Когда создается вещь, равно пригодная для взрослых и для детей — автору всегда приходится балансировать на острие ножа.
Шаг вправо — и получится очередная чуть слащавая, чуть страшноватая, но для взрослых совершенно неинтересная история с явно обозначеной моралью.
Шаг влево — и от слишком сложных интриг, слишком глубокого «культурного багажа» уже заскучают дети. Экзистенциальные проблемы взрослых им редко итересны
Приходится прятать тонкую усмешку в невиннейших ситуациях, работать с эзоповым языком, углублять подтекст — и все чтобы оставалось легким, чтобы не перегружать основную линию развития событий.
Именно на этом эффекта во многом «выехали» недавние российские мультфильмы о богатырях. И на их же примере становится понятно: чтобы подобные отсылки работали, чтобы взрослые могли легко читать «узоры на втором дне» — простоватым шуточкам требуется ну хоть какой-то контекст, задний фон.
В «Задверье» Гейман сместился на полшага вправо от того сочетания, которое мне кажется совершенным для такого рода историй. То, что в «Звездной пыли» блистало двумя смыслами, здесь второй смысл обретает куда как реже. Герои уже не кажутся целостными личностями, портреты которых даны буквально парой штрихов, а, увы, именно персонажами из детской сказки. Возможно, на экране «второй слой» и оживает, взрослый зритель рассмотрит интересные для себя вещи...
Кроме того, тот самый подтекст, задний фон, задают фильмы последующих лет, которые уже посмотрели взрослые, они порой «давят» на сюжет. Скажем, «Константин, повелитель тьмы» — дает заведомое недоверие к ангелу. Рынок подземного Лондона — очень уж коррелируется с «троллевым рынком» из второго «Хэллбоя». То есть вместо тго, чтобы за простым увидеть что-то сложное — взрослый увидит иной вариант простого, и поскольку аналогия оченья яркая (образ пришел из фильма), то и ничего другого искать не будет.
Потому перед нами на страницах книги просто ангел, просто упыри-отморозки, просто лондонский клерк — и это бесконечное «просто» в итоге начинает восприниматься как низкое разрешение дисплея: и хотелось бы что-то рассмотреть в деталях, но тут не детали, а выпукло показанные пиксели.
Однако при явной, порой нарочитой «детскости» и некоторой «зеркальной» вторичности — в тексте присутствует крепкий сюжет, есть практически детективная интрига. Автор может быть и не стал делать фигурки на доске слишком сложными, но партию отыграл красиво, по всем канонам.
Вещь, которая больше других похожа на «Задверье» — «История с кладбищем».
Если вам хочется на несколько часов оставить в стороне свою «взрослость», если вы желаете легкой наивности — это то, что вам требуется. Чтение будет приятным.