по 10 мая. Там, очевидно, и состоится церемония награждения. Пресс-релиз Либертарианского Футуристического общества
|
| | |
| Статья написана 2 мая 2014 г. 12:39 |
В Новой Зеландии назвали имена лауреатов национальной фантастической премии Сэра Джулиуса Фогеля.
|
| | |
| Статья написана 22 апреля 2014 г. 18:12 |
Что самое интересное в литературных премиях? Правильно. Возможность поугадывать, кто же станет лауреатом. Особенно, если ты успел ознакомился хотя бы с некоторыми из выдвигаемых текстов. Ретроспективная премия присуждается раз в несколько лет (последний раз в 2004). Может быть, следующих шанс нам представится в 2016 (75 лет третьему Ворлдкону), а может быть и нет. В любом случае, упустить такую возможность я не мог: современную фантастику почти не читаю, а с классикой немножко да знаком. Итак, самыми вероятными кандидатами на премию считаю: Роман — Теренс Хэнбери Уайт «Меч в камне» (The Sword in the Stone)
Повесть — Джон Кэмпбелл «Кто ты?» (Who Goes There?)
Короткая повесть — Роберт Говард «Голуби ада» (Pigeons from Hell)
Рассказ — Лестер дель Рей «Елена Лав» (Helen O'Loy)
Постановка, малая форма — радиопьеса Орсона Уэллса "Война миров" (да-да, та самая!)
Редактор малой формы — Джон Кэмпбелл
Автор-любитель — Рэй Брэдбери (здесь уверен менее всего)
От прогнозов по другим номинациям воздержусь, ибо слишком плохо разбираюсь в художниках, да в фэнзинах тоже.
О том, что в этом году собираются вручать Ретро-Хьюго, было известно заранее — ну не стали бы организаторы ждать 2039 года. Поэтому заранее прикинул, какие произведения с наибольшей вероятностью попадут в шорт-лист. Среди романов удалось угадать 4 из 5 (за исключением Берроуза). Выбор в действительности не очень велик, ведь вплоть до 50-х годов фантастика в основном печаталась на страницах журналов. У первой части эпопеи "Король былого и грядущего" хорошие шансы на победу: честно говоря, остальные книги представляют собой скорее историческую ценность. Лучшей повестью, уверен, станет "Кто ты?". Хотя "Вопрос формы" мне всегда нравился гораздо больше. Антиутопия Айн Рэнд прошла в финал ожидаемо, ранние повести Уиндэма и Каттнера — достаточно неожиданно для меня. С короткими повестями намного сложнее. Явных лидеров нет. Отгадал только Роберта Говарда, удивлён отсутствию Г. Ф. Лавкрафта («Дневник Алонсо Тайпера») и Раймонда Галлуна («Посев сумрака»). Заочно симпатизирую произведениям Каттнера и Саймака. Зато в номинации рассказов выбор оказался огромный. В конце 30-х в фантастику пришло много писателей, которых мы сейчас привычно называем классиками. Так, "Hollerbochen's Dilemma" — первый рассказ молодого Рэя Брэдбери. Артур Кларк в те годы тоже публиковался исключительно в фэнзинах ("Как мы летали на Марс" — второе его произведение). В случае с этими рассказами номинаторы явно голосовали "за имя на обложке". Рассказы же Лестера дель Рея выгодно от них отличаются. Нет, даже не литературным уровнем, а значением для развития жанра: рассказ "Елена Лав" считается одной из первых историй о роботе с почти человеческой психологией, а "Преданный, как собака" предвосхищает сюжет саймаковского "Города".
В общем и целом номинационным списком я остался доволен. Участникам Ворлдкона в Лондоне будет из чего выбирать. Большую часть представленных здесь повестей и рассказов можно отнести если не к дебютным, то к ранним. "Золотой век" журнальной фантастики тогда только начинался. Так что грядущие ретроспективные голосования по произведениям 40-х годов обещают быть ещё интереснее.
|
| | |
| Статья написана 21 апреля 2014 г. 20:52 |
Почти 75 лет тому назад, в начале июля 1939 года, в Нью-Йорке состоялся Первый Всемирный конвент научной фантастики, или коротко — Worldcon. Несмотря на громкое название, мероприятие было довольно скромным: в работе первого Ворлкона участвовало около 200 человек, почти исключительно жители США. На следующий год Всемирный конвент прошёл в Чикаго, а в 1941-м — в Денвере. Затем случилась война. После окончания Второй мировой Всемирные конвенты возобновились. Однако первую премию Хьюго вручили только в 1953 году: её лауреатом, как известно, стал Альфред Бестер. Таким образом, во время Ворлдконов 1939-1941, 1946-1952 и 1954 годов читательские премии не присуждались. Чтобы исправить такую несправедливость, были учреждены специальные ретроспективные награды. Согласно принятым правилам, премии Ретро-Хьюго вручаются через 50, 75 или 100 лет после соответствующих Всемирных конвентов, на которых церемония награждения не проводилась. Так, в 1996 году вручалась Ретро-Хьюго 1946, в 2001 году — Ретро-Хьюго 1951, а в 2004 — Ретро-Хьюго 1954. И вот подошёл срок для Ретро-Хьюго 1939. Позавчера был опубликован следующий номинационный список:
Роман / Best Novel- Эдгар Райс Берроуз "Карсон с Венеры"
- Э. Э. «Док» Смит "Галактический патруль"
- Джек Уильямсон "Легион времени"
- Клайв Стейплз Льюис "За пределы безмолвной планеты"
- Теренс Хэнбери Уайт "Меч в камне"
Повесть/Best Novella- Айн Рэнд "Гимн"
- Гораций Голд "Вопрос формы"
- Джон Уиндэм "Спящие Марса"
- Генри Каттнер "The Time Trap"
- Джон Кэмпбелл "«Кто ты?»"
Короткая повесть / Best Novelette- Джон Кэмпбелл "Dead Knowledge"
- Генри Каттнер "Лунный Голливуд"
- Роберт Говард "Голуби ада"
- Клиффорд Саймак "Правило 18"
- Кэтрин Мур "Волчица"
Рассказ / Best Short Story- Лестер дель Рей "Преданный, как собака"
- Лестер дель Рей "Елена Лав"
- Рэй Брэдбери "Hollerbochen's Dilemma"
- Артур Кларк "Как мы летали на Марс"
- Лайон Спрэг де Камп "Hyperpilositis"
Постановка, малая форма / Best Dramatic Presentation – Short- "Around the World in Eighty Days" — радиопостановка Орсона Уэллса
- "A Christmas Carol" — радиопостановка Орсона Уэллса
- "Dracula" — радиопостановка Орсона Уэллса
- "R. U. R." — кукольный телеспектакль Ремо Буфано
- "The War of the Worlds" — радиопостановка Орсона Уэллса
Редактор малой формы / Best Professional Editor Short Form- Джон Кэмпбелл
- Уолтер Джиллингс
- Рэймонд Палмер
- Морт Вайсингер
- Фэрнсуорт Райт
Профессиональный художник / Best Professional Artist- Маргарет Брандидж
- Вирджил Финлей
- Фрэнк Рудольф Пауль
- Алекс Шомбург
- Г. Вессо
Фэнзин / Best Fanzine- "Fantascience Digest" edited by Robert A. Madle
- "Fantasy News" edited by James V. Taurasi
- "Imagination!" edited by Forrest J Ackerman, Morojo, and T. Bruce Yerke
- "Novae Terrae" edited by Maurice K. Hanson
- "Tomorrow" edited by Douglas W. F. Mayer
Автор-любитель / Best Fan Writer- Форрест Дж. Экерман
- Рэй Брэдбери
- Боб Такер
- Гарри Уорнер-мл.
- Дональд Уоллхейм
Все номинированные произведения увидели свет в 1938 году. Угадать, как распределились бы голоса участников того первого Ворлдкона едва ли представляется возможным. Зато интересно будет узнать, какой выбор сделают современные любители фантастики. Напомню, что в этом году Worldcon пройдёт в Лондоне, с 14 по 18 августа.
|
| | |
| Статья написана 6 апреля 2014 г. 21:07 |
Сегодня прочитал рассказ Конан Дойла "Литературная мозаика". Спрашивается, и как только столько лет он проходил мимо меня? Так вот, в рассказе есть пассаж следующего содержания: цитата Сочинение уже подходило к концу, когда вдруг является лорд Рочестер — блистательный кавалер, чьё слово в литературных делах могло и вознести и низвергнуть. "Ну как, Дефо, — спрашивает он, — готовишь нам что-нибудь?" "Да, милорд", — отвечаю я. "Надеюсь, это веселая история. Поведай мне о героине — она, разумеется, дивная красавица?" "А героини в книге нет", — отвечаю я. "Не придирайся к словам, Дефо, — говорит лорд Рочестер, — ты их взвешиваешь, как старый, прожжённый стряпчий. Расскажи о главном женском персонаже, будь то героиня или нет". "Милорд, — говорю я, — в моей книге нет женского персонажа". "Чёрт побери тебя и твою книгу! — крикнул он. — Отлично сделаешь, если бросишь её в огонь!" И удалился в превеликом возмущении. А я остался оплакивать свой роман, можно сказать, приговорённый к смерти ещё до своего рождения. А нынче на каждую тысячу тех, кто знает моего Робина и его верного Пятницу, едва ли придется один, кому довелось слышать о лорде Рочестере.
|
|
|