Всем привет, вас приветствует еженедельная рубрика "Кинопремьеры недели". С этого выпуска ее ведущими выступят ваш покорный слуга в своей любимой ипостаси болтуна и чесателя языком и неутомимая Snowball в качестве невидимой феи-помощницы, выполняющей львиную долю работы, так что не забудьте написать в комментах, какая она умничка, красавица, солнышко и вообще комсомолка.
в ролях: Питер Муллан, Дэвид Тьюлис, Эмили Уотсон, Нильс Ареструп, Джереми Ирвин, Том Хиддлстон, Бенедикт Камбербэтч, Селин Бакенс, Тоби Кеббелл, Патрик Кеннеди
мировая премьера: 04 декабря 2011 г. российская премьера: 26 января 2012 г.
История невероятной дружбы мальчика Альберта и коня Джоуи. Когда начинается Первая мировая, и Джоуи отправляют вместе с кавалерийским полком на поля сражений Франции, Альберт, несмотря на слишком юный для военной службы возраст, все равно уходит на фронт, чтобы найти и спасти друга.
Роман «Боевой конь» Майкла Морпурго был впервые опубликован в 1982 году.
Роль Джои в течение фильма исполняли 14 лошадей. «Главный» конь, Файндер, также снимался в фильме «Фаворит» (2003 г.).
Награды и номинации фильма: 2011 — 8 номинаций на «Спутниковую награду»: лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Стивен Спилберг), лучшая операторская работа (Януш Камински; единственная победа), лучший адаптированный сценарий (Ли Холл, Ричард Кёртис), лучшая музыка (Джон Уильямс), лучшие визуальные эффекты (Бен Моррис), лучший монтаж (Майкл Канн), лучший звук (Энди Нельсон, Гэри Ридстром и другие). 2012 — 2 номинации на премию «Золотой глобус»: лучший фильм — драма, лучшая музыка (Джон Уильямс). 2012 — 5 номинаций на премию BAFTA: лучшая операторская работа (Януш Камински), лучшая музыка (Джон Уильямс), лучшие визуальные эффекты (Бен Моррис, Нил Курбулд), лучшая работа художника-постановщика (Рик Картер, Ли Сандалес), лучший звук (Энди Нельсон, Гэри Ридстром и другие).
Кориолан
Coriolanus
«Даже зверь понимает кто ему друг»
2011, Великобритания, 122 мин., триллер, драма
режиссёр: Рэйф Файнс
сценарий: Джон Логан, Уильям Шекспир
в ролях: Джерард Батлер, Рэйф Файнс, Лубна Азабаль, Ашраф Бархом, Зоран Чича, Милош Дабич, Николас Исиа, Зоран Милькович, Мария Могболу, Милан Перович
мировая премьера: 14 февраля 2011 г. российская премьера: 26 января 2012 г.
Сюжет картины основан на легенде о полководце Гнее Марцие Кориолане, жившем в Риме в пятом веке до нашей эры. Действие картины из Древнего Рима перенесено в наши дни, и вместо мечей главные герои «Кориолана» сжимают в руках автоматы.
«Кориолан» поставлен по трагедии Уильяма Шекспира.
В 2000 году Файнс играл Кориолана на сцене Лондона. Актер признался, что был одержим этим персонажем и хотел перенести историю на экран, сделав ее привлекательной для современного зрителя.
Американку Джессику Честейн Файнс пригласил в проект, увидев ее в роли Дездемоны в постановке «Отелло» в Нью-Йорке.
Опасный метод
A Dangerous Method
«Фрейд против Юнга»
2011, Германия, Канада, Великобритания, Швейцария, 93 мин., триллер, драма, биография
мировая премьера: 02 сентября 2011 г. российская премьера: 26 января 2012 г.
Сюжет закручен вокруг персон основателей психоанализа Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда и их сложных взаимоотношений с умной и красивой пациенткой Сабиной Шпильрейн.
в ролях: Кэтрин Хайгл, Джейсон О’Мара, Джон Легуизамо, Дэниэл Санжата, Дебби Рейнолдс, Шерри Шеперд, Патрик Фишлер, Дебра Монк, Ана Ридер, Джейк Андолина
мировая премьера: 26 января 2012 г. российская премьера: 26 января 2012 г.
Продавщица нижнего белья в отставке Стэфани Плам нашла новую работу. Отныне она охотится на мужчин, за поимку которых назначена солидная награда. Ее главное оружие — женская интуиция и модные туфли на высоких каблуках. Но даже они бессильны перед главной целью — мужчиной ее мечты. Он красив, остроумен и смертельно опасен, и при этом он её бывший.
сценарий: Александр Пэйн, Нат Факсон, Джим Рэш, ...
в ролях: Джордж Клуни, Шэйлин Вудли, Амара Миллер, Ник Краузе, Патти Хасти, Грэйс А. Круз, Ким Дженнаула, Карен Куиока Хиронага, Кармен, Кауи Харт Хеммингз
мировая премьера: 02 сентября 2011 г. российская премьера: 26 января 2012 г.
Главный герой — богатый гавайский землевладелец. Он вместе с двумя дочерьми предпринимает попытку найти любовника жены, искренне веря, что таким образом спасет семейный очаг.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F2%EE..." rel="nofollow" target="_blank">Награды и номинации фильма http://st.kinopoisk.ru/images/award-oscar..." class="adaptimg" alt=" "/> http://st.kinopoisk.ru/images/award-golde..." class="adaptimg" alt=" "/>
Съёмки фильма начались в марте 2010 года в штате Гавайи.
Саундтрек включает в себя исключительно гавайскую музыку, исполняемую такими певцами, как Гэбби Пахинуи, Рэймонд Кейн, Киола Бимер, Санни Чиллингворт, Джеффри Питерсон, Деннис Камакахи и Лена Мачадо.
Фильм основан на одноимённой дебютной книге гавайской писательницы Кауи Харт Хеммингз, которая впервые была опубликована в мае 2007 года.
Использованный при съёмках фильма дом семейства Кинг имел один большой недостаток – возле него не было описываемого в книге дерева баньяна. Эту проблему решили с помощью транспортировки и пересадки выкопанного с землей взрослого дерева.
Автор книги Кауи Харт Хеммингз появляется в камео в качестве секретаря героя Джорджа Клуни.
На роль младшей дочери десятилетней Скотти пробовалось свыше трехсот девочек.
На роль старшей дочери пробовалась Аманда Сэйфрид.
В книге младшая дочь Скотти в один из моментов появлялась в футболке с надписью миссис Клуни. Так получилось, что в фильме Джордж Клуни играет её отца.
Оскар 2012 — номинация Лучший фильм. Джордж Клуни также был выдвинут на соискание премии Оскар в категории Лучшая мужская роль.
Схватка
The Grey
«Один на один со смертью»
2012, США, 117 мин., боевик, триллер, драма
режиссёр: Джо Карнахан
сценарий: Йен Джефферс, Джо Карнахан
в ролях: Лиам Нисон, Дермот Малруни, Фрэнк Грилло, Джеймс Бэдж Дэйл, Джо Андерсон, Нонсо Анози, Даллас Робертс, Лариса Стадничук, Бен Брэй, Джеймс Битонти
мировая премьера: 27 января 2012 г. российская премьера: 26 января 2012 г.
На Аляске потерпел крушение самолет, и оставшиеся в живых пассажиры оказались в плену безлюдной снежной пустыни, где только стая волков скрашивает пейзаж. Люди хотят выжить любой ценой, и теперь им предстоит смертельная схватка…
2010, Германия, Франция, Великобритания, Словения, Бельгия, Сербия, Босния и Герцеговина, 113 мин., драма
режиссёр: Данис Танович
сценарий: Данис Танович, Ivica Djikic
в ролях: Мики Манойлович, Мира Фурлан, Борис Лер, Jelena Stupljanin, Милан Штрлич, Марио Кнезович, Светислав Гончич, Almir Mehic, Мырза Танович, Miralem Zupcevic
мировая премьера: 23 июля 2010 г. российская премьера: 26 января 2012 г.
1991 год. Небольшой городок на юге Герцеговины. После многих лет коммунистического режима настала очередь демократических перемен. В стране произошли свободные выборы, к власти пришли новые люди. Все это означает, что беглецы, проведшие многие годы вдали от Родины, могут вернуться домой. Один из таких политических беженцев, Дивко Бунтич, по возвращении в город детства начинает осуществлять личную месть своим обидчикам. Он вернулся не с пустыми руками: новая, на сорок лет младше его, жена, новый «Мерседес», черный кот и внушительный банковский счет.Первым актом отмщения для Дивко становится вышвыривание экс жены и сына из их старого дома. Благодаря деньгам Дивко побеждает во всех своих делах и, кажется, что ничто не помешает достичь герою полной сатисфакции. Но жизнь бывает полна сюрпризов: надвигающаяся война рассудит по-своему.
в ролях: Петр Мамонов, Вера Строкова, Сергей Попов, Алексей Подольский, Валерий Заводовский, Сергей Волжин-Ястребов, Юлия Говор, Дмитрий Новиков, Джим Авиньон, Сергей Кузьменко
российская премьера: 26 января 2012 г.
Новелла Любовь. Спешите видеть! Пронзительная история любви хрупкой девушки, которая мечтала стать принцессой и загадочного юноши, который скрывается от людей под именем Киберстранник. Море слез и бездна отчаяния! Могут ли Золушка и Человек-Невидимка быть вместе? Только у нас! Новелла Дружба. Впервые на экране! Юноша, утративший способность слышать, но сохранивший пылающее сердце, и мальчик с ледяным осколком в глазу. Коварное предательство и несгибаемое мужество! Огненный Данко и Ледяной Кай, две стихии, столкнувшись, могут уничтожить Вселенную! Торопитесь видеть!
Этот фильм — первая и вторая из четырех новелл "Шапито-шоу". Весь фильм разделён на четыре части. Четыре пересекающихся истории путешествия к морю. У каждой из частей своя тема: любовь, дружба, уважение и сотрудничество. Схожие сюжеты новелл рассказывают о своих героях, приезжающих в курортный городок, и поворотных моментах, меняющих их жизнь. Истории развиваются параллельно.
Награды 2011 — Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» 33-го Московского Международного кинофестиваля[1] 2011 — Гран-при фестиваля и приз «Золотая лоза» XX-го Открытого фестиваля кино «Киношок»[2]
«Шапито-шоу» — первый российский фильм, полностью снимающийся на сверхновую цифровую камеру RED ONE.
Несмотря на распространённость приёма, когда персонажи других новелл играют эпизодические роли в соседних, здесь от части к части роль «соседних» персонажей становится всё важнее, так как у всех четырёх частей один финал.
В фильме заняты профессиональные, полупрофессиональные и непрофессиональные актёры.
В журнале «Сеанс» были опубликованы отрывки литературного сценария к фильму.
В интернете существуют виртуальные реализации деятельности вымышленных героев фильма — блог киберстранника, видеоканал продюсера и сайт арт-группы «Толпа», организованной Никитой и Сергеем Поповым.
в ролях: Вера Строкова, Алексей Подольский, Алексей Знаменский, Петр Мамонов
российская премьера: 26 января 2012 г.
Новелла Уважение. Смертельный номер! Великий мудрец, заплутавший во тьме, и его ученик, отчаянно стремящийся к свету. Они балансируют на краю пропасти, и пламя вулкана обжигает их лица. Король Лир и Звездный мальчик, их поезд судьбы стрелой несется сквозь горный тоннель. Ждет ли их свет в конце? Об этом в представлении! Новелла Сотрудничество. Впервые в мире! Небывалое изобретение в области шоу-бизнеса! «Эрзац-звезда»! Существо, способное уничтожить любых конкурентов, и его создатель взлетят на самую вершину Олимпа, чтобы рухнуть оттуда в пучину вод. Инженер Гарин и Человек-Слон спасут или уничтожат друг друга! Это и еще многое -многое другое…!
Этот фильм — третья и четвертая из четырех новелл "Шапито-шоу". Весь фильм разделён на четыре части. Четыре пересекающихся истории путешествия к морю. У каждой из частей своя тема: любовь, дружба, уважение и сотрудничество. Схожие сюжеты новелл рассказывают о своих героях, приезжающих в курортный городок, и поворотных моментах, меняющих их жизнь. Истории развиваются параллельно.
Награды 2011 — Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» 33-го Московского Международного кинофестиваля[1] 2011 — Гран-при фестиваля и приз «Золотая лоза» XX-го Открытого фестиваля кино «Киношок»[2]
«Шапито-шоу» — первый российский фильм, полностью снимающийся на сверхновую цифровую камеру RED ONE.
Несмотря на распространённость приёма, когда персонажи других новелл играют эпизодические роли в соседних, здесь от части к части роль «соседних» персонажей становится всё важнее, так как у всех четырёх частей один финал.
В фильме заняты профессиональные, полупрофессиональные и непрофессиональные актёры.
В журнале «Сеанс» были опубликованы отрывки литературного сценария к фильму.
В интернете существуют виртуальные реализации деятельности вымышленных героев фильма — блог киберстранника, видеоканал продюсера и сайт арт-группы «Толпа», организованной Никитой и Сергеем Поповым.
сценарий: Андрей Яковлев, Михаил Савин, Андрей Ильков, ...
в ролях: Павел Деревянко, Владимир Зеленский, Светлана Ходченкова, Михаил Ефремов, Марат Башаров, Евгений Кошевой, Жан-Клод Ван Дамм, Анна Семенович, Анфиса Чехова, Михаил Галустян
мировая премьера: 26 января 2012 г. российская премьера: 25 января 2012 г.
Чтобы развеять скуку, Наполеон Бонапарт затеял мировую войну. Не пропуская ни одной юбки, он оказывается со своей армией у ворот Первопрестольной. Русские полководцы решают внедрить к нему неприступную красавицу, la femme fatal, чтобы отвлечь узурпатора от захватнической деятельности. Только какая настоящая женщина устоит перед обаянием этого великого бабника? Ненастоящая!!! В смысле — переодетый мужчина! И такой мужчина есть — поручик Ржевский…
Фильм снимался в Украине с августа по октябрь 2010 года.
Съемочная группа работала на уникальных объектах: в кадре можно увидеть интерьеры и окрестности Воронцовского, Ливадийского и Александровского дворцов, а также театра «Сузирья», завода «Ленинская кузня» и Дома с химерами — официальной резиденции Президента Украины.
Москву 1812 года «изображала» Киево-Печерская лавра.
В ходе съемок было задействовано 17 различных локаций.
Сцены с Жан-Клодом Ван Даммом снимались ночью.
На проекте работало 12 костюмеров, а костюмы шили в 6 киевских частных дизайнерских ателье (украинские модельеры работали под надзором художника по костюмам Анастасии Нефедовой).
Обувь Наполеона также шилась на заказ в дизайнерских мастерских Киева. Голенища сапог украшены вышивкой, а подошвы оставляют на земле «говорящие» следы — NN.
Один из костюмов Наполеона состоит из 18-ти предметов одежды и аксессуаров, начиная от головного убора и заканчивая чулками и перевязью.
Эполеты экранного Наполеона – подлинное произведение ювелирного искусства: они выполнены из золотых цепей и витого золота.
Для фильма была модернизирована монограмма Наполеона: историческую монограмму преобразили, учитывая современные «тенденции».
Сапоги поручика Ржевского украшают необычные шпоры: вместо классических колесиков на них крепятся черепа со стразами. Всего для героя – в его мужской и женской ипостасях – было на заказ создано 17 пар обуви, в том числе уникальные кроссовки на шпильке.
Высота невероятных меховых головных уборов персонажа Татьяны Орловой достигает 70 см, а это выше, чем у английских королевских гвардейцев. Чтобы носить такую шапку, нужно учиться балансировать.
Для крепостных крестьян было сшито 100 костюмов с принтами на тему гравюр XIX века, изображающих Москву.
На солдатах отступающей французской армии можно заметить забавные детали одежды, выполненные из популярных клетчатых хозяйственных сумок – головные уборы, вещмешки, плащи, шорты и т.д. На них ушло в общей сложности 55 сумок.
В самой масштабной сцене фильма приняло участие около 500 актеров массовых сцен.
В фильм вошли более 10 специально поставленных танцевальных номеров.
2011 год оказался для Вадима Панова необычайно ударным. Двумя романами стартовал совершенно новый цикл "Герметикон", автор отметился крайне удачной новеллизацией в межавторском проекте "Prime World", а затем, к радости многочисленных поклонников, вернулся в Тайный город. И с первых же страниц "Головокружения" возникло ощущение, что он его и не покидал.
Несмотря на все существенные различия в месте действия, все последние книги Вадима созданы по одинаковому образцу, не стал исключением и новый роман. Помимо магистрального конфликта, объединившего в одной упряжке представителей всех Великих Домов Тайного города, в тексте присутствует несколько отдельных сюжетных линий, пересекающихся с главной только в самом конце романа.
Впрочем, пересечение — не совсем правильный термин. Скорее, отдельные действующие лица оказывают влияние на развитие других сюжетных линий, в то время как их окружение понятия не имеют о роли своих друзей в происходящих по соседству событиях. Однако самый главный сюрприз, переворачивающий все события с ног на голову, Вадим припас для самых последних страниц, и оценить его в полной мере могут только читатели.
Основные события разворачиваются вокруг фигуры загадочного Мстителя, повергшего в ужас всех обитателей Тайного города и заставившего все Великие Дома объединить усилия по его поимке. Еще большим шоком для представителей древних рас стал тот факт, что неуловимый убийца оказался челом, ведь считалось, что даже самые сильные человеческие маги не в состоянии противостоять лучшим волшебникам Города.
Подобная расстановка сил представляет собой идеальную почву для развития конфликта характеров и идеологий. При должном желании Вадим мог бы написать крайне драматическую историю о противостоянии судьбе, системе, обществу и стереотипам, однако на практике потенциал романа остался нереализованным. Загадочный убийца оказался обычным психом, сводящим собственные счеты с представителями древних рас. До уровня Нестора дер Фурнье и леди Кобрин, антагонистов недавних книг Панова, Мстителю как до Луны.
Впрочем, даже обыкновенный маньяк оказался лучшим магам Тайного города не по зубам. Несмотря на численный перевес, многовековой опыт и смекалку и холодный расчет Сантьяги, Мститель раз за разом ускользал от преследователей и оставлял их с носом.
Вторая сюжетная линия посвящена простой девушке Даше, преуспевающему менеджеру в туристической фирме и любимой женщине программиста Коли. Дашенька могла считать себя счастливой, однако одна встреча с преуспевающей и могущественной аристократкой поставила всю прежнюю жизнь девушки под сомнение. Можно ли довольствоваться обычной, пусть и успешной, карьерой, когда перед тобой открывается дверь в Тайный город и простирается дорога к куда более интересной и насыщенной жизни? Что, если у тебя появляется мечта, о которой юная чела совсем недавно и помыслить не могла? Однако ничто не дается нам бесплатно, и какую цену согласна заплатить Даша за осуществление своих желаний? Стоит ли мечта полного отказа от своих принципов и прежней личности? Девушка оказывается перед самым сложным выбором в своей жизни, которая, под влиянием принятого решения, изменится навсегда, причем в совершенно неожиданную сторону.
И, наконец, треть книги посвящена очередной неразберихе, возникшей в рядах Красных Шапок. В центре событий в очередной раз оказались великий фюрер Кувалда и его верный уйбуй Копыто. Первое время Шапки всячески стараются развлекать аудиторию, но ближе к середине их присутствие начинает немного напрягать. Дело в том, что многообещающий поначалу политический кризис, охвативший кланы Шибзичей, Дуричей и Гниличей, к этому моменту превратился в очередную попытку пополнить опустевшую семейную казну (ради разнообразия на ниве коммерции), а разрешился традиционными в Форте методами. А учитывая, что Вадим уделяет абсолютно проходной в целом линии слишком много внимания, Шапки банально начинают отвлекать от основного конфликта.
Как и всегда, в книгах Панова очень много юмора, львиная доля которого приходится как раз на Красных Шапок. К тому же Вадим очень много внимания уделяет разнообразным параллелям с нашим миром, высмеивая отдельные его проявления в той или иной форме. Так, например, великий фюрер Кувалда получил от любящих подданных кличку Кунтик, временно попавший к нему в оппозицию Копыто эмигрировал в Англию, а сам великий фюрер загорелся идеей сначала провести в Форте модернизацию (затратная вещь, на которую всем плевать), а затем заняться производством нанотехнологий.
В романе создана удивительно теплая и душевная атмосфера, вызывающая у читателя ощущения уюта и покоя. Чувствуется, что и Вадим тоже соскучился по своему самому известному циклу и с радостью воспользовался возможностью вернуться в Тайный город и рассказать еще одну историю из жизни его обитателей.
Резюме: После трехлетнего перерыва Вадим Панов вернулся в Тайный город. Возможно, "Головокружение" и не лучший роман из цикла, но ниже своей планки качества автор не опустился, и поклонники сериала должны остаться довольными от новой встречи с любимыми персонажами.
После выхода "Террора" и "Друда"Дэн Симмонс стал гораздо чаще упоминаться не как писатель-фантаст, а как серьезный романист, использующий в своих произведениях фантастический элемент исключительно по старой памяти. Действие обоих книг происходит в XIX веке, и первым делом в глаза бросается то, как свободно ориентируется автор в рассматриваемой им эпохе. Симмонс определенно провел не один час за сбором материала, и все это вылилось во множество подробностей, которыми нашпигованы тексты обоих романов.
Позапрошлый век определенно привлек особое внимание Дэна, поскольку действие его следующей книги, "Черные Холмы", также происходит в девятнадцатом столетии. Сюжет романа строится вокруг одного из самых тяжелых эпизодов американской истории, вся глубина которого совершенно не понятна остальной части населения земного шара. Речь идет о самом крупном поражении федеральных войск в многочисленных войнах с индейцами — гибели полковника Джорджа Армстронга Кастера и еще 265 американских солдат и офицеров в битве при Литтл-Бигхорн.
Историки до сих пор не сошлись во мнении касательно того, что же погубило Кастера и его людей, но если не рассматривать под лупой карту местности, не вдаваться в особенности действия американской кавалерии и индейских племен при встрече с противником, то можно предположить, что основной причиной трагедии была обычная человеческая жадность. И золото.
Дело в том, что Черные Холмы занимают особое место в мифологии и религии практически всех племен индейцев, обитавших в той части Великих Равнин. Согласно верованиям сиу, этот район является центром мира, в котором давным-давно появились первые люди и бизоны. Поэтому отдавать бледнолицым эту землю без боя местные жители никогда бы не согласились. Только что пережившее гражданскую войну федеральное правительство было не готово ввязываться в новый кровопролитный конфликт, поэтому в 1868 году в Форте Ларами было подписано мирное соглашение, закреплявшее за племенами право на владение Черными холмами и окружающими их территориями. Однако несколько лет спустя в холмах нашли золото, следом за которым туда потянулись авантюристы, искатели приключений, бандиты, игроки, шлюхи, Дикий Билл Хикок и другие персонажи фронтира. На индейских территориях стали возникать шахтерские городки, такие как Дедвуд, и в конечном итоге вопрос выселения аборигенов стал делом времени.
Вождям племен был предъявлен ультиматум, предписывающий освободить занимаемое пространство до 1 февраля 1876 года, а когда индейцы его ожидаемо отвергли, в бой вступила армия. Всю весну и лето воинские подразделения гонялись за краснокожими, и в итоге 25 июня части Кастера наткнулись на лагерь противника. В завязавшейся битве практически все американские силы были уничтожены, а в индейских поселениях еще несколько дней не затихал праздник. Однако умерев, Кастер оказал своим победителям медвежью услугу — возмущенное бойней общество стало требовать наказать, покарать, предотвратить подобное и окончательно решить индейский вопрос. После Литтл-Бигхорн индейцам больше ни разу не удалось одержать победу, и к концу следующего года большинство краснокожих было или убито, или пленено, или выселено в резервации. На месте сражения теперь разбит мемориальный комплекс, а все погибшие в нем считаются героями.
Собственно, со сцены сражения при Литтл-Бигхорн и начинается действие романа Дэна Симмонса, и уже в первых строках мы знакомимся с двумя основными действующими лицами всей истории — юным пока еще индейским мальчиком по имени Паха Сапа (в переводе с сиу — Черные Холмы) и призраком полковника Кастера, по несчастливому стечению обстоятельств переселившегося в парнишку. Автор наблюдает за главным героем на протяжении всей его долгой жизни — беззаботным детством, обнаружением странных, можно даже сказать сверхъестественных особенностей, осознанием своего места в мире, взрослением, знакомством с женой, взаимоотношениями с сыном, тункашилой и призраком Кастера, посещением Нью-Йорка и чикагской выставки, а также попытками взорвать строящийся мемориал на горе Рашмор, находящейся как раз в центре священных Черных Холмов.
Действие романа развивается нелинейно — сюжет прыгает из 1876 в 1936 и обратно, с краткими попаданиями в 1894, 1933 и ряд других годов. Повествование перемежается внутренними монологами полковника Кастера, вещающего из глубины черепной коробки Паха Сапы и вспоминающего о своей жизни, карьере, службе, а также жене. Больше всего о жене. Причем о самых-самых интимных подробностях их отношений, включая где, в какой позе и сколько раз. В подробностях. А для Паха Сапы еще и в картинках. Бедный индеец.
Походя Симмонс рассказывает множество интереснейших историй о самых разных составляющих индейского быта, о верованиях и мифах лакота, об организации Чикагской выставки, об устройстве колеса Ферриса, о строительстве Бруклинского моста, о тяжелых годах Великой Депрессии, о Пыльном котле, о строительстве мемориала на горе Рашмор и о многом другом. О том, с каким старанием Симмонс собирал информацию на интересующие его темы, говорит хотя бы тот факт, что он на несколько недель отложил работу над книгой, пытаясь выяснить, в какую сторону крутилось пресловутое колесо Ферриса, с которым связана одна из самых важных сцен романа. К слову, уложившаяся в несколько страниц.
Однако порой автор перегибает палку и вываливает на читателя количество сведений, более уместное для энциклопедии или научной монографии, а не для художественного романа. И если добавить к этому очень неспешное развитие сюжета и практически полное отсутствие интриги (многие детали жизни Паха Сапы становятся известны из его воспоминаний еще до того, как Дэн берется описывать этот момент,а мемориал на горе Рашмор, если что, стоит и по сей день), то становится понятным, что "Черные Холмы" — это чтение для искушенных людей, привыкших впитывать в себя большие пласты информации и продвигаться по тексту с упорством ледокола, пробивающего новый путь во льдах.
Выбиваются из повествования и главы, написанные от лица покойного Джорджа Армстронга Кастера. Казалось бы, полковник может изрядно дополнить информационный ряд романа, сообщив читателям те сведения, которые никак не мог бы знать Паха Сапа, однако зачастую оказывается, что все, чем интересуется бравый полковник, — это постоянный и неистовый секс с его любимой женой. Кастер и правда славился нежной привязанностью к своей дорогой Либби, отвечавшей мужу взаимностью и сохранившей к нему любовь и преданность до последнего дня своей необычайно долгой жизни, но в воспоминаниях полковника основное место уделяется именно сексу. Подробное описание кажется тем более неуместным, что опошляет трогательные отношения обоих супругов, однако, к счастью, на всю книгу всего несколько глав Кастера, и уже начиная с третьей он внезапно становится более сдержанным и больше рассказывает о своих других впечатлениях, связанных с войной и поездкой Паха Сапы в Нью-Йорк.
Но несмотря на неуместность некоторых сцен, излишнюю многословность Симмонса, загромождение романа лишними деталями и отсутствие ярко выраженной интриги, "Черные Холмы" все равно дают богатую пищу для размышлений. В начале произведения авторская точка зрения, кажется, совпадает с мнением индейцев и выставляет бледнолицых вазичу бессердечными захватчиками, уничтожающими все живое на своем пути и поглощающими самые жирные куски. Однако ближе к финалу Дэн неожиданно переходит в лагерь Кастера, призывающего считать сиу и прочих индейцев не такими уж и безвинными жертвами, живущими якобы в единении с природой. Однако Симмонс бы не был собой, если бы всего лишь столкнул обе точки зрения лбами и предпочел одну из них другой. Уже в самом-самом конце романа, самом фантастическом его месте, Симмонс предлагает альтернативу, в осознании которой и скрыт весь смысл книги.
"Черные Холмы" — это не просто история одного одаренного индейца и привязавшегося к нему призрака бледнолицего офицера. Это не только рассказ о том, как изменился мир на протяжении жизни всего одного человека. Это не только печальная дань памяти ушедшему в никуда самобытному народу с его традициями, верованиями и легендами. И уж тем более это не энциклопедия американского быта конца XIX — начала XX веков. Фактически вся книга — это бесконечные поиски примирения с самим собой, со своим местом в жизни, с окружающими, с потерей любимых и близких, с уходом привычного уклада, старением любимой женщины и присутствием в твоем черепе духа убитого врага. Впрочем, об этом еще до меня крайне красочно, метко и емко сказали вот здесь, снимаю шляпу. Могу лишь добавить, что сами индейцы смириться с новым укладом своей жизни не согласны, о чем свидетельствует самопровозглашенная Республика Лакота. Кто же прав, мудрый Симмонс или современные борцы за независимость, покажет время. Пока же, положив руку на сердце, хочу сказать, что описанный в финале "Черных Холмов" вариант мне нравится больше. Но, к сожалению, как раз на концовку романа и пришелся основной фантастический элемент, так что сложно представить, что когда-нибудь проект ревайлдинга мегафауны плейстоцена будет когда-нибудь осуществлен.
Финал романа слегка выбивается из общего повествования своей оптимистичностью и наивностью, но с другой стороны, он идеально подходит для человека, долгие годы терпевшего удары судьбы, искавшего свое место и обретшего смысл жизни в возрасте, когда иных уж в гроб кладут.
Резюме: Из трех последних исторических романов Симмонса "Черные Холмы" — самый слабый, однако ниже определенной планки качества автор не опустился. Тем не менее недостатки произведения бросаются в глаза слишком сильно и мешают рекомендовать его для обязательного изучения. Однако если вас не пугают многословность автора, затянутость повествования, отсутствие какой бы то ни было интриги, излишне детальные описания индейского быта и постельных похождений полковника Кастера, то вас ждут крайне печальный рассказ о жизни одного необычного индейца, его отношениях со своими тункашилой, женой и сыном, ряд крайне трогательных и эмоциональных сцен и необычайно светлая и оптимистичная концовка. Стоит ли ради этого преодолевать очень плотный, вязкий и насыщенный текст — решать вам. Я бы рискнул.
«Хесету. Митакуйеойазин» (Быть по сему. И да пребудет вечно вся моя родня — вся до единого)
P.S. А еще в романе в главе о Чикагской выставке появляется собственной персоной сам мистер Ше... ой, простите, мистер Йан Сигерсон, норвежец, но вы должно быть слышали об его исследованиях, правда?
Незадолго до католического Рождества Bantam Transworldопубликовал отрывок из нового романа Яна К. Эсслемонта"Orb, Sceptre, Throne", четвертой книги автора о Малазане. Отрывок примечателен еще и тем, что включает в себя новую карту континента Дженебакиса, показывающую невиданную прежде южную оконечность континента и ранее упоминавшиеся Seguleh islands.
Картинки кликабельны.
Сам роман поступит в продажу 19 января этого года.
И написал, конечно же, о одном из своих любимых литературных циклов — "Песни льда и огня"Джорджа Мартина. Эссе Адама будет опубликовано в антологии "Beyond the Wall", которая выйдет в издательстве "BenBella" в июне 2012 года под редакцией Джеймса Лаудера.
На западе давно уже принято выпускать сборник статей на тему любого мало-мальски зарекомендовавшего себя литературного проекта, фильма или телевизионного сериала. Некоторые подобные опусы выходят и у нас, например "Загадка доктора Хауса — человека и сериала". Однако все равно приятно, что теперь и мир Джорджа удостоился собственного "исследования".
Адам пока не уточняет ни тему собственного эссе, ни имена других авторов. С другой стороны, до июня еще уйма времени, и ближе к дате наверняка появится больше информации.