Как часто бывает, первый сезон, с ярким действием и перспективной интригой — сменился затянутым и тухлым продолжением.
Я не стал подробно читать первоисточник — но судя по описаниям, там начинается затяжное приключалово, которое может продолжаться десять лет и двадцать томов.
Потому хотелось бы расставить фигуры на шахматной доске, как они выглядят в финале первого сезона и подумать, какой должна быть хорошая партия...
.
Интригу надо рассматривать не с точки зрения главного героя — не он её конструирует, не он расставляет флажки.
Нацуки Субару лишь фигура, а не игрок.
Ситуацию создала Сателла, ведьма зависти.
Она победила всех своих конкуренток, стала сильнейшим духом/языческим божеством на континенте/ в стране.
И все-то у неё было — кроме любви.
Что для божества состояние откровенно неудобное, в чем-то ущербное.
И получить любовь достаточно сложно. Обычные люди, которых можно обмануть иллюзией или просто околдовать, ей неинтересны. Обожание фанатиков, вроде архиепископа лени, не приносит счастья. А все значимые и трезвомыслящие сущности, которых можно поставить на одну доску с ней, видят в Сателле страшную угрозу. Им проще влюбиться в медвежий капкан, чем в это зло.
Как быть?
Пользоваться динамикой :)
Поначалу нужна безусловная любовь — пусть даже и между личностями, заурядными по её меркам. Потом их надо вырастить и занять место любимой женщины. Чтобы и любовь сохранилась, и одновременно мужчина видел, с кем имеет дело. Ведь достойный её партнер не может быть слеп, глуп или неудачлив.
И вот для этого был вытащен из другого мира Нацуки Субару — юноша в спортивном костюме.
Первоначально у него не было никаких особенных достоинств. Главное для чего нужен этот зародыш, его важнейшее свойство — немедленная влюбленность в Эмилию. В девушку-полуэльфийку, внешность которой так напоминала ведьму.
Как только Субару влюбился — началась прокачка. Его убивают, а время отматывается назад, иногда на полдня, иногда на неделю. Надо решить задачу, спастись, и пройти к следующей контрольной точке.
Но все его бесконечные смерти, возвращения, новые смерти, новые возвращения — это процесс становления героя.
В самом начале неумелый, безграмотный, лоховатый попаданец — откровенно недостоин той девушки, которой отдаёт свое сердце.
Но с каждой взятой высотой Субару растет над прежним собой. И к концу первого сезона это уже не только протагонист, но именно герой.
Который, однако, предельно остро чувствует руку ведьмы на своем сердце и видит, каким чудовищем она может быть. Субару открытым текстом говорят, что ведьма желает вселиться в тело юной полуэльфийки, причем говорят это непосредственно прислужники ведьмы.
Какая уж тут любовь к ведьме зависти?
Полный провал?
В конце первого сезона ситуация выглядит весьма прохоже на фиаско ведьмы. Но ведь она раз за разом воскрешает Субару. Никаких действий против него не предпринимает. И при выборе между ним и архиепископом лени, её прислужником, выбирает именно попаданца.
То есть на доске самое начало партии — юный герой хорош, но ведь он всё еще только слегка обтесанная заготовка.
Надо смотреть на ситуацию дальше, как она должна была бы развиваться без превращения очередных приключений в самоцель.
.
Личностный рост Субару ведь не остановится. День сурка может случиться хоть во вторник, хоть в пятницу — и снова придется вертеться в колесе очередной интриги, умирать десятки раз, становиться лучше, умнее, честнее, храбрее — просто чтобы дожить до понедельника.
А Эмилия будет проживать просто неделю времени, пусть и с приключениями.
Там где юноша проживет годы, она — месяцы или даже дни.
Рано или поздно настанет момент, когда Субару сохранит чувства к образу своей любимой, но как личность она начнет казаться ему скучноватой.
Примитивной.
Лучше всего эту драму показал Джек Лондон в "Мартине Идене", когда молодой писатель, штурмуя всё новые высоты творчества, перерос свою музу.
И вот тогда на сцену выйдет Сателла.
Вернее, со сцены она отлучаться никуда не станет. У неё своя роль в тенях занавеса. Кроме постоянного воскрешения героя, на столкновение с ним надо последовательно выводить всех своих архиепископов. Избавление от них — это процесс уже её собственного приспособления к личности Субару. Она должна стать чуть меньше монстром и чуть больше человеком.
В миг, когда Субару ощутит свою соизмеримость с ведьмой зависти, сопоставимость в силе и возможностях — перед ним возникнут совсем другие вопросы.
Остановиться в своем росте, или даже вернуться к более простой версии себя, чтобы не расстаться с Эмилией?
Или обречь Эмилию на такой же круговорот смертей, сделать своей напарницей в бесконечном цикле умираний-возвращений?
Или почувствовать настоящую любовь ведьмы — и полюбить в ответ?
Отношения в любовном треугольнике зависти-смерти, нежности-жизни и непрерывно воскресающего героя — и были бы настоящим базисом второго, в крайнем случае третьего сезона.
Из отзыва В. Владимирского на статью: "Сама по себе проблематика статьи кажется мне довольно сомнительной. Попытка взглянуть на персонажей художественных произведений как на реальных живых существ, с реальной физиологией и психологией, а не героев книг – это вариация на тему «заклёпочничества»"...
Но я все-таки продолжу заниматься этим сомнительным делом :)
Переслегин довольно развернуто рассказал о необходимости создания новых инструментов прогнозирования, неклассической прогностики /и тут же хочется ему немного возразить :) /
Те, что уже были — помогли спрогнозировать нынешний кризис. Но темные века затянутся не на столетия (у нас слишком много артефактов, библиотек и т.п.), и будущее после них уже надо как-то рассматривать.
А старые инструменты столкнулись с рядом явлений-погрешностей:
— субъект видит объект в принципиально отличной от себя онтологии /Так всегда было: "чего говорить с ним, он еретик, индеец" (или любое другое слово). Недобросовестный аргумент "к личности" уже обостряет данное противоречие./.
— объект — это система, среда или вообще сфера? Вот энергетика — это больше похоже на среду, потому что есть волновая динамика в ценах на нефть. /да, объекты могут быть очень разными, но про это чуть не Кант писал. А волны характерны не только для среды, но и для системы, например "хищник-жертва", когда количество зайцев и лис в лесу взаимозависимо и колеблется волнами/
— технологическая волна — это волна, потому как сложно понять, где она начинается. Но технологических пакетов-систем не так много. То есть "корпускулярно-волновой дуализм", термин условен, но есть какая-то неопределенность.
— сценарная гравитация, которую придумали в 2011 (основной сценарий притягивает к себе остальные, искажает все поле сценариев), сейчас в условиях кризиса вдруг проявилась в страшной форме: в условиях коронавируса прогнозы стали не прогнозами, а требованиями (что надо сделать!). Сингулярность сценариев. /я дико извиняюсь, но любые прогнозы 38-го года сталкивались с той же проблемой — на носу мировая война, потому все сводится к победе и тому, что для неё надо сделать, причем у всех участвующих сторон.../
— из-за увеличения количества коммуникаций люди из подобия идеального газа становятся подобием идеальной жидкости /но ведь снижается количество коммуникаций с ближайшими по расположению людьми: мы хуже знаем соседей, чем наши прадеды/.
— циклы хороши, но сейчас могут быть проблемы: в условиях сценарного коллапса начинается смещение времен (биологическое и технологическое время), и длительность циклов изменится с точки зрения разных наблюдателей /что уже неоднократно наблюдалось — с точки зерния любого стареющего правителя идет изменения соотношения таких циклов/
— увеличилось семантическое воздействие (люди не осознают, что говорят не в своих интересах, а в интересах создателя семантики, дискурса). /простите, но это стандартный феномен для пропаганды, которому в обед сто лет/ Переслегин приводит пример безусловного базового дохода, у идеи которого сейчас много сторонников, но ведь видна прямая аналогия с древним Римом, в котором общество было буквально обезволено бесплатными раздачами хлеба /и тут снова проблема — насколько мы можем использовать прямую аналогию? Ведь разновидность безусловного дохода мы получаем все еще с 19-го века: бесплатные прививки, бесплатное обучение грамоте и т.п. То есть без каких-то безусловных "раздач антител" общество 20-го века просто не живет/
Итого: хорошая идея улучшения набора прогностических инструментов, которая в этом ролике подана в слишком популярной форме.
Есть книги, которые надо читать строго под настроение.
Когда есть совпадение — будет резонанс. Захлестнет ощущение мерзкого ужаса, с которым, однако, можно как-то бороться. Когда за спиной кто-то постоянно водит ножом по стеклу, но ни окна, ни человека, ни ножа за спиной нет, а есть только вот прорубленный оконный проем, которому почему-то уже сотня лет...
Когда совпадения нет — теряется смысл, содержание, перед глазами не ожившее чучело, а груда обрывков.
.
Есть книги, которые надо читать два раза.
Автор постоянно играет с переменой оптики, со смыслов действий персонажей, но, что самое сюрреалистическое, он постоянно ломает логику диалогов и сцен. Тот самый скрип по стеклу — это дыра в головах людей, которая видна читателю, но которую совершенно не хотят замечать марионетки в шизофреническом спектакле.
Нет, автор не ударяется в полный абсурд. Причины и следствия не пропадают не последних клетках шахматной доски. Логика присутствует. Но вместо того, чтобы стрелять в голову врага — частенько стреляют в часы с кукушкой, которые висят за его левым плечом — чисто для поправки собственного психиатрического диагноза.
Люди с нечистью говорят о самом важном для них, а не о том, что читателю хочется узнать, чтобы понять данную вот конкретную сцену. Люди постоянно пытаются нарушить ритуалы, суть которых автор пояснит позднее, а пока возмутители церемоний и апологеты тьмы пытаются сказать что-то или сделать, напрягая последние силы. И наоборот, относительно здравомыслящие люди вдруг оказываются в хороводе подобного ритуала, который может начаться прямо во время беседы о продажи недвижимости. Как раз когда читатель пытается что-то понять...
.
Есть книги, которые построены на чужом культурном фундаменте, но привязаны к русскому языку любовью автора к неожиданным метафорам.
Американский городок. Но называется он совсем не "Стивен Кинг", хотя при желании сходство найти можно.
Дом, который все никак не могут продать, и в окне которого можно увидеть женский силуэт. Но привидения в этой истории занимают не весь представленный им объем, и даже не всю площадь. Их постоянно отодвигают в сторону.
Череп со щупальцами, мини-ктулху. Кровавый цветок, которому надо приносить жертвы. Подобие вампиров с крючками во рту. Бродячий цирк, работники которого воруют детей. Но страшилки разных эпох — живут своей жизнью.
Психиатрическая клиника, в которой растут дети. Проклятье, которое отыгрывается на потомках продавших свою душу. Детектив из полиции, которому самое место в нуарных фильмах.
Доплер, Ньютон и Тангейзер, положительный персонаж Лайт, циркач Макабр — временами рассуждают как положить им болт на проблемы, чужие разборки им по пояс снизу и вообще... Автор отплясывает джигу на культурных мостиках, связывающих русскую и европейско-американскую традицию, а когда его начинает скрывать слой тараканов, джига превращается в тарантеллу.
Киллдозер без бронирования, потому его водителям можно застрелить из револьвера — и он тут есть, и впрямую бороться со злом не получается, позже к тому же домику придут с канистрами и взрывчаткой.
Это мозаика. Плетеная корзинка для сюжета, причем прутья этой корзины, как сюжетные линии книги, пересекаются, но не становятся единым целым. Если подумать, то истории ведь не самые сложные. Вот знатный юноша, который думал, что получит большое наследство, а родители оказались банкротами и единственным его достоянием стал великолепный голос. Вот девушка, которая увлекается поиском могилы первого мэра города, но более того увлекается странным молодым человеком, который ошивается около кладбища. Какая-то предстказуемость в сюжетах есть, и может показаться, что всё скучно.
Но персонажи, которых автор какое-то время рисует привычными позитивными романтиками — через пару страниц рвут жилы, ломают ногти и расстаются с пальцами, чтобы сделать хоть что-то. И условно злым персонажам приходиться не лучше. Потому что привычный порядок вещей вдруг идет под откос, даже если это дурдом. И лишь те, кто приноровился к своему искалеченному состоянию, могут хоть как-то играть со злом в магические шахматы, где правила свихнулись первыми... Образ поломанных кукол автор выжимает, как под гидравлическим прессом.
И счастливого конца истории не гарантируют. Тем более не гарантируют финала, потому как книга эта лишь первая часть трилогии, а "Осень призраков" и "Корни осени" когда-нибудь воспоследуют... Так что добру лучше пристегнуть ремни и принять болеутоляющее.
.
Книга, которую можно бы записать в подростковую категорию, но жесть постепенно становится настолько жестяной, с рваными краями, что ясно — викторианские штампы про дом с привидениями или лаврафтовские намеки, это были только болотные огоньки, а там земля расступается под ногами...
.
Вывод: книга, четко нацеленная на целевую аудиторию. Как подкалиберный снаряд. Это хоррор. Вполне добротный, местами новаторский, местами более чем традиционный. Если вам нравятся сюрреалистические истории про нечисть с европейским акцентом — вы можете считать себя мишенью. Или потребителем :)
Если нет — удар придется на метр левее, а вы ничего не поувствуете. Как не-шахматисты, спокойно проходящие мимо партии за мировую шахматную корону...
В первом все устроено со вкусом, тактом, явным умением.
Подбор актеров — никаких претензий. Эти люди могут изобразить персонажей произведения.
Работа над архитектурой зданий и дизайном кораблей. Особенно хорош орнитоптер, та металлическая стрекоза, на которой летали в небесах Арракиса: его наклонные окна, они же дверцы, его лопасти-крылья, трап, опоры — то, чего так недоставало в прошлых экранизациях. И маленькое устройство для убийства, тоже летучее, подобие металлического комара. Хорошо смотрятся парады и церемонии — масштаб, массовость. Впечатляет часть костюмов. Отлично изобразили пулю станнера — волчок с шилом, который может провертеть щит. Кстати, визуализация щита тоже отличная, и моему любительскому глазу видно, что под него частично выстроена хореография учебного поединка. Равно как есть лазероружья и корабельные лазеры.
Продумали мимику ментатов — с подкатыванием глаз. Показали общение жестами. Очень хорошо изобразили диагностику по пульсу (или про биополю?) в исполнении доктора Юэ.
Хороши церемонии, взятые сами по себе, как ритуалы. Особенно первая, с прибытием представителя императора и приложением печатей.
Вполне оправдано, что часть сюжетных поворотов режиссер был вынужден убрать для сокращения хронометража. Лучшим примером тут служит разговор с женщиной-планетологом, слугой императора: Пол предлагает ей превратить Арракис в рай, когда сам станет императором, та отказывается, но вторую половину диалога с предложением собственной жизни, как той монеты, на которую можно купить преданность планетолога — благоразумно вырезали. Фильм это именно экранизация романа, а не вольный бред, который обыкновенно прячут за табличкой "по мотивам книги такой-то". Принципиальных сюжетных добавлений нет. Пола не стали делать злодеем, его мать не стала проституткой, его отец не бегал с пулеметом за фрименами, требуя у них налогов. Кхе-кхе. Да.
.
Второй слой — это пробитое насквозь днище нижнего ада.
Убрано девять десятых интриг и замазаны полутона. Там, где в книге сложнейший клубок взаимных чувств и претензий, тут просто люди, которые идут навстречу своему предназначению. Несколько важнейших сцен — обед с местным обществом, выяснение отношений Джессики и Сафира Хавата, введение в курс дел молодого Фейд Рауты, рабочий день герцога — вырезаны под корень. Невозможно прочесть напряженность между де Врие и бароном, между наложницей герцога и его ментатом.
Вообще никак не показано, что война великих домов это ведь конкуренция феодальных проектов, это спор династий. Пол Атридес и Фейд Раута — эта два равно важных представителя следующих поколений в династиях. А так у Харконненов из относительно молодых только Раббан.
Далее, "дворяне как главный нерв государства" — убраны к чертовой бабушке. И герцог, и барон — это управленческие вершины своих политических пирамид, это двигатели идей и генераторы выдумок. В книге. А здесь власть подогнана под стандарты современных королевских домов: люди просто участвуют в церемониях и про их чувства что-то знают другие люди. Что делать за пределами церемоний, главы государств понимают плохо. Потому Атридесы к концу фильма мне больше всего напоминали "Романовых", ту пару персонажей, которая время от времени пытается светиться в медиа-поле нынешней Российской федерации, типа "наследники". Только у актеров хорошие, подтянутые фигуры.
Актер с толщинками — образ барона — изображает какого-то трусливого психа. Сцена с выдыханием отравы запорота. И зачем-то барон убивает своей рукой, что в книге рассматривалось как идиотизм.
Но на что же рассчитывал режиссер?
Я могу объяснить это только одним: он посмотрел "Триумф воли", и решил делать пророчество, в которое зритель должен верить за счет масштабности происходящего на экране. Мол, хорошее пророчество не может быть каким-то мелкотравчатым, его формы должны потрясать. И когда упавшая челюсть коснётся земли, потребитель заорёт "Верю!".
Не верю.
Красивую неофеодальную интригу упростили до неприличия, осталась слезливая религиозная мелодрама.
И по поводу мелодрамы — большей части актеров не дали изобразить даже её.
Доктор Юэ в миг своего предательства должен ведь целиком раскрываться. Горящие глаза и шепот "я хочу убить барона". Он дважды предатель, потому как ненавидит человека, который заставил его быть предателем в первый раз. Вычеркиваем, этого не будет. Он просто раскроет чемоданчик с зубом, механически объяснит все герцогу.
Сафир Хават: драма аналитика, который недооценил размаха барона и тем погубил герцога — вычеркиваем.
Герцог: политик с авантюрной жилкой, который готовился шантажировать императора обнародованием вмешательства сардаукаров, когда те еще не прилетели на Арракис, и которому трагически недостает времени. Который затеял фальшивую ссору со своей женой и рассказал об этом сыну. Мимо.
Страдают на полную катушку только Пол и его мать. Причем оба страдают с выключением мозгов, а Пол еще и опасно приближается к образу наркомана. Когда можно показать человека, который начинает пользоваться знанием своего ближайшего будущего, лучше манипулировать людьми, догадываться о проблемах в поединках (строго по книге) — на экране все равно невротик, длинные экспозиции будущей жены и музыка.
По поводу проблем с интерьером. С одной стороны — нам пытаются показать переезд. Вещи или уже упакованы или еще не распакованы, потому забитый предметами стол мы видим только уже на "климатической станции". Но с аскетизмом местами пережимают. Когда на совещании у герцога — стол пуст и у всех докладчиков ничего нет под руками — это явная глупость. В книге прямо говорилось о множестве носителей информации, о распечатках и микропленках, деловое во всех смыслах совещание.
Батальные сцены — отдельная печаль.
Когда люди в рубашечках дерутся с воинами в доспехах, и это вроде как схватка на равных, то зачем были доспехи? И зачем щитам в реальном бою подсвечивать красным места пробития?
Когда идет бомбежка аэродрома (или скорее порта, корабли там серьезные) — зачем-то толпа из казармы с ножами наперевес бежит к этим кораблям. А дежурной смены на них не было? Плюс глупости в терминологии: дважды повторяется вместо "легион сардаукаров" — словосочетание "батальон сардаукаров". Маловато будет...
Словом, единственное, что хорошо в сражениях — это плавное приземление сардаукаров на песок. Ну и разделяющиеся в воздухе ракеты.
Ко всему этому режиссер еще подмешал какое-то количество киношно-политически-исторических намеков. Сафир Хават на фоне арабо-подобных племен в форме, более чем напоминающей форму британской армии в Первую мировую. Это такой косплей Лоуренса Аравийского в исполнении очень полного и пожилого мулата?
Итого: фильм хорошо смотреть в 12 лет. Тем, кто старше, будут интересны декорации из первых двух третей фильма, и часть церемоний. И скучно на последней трети.