Вот такие есть у массового потребительского конвета средней руки отличительные особенности:
Там плохо видно, но тираж — 30 000 экземпляров. Тираж, конечно, можно любой указать, но...
На глазок когда я соскучился и ушел, то есть около часа дня, в СКК было около 2-3 тысяч человек. И народ активно подходил. По опыту могу сказать, что самая движуха начинается на таких мероприятиях во второй половине дня. Количество публики как минимум удваивается. Итого тыщ 5-6 имеем. Ну и столько же в первый день фестиваля...
3 мая на Книжной ярмарке ДК им. Крупской в одиннадцатый раз прошло вручение наград конкурса рецензий и статей «Фанткритик». Несмотря на перенос традиционной даты, церемония вызвала неподдельный интерес не только среди участников конкурса, живущих в Петербурге, но и у поклонников фантастики вообще.
В этом году на конкурс было прислано 47 рецензий и литературно-критических статей. В короткий список вошло десять рецензий и пять статей. Работы пятнадцати претендентов, попавших в шорт-лист, подверглись тщательному публичному разбору компетентным жюри 3 мая 2015 года. В завершение были названы три рецензии и одна статья, авторы которых стали победителями этого года. Лауреаты «Фанткритика» получили не только памятные знаки и грамоты, но и денежный приз.
В этом году жюри традиционно возглавил петербургский прозаик, поэт и критик Андрей Дмитриевич Балабуха. Также работы конкурсантов оценивали критики Роман Арбитман, Василий Владимирский и Андрей Щербак-Жуков, писатели Мария Галина и Дмитрий Вересов. Публичный экспертный разбор конкурсных текстов (с онлайн-трансляцией) является одной из «фишек» «Фанткритика». Дело том, что все материалы на конкурс подаются анонимно, под номерами, члены жюри до последнего момента не знают, кто является автором того или иного текста и присутствует ли он на мероприятии.
В номинации «Рецензия» призовые места распределились следующим образом:
• 3 место, денежный приз в размере семи тысячи рублей и 45 баллов получила Елена Щетинина (Омск) за рецензию «Вызов пустоты» (на книгу Джеймса Фрея и Нильса Джонсона-Шелтона «Endgame: Вызов»). Основную проблему, не позволившую этому тексту занять более высокое место, сформулировал Дмитрий Вересов: «Блистательная рецензия на фиговую книгу»;
• 2 место, девять тысяч премиальных и 59 баллов заработала жительница Уфы, написавшая под псевдонимом Анна Домина, написавшая рецензию «Дуб, терновник и ясень воспой» на роман Роберта Холдстока «Лес Мифаго». Одну из причин, помешавших этому тексту претендовать на высшую строчку номинационного списка, озвучил Василий Владимирский: «Слишком много ритуальных славословий (“классика жанра”, “легендарный роман”, “непростая задача для критика”) — отдает лексикой издательской пиар-службы. Что в данном случае абсолютно неуместно: роман Холдстака вышел в России сверхмалым “пиратским” тиражом и в лобовой рекламе не нуждается». Андрей Балабуха коротко отметил: «Очень хорошо. Вот только сам не пойму, плюс это или минус: не отпускает ощущение, что под видом рецензии мне на стол подали эмбрион статьи… Скорее, все-таки плюс»;
• 1 место, бонус в размере пятнадцати тысячи рублей и 60 баллов получил Андрей Бударов (Вологда) за рецензию «Ну что, будем лечиться?» на роман Нил Стивенсона «Вирус “Reamde”». Роман Арбитман, один из самых жестких критиков в жюри, охарактеризовал текст следующим образом: «Удачная рецензия, в которой автор не побоялся использовать инструментарий русской классики для сравнительного анализа и оценки современного романа англоязычного фантаста. Пересказ заметно упрощает и выпрямляет сюжет — что отчасти мистифицирует читателя: Стивенсон — куда более трудночитаемый автор, чем вытекает из рецензии. Впрочем, умение написать просто о сложном (или, тем более, усложненном) — большой плюс».
Если географическая локализация рецензентов, занявших призовые места в этом сезоне, достаточно разнообразна, то в номинации «Литературно-критическая статья» первые две строчки шорт-листа оккупировали петербуржцы, Валерий Шлыков и Сергей Удалин. Как и в прошлом году, первое место, денежную премию в размере пятнадцати тысяч рублей и 54 балла получил Валерий Шлыков — за текст «Лето Второй и его Золотой Путь в эпопее Фрэнка Герберта “Хроники Дюны”». Андрей Щербак-Жуков так отозвался о ней: «Просто блестящий текст. В полном соответствии с жанром “критической статьи”. Тут и анализ, и эрудиция, и внятный язык, и последовательное логически выверенное изложение материала. И глубокое знание этого материала. Хоть мне лично и больше понравилась статья про Холмса, я вынужден именно этой статье поставить высший балл».
Информация о том, какие рецензии будут поощрены многолетним партнером конкурса — газетой «EX Libris НГ» — и заслужат публикацию в этом издании, а также подробные комментарии жюри к каждому из текстов, вошедших в шорт-лист, будут опубликованы несколько позже на сайте Книжной ярмарки ДК им. Крупской.
Одиннадцатый сезон премии завершен. Участникам, не одолевшим подъем на вершину шорт-листа, и тем, кто внимательно следил за интригой этого сезона, остается дождаться следующего года, чтобы вновь испытать свои силы и поупражняться в прогнозировании. Двенадцатый сезон, утверждают организаторы, будет не менее захватывающим.
Пользуясь небольшим перерывом в бесконечных праздниках, продолжаем представление произведений, претендующих в 2015 году на литературную премию "Новые Горизонты":
Выдвигает Андрей Щербак-Жуков:Теперь, когда не стало Михаила Глебовича, и стало понятно, что эта книга, как и предыдущая, (я ее номинировал в прошлом году) – это именно новый этап в творчестве признанного мастера. Повторюсь: ему, словно бы надоело, что его называют «автором юмористической фэнтези», ему, по всей вероятности, не нравилось, что правильно и полностью понимают суть его произведений только отдельные филологи и культурологи. И он решил популярно рассказать, что такое миф и архетип, что такое фольклор и обряд, по каким законами они существовали в древности и существуют сегодня, в современной культуре. Он спешил открыть непосвященным и не таким начитанным, каким он был сам, особенности своего художественного метода. Он хотел быть понятым…
И, конечно, адресатами его этой, как и предыдущей, книг стали юные читатели – незашоренные и способные, как он считал, к обучению и развитию. Писатель хотел передать новому поколению читателей ключ к правильному пониманию всех его предыдущих произведений от коротенькой постмодернистской шутки «Племяш», не переиздававшейся после брошюрки «Сказки Семена Корябеды», до вершины его творчества «Райской машины».
Отсюда – такой непривычный стиль повествования: сочетания упрощенного сюжета с познавательностью, сочетание линейного романа-фэнтези с хрестоматией по русскому фольклору.
Сейчас, когда его не стало, совершенно ясно, что это не что иное, как творческое завещание одного из величайших прозаиков современности. В ней он словно открыл непосвященным особенности своего художественного приема. Эта книга рождена его желанием быль понятым потомками.
С другими представлениями произведений, выдвинутых на премию "Новые Горизонты", можно ознакомиться здесь.