Проходной роман сильного автора.
В другом романе А. Иванова, «Географ глобус пропил» — очень хорошо показан момент совершенно иррациональной погони. Некая экспедиция школьников во главе с преподавателем встретила двух мужиков. Те спросили — есть ли водка? И им просто недостаточно уверенно ответили «нет». Те погнались, просили и грозили одновременно, и догони — дело могло бы закончиться очень скверно.
Подобный иррационализм, когда из-за оскотинения и пары неловких слов готова случиться любая трагедия, как нельзя лучше подходит в качестве фона для ужастика.
И типичный фильм-ужасов, как база сюжета, очень хорошо прослеживается в «Псоглавцах». В некую вымирающую деревню приезжает собранная с бору по сосенке троица. Выпилить в местном полуразрушенном храме уникальную фреску святого Христофора — тот изображен с головой собаки.
И уже по пути некая плохо говорящая девушка не рекомендует ехать в деревню. И сама деревня — хорошего впечатления не производит. Есть местный пожилой уголовник (избражающий авторитетного вора) и местный молодой отморозок. Есть явный конфликт городских с сельскими. Есть дача за высоким забором, богатый хозяин которой не желает, чтобы деревня окончательно исчезла, потому как посреди заповедника (а окрестные леса заповедником объявлены) эта дача ему куда дороже стоить будет. Есть заброшенные торфяные выработки. И плотная атмосфера безнадёги.
Автор довольно искусно обманывает читателя.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Однако история сама по себе — по объему с трудом дотягивала до «солидного» романа. Нужны дополнения.
И вот с ними у автора получилось куда как хуже. Два пласта повествования откровенно выбиваются из общей канвы.
Громадное количество материала — история святого Христофора и его культа — представлено в виде справочного, взятого из интернета, текста. Разумеется, по сюжету главный герой шарит по сети, у него бессонная ночь. Но все-таки, этот материал подан с перебором.
Послекульминационная рефлексия (вот ведь бредовые слова в голову лезут), а если проще, то объяснение. Как почтенный детектив после поимки злодея рассказывает всем участникам драмы, как он вычислил негодяя, так и здесь, после погони вдруг выясняется, что фонд, который послал троицу в деревню — не такой простой. И охранник на крутой даче — совсем не простой. Он объясняет главному герою, что тот выступил в качестве «дэнжеролога», изъял опаснейшую культурную реликвию. В эксперименте поучаствовал. И даже зримое наличие оборотней — значимо только для героя. А для остальных может и совсем не значимо. Потому как субъективное и объективное порой сочетаются в самых причудливых пропорциях.
Как итог: история, философия и хоррор — взболтаны, но не перемешаны. Получился отличный ужастик (кстати, весьма подходящий для экранизации), однако ни до «Золота бунта», ни до «Сердца Пармы» роман не дотягивает.