12. Рядом с этими материалами расположена информация на полстаницы о «Шленском клубе фантастики в Катовицаx». Главред кривит рот – да кому это надо? Надо! – настаивают Вуйцик и Марковский. И оказываются правы: именно в клубах журнал находит горячий отклик – и не только в форме похвалы. Острой критики тоже хватает, но ведь в спорах рождается истина, не так ли?
13. Анджей Невядовский рецензирует книгу Анджея Кжепковского «Крекс» (А.Krzepkowski. «Kreks», KAW, 1982) – весьма хвалит, хотя коллеги не разделяют его мнения: повесть на последнем месте в списке бестселлеров, который ни на йоту не изменился с первого номера.
Мацей Паровский пишет о книге Яцека Савашкевича «Хроника Акаши. (Инициация. Астральная оболочка)» (Jacek Sawaszkiewicz. Kronika Akaszy (Inicjacja. Skorupa astralna), Wyd. Poznańskie, 1981, 1982). Хвалит в общем, но упрекает в некоторой вторичности по отношению к доктору Моуди и Дику, отсюда и название рецензии – «Klisze».
14. «Словарь польских авторов НФ» стараниями А.Невядовского пополнился персоналиями Яна Барщевского/ Barszczewski Jan (1790 – 1851) – поэта и новеллиста (ау, Papyrus, обрати внимание – тут у белорусов крадут автора «Шляхтича Завальни»), Стефана Барщевского/Barszczewski Stefan (1862 – 1937) – литератора, журналиста, переводчика и путешественника – и Чеслава Бялчиньского/Białczyński Czesław (род. 1952), чей рассказ напечатан в этом номере журнала. Приведен отрывок из «Чанду/Czandu» Стефана Барщевского -- «повести о XXII веке», опубликованной в Варшаве в 1925 году (изд. Gebethner i Wolf). Ну о-очень интересное описание Варшавы будущего, оснащенное черно-белым рисунком Р.ВОЙТИНЬСКОГО/R.Wojtyński. И таки да, пан Анджей, спасибо, конечно, за справки об авторах, которые напечатаны теперь не в голубеньких, а желтеньких, но по-прежнему симпатичных прямоугольниках – однако где же справка об Айзеке Азимове? Непорядок, знаете ли.
15. В научном отделе публикуется отрывок из книги П.Л.Капицы «Эксперимент. Теория. Практика», почерпнутый из голландского издания «D.Reidel Publiching Company» на английском языке 1980 года; далее -- некие не очень внятные рассуждения, навеянные таллиннской конференцией «Поиски разумной жизни во Вселенной (за подписью A.H.); далее короткие заметочки – о новой гипотезе происхождения Солнечной системы, операциях на крови, топливе будущего (это уголь оказывается) и т.п.
16. И комикс. О, это КОМИКС! Пока черно-белый, невзрачный. Тот, на котором воспитались целые поколения польских «комиксадзе». Которым до сих пор очень гордятся его сценаристы: Мацей Паровский и Яцек Родек.
За который их приглашают в качестве почетных гостей на все съезды любителей комикса и награждают там почетными званиями. И который с улыбкой вспоминает замечательный художник БОГУСЛАВ ПОЛЬХ/Bogusław Polch, о котором можно больше узнать вот тут http://www.relax.nast.pl/aupolch.htm Да, именно тогда и родился предприимчивый и отважный космический детектив Фанки Коваль. Вот он здесь, на нашей страничке.
9. С Джоном Браннером ( 1934 – 1995) – сопредседателем Исполкома Европейской ассоциации писателей НФ, беседуют Тадеуш Марковский и Анджей Вуйцик.
Речь идет об особенностях западного рынка НФ, о вроде как бы уже и перенасыщении его книгами (книги лежат на прилавках, бери не хочу – удивляются привыкшие к дефициту поляки). Ну… не все лежат, отвечает Браннер, вон азимовское «Основание» -- бестселлер уже для многих поколений читателей.
Ну а те, что лежат – рано или поздно найдут своего читателя, идет вполне нормальная смена поколений. Далее речь идет о герметичности рынка (в основном там англо-американцы), о наступлении фэнтези, о пользе личных контактов между писателями и издателями разных стран. Наш ФАНТЛАБ много чего знает о Браннере. Смотрим тут Немало знают о нем сейчас и поляки, а вот тогда они о нем знали лишь по нескольким раccказам, опубликованным в журнале «Problemy» (ох уж эти мне «Problemy»!) и других периодических (и не очень периодических) изданиях, в основном клубных.
10. Анджей Вуйцик очень бегло, но весьма информативно пишет о «Wilhelm Heyne Ferlag». Если конспективно: издательство основано в 1958 году. Через два года -- 39-й книжкой, вышедшей в издательстве, оказался «День триффидов» Уиндема – первая книжка НФ. До 1963 года на 188 книг «Heine» пришлось еще 6 титулов НФ.
После появления в штате издательства Гюнтера Шелвоката/Günter Schelwokat количество титулов НФ резко возросло. В 1963/1064 году их было уже 38, а затем дело пошло по нарастающей. Для начала издатели решили дать немецкому читателю классику НФ – книги Уэллса, Балларда, Воннегута, Олдисса, Бестера, Бредбери, Дика, Азимова, Хайнлайна, Ван Вогта, Андерсона, Cильверберга, Герберта, Гаррисона, «Док» Смита, Говарда.
Затем Шелвоката сменили Герберт Франке/Herbert R. Franke и Вольфганг Ешке, а в тираж пошли книги Ле Гуин, Уотсона, Вульфа, Спинарда, Нивена, Типтри-мл., Кони, Приста, Фостера, Варли, Тенет Ли, Мартина. Плюс немецкие авторы: Карл Амери/Carl Amery, Альфред Андерш/Alfred Andersch, Рейнмар Кунис/Reinmar Cunis, Ульрих Харбеке/Ulrich Harbecke, Лотар Стреблов/Lothar Streblow. И (это уже целиком заслуга Ешке), кое-какие французские, итальянские, скандинавские, канадские, советские и польские авторы.
Из польских – первым был К.Фиалковский (1977), затем А. Висьневский-Снерг, К.Борунь, А. Кжепковский, А.Вуйцик и Ришард Гловацкий/Ryszard Glowacki. «С середины 1970-х годов “Heyne” – величайшее в мире издательство НФ и фэнтези». Помимо авторских книг издает антологии и альманахи:
-- «Science Story Rider» (два тома в год, редакторы – Франке и Ешке);
-- «Titan» (редакторы – Фредерик Пол, Сильверберг, Бен Бова и Ешке);
-- «Heyne SF Jahresband» (редактор Ешке);
-- «Isaac Asimov’s SF Magazin» (редактор Азимов);
-- «The Magazine of Fantasy and SF» -- немецкое издание;
-- «Heyne SF Magazin» (ежеквартальник).
Плюс изданный в 1980 году 1250-страничный «Leksykon literatury SF».
У меня и сейчас слюни текут и тянутся по полу, а уж что было со мной, когда я все это читал тридцать с лишним лет назад – словами этого не передать…
6 Яцек Родек печатает краткий отчет о поездке в Мёнхенгладбах на VII Еврокон, которую он совершил 20-22.08.1982 в компании с А.Холлянеком, А.Вуйциком и Т. Марковским.
Наилучшие впечатления, многих повидали, со многими побеседовали, кое-кого даже уговорили напечататься в журнале (уговорили, потому что валюты в бюджете журнала нет, гонорар могут платить только «злотувками»). Анджея Вуйцика избрали генеральным секретарем Исполкома Европейской ассоциации писателей НФ на страны Восточной Европы – и то хлеб. Издательство KAW разделило с западногерманским издательством «Wilhelm Heyne Verlag» лауреатство в категории «лучшее европейское издательство НФ», Чеслава Хрущевского/Czesław Chruszczewski «за заслуги перед европейским движением НФ» посмертно (!) ввели в этот самый Исполком в качестве почетного члена. А Алима Кешокова избрали сопредседателем Исполкома от СССР. Ох уж этот вездесущий Алим Кешоков!
7. Тадеуш Марковский берет интервью у Пьера Барбе – координатора Европейской ассоциации писателей НФ, французского писателя НФ. Барбе жалуется на издательскую политику родной страны – понаоткрывали фантастических серий, заполонили прилавки всякой белибердой. Вон, например, издали такие книжки Ван Вогта, которые не идут ни в какое сравнение с лучшими его вещами
.
И вообще англичане с американцами рулят. Авторов из других стран считай нет, французов тоже раз-два и обчелся. Разве что «Fleuve Noir» поддерживает земляков. Да и у них только что открыли серию «Мировые бестселлеры», в которой издают главным образом американцев да россиян. Лишь с трудом удается пропихнуть туда авторов из других стран Европы. Из поляков там выйдет Конрад Фиалковский, ну и, может быть, Чеслав Хрущевский.
Ну и еще много чего интересного. В том числе и о Стругацких заходит разговор. Ну а что Стругацкие, говорит Барбе, они известны в ССР или, там, у вас в Польше, а в США, например, не имели успеха. Как, впрочем, и французы, которые редко обретают популярность за границей. Может быть потому, что пишут главным образом для французов, с характерным для нашей, французской, культуры подтекстом… Ей-богу, пишу вот это вот и думаю, что за тридцать с лишним лет ну ничегошеньки там, на Западе, с этим делом не изменилось. А про Барбе (1925 -- 1995), хотя он и к тому уже времени написал более 40 романов, мы и сейчас знаем разве что по энциклопедии Вл. Гакова. Ничегошеньки у нас из Пьера Барбе не переводилось.
8. С Вольфгангом Ешке (род. 1936) – редактором отдела НФ в западногерманском издательстве «Wilhelm Heyne Verlag» ведут разговор Анджей Вуйцик и Адам Холлянек.
Издательство существует с 1958 года, с 1960 года издается серия НФ. Ешке редактирует эту серию последние семь лет, с 1979 года в одиночку. «И сколько книг в серии издается в год?» Помню, как я поежился 30 с лишним лет назад, прочитав ответ: «Около сотни…». Ну и еще много интересного. В том числе о формировании читательского рынка. И об отношении к Станиславу Лему – Ешке считает его выдающимся мыслителем, но неважным рассказчиком (я чуть сгустил краски, но смысл такой). Больший интерес проявляет к Конраду Фиалковскому и Адаму Висьневскому-Снергу.
В Польше к этому времени вышли всего три рассказа Ешке: «Szczelyna w skale /Der Ris im Berg» и «Troche więcej niż 12 minut /Zwölf Minuten und einiges mehr» в журнале «Problemy» (так и хочется вскликнуть: «Вот оно -- Problemy!», но я спешу наступить на горло собственной песне), 2/1979 и «Tore zur Nacht/Wrota nocy» в этом же журнале, 12/1980 – все в переводе БОЖЕНЫ ВИТКОВСКОЙ/Bożena Witkowska. Про Ешке наш ФАНТЛАБ пока не знает, хотя, несомненно, знают немецкие и другие энциклопедии НФ. Гаков тоже знает.
Уже завершая подготовку этой части поста к публикации, я узнал, что В.Ешке вот только что, через 32 года после интервью, данного полякам, и 29 Евроконов спустя, стал лауреатом XVI Еврокона в категории «Зал славы. Лучший писатель». Мои поздравления этому замечательному писателю-фантасту и издателю. Наш ФАНТЛАБ по такому случаю наградил его ссылкой на ресурс тут которая, увы, пока никуда не ведет…
1. Ну, само собой разумеется, Айзек Азимов в особых представлениях не нуждается.
Вот его досье тут Оригинального названия рассказа в журнале нет, но это, конечно, «Fundation» (другое название «The Encyclopedist») (1942) -- новелла, из которой вырос известный громадный цикл. Вот ее карточка здесь На польский язык рассказ перевела АННА МИКЛИНЬСКАЯ/Anna Miklińska, а иллюстрировал (двумя небольшими черно-белыми иллюстрациями) Р.ВОЙТИНЬСКИЙ/R.Wojtyński. На русском языке ее нет. На польском языке из всего огромного творческого багажа Азимова опубликованы к этому времени лишь два романа: «Стальные пещеры» (как «Позитронный детектив/Pozytronowy detektyw» -- в той самой, кстати, детективной серии «Клуб серебряного ключа» издательства «Iskry», о которой мы недавно говорили -- в 1960 году, в переводе ЮЛИАНА СТАВИНЬСКОГО/Julian Stawiński -- и «Конец вечности/Koniec wieczności» в том же издательстве, но в другой серии «Fantastyka-Przygoda» в 1969 году в переводе ЕЖИ ЗБИЕВСКОГО/Jerzy Zbijewski. Ну и было еще несколько рассказов – в периодике и антологиях.
2. Американские писатели Джоан Bинджтут и Вернон Винджздесь (на тот момент супруги) написали рассказ (скорее даже небольшую повесть) «Ученик торговца/The Peddlers Apprentice») в 1975-м году.
Это был первый из написанных ими в соавторстве рассказов – нечто среднее между НФ и фэнтези с динамичным сюжетом и неожиданной концовкой. Вот карточка этого рассказа тут На русском языке он вышел в переводе (по слухам, не лучшем) в сборнике «Ложная тревога» в 2004 году. Смотрим тут На польский язык его перевела ЕВА ЦЬВИРКО-ПАНИЛОВСКАЯ/Ewa Ćwirko-Panilowska, а иллюстрировал (двумя небольшими черно-белыми иллюстрациями) ВИКТОР САДОВСКИЙ/Wiktor Sadowski. Для поляков – это первое знакомство как с Верноном, так и с Джоан Виндж.
3. В этом номере завершается публикация повести Джорджа Р.Р.Мартина и продолжается печатание повести А. и Б. Стругацких.
4. И новое подтверждение издательской политики относительно польских авторов – дорогу молодым. Рассказ «Узилище» (мой вольный перевод польского названия, дословно это «закрытое учреждение») написал студент архитектурного факультета Вроцлавского политехнического института
Анджей Земяньский, в чьем активе к тому времени находилось лишь несколько напечатанных рассказов. На снимке – Земяньский сидит.
Ныне это уже маститый писатель, чуть-ли не классик – смотрим тут Карточка рассказа здесь В нем идет речь о узниках некоего «закрытого учреждения», которым, после того как их надсмотрщики исчезли неведомо куда (да и были ли?), оказывается более привычным ничего не менять в своей жизни. Рассказ оснастил двумя черно-белыми иллюстрациями АНДЖЕЙ БЖЕЗИЦКИЙ/Anrzej Brzezicki. Лобовое, конечно, решение проблемы социалистического лагеря, и куда смотрела цензура, мне совершенно не понятно. Впрочем, это перепечатка из студенческого журнала «Sigma», № 101, 1978/79. На русский язык рассказ не переводился.
5. Чеслав Бялчиньский(род.1952) к моменту появления на страницах «Фантастыки» уже имел на своем счету две повести НФ: «Попытка вторжения/Proba inwazji». («Iskry», Варшава, 1978) и «Запрет на въезд/Zakaz wjazdu» (то же издательство, 1981), но в журнале почему-то перепечатывается его дебютный рассказ «Касание» (или «Контакт»? автор, похоже, реализовал в названии некоторую двусмысленность, отсутствующую в русском переводе: «styk» по-польски и то, и другое, а «kontakt» -- он и есть контакт), опубликованный в 1976 году в 11-м номере журнала «Mlody Technik».
Впрочем, рассказ неплох – это «интересная версия “нереализованного контакта”, в которой “встреча” двух враждебных друг другу цивилизаций происходит на глазах у дезориентированных землян». Рассказ оснащен черно-белой иллюстрацией авторства ВИКТОРА САДОВСКОГО/Wiktor Sadowski. Вот она тут внизу. На русский язык ни этот рассказ, ни другие произведения Ч. Бялчиньского не переводились. ФАНТЛАБ его не знает.
Условия производственного полиграфического цикла таковы, что редакция вынуждена готовить второй номер журнала чуть ли не встык к первому. Состав редакции тот же, разве только теперь четко обрисовано положение Мацея Паровского – он отвечает в журнале за польскую литературу. Тираж журнала столь же четко обозначен – 100 тысяч экземпляров. Все тот же формат, тот же объем, та же дрянная газетная бумага… Печатается в Лодзи.
Передняя страница обложки оформлена под плакат Еврокона VII (а может быть, и был таковой), задняя – обложка к «Жуку в муравейнике» А. и Б. Стругацких. Художники не указаны, но мне известно, что в передней странице использована картина замечательного голландского (живущего однако в Италии), европейской славы художника КАРЕЛА ТОЛЕ/Karel Thole (1914 -- 2000), с которым делегация «ФАНТАСТЫКИ» встретилась на Евроконе VII и который в ответ на смущенное признание поляков, что платить они смогут только «злотувками», лишь улыбнулся и кивнул головой в знак согласия. О Кареле Толе можно узнать здесь