Маньяк на службе Господа — почти бензопила
Итак, есть некий условно средневековый мир, где в наличии вполне реальные ангелы-хранители, древние боги и черная магия.
Соответственно Инквизиция — вполне тождественная своему прямому назначению организация. Поиск и уничтожение (если удасться, доведение до раскаяния и потом сожжение) разнообразных пособников дьявола.
Рассказчик и повествователь — Мордимер Маддердин, инквизитор.
По современным представлениям личность довольно противоречивая. В подручных у него некрофил, сам берет левую работенку, может спокойно отдать приказ об изнасиловании женщины или об убийстве боевых товарищей. Не чужд плотских развлечений.
Зато Бога чтит — без вариантов. Верует и трепещет. Инструкции инквизиции — соблюдает. И высшие силы его явно направляют.
Соответственно, каждое дело этого инквизитора — будто разорвавшая от перенапряжения тетива лука, будто срабатывающий механизм со взведенной пружиной. Задерживаться и плутать в пустоте, проверять по нескольку раз ложные версии — не приходится. Чутье и натиск, вот его девиз. Иной следователь от таких фокусов давно бы попал в переплет, потому как разоблачение кардиналов, инквизиторов, родственников богатых и могущественных людей — обычно вредит здоровью и почти наверняка карьере. Но тут за героем в прямом смысле слова высшая правда, можно не тормозить
Еще от героя могло бы интенсивно попахивать ведьмаком Геральтом, но автор много сделал, чтобы устранить эту аллюзию...
Что хорошо:
— главный герой, хоть и противоречив, но ярок, запоминается;
— допущения, которые дают проекцию на мораль: не бойся убить тела, души убить не могущий — это как раз про таких людей. Даже когда убивает боевого товарища, показывает умирающему, почему это сделал, чтобы душа последнего обрела хоть какое-то умиротворение;
— темп повествования и сравнительно легкий язык (читал в переводе С. Легезы);
Что плохо:
— хорошо начал гражданин Пекара с допущениями, да плоховато все продолжается. Если ангелы вот так являются, если мистические силы столь грубо и осязаемо присутствуют в мире, то отчего же влияние на одну только инквизицию? «Не верю». Если уж церковь — тень града божьего на земле, то как нам быть со светской властью? С другими проявлениями церкви (например, с громадными монастырскими хозяйствами)? Вообще, если Бог так активно вмешивается, то, получается, мир не есть совершенный механизм, и на первый план выходят концепции о том, что лишь ежесекундное божественное вмешательство не позволяет начаться хаосу;
— подчеркнутое непонимание инквизитора «ну чего это все чернокнижики с темными силами якшаются...» При том, что мотивация-то как раз и вскрывалась — любовь, деньги, желание дольше пожить и т.п. Я не требую, чтобы герой делал какие-то выводы о несправедливости устойства мира или общества, нет. Но у инквизитора с богатым опытом работы должна сама собой сложиться классификация преступников, набор их типажей;
— в тексте неоднократно подчеркивалось, что инквизиция собирает все темные знания, которые вытаскивает из арестованых колдунов, а иногда даже и применяет. Но, как возможно применение таких заклинаний без уступок темным силам? Если эти заклинания просто алгоритмы, то как быть с присутствием англелов-хранителей, и соотвественно, какого рожна темная сторона «выделяет энергоресурсы» на заклинания, произнесенные инквизиторами? Конечно, обманывать дьявола — это хорошая традиция. Но последствия неудачных обманов должны случаться куда чаще...
Итого. Книга написана как «религиозный боевик» в самом прямом значении этого термина. Потому слишком серьезные претензии к ней — излишни. Пришел, увидел, искоренил. А потом уехал если не во след заходящему солнцу, то в сторону штаб-квартиры... Есть и продолжения, по уверениями читавших — куда более сложные и продуманные. Посмотрим.