Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 марта 2010 г. 12:30

Удивительный совершенно роман, который мне очень понравился.

В то время, как иные авторы берут какими-то красивыми сюжетными завихрениями, Кутзее ухитрился все самое интересное поместить в том, что в книге НЕ происходит. То есть сюжет движется себе вперед, неторопливо и размеренно, но базируется он на том, чего нет и не будет. На том, что расположено между строк. На мой вкус, надо обладать большим талантом, чтобы суметь написать такое.

Итак, чего же в романе нет? Нет тех самых варваров, вокруг которых, собственно, все и вертится. Имеем эдакую шестеренку, которая крутится сама по себе, перемалывая воздух.

А что есть? Есть Империя, которая в своей охоте за фантомами пожирает саму себя. Империя, симптоматично неназываемая: подразумевается Римская, на самом деле — любая другая.

Есть сложные взаимоотношения Столицы и пограничной провинции, которые, несмотря на территориальную принадлежность одной Империи живут абсолютно по разным законам. Их краткое соприкосновение показывает это непонимание по полной, они, по сути, являются варварами друг для друга.

Мне, кстати, понравилась некоторая зеркальность — то, как Столица отнеслась к Империи нашло свое отражение в частном случае отношений столичных следователей и провинциального судьи. Краткий, разоряющий, бессмысленный набег Столицы в охоте за тем, чего нет, и такой же краткий, бессмысленный и жестокий суд над провинциальным судьей. В обоих случаях, наигравшись, Провинцию отбросили в сторону, как ненужную куклу. И в обоих случаях Провинция нашла в себе силы оправиться и жить дальше.

Мне кажется, это тоже очень показательно — то, что при всем старании Столица своими проверенными методами не смогла окончательно сломать Провинцию. С одной стороны, не за этим она приехала и не надо было это ей. Так, поигрались и выбросили. С другой стороны, этим подчеркивается абсолютная чуждость мира центра Империи и мира ее окраины. Если бы центру удалось сломать окраину (в целом и подозреваемого судью в частности), можно было бы найти между ними точки пересечения. Хотя бы и в том, что насилие одних может уничтожить спокойную жизнь других. Но это не так. Две вселенные соприкоснулись и разошлись — в итоге без особых последствий друг для друга. Так и должно быть.

А что же те самые варвары, вынесенные в название и бряцающие оружием на гранцах Империи? Их мы давненько не вспоминали. Хотя зачем? Их просто нет...


Тэги: кутзее
Статья написана 23 марта 2010 г. 12:17

По случаю хорошей погоды шел на работу пешком и по пути встретил одну хорошую знакомую. Она тоже шла пешком и нам минут двадцать было по пути.

Ну и в дороге у одного из перекрестков родилась любопытная теория: глядя на зеленого человечка, горящего на светофоре я внезапно понял, что вот же они, "зеленые человечки"/пришельцы, они уже давно среди нас, живут в светофорах. Может, тут для них ад и они в наказание за нечестивые жизни у себя на Венере должны светить участникам транспортного движения на Земле? Хотя на Венере такие условия для жизни, что это вполне может быть и рай.

Впрочем, девочка предложила куда более забавную мысль: на самом деле у них на планете тоталитаризм и светиться инопланетянам строго запрещено, хоть как бы они это не любили. А если уже проштрафились, то отправляются в ссылку на Землю, где светят уже по принуждению, стимулируемые электричеством, до самой смерти — прямо в клетках светофоров, и тогда зеленый огонек гаснет вплоть до момента, когда пришлют нового проштрафившегося.


Статья написана 22 марта 2010 г. 15:14

Я очень люблю Кинга, до предела закручивающего интригу, насыщающего роман событиями как в «Противостоянии» или «Лангольерах». Я очень люблю Кинга, копающегося в призраках, живущих внутри человека, как в «Сиянии».

В «Дьюма-Ки» большую часть книги мы видим, скорее, второго Кинга, у которого психология преобладает над действием. Интрига как внешняя, так и внутренняя разворачивается очень медленно, очень неспешно, только иногда слышно далекие раскаты грома, которые должны со временем перерасти в настоящую бурю.

Честное слово, никогда такого не видел у Кинга, когда счет страниц идет на сотни, а не происходит практически ничего. И это при том, что писать Стивен стал, на мой вкус, еще лучше, чем раньше. Каждое слово, каждая метафора на своем месте. Вот ведь сюрприз, сюжет стоит на месте (то есть что-то таки происходит, но очень неспешно), но при этом ничего лишнего. Просто вот такое авторское видение романа.

Вот так протекает жизнь художника на маленьком островке Дьюма-Ки – с одной стороны посиделки с другом-соседом, организация выставки, семейные неурядицы, с другой – мистические картины, своего рода мостик между нашим миром и миром мертвых, видения и призраки. Эдакие качели, которые мерно и постепенно расшатывают сюжет, пока не срываются в стремительную и пугающую карусель. Роман выполнен с огромным мастерством, и, читая его, я получал большое филологическое удовольствие, даже несмотря на не блещущий перевод (нет-нет, косяков там нет особо, просто чувствуется, что многое из оригинального текста потеряно) – даже в тех местах, где было откровенно скучно.

Очень любопытная книга, хотя и не лучшая у Кинга – все-таки соблюсти баланс между интересным повествованием и писательским талантом удавалось далеко не всегда.


Тэги: кинг
Статья написана 22 февраля 2010 г. 16:51

Что это: сюрреалистичное фэнтези

В наличии: навозная куча как колыбель для новорожденного – зеркальная тюрьма – голем-убийца – путешествие в сердце Земли – вор, шастающий по теням – цифровой код для обретения суперсилы – поединок с камнем-вампиром.

Re: Роджер Желязны на самом деле мастер описывать такие вот сюрреалистично-небанальные фэнтези-миры. Иногда, правда, у него получается совсем мутно, а иногда, как в случае с Джеком, необычно и очень хорошо. Мир, представленный здесь, крайне интересен: он состоит из обыденного и магического, из света и тени, из волшебства и механики… По этому миру бродят крайне интересные герои (причем книгу вполне можно трактовать как dark fantasy, ибо ни одного положительного героя в ней нет, разве что кроме души Джека, та эпизодичной Ведуньи) и творятся по-настоящему эпические события, вплоть до полного переделывания мира. И все это на жалких 120 страницах.

Я не знаю, кому продал душу Желязны за свой талант, но уж когда у него получается, то оторваться просто невозможно. Шикарный полет фантазии, динамизм, насыщенность событиями, богатый образный язык, одно плохо – уж больно короткая книга, слишком быстро заканчивается.

В общем, отличная фантастика старой школы.

Sum: 9/10


Тэги: желязны
Статья написана 13 февраля 2010 г. 19:43

Что это: трехгрошовый роман

В наличии: ряд отборнейших аферистов – чувственные женщины – убийство протезом – финансовые махинации – теория и практика нищенствования – браки по любви и по расчету – гонки корпораций

Re: этот роман был посоветован мне, как любителю литературы, где на первом месте стоит разветвленный (но при этом логически связный), сложный и динамичный сюжет. Это действительно так, я такое люблю, и у Брехта все эти сюжетные кружева наличествуют в большом количестве. Ежестранично плетутся заговоры, интриги, махинации и аферы… Вообще роман напоминает большую шахматную партию, в которую играют одновременно с десяток игроков, причем периодически некоторые из них объединяют усилия, а потом кто-то аккуратно бьет кого-то в спину и продолжает свою игру.

Удивительное дело, но при всех этих сюжетных коллизиях я не остался от книги в таком уж восторге. Может быть, виной тому то, что все эти «игроки», по сути, на одно лицо – и большой разницы, следить ли за Мэкхемом, за Пичемом или за Коксом нет. Все они абсолютно одинаковые, а потому эффектность того, как один из них ловким финансовым броском через плечо укладывает другого имеет некоторую ценность за счет самого броска, но впечатление несколько нивелируется оттого, что отличить противников можно только по именам, в остальном они полностью идентичны.

Так же бешеный сюжетный галоп практически не оставляет времени ни на что другое – вся описательная часть отсутствует как класс. Ни одной передышки, ни одного антракта, ни одной «красивости» — одни аферы и жульничество. Честное слово, я от такого устал.

Вот так и получается, что при всех своих очевидных плюсах, при всем своем сложном и интересном сюжете никак не могу поставить больше, чем…

Sum: 7/10


Тэги: брехт



  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх