| |
| Статья написана 1 июня 2012 г. 18:09 |
О том, что Пратчетт и юмор суть синонимы говорилось уже не один раз, многими, и даже не может считаться баяном, ибо закон жизни — Солнце встает на востоке, вода мокрая и ПТерри — Бог юмора. Но в контексте «Ночной стражи» хотелось бы поговорить о другой синонимичной паре — Пратчетт и мудрость, которые тоже давно подружились, с друг другом на ты и гоняют чаи на досуге. Конечно, это не значит, что с юмором здесь туго, в конце концов, в героях все те же Достабль и Шнобби, а место действия — Анк-Морпорк. А значит, будет смешно. Но не только. Сюжет крутится вокруг путешествий во времени, где заброшенному в прошлое Сэму Ваймсу для того, чтобы вернуться назад в будущее, надо спасти самого себя, Стражу и всех, кому повезет оказаться рядом от мясорубки зарождающейся революции. А вот бабочек можно давить сколько душе угодно, в конце концов, инерция истории настолько велика, что даже такой супермэн, как Ваймс, толком ничего не меняет, скорее, наоборот, четко отыгрывает свою роль в спектакле. Как любой, уважающий себя и читателя демиург, Пратчетт четко знает, по каким законам крутятся шестеренки его вселенной. И помогает ему в этом не развитое воображение, а простая житейская мудрость, ведь, если отбросить утрированность, налет цивилизации, который ничего толком не меняет, ибо человеческая природа остается прежней, если отбросить формальную вежливость и прочие дипломатические ухищрения, мы увидим в жителях Анк-Морпорка самих себя, и тот факт, что мы едим шаурму в лаваше вместо сосисок в тесте от господина Достабля, ничего на самом деле не меняет, впрочем, не буду капитанить, ибо мысль ясна и закончить ее сможет даже ребенок. Посему при взгляде в кривое зеркало Пратчетта, сначала тянет поржать, но потом всмотришься и задумаешься, то ли это зеркало на самом деле кривое, то ли с рожей что-то не так. В этом, кстати, отличие Терри от другого человека, творящего свой мир с улыбкой, от Макса Фрая. Там, где у Макса чудесный эскапизм, гастрономический и не только рай, а очередная напасть лишь повод прокачать перса, ПТерри показывает нас самих себя, но таким образом, чтобы мы посмеялись над чудаковатыми персонажами. Хотелось бы сказать, что Терри написал одну из лучших своих книжек, но это можно сказать про каждый второй роман из Плоскомирья. Поэтому скажу так: Терри в очередной раз написал одну из лучших своих книг, от которой невозможно оторваться бла-бла. А еще это реально очень смешно. Хотя вы, конечно, это знаете, ведь многие начинают улыбаться еще при виде знакомого имени на обложке. Ну и правильно делают… http://fantlab.ru/work1949 10 ИЗ 10
|
| | |
| Статья написана 26 мая 2012 г. 11:58 |
Штирлиц шел по коридору на скорости 65 километров в час, и делал вид, что прогуливается. В кабинете его неудержимо рвало на Родину, а из форточки дуло. Когда персонаж прописался в народном фольклоре покрепче, чем Баба-Яга и абстрактный чукча, читать про него вполне серьезную книгу со своей драмой и своим детективом очень непросто. Обидно, конечно, что весь шпионский сюжет проспойлерен даже не столько в фильме, сколько в анекдотах. А интрига там завернута неплохо, похлеще, чем в иных романах Ле Карре, и трагедия профессора Плейшнера, и страдания радистки Кэт цепляют даже несмотря на то, что одна трогает и говорит «ого-го», а другой прыгает из окна в десятый раз, но яд все не действует. Шпионские игры на полутонах и оттенках смыслов, крысиное гнездо, а успех может быть результатом банальной удачи. Читать интересно, чему способствует и автор, который удобно сегментирует текст, представляет героев и отлично выстраивает композицию, дабы читатель не заблудился в трех соснах между Мюллером, Борманом, Шелленбергом, Кальтенбруннером и Гиммлером. Эсесовцы, к слову, не жрут детей на завтрак, а некоторые ради тех же таки детей идут против своих, умирая в заведомо проигрышных перестрелках. Высший командный состав тоже вполне человечен, они просто делают свою работу, хотя это временами неприятно, и даже водка спасает не вполне. Усталость Мюллера, метания Бормана, отчаянная попытка Гиммлера. Концлагеря тоже здесь, в этой вселенной, о них говорится, да и нацизм вполне себе на службе силы зла, но роман о людях, этим и цепляет. Ловко вводя в текст «Информацию к размышлению», Семенов несколькими штрихами рисует портреты персонажей, как основных, так и косвенных. Хлесткие диалоги и минимум попыток манипулировать читателем. Разве что под самый финал Штирлиц уходит в крайнюю сентиментальность, но он знает, что его ждет в Берлине через несколько часов, так что несколько минут тоски и ностальгии ему вполне позволительны. 8 ИЗ 10
|
| | |
| Статья написана 16 мая 2012 г. 22:11 |
Собственно, было бы крайне наивно полагать, что эта книга — нечто большее, чем обычный брендовый продукт, причем тем самым брендом тут выступает отнюдь не философия. Суть и история создания в следующем: однажды один доцент филосовского факультета очередного американского университета после просмотра очередной серии Хауса подумал, что на этом можно было бы неплохо настрогать капусты. Подговорив полтора десятка коллег, часть из которых того Хауса и в глаза не видели, но тоже хотели прикоснуться к его славе, он собрал сборник эссе, в которых гениальный диагност и мизантроп вдруг стал едва ли не самым показательным филосовским феноменом современной культуры. От верного последователя Сократа к сверхчеловеку по Ницше, от экзистенциалиста по Сартру к даосисту, от последователя дзена к утилитаристу. То ли вся мировая философия говорит об одном — и этого одного зовут Хаус, то ли авторы старательно вытягивают персонаж за уши, укладывая его в очередной канон. Благо, серий много, ситуаций много, простор для работы большой. Тем, кстати, удивительнее в этом то, что при всем богатстве серий (даже с учетом того, что в прицеле лишь три сезона) создатели топчутся по пяти-шести основным. Собственно, поэтому я и подумал, что многие прежде Хауса и не видели, и, решив создать книгу, Джейкоби вместе с приглашением разослал коллегам список основных и наиболее показательных с его точки зрения серий. В итоге имеем "Бритву Оккама", "Метод Сократа", "Пилот", "Один день, одна комната" и еще парочку. Редкий шаг кого-либо из авторов в сторону очень радует, ибо в шестнадцатый раз за антологию читать про изнасилованную женщину, которую Хаус усыплял снотворным, ибо не знал, как с ней говорить, очень утомляет. В целом сильно ругать не хочется, потому что про Хауса, много диалогов из сериала, ностальгия по первым сезонам, да и некоторые из эссе выглядят вполне неплохо. Особенно круто получилась работа по экзистенциализму и сартровской фразе: "Ад это другие". В целом, любителям глубины акваланг можно не брать, погружения не будет. По верхам пробежались по некоторым филосовским теориям, притянули за уши логику и этику, и разбежались. А ощущение того, что феномен Хауса как персонажа и "Хауса" как сериала остался нераскрыт, никуда не делся. Ибо работа — брендовая халтура, на которой профи от философии решили подзаработать. Не более. 6 ИЗ 10
|
| | |
| Статья написана 11 мая 2012 г. 10:45 |
Тексты Галиной напоминают выдержанный коньяк категории V.S.O.P., в них чувствуется порода и богатство вкуса. Написано словно по заветам Норы Галь, чистейшим русским языком, без заимствованных оборотов, канцеляризмов, штампов и прочих глупостей. Попробуйте на вкус тексты многих других авторов, а затем сразу за «Медведок» — разница в чистоте языка налицо будет, очевидна. Даже молодежный сленг смотрится в тексте Галиной весьма органично, а это бывает редко, обычно его органичность ограничена форумными страницами и обсуждениями в ЖЖ, а вне контекста все эти ктулху фтагны выглядят жутко дешево. Но здесь как-то получается. Сюжет выстроен очень интересно, то ли сон и магреализм, то ли просто запутавшийся человек и сумасшедший с навязчивой мыслью об Ахилле, из морских пучин вздымающемся. Мысль об Ахилле, кстати, и впрямь не расходится с одной из не самых распространенных теорий, впрочем, «Медведкам» от того лишь плюс, ибо шаблон ломается не только внутри сюжета, но и внутри отдельных элементов: все ведь привыкли к Ахиллу-герою, воину, а не к демону, питающемуся девственницами. Галина вообще прекрасно прячет за историей о человеке, который захотел вдруг придумать себе семью, удивительно тонкий текст на метафорах и аллюзиях, в котором двойное дно можно углядеть буквально во всем. А можно и не углядывать, воспринимая роман вполне буквально, это по желанию. Выбор за читателем. Ибо вполне возможно, что поиск скрытых смыслов суть поиск черной кошки в темной комнате, как у того же Сметанкина или даже профессора Хржановского, поверившего, что нашел земной Асгард, хотя нашел лишь китайских курильщиков опиума. Обман, фикция. Ловкость рук и никакого мошенства. Читатель сам хочет обманываться, вот ему благодатная для этого почва. Вообще самообман – центральная тема книги, сюда же и Рогнеда, и волшебный город, и фальшивая семья, и сосед с его древнегреческими теориями, и папа, бросающий ради вымышленного сына реального. Осталось лишь понять, самообман ли это, или поиск себя и своего предназначения? Исполнено все, как и ожидалось, великолепно, причем как на уровне фраз, так и на уровне построения сюжета, который оставляет простор трактовкам. Очень хорошо. http://fantlab.ru/work241822 8 ИЗ 10
|
| | |
| Статья написана 6 мая 2012 г. 13:07 |
Гладкий шелк фраз Владимира Набокова, в который смелыми узорами вплетены неожиданные, но точные эпитеты, метафоры и другие филологические драгоценности. Текст как искусство, идеально выверен даже не до междометий, а до знаков препинания. Словесная эквилибристика такого уровня, что на создание образа уходит одна деталь и пара строчек диалога, на описание мира, ускользающего из горячечного мозга Лужина, достаточно нескольких страниц, и вот оно, безумие во всей красе. Даже в заглавии заключена неочевидная двусмысленность, ибо его можно рассматривать как с точки зрения родительного, так и винительного падежа, что, впрочем, тоже лишь эквилибристика без всяких особенных смыслов. «Защита Лужина» — это такой концентрированный шахматный рай, который за несколько страниц оборачивается адом в клеточку. Главный герой, Лужин, рыцарь на белом (или черном, по жребию) коне, фаворит королевы, защитник короля и заботливый опекун толпе скромных солдат-пешек. Он кровожадный хищник в мире шахмат и безобидный планктон в реальности. Только вот связей с этой реальностью у него и так-то не много было, да и те с завидной регулярностью обрываются, превращая жизнь в грандиозную шахматную партию. Вообще говоря, шахматы со Смертью не новый эпизод в искусстве, однако Набоков обыграл этот эпизод в финале романа очень тонко, его герой совершает непредсказуемые поступки, надеюсь запутать таинственного противника, однако все эти поступки предугадываются и ведут к единственно возможному закономерному финалу, ведь Смерть – это противник, которого невозможно обыграть. Набоков начал писать роман через пять лет после самоубийства своего друга, известнейшего гроссмейстера Курта фон Барделебена, и в описаниях детства героя очень много взято из реальности. Впрочем, не раз уже замечал, что набоковская реальность полнее и насыщеннее настоящей, ибо пишет он ее очень яркими красками, удивительно точными сравнениями подмечая детали, которые создают очень точные картинки в голове. Неудивительно, что Набокова периодически экранизирует, «Защита Лужина» тоже не избежала этой участи, в 2000 году шахматиста сыграл великолепный Джон Туртурро. 9 ИЗ 10
|
|
|