Есть у попаданчества "секретное" преимущество. Можно великолепно показать героя завтрашнего дня.
Типаж помещается в синтетическую среду, потому корретности и расшаркивания нынешнего общества — можно оставить за бортом.
.
Возьмем "Новые приключения янки при дворе короля Артура" 1988-го.
Одна из составляющих неудачи фильма — это сам янки.
Показан мягкий, относительно добрый, романтически настроенный человек.
Его прототип — старший научный сотрудник или доцент в каком-нибудь институте.
Советский интеллигент.
Где была советская интеллигенция уже через десять лет, в кризисе 98-го?
Глубоко.
То есть в фильме показали готовую к исчезновению натуру. Таких людей в Союзе были десятки, сотни тысяч — и почти все они оказались плохо организованными мечтателями перед лицом кризиса.
Ни украсть, ни посторожить.
.
А кто был из 90-х?
Гибрид рекетира и предпринимателя. Жадный до денег человек, которому плевать на закон, на жизни других людей и у которого большие провалы в образовании.
Могли взять такого человека из реальности 80-х? В условиях медленно исчезающей цензуры? Попытка была — "Плюмбум или опасная игра". Но чтобы раскрыть такого героя — надо ведь показать социальную катастрофу. А в 1986-м в неё еще слабо верилось. Потому опасный мальчишка Плюмбум смотрелся инопланетянином.
.
Теперь представим в фильме 1988-го года другого героя.
Это совсем молодой человек. Тинейджер 15-16 лет. Американец. Сын наемника, которого отец взял в африканскую "командировку", и для парня это уже второй такой вояж.
В первом своём приключении он расстрелял в подвале какого-то коммуниста. А был ли это настоящий коммунист, или просто негр с красным значком — история умалчивает.
Парень отлично знает силу денег и силу оружия. Борзый до крайности, хотя слушается отца. Голосовать будет за республиканцев, потому что они не запрещают автоматы (и у папы контакт именно с республиканскими кругами).
Самолет, набитый оружием для африканских друзей, затянет в воронку.
Из всех наёмников выживет лишь юный падаван. Падаван темной стороны.
И звать его будут — Джон Смит.
.
Так можно показать представителя дикого капитализма — именно российского, из будущих 90-х — в эпоху анархии и переселения народов.
То есть вариации краха советской империи.
У него нет в голове точной картины общества — с биржами, ценными бумагами, коммивояжерами, страховками, акциями и сенаторами. Обрывки, которые не получается толком воплотить в реальность. Но есть устойчивые ценности. Оружие, золото, удовольствия, братва.
Местные тоже не ангелы. Организованные к тому же. И солнечными затмениями их не напугаешь, нужны выстрелы в голову. Но так, чтобы самого стрелами не истыкали. Думаю Артур, по совету Мерлина, отправит опасного пришельца наводить порядок где-то на периферии — разбираться с очередным вторжением саксов. Пообещает ему, что тот станет "графом", сможет набирать свою банду, то есть дружину. И в Камелот чтобы возвращался время от времени, с отчетами.
Ох пойдет к успеху юный Джон Смит, ох пойдет. И наркотиками бы торганул, просто не знает, как героин делать. Зато самогонный аппарат в арсенале найдется. И монополии устроятся на раз-два. Золотишко к рукам липнуть будет. И караваны какие-то пропадать станут.
Не повезет многим персонажам. Местным уважаемым людям в "регионе наведения королевского порядка" — точно карачун настанет.
Мифологическим волшебницам тоже достанется.
Но тот же Мерлин и вернёт Джона Смита в будущее, потому как парень за полтора года от беспредела не откажется. И сам попаданец против обратного перемещания возражать не станет. Почему? Джонни начнет понимать — в мире есть какое-то добро, красота, даже любовь. /трагическую историю любви — в студию/ Только сам уже по пояс в крови, и патроны кончаются. А братва без патронов его уважать не будет.
.
Был бы это фильм-предупреждение? Нет. Кому они нужны, если все равно люди хотят нового порядка?
Это был бы фильм-инструкция для "авторитетных бизнесменов" 90-х: есть какие-то границы и правила, после нарушения которых останется только в другое время эвакуироваться. И всех не перестреляешь.
Фильм "Жмурки", но до малиновых пиджаков и толстых золотых цепей. Фильм "Начальник Чукотки", но только с зарей капитализма.
.
Что сегодня?
В "Зеленом рыцаре", свежайшей экранизации легенды из артурианского цикла, показан современный лишний человек. Как правильно заметил Burn_1982, это "...когда вокруг все такие успешные, и ты, как бы, тоже хочешь, но ты ещё и ленивое ссыкло, не способное ни на какие поступки вообще". Такой типаж обречен на вымирание в случае серьезного, глубинного кризиса. То есть один в один повторяется проблема советского фильма 1988-го — кино про вчерашних людей, а не про завтрашних.
А каким будет завтрашний человек, скажем, для Британии?
Или для России?
Молодой выпускник кадетского училища, который только в военном братстве видит источник законности?
Ученый, который в технологических решениях видит выход из кризиса, и управляет десятком роботов?
Бывший шофер, которого вытеснил с работы беспилотный грузовик? А теперишний бармен очень хочет вспомнить прошлое, потому запоем читает попаданческие романы, но потихоньку зарастает жиром?
Тут нужна социология пополам с футурологией, и только потом фантастика.
Могло быть лучше, но что получилось — уже неплохо.
Время действия сдвинуто ко дням относительной молодости Весемира и штурма Каэр Морхена, плюс рассказано сколько-то предысторий.
Батальные сцены изрядно американизированы — боевая мощь персонажей выросла. И там, где Геральт мог разве что иллюзию навести, да жахнуть эквивалентом кулачного удара — Весемир выдает мощность не хуже серьёзного мага. Кидание фаерболами и реками пламени слишком напоминает перестрелку.
Вообще соотношение голливудского и "канонично ведьмаческого" тут можно анализировать долго. Многое взято из нуара, что-то традиции восточных боевиков. Прилетели и угнездились расовые стандарты XXI века. Множество анахронизмов, которые не объяснишь даже прибытием на кораблях довольно большого количества людей сколько-то сотен лет назад. Имеются чисто визуальные штампы, вроде слишком уж картинного удара персонажем об стену. Так что ругани по поводу фильма хватит на всех фанатов. Я вот готов неограниченно долго ругаться по поводу внутренностей той "магической лаборатории" в подвалах замка. И хотя с настоящей магией дела я не имел, но в сколько-то серьезных лабораторий повидал и даже в некоторых работал. Примитивная показуха это :(
Но главная удача ленты — выдержан дух плутовского повествования. Каждый значимый персонаж при первом представлении оказывается не таким, как в финале.
Весемир из гуляки-жизнелюба, которому больше всего нравилось тратить заработанные деньги, и было плевать на тех детей, с которыми работают в подвалах, становится подлинным носителем традиции, для которого замок — единственный смысл жизни.
Весьма пожилая женщина, уважаемая вдова, из-за фокусов с долгожительством ведьмаков получает историю о своей молодости.
Эльфийская волшебница-оборотень — становится временной союзницей человеческой волшебницы.
Филавандрель — раскрывает в себе иную грань эльфийского изгнанника.
И даже у Тетры, человеческой волшебницы, находится вполне обоснованный мотив драться с ведьмаками.
По ходу сюжета персонажи заключают и расторгают союзы, резко сдвигают рамки своих возможностей, много врут и частенько рубят правду-матку.
И все вращается вокруг магического умения "свободного редактирования генома". Вокруг возможности делать из детей ведьмаков, из одних чудовищ — других. И вообще, комбинации могут быть самые необычные.
Насколько возможно свободное использование этого умения? Насколько оно — просто инструмент в бизнес-проекте, а насколько — ужасная вещь, которую надо поскорее забыть? Где заканчивается умение выдавить из клиента побольше монет, и начинается история мести слишком оборотистым охотникам за нечистью?
Финал истории понятен заранее — разрушенный замок, повзрослевший ведьмак, возвращенные из лесов мальчишки.
И невозможность трансмутировать других мальчишек.
А была ли это гуманитарная миссия, которую осуществила единственная мстительница, или капитул магов устранил неподконтрольных владельцев технологии, которые слишком увлеклись накоплением денег и могли конкурировать на рынке — вопрос открытый.
Рисовка угловатая, явно не самого лучшего качества из всех возможных, но яркая, весьма подходящая для высокого темпа развития сюжета.
При том видно, что авторы знакомы со множеством работ разных художников, посмотрели фэнтезийных картинок в интернете :). Заметны отсылки к образам компьютерных игр по ведьмачьему циклу. В этом смысле ленту нельзя назвать целиком лишенной фантазии, визуально бедной.
Но и прорывом она тоже никак не является. Что технически аниме может выдать уровень и повыше, что в чисто художественном смысле. Тут диснеевская традиция слишком виснет не образах...
Итого: местами прослабленный середняк, который развивает сюжетные линии из каноничного "Ведьмака", но более чем вольно обходится со вселенной, где происходит действие.
Кто-то спросит, а что же я в самом начале говорю про "неплохо"? Не завышаю ли оценку? Отвечу: помните, каким убожеством оказалась американская экранизация "Соляриса"? Вот тут — не убожество. Вещь более чем спорная, но не убожество.
Кто собирает фэнтези-дружину, тот не обретет царствия небесного.
Третий сезон затяжной римско-кельтской-друидской галлюцинации, с полным смешение субъективного и объективного, трешем, угаром, человеческими жертвоприношениями, людоедством и попытками положительных персонажей прислониться к христианству.
Прислониться не получилось — героиня всего лишь обретает власть над Римской империей.
Лонгин не помог...
Создатели захотели сделать магию непонятной, загадочной, мутной — и целиком в этом преуспели.
Героиня так и не разобралась в себе, чего она хочет — отомстить или спасти.
Собственно, лучшее, что есть в сезоне — это попытка натягивать чисто фэнтезийные штампы на библейские аналогии да еще толстый-толстый слой представления о дьяволе. Чередой идут попытки трансцендентных прорывов с помощью веществ, и сомнения в том, что эти прорывы — настоящие.
Так же неплох образ жены римского военачальника, которая приезжает из столицы, привозит с собой продвинутую культуру волхований и оргий, стрежнем которых является то самое людоедство. Равно как и противостоящей римлянам старой варварской королевы, отчаянной женщины.
Исторической достоверности тут можно не искать.
В остальном — настоящая языческая наркомания для настоящих языческих наркоманов :))).
Иногда надо внимательно читать тексты, которые в другое время и просматривать бы не стал.
Хотя бы потому, что они могут оказаться лучше предыдущих произведений того же автора :)
Михаил Ланцов весьма опытен в попаданческом жанре — на Автортудее у него почти сорок книг, и тормозить он явно не собирается. Но вот решил автор не посылать Сталина в Маньчжурию 1905-го года, не подселять персонажа в хмурого Николая ІІ, а отряхнул с ног своих жажду тотальных побед, собрался, преисполнился скромности, и вот можно оценить первые четыре книги цикла.
Плюсы:
— герой не совсем попаданец, а скорее путешественник во времени — переселение в тело далекого предка дает шанс спастись от смертельного недуга, причем есть пара лет на вдумчивую подготовку. Можно и язык выучить, и технологии, и подробности эпохи во всех деталях запомнить. В этом смысле герой на "ты" с получением краски, с ковкой, с конной ездой. А кроме технических новинок можно ведь и стихи повспоминать и даже поговорки;
— герой попадает не в царя-короля, не в генсека какого, а буквально в сироту — только что, при осаде Тулы, татары убили отца. Начинать придется не из крестьян, но вот буквально из не-воинов. Чтобы полноценным дворянином стать, юнцу надо поверстаться — в доспехах на смотр выехать. А купить их не на что.
— автор выключил опцию "легкая и быстрая победа в любой ситуации", а так же опцию "всеведение героя". Значительная часть событий, даже тех, в которых участвует Андрей, идет без его полного понимания ситуации, да еще и с периодическими "минусами" для протагониста. В этом смысле тульские воевода из первого тома "Помещика" — просто великолепен. Многорукий коррупционер, причем с казной-то он аккуратно, даже нежно, а людей вокруг разводит — только так.
— получилось показать не просто изменение статуса самого попаданца, но и то, как менялось его восприятие современниками. От "что-то ты странным стал" до идеи воскресшего Всеслава Брячеславича, и попыток как-то совместить этот образ с христианскими догматами. Находка автора: идея того, что Игнатий Лойола поддержит идею воскрешения, потому что "столь неоднозначная персона" не может быть возвращена из рая или поднят из ада, а лишь из чистилища. Каковое отсутствует в православии, а значит это воскрешение возможно использовать в пропаганде католичества :)
— автор добросовестно прочитал кучу исторических материалов по периоду Ивана Грозного, начиная от бытовых и завершая глобально-политическими. И лучше всего это проявилось в его понимании Судьбищенской битвы, как относительно периферийной, когда под рукой Шереметьева не набралось и трех тысяч человек. В то время как википедическая статья дает какие-то адские цифры :) Кроме того, герой добросовестно реализует попаданческо-прогрессорскую программу, и тут же выясняется, что не все надо брать из будущего. В прошлом ведь куча позабытых технологий. который можно реализовать здесь и сейчас, в тульских лесах, буквально силами дюжины человек
— соблюдается правило "одна книга — один год". Это позволяет автору не тонуть в победных сводках, которые ведь можно за одну книгу на двадцать лет вперед рассказать, а как-то добавлять в текст и личной жизни героя, и хозяйственных проблем его поместья.
— динамизм, динамизм и еще раз динамизм повествования.
Минусы:
— опции "лютая пруха" и "легкая развеска лапши на уши" отключены так и не были. Герою везет. Да, периодически его обирают, ему серьезно достается, но удача всегда при нём. И еще он легко и изящно умеет задурить людям головы, произвести впечатление и развести, индокринировать и вдохновить.
— любовь к высокому общественному положению своего персонажа не отпускает автора. Потому в конце четвертой книги не только сам Иван Грозный, но и некоторая часть рюриковичей признает его ровней. И это при том, что автор показал, что царь отлично понимал всю опасность такого действия... Да, автор периодически берет себя в руки, оттягивает героя за фалды невидимого фрака, потому о его родственном статусе не объявлено (была закрытая попойка, где его признали своим, просто в чужом теле), но вот пруха — и герой становится князем Священноримской империи. Как? Император Карл из дипломатических соображений заочной торговли с Грозным присваивает ему титул графа Триполи. Таким образом подпольная кликуха "князь" получает законное оформление. "Капитан" Алатристе нервно курит в углу...
— автор гонит текст. Каждые несколько дней продолжение, продолжение, снова продолжение. Из-за этого процент очепятных косяков иногда подскакивает до слишком больших значений. Иногда — автор слишком увлекается историческими справками и читатели в комментариях пишут, что это похоже на википедические статьи. То есть черновик сюжета явно продуман заранее, но необходимость сегодня и сейчас дать текст — она видна даже слепому :(((
— наконец, сам объем очередной книги. Автор уже не первый цикл строго держится правила: три части по десять глав в каждой с прологом и эпилогом. Главы не самые большие. В результате не происходит усложнения интриги, не растет сложность сюжетных сплетений. К чему приводит "стандарт толщины"? Возьмем вотчину героя. В четвертой книге там уже человек триста жило. А разборки внутренние никак не отражены. Герой просто озаботился каким-то количеством управленцев среднего звена и типа их подготовил :( Но кадровое устройство вотчины штука важнейшая, и даже если в его отсутствие делами ведает жена, которой можно доверять – нужна система негласного контроля, стукачества или как её назвать... Словом, не зря у Роулинг каждый следующий роман о Гарри Поттере был больше предыдущего, ой не зря...
Имхо, в идеальном попаданческом тексте одновременно разворачиваются три процесса: а) герой реализует тот потенциал, что дала ему разница эпох, б) герой сам развивается, как личность, в чем-то пересматривает свои взгляды на жизнь, в) остальной мир притирается, приспосабливается к герою.
В этих книгах отлично реализован первый пункт, с долей остроумия, хотя не без проблем — третий. А второй не виден даже под микроскопом. В авторском тексте герой как именовался в третьем лице "парень", так и продолжает именоваться.
Это один из признаков того, что к четвертой книге цикл серьезно проседает по качеству.
Итого: с одной стороны, это типичнейший образчик попаданчества, когда ощущение победы – важнейшее из всех прочих ощущений. Герой обречен побеждать и превозмогать, а обоснования очередной виктории автор напишет в паре абзацев. С другой – есть и неожиданные сюжетные повороты, и сложные персонажи, и в конце четвертой книги у героя, который стал тульским воеводой, еще довольно много дел. Я бы даже сказал – ему Белгородскую засечную черту надо строить, хотя сил и средств на это недостает категорически…
Словом, виден прогресс автора и развитие жанра, но маленькие это шажки и временами совсем не в ту сторону...