Не рассуждая про весь спектр технологий в AI и роботостроении, выскажу часть своих прогнозов на следующий год. Что выступает чрезвычайно острой потребностью и что выступает магистральной тенденцией (понятно, что диалектически достижимая потребность и тенденция сливаются воедино)?
— нейронки в последние пару лет показали бешеный рост возможностей. Но там идет не менее значимый рост энергопотребления, рост используемых мощностей, требуемых данных и т.п. Характерное удвоение идет каждые 3,5 месяца (а не 18 месяцев, как мощности процессоров по закону Мура). Тут прямая аналогия с майнерами: новая индустрия упирается в ограничения экономики, как целого. В результате по гаражам вместо токарных станков биткойн-фермы стоят, а хозяева с заводов электричество заимствуют ?. Но нейронки, пусть и не приносят денежку каждый день, это важнейший когнитивный инструмент. Барьером становится не столько научные ограничения, сколько финансовые: Сбербанк может создать визуализатор, а "обычный банк" такого не потянет. Требуются более экономные способы их обучения. Уже в этом году можно было прочитать про лобовой био-хакерский подход: несколько сотен тысяч клеток мозга в чашке Петри смогли быстро научиться игре, а компьютер им ассистировал. https://www.newscientist.com/.../2301500-... Не прекращаются попытки скрестить обучение нейронки с традиционным алгоритмическим программированием. И тут прямая аналогия с производством стали в 19-м веке: если вы резко снижаете затраты на тонну продукта (запускаете мартен, бессемер или что-то в этом духе) то сразу возникает веер возможностей.
— робото-собаки. Тут аналогии поначалу биологические. Ловкость этих механизмов выросла от уровня щенка, возрастом в несколько недель, до уровня щенка, возрастом в пару месяцев. То есть это не забавный пушистик, который может упасть на ровном месте, а относительно быстрый нескладный щенок, который носится по квартире, но с которым надо быть осторожным, чтобы на него не наступить, потому как сам он еще от ноги не увернется. Самоочевидная вещь, о которой пишут много — какие приборы можно прикрутить на эту базу прямо сейчас. И вот уже собаки ходят проверять территорию, замерять утечки и т.п. Но тут возникает аналогия скорее с танком: на слишком маленькую базу вам не поставить серьезного орудия. Но тут вместо величины базы в дело идет а) ловкость, б) химерность. Робо-пес, который может перепрыгнуть метровую канаву, полутораметровый забор??? Вот на такого имеет смысл вешать немного другое оборудование (и вовсе не противотанковую гранату, а, например, аптечку), и он может уже потеснить доставщиков еды в зимнее время. И тут потребностью становится не столько копыто, как у нынешних роботов, сколько собачья-обезьянья лапа. А химерность — это вариация кентавра. Псов с манипулятором уже неоднократно показывали — может дверь открывать. Многообещающе выглядят роботы с колесиками на "коленях" — то ходят, то ездят. Потому в следующем году я ожидаю модели робо-химеры для городского пространства, которая должны быть таким же идеальным компромиссом, как Т-34 или калашников. Между зарядом аккумуляторов, ориентировкой в пространстве, владением телом и набором возможных функций. Или надеюсь на появление такой химеры...
Вы можете представить себе "Чужого" или "Сквозь горизонт", снятых как бы в традициях 90-х, с объяснениями из третьесортной фантастики 80-х, но с некоторыми эффектами уровня 2012-2015 гг.? И еще довольно экономно.
Ну вы поняли...
У человечества есть технологии, которые позволяют управлять гравитацией. Причем им лет десять, как минимум. А к Луне все еще летают на корабликах в стиле 1970х.
На Земле исчезло 40% воды. Если пресной воды в Корее, то с ядерными реакторами нет проблем, если вообще — то это планетарная катастрофа, причем "на новых физических принципах".
Лунная станция с кучей секретных этажей, громадным лифтовым спуском и полем солнечных батарей? Заброшена, уже пять лет пустая стоит. Вроде как радиационная катастрофа была.
Исследователи, которые приходят туда, и видят труп незнакомого человека, умершего странной смертью — первым делом снимают шлемы. Через половину серии, когда видят вроде как болезнь — надевают шлемы обратно? Нет, надевают местные средства индивидуальной защиты.
В команде есть специально назначенный дурак, который должен задавать очевидные вопросы, получать очевидные ответы. А зачем его берут в экспедицию?
Разумеется, когда непонятная фигня начинает красть исследователей и буквально ломать им шеи — они продолжают ходить одиночными целями.
Разумеется, выясняется, что это фигня — на самом деле ребенок, девочка. Живет тут уже пять лет, с выключенным электричеством. Но ей пофиг, она спокойно и по вакууму перемещается.
Там еще много столь же чудесных находок, поданных в тягуче-растянутом стиле :(((
Просматривая такие сериалы, отлично понимаю Лема, разругавшегося с Тарковским. У вас есть феномен, а вы придумываете каких-то сестер, мелодраму, пытаетесь играть в триллер и шпионский детектив, потом все измазываете розовыми соплями с примесью биологической угрозы. На их фоне "Спутник" или там "Кольская сверхглубокая" — вполне себе кино.
Брр....
Это всё на одной чаше весов — и надо сказать, что она перевешивает с громадным запасом.
На другой чаше — попытка показать Тайну.
Лунная вода, которая начинает удваиваться сама по себе, когда реагирует с чем-то живым. Если в каплю такой воды добавить чуточку крови — то прямо на лабораторном столе начнется удвоение, учетверение капли, словом, цепная реакция из пустоты. Так что люди, вдохнувший мельчайшую долю такой волы, просто тонут. У них из глотки фонтаном бьет прозрачная и чистая вода. Когда умирают — фонтан останавливается.
А уровнем ниже — из воды растет натуральный лес. Который защищает та самая девочка: прыгучая, верткая, пули её не берут.
Проблема в том, что тайну смогли разве что заявить. Но ни раскрыть, ни как-то вменяемо сформулировать отношение персонажей к этому феномену — совершенно не получилось. Все жалеют девочку-маугли. И решают взять её на Землю, пустить на опыты в заведениях Министерства обороны. Все понимают, что начальство тотально брехливое, и вода эта — может стать хуже ядерной бомбы. Но тащат образцы с собой. Только главная героиня намекает, что девочку лучше оставить на МКС, на орбите. А то привезем домой, там такое начнется...
Итого. Я понимаю, каким образом сценарий получил финансирование: "Мы сделаем что-то в западном стиле, но будет у нас вот такая фишка". Нетфликс дал возможность... И я представляю, как все загубили в процессе съемок — финансовыми компромиссами, тупым передиранием, тотальным желанием "сделать как в Голливуде".
Товарищи южные корейцы, учитесь создавать НФ-коллизии настоящим образом!
Фреска в стимпанковском храме, где чудо еще не закон...
.
Прежде всего о форме.
"Аркейн" — это вполне себе прорыв для анимации такого вот стиля, когда от небольших роликов, от короткометражек или вообще перебивок на десять секунд — перешли к полноценному сериалу.
Это — один из лучших визуальных продуктов 2021-го.
Художники смогли использовать целую охапку живописных стилей. От практически реализма до супрематизма, от слегка расцвеченных чертежей до детских каракулей, от работы маской и поверхностью предмета до полупрозрачных текстур, которые ожидаешь увидеть в масляной живописи, и живых лиц.
И все это богатство существует не в пустоте, не в культурном вакууме условного "никогде".
Куча узнаваемых исторических отсылок (афиши начала 20-го века, архитектура модерна, заимствование из моды), куча отсылок вполне кинематографических и комиксных (бар, образ Джокера, образы полиции). Но больше того — громадное количество стимпанковских механизмов, изобретений, вполне рабочей инфраструктуры и множества мелких придумок. Большие шатуны, на фоне которых умирающий персонаж думает, бросаться ли ему в реку, футляр, где хранились магические сферы, боевые перчатки с магической зарядкой и наспех сделанные бомбы, тоже с "начинкой". Эстетика стимпанка выдержана великолепно: каждый раз нам показывают самоочевидную механику, где работа рычагов и шестеренок в изобретениях предельно понятна, а толика магии позволяет функционировать всем этим агрегатам. Талант изобретателя еще не стал шестеренкой в машине концерна, и каждое изобретение — небольшое чудо.
.
У города есть история. Создатели намекают на Новый свет — потому история эта не так уж длинна. Но и не отказываются совершенно от древности — просто самоощущение прошлого у каждого из персонажей упирается в очередной конфликт. У эффектной барышни из городского совета — войну, которую она помнит совсем юной. У похожего на пинчера низкорослого ученого/мага — воспоминание о куда более ранней бойне.
При этом типизация дает возможности совместить условный мегаполис с картами самых разных городов.
Мосты из центра на рабоче-криминальные окраины — они ведь и в Санкт-Перебурге вполне имелись, и их тоже пытались сделать непроходимыми в моменты социальных кризисов.
А кризис надвигается сразу в нескольких системах координат.
Есть фактически боги. Есть магия со своими приливами и отливами.
Есть технократическая цивилизация, для которой все волшебство — это просто батарейка, а любой обряд — лишь способ подключить эту батарейку к нужному объекту. Но за столом городского совета сидит робот, который жалуется, что в прошлом магия чуть не погубила его расу.
Есть сколько-то городских легенд и вполне себе мифологических образов прошлого: безумный ученый и его зелье — бешеный стимулятор, от которгго люди становятся ходячими деревяшками.
Есть социальное напряжение, грядущий конфликт. Есть зародыши этносов и государств. Есть дряхление политических структур и стремление "всё вернуть".
Ярко, пусть и немного наивно, показаны попытки дна и элиты выиграть друг у друга будущее — как в переговорах, так и через критическое упрощение оппонента. Понятно, что в комиксной традиции из всех видов борьбы побеждает анархизм — она самая яркая, она больше всего завязана на личность и особенности персонажа. Но анархизм в стимпанкосвкое время — это еще не три лохматых курильщика конопли, которые сидят на кухне и пересказывают друг другу недочитанные тексты. Это серьезные порывы, которые позволяют паре десятков человек поставить на уши город типа Екатеринослава.
Естественно, довольно много взято из современности, равно как из современных мечтаний. Летающие скейтборды ("Назад в будущее") или порталы для торговых грузов (жаль, что их нет прямо сейчас), большое количество сильных и самостоятельных женщин на должностях силовиков.
.
И на сложном, динамичном фоне — действуют хорошо прописанные персонажи, с уравновешенными достоинствами и пороками.
Возраст. Действие занимает несколько лет, есть флэшбеки, но в каждый момент времени можно понять, в каком периоде своей жизни пребывает персонаж. Промахов нет. Вот детство со стремлением подражать и успевать за старшими, вот юность со сдвинутой набок крышей, вот молодость с умением сделать что-то серьезное и стремлением подвинуть старших. И вот зрелость, которая еще не перешла в дряхлость — это антагонист, равно как и отец героинь — когда человек понимает пределы своих сил, видит неизбежность финала и очень хочет успеть завершить своё большое дело.
И есть даже вечность — долгоживущий маленький маг отлично видит кризис городского совета и сам уходит из сверкающих чертогов. Он ищет что-то живое, какую-то организацию, которая завтра — или через десять лет — сможет обрести могущество. Но что для него десять лет, кода он разменял четвёртое столетие?
/ Отдельный плюс — очень толково распределены флэшбеки и современность персонажей. Прошлое показывают именно тогда, когда надо/
Эволюция характеров и кризисы. Тут все сделали по учебникам кинодельного ремесла — и эти учебники не совсем лажа.
Арки сестер, которые будут выяснять отношения в следующем сезоне — хорошо.
Арки их отца и его друга/врага, главного городского бандита — хорошо.
Арки персонажей из банды подростков (не все выжили), развитие характеров членов городского совета.
Линии противостояния между персонажами — совсем не удивлюсь, если построили математический граф, и добивались, чтобы точка равновесия пришлась именно на середину сезона :)
Да, видны не только возрастные черты персонажей — отлично визуализированы характеры. Это не фотографии и не косплей, не сухие наброски. Это именно живописные портреты.
.
Гм.
После всех этих добрых слов — надо сказать, что у сериала есть хорошо видимые пределы. Он создан как жанровое произведение. Как хороший английский детектив не играет на революционной доске, не заходит слишком далеко на территорию эротики, не становится боевиком или серьезной научной фантастикой. Так и "Аркейн" — это технофэнтези, стимпанк, традиция комиксов. Сюжетно ту нет ничего новаторского. Новеллизация будет читаться как совершенно рядовая книга, на порядок уступающая стимпанковской дилогии Гилмана о "Полумире".
.
Вывод: однозначно рекомендую к просмотру. Визуальное воплощение характеров на фоне эпохи — можно будет смело пересматривать и через пять, и через десять лет.