Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 октября 2019 г. 16:34

Война "Скайнета" с претензией на реализм и философским отягощением...

Автор попытался показать — как развитие новых технологий может реально завести человечество в тупик, в тотальную войну, из которой уже не выбраться.

Получилось впечатляюще.

Во-первых — описан набор технологий, которые приведут к частичному объединению человеческих сознаний. На первом этапе — быстрый рост возможностей каждого индивида (у вас интернет в голове, любая информация и навык), но потом формирование новых коллективных субъектов, довольно примитивных по целям, но чертовски могущественных в тактическом и оперативном отношении. Моносубъект просто сильнее.

Во-вторых — хотя борьба с новой "саранчой" ведется не только государствами, но и корпорациями, но единое управление постепенно утрачивается, в том числе и потому, что к коллективному субъекту ведут линии технического развития. Обычному человеку в итоге проще подключить башку к условному скайнету. Личность будет стерта, тело, возможно, падет в перестрелках. Но оставаться лояльным служащим корпорации все сложнее, а оставаться просто человеком — немыслимо трудно. В условиях тотальной террористической войны, когда детей все равно будут воспитывать мобильные телефоны и в головы им что-то да просочится, человеческой семьей может остаться лишь группа людей во главе корпорации, у которых есть деньги на фактический перегрузку сознания в следующие тела. И то, часть их уже частично компьютеризирована, переведена на другие носители, и только пара детей — посмертных — еще остаётся именно детьми.

Это очень сильный момент. который не худо бы перевести в терминаторовскую франшизу ;)

В-третьих — неплохо показан процесс потери инициативы в военных действиях, постепенно сжатия сферы контроля и, в итоге, разгрома человеческой корпорации новой "саранчой". Что-то похожее можно прочитать у И. Николаева в "Гарнизоне" больший упор на интригу и антураж "вархаммера". Здесь же вполне себе НФ, причем действие показано глазами одного из высших управленцев этой корпорации, которого всеми силами защищают — но который почти ничего не может сделать.

Есть ли недостатки у военно-технологической линии?

Да.

Автор пытается маскировать бессилие и нерешительность корпорации в момент утраты инициативы — временной недееспособность её главы. Покушение, идет пересадка в новое тело, все сложно. Но война идет уже не один год! Система принятия решений отлажена, и протоколы на случай недееспособности руководства — должны быть составлены. Вопрос о применении ядерной бомбы или же её аналогов — как бы напрашивается. Более того, уже за год-два-три становится ясно, что идет рост террористического воздействия, надо что-то делать. Но все решения остаются тактическими...

Проблема в том, что вокруг сюжета медленной агонии человеческих корпоративных структур автор выстроил сюжет метафизический — есть жизнь, есть её вариации, есть ощущение некое цели, есть линии развития истории. И после поражение главный герой проходит как бы второй круг ада — пока не ставится ясно, что все случившееся — не более чем ощущение, тень переживаний человека, похожего на автора.

И вот с обрамляющим сюжетом — ба-а-альшие проблемы.

Автор пытается показать, что чувство вины, любовь, ненависть — могут остаться и у людей после трансформации, причем у самых разных модификаций и совершенно различной "концентрации". Но линии развития субъектности буквально выскальзывают у него из рук. Очень хорошо видно, где научно-фантастические допущения — сменяются моралитическими абстракциями.

Наконец — сам герой. Неплохо показаны его каждодневные ощущение,тот информационный поток, что он впитывает в себя — но только на фоне обычных действий, привычных для каждого из нас. В нем не чувствуется человека из высшего менеджмента корпорации. Это скорее приживал из среднего круга родственников — что-то знает, но слишком мало решает, да и сам ходит по каким-то уж чересчур экзотическим местам для получения информации.

Автор пытается надавить на все читательские мозоли. чтобы выжать слезу сочувствия к этому человеку, но эффект очень странный: чувствуешь, что ему плохо, однако не сочувствуешь и даже не сопереживаешь. Персонаж остается персонажем.

Итого: в рамках киберпанковско-эсхатологической традиции — это вполне адекватная вещь. Опубликованная между "Ложной слепотой" и "Эхопраксией" — она не выглядит провинциальной поделкой или строго вторичным сочинением. Но разделяется на два пласта. "Боёвка" — ощутимо склоняется к визуальной традиции, к эстетике кино, а "метафизика" — местами тонет в бессвязности.

Прочитать — вполне можно.


Статья написана 25 сентября 2019 г. 22:02

Смесь "Апокалипсиса сегодня" и "Космической одиссеи 2001-го" в попытке прикинуться "Интерстелларом"

Очень плохо, когда режиссеры, вместо того, чтобы снимать фантастику, занимаются историей кино.

То есть не вкладывая никаких новых смыслов и не рожая идей — клепают коктейли из старых фильмов.

Итак, есть мегахладнокровный персонаж со стабильным пульсом, который не матерится, даже когда падает с орбиты на Землю с единственным парашютом (а вот так).

Вызывают его к начальству и говорят — в джунглях Вьетнама, пардон, на Нептуне, окопался твой папочка, вроде как пропавший много лет назад. Этот папочка хотел вступить в контакт с другой жизнью, а теперь каким-то образом бомбардирует землю пучками антивещества, от которых мы все можем загнуться. Лети-ка ты на Марс и попробуй разжалобить его специальным посланием, которое будет передано по лазерному лучу.

6 баллов




Статья написана 18 сентября 2019 г. 21:08

Робот Валл-И модели "Шварц" на пути полному удовлетворению...

Есть один из почти безотказных приемов в драматургии/фантастике — демонстрировать протагониста, который превосходит других людей в силе, ловкости. скорости вычислений, но при этом отстаёт в эмоциональной сфере, на любовном фронте или еще где.

Если прогресса нет — то это в лучшем случае монотонная зарисовка, а в худшем — трагедия.

Если идет быстрый, психологически не тяжелый и увлекательный прогресс — то это светлая приключенческая или даже комедийная история.

Фильм "Короткое замыкание" — хрестоматийный пример. Робот получил свободу воли, сбежал, и научился быть человечным.

Здесь же на исходных позициях — бесполый киборг, который совершенно не любит общаться с людьми и все свободное время посвящает просмотру сериалов. Это неплохо охранник, который и пострелять может налево-направо, но в жилых модулях не показывается, и да его там и не ждут.

Кладовка, виртуальность, пистолет, обход, кладовка, виртуальность, пистолет, обход.

Но повествование буквально начинается с того, что киборг-то свободу обрел, его теперь программа не контролирует — однако людей убивать не захотел.

Дальше — вот он спасает людей, вот он находит друга-машину (звездолет), вот он пластически становится больше походим на человека, вот у него уже фактически друзья люди.

Проблема книги — и так не очень большой — в том, что либо половина там просто лишняя, либо эту половину надо переписывать с громадными дополнениями.

Большой рассказ (или маленькая повесть), которая так и называется "Отказ всех систем" — хороша тем, что действие происходит на необитаемой планете, а потому что там в большом и сложном мире делается между роботами и людьми, по сути можно оставить за кадром.

Получается эмоционально очень выигрышная история, в некоем условном антураже "космической фантастики 90-00-х".

И герой там — хороший, душевный:)

Но во второй части — места уже населенные. И противоречия между возможностями (силой, аналитикой, скоростью обучения) роботов и общим раскладе в мире — сверкают как полицейская мигалка. Если говорить проще — очень, очень, очень много роботов, которые могут всех согнуть в бараний рог, но эмоционально неразвиты и вынуждены подчиняться своим хозяевам. Чтобы один отщепенец встретил еще двоих — и все это было у черта на куличках, при том, что на земле такие процессы должны были идти в ускоренном порядке, и об этом не знали на периферии — ну не верю.

Как говорил в мультике сквайр Трелони: "Все, буквально все, только услышав, что мы отправляемся искать сокровища, бросаются нам на помощь".

Достоверность героя тоже падает.

Догадываюсь, что если будут переводить продолжение — весь цикл про киллербота — то киборг там окончательно станет человеком.

Но нужно продумывать вселенную.

Я не знаю, как писался "Отказ всех систем", но мне прям так и видится, что попалась на глаза подходящему человеку небольшая повесть, тот пожевал губу, затылок почесал, и категорично так посоветовал — добить до формата, тогда денежно всё получится. И премия за повесть — получилась. А цикл "Дневники киллербота" даже целиком переводить не стали.

Если проводить аналогии, то есть цикл романов Алана Фостера о Флинксе. Первая книга "Тар-Айимский кранг" — просто очаровательна. Путешествие группы авантюристов к планете, где хранится неизвестное оружие исчезнувшей цивилизации. А в этой группе герой — сирота, немного телепат и т.п. Но последующие — с третьего уж точно — буквально вымучены. Автор придумал отличный набросок мира. А продумывать вселенную не стал, и просто напихивал и напихивал новые приключения.

Итого: неровная книга, где первую часть могу рекомендовать для развлечения и отдыха (увлекательно и легко!), а вторую — рекомендую просто не читать :(((


Статья написана 3 сентября 2019 г. 23:28

Иногда бывает, что в одну рецензию вещь просто не помещается.

Пласт личных драм — слишком богат, чтобы вот так взять и ограничиться словами "старые кони борозды не портят".

Спойлеры!!!

Итого: понятно, что за фавнами, феями и людьми — легко читаются негры, ирландцы, вапсы — и вообще, сумма как национальных меньшинств, так и доминирующих народов. Литературы по страданиям и преступлениям мигрантов сочинено столько, что вовек не прочитать. О бесприданницах тоже немало написано. Сериал много в чем копирует старые извивы сюжетов. Фантастический элемент именно в личном плане — невелик. Как и говорил — не раскрыли целиком тему лошаков и лигров. А в рамках что династии, что просто семьи это архисерьезная тема.

Но в сумме получаем шарманку, в которой играют все детали — отлично выстроенный сюжет с работающими "арками персонажей".




Статья написана 31 августа 2019 г. 00:23

Когда доктор Франкенштейн, с лучшими побуждениями, берется за историю Джека-потрошителя...

Это фэнтезийно-постмодернистский янг-эдалт, ближе к верхней границе жанра, когда до полноценной "взрослой лиги" осталось всего ничего.

И дело тут не в количестве обнаженки или трупах в мертвецкой — всё более или менее остаётся в "границах визуального" последних лет.

Суть в том, что герои во многом уже научились быть жестокими, но мир еще не погрузился в настоящую жестокость, он еще юн. Наивен.

Итак — есть несколько рас, живущих в одном городе. У части из них наверняка могут быть общие дети. Но не показаны внуки-правнуки. Есть пара мулаток (при акцентированной подаче негров и белых), люди-феи, но что насчет фавнов-практически-людей (хотя такой брачный союз показан, показаны фавны-белые и фавны-негры, упоминается кто-то, кто прятал копыта в сапогах), не говоря уже о более экзотических сочетаниях? Причем внуки фей с почти атрофированными крыльями, правнуки фавнов с чуть заметными рогами — где они все?

Там же где китайцы с индейцами — за границами этого повествования.

В человеческой истории доставалось очень многим народам. Однако единый биологический стандарт человека поддерживался, потому большая часть побежденных народов не исчезала вообще, но растворилась в победителях. Создатели сериала не стали отвечать на вопрос — где проходит черта биологического единства нескольких разумных рас в этом мире, и как вообще могут сохраняться разумные существа за этой чертой.

То есть — стопроцентное копирование национализма викторианской эпохи — тут не должно было пройти. А его настойчиво пихают и так же настойчиво — чуть не "по учебникам у доски" — опровергают.

При акцентированном интернационализме в постельных делах — https://www.youtube.com/watch?time_contin... — авторы сохранили куда более циничный подход в социальных вопросах.

Сообщества мигрантов образуют мафии (феечки барыжат веществами и повязаны на азартных играх), религиозно-террористические структуры (где и фавна-смертника воспитать могут), да и просто распространяют заклинания, от которых может стать хреново множеству людей.

Государства — что Бург, что Пакт — стоят друг друга с вывозом культурных ценностей.

Но за всем этим нет многолетней истории прошлых удач и поражений, побед и кризисов.

Поэтому, когда ближе к финалу герои начинают выбирать сторону — по национальным вопросам они делают это как бы впервые в истории. Гетто учреждаются, а не возобновляются (хотя это древнейшая европейская традиция, наряду с изоляторами для прокаженных, которые потом стали изоляторами для сумасшедших, а через полторы сотни лет и концлагерями), религии отождествляются с расами, но весьма ограничено подвергаются гонениями (хотя в условиях действующей магии — у атеизма мало шансов на полное господство, а у религии — на упадок). Люди позиционируются как более молодая раса — но что накопили старые — кроме библиотеки феечек? Где сумма той магии, которой они располагали?

Если уж говорить о магии — то она тут аптекарская. Есть намек на какие-то свойства души — травмы — из которых потом кто-то может развить свой дар. Но в целом — народ просто смешивать подходящие вещества (вот с добычей одного такого вещества авторы неплохо пошутили "А ну-ка наколдуй мне! Сейчас, мой хороший, только хлопну в ладоши..."). При том на стороне Пакта стали использовать колдунство в военных целях (магия плюс дирижабли), а Бург — всё скромничает и скромничает.

Стимпанковсякая стилистика дает противоречивые впечатления. По сумме декораций — чувствуются и деньги, и старание, и даже вдохновение (местожительство фей, атакуемое дирижаблями — получилось, хотя сами феи действовали на редкость странно).По отдельным деталям — тоже здорово (заставка фильма). Но очень много ляпов. Если уж в XVIII-м веке изобрели специальный пистолет на конце копья, чтобы слона бить — то что насчет феечек и фавнов? Ну, и колючая проволока между соснами, в которой феечку застревали — явное не то. Слишком явное подражание изделиям ХХ-го века.

Что действительно удалось на 146% — это разнообразие рогов у фавнов. У каждого значимого персонажа — а их навалом — свои "извивы", ороговение лба и т.п. Ну и повешенный вместо распятого (священники носят петли на шее) — изящный штрих.

Как романтическая история — местами хорошо, но местами — чересчур натужно. Но делу помогает множественность любовных линий — как минимум три, а если подробно, то и шесть. Они все разные, потому смотрится живо.

Как детектив — по общей рамке неплохо. Инициатор всего кошмара не ясен до последней минуты (а вот не будет спойлеров).

Актерский состав — хорош. Группа старых коней борозды не портит, при том, что получается создать разнообразие характеров. Пара основных персонажей — да, полностью вписалась в образы. Что отмороженная на всю голову беженка, что крипто-фей — а вот они, как живые. Из не столь известных актеров — запомнился "сын канцлера": противоречивый образ изнеженного и местами порочного, но сильного и способного на поступки человека, которому не совсем чужда мораль.

Подача сюжета и его основы — отлично коррелируются со стимпанком и популярной "викторианщиной". Взяты стандартные образы и сюжеты, перетасованы, туда добавлено оттуда и отсюда (Ктулху!). Хороший финал и выход на следующий сезон.

Итого: темноватое техно-фэнтези. Застряло на полпути между благостным "Опочтарением" и отмороженными "Пацанами". Тут нет отчаяния, как в "Грошовых ужасах" и такое кино здорово смотреть в шестнадцать лет. Но это не "Дочь железного дракона", хотя имеет шансы стать такой в следующих сезонах.





  Подписка

Количество подписчиков: 118

⇑ Наверх