Когда доктор Франкенштейн, с лучшими побуждениями, берется за историю Джека-потрошителя...
Это фэнтезийно-постмодернистский янг-эдалт, ближе к верхней границе жанра, когда до полноценной «взрослой лиги» осталось всего ничего.
И дело тут не в количестве обнаженки или трупах в мертвецкой — всё более или менее остаётся в «границах визуального» последних лет.
Суть в том, что герои во многом уже научились быть жестокими, но мир еще не погрузился в настоящую жестокость, он еще юн. Наивен.
Итак — есть несколько рас, живущих в одном городе. У части из них наверняка могут быть общие дети. Но не показаны внуки-правнуки. Есть пара мулаток (при акцентированной подаче негров и белых), люди-феи, но что насчет фавнов-практически-людей (хотя такой брачный союз показан, показаны фавны-белые и фавны-негры, упоминается кто-то, кто прятал копыта в сапогах), не говоря уже о более экзотических сочетаниях? Причем внуки фей с почти атрофированными крыльями, правнуки фавнов с чуть заметными рогами — где они все?
Там же где китайцы с индейцами — за границами этого повествования.
В человеческой истории доставалось очень многим народам. Однако единый биологический стандарт человека поддерживался, потому большая часть побежденных народов не исчезала вообще, но растворилась в победителях. Создатели сериала не стали отвечать на вопрос — где проходит черта биологического единства нескольких разумных рас в этом мире, и как вообще могут сохраняться разумные существа за этой чертой.
То есть — стопроцентное копирование национализма викторианской эпохи — тут не должно было пройти. А его настойчиво пихают и так же настойчиво — чуть не «по учебникам у доски» — опровергают.
При акцентированном интернационализме в постельных делах — https://www.youtube.com/watch?time_contin... — авторы сохранили куда более циничный подход в социальных вопросах.
Сообщества мигрантов образуют мафии (феечки барыжат веществами и повязаны на азартных играх), религиозно-террористические структуры (где и фавна-смертника воспитать могут), да и просто распространяют заклинания, от которых может стать хреново множеству людей.
Государства — что Бург, что Пакт — стоят друг друга с вывозом культурных ценностей.
Но за всем этим нет многолетней истории прошлых удач и поражений, побед и кризисов.
Поэтому, когда ближе к финалу герои начинают выбирать сторону — по национальным вопросам они делают это как бы впервые в истории. Гетто учреждаются, а не возобновляются (хотя это древнейшая европейская традиция, наряду с изоляторами для прокаженных, которые потом стали изоляторами для сумасшедших, а через полторы сотни лет и концлагерями), религии отождествляются с расами, но весьма ограничено подвергаются гонениями (хотя в условиях действующей магии — у атеизма мало шансов на полное господство, а у религии — на упадок). Люди позиционируются как более молодая раса — но что накопили старые — кроме библиотеки феечек? Где сумма той магии, которой они располагали?
Если уж говорить о магии — то она тут аптекарская. Есть намек на какие-то свойства души — травмы — из которых потом кто-то может развить свой дар. Но в целом — народ просто смешивать подходящие вещества (вот с добычей одного такого вещества авторы неплохо пошутили «А ну-ка наколдуй мне! Сейчас, мой хороший, только хлопну в ладоши...»). При том на стороне Пакта стали использовать колдунство в военных целях (магия плюс дирижабли), а Бург — всё скромничает и скромничает.
Стимпанковсякая стилистика дает противоречивые впечатления. По сумме декораций — чувствуются и деньги, и старание, и даже вдохновение (местожительство фей, атакуемое дирижаблями — получилось, хотя сами феи действовали на редкость странно).По отдельным деталям — тоже здорово (заставка фильма). Но очень много ляпов. Если уж в XVIII-м веке изобрели специальный пистолет на конце копья, чтобы слона бить — то что насчет феечек и фавнов? Ну, и колючая проволока между соснами, в которой феечку застревали — явное не то. Слишком явное подражание изделиям ХХ-го века.
Что действительно удалось на 146% — это разнообразие рогов у фавнов. У каждого значимого персонажа — а их навалом — свои «извивы», ороговение лба и т.п. Ну и повешенный вместо распятого (священники носят петли на шее) — изящный штрих.
Как романтическая история — местами хорошо, но местами — чересчур натужно. Но делу помогает множественность любовных линий — как минимум три, а если подробно, то и шесть. Они все разные, потому смотрится живо.
Как детектив — по общей рамке неплохо. Инициатор всего кошмара не ясен до последней минуты (а вот не будет спойлеров).
Актерский состав — хорош. Группа старых коней борозды не портит, при том, что получается создать разнообразие характеров. Пара основных персонажей — да, полностью вписалась в образы. Что отмороженная на всю голову беженка, что крипто-фей — а вот они, как живые. Из не столь известных актеров — запомнился «сын канцлера»: противоречивый образ изнеженного и местами порочного, но сильного и способного на поступки человека, которому не совсем чужда мораль.
Подача сюжета и его основы — отлично коррелируются со стимпанком и популярной «викторианщиной». Взяты стандартные образы и сюжеты, перетасованы, туда добавлено оттуда и отсюда (Ктулху!). Хороший финал и выход на следующий сезон.
Итого: темноватое техно-фэнтези. Застряло на полпути между благостным «Опочтарением» и отмороженными «Пацанами». Тут нет отчаяния, как в «Грошовых ужасах» и такое кино здорово смотреть в шестнадцать лет. Но это не «Дочь железного дракона», хотя имеет шансы стать такой в следующих сезонах.