fantlab ru

Густав Майринк «Зелёный лик»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.10
Оценок:
163
Моя оценка:
-

подробнее

Зелёный лик

Das grüne Gesicht

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Много лет назад барон Пфайль был так поражён портретом Агасфера в музее Лейдена, что теперь тем более поразительно, как может быть так, что такого портрета в музее и в помине не было. Почему же тогда так отчётлив в памяти барона ужасный оливково-зелёный лик с чёрной повязкой на лбу и бездонными провалами вместо глаз? И почему на него так похож Хадир Грюн, старый еврей, владелец лавки чудес, которую намедни, спасаясь от городской суеты, посетил друг барона Пфайля, Фортунат Хаубериссер? Хотя постойте! Должно быть это наваждение! Ведь хозяина лавки зовут Циттер Арпад. И он честный христианин. Ну почти...

Похожие произведения:

 

 


Густав Майринк. Сочинения в трех томах. Том 1. Волшебный рог бюргера. Зеленый лик
2000 г.
Зеленый лик
2004 г.
Зеленый лик. Майстер Леонгард
2004 г.
Избранное
2004 г.
Кольцо Сатурна
2004 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том второй
2009 г.
Вальпургиева ночь
2018 г.
Малое собрание сочинений
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Das grüne Gesicht
1916 г.
(немецкий)
Das grune Gesicht
2006 г.
(немецкий)
The Green Face
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Зеленый лик». Из всего прочитанного мною у Майринка — романов, рассказов — этот пока кажется самым эзотерическим. Фрагменты таинственного манускрипта, найденного Фортунатом, главным героем, в стене дома, оказываются наставлениями неведомого автора на прохождение духовного пути; точно так же и сам роман является наставлением Майринка своему читателю (ближе к концу «Зеленый лик» оказывается буквально вписанным сам в себя — ибо герой решает продолжить манускрипт собственной историей) — и, похоже, временами автор не может определиться с тем, пишет ли художественное произведение или философский трактат. Тревожные блуждания героев в полумраке амстердамских улочек соседствуют с детальным описанием быта мистической секты и разговорами «в духе», почти детективная история с загадочным «кунштюк-салоном» — с размышлениями о смысле человеческой жизни и поучениями о выборе истинного пути. И, хоть книга как раз и подразумевает сосуществование этих двух миров — внешнего, пошло-обывательского, и сопротивляющегося ему внутреннего духовного — их тяжело свести вместе. Хочу сказать то, что «Голем», например, выглядел цельным, а при ближайшем рассмотрении открывал в себе различные трактовки происходящего, явную и «тайную». «Зеленый лик» же оставляет странное чувство, что перед нами изначально две трактовки, два романа с совершенно разным ритмом, поэтому чтение их напоминает волновой график синусоиды, где одни части, вызывающие жгучий интерес, периодически сменяются утомляющими пассажами.

Учитывая тематику «Зеленого лика», возможно так и было задумано. Но тогда это произведение скорее ума, а не сердца.

Экспозиция романа — захватывающая. Голландская столица, переживающая последствия Первой мировой войны. Некогда чистый, респектабельный город Амстердам ныне наводнен беженцами со всей Европы и погружен в хаос. На улицах — Вавилонское столпотворение. Повсюду в воздухе витает предчувствие грядущего апокалипсиса: старые, довоенные идеалы были сметены и разрушены, а новых на их обломках не народилось. Так и бродят люди — неприкаянные души без цели, без смысла в дальнейшей жизни. Таков и Фортунат Хаубериссер, судя по всему, бывший военный инженер, ныне преисполнившийся презрения к делам окружающих и затворившийся от всех в съемной квартирке. Жизнь ему опротивела, и что делать с ней, Фортунат не знает: неужели, задается он вопросом, цель всякой человеческой жизни есть только смерть?..

Случай ли, судьба ли приводит его в нелепое, на внешний взгляд, заведение, которое специализируется на всяческих салонных фокусах. Но отчего такую тревогу вызывает облик хозяина сего салона, старого Хадира Грюна?.. За игрушечным шутовством, кажется, скрывается подлинная магия…

Временами действие переключается и на других героев — писатель будто подглядывает в жизни разных людей, с одной стороны, создавая этим впечатление масштабной картины происходящего, с другой ненавязчиво намекая читателю: все судьбы связаны. И фигура Евы, возлюбленной Фортуната, имеет на этом полотне значение не меньшее, чем образ главного героя.

И в который уже раз Густав Майринк виртуозно объединяет верования многочисленных народов и религиозных сект, нащупывая в них общие нити, из которых сплетает единый целостный универсум. Отголоски иудейских и христианских, средневековых европейских, индийских и африканских мистических учений формируются под пером автора в одну большую философию жизни и очищения духа. Как уже было сказано ранее, в случае конкретно этого романа — нелегкую для постижения. С точки зрения художественной «Зеленый лик» выглядит и читается неровно. Это при том, что центральная идея со времен «Голема» не поменялась (здесь, скорее, автор пробует ее развить). Но — если обратиться к сообщению, транслируемому нам писателем — так ли легок путь в Жизнь Вечную?..

Под скорлупой авантюрного романа с жуткими убийствами, магией и перевоплощениями скрывается труд философа.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Те, кто думают, что жизнь начинается рождением и заканчивается смертью – не видят круг, куда уж им разорвать его» — книга для тех, кто не желая быть запятой — хочет поставить точку и «обрести вечную улыбку, что сложнее, чем на всех кладбищах мира найти череп, который носил на плечах в предыдущей жизни». Если с самого начала текст кажется безумным, лучше его не читать, ибо лучше «не вызывай того, с кем не можешь совладать».

Удивительными и невероятными я нахожу романы Густава Майринка, поскольку уже несколько лет они вплетаются в жизнь и становятся на всех уровнях ее отражением. Впервые, когда я прикоснулся к роману, слова складывались в несуразные предложение, сознание не хотело принимать этот текст, который не смотря на отчужденность, звучал словно мистические речи из пророческих снов.

А открыв книгу во второй раз — был подхвачен мощным потоком поразительного текста. Каждая страница запечатлилась в памяти, словно блик солнца отпечатавшейся на сетчатке глаза. Когда-то меня поразил «Голем», потряс «Белый Доминиканец», пробудил «Ангел Западного Окна». И в «Зеленом Лике» нашел отображение действительности.

Во время чтение возникало буквально дежавю, потому что испытал не себе некоторые эпизоды из реальной и потусторонней жизни Фортуната. Так же как и главный герой романа, желающий проникнутся сутью, сущностью и структурой вселенной, обнаружил себя Идущем по Пути.

Это не художественный роман, хотя художественная составная куда сильнее и увлекательнее некоторых шедевров мировой литературы. Чего только стоит любовная линия! И это даже не роман ужасов. Хотя лик Хадира Грюна, возникающий сначала в мыслях, будоражит ум и воображение. В этом романе сплелись герметические и эзотерические учения с оккультными знаниями. Автор предлагает Ключи. Описывает посвящение неофита:

Сначала ты чувствуешь, что потусторонние силы решили возвысить тебя до нового состояния. Но экстаз и умопомрачение – это путь вниз. Ты всего лишь песчинка подхваченная смерчем, сметающем все на своем пути. В начале пути все походят на слепых котят оторванных от мира, чьи действия напоминают выходки сумасшедших. Желая постигнуть себя, в душевном одиночестве стремясь вверх, вы начнете обретать ясность. Так начинается Пробуждение, когда Хадир переставляет свечи:

"…есть такая смерть, которая стирает внутренний мир, но щадит тело и этот момент дороже всего, ибо может привести к победе над самой смертью. Дух Земли чувствует угрозу. Наступает момент, когда человек может одолеть его…»

Далее появится ваша противоположность, в которой вы найдете отражение; проводники — служители света и демоны из беспросветной страны. Одни будут служить вам путеводной нитью к просветлению, вторые попытаются затащить бесповоротно во мрак. Но это уже не отзыв, а рассуждение о принципах и ступенях герметизма )))

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Зелёный лик» — один из двух незаслуженно непопулярных романов Майринка, объективно способный потягаться по художественным достоинствам с самым известным произведением автора — «Големом».

В отличие от другого мало читаемого произведения, «Белого доминиканца», «Зелёный лик» обладает внятным последовательным сюжетом и самобытными жизнеспособными персонажами, среди которых центральное место отведено герою по имени Фортунат Хаубериссер. Первоначально повествование не открывает чёткой фабулы, предпочитая последовательно вырисовывать детализированный мир полный цирковых представлений, торговых лавок, околорелигиозных бесед, карточных игр и прочего.

Такой зачин создаёт впечатление сумбура и хаотичности подачи романа, но впоследствии каждый элемент будет вмешён в стройную логико-философскую систему, а основная история сведётся к следующему: протагонист ищет таинственным образом исчезнувшую возлюбленную, при этом по рекомендации сведущих, используя для поиска духовную практику. На главный сюжет наматываются побочные нити, раскрывающие символическую сторону произведения, а так же уплотняющие его взаимопроникающими петлями событий. Читатель встретит на страницах и чернокожего африканского колдуна, и зеленоликого призрака, и человека, воскресшего из мёртвых.

Касательно персонажей — всё исполнено на достойном уровне. Каждый здесь — личность, причём с одной только ему присущей манерой изъясняться. В образах учтены различия в жизненном опыте, национальности, мировоззрении.

Стилистически — блестяще. Майринк всегда скрупулёзно относился к оформлению текста, но в «Зелёном лике» превзошёл себя. Помимо лёгкого и приятного слога, насыщенного потрясающими метафорами, роман может похвастать ошеломляюще большим словарным запасом.

Сюжет не лишён интриг и приятно удивит внезапными кровавыми и экшн-сценами с погонями, поединками и убийствами. Финальный эпизод, возможно, является самой масштабной из иллюстраций Майринка. В целом здесь всего понемногу: ужасы, детектив, мелодрама, социальная критика, философия, оккультизм. Следует оговориться, что сколько-нибудь стройной, держащей в напряжении истории в «Зелёном лике» всё же нет, равно как и в прочих крупных вещах автора. Берут они атмосферой и философией.

Не смотря на политематичность и многожанровость, роман сохраняет баланс, и таких многостраничных лекций как в «Белом доминиканце» в «Зелёном лике» не найти, хотя по информационной насыщенности данный роман намного весомей. Майринку удалось подать материал дозировано, разбавив его повествованием и описаниями, благодаря чему получилась логическая зависимость происходящего с эзотерическими вставками. Лишь пару раз в тексте всё же возникают масштабные объяснения, но они представлены как своевременно попавшая к главному герою рукопись о саморазвитии, что сюжетно оправдывает объёмное изложение идей.

Само название «Зеленый лик» связано с абстрактным персонажем романа — Вечным Жидом. Здесь он не столько действующее лицо, как это было, например, в романе «Монах» М.Г.Льюиса, а аллегория и символ, задействованный сразу в нескольких значениях, сводящихся к единому множителю.

Основная мысль произведения связана с обращением человека к «Сверх-Я», себе истинному, неповторимой индивидуальной вечной душе. Налаживанию этих взаимоотношений и просвещенна большая часть оккультных практик, описанных в романе необычайно прозрачно и подробно, что делает «Зелёный лик» самым практически применимым для эзотерика крупным произведением Майринка. По сути, представленная методология — полноценный путеводитель для ищущего духовного развития.

Разумеется, роман затрагивает намного больше тем: предупреждает о подводных камнях практика-эзотерика, описывает необходимые шаги, философию, рассуждает о дисбалансе в понятиях «вера» и «религия», расшифровывает библейские символы, высказывается по поводу индивидуальности и общедоступности знаний, полученных опытным путём, затрагивает вопрос рая, ада и жизни после смерти, а так же единого информационного поля и единосущного «Я». Есть в «Зелёном лике» и более рутинные измышления, к примеру, диалоги о нацизме и религиозном фанатизме или короткая, но запоминающаяся история о судьбе полудикого африканца, отражающая реалии времени.

Единственный объективный минус романа в его кажущейся непоследовательности. Следить за событиями местами сложно.

В остальном, «Зелёный лик» — одно из лучших произведений Майринка, щедро наполненное оккультным материалом, яркими персонажами, красочными метафорами, и рассказанное приятным доступным языком, превращающим чтение в удовольствие. Роман заслуживает самой высокой оценки.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С самых первых строк «Зеленый лик» будоражит воображение своим невероятно мощным символическим рядом, погружая в настоящий Мальстрём эзотерики, алхимии и оккультизма. Тяжёлый, выверенный слог романа гипнотизирует: чуть ли не каждое предложение здесь будто содержит в себе некий колдовской пасс или тайный знак, которые являются ключом к скрытым на страницах книги знаниям. (Отдельно нельзя не отметить представленное здесь читателю поистине колоссальное сплетение традиций и практик, складывающихся в угнетающий гностический узор, и многие фрагменты повествования сами по себе требуют дополнительного чтения).

Некая сумбурность начала полностью искупается дальнейший действом и фабулой (не говоря уже финале — этом Opus alchemicum), Майринк так соединяет «магию» и реализм, едва заметно заполняя привычную европейскую обстановку разного рода «потусторонними» деталями, что невозможно не верить в этот зыбкий, пропитанный дурманящими восточными благовониями, мир.

Это ни на что не похожее произведение, его феноменальную глубину и макабрическую атмосферу в какой-то мере можно сравнить разве что с полотнами Босха или Брейгеля Старшего. Вудизм, йога, каббала, алхимия, раннехристианская мистика, герметизм и, конечно же, любовь.

И, конечно, нельзя не упомянуть и великолепную работу составителя и переводчика Владимира Крюкова (для издательства «Энигма») — замечательная вступительная статья и подробнейшие комментарии позволяют еще глубже погрузиться в магический мир Густава Майринка.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Зелёный лик» — та самая книга, что «повлияла на меня», изменила жизнь и перевернула сознание. До неё я уже была знакома с Майринком. Начав с «Ангела Западного окна», перечитав два разу подряд «Голема», я уже восхищалась им и ушла с головой в изучение источников Майринка. Чтение его романов было похоже на пробуждение.

Если попытаться коротко выразить сюжет романа, то, прежде всего, стоит заметить, что это архетипический мотив инициации, прохождения через символическую смерть. («Человек должен выплакать из головы старые глаза, лишь тогда он сможет с улыбкой смотреть на мир новыми глазами»).

Роман начинается с того, что главный герой Фортунат Хаубериссер сталкивается с неким Хадиром Грюном (Агасфером, Вечным Жидом), который становится его проводником в процессе инициации. Агасфер не только толкает Фортуната на этот путь, но и подготавливает его женскую половину — Еву. Уже при их первой встрече героиня говорит Фортунату, что им уготована свадьба, не имеющая ничего общего с человеческим ритуалом. Это естественно, потому что, по сути, Ева – всего лишь воплощение внутренней «женственности» Фортуната. Именно благодаря ей герой обретает целостность (андрогинность), позволяющую ему прозревать мир земной и мир потусторонний. Эта идея встречается практически во всех эзотерических практиках (каббале, алхимии, тантризме), и, выражая её Майринк, использует очень богатый символический ряд.

Для меня «Зелёный лик» — не самое сложное произведение Майринка, но ему присуща особая поэзия. Роман мрачен как «Голем», но не его вязкой атмосферой безумства, а наполнен болью, ведущей к очищению, катарсису. Как ни странно, «Зелёный лик» — одно из лучших произведений о любви. О любви жертвенной и в высшей степени духовной, какая позднее будет связывать Мастера и Маргариту. Наверное, одно из немногих произведений Майринка не только для ума, но и для сердца.

Я не решусь сказать, что все в произведениях Майринка мне понятно. Он был человеком поистине феноменальной эрудиции и вплетал в свои романы мотивы самых разных учений. Удивительно, как Майринк находил общий знаменатель в идеях и образах различных духовных практик, а потом, разложив на «первоэлементы», переплавлял их в тигле искусства. Никакая философия не смогла бы творить такое, только литература.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно безумное произведение про то, что эта видимая жизнь на самом деле не жизнь, а сон, а настоящая жизнь начинается, когда человек проснется. При этом его тело может умереть, но это мелочи, главное, что человек проснулся для истинной жизни. Неплохо показан маргинальный оккультный кружок, членами которого состоят люди, в жизни не преуспевшие, задавленные ей. И вот они создают маленький мир для себя, мир, вкотором они не неудачники, а избранные, знающие истину.

Книгу, наверно, будет интересно читать тем, кто достаточно разбирается в оккультных практиках, в каббале, например.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Г.Майринка «Зеленый лик», безусловно, уступает его же роману «Голем», но не менее значим в его творчестве. Это оккультное произведение о любви, о жертвенности, об иных сферах жизни, в которые мы окунемся, когда прийдет наш черед и час. Начало романа живо напомнило мне «Мастера и Маргариту» М.Булгакова. В Амстердаме, в одном из кафе, к главному герою — юноше Фортунату подсаживается некий господин в берете(панаме) набекрень, «сверкая шикозными перстнями и моноклем, в котором мерцал антрацитовой черноты глаз». Он представляется графом Цехоньски и говорит поначалу с акцентом, коверкая слова, ерничая, называя Фортуната почему-то «конструктором торпедных аппаратов», но затем его речь становится правильной, гладкой и осмысленной. Этот эпизод напоминает беседу с Воландом на Патриарших. Известно, что Булгаков интересовался произведениями австрийского писателя и, по мнению некоторых исследователей, это отразилось в его творчестве.

Основа «Зеленого лика» это легенда об Агасфере. Об этом нам напоминает видение Фортуната(зеленое, покрытое бороздами морщин лицо), при посещении им загадочного представления в салоне- иллюзионе Хадира Грюна. Позже Фортунат знакомится и входит в круг представителей некоего эзотерического общества, возникшего вокруг энтомолога Яна Сваммердама. Туда же входят барон Пфайль, доктор Сефарди и молодая женщина Ева ван Дрейсен. Фортунат и Ева полюбили друг друга...

В оккультно-мистический сюжет вклинивается детективная линия. Негр-колдун Тганга (практикующий культ вуду, выступающий в то время в городе с представлениями), совершает жестокое убийство и ограбление старика Клинкербогка. Полиция начинает расследование, арестован невиновный человек еврейской национальности. Негр-колдун похищает и Еву. Все поиски девушки не увенчались успехом. Это доводит Фортуната почти-что до безумия. Но Фортунат обретает способность видеть потусторонний мир и соприкасаться с ним. Благодаря этим качествам влюбленные наконец-то встречаются и могут соединить свои судьбы.

Сложный, переполненный различными философскими изысками, религиозными и оккультными теориями, роман Майринка очень неоднозначен и может иметь различные толкования.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх