Июльский номер 2008 года — 217-й «Новой Фантастыки» и 310-й ab ovo редактируют: Павел Матушек/Paweł Matuszek (главный редактор), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski (отдел критики и публицистики), Павел Земкевич/Paweł Ziemkiewicz (отдел иностранной литературы), Ирина Позняк/Irina Pozniak, Алицья Рудник/Alicja Rudnik (графико-оформительский отдел), Катажина Казьмерская/Katarzyna Kaźmierska (секретарь редакции).
Изменений в составе редакционного коллектива нет.
В списке постоянных сотрудников числятся все те же: Михал Цетнаровский/Michał Cetnarowski, Войцех Хмеляж/Wojciech Chmielarz, Павел Дептух/Paweł Deptuch, Люция Грудзиньская/Łucja Grudzińska, Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak, Ярослав Гжендович/Jarosław Grzędowicz, Агнешка Хаска/Agnieszka Haska, Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska, Вальдемар Мяськевич/Waldemar Miaśkiewicz, Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski, Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk, Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz, Конрад Валевский/Konrad Walewski, Рафал Сливяк/Rafał Śliwiak и Якуб Винярский/Jakub Winarski.
Тема номера не обозначена.
«Галереи» в этом номере нет, вместо нее печатается реклама.
В оформлении лицевой стороны передней обложки использовано изображение инопланетянина из компьютерной игры “Mass Effect” (@ BioWare) ("BioWare" – канадская фирма-разработчик компьютерных игр). На внутренней стороне передней обложки размещена реклама книг, публикующихся в издательстве “Rebis”. На задней обложке напечатана реклама польского варианта игры “MASS Effect”, на внутренней стороне этой обложки – реклама двух интернет-игр RPG.
Тираж номера – увы, не указан. Цена экземпляра – 8 злотых 99 грошей.
PUBLICYSTYKA
Michał Cetnarowski CZERWONE PERŁY
PRL i kino science fiction 4
Maciej Nowak-Kreyer PRAWDZIWA WOJNA FANTASY 8
GDZIE PRZEBIEGAJĄ GRANICE?
Rozmowa z Tadem Williamsem 12
Agnieszka Haska, Jerzy Stachowicz
AWIACJA Z LAMUSA
czyli podobłoczni bohaterowie 70
KOMIKS
Grzegorz Janusz, TOMASZ NIEWIADOMSKI
Kto da więciej 14
OPOWIADANIA ZAGRANICZNE
Peter S. Beagle Dwa serca 17
Robert Reed Osiem odcinków 34
OPOWIADANIA POLSKIE
Łukasz Orbitowski Równik 39
Kinga Bochenek Szoana 48
Irena Wiszniewska Z dzienników międzygalaktycznej krytyczki sztuki 56
Якуб Винярский/Jakub Winiarski советует обратить внимание на книгу польской писательницы Агнешки Куцяк “Animula Blandula” (Agnieszka Kuciak “Animula Blandula”. “Wydawnictwo W drodzie”, 2007); стихотворение цезаря Адриана о душе (inc. Animula vagula, blandula) входит в корпус самых известных текстов античной поэзии. Однако никто до сих пор не использовал его так, как это сделала Агнешка Куцяк, поэтесса и переводчица, наряду с прочими Данте, Петрарки и Эко, в своей фантасмагорической “Animula Blandula”. Эта необычная книга состоит из пяти великолепно написанных новелл, располагающихся на пограничье прозы и поэзии, сна и яви. На ум приходят прежде всего исполненные мудрости и грусти сказки Андерсона, как бы обрученные с метафорически взвихренной «Иллюминацией»Артюра Рембо или «Песнями Мальдорора» графа де Лотреамона; вспоминается также пропитанная кабалой проза Кафки и сюрреалистические записки Мишо. Можно сравнить также с тем, что сейчас творит в литературе Михал Айваз;
Войцех Хмеляж/Wojciech Chmielarz считает, что двухтомный роман польского писателя Марцина Мортки «Рагнарек 1940» (Marcin Mortka “Ragnarok 1940, tt. 1i 2”. “Fabryka Słów”, 2007/2008) книга прежде всего приключенческая, а лишь затем фантастическая и использованные в ней элементы альтернативной истории ей, пожалуй, вредят;
Павел Матушек/Paweł Matuszek полагает, что новейший роман американского писателя Уильяма Гибсона «Страна призраков. В краю агентов» (William Gibson “Spook Country. W kraju agentów”. Tłum. Robert J. Szmidt. “Książnica”, 2008) свидетельствует о том, что этот замечательный во многих отношениях писатель начинает повторяться, используя свои излюбленные сюжеты и все тех же однажды выстраданных героев;
Михал Цетнаровский/Michał Cetnarowski находит, что сборник рассказов английского писателя Роальда Даля «Удивительная история Генри Сагара» (Roald Dahl “Zdumiewająca historia Henry’ego Sugara”. Tłum. Jerzy Łoziński. “Zysk I S-ka”, 2008) лишь отчасти удался писателю – великолепны те рассказы, в которых на первый план выдвинуты в качестве героев дети или использованы автобиографические мотивы;
Рафал Сливяк/Rafał Śliwiak представляет читателям журнала дебютный роман-фэнтези британского писателя Тома Ллойда «Вызывающий бурю» (Tom Lloyd “Siewca Burzy”. Tłum. Anna Kraszewska. “Rebis”, 2008); особых находок нет, но неплохо читается;
Иоанна Коньчак/Joanna Kończak анализирует биографию валашского князя, знаменитого как своими кровавыми деяниями, так и посмертной вампирической славой, написанную румынским историком Матеем Казаку «Дракула» (Matei Cazacu “Drakula”. Tłum. Beata Bialy. “PIW”, 2008); «воистину исключительно ценная сокровищница полезной информации»;
Славомир Ульяш/Sławomir Uliasz находит, что хоть роман польского писателя Эугенюша Дембского «Hell-P» (Eugeniusz Dębski “Hell-P”. “Runa”, 2008) и не войдет в список обязательной для чтения школьной литературы, поскольку его нельзя отнести к выдающейся, дерзновенной литературе, да и сюжет его прямой как палка, несколько приятных минут читателю он непременно доставит – это увлекательное чтиво, написанное в чандлеровском духе и в той же noir-атмосфере;
Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz хвалит второй том ретроспективного сборника коротких текстов американского писателя Джорджа Р.Р. Мартина «Ретроспектива. Летящие в ночи» (George R.R. Martin “Retrospektywa – żeglarzy nocy”. “Zysk I S-ka”, 2008);
Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski c удовольствием представляет читателям журнала дебютный роман американского писателя (а в первую очередь известного сценариста комиксов) Майка Кэри «Мой собственный дьявол» (Mike Carey “Mój własny diabeł”. Tłum. Paulina Braiter. “MAG”, 2008); писатель умело переплетает horror с авантюрой, детективную загадку с метафизической тайной…;
Павел Матушек/Paweł Matuszek рекомендует для вдумчивого чтения замечательный сборник рассказов американской писательницы Келли Линк «Магия для начинающих» (Kelly Link “Magia dla początkujących”. Tłum. Konrad Walewski. “Wydawnictwo Dolnośląskie”, 2008) (стр. 66–68).
13. В рубрике «Felieton» напечатана статья Ярослава Гжендовича/Jarosław Grzędowicz “Jak uciec na kraniec galaktyki/Как сбежать на край галактики”, в которой автор объясняет, что для этого надо сделать – ну конечно же почитать «космическую оперу» (стр. 77).
14. В этой же рубрике в статье “Cienie”Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski описывает свои впечатления от просмотра фильма “Deathwatch” (реж. Майкл Бассетт, Великобритания, 2002) (стр. 78).
15. В списках бестселлеров за март 2008 года из книг польских авторов находятся книги “wiedzma.com.pl” Евы Бялоленцкой, “Więzy Krwi” Майи Лидии Коссаковской, “Coś mocniejszego” Рафала Земкевича, “Toy Wars” Анджея Земяньского, “Niegreszny mag” Эугенюша Дембского, “Gorsze gwiazdy” Цезария Михальского, “Oko jelenia. Droga do Nidaros” Анджея Пилипюка, “Ostatnie życzenie” Анджея Сапковского, “Lód” и “W kraju niewiernych” Яцека Дукая, а из книг российских авторов “Oblicz Czarnej Palmiry” Владимира Васильева (стр. 79).
11.2. Рецензия Павла Дептуха/Paweł Deptuch носит название:
АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
(Apokaliptyczny kryminal)
Польские читатели уже имели возможность познакомится с дуэтом Дженкинс-РАМОС при оказии чтения комиксов серии “Spectacular Spider-Man”. Уже там можно было заметить, что этот творческий тандем способен талантливо рассказывать привлекательные, хорошо продуманные и волнующие истории. И если приключения Питера Паркера забавляли и развлекали, то более поздние «Откровения» с их намного более сложным сюжетом наводят на размышления и попросту изумляют.
Заговоры и теории заговоров существуют столь же долго, как и само человечество. Сюжет, подготовленный Полом Дженкинсом, исходит из Голгофы и тесно связан с институтом Церкви. Он достигает кульминации за несколько дней до смерти Иоанна Павла II. В самом таинственном городе мира – в Ватикане – при загадочных обстоятельствах погибает кардинал Ришелье, потенциальный наследник Папы. Не известно – убийство это или самоубийство. За расследование берется британский детектив и ярый атеист Чарли Нортерн. С самого начала кто-то мешает ему в его работе. Местная полиция мало того, что только что не расписывается в своей некомпетентности, так еще и не хочет или не может сотрудничать. Церковные сановники скрывают факты и затирают следы, немногочисленные помощники мрут как мухи, а откуда-то из глубины доносятся отзвуки тайных обрядов. Ничего, казалось бы, нового, но Дженкинс, к счастью, не соблазнился легкой добычей. В результате стороны конфликта диаметрально меняют свое положение, враг перестает быть врагом, а друг – соратником. Финал, подготовленный автором, достоин «Бойцовского клуба»Чака Паланика. После открытия истины возвращаются предыдущие кадры, и целое приобретает новое значение. Простая на первый взгляд детективная история превращается в апокалиптическое и мало оптимистическое видение нашего будущего, которое практически уже начало сбываться.
«Откровения» — это мрачная история с живыми диалогами, от которой трудно оторваться и которую трудно забыть. Великолепные рисунки УМБЕРТО РАМОСА, ярко, хоть и несколько карикатурно, представляющие ватиканскую действительность, придают незыблемую целостность и особый вкус всему произведению. Это настоящая жемчужина на нашем рынке.
11.1. Рецензия Вальдемара Мяськевича/Waldemar Miaśkiewicz носит название:
ГРЕШНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
(Grzeszna rozrywka)
Лишь через полтора года с момента издания первой части на прилавках наших книжных магазинов появилась вторая часть комикса «Я, вампир» аргентинского дуэта Карлос Трильо-ЭДУАРДО РИССО. Перед чтением этой, второй, части стоит заглянуть в первую, потому что «Проклятие» начинается аккурат там, где закончилось «Воскрешение». Длящийся 5000 лет поединок безымянного паренька и египетской жрицы Ахмаси набирает размаха. И беда грозит тем, кто окажется втянутым в шестерни этого противостояния. Схватка этой парочки подминает под себя людей, которые, к несчастью, встретились на их пути. И неважно, что в этой паре злыднем является только женщина.
Комикс выдержан в стиле noir. Нанятый вампиршей частный детектив Бернард Кэри разыскивает бессмертного мальчика. Расследование ведется им с изрядным трудом, тем не менее сыщик, воодушевленный перспективой секса с Ахмаси, доводит дело до конца (для большинства заинтересованных не слишком приятного). Трильо потчует нас резней и грабежами, насыщенными разного рода извращениями. Он постепенно развивает сюжет, создает атмосферу испорченной Америки, а в местах, предназначенных для передышки читателя, вплетает в сюжет ретроспекции, стандартные для вампирских историй. А поскольку речь идет о временном промежутке в пять тысяч лет, ему есть где развернуться. Во втором альбоме мы становимся свидетелями поджога храма Артемиды Геростратом – идейным покровителем нынешних серийных убийц и психопатов. Затем Быстрый Ветер (такое имя получил безымянный до сих пор мальчик) доставит читателя в Египет, покажет ему испанскую инквизицию, а в диалогах коснется Шекспира и Жанны д’Арк. Все это смотрится с болезненным восхищением, интересом и удовольствием. В этом большая заслуга художника. РУССО великолепно оперирует черным и белым, а если к этому добавить качественное кадрирование, продуманную композицию панелей и красивых девушек, то не удивительно, что именно этот комикс открыл перед ним ворота американского рынка.
Долгое ожидание нового тома, описывающего очередные столкновения солярных вампиров, вредит делу. Рынок настолько наполнен разнообразной продукцией, что этот том может пройти незамеченным. А жаль, потому что это и в самом деле хорошее грешное развлечение, хороший комикс, который стоит прочитать.
Бартломей Земба/Bartłomiej Zięba (род. 1983) – польский архитектор, писатель НФ.
Родился в г. Мельц. Окончил архитектурно-градостроительный факультет Краковского политехнического институт в 2007 году. В настоящее время является владельцем архитекторской фирмы “GIPlanet”.
Дебютировал в жанре фантастики миниатюрой “Kieł, szpon I tropiący pies” в апреле 2006 года в журнале “Nowa Fantastyka”.
В следующем, 2007 году опубликовал рассказ “Mag go-go” (“Magazyn Fantastyczny”, 1/2007), а в 2008 году – рассказ “Kwadropolis” (“Nowa Fantastyka”, 6/2008).
Интересовался фантастикой и в последующие годы, но очередные НФ-произведения опубликовал только в 2019 году: “Awangarda z Błokowiska” и “Czarownica MMA I archanioł Parkour” (обе книги, похоже, напечатал за свой счет).