А самый кошмар начался, когда Гарри Поттер принялся торговать недвижимостью...
Блин, фраза для анекдота получается. Но оставим тему прежних ролей известного актера — и обратимся к фильму.
Это умеренная по качеству попытка сделать еще один ужастик в качественных викторианских декорациях.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак — есть некий молодой человек, вдовец, воспитывает сына, работает в фирме по торговле недвижимостью. Призрак жены (или собственные глюки) у него и так. Нервная система расшатана.
Начальство недовольно его работой и посылает к черту на кулички — оформить документы на некий дом, который...
Пришлось ехать. Обстановка на месте мрачная и даже, можно сказать, мерзопакостная. Один единственный рацинально мыслящий человек (первый в здешних местах купил автомобиль), остальные трясутся от страха. Дескать, ОНА.
Полученный от местного "агента" пакет документов явно не полон, придется работать на месте.
Искомый дом — на островке, насыпь туда обнажается с каждым отливом. Это даже крошечное поместье, явно оставшееся от вымороченого рода: есть маленькое кладбище, дом скрывают деревья.
А дальше — начинается скука смертная. Конечно, умелая режиссура нервишки щекочет, но, увы, сюжет прост, как стенка. обнаруживаются в доме старые письма (а в это время скрипы, открытые/закрыте двери, призраки), что не поделили в семье ребенка. И вот теперь биологическая мать смертельно обиделать, будет других детей забирать. Кстати, в деревне и были смерти, и очередно ребенок гибнет на глазах главного героя.
Вместе с "уверовавшим" местным рационалистом герой откапывает останки ребенка, зарывает его вместе с матерью. Дескать, все, что могу, только отстань.
А тут и срок командировки вышел — гувернантка привезла из Лондона сынишку, дескать, папа же обещал, что ты увидишь его в пятницу? Герой встретил их прямо на вокзале, думал сразу билеты обратные купить — и дернуть отсюда. Но женщина в черном сынишку уже захомутала — тот на рельсы кинулся, герой за ним, оба погибли.
На том свете их встретила покойная супруга, все в белом.
Что хорошо:
— актерский состав выкладывается на все сто;
— отлично составлены декорации;
— цветосветовое решение кадра — выдерживается неукоснительно.
Что плохо:
— слишком много писем, записок, открыток. И главному герою приходится все время читать. Да, прием явно готовился, режиссер думал сработать на контрасте действия и текста, но только что-то умеренно вышло;
— в селении погибают дети. Явно проделки ведьмы. И дом до её сих пор не сожгли? Англичане что, так уважают частную собственность? Да там не то что красного петуха бы пустили, а все кладбище переворошили бы, остатки затопили на тропике Рака;
— явно идет переигрывание со скептицизмом у автолюбителя — так долго ни во что не верил (хотя знаков и более чем прозрачным намеков вокруг — пруд пруди), а потом раз, и уверовал;
— получается, что нормальных, полноценных ролей, в которых раскрывается персонаж, в фильме всего две. Только два героя. Из-за этого диалоги становятся слишком скупыми. Третьим режиссер пытается изобразить дом, где все происходило, но получается лишь отчасти. Не веришь в такой дом;
— не проявляют себя альтернативные мистические силы. Покойная супруга герою вообще ничем не помогла кроме как торжественной встречей у врат загробного цасртва. Тетка под вуалью чересчур монопольно правит бал. И где-то в третьей чертверти фильма идет усталость от постоянного нагнетания саспенса и ощушения, что у этих ребят ничего не получится.
Итого. Фильм на твердую четверку. Старались, делали. Если вы поклонники Данилы — смотреть обязательно. Он явно хочет повторить посмертную судьбу персонажа, утонувшего на "Титанике" (ну вы поняли о каком каприо идет речь...)
Добротная английская история с привидениями в антураже 20-х годов.
Итак, есть некая молодая и привлекательная женщина, которая отводит душу, разоблачая всевозможных медиумов и вызываетелей теней умерших. Делает это красиво, хлестко, но простым глазом видна психологическая травма — молодой человек сгинул на войне, детей нет.
И вот откуда-то с севера Англии, приезжает вполне уверенный в себе представитель пансиона, учитель истории. Дескать, надо бы разведать, а то дети у нас пугаются, и вообще что-то неладное творится, а пансион раньше частным домом был...
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Покочевряжившись скорее для виду, молодая разоблачительница соглашается. В пансионе уже почти каникулы, дети разъезжаются. Есть священник (уедет), есть местная экономка-нянечка (останется), еще пара преподавателей (почти "без речей"). Разоблачительница ставит фотоаппараты, растяжки с колокольчиками, расстилает хрусткие газеты — остается ждать в наступающей тишине местных жуликов. И тут начинается вполне ожидаемое для зрителей появление непоняток, топот, нагнетание страстей. Саспенс сгущается. Показано все толково.
Гражданка чувствует, что постепенно у неё едет крыша — потому как привычные методы не дают разоблачительного результата, а жуть все ближе. Но надо работать — она в стиле ищейки все ходит, расследует (даже чуть разнюхивает).
И вот, когда и с пригласившим её учителем истории она уже перемещалась в горизонтальное положение, и поучаствовала в устранении какого-то местного маньяка — приходит первый решительный поворот сюжета: она наконец верует в призраков (Сдаюсь! Верую!) и предметно общается с тем мальчишкой, который нечетко отражался на фотографиях. Пытается его разговорить, но тот намекает, что гражданке надо пройти через катарсис. И точно, спустя короткое время она помнимает, что маленькой жила в этом пансионе, и что тут было убийство, и что она та девочка, которая случайно уцелеа, когда хозяин дома сошел с ума (и взял ружье).
И вот короткий передых. Гражданка, экономка (это её сын погиб и стал на фотографиях засвечиваться) и призрак мальчика сидят, вспоминают былое. Дескать, память у тебя заблокирована была, даже нас ты не узнавала, но ты все вспомнила, а на страхи не обижайся, я сыночка подсылала попугать тебя, память освежать. Пока вот, винца выпей.
А винцо-то отравленное. Экономка решила, что сыночку семья нужна — вот себя и бывышую свою воспинанницу в вечность определила.
Но тут и мальчишка-призрак и ухажер-историк за противоядием побежали...
Финал замечателен: дается намек на то, что гражданочка призраком стала и её теперь в упор не видят. Зрители в недоумении — так траванули её или не траванули? Но скоро режиссер поясняет, что все нормально, это просто в школе не замечают знакомого человека. А гражданка уже сожительствует с историком и все у них будет хорошо. Потому как память крепка...
Что хорошо:
— игра актеров и их подбор. Исполнительница главной роли особенно хороша, если так можно выразиться, феминистка скорее волею судьбы, чем собственным нравом;
— особый прикол с экономкой причем прикол многослойный — тождество актрисы и сценарной задумки
— обстановка в замке/пансионе. Да, вроде как все похоже на описания типичной закрытой школы. Но мелочи проработаны превосходно, есть атмосферность, показаны типажи преподавателей и "серая" масса учащихся;
— интрига в стандартной на первый взгляд истории с привидениями — повороты там очень хороши;
— общее развертывание истории и режиссура — неторопливо, однако без лишней траты времени, подробно, но без перегруза лишними деталями.
Что плохо:
— если вы не очень уважаете истории с привидениями, то в фильме устранение разоблачительного пафоса может вас покоробить
В остальном — отличная история в своем жанре. Ни прибавить, ни убавить.
Английский мини-сериал из трех историй "которые наполнены острой сатирой и завязаны на параноидальной зависимости людей от современных технологий".
Сериал снят с претензией на новое понимание (или хотя бы свежий взгляд) на проблему информационных технологий в обыденой жизни. Дескать, если поисковые машины знают о вас больше вас самих — как теперь существовать на белом свете?
Увы, создатели сериала откровенно не потянули заявленную тему.
Первая история — о том, как крадут в Британии принцессу и выдвигают условие: премьер-министр должен в определенное время, в прямом эфире, совершить поволой акт со свиньей. Иначе принцессе каюк. Дальше идут попытки изловить злодеев, отбить заложницу, но ровным счетом ничего из этого не выходит и премьер можно сказать закрывает амбразуру своим телом. Рейтинги даже подрасли от экзотического "подвига", только вот жена видеть его не может.
Первый же вопрос, который приходит в голову — и при чем здесь интернет, поисковые машины, айфоны и айпады? Всю историю можно было спокойно поставить в декорациях 70-х годов. Тогда, понятное дело. шансы на то, что премьер-министр согласится на такой фокус были равны нулю, но ведь такое согласие (и жажда громадного количества людей посомтреть на новое зрелище) вовсе не показатель технологизации. Это признак нездоровья общества.
Вторая, довольно сумбурная история, об участнике очередного реалити-шоу/отборочного турнира "в звезды", для которого неудавшаяся интрижка стала спусковым крючком показательной попытки самоубийства. Вроде как благодаря этому нервному срыву — единственному настоящему во всем компьютерном окружении — перешел на следующий этап "озвездления".
Третья — чистая мелодрама. Некий юрист пользуется контактными линзами с записью и вшитым чипом, чтобы просматривать моменты своей семейной жизни. Поначалу это приводит к дикой ревности — он снова и снова рассматривает какие-то неясные намеки в поведении жены. Находит следы реальной измены. Потом брак фактически распадается. А потом такие же настойчивые просмотры лучших мгновений их уюта, обычных слов. которые супруги говорят друг другу по сто раз на дню. В результате еще более острая депрессия — и вырезание чипа памяти из-за уха обыкновенной бритвой и маникюрными клещами.
Из хорошего — свежие лица актеров, их игра. Современный дизайн некоторых помещений (не футуристический дизайн — тот отвратителен).
Но! Все три истории — слишком явные одноходовки. И их не спасают ни весьма прозрачные намеки на то, что все это затеял премьер — в конце первой серии. Ни намек на возможность нового начала в третьей. Схема реакции людей на фантастическое допущение остается одной и той же — они нервничают, бьются в истерике и пытаются найти выход, будто во вселенной все это происходит в первый раз. Но, простите, разве впервой английскому премьеру терять достоинство перед телекамерами (пусть и не в такой прямой форме), сколько всплывало компрометирующих снимков и записей — а супружеским парам приходилось жить дальше? Про "Дом Х" и говорить не хочется, где выдумка? Помнится мне, уже БЫЛ на английском ТВ прикол, когда в реалити-шоу добровольцев "готовили" к полету на станцию "Мир", а страна гадала, кто первым додумается. что все это подстава.
Что нового принесла эпоха "цифры" в человеческие отношения? Вот проблема. И получается, что в сериале из нового — лишь спецэффекты.
Когда создается вещь, равно пригодная для взрослых и для детей — автору всегда приходится балансировать на острие ножа.
Шаг вправо — и получится очередная чуть слащавая, чуть страшноватая, но для взрослых совершенно неинтересная история с явно обозначеной моралью.
Шаг влево — и от слишком сложных интриг, слишком глубокого «культурного багажа» уже заскучают дети. Экзистенциальные проблемы взрослых им редко итересны
Приходится прятать тонкую усмешку в невиннейших ситуациях, работать с эзоповым языком, углублять подтекст — и все чтобы оставалось легким, чтобы не перегружать основную линию развития событий.
Именно на этом эффекта во многом "выехали" недавние российские мультфильмы о богатырях. И на их же примере становится понятно: чтобы подобные отсылки работали, чтобы взрослые могли легко читать "узоры на втором дне" — простоватым шуточкам требуется ну хоть какой-то контекст, задний фон.
В «Задверье» Гейман сместился на полшага вправо от того сочетания, которое мне кажется совершенным для такого рода историй. То, что в «Звездной пыли» блистало двумя смыслами, здесь второй смысл обретает куда как реже. Герои уже не кажутся целостными личностями, портреты которых даны буквально парой штрихов, а, увы, именно персонажами из детской сказки. Возможно, на экране «второй слой» и оживает, взрослый зритель рассмотрит интересные для себя вещи...
Кроме того, тот самый подтекст, задний фон, задают фильмы последующих лет, которые уже посмотрели взрослые, они порой «давят» на сюжет. Скажем, «Константин, повелитель тьмы» — дает заведомое недоверие к ангелу. Рынок подземного Лондона — очень уж коррелируется с «троллевым рынком» из второго «Хэллбоя». То есть вместо тго, чтобы за простым увидеть что-то сложное — взрослый увидит иной вариант простого, и поскольку аналогия оченья яркая (образ пришел из фильма), то и ничего другого искать не будет.
Потому перед нами на страницах книги просто ангел, просто упыри-отморозки, просто лондонский клерк — и это бесконечное "просто" в итоге начинает восприниматься как низкое разрешение дисплея: и хотелось бы что-то рассмотреть в деталях, но тут не детали, а выпукло показанные пиксели.
Однако при явной, порой нарочитой «детскости» и некоторой «зеркальной» вторичности — в тексте присутствует крепкий сюжет, есть практически детективная интрига. Автор может быть и не стал делать фигурки на доске слишком сложными, но партию отыграл красиво, по всем канонам.
Вещь, которая больше других похожа на «Задверье» — «История с кладбищем».
Если вам хочется на несколько часов оставить в стороне свою «взрослость», если вы желаете легкой наивности — это то, что вам требуется. Чтение будет приятным.
27-29 января 2012 года в доме отдыха на территории усадьбы А.И. Мусина Пушкина Валуево прошла очередная литературно-практическая конференция (конвент) Басткон.
На Бастконе-2012 состоялись доклад В. Баканова «Человеческая речь -- ошибка природы?», интеллектуальная дуэль Маши Звездецкой и Ярослава Верова «Можно ли сохранить душу живую в межавторском проекте?», мастер-класс Э. Геворкяна, на котором были подведены итоги конкурса НФ-повестей на приз ЛФГ "Бастион"; семинары «Добрая надежда. Что живо и развивается в нашей фантастике?» (участвовали В.Панов, И. Алимов, С. Чекмаев, Д. Володихин, Д. Поздняков, Г. Гусаков, И.Минаков), «История и литература» (участвовали С.Алексеев и О. Елисеева, вела О. Елисеева); круглый стол: «Россия через 30 лет: выжить или жить?» (участвовали П. Святенков, И. Гринчевский, Д. Володихин, Ю. Вороненков, Ю. Баженов, А. Гуларян, вели Д. Володихин, Ю. Вороненков); дискуссия «Политика в фантастике: хватит, или всё ещё мало?» (участвовали А. Ерпылев, Д. Володихин, Г. Елисеев, вел Э. Геворкян); презентация книги "Ближнее море" (вела Ю. Андреева); выступила с концертом средневековой музыки группа "Кантикум".
Собралось всего около 150 участников.
Среди них были писатели, критики, историки, публицисты, издатели: С.Алексеев, И.Алимов, Ю.Андреева, Ю.Баженов, Д. Байкалов, В. Балашова, А.Бачило, К.Бенедиктов, В.Березин, Л.Блехер, И.Вереснев, А.Ветлугина, Д.Володихин, Ю.Вороненков,
Э.Геворкян, М.Гинзбург, И. Гринчевский, А.Гриценко, А.Гуларян, Г.Гусаков, Е.Дворецкая, Г.Елисеев, О.Елисеева, А.Ерпылёв, Р.Злотников, Н.Иртенина, И.Истратова, Л.Каганов, Н.Калиниченко, С.Колганов, О. Колесников, С. Кузнецова, А.Люлька, А.Мазин, О.Марьин, И.Минаков, Марк Москвитин, Е.Мурашова (Калиниченко), Н.Науменко, И.Наумов, ,Т.Осина, В.Панов, Н. Пегасов, С. Позднякова, И.Пронин, П. Святенков, А.Сегень, А.Сигбатуллин, Р.Силантьев, Симона Вилар, А.Синицын, Л. Синицына, А. Смирнова, А. Ройфе, В.Станкович, И. Ткаченко, О.Трофимова, Д.Федотов, Д. Целовальникова, С. Чекмаев, А.Шатров, А.Щербак-Жуков, Юстина Южная, В.Юрченко.
Приехало также несколько десятков переводчиков, работавших в рамках традиционной Школы перевода под руководством В.Баканова и Е.Доброхотовой-Майковой.
Конвенту оказали поддержку издательства: "Вече" (Д.Федотов), "Воздушный транспорт" (А. Люлька), "Петербургское востоковедение" (О.Трофимова), Клуб "Silver Dream" (И.Гринчевский), а также журнал: "Если" и газета "Ex libris НГ".
Премии, врученные на Бастконе-2012:
МЕЧ БАСТИОНА (вручается по решению Коллегии ЛФГ "Бастион", финансовый бонус 10.000 руб.):
— С. Чекмаев
(традиционные дипломы к "Мечу Бастиона" на этот раз не вручались)
КАРАМЗИНСКИЙ КРЕСТ (первые 2 номинации вручаются по результатам голосования действительных членов Карамзинского Клуба, 3-я номинация вручается по результатам голосования участников Басткона, финансовый бонус не разглашается):
— А. Сегень, "Филарет Московский""
— Э. Геворкян "Цезарь"
— А. Байбородин, "Не родит сокола сова"
ЧАША БАСТИОНА (вручается по результатам голосования участников Басткона, финансовый бонус 10.000 руб.):
— Л. Каганов, повесть "Магия"
дипломы за 2-е и 3-е места:
— К. Бенедиктов, повесть "Зайиб"
— В. Панов, роман "Последний адмирал Заграты"
ИВАН КАЛИТА — коммерческая премия, вручается по результатам ПЛАТНОГО голосования участников Басткона, по номинационному списку "Чаши Бастиона" (финансовый бонус за 2012 год -- 16.800 руб.):
— Л. Каганов, повесть "Магия"
ДВА СЕРДЦА — вручается за создание яркого художественного образа Москвы или Санкт-Петербурга, по результатам голосования особого жюри, в 2012 году не вручалась.
ПРЕМИЯ ИМЕНИ В.ОДОЕВСКОГО (за поддержание традиций интеллектуальной фантастики), вручается по решению особого жюри, финансовый бонус не разглашается:
— Иван Наумов, повесть "Прощание с Баклавским"
БЕСОБОЙ (за достижения в мистической (сакральной) фантастике), вручается по решению малой Коллегии ЛФГ "Бастион", в 2012 году не вручалась.
ПРЕМИЯ ИМЕНИ АФАНАСИЯ НИКИТИНА (за яркие достижения в области авантюрно-приключенческой фантастики), вручается по решению особого жюри:
— В. Панов, роман "Последний адмирал Заграты".
ЗЕРКАЛО (за достижения в переводе фантастических произведений)
— М. Лахути.
Результаты конкурса НФ-повестей на приз группы ЛФГ "Бастион" (на Ф-тексты, опубликованные до 2000 года):
1-е место А. Ветлугина ("Направление льва"), повесть принята для публикации в сборнике изд-ва "Снежный КомМ"
2-е место И. Вереснев ("Райские бабочки"), повесть принята для публикации в сборнике изд-ва "Снежный КомМ"
3-е место В. Юрченко ("Тишина"), В. Балашова ("Afterparty"), повести приняты для публикации в сборнике ЛФГ "Бастион" "Трудный путь".
Размер денежных бонусов, полученных лауреатами, не разглашается
Лауреаты конкурса прогностических эссе на приз ЛФГ "Бастион" были отмечены на Бастконе дипломами и денежными бонусами, размер которых не разглашается:
— 1-е место Ю. Баженов "Пространство Евразии"
— 2-е место А. Гуларян "Глобализация по-провинциальному"
— 3-е место Марк Москвитин "Ретроспектива из начала XXII века"
Повесть И. Истратовой "Дикие собаки" отмечена особым призом журнала "Наука и жизнь" и принята редакцией для публикации в 2012 году.
М. Гинзбург получает от изд-ва "Снежный комМ" предложение опубликовать конкурсную повесть "Ворота" в сборнике изд-ва.
Т. Адаменко и С. Бескаравайный получают предложение от ЛФГ "Бастион" опубликовать конкурсную повесть "Смерть над полюсом" в сборнике "Трудный путь".
Кроме того, на конвенте были вручены премии "Баст" за историческую фантастику и историко-альтернативную литературу:
А. Мазин, И. Алимов, Н. Клёнов.
Орденом им. Г. Державина МГО СПР награжден А.Люлька, генеральный директор изд-ва "Воздушный транспорт".
Медалями правительства Москвы "За доблестный труд" награждены:
Д.Володихин, Г. Гусаков, А. Щербак-Жуков.
Обращаю внимание: "Т. Адаменко и С. Бескаравайный получают предложение от ЛФГ "Бастион" опубликовать конкурсную повесть "Смерть над полюсом" в сборнике "Трудный путь".