Взял второе место в номинации "Критическая статья". Весь список финалистов выглядит так.
№ 9 . Путь на Авалон. 38 баллов. Автор — Анна Маркова. Железнодорожный, Московской области.
№ 7. Сверхъестественный ужас в литературе. 39 баллов. Автор — Александр Воронов, Белоруссия
№ 18. Дело о клонированных инквизиторах. 39 баллов. Авторы — Сергей Удалин, Елена Бойцова, Санкт-Петербург
№ 11. Десять книг одного века (Воспоминания как размышления). 46 баллов. Автор — Валерий Окулов, Иваново
№ 10. Бегство из Утопии. Проблема коммунизма в творчестве братьев Стругацких. 51 балл. Автор — Роман Анисимов, Железнодорожный, Московской области
№ 19. Фантастика как попытка социального бессмертия. 52 балла. Автор — Станислав Бескаравайный, Днепропетровск.
№ 13 . Доктор Чехов, детектив... 57 баллов. Автор — Константин Ситников, Йошкар-Ола .
Седьмое и одиннадцатое место в номинации "Рецензия". Полный список финалистов выглядит так:
№16. Без названия. (Новые мифы мегаполиса. М.: АСТ: Астрель, 2011). 38 баллов. Автор — Татьяна Криницкая, Саров.
№ 53. За триста лет до молчания ягнят (Роберт Маккамон. Мистер Слоттер. М.: АСТ, 2011). 43 балла. Автор — Малявичус Павличавичус (псевдоним не раскрыт), Санкт-Петербург.
№ 6. Венец великого делания (Нил Стивенсон. Система мира. М.: АСТ, 2011). 47 баллов. Автор: Станислав Бескаравайный, Днепропетровск.
№ 20. Чума на оба ваши дома! (Виктор Пелевин. S.N.U.F.F. М.: ЭКСМО, 2012). 49 баллов. Автор — Дмитрий Володихин, Москва
№ 33. Не тот апокалипсис. (Дж. Ффорде. Апокалипсис Нонетот, или Первый среди сиквелов. М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2011). 49 баллов. Автор — Анна Домина, Уфа.
№. 34. Дождливый вечер в эпоху победившего постмодерна. (Александра Давыдова «Вечер у Вайетов». Луганск: Шико, 2012). 52 балла. баллов. Автор — Сергей Игнатьев, Москва.
№ 8. Не игра в бисер. (Нил Стивенсон. Анафем. М.: АСТ, 2011). 54 балла. Автор — Станислав Бескаравайный, Днепропетровск.
№ 40. Киты из цветной волны (Грэй Ф. Грин. Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы
М.: Астрель, 2012). 54 балла. Автор — Сергей Максимов, Москва
№ 50. Про мир из разноцветных спагетти (Юрий Некрасов. Брандлькаст. М.: CheBuk, 2012). 54 балла. Автор — Давыдова Александра Сергеевна, Москва
№ 52. Инь, ян, Джон. (Дэвид Вонг. В финале Джон умрет. М.: АСТ, Астрель, 2012). 54 балла. Автор — Владислав Женевский, Уфа
№ 12. Исполнитель желаний. (Мария Галина. Медведки. М.: Эксмо, 2011). 56 баллов. Автор — Роман Анисимов, Железнодорожный Московской области.
№ 22. Параллельный Платон (Стивенсон Нил. Анафем. М.: АСТ: Астрель, 2012). 58 баллов. Автор — Валерий Шлыков, Санкт-Петербург.
Прошла десятого апреля в Харькове научно-практическая конференция. "Современные проблемы правового, экономическо и социального развития государства". Проходила она в Харьковском национальном университете внутренних дел.
Ну, как водится, выпустили сборник тезисов.
И среди прочих — имеется там и мой скромный материал.
Но какой :)
"Тема постапокалипсиса в современной русской литературе".
Можно сказать, что средь шумного бала "державотворення" (укр.) тезисы будто шепчут людям на ухо "вы смертны"...
Итак, есть некий условно средневековый мир, где в наличии вполне реальные ангелы-хранители, древние боги и черная магия.
Соответственно Инквизиция — вполне тождественная своему прямому назначению организация. Поиск и уничтожение (если удасться, доведение до раскаяния и потом сожжение) разнообразных пособников дьявола.
Рассказчик и повествователь — Мордимер Маддердин, инквизитор.
По современным представлениям личность довольно противоречивая. В подручных у него некрофил, сам берет левую работенку, может спокойно отдать приказ об изнасиловании женщины или об убийстве боевых товарищей. Не чужд плотских развлечений.
Зато Бога чтит — без вариантов. Верует и трепещет. Инструкции инквизиции — соблюдает. И высшие силы его явно направляют.
Соответственно, каждое дело этого инквизитора — будто разорвавшая от перенапряжения тетива лука, будто срабатывающий механизм со взведенной пружиной. Задерживаться и плутать в пустоте, проверять по нескольку раз ложные версии — не приходится. Чутье и натиск, вот его девиз. Иной следователь от таких фокусов давно бы попал в переплет, потому как разоблачение кардиналов, инквизиторов, родственников богатых и могущественных людей — обычно вредит здоровью и почти наверняка карьере. Но тут за героем в прямом смысле слова высшая правда, можно не тормозить
Еще от героя могло бы интенсивно попахивать ведьмаком Геральтом, но автор много сделал, чтобы устранить эту аллюзию...
Что хорошо:
— главный герой, хоть и противоречив, но ярок, запоминается;
— допущения, которые дают проекцию на мораль: не бойся убить тела, души убить не могущий — это как раз про таких людей. Даже когда убивает боевого товарища, показывает умирающему, почему это сделал, чтобы душа последнего обрела хоть какое-то умиротворение;
— темп повествования и сравнительно легкий язык (читал в переводе С. Легезы);
Что плохо:
— хорошо начал гражданин Пекара с допущениями, да плоховато все продолжается. Если ангелы вот так являются, если мистические силы столь грубо и осязаемо присутствуют в мире, то отчего же влияние на одну только инквизицию? "Не верю". Если уж церковь — тень града божьего на земле, то как нам быть со светской властью? С другими проявлениями церкви (например, с громадными монастырскими хозяйствами)? Вообще, если Бог так активно вмешивается, то, получается, мир не есть совершенный механизм, и на первый план выходят концепции о том, что лишь ежесекундное божественное вмешательство не позволяет начаться хаосу;
— подчеркнутое непонимание инквизитора "ну чего это все чернокнижики с темными силами якшаются..." При том, что мотивация-то как раз и вскрывалась — любовь, деньги, желание дольше пожить и т.п. Я не требую, чтобы герой делал какие-то выводы о несправедливости устойства мира или общества, нет. Но у инквизитора с богатым опытом работы должна сама собой сложиться классификация преступников, набор их типажей;
— в тексте неоднократно подчеркивалось, что инквизиция собирает все темные знания, которые вытаскивает из арестованых колдунов, а иногда даже и применяет. Но, как возможно применение таких заклинаний без уступок темным силам? Если эти заклинания просто алгоритмы, то как быть с присутствием англелов-хранителей, и соотвественно, какого рожна темная сторона "выделяет энергоресурсы" на заклинания, произнесенные инквизиторами? Конечно, обманывать дьявола — это хорошая традиция. Но последствия неудачных обманов должны случаться куда чаще...
Итого. Книга написана как "религиозный боевик" в самом прямом значении этого термина. Потому слишком серьезные претензии к ней — излишни. Пришел, увидел, искоренил. А потом уехал если не во след заходящему солнцу, то в сторону штаб-квартиры... Есть и продолжения, по уверениями читавших — куда более сложные и продуманные. Посмотрим.
Перевое впечатление — автор еле удерживает темп повествования — быстрее, еще быстрее, прямо сейчас. Как если читать лекицю не за час-десять, а минут за двадцать — но произносить все те же слова. Ритм подачи материала затягивает, и книга читается чрезвычайно быстро.
Впрочем, она не так велика по объему...
Теперь — чуть более подробно.
Многие наверняка увязали "Сад Иеронима Босха" с легендой о "Великом инквизиторе", обозначили как перевертыш гоголевской "Шинели", да и других параллелей напроводили. И отчасти все это правда: придумка автора, который наделяет возможностью творить чудеса самого ничтожного, мелкого, пакостного человека — оборачивается медленой эволюцией этого "субъекта". Поначалу церковь видит в чудотворце инструмент укрепления своего авторитета (и зарабатывания денег) — его дрессируют, его учат правильно говорить и вести себя за столом, его заставляют учить языки. Его держат в золотой клетке с полным сексуальным обеспечением. И вот он уже сам тянется к большим чудесам. От исцелений к омоложениям, от от проповедей — к остановке войны. Постепенно кукольный мессия становится настоящим. Он обретает любовь, он понимает, что такое самопожертвование, он учится пробуждать в людях совесть. И предсказуемо погибает, потому как церковная организация и настоящие чудеса — несовместимы. И, что еще важнее, чудотворец с практически неограниченным потенциалом желает самостоятельного развития человечества. Опекуны не нужны, люди сами должгны делать себя счастливыми.
что хорошо:
— фантдопущение и его обработка. Автор сталкивает предельный цинизм и настоящее чудо, и получает становление сверхчеловека.
— композиция. Минимализм, будто в архитектуре, в дизайне. Почти ничего лишнего. и каждая деталь работает на основную задумку.
— страстность изложения. Если книга о религии, о чуде — то страстность необходима. Тенденциозность прощается. Акценты можно не просто показывать, но буквально прорубать. Лазарчук очень хорошо продемонстрировал это в "Моем старшем брает Иешуа"
что плохо:
— увы, автора слишком сдерживает темп и форма. Журналистский стиль с привкусом разоблачительности уже со второй-третьей главы воспринимается как "неизбежное зло". Все детали подаются либо в пулеметном темпе, либо читателю приходится их додумывать. Из-за этого многие персонажи становятся будто карикартуры на самих себя.
— воспритиятие церкви — уж слишком "популистко-сенсационное". От "Дня святого Йоргена" ушли, про "Священный вертеп" не вспоминают, но до нормальной аналитической картинки еще не добрались. Деньги, деньги и еще раз деньги — вот что нужно церкви. Культ личности нового месии создается будто попутно. Новые символы вводятся как бы от нечего делать. Но все остаются чертовски закостенелыми в своем мышлении. Кардиналы будто и не радуются восстановлению авторитета церкви, им будто плевать на вновь наполнившиеся храмы. Доходы, секретная гвардия убийц в хороших костюмах и место в теленовостях — куда важнее. Автор мог бы поставить эксперимент, как настоящая религиозная организация может функционировать при сущем на земле чудотворце. Какие дивные изгибы будет претерпевать мышление "менеджеров среднего звена", когда потребуется совместить масштабное чудо с доходом и переустройством общества. Не поставил;
— "контрапункт" из обсуждения текста, из комментариев высших иерархов церкви — слишком "плоский", предсказуемый. Чиновники обсуждают очередной апокриф, угрожающий их пооложению. Естественно, его уничтожат.
Итого. Бордрый текст, который иногда вызывает тошноту слишком большими порциями натурализма. К прочтению рекомендую, но на любителя.
В другом романе А. Иванова, "Географ глобус пропил" — очень хорошо показан момент совершенно иррациональной погони. Некая экспедиция школьников во главе с преподавателем встретила двух мужиков. Те спросили — есть ли водка? И им просто недостаточно уверенно ответили "нет". Те погнались, просили и грозили одновременно, и догони — дело могло бы закончиться очень скверно.
Подобный иррационализм, когда из-за оскотинения и пары неловких слов готова случиться любая трагедия, как нельзя лучше подходит в качестве фона для ужастика.
И типичный фильм-ужасов, как база сюжета, очень хорошо прослеживается в "Псоглавцах". В некую вымирающую деревню приезжает собранная с бору по сосенке троица. Выпилить в местном полуразрушенном храме уникальную фреску святого Христофора — тот изображен с головой собаки.
И уже по пути некая плохо говорящая девушка не рекомендует ехать в деревню. И сама деревня — хорошего впечатления не производит. Есть местный пожилой уголовник (избражающий авторитетного вора) и местный молодой отморозок. Есть явный конфликт городских с сельскими. Есть дача за высоким забором, богатый хозяин которой не желает, чтобы деревня окончательно исчезла, потому как посреди заповедника (а окрестные леса заповедником объявлены) эта дача ему куда дороже стоить будет. Есть заброшенные торфяные выработки. И плотная атмосфера безнадёги.
Автор довольно искусно обманывает читателя.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почти весь текст ждешь появления ужаса со стороны — из торфа выйдут псоглавцы, зверь сойдет с фрески. Идет гонка — успеют трое городских свалить из деревни раньше, чем проявится местная нечисть, или их схарчат. Вот угнан автобус, на котором ни приехали. Уже начали двигаться большие деревянные кресты. И приходит кульминация — погоня двух оборотней за героем и той самой немой девушкой, которые пытаются спастись от них на дрезине. Только вот оборотни эти — не местные. Они — попутчики главного героя, двое приехавших. Старый уголовник, угнавший автобус, предложил им разменять возвращение "транспортного средства" на жизнь третьего городского. И так вышло, что они согласились. Настоящая гонка была — с собственным оскотинением. Протагонист её выиграл.
Однако история сама по себе — по объему с трудом дотягивала до "солидного" романа. Нужны дополнения.
И вот с ними у автора получилось куда как хуже. Два пласта повествования откровенно выбиваются из общей канвы.
Громадное количество материала — история святого Христофора и его культа — представлено в виде справочного, взятого из интернета, текста. Разумеется, по сюжету главный герой шарит по сети, у него бессонная ночь. Но все-таки, этот материал подан с перебором.
Послекульминационная рефлексия (вот ведь бредовые слова в голову лезут), а если проще, то объяснение. Как почтенный детектив после поимки злодея рассказывает всем участникам драмы, как он вычислил негодяя, так и здесь, после погони вдруг выясняется, что фонд, который послал троицу в деревню — не такой простой. И охранник на крутой даче — совсем не простой. Он объясняет главному герою, что тот выступил в качестве "дэнжеролога", изъял опаснейшую культурную реликвию. В эксперименте поучаствовал. И даже зримое наличие оборотней — значимо только для героя. А для остальных может и совсем не значимо. Потому как субъективное и объективное порой сочетаются в самых причудливых пропорциях.
Как итог: история, философия и хоррор — взболтаны, но не перемешаны. Получился отличный ужастик (кстати, весьма подходящий для экранизации), однако ни до "Золота бунта", ни до "Сердца Пармы" роман не дотягивает.