В рамках Петербургского книжного салона Книжная ярмарка ДК имени Крупской приглашает 26 мая к участию в дискуссии «Критика фантастического разума, или Стратегии, о которых не знал Кант».
26 мая 2017 года с 12:30-13:30 в рамках культурной программы Петербургского Книжного салона Книжная ярмарка ДК им. Крупской проводит круглый стол «Критика фантастического разума, или Стратегии, о которых не знал Кант». В центре внимания — проблемы рецензирования фантастики и конкурс рецензий «Фанткритик».
Уже более двенадцати лет Книжная ярмарка ДК им. Крупской проводит конкурс рецензий на книги фантастического жанра. Конкурс задуман в целях повышения качества критики, и за прошедшие двенадцать лет в нем приняли участие сотни авторов из столичных и региональных городов России, ближнего и дальнего зарубежья. В 2017 году «Фанткритик» немного изменяет формат, становясь частью рабочей программы Петербургской фантастической ассамблеи, и в связи с этим созрела необходимость подвести итоги прошедшего двенадцатилетия и продумать стратегии проведения литературно-критических конкурсов в целом, и самого «Фанткритика» в частности. Своими взглядами на современное состояние литературной критики и организацию литературно-критических конкурсов поделятся известные писатели, обозреватели и журналисты. Приглашаются все, кто интересуется фантастикой, литературной критикой, а также бывшие и будущие участники конкурса «Фанткритик».
Продолжаем анонсировать программу Петербургской фантастической ассамблеи-2017. Ну, той, где Джордж Мартин — вы в курсе.
Доклад М. Гинзбург «Хоррор в фантастических сериалах»
(секция телесериалов)
В широком море хоррора, его подвидах и поджанрах можно выделить его фантастическую часть. Это те произведения искусства, в которых испытываемые героями ужасы имеют фантастическую причину. То есть это не случайно подсевший к вам маньяк; первопричина происходящего имеет либо научное — точнее, обычно сверхнаучное, — либо мистическое, но никак не рациональное объяснение. Корни творящегося зла лежат не в нашей реальности, а уводят за ее пределы — по крайней мере за те, что в данный момент изучены человечеством. Мария Гинзбург хорошо знакома постоянным участникам Фантассамблеи как автор романов, повестей и рассказов в жанре хоррора, создатель старейшего в России конкурса хоррора «Укол Ужаса» и рецензент «Даркера», неоднократный член жюри международного сетевого конкурса «Трансильвания».
Из ее доклада мы узнаем про:
• отличия хоррора от фантастики, хоррор и фантдопущение как системообразующую и важную смысловую часть и как элементы антуража;
• фантастические сериалы с «научным» объяснением происходящего мрака и ужаса;
• фантастические сериалы с мистической компонентой;
• общую классификацию, виды и подвиды фантастических сериалов с элементами хоррора, эволюцию образов и смещение смысловых акцентов.
«Сквозь века к нам дошли бессмертные пьесы, написанные великими авторами. Но даже гении часто писали плохие пьесы. Почему? Потому что они писали, руководствуясь скорее инстинктом, чем точным знанием. Инстинкт может привести к созданию шедевра однажды или несколько раз, но, если кроме инстинкта ничего нет, дело так же часто будет оканчиваться провалом» (Лайош Эгри, «Искусство драматургии»).
«Правила успешного сюжета» снабдят вас точным знанием, как выстроить сюжет, чтобы избежать провала. Содержательные и формальные закономерности избавят от сюжетных провисов и помогут сделать ваш роман действительно увлекательным. Вы узнаете особенности построения истории, востребованной читателем и издателем, какие обязательные моменты должны быть в романе, как нарисовать арку сюжета и правильно выстроить эпизод — и многое другое.
Мультпоказ: фантастические короткометражки
(блок развлекательных мероприятий)
Анимация — инструмент, словно специально предназначенный для того, чтобы создавать фантастику. Ведь нарисовать можно было что угодно еще тогда, когда в «большом кино» спецэффекты ограничивались куклами и комбинированными съемками. Да и сейчас мультфильмы способны дать фору цифровым блокбастерам. Обидно только, что до зрителя доходят в основном лишь полнометражные проекты с большими бюджетами на раскрутку. Помимо них существует множество отличных фантастических короткометражек — но, чтобы увидеть их, надо специально следить за фестивальной жизнью мультипликаторов. Мы предлагаем вам отчасти закрыть этот пробел, посетив наш фантастический мультпоказ, составленный на основе шортлистов «Оскара» и списков призеров мировых анимационных фестивалей.
Хотя по большому счету в этом году можно было ограничиться привозом Джорджа Мартина, в этом году Фантассамблея традиционно готовит большую и насыщенную программу.
Открытое интервью с В. Ареневым «В лабиринте архетипов»
(общелитературная секция)
Писатель Владимир Аренев, полиглот и эрудит, трехкратный финалист Международной премии «Дебют» и обладатель «Еврокона» в двух номинациях, не из тех писателей, что навсегда прикипели к одному жанру, направлению, стилю письма. Он уверенно переходит от хоррора к «магическому реализму», от фэнтези к научной фантастике, от сказок для детей к психологической прозе для взрослых. Только одно остается неизменным: в своих произведениях он так или иначе обыгрывает архетипы. Иногда деконструирует, разбирает на кусочки, иногда выворачивает наизнанку, иногда — помещает в непривычный контекст. О том, как и зачем это делается, с Владимиром Ареневым поговорит петербургская журналистка Елена Бойцова. Ждем вас на публичном интервью, которое стало традиционной и важной составляющей Петербургской фантастической ассамблеи!
Доклад «Доходнее ли издавать книги в электронке, чем на бумаге»
(секция, посвященная книжному рынку)
Как устроен рынок электронных книг — для большинства читателей тайна за семью печатями. Даже для тех, кто на бумаге давно не читает. Более того: это загадка и для большинства авторов. Велик ли потенциал этого канала продаж, сколько сил надо приложить, чтобы книга начала продаваться со свистом, используют ли наши издатели все возможности, открывшиеся в век Интернета? Все эти тайны раскроют на Петербургской фантастической ассамблее представители литературного самиздата «Лит-Эра», одной из крупнейших независимых русскоязычных площадок по продаже электронных книг.
Почему электронные продажи издатели все еще воспринимают как вспомогательные, а авторы как несущественные, при том что доля продаж художественной литературы в Британии в электронном виде — 54%.
• Пиратство в интернете — зло. Как сделать так, чтобы оно мало влияло на продажи.
• 50 тысяч рублей ежемесячного дохода с электронных книг — миф или скромный среднестатистический доход?
• Кардинальное отличие продаж печатного тиража от электронного. Как долго продолжаются продажи одной книги?
• Как собрать аудиторию, чтобы продавать ей свои книги регулярно с минимумом вложений в продвижение.
• Продвижение в сети: Фейсбук или ВКонтакт, реклама на сайтах или продвижение в литературных группах. По карману ли авторам реклама в соцсетях и окупается ли она.
• Где публиковать книги: на собственном сайте или на крупной интернет-площадке. Плюсы и минусы обоих вариантов.
• Читают ли в сети серьезную литературу или «электронка» — это только масс-маркет?
• Почему в первый день продаж В. Пелевин продает на Литресе три тысячи электронных экземпляров, а В. Свободина на «Лит-Эра» — одну тысячу?
Игра «Что? Где? Когда?»
(блок развлекательных мероприятий)
Истинный любитель фантастики не боится ничего. Он штурмом берет последние места в пансионате «Райвола», чтобы не пропустить ни минуты общения с Почетным Гостем. Он готов не спать и даже не пить, чтобы успеть зайти на все мероприятия с десяти утра до девяти вечера, а в отдельные часы умудряется находиться в двух точках одновременно, потому как интересно же. Он готов вступить в спор с участниками любого круглого стола и задавить их аргументами. Он опустошает книжную лавку, прикидывая размеры купленного не в рублях, а в килограммах. Может ли такой человек упустить возможность сразиться с вопросами «Что? Где? Когда?»? Правильно, не может. Тем более что вопросы так или иначе будут связаны с фантастическими и околофантастическими темами. Можно приходить на игру одному, парами и целыми командами. Игровой опыт не требуется. Желательно иметь с собой ручку, но и без этого можно обойтись.
Предварительная регистрация не нужна. Каждому участнику команды-победительницы будет вручен приз от оргкомитета Фантассамблеи.
Петербургская книжная ярмарка ДК им. Крупской объявила о начале приема текстов на традиционный конкурс "Фанткритик". Напомню, что в этом году церемония вручения пройдет в рамках Петербургской фантастической ассамблеи, в августе — но вы не расслабляйтесь, засылайте тексты, наплыв ожидается нешуточный. И да: в день вручения премии финалисты «Фанткритика», приехавшие на один день, освобождаются от уплаты ассамблейского аккредитационного взноса, имейте в виду.
Подробнее:
цитата
С 17 апреля Книжная ярмарка ДК им. Крупской объявляет прием работ на очередной, тринадцатый по счету конкурс «Фанткритик», который по-прежнему остается единственным в России конкурсом рецензий и критических статей на книги в жанре фантастики.
Цель конкурса, в котором традиционно принимают участие молодые и маститые критики не только из Петербурга и Москвы, но также из многих регионов России, а также из ближнего и дальнего зарубежья, — улучшение качества критики и рецензирования в сфере фантастической литературы.
В 2017 году смещаются сроки проведения конкурса. Если раньше подведение итогов и объявление победителей приурочивалось к последнему дню Интерпресскона, то в нынешнем году оргкомитет «Фанткритика» решил провести итоговый разбор рецензий в рамках Петербургской фантастической ассамблеи, которая пройдет с 18 по 21 августа в загородном отеле «Райвола».
Петербургская фантастическая ассамблея — один из самых популярных в последние годы конвентов — проводится в формате конференции и включает множество семинаров, «круглых столов», докладов, авторских чтений и дискуссий. «Фанткритик» идеально вписывается в этот формат, ведь основным его событием является публичный разбор рецензий-финалистов, который проводится известными писателями, критиками, журналистами, вошедшими в жюри. Интриги в это мероприятие добавляет то, что никто из членов жюри до последнего момента не представляет, кому принадлежит критикуемый текст. Таким образом, высказывания членов жюри являются максимально объективными и беспристрастными.
Оргкомитеты «Фанткритика» и Петербургской фантастической ассамблеи уверены, что это обсуждение станет заметной частью рабочей программы конвента и окажется полезным как тем, кто пишет фантастику, так и тем, кто пишет о фантастике
Приглашаем всех желающих присылать свои рецензии и критические статьи на конкурс «Фанткритик-2017»! Пожалуйста, не забудьте внимательно ознакомиться с условиями конкурса.
(Условия под катом)
Сроки проведения конкурса:
• Конкурс стартует 17 апреля 2017 года, итоги подводятся 19 августа 2017 года.
• Срок окончания подачи материалов на конкурс 30 июня 24:00.
• Конкурс проводится по двум номинациям:
— Рецензия (объем от 3 до 8 тысяч знаков с пробелами)
— Литературно-критическая статья (объем от 8 до 25 тысяч знаков с пробелами)
Условия проведения конкурса:
• к участию в конкурсе допускаются только рецензии и статьи, не публиковавшиеся ранее (на печатных и электронных носителях);
• одним из важный условий конкурса является анонимность, поэтому участники не должны раскрывать тайну авторства вплоть до подведения итогов — в том числе не допускаются публикации в ЖЖ, Вконтакте и других социальных сетях, а также упоминания авторства в тексте самих конкурсных работ. При нарушении этого условия, конкурсные тексты будут дисквалифицированы;
• рецензии принимаются на книги, вышедшие в течение 2016-2017 гг. (это ограничение не касается номинации «Литературно-критическая статья»);
• рецензии и статьи высылаются в виде вложенных файлов формата .*doc .* rtf по адресу: piterbookplus@yandex.ru;
• в теме письма нужно указать «Конкурс “Фанткритик”»;
• в рецензиях необходимо указать автора и название книги, а также выходные данные: место издания, издательство, год (например: М.: Эксмо, 2013). Настоятельно рекомендуется давать рецензии название;
• в сопроводительном письме обязательно указать контактные данные автора (ФИО или псевдоним, город проживания, телефон, реальный e-mail, почтовый адрес);
• от одного участника на конкурс принимается не более 3 текстов;
• оргкомитет не берет на себя обязанности редактирования текстов и корректуры. Пожалуйста, внимательно вычитывайте статьи и рецензии перед отправкой;
• все тексты, соответствующие условиям конкурса, будут размещены на страницах сетевого журнала «Питерbook»;
• тексты на сайте вывешиваются анонимно, под номерами; жюри получает работы, вошедшие в короткий список, также под номерами (имена участников вплоть до церемонии вручения остаются известны только одному человеку — секретарю Оргкомитета);
• по завершении приема работ Оргкомитет отбирает рецензии и статьи для короткого списка (члены Оргкомитета, помимо секретаря, также получают рецензии только под номерами);
• жюри оценивает рецензии и статьи по 12-балльной системе; для определения победителя баллы суммируются; если какие-то рецензии получают одинаковое количество баллов, решение принимает председатель жюри;
• в конкурсе не могут принимать участие члены жюри и их родственники;
• призовой фонд премии составляет 46 000 рублей и распределяется следующим образом:
— в номинации «Рецензии» 1-е место — 15 000 руб., 2-е место — 9 000 руб., 3-е место — 7 000 руб.;
— в номинации «Литературно-критическая статья» присуждается только одно призовое место — 15 000 руб.
Вот, кстати, автор "цветной волны", совершенно ничем на других авторов "цветной волны" не похожий. Если уж сравнивать с кем-то Данихнова — то с Хармсом или Платоновым. Ну, собственно, люди более чуткие к слову, чем любители фантастики, это давно заметили — и вывели Данихнова, например, в финал "Русского Букера" в 2015-м...
Сплошная литература
Владимир Данихнов. Девочка и мертвецы: Роман. / Обл. К.Довжук. Илл. Ю.Меньшиковой. — М.: Снежный ком М. Вече, 2010. — 352 с. — (Нереальная проза). Тир. 3000. — ISBN 978-5-904919-08-5. ISBN 978-5-9533-4886-7.
Если пресловутый «русский характер» аккуратно разъять на составляющие, наделить разными его чертами полдюжины главных и десяток второстепенных персонажей, перенести действие в некий литературоцентричный мир (по совместительству — земную колонию на другой планете) получится нечто, отдаленно напоминающее новый роман Владимира Данихнова.
Как и большинство текстов Владимира Данихнова, его новый роман «Девочка и мертвецы» скроен из легко узнаваемых кусков — соединенных, однако, не самым тривиальным образом. Вот обещанные живые мертвецы, бредущие по заснеженной пустыне в направлении ближайшего человеческого поселения. С одной стороны, это настоящие зомби: полуразложившиеся, медлительные, тупые, норовящие порвать на кусочки любого встречного... Поначалу они и впрямь похожи на тех тварей, которыми пугал просвещенное человечество еще дедушка Ромеро — за одним небольшим исключением: мертвяки у Данихнова все время повторяют фразу, которую лучше всего запомнили при жизни, например, какую-нибудь стихотворную строфу. Зрелище, согласитесь, жутенькое. Но в этом романе «живые мертвецы» — сторона скорее страдательная, их судьба предрешена: перестреляют на подходах к городу и пустят на шашлыки. Жаренная мертвечина, от пуза да под водочку — отлично идёт на морозе!.. Даже слившись в единую некромассу, которой не страшны пули и ракеты, зомби остаются столь же уязвимыми — если найти к ним правильный подход, конечно.
А вот девочка Катя и её опекуны-фермеры, мутные людишки: «добросердечный» сокольничий Федя и хитрый злыдень Ионыч («был он человек в сущности неплохой, но садист» — без обиняков пишет об этом герое автор). Типичные кэрроловские Морж и Плотник, насквозь лицемерные убийцы, обладающие, однако, некой необъяснимой харизмой. Девочку они держат в чёрном теле, бьют и унижают по полной программе, морят голодом и заставляют работать до изнеможения, творят в ее присутствии страшные вещи... Тут бы нашей героине взбунтоваться, сбежать от мучителей куда глаза глядят — или, наоборот, замкнуться, уйти в себя... Но проза Данихнова далека от реалистического канона. Катеньку ни в коем случае не стоит воспринимать как обычную девочку: Данихнов оперирует не судьбами и характерами, а архетипами и типажами. Катенька постоянно встает на сторону своих мучителей, защищает от нападок, оправдывает их даже в самых жутких злодеяниях. Это живое воплощение одной из сторон русского национального характера, бесконечной терпеливости нашего народа, о которой так любят вспоминать славянофилы, и готовности всё простить своим палачам. Как и положено персонажу метафорической прозы, девочка говорит многословно и архаично, словно героиня пьесы конца XIX века, причем вокабулярий у нее отнюдь не детский: «Должна ли я предупредить дядю Марика и дедушку Пяткина? Но вдруг я предупрежу, а ничего и не должно было случиться; получается, я наведу черную сплетню на дядю Ионыча, а ведь ему и так в жизни тяжело пришлось! Разве я имею право привносить в суровую жизнь дяденьки еще одно суровое испытание?»
По большому счету, на протяжении всего романа Данихнов обыгрывает одну расхожую фразу: у России, мол, нет истории, нет ни прошлого, ни будущего, одна сплошная литература. Обыгрывает не так изящно, как Владимир Сорокин в «Метели», но тоже с душой. Вслушайтесь, как звучат названия населенных пунктов, вблизи которого происходит действие книги: города Есенин и Толстой-сити, поселок Пушкино, деревня Лермонтовка... Литературоцентричность прёт изо всех щелей, для каждого героя можно при желании подобрать двойника из русской классической прозы XIX-начала XX века, а порой и не одного. У Данихнова они, разумеется, окарикатурены и усреднены -- но для внимательного читателя вполне узнаваемы. Одно непонятно: зачем автор перенес действие книги на иную планету, чем же его старушка-Земля в качестве основной сцены не устраивала?
Жизнь во сне (или жизнь как сон) — одна из классических тем романтической литературы. Персонажи «Колыбельной» тоже живут словно в полудреме, но к романтической традиции эту книгу не отнесешь при всем желании. Герои Владимира Данихнова механически убивают, не испытывая никаких эмоций, механически расследуют убийства — чувства дремлют, желания тлеют под толстой коркой золы... И, кажется, любой из этих персонажей может оказаться жестоким маньяком, получившим у газетчиков хлёсткое прозвище Молния.
Самый глубокий ужас — это ужас обыденности. Ни одна история про оборотней и вампиров, ни один хоррор с расчленёнкой, каннибализмом и кровавыми жертвоприношениями не сравнится с этим страхом, угнездившимся в каждом из нас. Вставать по утрам, собираться, преодолевая тоску, ехать по серым улицам, отсиживать пустые часы за постылой работой, вяло перекладывать бумажки с места на место, вечерами обессилено засыпать на продавленном диване под шум телевизионных помех... Жить без цели, жить без смысла, по инерции отрабатывать завод не нами запущенного механизма, будто в тяжелом сне, где женщины не радуют, дети не умиляют, а старики не вызывают почтения, — вот что по-настоящему жутко. Пожалуй, даже смерть пугает меньше, чем обреченность на этот замкнутый круг.
Именно такое существование ведут персонажи новой книги Владимира Данихнова «Колыбельная», обитатели унылого города, который автор время от времени с малопонятной иронией именует «южной столицей». На самом деле в этом городе нет ничего столичного — ни амбиций, ни гонора, ни размаха. Одна пыльная вселенская пустота. «Тоска», «скука» и «лень» — ключевые слова, описывающие чувства, владеющие всеми без исключения героями этого страшного романа. От скуки они могут покончить с собой, от тоски — пырнуть ножом первого встречного, но это не меняет ровным счетом ничего в бессмысленной череде будней. Маньяк (или маньяки — их точное количество так и остается загадкой), убивающий исключительно детей, «специальный человек», присланный из столицы для расследования серии жутких преступлений, студентка, неудачно выскочившая замуж, гостиничная проститутка, водитель автобуса и мелкий клерк, сисадмин и частный предприниматель в главном почти не отличаются друг от друга. Все они — существа с выгоревшим нутром, пустые и бессмысленные куклы. Зомби, смутно осознающие свою ущербность, но не способные что-либо изменить, — этот образ появился ещё на страницах предыдущего романа писателя «Девочка и мертвецы». В цитате из журнала «Новый мир», вынесенной на заднюю сторону обложки «Колыбельной», прозу Данихнова называют «социально-психологической», но в том-то и дело, что общество, социум здесь совершенно ни при чем. Оправдание «среда заела», введенное в обиход русскими классиками XIX века, тут не работает. Ох, если бы всё было так просто!.. Тоска, которая изводит героев книги, скорее, простите за выражение, экзистенциального свойства — хотя вряд ли кому-то из персонажей придет на ум это мудрёное слово. «Томление духа», необъяснимое никакими рациональными, бытовыми причинами. Так уж устроен их мир, созданный выжившим из ума богом, вылепленный злым демиургом, — мир, лишённый цели и смысла. Само это «больное чудовище», бессильный Творец, появляется на последних страницах романа, и по сравнению с ним булгаковский Воланд выглядит бескорыстным филантропом, последовательным гуманистом, Ктулху — внебрачным отпрыском матери Терезы и Махатмы Ганди. Разве что некоторые дети неподвластны Князю Мира Сего — да и то до поры до времени...
Критика сравнивает Владимира Данихнова с Андреем Платоновым, но вряд ли эта параллель применима к «Колыбельной». Скорее тут уместно вспомнить Даниила Хармса с самыми беспощадными, мизантропическими его рассказами, — или в крайнем случае Виктора Пелевина времен «Синего фонаря». Используя самые простые, нарочито сниженные повествовательные приёмы, забредая порой на самую границу территории абсурда (но не переступая незримую линию), писатель из Ростова-на-Дону удивительно четко передает ощущение тщетности, глубинной бессмысленности бытия. И только название романа оставляет нам, читателям, некоторую надежду: наверное, есть все-таки способ встряхнуться, скинуть дремоту, заглушить звуки чудовищной колыбельной, перестать существовать — и начать наконец жить. Вот только никому из персонажей романа такой способ, увы, неизвестен. Интересно, открылся ли этот рецепт самому автору?
«Колыбельная» — сильная, но глубоко депрессивная проза, которая прикидывается то триллером, то фантастикой — хотя и не особо усердствует в мимикрии. Ни в коем случае не читайте в подавленном настроении: маркировка «18+» стоит на обложке неспроста. Книга для сильного, уверенного в себе читателя, глубоко убеждённого, что в его-то жизни уж точно есть и смысл, и цель.