Первая и вторая часть книги прочтены с форума авторского сайта. В черновых вариантах, естественно, и автором еще будут правиться.
Но, имхо, качество текста тут не самое важное.
Куда блее интересна история о том, как автор с головой ушел во внутренний мир своих произведений. И за ним все труднее уходить читателям.
Собственно, у автора есть почти все, о чем может мечтать типичный фантаст-альтернативщик последних лет:
— книги издаются;
— есть группа поддержки;
— есть площадка для дискуссий: на своем сайте хороший форум и там народ полне серьезно обсуждает проблемы и перспективы Киевской Руси времен Мстислава Великого;
— есть любимая тема — управленческие решения — и эта тема совпадает с линией романов.
Осталось только выдавать на гора все новые и новые отрывки из бесконечного приключения попаданца Михаила. А жизнь герою обещана длинная, карьера замечательная, и как много автор еще успеет поведать читателям...
Только вот становится все скучнее и скучнее.
"Любимый конёк" — это вообще животное коварное. Везет хозяина с удовольствием, но с пути сбивается и куда именно доставить может — сам черт не в курсе.
Автор решил не перескакивать во времени, не продолжать повествование с перерывом хотя бы в два-три года. Все те же герои и практически те же обстоятельства перешли в шестую книгу — перед нами становление командира. Но если в старом котле бурлит старая похлебка, а огонь всё жарче — вода выкипит. У автора начинается "эскалация режиссуры" — конфликты, которые должны были исчерпаться, поутихнуть, нисколько не прекращаются. Погорынье, утомленное и предыдущими междусобными стычками, внутренними раздорами, теперь в ударном темпе должно стать опорой герой в разборках более выского уровня. Автор прекрано понимает, что такие фокусы "в мгновенье ока" не получатся, оставляет зародыши будущих осложнений, но главный герой идет вперед, к вершинам, и все у него получается, и голобальное везение ему сопутствует. Это у деда главного героя местные дружины лесовиков из-под начала разбежались, а у внука — все отлично. Уже князей начал двигать, как фигурки на шахматной доске.
Возникает учтойчивое ощущение, что многократно побитыми шахматными фигурами автор играет сам с собой бесконечную партию. Играт сам с собой, но непременно выигрывает :)
По форме изложение, увы, тоже не все гладко. Текст устойчиво принял трехчленную форму: рассуждение, лирика, батальная сцена, рассуждение, лирика, батальная сцена. А бывает, что лирика, лирика, батальная сцена, рассуждение. Причем рассуждение — историко-управленческое, лирика — воздыхательная с вставками цитат из классических произведений, а батальные сцены — продуманые импровизации (именно так!) с понятным исходом или хаотические разборки, где главный герой аккуратно идет по лезвию бритвы (порезы умеренные).
Разумеется, многие читатели цикла "Отрок" могут с негодованием указать — вот, в четвертой книге нетолько воздыхания были, а в пятой боевые действия как тяжело проходили, да и здесь на одну продуманную победу вон какая тяжелая сеча пришлась... Да, я понимаю, вместо "калинка-малинка", поют "малинка-калинка". Но общей проблемы текста это не решает.
А проблема проста: селение Ратное и большая часть местности под названием Погорынье — главным героем приведены к единому знаменателю. Вутренние конфликты там исчерпались. Но устойчивой основой для игры по более высоким ставками — эта местность быть не может. Угольки еще не остыли. Мобилизационный резерв поистощился. Взятый же автором темп, которым он гонит главного героя по карьерной лестнице — требует под рукой боярыча все новых и новых ресурсов. Вот Михаил и лезет вперед, практически с неприкрытыми тылами, но при том неизменно побеждает. А побеждает потому, что автор пересказал очередную порцию нетленных управлеческих мудростей.
/Многие опять-таки заметят, что по историческим условиям там — как раз междоусобная война. Герою приходится идти вперед. Но почему "приходится"? С очень большое вероятностью истомленный внутренними проблемами удел "закуклился" бы. От набега отбились — и хватит на том. Опытных воинов бы послали в общую молотилку, а всем миром соваться — извините, сил нет./
Вывод прост. Либо автор даст роздых могучей поступи главного героя, позволит реализовать хотя бы часть от тех рацпредложений, которые высказывались в первых книгах, либо Михаил вполне может через пять-шесть лет ("х" книг) сменить Мстислава Великого на княжеском столе...
Все-таки допекает кризис Америку :) В фантастике это проявляется как достаточно старый мотив о злобном бизнесе, который выкачивает кровь из народонаселения. Он мелькал еще в одной из серии "Горца", когда некая фирма-монополист решила, что будет стричь ну очень хорошие бабки со щита, которым защищала Землю после исчезновения озонового слоя.
Но последние пару лет — такие вещи пошли прямо косяком.
Вот фильм "Войны света" — очень черкий мотив, что те, кто не заплатил за очередную порцию крови (не выплатил ипотеку :) ) быстро опускаются до животного состояния, и их надо уничтожать.
Фильм "Потрошители" — так ярко показана работа коллекторских агенств. Они не просто выбивают долги, они берут искусственные печени и сердца у живых людей.
И вот "Время". оставшееся время жизни каждого человека показано на руке — счетчик с зелеными циферками. Как нули сплошняком — тут же он отдает концы. Другой валюты, кроме этого самого времени вообще нет. (кто хочет псмотреть такое общество на другом историческом материале — см. Г.Л. Олди "Цена денег")
Понятное дело, в нищем гетто живет главный герой. Быстрый и резкий, сын известного бойца (ныне покойного). Так получается, что однажды его мама умирает — времени не хватило. А даже чуть раньше некий очень богатый человек с явными суицидальными наклонностями дает герою 116 (сто шестнадцать) лет.
Герою терять больше него, он решает "взорвать систему", проникает в зону элиты. Там в него влюбляется дочка известнейшего миллионера. Погня, драка, начало бандитизма сладкой парочки. А по следу идет некий неподкупный полицейский. Что влюбленные награбили — раздают бедным. Но система легко обходит проблему — повышается ссудный процент, цены на все вокруг.
И вот — большое дело на миллион лет (дочка грабит папашу) — и этот миллион раздается людям. Берите. Раздали, грохнулся сам собой неподкупный полицейский, герои побежали грабить банки дальше.
Вот такое краткое содержание.
Что хорошо:
— главный герой не смотря на кучу багов все-таки предстает целостной личностью;
— образ общества, где практически все могут быть молодыми, но это все равно не спасает от проблем;
— политические намеки, они все более явные :)
Что плохо:
— да, я знаю, что некая богатая наследница примкнула к итальянским "Красным бригадам", я помню историю, что в США некая группировка взяла заложников, которые им потом начали активно помогать в вооруженных ограблениях. Но все равно — момент с переходом взбалмошной девицы на сторону этого вот бойца — показан плохо. Чем её душил папаша? Что такого кроме ощущения риска она получила от "бунтаря" (и ведь наверняка могла богатая молодежь там развлекаться с таким риском, что мало не покажется). Этот момент остается в фильме чрезвычайно слабым.
— чем занимались люди в гетто? Делали эти самые капсулы времени практически в ручном режиме? Да любой современный конвейер сделает все в тысячу разлучше и быстрее. В этом смысле постоянный рсот нормы выработки прочие моменты с угнетением кажутся полным бредом. Из этого гетто и так практически НЕЧЕГО выкачивать. А ведь этот момент можно было бы очень хорошо раскрутить — показать что в гетто ВЫРАЩИВАЮТ лидеров. Тогда бы вся история как героя, так и непримиримого полицейского ой какими новыми бы красками заиграла...
— где другие деньги? Золото, оружие, антибиотики, бензин, электричество, пароли доступа? Не стали бы люди расплачиваться исключительно временем своей жизни;
— при таком уровне контроля (когда у каждого на руке счетчик) — отследили бы переводы, заблокировлаи бы разграбленные капсулы времени и т.д, и т.п. Вообще весь этот бандитизм в стиле Бонни и Клайда мягко говоря странен. Где полуподпольные структуры которые занимаются обналичкой, которые роют дыры под границами зон, где серьезная мафия, а не какой-то там бандит с семью десятками лет за спиной?
— идея с отменой счетов на руках так и не возникает. Я повторюсь: герои не думают даже отключить часы смерти на своих руках. Вот оно как. Когда молодой Шварц бегал со взрывчатым ошейником — было понимание, что его можно снять. А тут и близко понимания нет... Миллион раздают — а как же с тем, что завтра цены поднимуться в десять раз и все, все аккуратно принесут свои денежки обратно в кассы?
— дизайнеры почти наверняка держали в уме "Гаттаку". Но не вытянули. Тут и аккуартное, невсамделишнее гетто, и показательно-антикварные машины, и местами откровенно "древняя" аппартаура. Нет ощущения целостного мира.
Итого. Боевичок симпатичный, посмотреть на один раз.
История о юности антихриста. Чтобы не окрашивать все в повествование исключительно в мрачно-готические тона, параллельно идет история и о юности протагониста, представителя светлых сил. Там тоже много мрачности, но есть и светлые моменты. Место действия — современный Питер, деревня Черная Псчковской губернии и немного природы. Вполне твердое "городское фэнтези". Финальная битва, в которой долны сойтись молодые люди подана нарочито куце. буквально на четверти страницы. В том же тексте описание битвы, где погибли земные родители главных героев, занимает куда больше места и дано с подкупающим драматизмом. Многих такой подход оставит неудовлетворенными.
Но ведь история не о битве добра и зла — а о ставновлении двух личностей. Они очень похожи — Леха и Денис. И чудеса с каждой стороны тоже отдают изрядным сходством, автор явно подчеркивал этот эффект. Волшебные животные в охране. Сложные отношения с другими предствителями своего лагеря. Человеческое одиночество (антихрист пытается завести семью, но только в начале пути).
— идея "перелицовки" сюжета об антихристе. Привычная история взята в другом ракурсе и добротно показана на постсоветском материале;
— описания волшебства. Конечно, к ним есть техномагические претензии :), но смотрится все достаточно красиво;
— оба главных героя. Автор в интересных пропрциях замесил образы "современного молодого человека" и "ученика чародея". Протагонист и анатагонист не только играют в волшебство, но в них самих остро противостоит человеческое и ангельское/демоническое. И конфликт настолько острый, что кто из них злодей, а кто героя — так вот и не скажешь.
Что плохо:
— финал все-таки невнятен. Автор вроде бы и закрыл все линии повествования, и должен быть финал куцым, а все равно — очень острое впечаление недосказанности. И дело тут не в структурных "огрехах", а просто во времени. Читатель не успевает сообразить, что все закончилось. Дай автор описаний еще на пару страниц (уже после битвы), поясни более явно судьбу Лехи — все стало бы на свои места. А так...
Кто попытается расчитать подъемную силу дирижабля — будет дурак.
Кто попытается оценить безотказность кремниевых замков пистолетов — будет дважды дурак.
Кто вспомнит реальные политические обстоятельства эпохи или текст романа — будет трижды дурак.
Фильм надо оценивать точно так же, как старую добрую "Красную жару" со Шварцем. Исключительно в комедийном плане.
Я могу представить себе, как собрались продюсер, режиссер и сценарист (даже если это один человек и они собрались внутри единственного черепа, или это три разных человека — это ничего не меняет).
Решили.
— Парусная армада из третьих "Пиратов" это круто. У нас будет круче — корабли полетят.
— Мила Йолович будет проходить сквозь стены не только по горизонтали и вертикали, но под любым углом. И чтобы от пуль уворачивалась. И чтобы в воде не тонул. И чтобы в огне не горела. Ну так это все уже было? Так пусть теперь это будет смешно.
— Нет пулеметов? Должны быть. И картечи побольше, картечи.
— Начинать надо с момента, как Миледи, совместно с тремя мушкетерами берет банк. Банк — это хило? Хорошо — сокровищницу.
— разговоры кардинала с Миледи должны быть за гранью добра и зла...
— Людовик должне быть НЕ МОДНЫЙ...
— Планше должен воровать кареты с помощью летучей машины смерти...
Финал получился замечательным...
П.С. Смотрел в отличном переводе — на немецкую дорожку был наложен русский текст и какие-то восточные субтитры (корейские?). Это только улучшило восприятие картины. Рекомендую
Сборник рассказов. Часть текстов довольно крупных, при ином раскладе могли бы назвать книгу «Повести и рассказы».
Весьма разнообразный поход к выбору фандопущений — тут и «поселковая фэнтези», и библейские мотивы, и вариации биотехнологий и даже воздействие генетически модифицированных существ на мораль тинейдженров.
Книга производит двойственное впечатление.
С одной стороны — видны старательно сработанные тексты, тщательно выписанные герои, обстоятельства. Нет оснований выдвигать «литературные» претензии к текстам, разве что затянутость.
С другой — не скажу, что все было так интересно.
Вот Иосиф и Мария попадают на несколько часов в обычный американский храм. И добрая самаритянка выводит их оттуда, потому как сказать-то особо нечего, а молодым еще надо в Египет. Вот описание конца света — и все внимание сосредоточено на шторах. Вот некий колледж будущего — и там возникает неправильное решение сексуальных проблем тинейджеров, а побочная интрига в итоге все равно инцест. Вот некий человек, ищущий рабочее место, прибывает в маленький городок и пытается убить время в осмотре достопримечательностей — и обретает некое прозрение.
Интересно?
Но при этом постоянные попытки погрузить читателя в атмосферу — пусть и в атмосферу лондонской подземки — как бы присыпают все выдумки слишком толстым слоем обыдености. Нам будто показывают фильм о параллельных мирах, где эта самая параллельность проявляется на последних двух минутах и не увязывается в единый клубок с остальным сюжетом (превеличеный упрек? возможно). Читаешь это раз, другой, и понимаешь, что фантастическое допущение в львиной доле текстов проработано куда как меньше, чем описание интерьеров или провинциальных «диковинок».
Автор каждый раз добросовестно выписывала кулисы для своего театрального представления, но каждый раз это акварель и ни разу не светящаяся краска, каждый раз там привычные вещи, но ни разу ни последствия от того самого фантастического допущения — как если бы в Средневековье прибыл «попаданец с пулеметом», повоевал бы серьезно, и от этого ничего не изменилось бы в представлениях современников. Мир, который должен необратимо меняться от «вмешательства» фантаста, упорно остается таким же. Дается единственная проблема/допущение/чудо — с ней пытатся разобраться герои.
И текста с третьего-четвертого у меня постоянно возникало ощущение недоработки, недосказанности — при всей авторской любви к деталям, к прорисовке характеров.
Итого: достаточно неплохая по уровню писательского мастерства подборка текстов, в которой хотелось бы больше фантастики.