Кто слyшает "хэви-металл", "Аpабесок и "Оттаван"?...
Это гопники! (Майк Науменко. Из легендарной песни "Гопники")
Сейчас, возможно, кого-то удивляет приравнивание "тяжёлого металла" к "Арабескам", но ничего удивительного здесь нет. Среди подростков середины 80-х слушать "металл" было просто модно, а музыка здесь была во многом на вторых ролях. Слушать "металл" было круто. Тем более, что ещё совсем недавно тяжёлый рок вообще находился под запретом. По рукам ходила кассета с записью фрагмента полулегального концерта "Чёрного кофе", больше всего "доставляла" даже не собственно музыка, а попавшие на запись крики фанатов перед концертом — один из них, пьяный вдугаря, очень прикольно орал минуты две: "Хэви метал!". Все заборы были исписаны надписями "HMR" (хэви-метал-рок) и названиями групп. которые каждый "крутой чувак" знал, как "Клятву пионера": "Акцепт", "Арон мэйден", Исидиси", "Кисс", "Дио", "Металлика", "Скорпионы", "Оззи", "Мановар", "Европа", "Саксон". Чуть более продвинутые металлисты назвали бы ещё "Васп", "Джудас прист", "Варлок"...
Считалось, что большинство групп были "фашистскими", что только добавляло запретного интереса. Конечно, понятие "фашизм" казалось уже чем-то нереальным, оставшимся в середине 20 века и под "фашизмом" советские дети 80-х подразумевали просто хулиганство, типа "трэш, угар и содомия". "Кисс" — переводилось как "Дети "СС" (на полном серьёзе видел статью в молодёжном журнале, где объясняли вред рок-музыки для подрастающего поколения, оперируя подобными толкованиями), в эмблеме "Исидиси" тоже присутствовала "эсэсовская" молния, у "Саксона" (Saxon) буква "Х" в серединке писалась в виде свастики. О чём говорить, если даже в песне поп-группы "Чингизхан" (тоже причислявшейся к "фашистским") находили слова: "Москоу-Москоу, забросаем танками, закидаем бомбами; будет вам Олимпиада — Ха-ха-ха-ха-ха".
У нас в школе появился новый, продвинутый учитель музыки. Пытался с нами говорить о зарубежном роке. Говорил, что "Кисс" — никакие не фашисты, а коммерция чистой воды, что "Исидиси" в соответствии с правилами английского языка произносится по-другому. Никого не убедил. Ему удалось только заинтересовать нас информацией, что сверхпопулярная песня "Европы" "Финальный отсчёт" напоминает "Токкату" Баха. "Надо же, Бах оказывается хэви-метал" придумал", — сказал один из моих одноклассников.
логотипы и названия "крутых" групп старательно заносились в школьную тетрадку
Мне тоже хотелось быть "крутым" и когда у меня появился свой (!) собственный (!!) кассетный магнитофон (родители подарили монофоническую "Электронику-302-1", самую популярную модель магнитофона в стране), я тут же бросился искать "модную" музыку. Одноклассник записал мне и моему соседу Боре (имя у него другое, но все называли его Борей) группу "Акцепт". Эти тоже подходили под определение "фашисты" — кассета начиналась с фрагмента песни "Хайди-хайдо-хайда", излюбленной (как мне казалось тогда) песни эссэсовских молодчиков, наравне со знаменитой "Дойчен зольдатен унд официрен, Их либен фюрер нихт капитулирен" (уже значительно позже я узнал, что это две старинные народные песни и поётся в них совершенно не о фюрере, а о девках и выпивке том, что "когда солдаты идут по городу, то от улыбок девичьих вся улица светла", солдаты вермахта издавна использовали песни в качестве строевых, в том числе и во время Второй Мировой — и это всё, в чём эти безобидные песни можно упрекнуть). За фрагментом народной песни начиналось настоящее рубилово. Было круто.
Но хотелось бы знать, что они поют. Боря долго и внимательно слушал одну песню (Теперь-то я знаю, что это "Princess of the Dawn") и наконец вынес вердикт: "Я понял, они поют: "Крынце за фуфай".
— Прикольно, а что это значит?
— Не знаю.
Так бы мы долго оставались в неведении, но через день Боря изловил меня в школе и доверительно сообщил: "Я другу дал послушать и тот разобрал что поют"
— И что же?
— Бронтозавр Део.
Честно говоря, я не поверил Боре, слишком странным показалось название для песни. Пришлось учить английский, чтобы перевести хотя бы названия песен. А пока пришлось на вкладыше к кассете назвать их по-своему, как расслышал: Акцепт (Fast as a Shark), Рок н рол (Burning), Ай лав ю (Son of a Bitch), Бронтозавр Део (Princess of the Dawn), Верарабу (I'm a Rebel), Мистер Брейка (Breaker). Характерно, что на другой стороне кассеты неплохо себя чувствовал Сергей Минаев.
А "Акцепт" мне понравился, я даже купил в школе фотографию группы отвратительного качества и за большие деньги — 15 копеек. Впрочем, вскоре у меня появилась две венгерские книжки с большим количеством картинок (рок-энциклопедия и книга под названием "Heavy metal") и потребности покупать фотографии своих кумиров я больше не испытывал.
трудно поверить, но эту скукоженную фотку я купил за 15 копеек
кооператоры самой первой волны успешно торговали вот такими, например, вкладышами для кассет
Что мы знаем/помним о кинофантастике ГДР? Очень немногое. Я хоть и застал ещё эту страну, но её кинематографом особенно не интересовался даже в то время. Для общего развития посмотрел я парочку восточногерманских фантастических фильмов из числа самых известных.
В пыли звёзд (Im Staub der Sterne, ГДР-Румыния, 1976, реж. Готтфрид Кольдиц, 95 мин.)
В ролях: Яна Брейхова, Альфред Штруве, Эккехард Шелл, Милан Бели, Леон Немчик
"В пыли звёзд". Даже Восточная Германия остаётся Германией... тема раскрыта
В ролях: Кокс Хаббема, Иван Андонов, Рольф Хоппе, Всеволод Санаев, Петар Слабаков
"Эоломея". Всеволод Санаев
Фильмы объединяет космическая тема и присутствие на ведущих ролях "приглашённых звёзд" из других стран социалистического лагеря: в "Эоломее" — советского актёра Всеволода Санаева и болгар — Андонова и Слабакова; а в другой картине — известной чешской актрисы Яны Брейховой и Леона Немчика из Польши.
Фильм "В пыли звёзд" стандартный и предсказуемый от начала и до конца: космическая экспедиция с "хорошей" планеты Цинро прилетает на планету, с которой поступил сигнал о помощи — аборигены отрицают наличие каких-либо проблем, но ведут себя подозрительно — выясняется, что коренные жители порабощены пришельцами с "плохой" планеты — следует благородное восстание рабов. В "Эоломее" драматургия пооригинальнее и характеры героев сложнее. Здесь человечество осваивает ещё только Ближний космос и не встречалось с братьями по разуму. Неожиданно во время полётов стали пропадать космические корабли с экипажами, профессор Мария Шолл начинает расследовать эти странные случаи.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В результате становится ясно, что не было никаких исчезновений, корабли были похищены своими же экипажами, состоящими из молодых учёных. Похищены с благородной целью — для полёта к далёкой и предположительно обитаемой планете Эоломее, поскольку официально предложение о полёте было признано научным советом рискованным и нецелесообразным из-за низкой скорости ракет (полёт растянулся бы на несколько поколений)
. В отличие от откровенно приключенческого "В пыли звёзд", в "Эоломее" динамики поменьше, но значительное внимание уделено психологии отношений главных героев и столь популярным в соцфантастике аспектам мучительного выбора между долгом и собственными желаниями (к чести создателей фильма, рассмотренных без пафоса и по-человечески).
"В пыли звёзд". Яна Брейхова — капитан корабля
"Эоломея". В роли профессора Марии Шолль — Кокс Хаббема, голландская актриса, которая долгое время жила и работала в ГДР
"Эоломея". Галапагосские острова снимали в солнечной Болгарии
"В пыли звёзд". Пафосный злодей-Шеф и его ручные питоны
Надо сказать, что оба фильма сработаны по-немецки аккуратно и добросовестно. Особенно понравилась работа и фантазия художников во "В пыли звёзд" — костюмы, декорации, странные скульптуры, ползающие там и тут питоны. Но общие впечатления от фильмов — как от гэдээровской мебели: удобно, функционально, по-своему красиво, но по сути — ширпотреб из посредственного ДСП; но для советского потребителя — очень даже неплохо. Нашёл информацию в сети, что фильм "В пыли звёзд" демонстрировался по советскому ТВ в 1982 под названием "В звёздной пыли" (с небольшими купюрами, естественно). Не помню этого, но уверен, что впечатление на подростков этот боевичок тогда произвёл.
Кому смотреть: тому, кто ностальгирует по детству и юности, прошедшим в "то время"; исследователям кинофантастики; любителям киноэкзотики; всем интересующимся эпохой социализма в Восточной Европе. Всем остальным — "по настроению".
В ролях: Карой Эперьеш, Ласло Киштамаш, Золтан Варга, Цецилия Эстергайош
Гран-при фестиваля в Котбусе (1991)
Венгерская арт-хаусная авантюрная драма в стилистике, близкой к киберпанку. Место действия — Венгрия, время действия — близкое (для 1990 года) антиутопичное будущее: полувоенное положение, трущобы, нищета, беженцы, правительство борется с нелегалами путём сноса облюбованных ими заброшенных промышленных районов; вместе с тем располагающие деньгами люди вполне могут позволить себе сладкую жизнь. Два авантюриста хотят заработать на бегах и обращаются за помощью к компьютерному гению Эккерману, человеку совершенно не от мира сего, который работает в учреждении, проводящем метеорологические наблюдения, а в свободное время медитирует, с головой погрузившись в ванну в водолазной маске; в этом состоянии его посещают странные видения с участием Мисс Пигги из "Маппет-шоу" и других существ. Авантюристы хотят, чтобы Эккерман разработал для них "систему", позволяющую угадывать победителя.
Неоднозначный, "странный" фильм. Бесспорно, — очень выразительная атмосфера, создающаяся не только брутальной картинкой, но и не в последнюю очередь — необычным электронным саундтреком. Безгранично наивные сны Эккермана, как ни странно, придают фильму определённый шарм, а ироничные диалоги "как бы ни о чём" подчёркивают "странность" картины не меньше, чем слегка размытый сюжет. Кстати, сам факт снов — это помимо аллегории эскапизма еще и вероятный намёк на известный "сон Эккермана", секретаря Гёте: он увидел однажды во сне Фауста и Мефистофиля в виде падающего на землю двойного метеора. В фильме так же двойственно и сложно сотрудничество обаятельного искусителя, любимца женщин и циничного мошенника по имени Берлиоз и его более прямодушного напарника.
Эккерман и девушка
главные герои
Эккерман
Фильм, конечно, "не для всех", но любителям неформатного кино будет интересен.