Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 января 2012 г. 01:56

Дано уже немало хороших рецензий на эту книгу. И как историческая реконструкция — она вполне состоялась. По ней люди создают себе образ той эпохи. По ней вытесняют из сознания некоторые предрассудки. По ней, наконец, учатся рассуждать и делать выводлы при минимальном количестве доступной информации.

Но!

За прошедшие как никак десять лет сформировался — нет, не другой подход к проблемам истории — другой подход к восприятию информации. И вина тут совсем не уважаемого автора, а скорее того бурного прогресса в технологиях, с которым столкнулись мы все.

Хочется посмотреть на виллу римскую? А вот, нате, на сайте таком-то и вам виллы, и мозаики на полах этих вилл, и средний списочный состав прислуги.

Желаете ознакомиться с хронологией событий во время восстания Спартака? С учетом погоды и подъема уровня моря? А вот вам не только события, но и карта звездного неба, с теми созвездиями, которые виделись в ту историческую эпоху.

Может, возникла фантазия, обыграть пару исторических вариаций, проверить альтернативки? Милости просим — компьютерные игры на любой интеллект и затраты времени.

В результате тот немного панибратский, даже можно сказать хулиганский стиль, который выбрал автор — становится крупным недостатком книги. Навязчивое повторение цитат и постоянные риторические вопросы снижают её информативность. Даже не слишком просвещенный читатель, который, однако, смотрит канал «Дискавери», вдруг заявит. что про конструкцию шлема с двумя заклепками вместо четырех — он наслышан. И даже видел на экране. И складной нож римский видел. И школы гладиаторские в разных сечениях рассматривал. И вообще, ушлый читатель, да еще и зритель — небось сериал «Рим» посмотрел.

Вот тут перед нами и возникает проблема. Если бы автор изначально избрал более аккуратный стиль, с более основательными доказательствами своих гиоптез, то, возможно, он смог бы рассказать (на основе собственной реконструкции, разумеется):

— о приблизительной сумме, которую Красс вложил в организацию своей армии (или которую украл на этом деле), и как именно его деньги повлияли на события;

— состав флота пиратов — общая оценка численности, распределения по основным «гнездовьям», возможности десантирования, его соотношение с римским флотом и т.п;

— показал бы, наконец, те укрепления Рима, которые все опасались штурмовать — все о них только и говорят, но даже подробного плана не приводят.не говоря уже о хорошем, подробном описании;

— оценил бы уровень смертности от ран в армиях двух сторон, состояние военной медицины и т.п;

— попытался бы реконструировать события при "зачистках" — насколько римляне эффективно возвращали территорию, где прошли восставшие, и насколько восставшие могли её удержать;

— сколько народу могло партизанить в горах при том уровне развития технологий;

То есть создаваемые им модели развития событий стали бы куда как менее воздушными.

Да, я понимаю, это читается несколько занудно. Но ведь у Е. Тарле множество подробностей из экономической жизни Франции нисколько не повредили изложению биографии Наполеона.

Вот и я о том. Публицистический, порой излишнее популяризаторский стиль, который дал много плюсов книге поначалу, теперь ощутимо бьет по её качеству.


Статья написана 9 января 2012 г. 13:08

Тяжело писать исторический роман о настоящем времени.

Роман «Посмотри в глаза чудовищ», как слон на мировой черепахе, стоял на сумме мифов ХХ-го века, плюс на довольно большом шлейфе образов из XIX-го и более ранних столетий. Отсюда невиданное богатство персонажей, исторических эпох, аллюзий и лингвистических фокусов. Но оборотной стороной медали было то, что уже в первом романе трилогии авторы перебрали самые «вкусные» и раскрученные мифы — от крыс в московском метро, до спящих динозавров, от тамплиеров и мистических секретов третьего Рейха, до колдовской силы Распутина и вырождения «красной магии».

В «Гиперборейской чуме» шли «хвосты» большой интриги и разные дополнения — взялись за тему путешествия во времени, ввели несколько интересных персонажей. Выехали на классе.

А вот с «Маршем...» засада: история не успела нарасти, нет новых загадок, так хорошо известных публике. Действие же происходит в настоящем времени, прямо сейчас. Нужна либо чисто пелевинская наглость, когда лабрадор Конни ненавязчиво ассоцируется с псом Пиздецом — но здесь слишком легко сорваться в дурновкусие, в пародию, а «марш...», при всем юморе, требует серьезного отношения. Либо надо брать «мелкоскоп» и разбирать многочисленные мифы городов, отдельных социальных групп — но без глобальных обобщений это скучно.

Приходится шарить по сусекам: насильно продлять уже известные сюжетные линии и сохранять жизни обреченным героям, выдумывать сверх-сверх-цивилизации и т.п. Множить и множить сущности. Ну, еще нужен фирменный лазарчуковский прием: нагнетание атмосферы. Тут мы и видим надвигающийся «апокалипсис» совершенно неясного свойства. И целый ворох загадок, который авторы генерируют, будто высыпают щебенку из самосвала. Но у всех призрачных городов и таинственных мегацивилизаций есть один недостаток — если они действительно призрачны, то уже мало интересны читателю. Загадка, как Антей, должна хотя бы одной ногой стоять на земле, быть связанной с реальностью, а стоит прерваться этой связи — выдумки становятся как сигналы сумасшедшего радио. Если же природа «апокалипсиса» так и не расшифровывается, остается читателю непонятной (и уж тем более малопонятна победа над этим валом катастроф), то грядущий «конец света» оставляет впечатление шумной и бестолковой хлопушки. В первую секунду дергаешься, и даже немного интересно, что там происходит, но во вторую — только разочарование. Баловство.

Полноценный сюжет так и не сложился.

Три новых персонажа, весьма колоритных, позабавили, но не более. Авторы могли всерьез попытаться ответить на вопрос: как же будет воссоздаваться «Пятый Рим», как теперь, с учетом все провалов и прозрений, Николай Степанович и Брюс начнут собирать людей в новую организацию. И в первых главах делаются весьма прозрачные намеки на необходимость его решения. Однако, что в итоге? Перед читателями идет сплошной поток приключений, в процессе которых кто-то может «прилипнуть» к новому ордену, а кто-то пойдет своей дорогой. Но ведь в ожидании глобальной катастрофы этот метод дает слишком малой выход «годного человеческого материала». Проблема, в итоге, «пропускается мимо клинка».

«Макамы» в стиле плутовского романа — смотрятся «не пришей кобыле хвост», смотрятся чужеродно. Они, конечно, добавляют в сюжет объяснение, но «слишком мало и слишком поздно».

Потому текст, при самой добротной стилистической работе — оставляет умеренное впечатление.


Статья написана 31 декабря 2011 г. 22:52

Поздравляю всех.

:beer:


Статья написана 24 декабря 2011 г. 13:22

Бывают попугаи, которые зная лишь одно слово, могут передать всю гамму своих чувств. Так случается и с людьми. Тогда информативность высказываний зависит не от буквенных сочетаний, а от настроения человека – насколько артистично он сможет жонглировать единственным известным ему словом.

Пелевин, разумеется, не попугай, однако при ограниченном наборе тех «фишек», что он использует – удача текста зависит от его язвительности. И в этот раз Пелевин поднакопил желчи, поднакопил. Хватило на полноценный, добротный залп из всех орудий.

Из всех орудий – это значит по всем целям.

Не знаю, намекали ли ему, что от тайных обществ, потусторонних сил и т.п. «других слоёв» реальности в созданном им мире уже и не продохнуть – — вампиры будут наступать на хвост оборотням — но он вывел дело из плоскости «настоящего», не стал возиться с прошлым, и устремился в далекое, далекое будущее.

Лет на триста.

Перед нами полноценная, добротная антиутопия, в которой до чрезвычайности узнаваемы многие черты нынешней нашей ситуации. Изобразил автор не больше и не меньше, как Новый Мировой Порядок. Никаких скрытых сил, тайных обществ и тому подобного. Все предельно откровенно — зримо и осязаемо.

Что же за «фишки» у Пелевина?

Прежде всего – языковые фокусы. Наверное, он прочитал Жарковского, с его языком космонавтов-космачаей и «курами – носителями яиц». Вот и появилась страна Уркаина, над которой висит громадный летающий остров «оффшар», куда мигрируют разбогатевшие «глобальные урки».

Далее – синтетическое, а вернее будет сказать, нечеловеческое разумное существо. Будь то китайская лиса или язык-вампир, этот прием неизменно приносит успех, потому как позволяет сравнительно интересно дать множество любимых автором рассуждений. Да и читателю любопытно, как поведет себя кукла для сексуальных утех, которая обладает всей мудростью интернета. Да, у неё еще показатель «сучество» выставлен на максимум.

Третий прием – закольцовывание любой создаваемой системы, и множество сюжетных «перетеканий А в Б, а Б в А». Две самые сильные мафии на оффшаре – это гильдия порноактеров (сниматься в храмовом порно раньше сорока шести лет не положено, люди неспешно делают карьеру), и ГУЛАГ, который объединяет в себе разнообразных «нетрадиционно» ориентированных личностей. Оффшар обладает абсолютным военным преимуществом над обычными жителями земли (учиняет регулярную бойню), но в виду всех сексуальных ограничений и перверсий – свои дети в оффшаре хилые, и приходится усыновлять – скупать младенцев внизу. А если слишком многих убьют на поле боя, то приходится делиться с низом репродуктивными технологиями. Таких «колец» изрядное количество, и они образуют устойчивую (на первый взгляд) структуру мира.

Четвертый – самое ехидное передразнивание любой ситуации. Маскировочный городской мундир прокуратора должен сливаться с окружающим фотоном. Потому надписи и рисунки на прокураторе – как на заборе. А главный герой, основной рассказчик и повествователь – боевой пупарас (именно пупарас). Надо сказать, что в некоторых шуточках Пелевин неизменно соблюдает преемственность по отношению к своим прошлым романам. Потому не удивляйтесь Йошке Руделю :-D

Капелька поэзии – пятая фишка. Тут надо просто читать очередные строчки в контексте.

Религиозно-философские рассуждения – шестая.

И последнее: в этот раз торжествует любовь, но гибнет мир.


П.С. Креативный доводчик – совсем неплохая штука. Я бы прикупил…


Статья написана 13 декабря 2011 г. 22:37

Пожалуй, здесь можно начать с самоцитирования :-)))

"Это скорее не эпопея, но «история с продолжением», причем обязательно оформленная в рамках актуального коммерческого формата. В череде текстов может быть похоронена и эпопея, и несколько романов, и десятки рассказов и притч – а история всё не кончается. Но, как правило, авторы целостную историю не создают, остается слишком много «не отрубленных хвостов» и перед нами недоэпопея, и даже недороман – безразмерная повесть-переросток. Таково окончание сезона в любом сериале: часть персонажей второго плана выбыла, но интрига будет продолжаться до полного истощения зрительского терпения...

...Примером уже прервавшейся недоэпопеи выступает цикл романов А. Бушкова о бравом десантнике Свароге, заброшенном в мир колдовства и межпланетных империй. Автор бы и дальше гнал героя за очередной короной, за новыми приключениями, да, видно, это надоело решительно всем

//Сноска

Конечно, при живом авторе ничего нельзя гарантировать, бывало и через двадцать лет создатели возвращались к старым персонажам и любимым мирам: А. Азимов, У. Ле Гуин, Ф. Херберт, Стивен Р. Дональдсон – тому примеры. Да и сам А. Бушков делал перерыв в сериале. Но если автор проявляет добросовестность – то перед нами фактически отдельное произведение, лишь косвенно связанное с сюжетом первых частей. А если автор уж слишком нажимает на коммерческую составляющую своего творчества и пишет книги исключительно «для кассы», то это продолжение как бы усыхает само собой... Собственно художественных причин для прерывания любого подобного сериала нет. Просто кассовый автор может публиковать «халтурку» неограниченно долго, а «середнячка» редакторы откажутся печатать после второй неудачи".

Действительно, при живом авторе ничего нельзя гарантировать ;-)

Сюжетно и, если так можно выразиться, персонажно, "Чертова мельница" суть продолжение все той же истории успеха и превращения майора ВДВ Сварога в императора. Он благополучно приобрел статус фаворита молодой императрицы, он спас планету от очередной напасти (в этот раз — "Багряной звезды"), его бывший патрон по линии местных спецслужб — Гаудин — покончил жизнь самоубийством. И команда молодая, для нового секретного министерства набранная, уже что-то может. Да и сам Сварог все тот же удачник, прущий буром по жизни, а если что и встречается на пути — так не беда, несколько глав и будет порядок.

Появись эта книга через полгода после предыдущей — насчет спроса на неё я совсем не уверен. А так хорошо выдержаный читататель еще и купит :)

Собственно, мне интересен в продолжениил лишь один аспект — трансформация "материальной культуры" тамошнего мира под стандарты, привычные современному читателю. Ведь двадцать лет прошло с первой книги. Герой, который переносился "туда" — был военный, имел более чем слабое представление о компьютерах и вообще, перенос был в 1991-м году (кодовые слова "видеомагнитофон", "двухкассетник").

В "Сварог, случайный король" уже имеются не просто компьютеры, но хакер из среды ларов (? их там всего несколько десятков тысяч! Как вообще тамошний "интернет"-то существует?). А в "Чертовой мельнице" — уже присутствует компьютерная социальная сеть для самых маленьких ларов (чат-болталка для детей). Рост заметен?

Самого Сварога, в одной из книг-ответвлений, забросило в современную Россию, там он увидел доллары практически в свободном хождении, удивлялся. И чего только не вспоминает тот же Cварог во время своих державных размышлений, будто не в армии карьеру делал, а на истфаке учился.

Итог: Бушков мог бы здорово сыграть на этой вот разнице времен. Он и так играет — у него то наемники с топорами, то пулеметы, то лазеры с роботами, и все на одной кухне. Но слишком широки задаваемые им рамки. Слишком неустойчива получается техномагия. А вот сработать на разнице в наборе знаний 1991-го и нынешнего времени, показать, как и в чем отстают знания ларов (хотя у них и преимущество дикое) от уровня развития нашей цивилизации, которая за двадцать-то лет "по отдельным показателям" ой как вперед рванула...

Но автору это , видимо, неинтересно. Жаль.





  Подписка

Количество подписчиков: 118

⇑ Наверх