"Основание" было начато в 1942-м году. Первая публикация — в мае. В США.
Хирохито и Перл-Харбор. Еще не знают ни про Мидуэй, ни про Сталинград и пока совершенно неясно, во что всё выльется... Вторая мировая в расцвете и разгаре, причем Первую ещё все помнят и всем кажется, что она вообще ничему не научила. А если войны будут продолжаться? Если дальше пойдет это ужасное гниение, когда нации за несколько лет сходят с ума? Ведь все призывы к разуму меркнут на фоне варварского подхода очередных радикалов.
Собственно, "Основание" — это попытка сыграть в долгую средствами индустриального мира.
Там, где в традиционном обществе можно было говорить о христианском проекте — Азимов попытался сконструировать чисто научный. "Республика ученых", которая соберет Галактику заново, и каждый мог увидеть прямые аналогии между бегством Хари Селдона на Терминусе и продолжавшимся исходом ученых из Европы. При этом Азимов вполне сознательно копировал множество форм и сюжетов Античности и Средневековья просто потому, что других данных у него не было.
Гэлбрейт еще не написал "Нового индустриального общества" и не показал, как вырождаются корпорации, отодвигая в сторону своих же основателей.
Бернхем только год назад опубликовал "Революцию менеджеров", и невозможно представить себе "революцию акционеров" 1980-х.
Не целиком сознан опыт компани-сити, его заслоняет одиозная фигура Форда...
Социология, психология, антропология — куда моложе, чем сейчас.
Потому Империя у Азимова — это Византия. Медленно умирающая структура с чередой императоров, каждый из которых дан буквально парой фраз.
Звездолеты заменяют кавалерийские алы и турмы. Что весьма подходит для романа-хроники, охватывающего целые столетия. "Основание" — это не "Дюна", с детально прописанными характерами и сложнейшей паутиной намеков. Это череда социально-инженерных зарисовок. Азимов остается в первую очередь популяризатором, он максимально дистанцируется от комикса и пишет фантастику для "людей из университета". Но ему проще рассказать про социальную катастрофу, чем показать ощущения от неё...
И на фоне неповоротливой Империи — маленькое, периферийное Основание — научно-технократический, рациональный проект, который подчеркнуто игнорирует этнические проблемы. Да и внутренние сложности, которые есть у любой политической структуры, как бы скрываются авторитетом Науки (с большой буквы). Власть переходит от академических ученых предпринимателям, рождается религиозный культ (на пользу науке), но базисом Основания все равно выступает позитивное знание. Новое государство должно победить в силу качественного превосходства — бедность ресурсами и людьми оборачивается необходимостью каждый раз играть эффективнее противника, больше знать и лучше работать.
Что, опять-таки, подходит для рационального взгляда середины 20-го века, когда разум, казалось бы, вступил в финальную схватку с предрассудками и самой черной мистикой.
Но потом были 60-е с их пришествием иррациональности, были 90-е, с крахом колоссального советского эксперимента... Да и сам Азимов много чего добавил в мир Основания, для него это была своего рода лаборатория.
И вот создатели сериала столкнулись с выбором:
— или снимать совсем древний ретрофутуризм, где у персонажей в руках будут газеты, а сами они станут думать и говорить, как люди 1940-х;
— или этот ретрофутуризм будет чуть современнее, и представления о будущем станут куда разнообразнее, но придется радикально менять текст.
Очень правильно, что они пошли на перемены.
И очень жаль, что не все получилось.
.
— амбула
.
Лучшее, что есть в сериале — это образ императора.
Клоны первого Клеона, которые сменяют друг друга на троне, причем одновременно живут три-четыре императора разного возраста (и есть дублеры для каждого, спят в баках, им в мозг закачиваются все данные, и если что — вперед, на замену).
Потому брат День — фактически правит, брат Закат пытается удержать его от крайностей и подчищает тылы, а брат Рассвет учится.
Все это дополняется бессмертной роботессой, которая при них работает советницей и управляющей двором.
Император женат на своем государстве, потому его семья это он сам, а женщины — лишь развлечение. Любовь к какой-то одной куртизанке или садовнице может быть смертоносной.
Трагедия заката Империи при этом начинает играть новыми красками. Не слабые и безвольные императоры сменяют сильных, а деятельные и энергичные монархи продолжают занимать трон — просто перестают соответствовать вызовам эпохи.
Клеоны делают то, что делали всегда. Но почему-то подданные бунтуют, еретики множатся, а ученые не дают рецептов преодоления кризиса.
Императоры не сдаются. Идут вперед и побеждают, да, побеждают. Однако лишь там, где присутствуют сами. Как жаловались наполеоновские маршалы друг другу в 1814-м году — император забывает, что не все его подданные Бонапарты...
Или все-таки императорский род слабеет?
Не знаю, как повернется дело в финале. Будет ли император воспроизводить себя в единственном варианте, перезаписывая удачную психику в новые тела, и тем окончательно законсервируется. Или его семейная линия начнет распадаться, потому как новые клоны будут расти в слишком нежной обстановке. Но образ государя, достойного столетиями править галактикой — получился. И образ этот как нельзя лучше подходит для высокой трагедии.
.
Разумеется, двор и государственная машина во многом остаются условностью.
Поток информации никак не соответствует тем триллионам подданных, которые упоминаются в тексте, а развитие технологии — тем тысячелетиям, что длится существования Империи. Большие цифры, масштабные декорации и вся гигантомания — остаются спецэффектом, своего рода заменой полетам супермена.
Император даже не мультиплицирует собственный образ жизни, не ставит на местах династии клонов преданных губернаторов. Вообще не видны поиски рецепта биотехнологического создания идеальных рядовых управленцев.
Технология стирания памяти — не становится одним из важнейших инструментов управления империей, а мельком упоминается на фоне посещения гарема.
Хари Селдон фактически записывает свою личность в компьютер, такая же технология наготове у императора, но неужели за тысячи лет она никак не распространилась?
Нет ни боевых роботов, ни роботов-полицейских. На настоящего, то есть автономного робота не тянет даже полусумасшедший звездолет. По империи будто пронесся Бутлерианский джихад. Компьютеры запрещены, однако все-таки используются. Просто все должно выглядеть, как мечты о будущем середины 20-го века.
Единственное — выводятся специальные люди, космониты, которые могут переносить межзвездные прыжки (еще раз привет "Дюне").
Но кризиса Империи, которую населяют специализированные виды людей, и которая понемногу превращается в муравейник, и потому утрачивает гибкость в развитии — не показано. Увы, эта та возможность мимо которой прошли создатели сериала (возможно, империя столкнётся с ней во втором сезоне?) и которая могла бы осовременить его. С нашими сегодняшними претензиями на всеобщею генетическую инженерию это был бы подходящий кошмар...
.
Дальше создатели сериала решили перевернуть все с ног на голову. Они притащили в текст трансценденцию. Тайну. Нечто непознаваемое. И еще что-то, взирающее на человека с небес.
То есть на экране не только "прогрессистский культ" Хари Селдона, который прямо проистекает из "Янки при дворе короля Артура". Нет. Император, его роботесса, сам Хари — все прямо или косвенно сталкиваются с полумистическими феноменами, которые не могут объяснить.
Ой.
"Основание" вдруг становится фэнтези. Технофэнтези, разрази меня терминатор!
Там, где у Азимова иерархия социальных проектов и разумных, рациональных сущностей — тут наверху Тайна.
А пророчество будет???
.
Но отдав дань требованиям модной Мистики, и совершив пару ритуальных поклонов перед идолом Экологии, создатели поднимают еще одну серьезную тему.
Это проблема существования в варварском окружении.
Там, где в оригинале все проходит достаточно изящно и Основание после отмены имперских гарантий начинает реализовывать свой потенциал развития — тут все хуже. Это в середине 20-го века — индустриальное общество жадно требовало новых технологий, почитало инженеров и уважало клерков, ну а настоящие ученые возводились на пьедестал. Потому между обычным ученым и рядовым, стереотипным варваром хватало перегородок. бывало, конечно, всякое, но уничтожение выдающихся умов воспринималось отрицательно.
И этот феномен Азимов безотчетно спроецировал на свой мир.
Но настоящий варвар — не боится законов, готов рисковать, ему нужны твои ресурсы, и плевать на твой проект развития.
Варвары, они рядом с нами. И хорошо, что показано — с этими людьми академическим ученым надо иметь дело. И как уживаться с ними, как сделать их своими? Тут не обойдешься сухими рациональными комбинациями, которые Азимов продемонстрировал в романах. Потому как многие страны за последние десятилетия показали, что рациональность можно легко выкинуть на помойку и бегать друг за другом в истерическом хороводе...
Нужна кровь.
.
Итого: это сериал, который больше всего напоминает учебник английского языка. Исторические наслоения следуют одно за другим, есть масса трактовок, большая часть слов пишется по исключениям из правил, и никуда не деться от фона общего недовольства всеми этими алогизмами.
Настоящее все больше расходится с футурологическими представлениями прошлого, и самое первое Основание, из далекого мая 42-го — оно как песчинка под слоями перламутра. Или не перламутра, а менее благородной субстанции.
Но оценивая модификации первой идеи, разбирая их слой за слоем, чувствуешь себя археологом. И это чувство стоит потраченного времени.