Что мы знаем/помним о кинофантастике ГДР? Очень немногое. Я хоть и застал ещё эту страну, но её кинематографом особенно не интересовался даже в то время. Для общего развития посмотрел я парочку восточногерманских фантастических фильмов из числа самых известных.
В пыли звёзд (Im Staub der Sterne, ГДР-Румыния, 1976, реж. Готтфрид Кольдиц, 95 мин.)
В ролях: Яна Брейхова, Альфред Штруве, Эккехард Шелл, Милан Бели, Леон Немчик
"В пыли звёзд". Даже Восточная Германия остаётся Германией... тема раскрыта
В ролях: Кокс Хаббема, Иван Андонов, Рольф Хоппе, Всеволод Санаев, Петар Слабаков
"Эоломея". Всеволод Санаев
Фильмы объединяет космическая тема и присутствие на ведущих ролях "приглашённых звёзд" из других стран социалистического лагеря: в "Эоломее" — советского актёра Всеволода Санаева и болгар — Андонова и Слабакова; а в другой картине — известной чешской актрисы Яны Брейховой и Леона Немчика из Польши.
Фильм "В пыли звёзд" стандартный и предсказуемый от начала и до конца: космическая экспедиция с "хорошей" планеты Цинро прилетает на планету, с которой поступил сигнал о помощи — аборигены отрицают наличие каких-либо проблем, но ведут себя подозрительно — выясняется, что коренные жители порабощены пришельцами с "плохой" планеты — следует благородное восстание рабов. В "Эоломее" драматургия пооригинальнее и характеры героев сложнее. Здесь человечество осваивает ещё только Ближний космос и не встречалось с братьями по разуму. Неожиданно во время полётов стали пропадать космические корабли с экипажами, профессор Мария Шолл начинает расследовать эти странные случаи.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В результате становится ясно, что не было никаких исчезновений, корабли были похищены своими же экипажами, состоящими из молодых учёных. Похищены с благородной целью — для полёта к далёкой и предположительно обитаемой планете Эоломее, поскольку официально предложение о полёте было признано научным советом рискованным и нецелесообразным из-за низкой скорости ракет (полёт растянулся бы на несколько поколений)
. В отличие от откровенно приключенческого "В пыли звёзд", в "Эоломее" динамики поменьше, но значительное внимание уделено психологии отношений главных героев и столь популярным в соцфантастике аспектам мучительного выбора между долгом и собственными желаниями (к чести создателей фильма, рассмотренных без пафоса и по-человечески).
"В пыли звёзд". Яна Брейхова — капитан корабля
"Эоломея". В роли профессора Марии Шолль — Кокс Хаббема, голландская актриса, которая долгое время жила и работала в ГДР
"Эоломея". Галапагосские острова снимали в солнечной Болгарии
"В пыли звёзд". Пафосный злодей-Шеф и его ручные питоны
Надо сказать, что оба фильма сработаны по-немецки аккуратно и добросовестно. Особенно понравилась работа и фантазия художников во "В пыли звёзд" — костюмы, декорации, странные скульптуры, ползающие там и тут питоны. Но общие впечатления от фильмов — как от гэдээровской мебели: удобно, функционально, по-своему красиво, но по сути — ширпотреб из посредственного ДСП; но для советского потребителя — очень даже неплохо. Нашёл информацию в сети, что фильм "В пыли звёзд" демонстрировался по советскому ТВ в 1982 под названием "В звёздной пыли" (с небольшими купюрами, естественно). Не помню этого, но уверен, что впечатление на подростков этот боевичок тогда произвёл.
Кому смотреть: тому, кто ностальгирует по детству и юности, прошедшим в "то время"; исследователям кинофантастики; любителям киноэкзотики; всем интересующимся эпохой социализма в Восточной Европе. Всем остальным — "по настроению".
В ролях: Карой Эперьеш, Ласло Киштамаш, Золтан Варга, Цецилия Эстергайош
Гран-при фестиваля в Котбусе (1991)
Венгерская арт-хаусная авантюрная драма в стилистике, близкой к киберпанку. Место действия — Венгрия, время действия — близкое (для 1990 года) антиутопичное будущее: полувоенное положение, трущобы, нищета, беженцы, правительство борется с нелегалами путём сноса облюбованных ими заброшенных промышленных районов; вместе с тем располагающие деньгами люди вполне могут позволить себе сладкую жизнь. Два авантюриста хотят заработать на бегах и обращаются за помощью к компьютерному гению Эккерману, человеку совершенно не от мира сего, который работает в учреждении, проводящем метеорологические наблюдения, а в свободное время медитирует, с головой погрузившись в ванну в водолазной маске; в этом состоянии его посещают странные видения с участием Мисс Пигги из "Маппет-шоу" и других существ. Авантюристы хотят, чтобы Эккерман разработал для них "систему", позволяющую угадывать победителя.
Неоднозначный, "странный" фильм. Бесспорно, — очень выразительная атмосфера, создающаяся не только брутальной картинкой, но и не в последнюю очередь — необычным электронным саундтреком. Безгранично наивные сны Эккермана, как ни странно, придают фильму определённый шарм, а ироничные диалоги "как бы ни о чём" подчёркивают "странность" картины не меньше, чем слегка размытый сюжет. Кстати, сам факт снов — это помимо аллегории эскапизма еще и вероятный намёк на известный "сон Эккермана", секретаря Гёте: он увидел однажды во сне Фауста и Мефистофиля в виде падающего на землю двойного метеора. В фильме так же двойственно и сложно сотрудничество обаятельного искусителя, любимца женщин и циничного мошенника по имени Берлиоз и его более прямодушного напарника.
Эккерман и девушка
главные герои
Эккерман
Фильм, конечно, "не для всех", но любителям неформатного кино будет интересен.
Год дьявола (Rok dábla), 2002, Чехия, 88 мин., режиссер — Петр Зеленка сценарий — Петр Зеленка оператор- Миро Габор композитор — Карел Голас, Яромир Ногавица художник — Милан Быцек, Ярослава Печарова Награды: 6 "Чешских львов", в том числе — "лучший фильм года", "лучший режиссёр" и "лучшая музыка", а также — призы фестивалей в Карловых Варах, Котбусе и Триесте.
"Настоящая музыка — это шаманство и волшебство..." — из старой форумной подписи Клавицепса Музыкальный фильм в жанре магреализма. В главных ролях — известнейшие музыканты и все они играют самих себя: знаменитый бард Яромир (Ярек) Ногавица (чтобы было лучше понятно его значение для чешской культуры, скажу, что его называют "чешским Высоцким"), чешский гитарист (фолк и джаз) Карел Плихал, музыканты фол-роковой группы "Чехомор" (Cechomor — сокращение от "Чешско-моравское музыкальное общество"), любимой группы Вацлава Гавела и британская звезда Джез Коулман — лидер "культовой" группы "Killing Joke", также много работавший с симфоническими оркестрами разных стран в качестве композитора и дирижёра.
"Чехомор" и Коулман
Никому не известная группа "Чехомор", которая играет "на похоронах и свадьбах", а в лучшем случае — в барах, совершенно неожиданно получает два фантастических предложения: первое от знаменитого британского музыканта Джеза Коулмана — играть с ним и Чешским филармоническим оркестром, а второе — от их кумира барда Ярека Ногавицы. — вместе отправиться в турне по Чехии. "Чехомор" выбирает Ногавицу, не догадываясь, что бард решил выступать с ними только по просьбе своего друга гитариста Карела Плихала, надеясь помочь ему : у Плихала серьёзные психологические проблемы, многочисленные фобии, он даже целый год вообще не разговаривал. Кроме того, сам Ногавица борется с алкогольной зависимостью.
Ногавица
Музыканты отправляются в турне, которое, как скоро выясняется, было предопределено свыше и сопровождается мистическими событиями. Коулман вновь встречается с "Чехомором" и посвящает музыкантов в странные шаманские ритуалы.
Коулман шаманствует
Фильм снят в формате псевдодокументалистики и умышленно стилизован под многочисленные фильмы о рок-гастролях: музыканты дают интервью, задним числом комментируют происходящее на экране, своими впечатлениями делятся зрители. Но получили в результате мы не просто ещё один ироничный (а местами печальный) фильм о закулисье шоу-бизнеса, а ещё и мудрую сильную притчу о творчестве и силе искусства. Кстати, действие в картине разворачивается в середине 90-х : герои узнают о смерти известного барда Карла Крыла, а он умер в 1994. Успехом пользовался саундтрек к фильмы — песни в исполнении Ногавицы и Чехомора (вместе и раздельно) плюс две песни группы Коулмана "Killing Joke".
хорошей музыки должно быть много
Вот одна из песен Ногавицы. В фильме она не звучит, но будет любопытна русскому слушателю. Называется она "Петербург". В клипе также можно увидеть Карела Плихала (играет на гитаре).
цитата
Когда нисходит ночь на крыши Петербурга, Меня томит тоска. Бродячий пес не взял и хлеба корку, Протянутую мной.
Мою любимую князь Игорь сватает, Я над стаканом водки играю с револьвером. Уселся ворон на крыши Петербурга, Катись оно все к черту.
Над горизонтом летят слепые птицы В сиянии зари. Душа моя, широкая как степь, Ты теплишься едва.
Моей тоске на свете нету равной, Вы виноваты в том, Надежда Ивановна, Вы виноваты в том, что завтра буду найден Я с дыркою в виске.
P.S. Большое спасибо коллеге Kiplas`у за рекомендацию!
"Крысолов" — следующий после Букета фильм многоликого Франтишека Брабеца. Здесь он также выполнил работу режиссёра, оператора и сценариста. Также как и в "Букете" основной акцент сделан на визуальную и музыкальную составляющие: фильм снят по мотивам мюзикла известного чешского музыканта Даниэля Ланды. Но сразу хочу предупредить тех, кому понравился "Букет", что Брабец многолик не только в своих амплуа, но и в творческих взглядах — у двух его фильмов не так уж много общего. Вместо буйства красок "Букета" — преобладание трёх цветов — белого, чёрного и красного, контрастная зимняя Прага, снег, сумрак, вспышки света, красный автомобиль Кристиана и красные одежды клоунов; вместо множества ярких действующих лиц — четыре основных персонажа и массовка (из второстепенных персонажей заслуживает внимания кликушествующий юродивый). "Крысолов" специально стилизован под спектакль: персонажей выхватывает луч прожектора; основное действие подчёркивается репризами и комментариями клоунов, сопровождающих героев; даже архитектура Старой Праги, в районе который и происходит действие, напоминает декорации. Весь фильм снят за 24 часа, как честно признаются создатели картины в эпиграфе.
Синопсис событий фильма: В предновогоднюю Прагу приходит Крысолов, человек истребляющий своей музыкой крыс и грешников, судья и палач. В Прагу он приходит по приглашению Дьявола, который убеждён, что город погряз в грехе (прим. Вертера де Гёте: думаю, что Дьявол просто плохо осведомлён и не видел некоторые другие греховные города, забытые Богом и Дьяволом). Заключается пари — Крысолов должен очистить город в течении дня до наступления полночи, тогда Дьявол навсегда уйдёт из города, в противном случае — Прага станет городом Дьявола, а Крысолов потеряет свою силу. Но Крысолов влюбляется в Агнессу (Агнес) и теперь должен решить дилемму: изгнать Дьявола, истребив грешников (а для этого надо затрубить в полную силу, уничтожив почти всех, в том числе возможно и свою возлюбленную) или устроить своё личное счастье, отказавшись от Силы.
Создатели фильма вспоминают знаменитую библейскую историю о Содоме и Гоморре: можно ли уничтожать город грешников, если в нём есть хотя бы десяток праведников?
немало соблазнов ждёт Крысолова в Праге
Что касается квартета главных героев, то, безусловно, лидером здесь является Карел Добры (играл короля/князя в "Букете") в роли Дьявола, энергичного циника, постоянно меняющего свои обличья.
Дьявол — Карел Добры
Фигура Крысолова достаточно необычна, музыканта с флейтой заменил огромный Петр Якл, бывший успешный профессиональный дзюдоист-тяжеловес, а потом — актёр второго плана в голливудских боевиках. Плащ с капющоном делает его похожим то ли на палача, то ли на монаха. Впрочем, до встречи с Агнессой он ведь был и тем и другим. Дудочка соответственно трансформировалась в дубинкоподобный духовой инструмент вроде австралийского диджериду. В роли бесстрастного наблюдателя, изучающего "город грехов" фактурный Якл смотрится неплохо.
Крысолов — Петр Якл
В роли Агнессы — Эстер Гейслерова, сестра известной актрисы Анны Гейслеровой
Агнесса — Эстер Гейслерова
И, наконец, Кристиан — жених Агнессы — Рихард Крайчо. Мне он показался похожим на Бреда Питта — и внешне и по типажу, — развязный, взрывной.
Кристиан — Рихард Крайчо
Вывод: фильм явно уступает "Букету", но они и разные совсем. "Крысолов" всё же — неплохая (хотя и своеобразная, в чём-то — даже экспериментальная) музыкальная философская притча. Если Вам, например, интересна Старая Прага, то посмотрите — на экране постоянно появляется то Карлов мост, то Староместская; удивительны кадры с видами абсолютно пустой (!) утренней посленовогодней Праги.