Официальное письмо — о закрытии журнала "Питерbook" и конкурса "Фанткритик".
Книжная ярмарка ДК им. Крупской с сожалением сообщает о закрытии журнала «Питерbook» и прекращении конкурса «Фанткритик».
Журнал «Питерbook» («Книжный Петербург»), учрежденный Общественной организацией «Союз книжников "Слово"», выходил в бумажном виде с 1995 по 2005 год, а затем в качестве электронного СМИ продолжил свое существование на сайте Книжной ярмарки ДК им. Крупской. Все время он был для петербуржцев верным ориентиром в книжном пространстве, информировал о книжных новинках, публиковал полемические статьи и интервью, рассказывал о самых интересных и важных событиях книгоиздательской отрасли.
Однако все имеет свое начало и свой конец, и сегодня администрация Книжной ярмарки официально извещает о закрытии журнала «Питерbook» с 15 марта 2019 года. В связи с этим прекращается и проведение ежегодного конкурса рецензий «Фанткритик».
Мы благодарим авторов, все эти годы сотрудничавших с нашим журналом, а также всех участников «Фанткритика» — как постоянных, так и тех, кто планировал только в этом году к нему присоединиться, — и выражаем надежду на то, что наше сотрудничество продолжится, пусть и в иных формах.
Продолжаем серию «о нас пишут». Писатель-фантаст Жанна Пояркова (Телеграмм-канал Yashernet) – о книге «Hyperfiction»Марии Галиной:
Если вы любите читать аналитику о фантастике, то есть шикарная новость — запущена серия «Лезвие бритвы», в которой уже вышли две книги с циклами текстов о фантастической литературе от неординарных критиков.
Первая книга — это «Hyperfiction» Галиной. Мария Галина сама писатель на стыке современной литературы и фантастики, причем получившая целый мешок премий, так что анализирует литературу и как эрудированный читатель, и как автор. Она одинаково легко обращается и к Игану с Уоттсом, и к лауреатам «Большой книги», и к Томасу Мэллори, и к Сорокину. Мне особенно понравился ее взгляд на символику подземного мира, которая проникает в романы последних лет все сильнее, про Арагорна и его сходство с королем Артуром и средневековье в «Песни льда и пламени». Это нахождение связей в разных текстах, анализ общих тем — тот вид обнаружения общей мелодии в разнородных данных, который так обожают фанаты аналитики.
«Hyperfiction» — это для тех, кто хочет распухания своего списка чтения до неприличных размеров, кому нужны открытия в том числе в мире отечественной фантастики. Там есть и про Хуснутдинова, и про шикарный «Перевод с подстрочника», и про боязнь стать фантастом (ведь писатель мэйнстрима может поиграть с фантастикой и не испортить репутацию, лол, а к чистому фантасту отношение другое), и про целую кучу абсолютно нишевых писателей, которые сейчас проходят мимо радаров. Волшебно разбирает Филипа Дика с помощью Тойнби, рассказывает про «Убыр» и Мьевиля. Если вы соскучились по беседе с начитанным собеседником, то купить можно в «Фаланстере» (Мск) и «Раскольникове (СПб) или заказать у Василия Владимирского, куратора серии — https://vk.com/vvladimirsky?w=wall7638100...
Из серии «о нас пишут». Первая рецензия на «Hyperfiction»Марии Галиной. Автор — Артём Киселик, Телеграмм-канал «Фантастика» (fantasy_sf):
Я когда-то писал (больше репостил, на самом деле) о проекте В. Владимирского по выпуску серии околофантастического нонфикшна. Так вот, книги уже вышли и даже попали ко мне в руки – за что спасибо автору проекта. Пока прочитал только Hyperfiction Марии Галиной и что тут скажешь – Галина всегда была одним из немногих авторов, которых я покупал без раздумий, книги могли нравиться больше или меньше, но плохих я не припомню. Так что, в общем, неудивительно, что понравилась и эта.
Гиперфикшн – это сборник статей и эссе, изначально выходивших в колонке в «Новом мире». Галина потрясающе эрудированный человек, не представляю, как у нее получается так много и вдумчиво читать. Начав книжной рецензией, она может продолжить разбором символов, используемых в книге, провести параллели с другими произведениями, вспомнить об истории образов и их трансформации в общественном сознании. Следить за этими размышлениями очень интересно (и вызывает легкое ощущение собственной неполноценности), ну где еще рецензия на Пелевина перерастет в размышления о паразитических и симбионтных отношениях во вполне реальном мире? Или в (моем любимом) эссе про фанфики, речь внезапно заходит о стихах в книгах Стругацких – и о том, как Стругацкие превратили их в художественный прием.
Галина временами сознательно провоцирует читателя, с ней часто хочется спорить, чем я виртуально (потому что в реальности меня, судя по всему, размазали бы тонким слоем) и занимался, бурча в сторону книги: «Да конечно, спадает популярность на Ктулху, не успеваешь читать новые книги по его мифологии». Но так же часто и киваешь, вспоминая собственный читательский опыт, сравнивая его. Галина умеет ухватывать самое интересное, замечать культурный процесс, тенденцию, и разбирать их на детали.
На самом деле книгу можно рекомендовать не только любителям фантастики – а им я рекомендую однозначно, не так уж у нас много подобных вещей – думается, людям фантастику не читающим, она будет не менее интересна. Потому что опыт осмысления литературы всегда любопытен, особенно, если это опыт умного человека.
P.S. Отдельное спасибо за разбор отношений мейнстримной литературы и фантастической. Хотя и пропитанный привычной для фэндома горечью, он непривычно взвешен. На Западе, кстати, к фантастике относятся немногим лучше (достаточно почитать, как на большинстве занятий по креативному письму преподаватели запрещают студентам писать фантастику, потому что это «не литература»), так что проблема эта не локальная, хотя источники у нее, наверное, разные.
Собственно, главное сказано в заголовке. Вообще эта публикация должна была появиться еще две недели назад, но первая партия книг «Hyperfiction»Марии Галиной и «Координаты фантастики»Сергея Шикарева, привезенная из типографии, тут же и закончилась. Практически всё разошлось по предзаказам, до некоторых адресатов посылки, я знаю, уже добрались. Но вот довезли еще немножко, кто заинтересован в покупке без магазинной наценки – пишите в личку: «Hyperfiction» 420 рублей, «Координаты фантастики» — 360 (не включая доставку).
Ну и пока еще можно заказать сборник «Сопряженные миры» вашего покорного слуги (260 рублей).
• С этого года нашим партнером стал также альманах «Полдень».
Рецензии и статьи на «Фанткритик» принимаются от всех желающих до 24:00 16 апреля 2019 года. Конкурс традиционно проводится по двум номинациям: рецензия (объем от 3 до 8 тысяч знаков с пробелами) и литературно-критическая статья (объем от 8 до 25 тысяч знаков с пробелами). К участию допускаются только рецензии и статьи, не публиковавшиеся ранее (на печатных и электронных носителях). Одним из важный условий конкурса является анонимность, поэтому участники не должны раскрывать тайну авторства вплоть до подведения итогов — в том числе не допускаются публикации в ЖЖ, ВКонтакте и других социальных сетях, а также упоминания авторства в тексте самих конкурсных работ. При нарушении этого условия конкурсные тексты будут дисквалифицированы. Рецензии принимаются на произведения (в том числе переиздания), опубликованные в течение 2018-2019 годов (это ограничение не касается литературно-критических статей). Работы высылаются в виде вложенных файлов формата .*doc .* rtf по адресу: piterbookplus@yandex.ru — в теме письма обязательно нужно указать «Конкурс “Фанткритик”». О месте и времени подведения итогов оргкомитет сообщит дополнительно.
Подробнее с условиями конкурса «Фанткритик» можно ознакомиться на сайте Петербургской книжной ярмарки (читаем внимательно!)