В США учреждена новая литературная премия имени Рэя Брэдбери. Награда за лучшую фантастическую книгу года будет присуждаться в рамках книжного фестиваля "Los Angeles Times".
Со вчерашнего дня всем посетителям Лаборатории Фантастики доступна страница литературного конкурса «Будущее время», её подготовил наш коллега Kons.
Награда учреждена благотворительным фондом «Система» в 2018 году и присуждается за лучший научно-фантастический рассказ на заданную тему.
Победитель получает статуэтку в виде знака бесконечности и денежный приз 500 000 руб. Остальные финалисты конкурса получают денежные призы — в размере 100 000 руб. По результатам конкурса издаётся сборник рассказов, в который включены все рассказы из шорт-листа, а также победители в других номинациях.
В Нью-Йорке прошли открытые дебаты премии «Супер-НОС». Её провели в честь десятилетнего юбилея «НОСа». Жюри, группа экспертов и специальные гости выбрали лучшего лауреата за всю историю конкурса с 2009 по 2019 года.
Приз отдали роману «Метель» Владимира Сорокина — победителю 2010 года. За него проголосовали четыре из шести членов жюри. Другим основным претендентом на награду стала книга Марии Степановой «Памяти памяти» — лауреата 2018 года.
«Ситуация очень любопытная. С одной стороны, есть книга о воспоминаниях, очень личных, которые относят нас на десятки лет назад. С другой — ретро-футуристическая книга о зомби, которая ссылается на историю. В обеих главным героем выступает история. Но если в первой книге она оптимистически переосмысляется, во второй — выходит из-под контроля»
Марк Липовецкий, профессор факультета славянских языков в Колумбийском университете
В «Метели» Сорокина русское село поражает странный боливийский вирус, который превращает людей в зомби. Доктор Платон Ильич Гарин едет туда, чтобы передать больным спасительную вакцину. Но приехав на станцию, он не находит ни одного извозчика. Когда же ему, наконец, подают лошадей, он попадает в небывалую метель. Сорокин воссоздает классические русские произведения, разбавляя их фантастическими элементами.
Дебаты прошли в Барнард-колледже на Манхэттене. В организации мероприятия также участвовали Институт Гарримана и факультет славянских языков Колумбийского университета. В жюри пригласили российских и американских писателей, профессоров и журналистов. А экспертами выступили аспиранты Принстонского, Нью-Йоркского и Колумбийского университетов с отделений филологии и лингвистики. Специальными гостями стали лауреат «НОСа-2012» Лев Рубинштейн и победитель прошлогодней премии Александр Стесин.
Владимир Сорокин получал премию «НОС» дважды. В 2017-м его наградили за роман «Манарага».
Как и следовало ожидать, премия Роберта Хайнлайна в этом году досталась американскому профессору математики и писателю-фантасту Вернору Винджу. Награда вручается за лучшие произведения в жанре научной фантастики или технической литературы, «вдохновляющие людей на изучение космического пространства».
Обладатель премии Хайнлайна был выбран комитетом авторов НФ под председательством Майкла Ф. Флинна, первого лауреата этой награды.
Церемония вручения награды пройдёт 22 мая сего года в городе Балтиморе (штат Мэриленд).
Если говорить о лауреатах премий "Хьюго", "Небьюла" и "Локус" в романных номинациях, то за последние несколько лет можно отметить две тенденции. Во-первых, награды получают в основном женщины. Причины этого социального явления обсуждались многократно, так что не вижу смысла повторяться. Вторая тенденция интереснее, и о ней я хотел бы написать подробнее.
Не всегда, но как правило, книги. которые затем удостаиваются вышеупомянутые наград, попадают в топ-20 по результатам опроса сайта Goodreads.com. Очередной такой опрос завершился совсем недавно, 9 декабря. Вот ссылки:
Причём, надобно отметить, что вкусы молодёжной аудитории Goodreads и "профессиональных" читателей фантастики совпадают лишь отчасти. Поэтому потенциальных лауреатов "Хьюго" или "Небьюлы" лучше искать во второй половине топ-20. Если же сопоставить с рецензиями, выложенными на сайте журнала "Локус", вырисовывается кое-какая картина.
Итак, какой список у меня получается.
Научная фантастика:
Амаль Эль-Мохтар и Макс Гладстон "This Is How You Lose the Time War" (благодаря удачному соавторству книга попадёт по крайней мере в десятку финалистов премии "Локус").
Аркадия Мартин "A Memory Called Empire" (эта космическая опера собрала много положительных отзывов).
Аннали Ньюиц "The Future of Another Timeline" (предыдущий, дебютный, роман писательницы уже попадал в шорт-лист "Небьюлы"; не удивлюсь, если этот завоюет премию).
Бекки Чамберс "To Be Taught, If Fortunate" (учитывая популярность Чамберс и невысокую конкуренцию среди повестей, самый очевидный кандидат на премию "Хьюго" в своей номинации).
Фэнтези:
Томи Адейеми "Children of Virtue and Vengeance" (книга вышла буквально пару недель назад, но к следующему маю её успеют прочитать и захвалить).
Шеннон Макгвайр "Middlegame" (книги писательницы номинируются почти каждый год).
Сильвия Морено-Гарсия "Gods of Jade and Shadow" (писательница мексиканского происхождения, живущая в Канаде и пострадавшая в скандале вокруг издательства "ChiZine", — идеальный кандидат по нынешним временам).
На премию за лучший дебют, помимо вышеупомянутой Аркадии Мартин и Аликс Хэрроу, могут претендовать Сара Гейли ("Magic for Liars") и Тэмсин Мьюир ("Gideon the Ninth").
Долгожданный роман Маргарет Этвуд "Заветы" ("The Testaments"), несмотря на всю свою популярность, дальше шорт-листа премий "Небьюла" и "Локус" вряд ли пройдёт. С одной стороны, американский фэндом слишком консервативен, чтобы отдавать свои премии "чужакам из мейнстрима", а с другой — сама Этвуд решительно возражала, когда её называли автором научной фантастики. Здесь можно вспомнить примеры из недавнего прошлого: фантастические книги Кормака Маккарти "Дорога" и Колсона Уайтхеда "Подземная железная дорога" тоже собрали множество общелитературных наград, но никто и не подумал вручать за них премию Хьюго.
Разумеется, в уходящем году было опубликовано немало хороших книг, написанных фантастами-мужчинами, но им путь в финал "Небьюлы" или "Хьюго" заказан.
PS. Книга Амаль Эль-Мохтар и Макса Гладстона "This Is How You Lose the Time War" классифицируется как повесть, что резко повышает шансы завоевать какую-нибудь награду.