Контакт человека с неизвестной силой, природу которой он не в состоянии понять, упоминал в своих произведениях едва ли не каждый писатель-фантаст. В будущем, описанном Филипом Диком в романе "Убик", люди летают в командировки на Луну и исследуют другие звёздные системы. Но главной темой и загадкой романа, той самой неизвестной силой, становится человеческий разум, в глубины которого автор погружает читателя.
В этом ролике речь пойдёт об основных темах романа "Убик", который многие считают квинтэссенцией творчества Филипа Дика, а также о различных трактовках сюжета.
00:00 — Вступление
01:19 — О романе "Убик" и идеях Филипа Дика
04:27 — О мире будущего. Телепаты и мораториум
11:28 — Игра "Убик" и фильмы по произведениям Филипа Дика
13:53 — Тотальная коммерциализация и полужизнь
16:51 — Убик
18:32 — Иллюзорная реальность
20:53 — Версии произошедшего, толкования сюжета
32:43 — Ложные реальности, Лема не существует
35:32 — Убик и Футурологический конгресс, Солипсизм и взаимодействие сознаний
37:08 — Заключение. Полуживой герой
39:05 — Список использованных материалов, благодарность спонсорам
29 апреля 2023 года Институт космических исследований Российской академии наук совместно с Библиотекой №180 им. Н. Ф. Фёдорова ОКЦ ЮЗАО проходит презентация специального номера журнала «Земля и Вселенная» №1, 2023, посвященного философии русского космизма.
«Земля и Вселенная» №1, 2023
Русский космизм: философия, которая изменила мир к лучшему
***
Обсуждение докладов:
⏩ Морозова Л. Н. А. Л. Чижевский и С. П. Королёв
⏩ Гачева А. Г. Философия русского космизма и образ будущего
⏩ Оносов А. А. Пространство-время идей В. И. Вернадского: научные представления философии космизма
⏩ Петрова Е. Н. Космизм в русском искусстве первой половины XX века
Эту лекцию можно было бы переназвать «История о том, как Джордж Лукас и Джеймс Кэмерон всё украли у Павла Клушанцева, или Невероятные приключения спецэффектов в стране большевиков».
Эльдар Салаватов расскажет о творческой траектории режиссёра, оператора, писателя, сценариста Павла Клушанцева и его вкладе в мировой кинематограф. Узнаем о художественных и технических приёмах советской кинофантастики и о том, каким образом эти приёмы были переосмыслены современным Голливудом.
Эльдар Салаватов — российский кинорежиссёр, сценарист, автор комиксов.
***
О влиянии Павла Клушанцева на голливудское кино говорят часто. Но где действительно можно разглядеть это влияние, а где оно просто мерещится? Фантазмы важнейшего советского космиста и его заокеанских последователей в видеэссе, смонтированном Михаилом Архиповым для выставки «Космос Павла Клушанцева», которая проходит на Ленфильме в апреле 2021 года.
«Сталкер»Андрея Тарковского — шедевр мирового искусства. Фильм, который перевернул представление о том, каким может быть кино. Какое влияние оно может оказывать на человека.
Сколько мифов, легенд, историй соткано вокруг этой картины. Помогает ли большинство из них разобраться в ней? Вряд ли.
За исключением тех свидетельств, которые рассказаны людьми, всё видевших своими глазами. Теми, кто участвовал в создании шедевра.
Таких людей осталось немного. Единицы.
Один из них — Евгений Васильевич Цымбал. Выдающийся кинорежиссер. Обладатель премии британской киноакадемии (BAFTA) за фильм «Защитник Седов».
А в 1976 году он начал свою работу в съемочной группе «Сталкера». И он один из немногих, кто прошел этот путь до конца. Сегодня он наш Вергилий в странном и запутанном мире «Сталкера».
Таймкоды:
00:00 Тизер
01:50 Кто такой Андрей Тарковский в 1976 году — в момент начала съемок «Сталкера»
03:10 Какие у Тарковского отношения с киносообществом: Бондарчук, Герасимов, Юткевич, Козинцев, Ромм
04:55 Тарковский и фантастика, судьба картины «Солярис»
06:15 Как Тарковский обратил внимание на повесть «Пикник на обочине»
08:03 Запись в дневнике Тарковского: «Из этой повести может получиться интересный сценарий для кого-нибудь»
09:04 Суперзвезды своего времени: Борис и Аркадий Стругацкие
11:53 Реклама о том, как помочь потерявшемуся человеку с деменцией
13:52 Как возникло и что значит слово «сталкер»
14:38 Почему Тарковскому разрешили снимать «Сталкер»
17:11 Замечательный мастер: художник фильма Александр Бойм
18:19 Абсолютная звезда: оператор Георгий Рерберг
18:45 Как и где искали натуру для картины: мир после глобальной катастрофы
23:24 Реклама о самом большом каталоге книг в России
26:24 «А Алису Фрейндлих не хотите?»
28:48 Пробы Марины Неёловой: «Мужики не дали бы ей страдать пять лет»
29:48 Актерские пробы и «отрицательное поле» жены Тарковского — Ларисы Тарковской
31:20 И наконец пробы Алисы Фрейндлих
33:24 «Кого ж мы будем снимать – актрису или Ларису?»
34:20 Уникальные декорации, которые построил в павильоне в Москве Александр Бойм
35:08 И снова поиск натуры: брошенная электростанция в Эстонии
35:57 Параллельная работа Тарковского: «Гамлет», обустройство дома в Мясном и мечты о том, чтобы уехать в деревню и разводить гусей
38:57 «Мы все плохо понимали, что он хочет»
40:09 Георгий Рерберг — Аркадию Стругацкому: «Ну вы тоже не Достоевский»
41:53 Самая сложная сцена (которая в итоге не вошла в фильм)
46:07 Как вели себя артисты на площадке? Кодекс поведения на площадке
47:07 «С предметами мне было тяжелее, чем с актёрами». Солоницын, Кайдановский, Гринько
49:05 История про брак плёнки (трижды) и признание Тарковского: снимаем не то
52:55 «На него навешали всех собак»
54:45 «День промыт как стекло» – манера оператора Леонида Калашникова
54:58 «Двух гениев на одной площадке быть не может»
55:58 Сорок дней простоя, инфаркт Тарковского, бутафорские листья на деревьях, и наконец, консервация фильма
57:54 Производство возобновляется: главный герой начинает меняться на глазах
01:00:00 «Женя, ну проявите немного фантазии!». Как снималась сцена панорамы на дне ручья
01:02:05 Листок календаря с датой смерти Тарковского
01:02:45 «Жень, а теперь попробуйте поймать лягушку»
01:04:15 История про собаку (или лису, которая будет ходить по кадру там, где нам нужно). Собака по имени Рэнди Раймо, которую даже поставили в титры
01:09:28 Третий оператор на картине: Александр Княжинский
01:09:52 Как снималась сцена с пролетающей птицей
01:14:20 «Заклинание стаканов»
01:16:07 Как прошла премьера «Сталкера» на Мосфильме
режиссёр: Андрей Тарковский, сценарий: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий в ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Алиса Фрейндлих, Николай Гринько, Наташа Абрамова, Файме Юрно, Е. Костин, Раймо Ренди, Владимир Заманский
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам,...
Японская массовая культура — комиксы манга, анимация — берëт корни в национальном искусстве страны. В рамках встречи мы расскажем об истории аниме и манги, как они связаны и чем отличаются от европейской школы анимации. Вы узнаете об особенностях монтажа и о специальном знаковом языке в аниме.
Спикер: Елизавета Орловская, бакалавриат НИУ ВШЭ ОП "Культурология", студентка Школы Родченко (мастерская Мухина-Нистратова). Занимается изучением японской визуальной культуры, современной японской фотографии, японским авангардным театром (1960-1970), психоанализом.