Исходное произведение Уэллса как бы колеблется между эпическим многотомником "О вторжении" и коротким рассказом "Как я провел катастрофу".
С одной стороны показаны чудовищные по размаху события, которые должны сопровождаться поэтапным разрушением бюрократических механизмов и отчаянными семейными драмами в стиле "Последнего дня Помпеи". С другой — герой и сам практически один (личные планы приглушены), и вокруг мелькают какие-то странные люди, нет никакой нормальной команды или организации.
Это открывает широкий путь для "свободных продолжений" и всяческих вариаций.
И, разумеется, временная дистанция от времен написания романа — сейчас мы куда больше знаем о технике, о генетике, о сложных структурах. Даже если снимать "стимпанк", "ретро-футуризм" — с минимальным привлечением современных данных — то получится куда интереснее.
Кроме того, создателей сериала поджимал бюджет и требования политкорректности (потому герой думает, что бомбой выстрелили русские, на русских же думает и.о. премьер-министра, а из обязательно присутствующих расово не-белых — есть девочка-мулатка).
Но создание семейной драмы и более высокой ступеньки в биологической войне — получилось.
Главная героиня — таки да, именно она — живет на Земле, сильнейшим образом зараженной марсианскими культурами (организмами?) которые методично ухудшают воду, придают небесам красный оттенок, и подводят земную жизнь к краю гибели. Марсиане померли вполне традиционно — а вот не надо кровушку без фильтров хлебать — но принесенная ими "биологическая культура" никуда не делась.
Это сильно уровновешивает обмен культур — не только оспу в Новый свет, но и сифилис в Старый.
Борьба за жизнь сына — и составляет "пост-уэллсовскую" коллизию.
В этом же покрасневшем от пыли мире — отлично поданы попытки людей приписать победу над марсианами силе своих пушек, а не бактерий.
Показали артиллерийские поединки кораблей с марсианскими треножниками. Для со стороны увиденного боя — очень хорошо. Для боя как такового — ни о чем.
Боевые нанотехнологии марсиан — эффектны и загадочны.
Хорошо показали артиллериста с командой, который шел к болоту расстреливать очередной сфероид — и мобилизовал по пути героя.
Газовая атака на Лондон — да, хорошо. Никто не знает что делать (первой мировой еще не было).
.
Герой — типично-безликий персонаж того времени, которого попытались раскрасить в цвета эпохи. Карьера так себе — в газете держится потому, что родич в министерстве время от времени делится информацией. Жена не дает развода, а жениться по любви — не так уж разгонишься с деньгами. Увлечение астрономией... Когда начинает рассуждать о том, насколько марсиане могут быть разумны и т.п. — брат (служащий министерства) его одергивает. Это война, нельзя очеловечивать противника.
Брат, кстати, хорошо получился. И момент, когда он бросает в марсианина "коктейль Молотова", а марсианину хоть бы хны — всё понимает.
Удачно подан персонаж ученого — он и вспышки на Марсе фотографировал, и с первым сфероидом дело имел (чудом жив остался), и в пост-катастрофе был нужен — при том не супермен. Просто человек оказался в нужное время в хреновом месте.
.
Основной прокол фильма: если удалось забороть марсианскую жизнь просто культурой земной болячки — то эта бы жизнь никогда широко не распространилась. Кто-то бы кашлянул на неё куда как раньше. Еще — хватает разговоров, а временами картонными кажутся спецэффкты.
.
Чего я ожидал и не увидел:
— обстановку на мостике корабля "Сын грома", который ведет поединок с треножником;
— христианскую альтернативу шахидам-камикадзе. Пожилой священник англиканской церкви, обвешанный динамитом, который подбегает к опоре треножника, чтобы взорвать её, обездвижить машину, и дать возможность артиллеристам расстрелять противника (с орудия снят щит, все равно никакого толка, расчет перекатывает пушку по узким переулкам, чтобы выбрать позицию) — отсутствует;
— попытки немедленно использовать тепловой луч — с разбитого треножника — и печальные последствия этого...
.
Итого. Толково, хотя и без фанатизма, сделанная вариация классического романа. В общем и целом — психологически комфортная штука, пусть и не без клюквы.
Качество фильма скорее задано средним уровнем сценаристов, декораторов и актеров. Кладовки на киностудиях большие, хороших актёров хватает. Рассказов тоже. Вытащили "на классе" на очень большой традиции съемок этой темы.
Под свободное время и стимпанковское настроение — рекомендую.