Многим памятен малобюдженый, но весьма успешный фильм "Ведьма из Блэр". Группа тинейджеров поперлась в лес — исследовать фольклорный элемент, а там их по косточкам разобрали. Процесс разборки отчасти снимался самими тинейджерами, у них видеокамера была.
"Охотник на троллей" — закономерный пример развития жанра "псевдодокументальной" фантастики. Пример далеко не единичный, вспомнить хотя бы фильм о том, как советские космонавты первыми побывали на Луне. Но здесь продолжение темы наиболее логично: группа студентов в Норвегии ищут троллей. Находит охотника на них: пожилой, но еще крепкий мужик колесит на своей машине по ближным и дальним окрестностям, спокойно выжигает троллей ультрафиолетом (ну, не свосем спокойно, регулярно есть опасные моменты, но тот весьма хладнокровен и опытен), и ему отчая хотчется потрепаться. Находит "типа правительственный заговор". Исчезает скорее не от рук чудовищ, а от рук людей.
Что хорошо:
— разработана конечно фантастическая и местами со слишком большими натяжками, но все-таки впечатляющая "легенда" о современных троллях в Норвегии, об охоте на них и своеобразном равновесии;
— показаны сами тролли — как мимнимум две разновидности. Показана их смерть (окаменение);
— зрелищно представлена сама охота;
— запоминатся как образ пожилого опытного охотника, так и компании студентов;
Что плохо:
— как и у всех разновидностей "секретных материалов" — тут в итоге больше вопросов, чем ответов. Слишком много "дыр" в социальном обеспечении легенды.
Имхо: считаю фильм очень удачным примером добротного фантастического кино за сранительно небольшие деньги.Как образец — как изображать чудесное в чисто обыденых декорациях — более чем годится.
Новый исторический фильм Бортко. Четыре серии. История последних лет жизни Петра, когда появилась новая любовь (навскидку никакой княжны Кантемир по бографиям Петра вспомнить не могу, но тут авторы в своём праве), была надежда начать новую жизнь, но и прежние соратники устали, хотелось им отдохнуть, и пусть все остается, как есть, и собственное здоровье помешало...
В фильме чувствуется замах на очередной вариант "Осени патриарха", на российский вариант пьесы "Лев зимой". Только вот что-то не тянет уже Бортко, фильм слишком явно распадается на удачные и неудачные составляющие.
Что хорошо:
— исполнитель главное роли, Балуев, роль потянул. Взял вес, как штангист с усилием поднимает штангу;
— хорошо получилось показать новый срез образа Екатерины I. Женщина уже в летах, рождение детей в прошлом, опытная придворная;
— несколько актеров, исполнявших роли второго плана, тоже себя показали;
— трагедию власти — когда вроде и неограниченная власть есть, и в то же время пределы её очень четко ощущаются — показать удалось.
Что плохо:
— явно экономили на декорациях/панорамах/спецэффектах/массовке. Откровенной камерности нет, но на ум приходит стандарт исторических сериалов 80-х ("Ломоносов", "Демидовы") — хотя компьютером сейчас можно нарисовать такое...;
— Бортко, к сожалению, очень любит поговорить устами своих персонажей. Будто речи им пишет политические, местами нудные. Патриотизм не должен быть навязчивым, литературная длина цитат должна быть укорочена до кинематографического формата;
— Ограниченный набор актеров? Боярский с дочерью эт сетера, эт сетера...
— сюжет не то чтобы совсем неубедительный, допущения в таком жанре вполневозможны. Но впечатление производит — не до конца сшитого. Нитки уже не белые, но шов еще не ровный.
Вывод: любителям истории вполне можно посмотреть, будет интересно. Остальным — фильм может показаться "на троечку". Имхо, сократи автор фильм на одну серию, только бы на пользу пошло.
Когда вещь хороша, она хороша! Тавталогия? Зато правда.
Аккуратная экранизация романа, которая стала одним из лучших российских фильмов с начала этого года.
Пожалуй, я сразу приступлю к изложению положительных сторон:
— главный герой. Артист сработал на 100%. равно как и стилисты, гримеры и вся та банда, которая вертится на съмочной площадке вокруг исполнителя главной роли Перед нами проходят несколько образов, которые сменил за свою жизнь Вавилен Татарский;
— остальные актеры — под стать. Я понимаю, что многие из них и не собенно играли, изображали себя любимых , но вот Ефремов замечательно воплотил образ не слишком умного человека, который думает. что обладает полнотой власти, а им самим управляют, как марионеткой;
— очень хорошо визуализировали первоисточник. Роман обернулся с дной стороны связной историей, с другой — набором ураганных роликов;
— спецэффекты — адекват. Не надо напрягать фантазию, чтобы приставить образ на экране к образу в книге. Всё видно;
— смогли нормально, без фанатизма, но и без отупления, обработать философский пласт текста. Видно, что идет спекуляция на идеях "Анти-Эдипа", "Общества потребления", но без надрыва;
— великолепна подборка декораций. Да, шмотки последних 20-ти лет заново промелькнули перед глазами. Насчет автомобилей я не такой специалист, но, на первый взгляд, с ними все тоже получилось;
— музыка. Я вообще редко запоминаю музыку в фильмах, а тут просматривал эпизоды по третьему разу, чтобы услышать мелодию.
Что плохо (умеренно плохо, без провалов):
— во фрагментаъх про работу "Институт пчеловодства" присутствует замаскированное, но все же ощутимое сходство с "Хвост вертит собакой";
— имхо, недожали линию Азадовского: в тексте он ведь тоже карьерист, его звезда тоже поднялась сосвсем недавно, и вот уже закатывается;
— "забыли" упомянуть, что на институт пчеловодства санкции налагали нехорошие люди из Вашингтонского обкома — за неправильное поведение электронных снидали степень детализации;
Итого: очень хочется посмотреть экранизацию "АмпирВ" и "Священной книги оборотня". Хотя с последним источником в прокате могут быть серьезные проблемы — что за рейтинг ему присвоят?
Участвовал в конкурсе "Фанткритик-2011". Прошел в финал. Но до призов не дошел.
Рецензия на «Драконы Вавилона» М. Суэнвик М: Эксмо, 2011 г.
«Второе отражение»
Часто бывает, что созданный автором мир куда интереснее и богаче самого интересного и закрученного сюжета. Потому, когда история уже рассказана, автор возвращается – не к старым героям, но к привычной вселенной.
В «Драконах Вавилона» совершенно отдельный независимый сюжет, и к чему подробно пересказывать его, портить читателю удовольствие от раскрытия интриги? Тем более, что львиная часть комбинаций и хитросплетений лишь помогает раскрыть главное – устройство магического мира. Потому, чтобы оценить роман, надо понять сущность его вселенной и показать, что за герой живёт в ней.
Техно-магический космос Суэнвика стоит на четырех столпах.
Аллегория. Автор будто садовым сектором отрезает лишние качества привычных вещей, чтобы выделить то единственное, главное, что видят в них люди. И уже на основе этого основного, существенного свойства – лепится новый образ.
Кич и самовлюблённость звёзд эстрады – это мастурбирующий со сцены гермафродит.
Роскошь — это лимузин, который внутри целая квартира, даже с прислугой и небольшим водопадом.
Сжигающая сила, в лучах которой можно прожить лишь три недели – любовь.
Обсидиановый Престол, дающий всезнание и даже всемогущество – очень сильно похож на электрический стул, и обыкновенно, к голове сидящего на нём человека ещё и приставлен пистолет.
Автор оживляет образы яркими описаниями, и порой кажется, что со страниц книги блестит червонное золото или дует промозглый ветер. Однако каждый прием имеет свою оборотную сторону – своеобразную проблему, появление которой он вызывает в тексте.
Магия необходима, чтобы оживить созданный мир, без неё переделанные существа и предметы обернутся созданиями доктора Франкенштейна. Но простым «волшебством» не впечатлишь капризных читателей. Фэнтези переполнено колдовством – чары здесь, заклинания там и фаерболы повсюду. Автор находит выход: он показывает, как магия оживляет и трансформирует его мир.
Антропоморфизм. Множество вещей в космосе Суэнвика наделены чертами личности. Тут и стратегический бомбардировщик с темной и злой волей, и хтонический народ камня, несущий нестерпимый жар и заменяющий собой ядерную бомбу. На первый взгляд просто, но если оживить вообще всё, дать индивидуальность последней песчинке на пляже – получится не диалог, а какофония из возмущенных криков говорящих табуреток и сплетен половичков. Говорящая скульптура льва у библиотеки, наделенная страстью к чтению книг – вот тот максимум, за которым наступает хаос.
Где же найти ту грань, ту меру, до которой можно всех наделять сознанием, а после – ложкам и шлепанцам надо сохранять бессловесность?
И автор обнаруживает подходящие образы в мифологии: грифоны, крылатые быки, амазонки-кентавры, сатиры – используются все те выдумки эпох, когда животные казались людям близкими родственниками. Всюду, где может прижиться подобное существо, властвует разум и соперничают индивидуальности.
Однако возникает новая ловушка: магия и мифология требуют своего совмещения с техникой. Ведь если заклинание не идет от сердца, и становится всего лишь произнесенной формулой, то магия сначала превращается в алхимию, ну а потом в науку – методичную и до зевоты скучную. Роман предстал бы обыкновенным текстом в стиле стим-панк, где в топках пароходов сидят саламандры, а первые генераторы заклинаний дают своим создателям абсолютное преимущество над старыми колдунами. Пришлось бы показывать, как сила отчуждается от волшебников, как машины заменяют людей – точно так же, как фотография отчуждает портреты от живописцев.
Чтобы избежать подобного, автор сворачивает время в кольцо – третий столп.
Многие удивятся этому тезису. Как же так: на лицо явный прогресс. Есть иммиграционное агентство, поезда, ведется мировая война, и под Вавилоном имеются даже многоэтажные подземные катакомбы, наполненные вполне современными коммуникациями. Но в том-то и дело, вся технология заимствуется из нашего, механико-электронного, насквозь научного мира. Суть вещей в космосе Суэнвика остается неизменной. Пустой трон и титул «Его отсутствующее величество» на всех бланках – вовсе не переход к республике. Аристократия осталась всевластной, каковой была уже много столетий. Историческое время стоит на месте, пусть во всех кабинетах и кричат «Запад зашевелился». Древние амулеты не теряют своей мощи а, главное, эффективности. Чтобы услышать правильное предсказание, по-прежнему требуется смазывать губы оракулов собственной кровью. Любая изобретенная технология воскрешает очередную архаику. «Что было, то и будет» — этот принцип Суэнвик воплощает с неумолимостью часового механизма.
И самым ярким выражением неизменности времени становится вечный город – Вавилон. В нём легко узнать Нью-Йорк, Рим или любую другую «мировую столицу». И это четвертый столп техно-магического космоса Суэнвика. Вавилон обладает собственной логикой существования, он как бы сердце мироздания. В сказочном мире он – то самое мифологическое место, в котором должны происходить события, это ось, вокруг которой вращается история, и куда ведут все дороги. Любая деревня или поселение – лишь остановка героя на пути туда. Чтобы не произошло во вселенной, город сохранится, воспроизведется с непременными клоаками и дворцами.
Потому Вилл, которого автор поместил в этот набор шестеренок, обречен стать «героем частности», мастером эпизода, владыкой мелочей. Можно избавить деревню от дракона, можно приказать остановить бомбежку, можно дать бездомным кучу матрацев – но улучшить мир не получится. Безграничное могущество останется неиспользованным. Автор дает великолепный намек на заведомую бездеятельность Вилла – в сцене, когда департамент полиции останавливает время, и лишь вмешательство Ната спасает героя от ареста: они вдвоём идут по улицам с замершими людьми, они вольны сделать с ними все что угодно, но наставник и патрон Вилла использует эту возможность лишь для мелкого хулиганства.
Однако автор благосклонен к герою. Если дочь железного дракона, истомленная своими несчастными любовями, захотела уничтожить мир, то Виллу досталась участь вечного пересмешника. Он шут судьбы и фигляр эпохи, он мошенник, который проворачивает свои авантюры скорее из любви к искусству, чем ради денег. И главный его урок – отказ от мести и пролития крови.
Таков космос Суэнвика и его герой.
Пожалуй, единственным недостатком его вселенной есть неполнота её культуры. Аллегоризм автора безупречен, однако созданные образы должны обладать собственной историей в том, выдуманном мире. Каждому персонажу или предмету требуется свой символ, знак, эмблема, имя. Но эту символику надо где-то взять. Необходимо выдумать имена и эмблемы, которые будут хоть сколько-нибудь понятны, и не потребуют многостраничных разъяснений. Одним словом, надо создать «культурный слой», и не абсолютно отвлеченный, не «сферического коня в вакууме», а конструкт, связанный тысячами невидимых нитей с нашими сказками.
В полном объеме сей труд удался разве что Дж.Р.Р. Толкиену. Львиная доля других авторов заимствует для иных миров вполне земные мифы и сводки новостей, причем кусками, будто вырезая бумагу для аппликации. В первом романе Суэнвика эти заимствования подавались как «пробои» между мирами – и мальчишка-гном на драконьем заводе слышал радиопередачи, а главная героиня просто была человеческим ребенком. Во втором романе, где нет такой явной связи с Землей, автор вынужден прямо во вступлении, в благодарственном слове перечислять основные заимствования – тут и «Прорицание Вельвы» и боевая песня индейцев, и «Апокалипсис». Герои могут говорить по-французски и звучит «Лунная соната».
А ведь автором упоминаются многие тексты, он щедро даёт названия. Хотелось бы прочитать главы из тех магических книг, насладиться преданиями и подробными протоколами уголовных дел по преступлениям волшебников.
Потому есть надежда на третий роман – ведь потенциал техно-магического космоса Майклом Суэнвиком далеко не исчерпан.
Очень неплохой замах и скучнейшая развязка. Так бывает, когда создатели взяли за основу некий яркий образ, но совершенно не смогли придумать этому образу истории. В результате от исходной хорошей картинки фильм разививается по нисходящей — неожиданностей нет, ярких и при том не штампованых характеров нет.
Сам сюжет: где-то в лесотундре папаша готовит доченьку к подвигам. Учит завалить оленя, подтянуться на суку дерева, читает на ночь толковый словарь. Жить в таких спартанских условиях девочке постепенно надоедает, да и выросла она уже. Нажимается красная копка и специальный передатчик посылает сигнал. Где-то в отделении ЦРУ/АНБ/не поймешь кого — загорается тревожный сигнал. Мы видим бывшую королеву Елизавету, которая теперь агент спецслужб и у которой зуб на условного папашу.
Дальше девочку берут, привозят в центр, а та убегает (Мила Йолович — 5 элемент). Прибивается к некой семье, становится почти своей.
Но бывшая королева-агент нанимает плохих парней, счастье рушится, Ханна бежит к условленному месту встречи. Выясняется что папочка не папочка, а она — плод генетического эксперимент. Идеальная солдатка.
В итоге все мертвы кроме главной героини.
Что хорошо:
— кастинг. Да, лица подобрали интересные.
— игра актеров — там, где позволял сценарий, они выступли даже впечатляюще.
— я мало понимаю в рукопашных схватках, но местами они показались мне реалистичными и зрелищными.
Что плохо:
— какая-то подозрительно мышиная возьня вокруг такой темы, как генетические эксперименты — даже если они были запрещены больше десяти лет назад. Либо эта тема плотно курируется на предмет запрета, и тогда за Ханной гонялись бы куда более основательно — он ведь вариант хомо-супер. Либо подобных генетически модифицированных людей уже стали делать в большом количестве (в т.ч. солдат). Но тот вариант, который показан в фильме — она, дескать плод уникального эксперимента, причем методика работы на людях уже была разработана, а потом все прикрыли — это самая настоящая фантастика. В плохом смысле;
— техника и общая инфраструктура в фильме не ушли от современности и на пять лет. А ведь, по идее, прошло куда больше времени. Имея отпечатки пальцев, сетчатку глаза и генокод эту Ханну взяли бы — если не в Марокко, то уж в Германии точно;
— какой-то из Ханны пока плохой солдат. Она коммуникабельна, быстро усваивает информацию, рукопашный бой на отлично. Но ведь идеальный солдат слит с техникой. Тут явный промах: за десять лет в тундре кто угодно одичает;
— конспиратор-ученый: дочери, которую послал убить давнюю оппонентку, назначил встречу у ЗНАКОМОГО человека. Туда, понятно, пришли;
— героиня и остальные персонажи постоянно куда-то бегут. Вот хлебом не корми, за руль не сади — дай пробежаться. К середине фильма это уже надоедает;
— развязка не снимает практически ни одного конфликта, который был заложен развитием сюжета фильма (например, так нормально и не рассказана подоплека такогобешеного интереса агентши к Ханне, тм ведь было что-то личное). Я бы понял, будь это сериал, но это же вроде как фильм.
Итог: типичный случай, когда авторы не потянули затронутой проблематики, не по плечу им тема оказалась.