Автор попытался показать — как развитие новых технологий может реально завести человечество в тупик, в тотальную войну, из которой уже не выбраться.
Получилось впечатляюще.
Во-первых — описан набор технологий, которые приведут к частичному объединению человеческих сознаний. На первом этапе — быстрый рост возможностей каждого индивида (у вас интернет в голове, любая информация и навык), но потом формирование новых коллективных субъектов, довольно примитивных по целям, но чертовски могущественных в тактическом и оперативном отношении. Моносубъект просто сильнее.
Во-вторых — хотя борьба с новой "саранчой" ведется не только государствами, но и корпорациями, но единое управление постепенно утрачивается, в том числе и потому, что к коллективному субъекту ведут линии технического развития. Обычному человеку в итоге проще подключить башку к условному скайнету. Личность будет стерта, тело, возможно, падет в перестрелках. Но оставаться лояльным служащим корпорации все сложнее, а оставаться просто человеком — немыслимо трудно. В условиях тотальной террористической войны, когда детей все равно будут воспитывать мобильные телефоны и в головы им что-то да просочится, человеческой семьей может остаться лишь группа людей во главе корпорации, у которых есть деньги на фактический перегрузку сознания в следующие тела. И то, часть их уже частично компьютеризирована, переведена на другие носители, и только пара детей — посмертных — еще остаётся именно детьми.
Это очень сильный момент. который не худо бы перевести в терминаторовскую франшизу ;)
В-третьих — неплохо показан процесс потери инициативы в военных действиях, постепенно сжатия сферы контроля и, в итоге, разгрома человеческой корпорации новой "саранчой". Что-то похожее можно прочитать у И. Николаева в "Гарнизоне" больший упор на интригу и антураж "вархаммера". Здесь же вполне себе НФ, причем действие показано глазами одного из высших управленцев этой корпорации, которого всеми силами защищают — но который почти ничего не может сделать.
Есть ли недостатки у военно-технологической линии?
Да.
Автор пытается маскировать бессилие и нерешительность корпорации в момент утраты инициативы — временной недееспособность её главы. Покушение, идет пересадка в новое тело, все сложно. Но война идет уже не один год! Система принятия решений отлажена, и протоколы на случай недееспособности руководства — должны быть составлены. Вопрос о применении ядерной бомбы или же её аналогов — как бы напрашивается. Более того, уже за год-два-три становится ясно, что идет рост террористического воздействия, надо что-то делать. Но все решения остаются тактическими...
Проблема в том, что вокруг сюжета медленной агонии человеческих корпоративных структур автор выстроил сюжет метафизический — есть жизнь, есть её вариации, есть ощущение некое цели, есть линии развития истории. И после поражение главный герой проходит как бы второй круг ада — пока не ставится ясно, что все случившееся — не более чем ощущение, тень переживаний человека, похожего на автора.
И вот с обрамляющим сюжетом — ба-а-альшие проблемы.
Автор пытается показать, что чувство вины, любовь, ненависть — могут остаться и у людей после трансформации, причем у самых разных модификаций и совершенно различной "концентрации". Но линии развития субъектности буквально выскальзывают у него из рук. Очень хорошо видно, где научно-фантастические допущения — сменяются моралитическими абстракциями.
Наконец — сам герой. Неплохо показаны его каждодневные ощущение,тот информационный поток, что он впитывает в себя — но только на фоне обычных действий, привычных для каждого из нас. В нем не чувствуется человека из высшего менеджмента корпорации. Это скорее приживал из среднего круга родственников — что-то знает, но слишком мало решает, да и сам ходит по каким-то уж чересчур экзотическим местам для получения информации.
Автор пытается надавить на все читательские мозоли. чтобы выжать слезу сочувствия к этому человеку, но эффект очень странный: чувствуешь, что ему плохо, однако не сочувствуешь и даже не сопереживаешь. Персонаж остается персонажем.
Итого: в рамках киберпанковско-эсхатологической традиции — это вполне адекватная вещь. Опубликованная между "Ложной слепотой" и "Эхопраксией" — она не выглядит провинциальной поделкой или строго вторичным сочинением. Но разделяется на два пласта. "Боёвка" — ощутимо склоняется к визуальной традиции, к эстетике кино, а "метафизика" — местами тонет в бессвязности.
Смесь "Апокалипсиса сегодня" и "Космической одиссеи 2001-го" в попытке прикинуться "Интерстелларом"
Очень плохо, когда режиссеры, вместо того, чтобы снимать фантастику, занимаются историей кино.
То есть не вкладывая никаких новых смыслов и не рожая идей — клепают коктейли из старых фильмов.
Итак, есть мегахладнокровный персонаж со стабильным пульсом, который не матерится, даже когда падает с орбиты на Землю с единственным парашютом (а вот так).
Вызывают его к начальству и говорят — в джунглях Вьетнама, пардон, на Нептуне, окопался твой папочка, вроде как пропавший много лет назад. Этот папочка хотел вступить в контакт с другой жизнью, а теперь каким-то образом бомбардирует землю пучками антивещества, от которых мы все можем загнуться. Лети-ка ты на Марс и попробуй разжалобить его специальным посланием, которое будет передано по лазерному лучу.
Персонаж Брэда Питта офигевает соглашается. И вот со старичком Сазерлендом они уже летят на Луну, а там сразу после шлюза собаки (Карл!!! Откуда там собаки? Нафига они там вообще — приборами ведь проверять проще?) , а во время переезда к другому космодрому — натуральная погоня на луноходах и перестрелка в ковбойском стиле (вьетконговцы). Хороший визуальный эффект сочетания белых скафандров и золотых светозащитных забрал на шлемах. Сазерленд отдает ему запись одного из монологов отца (читать личное дело на катере, смотреть фотографии, курить), покидает эту историю.
/ Полет — неспешные повороты корпуса корабля, неспешные планеты, эффект потери ориентации зенит-надир./
По пути к Марсу встречают исследовательский корабль — сигнал — и там при обследовании судна погибает капитан. На корабле вырвались лабораторные животные, и капитану пробил забрало шлема и начал жрать лицо голодный павиан (как нападение тигра на экипаж катера, причалившего к берегу).
/ Полет — неспешные повороты корпуса корабля, неспешные планеты, эффект потери ориентации зенит-надир./
На Марсе его встречает местная уроженка Тюлип, говорит, что на земле единственный раз была. Записывает сынок одно послание, второе. Толку нет. Местная рассказывает, что папаша его грохнул своих коллег по экспедиции, о чем видео прислал. И теперь на сынка вся надежда. Провожает того к стартующему кораблю, и там герой, так уж вышло, гробит экипаж и летит к Нептуну в одиночестве.
/ Полет — неспешные повороты корпуса корабля, неспешные планеты, эффект потери ориентации зенит-надир./
Устанавливает на отцовском корабле бомбу ("вызывай бомбардировщики"). Встречает папашу. Тот несет дикую околесину. И явно двинулся рассудком. Поиски иной жизни стали манией. В процессе невнятных диалогов папаша в чем-то мирится с сыном, уплывает в космос (имею скафандр, готов к путешествию), оставляет свои труды.
Сынок взрывает бомбу, летит обратно на Землю, там его встречают, пульс ровный.
Что это было?
Попил бабла кривыми руками? Вероятно.
Но это не фантастика в смысле хоть какой-то работы с мечтой, кошмаром или хотя бы образом будущего.
Что хорошего есть в твердой космической НФ последних десятилетий?
Отлично разработан сюжетно-отнтологический (прошу прощения) эффект — корабль стартует в точку, ожидая там одних качеств, а по дороге меняется практически всё. И как в хороших детективах (экзистенциальных военных фильмах) такая метаморфоза происходит с людьми, так в НФ — с планетоидами и орбитальными станциями. Причем удается объяснить читателю, что именно творится, и организовать увлекательную интригу. Плюс — автоматизация.
Потому как в фильме показан один единственный робото-манипулятор.
Общение с папашей-психом — на порядок лучше отработано в первой же серии "Блудного сына", где натуральный психопат пожизненное отбывает, а его сынок — маньяков ловит.
Наконец. продюсеры явно боятся использовать героев будущего — немного киберпанковских, немного трансгуманистических, немного биотехнологических. "Народ не поймёт". Потому пытаются выжать всё из старых персонажей, а им сейчас только в фэнтези сниматься :(
Будет у меня теперь критерий качества индустрии космического НФ — вы либо снимаете "Ложную слепоту" (что-то похожее, хотя бы на уровне "Пространства"), либо молчите в тряпочку. Потому как все эти вариации "Пандоры", где корабль летит черт знает куда, а экипаж играет в "Десять негритят" — тупо надоели.
Есть один из почти безотказных приемов в драматургии/фантастике — демонстрировать протагониста, который превосходит других людей в силе, ловкости. скорости вычислений, но при этом отстаёт в эмоциональной сфере, на любовном фронте или еще где.
Если прогресса нет — то это в лучшем случае монотонная зарисовка, а в худшем — трагедия.
Если идет быстрый, психологически не тяжелый и увлекательный прогресс — то это светлая приключенческая или даже комедийная история.
Фильм "Короткое замыкание" — хрестоматийный пример. Робот получил свободу воли, сбежал, и научился быть человечным.
Здесь же на исходных позициях — бесполый киборг, который совершенно не любит общаться с людьми и все свободное время посвящает просмотру сериалов. Это неплохо охранник, который и пострелять может налево-направо, но в жилых модулях не показывается, и да его там и не ждут.
Но повествование буквально начинается с того, что киборг-то свободу обрел, его теперь программа не контролирует — однако людей убивать не захотел.
Дальше — вот он спасает людей, вот он находит друга-машину (звездолет), вот он пластически становится больше походим на человека, вот у него уже фактически друзья люди.
Проблема книги — и так не очень большой — в том, что либо половина там просто лишняя, либо эту половину надо переписывать с громадными дополнениями.
Большой рассказ (или маленькая повесть), которая так и называется "Отказ всех систем" — хороша тем, что действие происходит на необитаемой планете, а потому что там в большом и сложном мире делается между роботами и людьми, по сути можно оставить за кадром.
Получается эмоционально очень выигрышная история, в некоем условном антураже "космической фантастики 90-00-х".
И герой там — хороший, душевный:)
Но во второй части — места уже населенные. И противоречия между возможностями (силой, аналитикой, скоростью обучения) роботов и общим раскладе в мире — сверкают как полицейская мигалка. Если говорить проще — очень, очень, очень много роботов, которые могут всех согнуть в бараний рог, но эмоционально неразвиты и вынуждены подчиняться своим хозяевам. Чтобы один отщепенец встретил еще двоих — и все это было у черта на куличках, при том, что на земле такие процессы должны были идти в ускоренном порядке, и об этом не знали на периферии — ну не верю.
Как говорил в мультике сквайр Трелони: "Все, буквально все, только услышав, что мы отправляемся искать сокровища, бросаются нам на помощь".
Достоверность героя тоже падает.
Догадываюсь, что если будут переводить продолжение — весь цикл про киллербота — то киборг там окончательно станет человеком.
Но нужно продумывать вселенную.
Я не знаю, как писался "Отказ всех систем", но мне прям так и видится, что попалась на глаза подходящему человеку небольшая повесть, тот пожевал губу, затылок почесал, и категорично так посоветовал — добить до формата, тогда денежно всё получится. И премия за повесть — получилась. А цикл "Дневники киллербота" даже целиком переводить не стали.
Если проводить аналогии, то есть цикл романов Алана Фостера о Флинксе. Первая книга "Тар-Айимский кранг" — просто очаровательна. Путешествие группы авантюристов к планете, где хранится неизвестное оружие исчезнувшей цивилизации. А в этой группе герой — сирота, немного телепат и т.п. Но последующие — с третьего уж точно — буквально вымучены. Автор придумал отличный набросок мира. А продумывать вселенную не стал, и просто напихивал и напихивал новые приключения.
Итого: неровная книга, где первую часть могу рекомендовать для развлечения и отдыха (увлекательно и легко!), а вторую — рекомендую просто не читать :(((
Иногда бывает, что в одну рецензию вещь просто не помещается.
Пласт личных драм — слишком богат, чтобы вот так взять и ограничиться словами "старые кони борозды не портят".
Спойлеры!!!
Основных коллизий — любовных — тут три:
— есть полукровок-фей и фея-беженка.
Оба теперь живут в чужом для них городе.
Оба — бойцы, причем храбрость дополнена решимостью, авантюризмом и даже планированием.
И оба сталкиваются с тем, что воюют не за то и не за тех.
Полукровка служит людям, которые бесконечно презирают таких, как он. Чтобы оставаться на месте, ему приходиться быть лучше остальных. Никогда не болеть, не проигрывать в драках и не терять над собой контроль. И так — всю жизнь. Образ достаточно известный — из недавних постановок "Бегущий по лезвию 2049".
Фея потеряла родной дом и, сама еще не понимает, что утратила смысл жизни. Пытается найти своих в людском мегаполисе — но свои там могут быть либо старые подруги, либо этническая мафия, которая сама по себе не друг никому.
Для обоих наступает момент слома: для него — когда разоблачают "фейство", для неё — когда видит перевезенную в город библиотеку, и понимает, что Родины больше нет (сумма земли, народа и культуры — утрачена). Над её реликвиями теперь будут хихикать.
Старая война продолжаться не может, а в новой они оба мало понимают.
/надо сказать, что актер и актриса — свой вес взяли. Задачу выполнили на отлично. Веришь что в образ полицейского-полуфея, что в образ мигрантки/
— есть дочь на выданье в почти разорившемся семействе из высшего света, и нувориш-фавн.
Родителей в семье нет, есть малоудачливый в бизнесе брат, который сестру любит, но больше всего хочет сохранить своё положение в обществе. Причем это не условный "таргариен", сестрой он торговать не желает, а в бизнесе чувствуется его квалификация. Фавну человек хочет продать лишь дружеское отношение к тому и статус равного, но никак не руку сестры.
Барышня, скажем так, догадывается, что когда брат разорится окончательно — придется идти или в горничные, или в содержанки, или еще похуже. Серьезно работать не умеет, и чувствует начинающее отторжение старых знакомых. Фавн для неё — это выход. Поначалу — способ сохраниться в обществе не только благодаря его деньгам, но и отыгрывая роль некоей посредницы между диковатым "новичком" и остальными знакомыми. Но чаепитиями дело не ограничивается и вот уже из Бурга приходиться валить....
Фавн — типичный нувориш, который сам не очень понимает, чего он хочет. Войти в светское общество Бурга? Для этого у него есть деньги, но он слишком нагло, бунтарски себя ведет. Отстоять права фавнов? Но он сам нажил состояние, охотясь за ними. Личный успех в бизнесе открывает перед ним пустоту в собственной душе, которую он пока пытается заполнить выходками. Есть проект электрической лампочки, но выйдет ли из этого что полезное — он и сам не знает. Месть и обида разъедают, но вот любовь придает ему чего-то созидательного, позитивного.
Потому союз имеет шансы...
/то что фавна отыгрывал негр, а девушку — европейского происхождения актриса — уж слишком штамповано и уж слишком ложится в нынешнюю политкорректность (как думы о Ленине 70-х гг.). Хотя оба тоже смогли раскрыть характеры, /
— есть два отпрыска предельно могущественных человеческих семейств — сценаристы вывернули наизнанку образ "Ромео и Джульеты".
Он — разбалованный (а местами и развращенный) великовозрастный наследник, которому уже надоело развлекаться. Но совесть еще не утрачена, а самое главное — ощущение будущего. Он видит себя продолжателем рода, и человеком, которому надо принимать ответственность за Бург.
Она — уже похоронила в себе все лишнее. Нужна власть, новые возможности, новые развлечения. Трупы? Да плевать.
Потому у них была короткая вспышка страсти, а потом Ромео понял, что папы и мамы больше нет из-за письма Джульеты. А политический союз с ней просто необходим...
Словом, всякое между ними может быть — от новой династии до ножа в сердце на свадебном пиру (какая жена из вроде как сестры, а теперь уже и спросить не у кого... Хотя с этим явно перебор был).
/тут большая удача именно с актером — кастинг превосходен/
Плюс — две драмы по линии родители-дети.
Сирота полуфей. Его покойная с финала первой серии мать, и отец-канцлер.
Тут прямая аналогия маленьким Исааком, сыном Рамзеса от еврейки-наложницы (Болеслав Прус "Фараон") но только вот нет системы, которая даст ему стартовые возможности. В других условиях он командовал бы корпусом Бурга в Тирнаноке — и там работал на своем месте. Но здесь — ситуация как бы воскрешается, отыгрывается из предельно искусственной (хотя — стереотипной для множества других полукровок) в сторону "восстановления справедливости".
Ну и, конечно, основная семейка канцлера.
Тут явно хотели сработать не уже, чем с Серсеей. Что получилось — не скажу, не дотянули. Но попытка показать сильную женщину, которая преступает все границы, а обстоятельства все равно сильнее — есть.
Получает супруга канцлера письмо вроде как от его старой любовницы, у которой сынок-полуфей. Понимает, что так просто из ситуации не выбраться. Начинает колдовать — и буквально тонет в трупах. Обеспечение будущего сына оказывается важнее даже жизни мужа.
/что медведя на гадательный материал пустила — верю. Запах от него был..../
Канцлер — человек, в котором просыпаются эмоции. Из живущего по привычке сухаря к финалу он превращается в почти обычного человека.
Не всегда могут выдержать маленький трагедии периферийных персонажей. "Кукольник-дрессировщик" — слишком слащав, равно как и старая подруга феи, которая теперь в проституцию подалась.
Местами — ударяются в мыло.
Но временами получается очень хорошо.
Скажем — образ лакея-человека у фавна-нувориша. После бурной ночи, которую хозяин провел с человеческой девушкой — лакей говорит, что этого не одобряет. Тут его лояльность и зарплата вступают в противоречие в том числе и с "национализмом/расизмом". Хозяин бесится, "ты чего пасть раскрыл?" Но лакей находит правильные слова, которые по факту звучат так: если вы поставите эту девушку под удар, плохо с ней обойдетесь, то кончится и моя лояльность.
Итого: понятно, что за фавнами, феями и людьми — легко читаются негры, ирландцы, вапсы — и вообще, сумма как национальных меньшинств, так и доминирующих народов. Литературы по страданиям и преступлениям мигрантов сочинено столько, что вовек не прочитать. О бесприданницах тоже немало написано. Сериал много в чем копирует старые извивы сюжетов. Фантастический элемент именно в личном плане — невелик. Как и говорил — не раскрыли целиком тему лошаков и лигров. А в рамках что династии, что просто семьи это архисерьезная тема.
Но в сумме получаем шарманку, в которой играют все детали — отлично выстроенный сюжет с работающими "арками персонажей".
Когда доктор Франкенштейн, с лучшими побуждениями, берется за историю Джека-потрошителя...
Это фэнтезийно-постмодернистский янг-эдалт, ближе к верхней границе жанра, когда до полноценной "взрослой лиги" осталось всего ничего.
И дело тут не в количестве обнаженки или трупах в мертвецкой — всё более или менее остаётся в "границах визуального" последних лет.
Суть в том, что герои во многом уже научились быть жестокими, но мир еще не погрузился в настоящую жестокость, он еще юн. Наивен.
Итак — есть несколько рас, живущих в одном городе. У части из них наверняка могут быть общие дети. Но не показаны внуки-правнуки. Есть пара мулаток (при акцентированной подаче негров и белых), люди-феи, но что насчет фавнов-практически-людей (хотя такой брачный союз показан, показаны фавны-белые и фавны-негры, упоминается кто-то, кто прятал копыта в сапогах), не говоря уже о более экзотических сочетаниях? Причем внуки фей с почти атрофированными крыльями, правнуки фавнов с чуть заметными рогами — где они все?
Там же где китайцы с индейцами — за границами этого повествования.
В человеческой истории доставалось очень многим народам. Однако единый биологический стандарт человека поддерживался, потому большая часть побежденных народов не исчезала вообще, но растворилась в победителях. Создатели сериала не стали отвечать на вопрос — где проходит черта биологического единства нескольких разумных рас в этом мире, и как вообще могут сохраняться разумные существа за этой чертой.
То есть — стопроцентное копирование национализма викторианской эпохи — тут не должно было пройти. А его настойчиво пихают и так же настойчиво — чуть не "по учебникам у доски" — опровергают.
Сообщества мигрантов образуют мафии (феечки барыжат веществами и повязаны на азартных играх), религиозно-террористические структуры (где и фавна-смертника воспитать могут), да и просто распространяют заклинания, от которых может стать хреново множеству людей.
Государства — что Бург, что Пакт — стоят друг друга с вывозом культурных ценностей.
Но за всем этим нет многолетней истории прошлых удач и поражений, побед и кризисов.
Поэтому, когда ближе к финалу герои начинают выбирать сторону — по национальным вопросам они делают это как бы впервые в истории. Гетто учреждаются, а не возобновляются (хотя это древнейшая европейская традиция, наряду с изоляторами для прокаженных, которые потом стали изоляторами для сумасшедших, а через полторы сотни лет и концлагерями), религии отождествляются с расами, но весьма ограничено подвергаются гонениями (хотя в условиях действующей магии — у атеизма мало шансов на полное господство, а у религии — на упадок). Люди позиционируются как более молодая раса — но что накопили старые — кроме библиотеки феечек? Где сумма той магии, которой они располагали?
Если уж говорить о магии — то она тут аптекарская. Есть намек на какие-то свойства души — травмы — из которых потом кто-то может развить свой дар. Но в целом — народ просто смешивать подходящие вещества (вот с добычей одного такого вещества авторы неплохо пошутили "А ну-ка наколдуй мне! Сейчас, мой хороший, только хлопну в ладоши..."). При том на стороне Пакта стали использовать колдунство в военных целях (магия плюс дирижабли), а Бург — всё скромничает и скромничает.
Стимпанковсякая стилистика дает противоречивые впечатления. По сумме декораций — чувствуются и деньги, и старание, и даже вдохновение (местожительство фей, атакуемое дирижаблями — получилось, хотя сами феи действовали на редкость странно).По отдельным деталям — тоже здорово (заставка фильма). Но очень много ляпов. Если уж в XVIII-м веке изобрели специальный пистолет на конце копья, чтобы слона бить — то что насчет феечек и фавнов? Ну, и колючая проволока между соснами, в которой феечку застревали — явное не то. Слишком явное подражание изделиям ХХ-го века.
Что действительно удалось на 146% — это разнообразие рогов у фавнов. У каждого значимого персонажа — а их навалом — свои "извивы", ороговение лба и т.п. Ну и повешенный вместо распятого (священники носят петли на шее) — изящный штрих.
Как романтическая история — местами хорошо, но местами — чересчур натужно. Но делу помогает множественность любовных линий — как минимум три, а если подробно, то и шесть. Они все разные, потому смотрится живо.
Как детектив — по общей рамке неплохо. Инициатор всего кошмара не ясен до последней минуты (а вот не будет спойлеров).
Актерский состав — хорош. Группа старых коней борозды не портит, при том, что получается создать разнообразие характеров. Пара основных персонажей — да, полностью вписалась в образы. Что отмороженная на всю голову беженка, что крипто-фей — а вот они, как живые. Из не столь известных актеров — запомнился "сын канцлера": противоречивый образ изнеженного и местами порочного, но сильного и способного на поступки человека, которому не совсем чужда мораль.
Подача сюжета и его основы — отлично коррелируются со стимпанком и популярной "викторианщиной". Взяты стандартные образы и сюжеты, перетасованы, туда добавлено оттуда и отсюда (Ктулху!). Хороший финал и выход на следующий сезон.
Итого: темноватое техно-фэнтези. Застряло на полпути между благостным "Опочтарением" и отмороженными "Пацанами". Тут нет отчаяния, как в "Грошовых ужасах" и такое кино здорово смотреть в шестнадцать лет. Но это не "Дочь железного дракона", хотя имеет шансы стать такой в следующих сезонах.