Видны два слоя: само развитие сюжета (которое хромает на обе ноги, а в финале вообще уходит в мистику) и те ситуации политических альтернатив, которые хотели обыграть авторы.
Сюжетные анахронизмы и натяжки временами впечатляют. У негритянского подполья в Калифорнии — калашниковы, снайперские винтовки Драгунова и РПГ-7, причем привезенные из Китая, где до сих пор (60-е) идет война. Откуда, Карл? Оттуда же, Фридрих, откуда у японской колониальной администрации уазики вместо джипов... Япония вдруг критически зависит от поставок именно американской нефти (в Индонезии её тоже немало).
Аналогично с накоплением погрешностей в интригах — героев совсем тяжело убить, при том они тонут в слезах и соплях...
Сражение за душу Джона Смита — силами добра окончательно проигрывается, при том, что деловой хватки он не теряет.
Но если брать именно отражение политических сюжетов — небезынтересно. /спойлеры/
Какую идеологию может выбрать негритянское подполье в условиях японской оккупации? Коммунистическую. Причем от настоящих коммунистов у них только героизм и военное братство (деньги копить не имеет смысла).
Это подполье методично терроризирует японцев — и вот среди них возникает идея переговоров и вывода войск. То есть — полная аналогия с Ирландией (и частичная — с Алжиром). Критически недостает информации о том, что собственно творится в метрополии, но ясен виден откат: страна на может больше воевать, и даже ресурсы тут не главное.
Дальнейшее превращение Рейха в чисто военную империю, где политическая составляющая нивелирована, начинается эпоха солдатских императоров, и потому критически важно сбросить часть внешних провинций. Бывшие США получают фактическую независимость после очередного переворота в Берлине, когда Джон Смит лично душит Гиммлера.
Хорошо получился образ покоренной страны, которая служит брильянтом в короне империи, но сохранила в себе слишком много независимости, пытается восстановить свою целостность — это все очень напоминает Россию 90-х, которая тогда была истинным сокровищем в неоколониальной империи США. Или же Индию начала 40-х, когда уже точно ясно, что громадные подразделения, укомплектованные именно индусами, ни в Европу всем скопом не поедут, ни Британию слушать не желают. Единственное, на что они согласны — чуть-чуть подождать...
Эта тема должна была всплывать и раньше. Корейское "война для объединения" — присутствует в пропаганда уже сколько десятилетий, а тут всплывает серьезно лишь в 4-м сезоне.
Политические шатания американского населения. Есть романтическая ностальгия молодежи (старшая дочь Джона Смита), есть реализм, есть откровенное подполье и есть коллаборанты, которых уже не просто много — они составляют фактическую основу армии, полиции, спецслужб. Как потом восстанавливать единство общества? Тут толсто намекнули на два варианта: Джон Смит объединяет страну сверху, железом и кровью, проводит ариизацию, после чего начинается медленный откат, который закончит уже следующее поколение. Это вариант Китая-1950 — внуки поколения Мао отказались от коммунизма 30-х. Второй вариант (который и начал реализовываться после гибели Смита) — нет силового объединения. Сначала начнется политическая оттепель на Восточном побережье, потом к нему присоединится Западное. Может быть. Потому как если успеют сформироваться две разные политические системы — никакого объединения не состоится.
Отношение к спецслужбам — тоже характерно. Потому как образ Гувера, которого Джон Смит с громадным удовольствие режет ножиком — явно воплощение архетипов :)
Присутствии спецслужб Рейха в нашем мире — тему не стали раскрывать, показали краем, но такой намек на боковую линию ("Транквилиум") получился очень хорошим. Увы, тему в полный рост — с разными мирами, где способ путешествий открыли много лет назад — не раскрыли.
И, конечно, самый сильный эмоциональный момент сериала — визит Джона Смита в дом своего двойника. Получилось очень впечатляюще — особенно его разговоры с сыном. Его осознание предательства (а Джон Смит осознает себя человеком, перешедшим от своих, пусть и вынуждено), его понимание, что Вьетнамская война, на которую стремится попасть сын (а тот вполне правильный американец) изуродует юношу. И еще его любовь к жене, которая здесь не приходит в отчаяние от фактического самоубийства сына.
Если брать в целом сочетание сюжета и аналогий, то авторы слишком много притащили из 80-х и не захотели учитывать, что в описанном мире — тотальная война никуда не делась. "Карибский кризис" — только что случился. И государство по отношению к обществу на порядок жестче, чем было в 50-60 нашей истории (безлюдный Гарлем). Воины продолжаются и проигрыш означает физическое уничтожение народа. Это даст принципиально иное отношение к армии.
Еще в сюжетном отношении чрезмерно отдают мелодрамой ситуации в Калифорнии — после того, как оттуда эвакуировались японцы. Проблема людей с двойной лояльностью очень хорошо заявлена, однако завершение сюжетных линий — "богатые тоже плачут"...
Если говорить о четырех сезонах. Не то чтобы сериал стал прорывом в киноискусстве, но это масштабная альтернативная история, которая позволяет осмыслить свою собственную. Американцы всерьез взялись за эту тему — и кризис Штатов в иносказаниях и альтернативах уже получил очень серьезное освещение.
Книга о начале золотого века человечества. Три межзвездные цивилизации начинают мегапрогрессорскую миссию на Земле, причем у них всё предусмотрено — обойдется практически без жертв.
В сюжетном смысле подобные книги почти лишены интриги — ведь нет противостояния, как такового. Та сторона слишком сильна и благонамеренна.
Интересны судьбы отдельных персонажей и на втором плане определенная интрига выдерживается.
Но куда интереснее наблюдать за самим автором.
Насколько создатель книги будет честен самим с собой, насколько далеко он готов зайти в мысленном эксперименте, воображая для людей все только самое лучшее? Каково его мнение о человеческой природе? И, наконец, насколько ему хватает кругозора и грамотности, чтобы представить ограниченность любого благодеяния, равно как и необходимость для людей каждый день встречаться с какими-то препятствиями?
Где-то в середине книги у автора получается.
Есть то странное и во многом иллюзорное ощущение — когда точно знаешь, что все будет хорошо, но это не фатализм или вера в гадание, а просто очень основательная надежда. Дары инопланетян и ограничение ими некоторых человеческих ммм... поползновений — работают как часы.
Если подарить человечеству действующий вечный двигатель — вот прямо на каждом компьютере его чертежи и сделать можно в сарае — жить действительно станет лучше, жить станет веселее. А тут еще на людей перестают наркотики действовать и с убийствам полная засада — только сам человек может себя жизни лишить.
И это далеко не полный список...
Человечеству дарят новые места обитания, рассказывают о новых врагах — словом, дают большие цели.
При том не лезут с поучениями, не читают моралей.
Довольны почти все.
Есть в таком деле, конечно, и проигравшие, над которым автор издевается, как только может.
Самыми отъявленными мерзавцами видятся ему медиа-магнаты и финансовые спекулянты. Их он рисует самыми черными красками — унижая легко узнаваемые оригиналы и показывая нынешнюю власть медиа вкупе с капиталом, как самую паразитическую и гнилостную структуру. Так жить нельзя, требуется какое-то справедливое общественное устройство — убеждения автора тут читаются безо всяких фантастический намёков. Вообще слово "коммунизм" много раз мелькает в тексте, и персонажи то и дело говорят о воздействии пришельцев, что подобным коммунизм и должен быть — экономика "каждому по потребности", а государство держится лишь на честном слове и добровольном желании людей. Не хотят быть чьими-то гражданами — так и не будут. А пожелают переместиться на другой континент, так и переместятся.
На этом фоне здорово прилетает стране, которая раньше с коммунизмом ассоциировалась — России.
Что описание президента (он легко узнается, имя изменено), что его действий (прямо как из репортажа CNN) — мощно отдает клюквой. Иногда эффект просто комический. Из великих держав, которые описываются в книге, Россия показана самой бестолковой, милитаристской и непонятной самой себе. Вероятно не включить в число персонажей российского президента автор не мог, а что тот должен говорить — просто не представил. Потому роль России досталась пропагандистская, будто со слов тех медиа-магнатов, над которым автор так радостно издевался. В итоге — "tainsvennaja russkaja dusha".
Китай тоже получает свою долю карикатурности — правда, с упором на готовность китайцев приспосабливаться и быстро учиться. Инопланетяне сказали жить по-новому? Так и сделаем, обращается председатель к гражданам. Есть вечный двигатель? Первыми построим новые космические корабли — и вот уже летят на Луну. Правда в финале китайские лидеры в полном отчаянии — страха у люде больше нет, и как ими управлять, совершенно непонятно.
Лучше всех автор знаком с американскими политиками, потому публичный типаж нынешнего президента США выписан с филигранной точностью. Нахрапистый бизнесмен, который в президентском кресле жонглирует идеями, о будущем думает под слишком специфическим углом, а на неделе у него восемь пятниц... И вот этот человек как бы возглавляет "Титаник" государственной машины — быть чиновником скучно, пропитание можно получить почти с дерева, деньги все равно мало чего стоят и ближе к финалу люди даже перестают читать президентские твиты...
Увы, к финалу книги разочарованными чувствует себя не только "патриотичные американцы".
Когда читаешь подобные истории в детстве — "Незнайка на Луне" лучший пример — веришь, что так и может быть на самом деле. Но потом учишь историю с философией — и вера тихонько рассеивается.
Американские индейцы переживали подобный золотой век, когда только перешли через Берингию в Америку. Вокруг множество мамонтов, прочей дичи — живи не хочу. И жили, за несколько сотен лет заселив весь континент. Но потом дичи стало мало, а людей — много. Пришлось воевать друг с другом и "в поте лица своего добывать хлеб свой". А о прошлом культуры Кловис даже мифов толком не сохранилось...
Золотой век — он преходящий.
И это ощущение должно часовой кукушкой биться в головах хоть сколько-нибудь образованных персонажей. Когда люди станут достаточно сильны, чтобы избавиться от опеки искусственного интеллекта, балансирующего экосистему Земли — что будет тогда? Как человечеству нужно повзрослеть за это время, вырасти над собой? Но люди хотят просто жить...
Потому книга эта — легкая фантастика, выраженная мечта. Немного инфантильная. Читать приятно, но заканчивать чтение — грустно.