Это роман, в котором автор пытался описать мир, целиком соответствующий аристотелевской физике. С четырьмя причинами, единством материи и формы в любой вещи. С владыками кратитосами, которые подчиняли свой морфе целые страны.
Да, я в курсе, что перевод на русский, который доступен в сети — имеет крупные недостатки. Да, я в курсе, что автор не слишком занимался изменением языка описанного мира.
Но!
"Морфа" — как термин — присутствует с громадным перебором. "Морфа" — 85 раз как отдельное слово, а "морф" в самых различных сочетаниях — 456. Но сочетание эти ограничены. "Какоморфы", "морфирование", "морфинг", "хилеморфное равновесие" — едва ли не все.
Что же в реальности — пусть и нашей, а не аристотелевской?
Слово, которое образует базовое понятие, имеет какое-то количество модификаций, а потом его буквально скрывает чешуя из частных понятий.
Есть вещи, которые выламываются из границ жанров, переходят границы, смешивают стили.
А есть — вполне "сидящие по фигуре". Вроде и прост жанр/подвид/прием, и мало что в нём сделать можно, но выходят гармоничные поделки.
И прост рецептом супчик, но с душой приготовлен.
Вот попаданчество, стандартное такое, технологически-пророческое, без особой психологической глубины, без уникальных исторических исследований, без гениальных управленческих решений.
Попаданец в еще не убиенного царевича Дмитрия.
Казалось бы, будет очередная полова — персонаж с бензопилой наперевес и "справочником выигранных битв" за пазухой. "Орёл расправит крылья" в стиле "кулаком-в-глаз". Всех согнет в бараний рог.
Но нет.
Что резко снижает качество текста о попаданце? Есть четыре основных проблемы, будто четыре бэконовских идола.
1. Герой быстро превращает ближних своих и дальних в особого рода марионетки, которые использует для воплощения Идеи. Хотя в реальном общении с людьми есть целый ряд ограничений:
а) попаданец сам как личность — не Сократ с Гераклом в одном флаконе;
б) социальный статус попаданца может быть не очень, а даже если и очень — то самовластие имеет свои пределы;
в) социальная структура окружающего общества — инерционная вещь;
г) мышление людей — тоже инерционно.
Что же мы видим в "Последнем князе"?
— герой часто ошибается, и незнание реалий мира, куда он попал, проскальзывает до самых последних глав. Его окружают люди порой и владеющие лучше оружием, и грамотнее, и толковее в административных вопросах и даже истово верующие (неожиданный образ иностранного купца Джакмана — тот верующий протестант и порой сквозь корысть и угодничество проступает фанатизм);
— героя, пусть и брат царя Фёдора (сына Грозного), воспринимают как ребенка. Даже когда он с ближними кое-как налаживает контакты и начинает мастырить изобретения, все равно периодически одергивают. Каждая новая аудитория — требует своего доказательства "взрослости". И даже когда излечивает дочку Фёдора и попадает в любимцы — его желания насчет уделов, потешного войска и прочее исполняются крайне неохотно;
— переделать сословную структуру герой и не особенно пытается, гуманизм проявляет скорее к конкретным людям, да и сама структура общества не дает себя реформировать "с кондачка";
— крестьяне все его предложения насчет троеполья, веялок и опыления (дельные, подкрепляемые деньгами и привезенной веялкой) воспринимают как блажь, причем не пять минут воспринимают, а несколько лет.
"Мне было крайне интересно, насколько удобна была в работе сооружённая по моим рисункам веялка. Староста долго искал тех, кто зимой провеивал княжье зерно. Явленные работники ничего конкретного сказать не могли, ограничиваясь лишь скупыми ответами.
-Свою рожь кто-нибудь от мякины и сора чистил на этой штуке?- кивнул я на первую сельскохозяйственную машину.
— Вроде Фролка пахнул жита,- почесав в затылке, сообщил сельский тиун.
-Больше никто?- полное отсутствие интереса крестьян к нововведению меня озадачило.
-Вроде нет. Баяли — изломаешь, мол, отвечай потом перед князем. Ну её, придумь сию, от греха подальше.
-Фролка чего ж полез?
— Да от дури своей природной. Говорил, де, семи смертям не бывать, а одной не миновать, дюже любопытственно как хитровина угличская семя веет. Коль он чего напортил, ты уж княже на него не шибко серчай, с малых лет он такой оплазивый,- доверительно сообщил мне девятковский староста".
2. Герой мгновенно начинает научно-техническую революцию. И плевать на физику-математику-химию. "Я паровую машину видал на картинке, а самолет вообще за крыло держал...".
В "Последнем князе" мы видим совершенно другую картину. Герой что-то помнит, но мало. Он медленно налаживает аналог лаборатории, экспериментирует с "землями", рудами, металлами. И очень хорошо показано, что львиная доля открытий на него (человека из будущего) сыплется совершенно случайно. "Кузнец Акинфов нагревая манган в горне с углём, получил корольки из странного лёгкого металла. Опилки его не горели, из этого стало ясно, что найденное вещество не магний. Заметного улучшения металла от добавок этого материала в тигли тоже не происходило. Я решил пока условно считать мангановый камень окисью марганца, и при получении большего количества материала продолжить испытания." — и так постоянно. Метод научного тыка в разгаре :) "Вполне возможно в руках у нас было какое-то фосфорное соединение. В хозяйстве всё пригодится, поэтому неутомимому экспериментатору были даны очередные поручения:
— С водой остатки выпарьте, на морозе подержите, ещё как растворите, может извлечёте чего"
Нет, автор героя любит и технику уважает. Герой даже конвертерное получение стали умудрился организовать, а перед этим домну поставил.
Но накопление технических знаний на основе эмпирического метода и умеренного знания металлургии — показано весьма фактурно. С неизбежными несчастными случаями, поломками, отходом от сложных "увиденных во сне" технических решений к более простым и т.п. Похожую на булат сталь получили сравнительно быстро, но настоящий булатный клинок выкован за все время лишь один (дорого, долго). Модель паровой машины есть — сделать в металле не выходит.
3. Герой знает будущее во всех деталях. Советует Кутузову, Сталину, Цезарю, предводителю пещерной орды Юмбе и даже мудрому удаву Каа. Герой читал первоисточники :)
В тексте есть пророчества "от высших сил", но более чем умеренного качества. Автор просто называет несколько тогдашних наименований городов и рек на территории современной Финляндии, Эстонии, Ленинградской области — читателю сразу понятно, что он этих названий почти не знает, карту не вспомнит и конкретным советом войску не поможет. Разборки на Кавказе тем более представляются тёмным лесом.
Аналогично и с общегосударственным масштабом предсказаний — точные даты голода, от которого зашатался трон под Годуновым, для героя загадка. Так что его пророчества скорее напоминают прогнозы современных политологов. Какие-то "пророчества" герою удаются блестяще, но автор очень правильно показал читателю сцену, когда фактически три виднейших администратора государства пришли в минуту опасности за советом (назревала уния Польши со Швецией), а герою-то сказать и нечего... Вообще.
4. Герой быстро вводит в оборот современную лексику и главе в пятой персонажи уже болтают или как старички в доминошне, или как лаборанты в курилке. Собственно, речь героя, становится выражением дли-и-и-и-инного приказа автора о построении индустриальной цивилизации. Диалоги — просто способ уточнить приказание.
Не-а.
Язык XVI-го века в тексте, конечно, не сплошняком. И даже не через одну фразу. Но постоянно вылазят новые/старые словеса. "Вратарь", "ералаш", "поминки". Припоминаются старые названия веществ — селитра именуется "ямчугом", серная кислота — "купоросным маслом".
Итого: карандашный набросок правильных пропорций. Красок нет, силуэт есть. Возможно, я под впечатлением текста, но (тут очень имхо), именно такие тексты остаются как эталоны. Чрезмерно полонизированные или http://zhurnal.lib.ru/d/dimych/knyaz.shtml — там уже книги на полторы.
Крутая городская технофентези в псевдосредневековом стиле.
Столица Поднебесной, борьба спецслужб, козни, предательства и любовь.
Но!
Кто-то держал в кармане ба-а-альшую фигу.
Итак, есть "Шестой отдел". Мрачные ребята во всем черном, которые ходят по городу со щитами в рост человека, а в щитах небольшие окошечки, сквозь которые можно смотреть на демонстрантов. Короче — ОМОН. Должности там — шерифы и констебли (цитирую перевод).
И дела в том ОМОНе совсем не радостные. Во-первых — продажность. Минимум два старших констебля были готовы обменять молчание на деньги. Во-вторых — засланные агенты. Туда принимают нескольких женщин, которых подослал главный злодей. Взял он их в собственном борделе, потому свои козни девушки-омоновки по старой привычке обсуждают в сауне (но уже без мужиков). В-третьих — честный, но туповатый начальник.
Есть конкретная тайная структура, противостоящая шестому отделу, которая скромно называется "Небесная полиция". Её возглавляет крутой экстрасенс с заплетенной бородой и почти европейским лицом хорошего психолога пятидесяти лет. Его воспитанница — телепатка, владеет телекинезом, общается с птицами, а работает головкой большого среневекогого CD-привода (архив в комнате выстроен полукругом, а на конце своеобразного крана сидит эта девушка, перемещаясь от одного стеллажа к другому) И всем бы она была хороша, да вот ноги не ходят — ездит на инвалидной коляске (в критической обстановке — левитирует). Так же в подручных имеются бывший вор и вышибала долгов, обмотки которого в бою загораются синим пламенем, и экстрасен-медик-механик, который заряжает аккумулятор инвалидной коляски для девушки, а так же носит чиста блатную кепку из околосоветской криминальной среды (кстати, он весь в татуировках). Ну, и еще парочка не таких одаренных персонажей — среди них возлюбленная медика-механика.
Есть главный злодей. Бонвиван и мот, мастер магии, купец широкого профиля и крутого размаха. Понадобилось ему начать распространение фальшивых денег? Прямо приспособил для этого министра финансов. Легко отбивает меч двумя пальцами и летает в огненном шаре. Понятно, что такому человеку (?) хочется императорского трона. Но при этом он сохраняет обаяние, не расстраивается по поводу проигрышей и не боится удара ножом в сердце. Словом, в финале он окончательно предстает неким полубогом даосского (?) пантеона — решил сбегать в самоволку на Землю, поразвлечься. Правда, за такое могут кальпы на три в тюрягу упечь. Но ему явно наплевать, он развлекается...
И, наконец, есть главный герой — не будем произносить его длинное китайское имя, а назовем просто "Маугли" — ведь он воспитан волками, и может принимать в себя ярость зверя. Меч в его руках загорается зеленым светом (так же бонус — возможна подкачка меча от источника энергии). Правда, он слегка огламуренный Маугли — в качестве животного компаньона у него не волчонок, а симпатичный мопс, почти комнатная собачка.
Первая половина фильма — представление героев и главной любовной интриги: Маугли засылают из ОМОНа в Небесную полицию, чтобы "разведать", но в него влюбляется как главная из внедренных в ОМОН бывших проституток, так и парализованная телепатка.
В то время главный злодей, поддавшись тлетворному влиянию запада, начинает производить зомбей — эту гвардию для захвата трона. Соответственно, схватки приобретают ожесточенность.
Вот она какая — злодейка-омоновка. Видно, общение с главным злодеем побуждает в его "девушках" немалую храбрость — влюбившаяся подручная, чтобы показать свою лояльность отделу, заслоняет товарку от удара мечом. та все равно погибает, но когда раненую злодейку приносят в Небесную полицию — телепатка просто в ярости: она читает её мысли, но все вокруг видели, что девушка не побоится жизнь отдать за правое дело. Приходится её реанимировать — кровь останавливать, сердце запускать...
Долго ли, коротко — но вот финальная разборка. Министр внутренних дел, начальник ОМОНа и глава Небесной полиции во время совещания все-таки соображают, кто главный злодей. А он и легок на помине — с кучей зомбаков пришел выяснять отношения. Начинаются как бы две параллельные схватки — мужчины разуплотняют ряды мертвецов, и две девушки выясняют, которая из них лишняя в этом лучшем из миров.
Практика показывает, что если хорошо дать зомби в бубен, то они рассыпаются. Парень с заплетенной бородой и лицом психолога понимает, что это из-за иголок, которые у них в затылках. Единым усилием воли выдергивает все иголки. И вот преимущество на стороне сил закона. Злодей удивленно говорит "Вау", и что-то прибавляет (не перевели, отчего создается впечатление, что говорят на грузинском).
Четверо смелых (в том числе и телепатка, то летающая, то ходящая на костылях, вытащенных из инвалидной коляски) — не слишком успешно пытаются убить главного злодея (злодейка во второй раз заслоняет собой человека, на этот раз Маугли). В итоге злодею это надоедает он отряхивается, хватает свою подручную с целью уйти отсюда, но та как раз и угощает его кинжалом в сердце. Тот вздыхает, говорит, что раз не получилось у них, то пойдут они отныне разными путями, взлетает и взрывается (или маскирует уход).
Собственно финал — разговор двух девушек, какой из них достанется парень (злодейку, кстати, повысили). Но Маугли уже сделал выбор — отдает мопса девушке в инвалидной коляске.
Итого: политкорректность — зашкаливает, юмор — издевательство над той самой политкорректностью, схватки — полеты на тросиках, китайская специфика — все добрые люди пекутся о здоровье императора.
Стоит посмотреть — китайцы подтянулись в еще одном жанре кино.
Умеренное качество видно с первой серии. Надеюсь, что потом раскрутятся, но все же...
Исходная посылка проста как валенок: вдруг исчезает электричество. Причем о грядущем исчезновении знает как минимум пара специалистов, но действуют они как придурки.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Началось дорогая! Набери в раковину и ванну побольше воды! — муж приходит домой почти в панике.
— Это то, о чем ты говорил? — попытка заглянуть в глаза.
— Да!
Запасы? Подготовка? Размышления? Да главный герой даже не смог до конца сгрузить информацию на флэшку-амулет. Он явно жил в городе "Попыхи".
Проходит "больше десяти и меньше двадцати лет". Семья живет в нескольких коттеджах, огороженных трехметровым плетнем, а рядом еще несколько семей. Вокруг сельская местность. У подросших детей ностальгия и они бегают в старый трейлер, где прожили какое-то время.
Тут на хутор является военный отряд, который возглавляет убитый в прошлом сезоне сериала "Во все тяжкие" негр-мафиозо. Требует отца семейства пройти с ним (образ поведения — смесь "злобного коммуняки" и главного отрицательного персонажа из фильма "Почтальон"). В итоге отца семейства убивают, и начинается "большое приключение".
Но! "Ляпы" просто феерические.
Народ массово переходит на холодное оружие и на "мушкеты", которые заряжаются с дульной части. Нормальный пистолет только у негра-мафиозо. Как? У них там сотни миллионов стволов и громадное количество машинок по ручному снаряжению патронов — можно все делать без электричества. То есть стволы должны быть в изрядном количестве (даже если за их хранение смертная казнь), и этот самый отряд конницы/пехоты рискует нарваться на очередь из пистолета-пулемета. И, вполне естественно предположить, что уж этот отряд полугосударственных войск был бы хоть какими-то стволами оснащен поголовно (хотя бы охотничьими ружьями/обрезами).
Паровозы? (может, еще увидим)
Ветряные, водяные мельницы? (тоже еще можем увидеть)
Только вот создатели сериала явно хотят закосить под идеалы войны за независимость будущих США, потому им нужен 18-й век с некоторыми исключениями, нужно фехтование для зрелищности схваток Поэтому в качестве повозок — распиленные автомобили, а паровых броневиков — нема.
В качестве исключения — радистка Кэт. Гражданка с помощью того самого амулета-флэшки в небольшом радиусе снова разрешает появиться электричеству, включает радио/интернет, и начинает "общаться с центром". Причем общение еще то — она пишет на дисплее, что в доме был обыск, но ни кодовых слов, ничего похожего, чтобы проверить, не отбивает ли она депешу под дулом пистолета, у неё не спрашивают.
В плюс сериалу идет некая масштабность и спецэффекты большого количества руин. Может быть, они сподобятся на серьезные батальные сцены. Может быть, представят очередную теорию заговора. По уровню вполне могут дотянуться до "Иерихона". В остальном это типичное посткатастрофическое фэнтези (на настоящую НФ не тянет), в котором замурован огонёк надежды — электричество вернется к тому времени, как упадут рейтинги сериала.
П.С. Сходство с фильмом "Почтальон" явно носит системный характер. Образ генерала, который возглавляет "милицию" (да, вот и в Штаты пришла милиция...), и косит под генералов старых времен (вплоть до расписных ширм в своей палатке и канцелярских принадлежностей на столе) — один в один взят. Клеймо тоже присутствует.
П.П.С. И чтоб два раза не вставать — вот 15 минут игры на очень схожую тематику.
Есть достаточно в сети популярная теория "Авантюриста", которую ныне поддерживает Алексворд — о глобальном кризисе и грядущей мировой войне. Понятно, что не только они всерьез анализируют новую мировую войну, такие предположений очень много (С.Е. Кургинян, С.Б. Переслегин и многие другие). Просто их модель я использовал в качестве исходной точки а рассуждениях. А цель эти рассуждений — показать, как среагирует техносфера на эту самую мировую войну. И один аспект этого изменения интересовал меня больше остальных: какова будет роль гражданской техники? Да, человек я не военный, так что при желании можно отнестись к этому материалу как к очень вольному рассуждению.