«H.P. Lovecraft and The Myth of the 20th Century».
.
Автор: Джозеф Ф. Моралес (Joseph F. Morales) — американский писатель и философ, автор многочисленных статей о Г.Ф. Лавкрафте и жанре фантастической литературы, изучал философию в Калифорнийском Университете в Ирвине, является участником Лавкрафтовского общественно-литературного объединения «Ассоциация Любительской Прессы» (EOD) С.Т. Джоши.
.
* * *
ЧАСТЬ-I: БОГ И АНТИ-БОГ.
.
Если у вас есть желание, поразмыслите о Божественном происхождении нашего Бытия:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». (Ветхий Завет, Книга Бытие, Глава 1, стих 1-4).
В представлении наших древних предков, Вселенная была относительно небольшим местом, а земля — центральной точкой, вокруг которой вращались все небесные тела. На земле, Человек был высшим среди всех живых существ. На Небесах правил гораздо более могущественный Бог, но даже он сделал человечество центром своего внимания и пообещал вечную жизнь тем, кто повинуется его заповедям.
Для многих это всё ещё та вселенная, в которой мы живём (за исключением того, что Земля понимается как центр интереса или важности, а не как физическое местоположение). Но задолго до начала XX столетия научный прогресс серьезно подорвал корни подобной веры. Астрономия и физика показали большую прогностическую ценность модели Кеплера, поместившей Солнце в центр Солнечной системы, в которой планеты перемещаются по эллиптическим орбитам. Само Солнце было низведено до уровня довольно средней звезды среди невообразимо огромного числа других, разделённых безграничными пространствами холодного и безлюдного космоса. Геология показала, что Земля на целые порядки древнее, чем это допускается библейскими историями.
Палеонтология установила существование длинного ряда разнообразных видов, появлявшихся через определенные интервалы времени, а не в единственном творении, как того требует Книга Бытия. Адам Смит предположил, что экономика может регулировать себя с помощью силы спроса и предложения, что позволит создать порядок, без навязывания сверху органами центральной власти. Дарвин применил аналогичное мышление, чтобы объяснить происхождение видов как вопрос мутации и естественного отбора, а не сознательного прогнозирования. Медицина давно превзошла Молитву как эффективное лекарство от болезней, а нейробиология, ещё в зачаточном состоянии уже показала как способности, традиционно приписываемые Духу, зависят от функционирования определённых неповреждённых участков серого пульпийного органа, называемого мозгом.
Конечно, логически ничто из этого не исключает возможности существования божественного существа, создавшего мир и принимающего центральное участие в наших делах. Но такое существо, если Оно существует, неизбежно становится еще более непостижимым, чем раньше; ибо, если человечество занимает центральное место в его плане, мы не можем понять, почему Он создал так много пустующего пространства вокруг нас, и так много других солнц, похожих на наше собственное. И если Он контролировал происхождение жизни, и человечество было его целью, трудно понять, почему Он растянул этот процесс на многие миллиарды лет.
Многие могут отмахнуться от подобных соображений из-за нашего собственного ограниченного понимания, по своей сути, неспособного полностью постичь пути и средства Создателя. Но для человека с научным образованием и рационалистическими наклонностями, каким несомненно являлся Говард Филлипс Лавкрафт, вывод был очевиден:
«Реальный образ космической энергии, включая то, что мы знаем как материю, имеет контур и природу, абсолютно невозможные для реализации человеческим мозгом; и чем больше мы узнаём о нём, тем больше понимаем это обстоятельство. Всё, что мы можем сказать, это то, что он не содержит видимого центрального принципа, настолько похожего на физический мозг земных млекопитающих, чтобы мы могли обоснованно приписать ему сугубо земное и биологическое явление, называемое сознательной целью; и что мы формируем, даже допуская самые радикальные релятивистские концепции, настолько незначительную и временную его часть... что все представления об особых отношениях, именах и судьбах, выраженные в человеческом поведении, обязательно должны являться рудиментарными мифами». (Г.Ф. Лавкрафт, письмо Фрэнку Белкнапу Лонгу, 20-го февраля 1929-го года; С.Т. Джоши, «Г.Ф. Лавкрафт: Жизнь»).
Но понимание, как известно, отличается от чувств, и Лавкрафт в конечном счёте являлся художником, а не учёным, несмотря на его первоначальные амбиции быть астрономом. Результатом стал его собственный миф, примером которого может служить описание первичной сущности Азатота:
«Это последнее аморфное пятно глубочайшего смятения, богохульствующее и пузырящееся в центре всей бесконечности — безграничный демон-султан Азатот, чьё имя никто не смеет произносить вслух, жадно жующий в немыслимых, неосвещённых покоях вне времени среди приглушенного, сводящего с ума стука мерзких барабанов и тонкого, монотонного воя проклятых флейт; под эти отвратительные удары и звуки труб медленно, неуклюже и нелепо танцуют гигантские внешние боги, слепые, безгласные, мрачные, безмозглые Иные Боги, чья душа и посланник — Ползучий Хаос Ньярлатхотеп». («Сомнабулический Поиск Неведомого Кадата», Г.Ф. Лавкрафт).
Более подробно данная концепция изложена Лавкрафтом в сонете из последовательного поэтического цикла «Грибы с Юггота»:
.
Сонет XXII. АЗАТОТ. (в переводе О. Мичковского).
***
Я вторгся с вездесущим бесом в паре
Из мира измерений — за Предел,
Туда, где нет ни времени, ни твари,
Но только Хаос, бледен и дебел.
Непризнанный ваятель мирозданья,
Он глухо и бессвязно бормотал
Какие-то чудные предсказанья
И сонм крылатых бестий заклинал.
*
В его когтях надрывно голосила
Бесформенная флейта в две дыры —
Не верилось, что в звуках этих сила,
Которой покоряются миры.
«Я есмь Его глашатай!», — дух съязвил
И божеству затрещину влепил.
.
Хотя Азатот представлен в достаточно смутной теистической форме, с личным именем и такими титулами, как «Султан демонов» и «Владыка всего», он является своего рода Анти-Богом. Это не значит, что Азатот — Дьявол. Скорее, он изображен как идиот, чьи бессмысленные упражнения на флейте случайно порождают целые вселенные. Лавкрафтовское описание Азатота использует наш детский образ Бога, отвечающего за всё, но затем автор разрушает этот образ, наделяя его самым существенным атрибутом механико-материалистического мировоззрения: полным отсутствием сознательной цели.
Конечно, хорошо известно, что Лавкрафт создал искусственную мифологию в качестве фона для своих рассказов, и в центре его сюжетов часто оказываются религиозные культисты, такие как «Секта Звёздной Мудрости» или «Эзотерический Орден Дагона». Август Дерлет запечатлел этот аспект творчества Лавкрафта в своем придуманном атмосферном названии «Мифы Ктулху». Впоследствии Дерлету вменяли в вину то, что он использовал это название скорее для обозначения совокупности всех историй, а не к предыстории их возникновения. Но мне нравится использование Дерлетом такого названия, потому что оно предвосхищает мой тезис, заключающийся в том, что рассказы Лавкрафта имеют реальную религиозную ценность для современных читателей.
Чтобы объяснить, что именно я имею в виду, необходимо сначала немного отвлечься и обсудить природу и функции мифа.
Примитивный Разум.
В своем знаменитом эссе «Сверхъестественный Ужас в Литературе» Лавкрафт так отозвался о непрекращающейся привлекательности странных историй:
«... все условия дикой жизни на заре [цивилизации] так сильно способствовали возникновению ощущения сверхъестественного, что нам не приходиться удивляться той основательности, с которой сама наследственная сущность человека пропиталась религией и суевериями. Это насыщение, как очевидный научный факт, должно считаться практически постоянным, пока речь идёт о том, что касается подсознания и внутренних инстинктов; ибо, хотя область непознанного неуклонно сокращалась в течение тысячелетий, бесконечный резервуар тайн всё ещё наполняет огромную часть Внешнего Космоса, в то время как большой остаток крепко унаследованных ассоциаций цепляется за все объекты и процессы, некогда бывшие загадочными, насколько бы хорошо они сегодня не были объяснены. И более того, существует реальная физиологическая фиксация старых инстинктов в нашей нервной ткани, которая сделала бы их незаметно действующими, даже если сознательный разум был бы очищен от всех источников удивления».
Сравните сказанное с объяснением Джозефа Кэмпбелла, о сохраняющейся важности мифа в целом:
«Мифологические символы затрагивают и оживляют жизненные центры, недоступные словам разума или принуждения. Способы переживаний и мышления в мире света были запоздалыми, очень запоздалыми событиями в биологической предыстории нашего вида... Глаза открылись только после действовавшего на протяжении стольких миллионов веков первого принципа всего органического бытия («Теперь я съем тебя; теперь ты съешь меня!»), который не мог быть отменён тогда и до конца не отменён сегодня -- хотя наши глаза и то, что они видят, способны убедить нас сожалеть об этой чудовищной игре». («Творческая Мифология», Дж.Кэмпбелл).
Кэмпбелл и Лавкрафт могут показаться несовместимыми собеседниками. По темпераменту они, безусловно, были противоположностями: благодушный гуманизм Кэмпбелла и его благоговение перед трогательными аспектами человеческой мысли резко контрастируют со скептическим настроем и пессимизмом Лавкрафта в отношении человеческой природы. Однако различия не столь велики, как можно было бы предположить. Кэмпбелл, работая в области гуманитарных наук, был убеждённым сторонником научного метода и необходимости принимать научные открытия, и включать их в наше мировоззрение. А увлечение Лавкрафта мифами в детстве простиралось до реальной практики языческих культов; даже будучи взрослым, он читал классику сравнительной мифологии, такую как книга «Золотая Ветвь» Дж.Г. Фрейзера.
Говоря о Фрейзере, Кэмпбелл сказал о его работе следующее:
«Читая великолепную и справедливо заслуженную книгу «Золотая Ветвь» сэра Джеймса Г. Фрейзера, первое издание которой вышло в 1890-ом году, мы имеем дело с типичным писателем 19-го века, верившем, что мифологические суеверия будут окончательно опровергнуты наукой и навсегда оставлены в прошлом. Он видел основу мифа в магии, а основу магии — в психологии. Однако его психология, будучи по сути рациональной и недостаточно внимательной к глубоко обоснованным, иррациональным побуждениям нашей природы, предполагает, что если доказать неразумность обычая или веры, то вскоре они исчезнут. Насколько он ошибался, легко можно увидеть, просто указав на любого профессора философии, к примеру, играющего в боулинг: посмотрите, как он крутится и вертится от предвкушения неизвестности после того, как брошенный шар покинет его руку, чтобы достичь стоящих кеглей». (Джозеф Кэмпбелл, «Влияние Науки на Миф» из книги «Мифы, для Жизни»).
Но почему мифологическое или магическое мышление должно быть таким устойчивым среди современных образованных людей? Имеем ли мы дело с факультетом, являющимся простым атавизмом, нежели с тем, что когда-то было полезно, но теперь полезно не более, чем придаток? Или, возможно, мы имеем дело с благотворным, действительно важным и даже необходимым аспектом человеческого познания?
Организация Реальности.
В том же эссе Кэмпбелл продолжает характеризовать точку зрения Карла Густава Юнга на важность мифологии:
«Наше, ориентированное во-вне, сознание, обращённое к требованиям дня, может потерять контакт с [нашими] внутренними силами; и мифы, утверждает Юнг, при правильном прочтении, являются средством вернуть эту связь. На языке образов они рассказывают нам о силах психики, которые необходимо осознать и интегрировать в нашу жизнь, силах, всегда присущих человеческому духу, представляющих собой ту мудрость человеческого вида, благодаря которой человек пережил тысячелетия. Поэтому они никогда не были и никогда не смогут быть вытеснены научными открытиями, относящимися скорее к миру внешнему, нежели к глубинному, в который мы погружаемся во сне. Благодаря изучению мифов и диалогу, ведущемуся с этими внутренними силами через наши сновидения, мы можем научиться познавать и примириться с большим горизонтом нашего собственного более глубокого и мудрого внутреннего «Я». И, аналогично, общество, которое лелеет и поддерживает свои мифы, будет питаться из самых здоровых, самых богатых слоев человеческого духа». (Джозеф Кэмпбелл, «Влияние Науки на Миф", из книги «Мифы, для Жизни»).
Юнг не был тем, кого обычно принято называть научным мыслителем. Несомненно, ему было свойственно абсолютное доверие к психическим и оккультным явлениям, что показалось бы Лавкрафту ребячеством. Почему-то возникает сомнение, что Лавкрафт принял бы идею о том, что подсознание может быть мудрее нашего рационального, аналитического ума.
Однако, вам не обязательно заходить так далеко, как это сделал Юнг, чтобы увидеть в мифологическом мышлении нечто позитивное. Один из самых влиятельных авторов в области когнитивной науки Эдвард де Боно в своей книге «Механизм Разума» говорит следующее:
«Эти творческие и комбинирующие свойства поверхностной памяти приводят к созданию искусственного мира, являющегося производным от реального мира, но не параллельного ему. В этом искусственном мире информация организуется с большей ясностью и удобством. Если для этого не существует рамок, то она неизбежно эволюционирует. Возможно, потребуется создать специальные системы антропоморфных богов для организации информации о временах года, о погоде, о поведении сельскохозяйственных культур и т.д. Эти организующие схемы, существующие на поверхности памяти, и являются мифами. Мифы — это скорее даже необходимость, чем удобство».
Что ж, возможно, Эдвард де Боно немного выходит за рамки того, что было определённо установлено с помощью нейробиологии. Это область науки, которая каждый день приносит захватывающие открытия, но в настоящее время никто не может сказать, что у нас есть нечто большее, чем самые общие очертания того, как мо́згу удаётся создавать мир из каскада данных, постоянно поступающих в него. Недавняя книга по нейробиологии сновидений («Мозг Сновидения», автор Дж. Аллан Хобсон) почти полностью обходит вопрос о том, для чего же нужны сны, что на самом деле они выполняют для нас, делающее их достойными обладания. И всё же явление, столь почти универсальное для млекопитающих и требующее значительных затрат энергии, не могло бы возникнуть и развиться, если бы оно не обеспечивало какое-то существенное преимущество в нашем выживании.
Мифологическое мышление имеет очевидное родство со сновидениями, включающими сюжетные линии, полные фантастических элементов и отрывков из обычной реальности, но всё же таинственно наделёнными субъективными ощущениями смысла и значимости. Если позволите мне порассуждать, то мне кажется, что роль сновидений и мифов заключается в усвоении сознательных знаний и опыта на более глубоком уровне, где обитают наши инстинкты. Именно эти инстинкты фактически управляют нашим поведением, а знания, не усвоенные на этом уровне, как правило, не имеют значения для нашего повседневного поведения. Я предполагаю, что Мифы Лавкрафта выполняет для нас именно такую функцию, хотя сам Лавкрафт и не создавал их конкретно для этой цели.
.
____________________________________
ЧАСТЬ-II: САМОВОСПРОИЗВОДЯЩИЕСЯ МИФЫ.
.
И, снова «Бытие», о происхождении человечества:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Ветхий Завет, Книга Бытие, Глава 1, стих 26-28).
Сравните это с историей Лавкрафта:
«Именно под водой, звездоголовые [Древние] впервые создали земных существ — сначала для пищи, а потом и для других целей, — создали давно им известными способами из доступных и подходящих субстанций... После того как звездоголовые Древние синтезировали достаточное количество простейших организмов для пищевых целей и развели сколько требовалось шогготов, они предоставили возможность прочим клеточным соединениям развиваться далее самим, превращаясь в растительные или животные организмы... Впрочем, виды, им чем-то не приглянувшиеся, безжалостно уничтожались. Эти позвоночные, а также бесконечное множество других форм жизни — животных и растительных, морских, наземных и воздушных — были продуктами неуправляемой эволюции, воздействующей на жизненные клетки, созданные Древними, но ускользнувшие за пределы их внимания. Им было позволено беспрепятственно развиваться, потому что они не вступали в конфликт с доминирующими существами. Нам было интересно увидеть в некоторых из самых последних и наиболее декадентских скульптурах неуклюжее примитивное млекопитающее, иногда используемое в пищу, а иногда в качестве забавного шута, жителями земли, чьи смутные обезьяньи и человеческие предсказания были безошибочны». («В Хребтах Безумия», Г.Ф. Лавкрафт).
В то время как первая из этих двух историй, явно более обнадеживает и льстит нашему чувству собственной значимости, последняя гораздо более актуальна для современного читателя. Имейте в виду, что мифологическое мышление склонно олицетворять и персонифицировать всё. Как такое мышление может выражать теорию о том, что мы были созданы чисто обезличенными силами? В этом случае Лавкрафт идёт несколько иным путём, чем в случае с мифом об Азатоте. Создатели, в данном случае, воспринимаются как сознательные, целенаправленные существа, а мы рассматриваемся как случайный побочный продукт их действий. И снова наша инстинктивная или, возможно, просто хорошо привитая склонность приписывать всё божественному правителю была использована как своего рода крючок, для привлечения примитивно чувствующих частей нашего разума; а затем это внимание было перенаправлено таким образом, который более соответствует научно-обоснованному мировоззрению.
Примечательно, что традиционное религиозное предположение о нашей центральной значимости для Мира и Бога, по-прежнему является руководящим допущением для большинства людей на планете. Как такое возможно?
«Миф возникает как способ соединения в удобную последовательную структуру отдельных фрагментов информации, получаемых из окружающей среды. Но как только миф утвердился, он становится способом взгляда на мир. Мир воспринимается через миф и поэтому имеет тенденцию усиливать его восприятие... Бегство от удобных мифов, организованных поверхностной памятью, происходит тогда, когда эти мифы вступают в конфликт с реальным опытом. Наука — это способ организации опыта специальным образом, чтобы он вступал в противоречивый конфликт с мифами и выявлял их. В процессе этого будут возникать новые мифы. Миф или гипотеза почти всегда переживают свою полезность и удерживают лучшую интерпретацию имеющейся информации, но это незначительное ограничение, небольшая цена, которую приходится платить за полезность системы мифов... Но есть мифы, которые не могут быть разрушены опытом. Это может произойти либо потому, что содержание мифа не поддается проверке обычным опытом, либо потому, что миф построен таким образом, что то, что должно его разрушить, превращается в его поддержку». (Эдвард де Боно, «Механизм Разума»).
Одна из сложностей состоит в том, что наукой в нашей культуре занимается только интеллектуальная элита, и их открытия для большинства людей являются скорее предметом постоянных слухов, чем личного опыта. Другая трудность в том, что наша религия долгое время была вопросом институционализированной веры, а не личных исследований и открытий, и что теологи уже давно посвятили себя защите своих убеждений от любых рациональных вопросов, как в знаменитой декларации историка Тертуллиана «Credo quia absurdum» («Верую, ибо абсурдно») — «Я верю в это просто потому, что это абсурдно».
Но самый важный момент заключается в том, что мифы нельзя разрушить, их можно только заменить. Как говорит Эдвард де Боно:
«Мифы не могут быть разрушены прямым вниманием, поскольку они являются организующим паттерном на поверхности памяти, и любое внимание к паттерну может только усилить его. Миф может быть разрушен только из-за невнимательности, позволяющей ему атрофироваться, чтобы могла возникнуть новая организующая модель. Невнимательность или пренебрежение обычно следуют тогда, когда миф изжил свою полезность». (Эдвард де Боно, «Механизм Разума»).
Беспокойство, которое многие ученые испытывают по поводу сегодняшней популярности псевдо-науки и суеверий, привела к организованным попыткам развенчания, таким как выход периодического издания «The Skeptical Inquirer» (Скептический Исследователь) и книги Карла Сагана «Мир, одержимый Демонами». Но, если де Боно прав, такие попытки только привлекают дополнительное внимание к тем самым мифам, которые они пытаются развеять. Гораздо большего, вероятно, удалось добиться с помощью таких презентаций, как телевизионный сериал Сагана «Космос», в котором современная космология представлена в терминах квази-религиозного благоговения; или с помощью простого создания убедительной фразы, вроде «Слепой Часовщик» Ричарда Докина, воплощающей абстрактную идею эволюции в последовательном целостном образе.
Следует отметить, что человеческая вера также может быть сильно поколеблена потусторонними авторитетами из другого мира. Современные авторы «нью-эйджеского» мышления, похоже, интуитивно поняли это, и часто приписывают свои идеи вымышленным персонажам, таким как «Дон Хуан» Карлоса Кастанеды, изображаемым представителями традиционных и эзотерических знаний. В популярной науке квинтэссенцией воплощения подобной роли является Стивен Хокинг, чей недуг отрезал его от большинства видов деятельности в обычной жизни и придал ему мистицизм израненного целителя или фигуру типа прорицателя. Этот психологический приём, наряду со значительными дарованиями физика и писателя, позволил ему оказать необычайно глубокое влияние на общественное сознание.
Лавкрафт, похоже, тоже наткнулся на этот принцип, и поэтому в его работах мы находим легендарные древние знания, приписываемые безумным провидцам, таким как Абдул Альхазред, автор раритетного и запрещенного «Некрономикона». В более поздних произведениях Мифологии Ктулху, созданных друзьями и поклонниками Лавкрафта, сам Лавкрафт часто выступает в этой роли, будучи изображённым как пророк, чья ранняя смерть была спровоцирована тёмными силами, просто потому что он слишком много знал.
Творческая Мифология.
Поскольку религиозные формы весьма устойчивы к изменениям, а научные — во многом обличены в сложные технические термины, возможно, в наше время именно творческий художник играет наиболее важную роль в создании новых мифов, помогающих нам усвоить меняющиеся знания о мире. Как говорит Джозеф Кэмпбелл в книге «Творческая Мифология»:
«... Совершенно новый тип НЕ-богословского откровения, огромного масштаба, большой глубины и бесконечного разнообразия, фактически стал духовным проводником и структурирующей силой цивилизации... В контексте традиционной мифологии символы представлены в социально-поддерживаемых ритуалах, посредством которых индивид должен пережить или притвориться, что испытал, определенные обстоятельства и чувство озарения. С другой стороны, в том, что я называю «творческой» мифологией, этот порядок обратный: у индивида существует собственный опыт — порядка, ужаса, красоты или даже обычного восторга, — которые он стремится передать с помощью знаков; и если его осознание и реализация были определенной глубины и важности, это сообщение будет иметь ценность и силу живого мифа — то есть, для тех кто получил и отреагировал на него самостоятельно, с признанием и без принуждения».
До этого момента мы предлагали своего рода эстетическую теорию, которую можно было бы применить ко всей современной литературе. Теперь мы можем взять паузу и задаться вопросом, каковы особенности художественной литературы Лавкрафта, делающие её, по-моему мнению, центральной квинтэссенцией Мифа XX века. Характеристики, на мой взгляд, следующие:
* В центре внимания — доминирующая сила жизни начала XX века, заключающаяся в нашем постоянно углубляющемся понимании необъятности и странности Вселенной, а так же в постоянно уменьшающейся важности человека в общей системе вещей. Эта тема находит многократное выражение в фантастике Лавкрафта, в его эпических рассказах о цивилизациях и формах жизни, появлявшихся и исчезавших на протяжении разных геологических эпох. Что ещё более важно, его произведения расширяют наше сознание и направляют его в сторону Неизведанного. Это важно из-за главного принципа науки, на который редко обращают внимание. Мы способны осознавать существование неизвестных объектов тогда, когда они находятся прямо за границей известных нам знаний. Но по мере того, как увеличиваются контуры вещей известных, увеличивается и масштаб тех неизвестных вещей, лежащих сразу за гранью, постоянно дразня нас и пробуждая те чувства, которые Лавкрафт любил называть «ожиданием приключений» (чувством неизвестности).
* Способность выразить эту озабоченность так, чтобы она нашла глубокий резонансный отклик на инстинктивных, архетипических уровнях человеческого сознания. Произведения Лавкрафта редко читаются как простая аллегория. Каждое из его творений проникнуто образной и атмосферной живостью, воздействующей на психику подобно глубинной бомбе. Никто никогда прежде и никогда более не создавал столь странных существ, но в то же время несущих в себе неизбежную убежденность в истинном опыте.
* Безупречная структура. Несмотря на увлечение наукой, Лавкрафт в своём творчестве обращался к образцам девятнадцатого и восемнадцатого веков. Слишком легко он смог разглядеть дешёвое уродство Модернизма, весь порядок которого, ремесло и симметрия, приносятся в жертву цели казаться новым, отличным от других, модным или политически корректным. Он также не опустился до само-референтной замкнутости, лишающей жизненной силы значительную часть современной литературы. В своих построениях Лавкрафт подобен строителям прекрасной колониальной архитектуры, которой он так восхищался: он строит прочный фундамент и сочетает стиль с функциональностью, чтобы каждая часть могла участвовать в гармоничном и полезном целом.
* Коллективное авторство. Хотя некоторые утверждают, что Лавкрафт не пытался создать общую мифологию, факты, похоже, свидетельствуют об обратном. Он, безусловно, включал творения друзей в свои работы и помогал другим создавать произведения, в которых использовались его собственные концепции. Мифы представляются уникальным явлением в современной литературе, потому что много идей, заложенных в них, вышли за рамки контроля какого-либо конкретного автора. Трудно себе представить, к каким чудовищно затяжным судебным разбирательствам могло бы это привести, если бы наследие Лавкрафта спустя годы начало систематически навязывать своё право собственности на имена Ктулху, Альхазреда, и других персонажей. Одно из определений мифа — это история, пересказанная столькими авторами, что в итоге стала произведением целой культуры или сообщества, а не одного человека. В этом смысле мифы Лавкрафта разрослись до истинно мифологических масштабов, чем любое другое творение современности.
За Пределами.
Упомянув кое-что о мифических терминах в творчестве Лавкрафта, теперь остановимся на том, чтобы немного рассказать об ограничениях в его работах. Для начала отметим, что Джозеф Кэмпбелл и другие мыслители выделяют по меньшей мере четыре различные функции мифологии. Первые две функции хорошо рассмотрены в произведениях Лавкрафта:
Первая функция мифологии состоит в том, чтобы примирить бодрствующее сознание с «mysterium tremendum et fascinans» («тайной, завораживающей и внушающей благоговейный трепет») этой вселенной, такой, какая она есть. Вторая функция — дать полный интерпретационный образ того же самого, насколько это известно современному сознанию. (Джозеф Кэмпбелл, «Творческая Мифология»).
Однако, третья функция заключается в обеспечении и соблюдении морального порядка, понимания того, как мы должны вести себя в обществе. В фантастической литературе Лавкрафта об этой функции вообще ничего не говорится. Четвёртая функция мифологии, способствующая развитию личности в направлении состояния самоактуализации или реализации своего врожденного потенциала, тоже явно не развита в его произведениях.
Также можно подвергнуть сомнению тенденцию Лавкрафта в отношении к патологическому, и его склонность придавать пессимистическую окраску открытиям, не имеющим реального логического значения для системы человеческих ценностей. Относительно первой тенденции, Лавкрафт говорил следующее:
«Лишь немногие достаточно свободны от чар повседневной рутины, чтобы реагировать на звуки Извне; и рассказы об обычных чувствах и событиях, или об обычных сентиментальных искажениях таких чувств и событий всегда будут занимать первое место во вкусах большинства; возможно, это справедливо, поскольку эти обычные вещи составляют большую часть человеческого опыта».
Я думаю, что Лавкрафт, возможно, идёт дальше, чем ему нужно, подчёркивая ограниченность или привлекательность странного в художественной литературе. Макабрическая литература не нуждается в извинениях. Во всяком случае, эта форма искусства наиболее прямо обращается к главной загадке человеческого существования, из которой проистекает большая часть несостоятельных религиозных догм и философских переживаний XX века: тот факт, что мы, как животные, наиболее сильно мотивированы на выживание, но как мыслящие существа мы осознаем, что должны умереть. Ревенанты, вампиры и другие разновидности кошмарного, такие как одержимость Лавкрафта разложением, — всё это часть нашей встречи с собственной смертностью. Не всё искусство должно быть одержимо этим фактом, но самое сильное и самое правдивое искусство в значительной степени будет таким.
Пессимизм — совсем другая история. Ужас — это лишь одна из многих возможных эмоциональных реакций на современную научную космологию. Во время недавней поездки по Лавкрафтианским местам в Новой Англии у меня была возможность полежать ночью на Старом Погребальном Холме в Марблхеде, в окружении могильных надгробий, глядя вверх на непостижимо безграничный и далёкий пантеон звёзд. Если бы какой-либо опыт должен был заставить человека почувствовать себя маленьким и незначительным, пугающе потерянным в непознаваемой пустоте пространства и времени, то это должен был быть именно он. Но на меня это никак не повлияло. То, что значимость каким-то образом пропорциональна размеру или положению — жалкое заблуждение; как заметил Терренс МакКенна, мы сами являемся наиболее сложным и плотно организованным феноменом, когда-либо открытым нами в этом мире. То, что в такой безличной Вселенной появились сознательные существа, способные созерцать самих себя, несомненно, является удивительной вещью, скорее склонной внушать благоговение, чем страх. То, что мы можем постичь, хотя бы частично, это те качества порядка, пронизывающие и организующие Вселенную, которые являются величайшим мыслимым даром и своего рода магическим ключом к осознанию бессмертия.
Я назвал мифологию Лавкрафта — Мифом XX века. Новый тип понимания, основанный на открытиях принципов сложности и самоорганизующихся свойств материи, неизвестных во времена Лавкрафта и показывающих, что мы являемся неизбежной, а не случайной частью нашей вселенной, должен лечь в основу мифа XXI века. Будем надеяться, что это понимание найдет своих пророков хотя бы наполовину столь же красноречивых, как Говард Филлипс Лавкрафт, чтобы оживить его в каждом из нас.
Поэтический цикл «Грибы с Юггота» автора «космических ужасов» Говарда Филлипса Лавкрафта — это последовательность из 36-ти сонетов. Большая часть сонетов была написана в период с 27-го декабря 1929-го года, по 4-ое января 1930-го. В последствии, отдельные сонеты были добавлены дополнительно, и в середине 1930-х они появились в бульварных журналах «Fantasy Fan», «Weird Tales» и других жанровых изданиях. Впервые, последовательность всего цикла была полностью опубликована в 1943-ом году малым тиражом (1217 копий) в сборнике рассказов Лавкрафта «За стеной Сна» (изд-во «Аркхэм-Хаус»). Массовый тираж цикла состоялся только в 1971-ом году в сборнике «Грибы с Юггота и другие стихи" (изд-во «Рэндом-Хаус»). В 1977-ом году издательство «Некрономикон Пресс» ограниченным тиражом (475 копий) впервые выпустило полный цикл сонетов в исправленном и отредактированном виде под названием «Грибы с Юггота» (С.Т. Джоши, Дэвид Э. Шульц, «Энциклопедия Г.Ф. Лавкрафта», 2001). В 2017-ом году, нью-йоркское издательство «Гиппокампус Пресс» ограниченно переиздало аннотированное издание сонетов 1993-го года с иллюстрациями художника Джейсона Экхардта, сделанными к каждому стихотворению.
Справа:Изображение оригинальной обложки издания сонетов с иллюстрациями Джейсона Экхардта («Некрономикон Пресс», 1993).>>>
СТИЛЬ
Цикл сонетов «Грибы с Юггота» представляет собой заметный отход от так называемых «манерных» стихов, которые Лавкрафт писал прежде. Посылая в редакцию письмо с копией сонета №5 «Возвращение» (как раз предшествовавшего общей последовательности цикла и включённого в него позже), поэт отмечает, что это стихотворение «иллюстрирует мои попытки практиковать то, что я проповедую, относительно прямой и естественной дикции». Формы сонетов, использованные Лавкрафтом, колеблются между поэтической стилистикой Франческо Петрарки (1304-1374) и Уильяма Шекспира (1564-1616). Многократное использование Лавкрафтом «женской рифмы» (прим.,- «Женская рифма» или «женская клаузула» — разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов), также напоминает стихотворные формы английского поэта Альфреда Хаусмана (1859-1936), например, сонеты «Антарктос» (№15) и «Колокола» (№19). Кроме этого, Лавкрафтовской сонет «Гесперия» (№13) во многом повторяет тему стихотворения Хаусмана «В моём сердце воздух убивающий...» из поэтического цикла «Парень из Шропшира» (A Shropshire Lad XL), широко читавшегося во время Первой Мировой войны.
В критической литературе о Лавкрафте, высказывались различные мнения относительно того, образуют ли эти стихотворения непрерывный цикл, рассказывающий историю, или же каждый отдельный сонет дискретен (см. библиографические очерки Борема, Эллиса, Шульца, Воана и других). Филлип А. Эллис в своём эссе «Единство в разнообразии: Грибы с Юггота, как единое пространство» обсуждает эту проблему и предлагает собственное решение, озвученное в названии (статья Ф.А. Эллиса опубликована в «Ежегоднике Лавкрафта» №1, 2007). С.Т. Джоши считает, что помимо первых трёх сонетов «остальные стихи, которые Лавкрафт счёл подходящими для публикации независимо от вступительных стихотворений цикла, представляют собой прерывающиеся виньетки, касающиеся множества не связанных между собой странных тем, рассказанных как от первого, так и (по-видимому) от третьего лица. Совокупный кумулятивный эффект — это череда последовательно сменяющих друг друга образов сновидений» (С.Т.Джоши и Д.Э. Шульц, «Энциклопедия Г.Ф. Лавкрафта», 2001).
ТЕМЫ
Первые три стихотворения в последовательности цикла, рассказывают о человеке получившем древнюю книгу эзотерических знаний, которая, как представляется герою, позволяет путешествовать в параллельные реальности и загадочные пределы Вселенной. Более поздние стихотворения цикла в большей степени имеют дело с атмосферой космического ужаса или создают настроение отрешенности, оторванности от былого счастливого блаженства и не имеют сильной (сквозной) повествовательной линии, за редким исключением пары сонетов (например, сонеты номер 17 «Память» и 18 «Сады Йина»). Поскольку последовательность цикла начинается с того, что кажется «ключом» к »смутным видениям» других реальностей (сонет №3, «Ключ»), стоящих за повседневностью, можно утверждать что последующие стихи автора, хотя и несопоставимые сами по себе, подробно описывают последовательность таких видений, вызванных чтением указанной в начале цикла эзотерической книги. За одним или двумя исключениями — заключительными стихотворениями, начиная с сонета «Ожидание» (№28) и, далее, стремящихся объяснить обстоятельства отчуждения чувств рассказчика в настоящем. Данные сонеты являются не просто видениями, а служат комментариями к их источнику (этот вопрос обсуждается в книге Джима Муна «Грибы с Юггота — II: Путешествие по Югготу», 2010).
Справа:Обложка аннотированного издания сонетов с иллюстрациями Джейсона Экхардта («Гиппокампус Пресс», 2017).>>>
Описываемые в сонетах видения представляют собой различные темы примерно так же, как и в рассказах Лавкрафта. Есть ссылки на ночные кошмары автора в «Осознании» (сонет №4), мощном источнике для его более поздней беллетристики и стихотворном воплощении своих сновидений, связанных с поэтической манерой Лорда Дансени; с намёками на Древнюю Расу на Земле и кошмарных существ из Запредельного мира. О том, что эти темы часто взаимо-обогащали друг друга, свидетельствует сонет «Звёздный ветер» (№14), сам по себе являющийся стихотворным упражнением в стиле Дансенианского осознанного сна. Однако, через месяц после окончания своей поэтической серии сонетов «Грибы с Юггота», Лавкрафт приступил к работе над своим рассказом «Шепчущий во Тьме» (1931), где Юггот воссоздан как планета грибовидных существ, получивших название «Ми-го». В сонете грибы произрастают в месте под названием Юггот, а не на чужеродной планете; и в следующей строке Нейтон описывается как мир с богато цветущими континентами, а не потаённая луна Юггот, как в рассказе «Шепчущий во Тьме». Это хороший пример того, как Лавкрафт позволяет себе быть противоречивым и варьировать собственный авторский материал в соответствии с художественной потребностью момента, примером чего является разнообразие спорных ситуаций во всей последовательности поэтических сонетов (см. Дэвид Жоллоскей «Создание Реальной Фантастики: Анализ Лавкрафта», 2008). Или, как выразился в сонете «Звёздный ветер» сам Лавкрафт:
«Но всё, что в эту ночь приснится им,
Уже к утру развеется как дым!»
.
В дополнение к рассказу «Шепчущий во Тьме" цикл сонетов также ссылается на другие произведения Лавкрафта и вводит ряд идей, которые автор будет развивать в своих более поздних художественных историях:
Город Иннсмут из рассказа «Тень над Иннсмутом» (1931) упоминается в сонетах номер 8 («Порт») и 19 («Колокола»).
История, рассказанная в сонете XII («Наследник»), предвосхищает рассказ «Сны в ведьмином доме» (1932). Его описание фамильяра ведьмы, как «четырёхлапого существа с человеческим лицом», перекликается с описанием образа Брауна Дженкина, крысоподобного существа с человеческим лицом.
В сонете 15 («Антарктос») упоминается древний город из «Хребтов Безумия» (1931) и даётся намёк на Древних загадочных существ, населяющих его.
В сонете 20 («Ночные бестии») упоминаются как Ночные Призраки из «Сомнабулического поиска неведомого Кадата» (1926), так и Шогготы из «Хребтов Безумия» (1931).
Сонеты 21 и 22, соответственно, названы в честь и касаются Внешних богов — Ньярлатхотепа и Азатота.
Сонет 27 («Маяк») отсылает к Плато Ленг, упомянутому во многих работах Лавкрафта, а также к древнему таинственному плато из произведения Роберта Чемберса (1865-1933) «Король в Жёлтом» (1895).
Автор: Венджер Ас'Нас Сатанис — основатель и верховный жрец первого официального Культа Ктулху, создатель «Библии Ктулху».
<≠≠≠>
Культ Ктулху — сегодня это юридически признанная религиозная организация в США. Официально, данный религиозный культ был зарегестрирован в 2008-ом году Верховным Жрецом и Первосвященником — Венджером Ас'Нас Сатанисом (известным в миру, как Дэррик Дишоу из штата Висконсин, в настоящее время успешный американский бизнесмен, писатель, блоггер, разработчик более 50-ти фэнтезийных и научно-фантастических настольных ролевых игр, ряд из которых стали бестселлерами). В введении из книги «Культ Ктулху», вышедшей в 2007-ом году и ставшей первой Ктулхианской Библией, автор объясняет происхождение своих главных религиозных верований и убеждений:
Введение.
«Эта книга — наш манифест, наша правда, наша Библия. Культ Ктулху не умрёт никогда. Его мистический сверхъестественный дух, ядовитый и внеземной, широко распространяется повсюду через Программу Реальности в форме информационной Матрицы, в которую мы все погружены. Читая эти слова, попытайтесь пробудиться от окружающих вас иллюзий. Культ Ктулху — это интеграция Мифов Ктулху Говарда Лавкрафта, Магии Хаоса, Сатанизма, Четвёртого Пути и других философско-эзотерических традиций учения «Пути Левой Руки» (прим., — впервые обоснованного в конце 19-го века известным русским эзотериком Еленой Блаватской в её главной книге "Тайная доктрина", 1888). Это также результат нашего особого плана: увидеть недостатки этого мира, понять почему они существуют, и затем, наконец... преодолеть их!
Ещё много лет назад я осознал, что человечество движется по ложному пути, и этот мрачный фолиант под названием «Культ Ктулху» исправляет ошибки человека… Перед нами проносится новый поток сознания. Когда вернутся Великие Древние, этот мир утонет перед Их могуществом. Обычной повседневной реальности, в которую мы верим, не существует. Многие люди уже ощущают эту Истину, но только самые кощунственные из Чёрных Магов способны использовать её в своих интересах. Культ Ктулху открывает потрясающее знание всем и каждому, кто желает постичь эту таинственную богохульную правду...».
О поклонении Великим Древним.
«Я есть Путь. Я — Тьма. Я — незримый Бог. Изначальные Силы, некогда наслаждавшиеся позолоченными удовольствиями, теперь изо дня в день трепещут перед нами. В конце-концов наши Отцы-демоны были изгнаны из этого измерения меньшими божествами Земли. Во многих культурах существует имя для этого «создателя», на самом деле являющегося не более чем архитектором нашей тюрьмы.
Эта религия основана на учении, не нуждающемся в противоположностях. Дуалистические концепции, такие как — Правильное и Неправильное, Добро и Зло, Чёрное и Белое, слишком примитивны. Если понимание безгранично, то человек может приблизиться к Великому Знанию бесконечным числом способов. Вместо того, чтобы предоставлять учение отдельное от всех, Культ Ктулху объединяет все знания мира, сознательно извлекая из них то, что приносит плоды во благо и улучшение Человечества. Очевидно, что у нас присутствуют собственные предубеждения... мы поклоняемся чудовищным инопланетным сущностям.
Да, существуют важные истины, сокрытые в Христианстве, Сатанизме, Буддизме… во всех верованиях, философиях и эзотерических практиках. Мифы Говарда Филлипса Лавкрафта кому-то могут показаться искусственно-созданными, произвольными или даже смешными и нелепыми; однако те, кто положил начало этому учению и ввёл его понятия в жизнь, обнаружили, что Лавкрафтианские темы проникают глубоко в сердце нашей Миссии. Мы стремимся собрать воедино все разрозненные фрагменты Истины, чтобы постичь нечто Невыразимое. В отличие от большинства устоявшихся теологических учений Мифы постоянно меняются. Это — чистый Хаос, разумная Пустота».
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Отрывок из недавнего интервью с Венджером Сатанисом:
Самопровозглашённая «религия крови, тьмы, колдовства, слизи и щупалец...». Трудно не любить таинственный Культ Ктулху (англ. аббр. «CoC»). Их эзотерические материалы демонстрируют богатство самых разнообразных влияний, от очевидных (Лавкрафт и ЛаВей) до, возможно, для многих неожиданных (Гурджиев и Успенский). Точно так же, последователи Культа дискутируют на самые разные темы — от ритуальной работы, до обсуждения физической подготовки. Недавно у нас состоялось интервью с Ипсиссимусом и Первосвященником Венджером Сатанисом, относительно подробностей создания его организации и сегодняшних планов Культа:
Венджер Сатанис: «Я всегда был аутсайдером, анти-авторитаром и гордым хранителем мистических верований… таких вещей, как Чёрная Магия и другие оккультные науки. Культ Ктулху (англ. аббр. — "CoC") был задуман мной 20-го августа 2004-го года, когда впервые на верхнем этаже родительского дома, при сумрачном зелёном свете я вызывал Тёмные силы по имени… Ктулху, Йог-Сотот, Азатот, Ньярлатхотеп, Цатоггуа и Шуб-Ниггурат, чтобы дать рождение новой эпохе, новому порядку, новому времени и ордену, отстаивающему присущий Мифам Лавкрафта сатанизм, который я нашёл в его историях. Я считаю, что Культ Ктулху, ритуально учреждённый и рожденный в Вальпургиеву Ночь 2005-го года, является данью уважения создателю современного сатанизма Антону Шандору ЛаВею, а также писателю ужасов Говарду Филлипсу Лавкрафту. Но я был не один на той церемонии. Мне удалось организовать настоящий съезд с участием известных писателей С.Т. Джоши и Роберта М. Прайса, в качестве почётных гостей. Представьте себе, как дюжина людей шептала: "Йа! Йа! Ктулху фхтагн!", когда я совершал ритуал зарождения Культа. В 2008-ом году мы наконец смогли зарегистрировать Культ Ктулху официально и юридически.
С момента основания Культ был как дико успешным, так и лишённым значимых проявлений, в зависимости ото дня. Это борьба за то, чтобы быть занятым в правильном направлении, когда вокруг существует так много ложных путей открытых для нас. Я написал две официальные книги, библию Культа Ктулху, если хотите; и большое количество эссе и статей об этом, проделав треть важной работы. Организация должна была жить и распространять учение «Четвёртого Пути», обоснованного философами-эзотериками Георгием Гурджиевым и Петром Успенским, но преимущественно в рамках контекста «Пути Левой Руки». Само-обожествление себя — всегда было и всегда будет нашей главной целью. Разумеется, зелёные слизистые щупальца космического ужаса только усугубляют жуткий меланж. «Мифы» дают нам наглядное визуальное пособие, структуру иного рода. «Путь Левой Руки» подобен кодексу поведения, тогда как неуклюжее отчуждение Лавкрафта, — это скорее кодекс эстетики.
Спустя несколько лет активной работы над главным интернет-блогом нашей организации, я решил отдохнуть от руководства Культом. Я нуждался в отдыхе, а также хотел посмотреть, как Орден сможет обойтись без моего прямого участия. Что ж, в моё отсутствие Культ Ктулху решил впасть во временную спячку. Между тем меня продолжало увлекать и моё старое хобби — хоррор, фэнтезийные и научно-фантастические настольные ролевые игры. В итоге, сейчас занимаюсь разработкой и написанием сценариев для ролевых игр. Забавно наблюдать, как Лавкрафт проникает почти во всё, что я люблю. Но и работу Культа тоже не оставляю, в настоящее время я являюсь Ипсиссимусом* Культа Ктулху».
Примечание:
*- «Ипсиссимус» (от лат. Ipsissima verba — «сам, самый», «совершеннейший, доподлинный, общепризнанный авторитет»). Десятая из одиннадцати степеней (градусов) магического Просветления в Телемическом учении Алистера Кроули. Ипсиссимус превыше всего выше-названного и непостижим для посвященных более низких степеней. Состояние Ипсиссимуса определяется одной из трёх самых высоких степеней Просветления из возможных для человека (символизируется Сферой Кетер на Древе Жизни). Мало кто открыто описывал это состояние. Ипсиссимус полностью свободен от каких-либо ограничений и живет самой сутью вещей, не делая ни количественных, ни качественных различий между ними. Он отождествляет Бытие — с Небытием и Становлением, Действие — с Бездействием и склонностью к Действию. Так обстоит дело со всеми подобными троицами, и никакие условия не могут служить основанием для разделения их на части; ни одна вещь не отличается от другой вещи наличием или отсутствием каких-либо условий. Общие свойства и характеристики степеней Просветления определяются классификацией магических соответствий на основе кабаллистичского Древа Жизни, подробно представленных в книге Алистера Кроули «Liber 777» (1909).
«ИНТЕРВЬЮ С ВЕНДЖЕРОМ САТАНИСОМ, ОСНОВАТЕЛЕМ КУЛЬТА КТУЛХУ»
Опубликовано: 25 декабря 2011 года.
.
Интервью с Венджером Ас'Нас Сатанисом (в миру Дэрриком Дишоу, штат Висконсин) — американским писателем-эзотериком и оккультистом, известным основателем и главным жрецом первого официально-зарегистрированного в 2008-ом году в Северной Америке -- Культа Ктулху.
Интервью с настоящим сатанистом! Это было интересное и наводящее на размышления журналистское задание. С ним открывалось много возможностей. Я принял это без колебаний. Что за человек Венджер Сатанис? Какими были его мотивы и происхождение? По моему опыту, «Путь Левой Руки» часто привлекает людей с комплексом бога, эгоистично жаждущих власти или негативно амбициозных. Возможно, он не будет таким уж страшным, подумал я про себя. В конце-концов, ему предложили тему для интервью. В каком направлении должна развиваться моя статья? Будут ли заинтересованы люди Культом Ктулху и Венджером Сатанисом? Что могло бы оставить читателей с глубокими мыслями и капелькой любопытства? Хотя это заняло у меня больше времени, чем хотелось, мне удалось выработать направление, показавшееся интересным. После составления списка вопросов я связался с Венджером Сатанисом (Дэрриком Дишоу).
Интервьюер: В качестве своего нового имени вы выбрали «Венджер Ас'Нас Сатанис»? Что значит для вас это имя?
Венджер Сатанис: Мне понравилось, как это звучит. «Венджер» (значит «мститель») пришел из мультфильма «Подземелья и Драконы» 1980-ых годов. Мститель – верхом на рогато-крылатом коне, одинокое, высокое, бледное существо в мантии со слугой-демоном Тени — был силой Зла в царстве Подземелий и Драконов. Венджер был похож на Повелителя Ситов из настольно-ролевой игры «D&D» (Dungeons & Dragons). Он был моим любимым персонажем. «Сатанис» — появился из первого документального фильма Антона ЛаВея (Церковь Сатаны). Немного позже я решил добавить второе имя. «Ас'Нас» казался подходящим, это было персидское название карточного покера, берущее свое начало во Франции – «Туз» являлся самой высокой и лучшей картой. В моих жилах течет много французской крови, а в Мифах Ктулху немало арабского влияния. Кроме того, я всегда любил покер, особенно безлимитный «Техасский Холдем». Это то, во что я играю сейчас, и у меня неплохо получается. Это полезно для ума, как шахматы. Даёт ли что-нибудь сочетание «Венджер Ас'Нас Сатанис», когда всё это звучит или пишется вместе? Может, так оно и есть, а может, и нет. Я хотел что-то такое, что подходило бы мне лично и имело определенный энергетический поток.
Интервьюер: Судя по вашему имени, вы последователь сатанизма, практикующий мифологию Говарда Филлипса Лавкрафта (далее ГФЛ). Чем это вас привлекает?
Венджер Сатанис: Раньше я во многом отождествлял себя с Сатанизмом. Я всё ещё думаю, что «Библия Сатаны» — один из величайших оккультных текстов 20-го века. В такие минуты чувствую, что я такой же сатанист, как и христианин, то есть я не совсем тот или другой. Однако Культ Ктулху — это, безусловно, «Путь Левой Руки». Идеи успеха, достижений и прогресса всегда привлекали меня. Не знаю, почему... должно быть, это генетическое. Для тех, кто не знает, практикующий мифологию ГФЛ стремится к Автономии, Власти и Самообожествлению. Я чувствую, что это достойные цели.
Интервьюер: Вы сказали, что практикующий Мифы ГФЛ стремится к Автономии, Власти и Самообожествлению. Как вы думаете, почему у людей есть потребность в этом?
Венджер Сатанис: У некоторых в этом существует потребность. Отдельные люди, например такие как я, обладают сильной, глубоко укоренившейся, неутолимой жаждой Автономии, Власти и Самообожествления. Это у нас в крови. Большинство могло принять это или оставить.
Интервьюер: А другие формы духовности и религии тоже стремятся к этому?
Венджер Сатанис: Нет. Это же не «Путь Левой Руки». Во-первых, для многих это слишком сложно. Что может быть труднее, чем стать подобным Богу? Это значит полностью разрушить себя, пере-программировать, пере-монтировать и перестроить всё, а затем постоянно бросать себе вызов, чтобы идти ещё дальше. Я уверен, что многие религии считают идею Самообожествления слишком богохульной, чтобы её рассматривать. Но для чего нужны Небеса, если не для того, чтобы узурпировать их у тех меньших богов, наслаждающихся нашими ежедневными страданиями?
Интервьюер: Как вы думаете, почему люди боятся идти против Вселенной (Бога)?
Венджер Сатанис: Почему люди боятся пойти против своих родителей, или своего босса, или клерка, сидящего за прилавком? Человек — это порода испуганная. Я научился этому в «Сумеречной Зоне». По большому счету, это правда. Поход против сильных мира сего обычно приводит к саморазрушению, особенно если нет плана. Обычный человек спрашивает: «Зачем так рисковать?».
Интервьюер: В своем предыдущем ответе вы упомянули, что ощущаете себя таким же сатанистом, как и христианином. Почему и как вы чувствуете себя христианином?
Венджер Сатанис: В нашей Великой Работе (то, что мы называем «Четвёртый Путь») важно учитывать, о чём думают и что чувствуют другие люди. Абсолютно нормально реагировать на всё исходя только из собственных интересов, но если это всё что мы способны делать, то мир становится ещё более дерьмовым. Я восхищаюсь Иисусом Христом (независимо от того, был ли он реальным или вымышленным) так же, как я восхищаюсь Антоном ЛаВеем, Майклом Акино и десятками других преданных сатанистов, которые проявляют свою адскую волю. Любой, кто борется в этом мире, но всё же отказывается склониться перед ним — это тот, кому следует подражать.
Интервьюер: Какие неверные представления и стереотипы создают по отношению к вам люди? (возможно, только из-за вашего имени или вашего культа).
Венджер Сатанис: Думаю, что их слишком много, чтобы называть имена. Я слышал всевозможные заблуждения. К счастью, после того, как люди прочитают мои статьи, посмотрят мои видео или вступят со мной в дискуссию один на один, они понимают, что я не тот, за кого меня принимали.
Интервьюер: Что вы чувствовали при этом, сталкиваясь со стереотипами и неправильными представлениями?
Венджер Сатанис: То же самое, что и любой другой, кого судят до того, как узнают. Те, кто в центре внимания, конечно, присмотрятся поближе. Даже знаменитостям из списка «Z» (т.е. запретным), таким как я, приходиться сталкиваться с невежественными массами. Ну что ж. Это не самый большой крест, который нужно нести.
Интервьюер: И, как вы с этим справляетесь?
Венджер Сатанис: Не бояться противостоять людям и показывать им, кем я являюсь на самом деле. Люди, как правило, нормально относятся к тому, что их предположения разбиваются о реальность, если это делается мягко и постепенно. Я тоже «толстокожий» – но это пришло со временем. Теперь меня не беспокоит, если ненавистники где-то оставляют злонамеренные комментарии. Я принимаю это как должное.
Интервьюер: Вы сказали, что ваша «толстокожесть» появилась со временем. Означает ли это, что порочность людей в своё время сильно повлияла на вас? Как вы нарастили свою «толстую кожу»? Что помогло?
Венджер Сатанис: Я родился с определённой чувствительностью. Вы учитесь снижать свою чувствительность, когда дело доходит до областей, продолжающих подвергаться ударам. Да, в свое время на меня сильно повлияли злобные нападки, негатив и заунывный тон людей, говоривших мне, что я неправ или сошел с ума. Требуется время, чтобы нарастить «эмоциональные мозоли». Но сначала нужно точно оценить ситуацию… Взглянуть в лицо консенсусной реальности и преодолеть её. Без воли нет другого способа.
Интервьюер: Каким вы видите себя? (как человек, сатанист, последователь мифологии Говарда Лавкрафта и лидер Культа Ктулху).
Венджер Сатанис: Как человек, я вижу себя зажатым между обезьяной и Богом. Нелегко быть человеком. Как сатанист, я иногда вижу себя похожим на Антона ЛаВея. Как последователь «Пути Левой Руки», я вынужден постоянно бросать себе вызов. Бросая вызов самому себе, я в конечном итоге бросаю вызов другим – и это часто выводит людей из себя. Моим коллегам-практикам мифологии ГФЛ просто придётся иметь с этим дело. Быть лидером Культа Ктулху — само по себе тяжелое испытание, но я получаю от этого удовольствие. Быть человеком нелегко, но пытаться быть чем-то большим, чем человек, почти чертовски невозможно. Тем не менее, я постоянно пытаюсь.
Интервьюер: Придерживались ли вы сами каких-либо распространенных заблуждений, вымыслов или стереотипов?
Венджер Сатанис: Я так не думаю. Я знал, что вступаю на неизвестную территорию. Это одновременно пугало и радовало, обостряя мои чувства. Я вошёл с открытым Разумом.
Интервьюер: Что стало для вас ценным и глубоким уроком, или важным открытием во времена учёбы в колледже?
Венджер Сатанис: Эта Реальность не является фиксированной; она податлива. Как только я об этом прочёл, это сразу же нашло отклик во мне и стало строительным материалом для моего личного развития. Я также понял, что сознание фильтрует реальность – мои чувства собирают и интерпретируют данные, но высшее состояние сознания также может быть использовано для преднамеренного изменения моей субъективной реальности. Существует сильная магическая связь между субъективной и объективной реальностью. Одно может влиять на другое, если у него достаточно энергии и сосредоточенности.
Интервьюер: Что конкретно привлекло вас в Говарде Лавкрафте, и в частности в Сатанизме?
Венджер Сатанис: Быть способным определять свою Судьбу. Не повредило и то, что меня с детства привлекала вся эстетика сатанизма – от детских книжек-раскрасок монстров, до видео в стиле хэви-метал. По сей день, если я смотрю на блондинок в чёрных кожаных бикини, забрызганные кровью черепа, пылающие мечи, зловещие замки или чудовищных демонов со щупальцами – я получаю заряд.
Интервьюер: Как это изменило вас? На какие стороны вашей жизни это влияет?
Венджер Сатанис: Я родился таким, поэтому не знаю, действительно ли это изменило меня – за исключением того, что я продолжал путешествовать глубже, определенно открывая еще несколько дверей. То, чем я занимаюсь, влияет на большую часть моей жизни. Даже тогда, когда я сижу за покерным столом или смотрю по ТВ вместе с женой «Теорию Большого Взрыва»… существует какое-то влияние.
Интервьюер: Есть много людей, признающихся в недоумении или даже во враждебности по отношению к Мифам Лавкрафта. Почему так происходит?
Венджер Сатанис: Либо они не до конца понимают философию ГФЛ, либо боятся идти против Вселенной (Бога). Я не виню их за беспокойство. Как вид, мы, как правило, не очень комфортно чувствуем себя с чем-то неизвестным.
Интервьюер: Если бы изучение мифологии ГФЛ представляло опасность, в чём бы она заключалась? Почему такая опасность может существовать и какой совет вы бы дали начинающим практику?
Венджер Сатанис: Слишком много любви к себе, это всегда опасно. Другими словами, чрезмерно раздутое Эго. Когда человек думает, что ему больше нечему учиться, что он всё знает и охватывает всё самое потрясающее – берегись! Этот чувак идет в неправильном направлении. Мой совет — время от времени смеяться над собой. Осознайте, что вы находитесь на пути к совершенству, но вам ещё предстоит пройти долгий путь. Достижение Божественности требует десятилетий постоянных и огромных усилий. Индивидуум должен руководствоваться сознательной школой.
Интервьюер: Существует немало людей, адаптирующих для практики Лавкрафтовские Мифы Ктулху и верящих в то, что это правдивая история. С чем это связано?
Венджер Сатанис: Я уверен, что они адаптируют рассказы Лавкрафта и создают свои собственные оригинальные произведения в рамках мифологии Ктулху в следствии гигантской масштабности Космического Ужаса Лавкрафта. Те, кто придерживается Культа Ктулху, видят в Лавкрафте пророка. Очевидно, что не каждое Лавкрафтовское слово следует воспринимать как Евангелие. Тем не менее, в его прозе присутствуют очень глубокие истины; глубина, с которой не могут сравниться 99 % других писателей фантастики и ужасов.
Интервьюер: Почему вы решили принять мифологию Лавкрафта для Культа Ктулху?
Венджер Сатанис: Мифы Ктулху — это искусственная парадигма. Лавкрафт не столь известен своей специфической литературой, но в тоже самое время многие слышали его имя. Мифы намекают на тысячи пугающих тайн, но при этом не выдают слишком многого. Мифы повлияли, и сами подверглись влиянию таких вещей, как Сатанизм, Чёрная магия и собственное творчество Лавкрафта. Мы должны иметь в виду, что не все средства массовой информации, рассказывающие о Мифах Ктулху, сознательно осведомлены о Лавкрафте. Если Мифы исходят из внешнего источника – чего-то помимо Лавкрафта, тогда легко заметить, что чувствительные писатели, музыканты и художники создают свои вещи самостоятельно, не осознавая, что существует имя, охватывающее всё это отвратительное богохульство: Лавкрафтианец! Неудивительно, почему я выбрал именно Лавкрафтовские Мифы для Культа Ктулху. Рассказ «Зов Ктулху» возможно просто величайшая странная история из всех написанных. Почему бы не использовать это для основы новой религии?
Интервьюер: Вы адаптировали для Культа Ктулху несколько других структур, практик и верований. Можете объяснить самые важные моменты каждого из них?
Венджер Сатанис: Моя интерпретация «Пути Левой Руки» продолжается там, где заканчивается книга Стивена Флауэрса «Повелители Пути Левой Руки» (1*). Я определяю это как борьбу за Автономию, Власть и Самообожествление. «Четвёртый Путь», как учили оккультисты Георгий Гурджиев и Пётр Успенский -- это мой способ установления связей с целями ГФЛ, и их реализация. «Четвертый Путь» объясняет, почему мы спим, набор наших забытых «Я», и как мало в жизни мы контролируем. Используя Мифы ГФЛ и «Четвертый Путь», я смог увидеть параллели между Буддизмом, Христианством, Сатанизмом, Магией Хаоса, Телемой и другими системами верований. У каждой из них есть что предложить.
Интервьюер: Почему вы считаете важным адаптировать к Культу Ктулху нечто большее, чем один Сатанизм?
Венджер Сатанис: Сатанизм, на первый взгляд, ограничен. К сожалению, большинство сатанистов не понимают, что такое настоящий сатанизм. Движение укрепилось в середине 1960-ых годов с Антоном ЛаВеем. До этого сатанизм имел много различных значений. Немало информации о сатанизме пришло из христианской церкви. ЛаВей и его Церковь Сатаны позволили человеческому воображению разгуляться. Некоторые рассматривали Сатану как Тёмную Силу в природе, другие видели в нём внеземное существо и противника бога Иеговы, а некоторые воспринимали его только как метафору. Вот почему сегодня нет общего консенсуса относительно того, что же такое сатанизм и что создает сатаниста. Есть несколько авторитетов в этой области, но в конце концов каждый сам волен решать для себя, что для него значит сатанизм. Со всем этим багажом неудивительно, почему я решил создать парадигму, несколько отдаленную от сатанизма. Мне нужно было что-то тёмное, первобытное, чуждое и возмутительное. Это должно было резонировать эмоционально и интеллектуально. Сатанизм имеет схожую атмосферу, но Лавкрафтовские Мифы Ктулху — более чистая дистилляция этих прилагательных.
Интервьюер: Как вы думаете, почему Сатанизм ограничен?
Венджер Сатанис: Сатанизм, по своей природе, основан на Сатане или коренится в нём. Мы могли бы долго спорить о том, что такое Сатана, но в конце концов всё всегда возвращается к Христианству. Мое понимание сатанизма, когда я еще считал себя заядлым сатанистом, пыталось как можно дальше дистанцироваться от Христианства. Я не хотел, чтобы моя религия определялась только тем, чему она противостоит. Сатанизм по своей природе реакционен, но если это всё, что он из себя представляет, то явно терпит неудачу. Слишком многие сатанисты довольствуются только реакцией на Христианство. Культ Ктулху напротив, активен, а не реактивен. Речь идет о Великих Древних, невообразимых ритуалах, беспокойных пустошах, отвратительных секретах, разрушающих рассудок, а так же Магии, такой же Чёрной, как зияющие бездны за пределами времени и пространства. Наша вера не имеет ограничений. Это делает её явно превосходящей сатанизм.
Интервьюер:Что именно вдохновило вас на создание Культа Ктулху?
Венджер Сатанис: Я всегда чувствовал себя прирождённым лидером. Мне нравится обучать людей и помогать им. В рамках «Пути Левой Руки» требовалось больше руководства, авторитета и лидерства. Кроме того, у меня было много фантастических идей, складывавшихся таким образом, что для них необходимо было создать платформу... дабы увидеть, как мои несообразные интуиции обретают видимые контуры. До этого я уже основал несколько сатанинских организаций... с незначительным успехом. Я огляделся и понял, что никто не создавал организацию под названием Культ Ктулху. И, я решил, что кому-то давно пора это сделать.
Интервьюер: Каковы ваши надежды и планы на будущее?
Венджер Сатанис: Мои надежды на Культ Ктулху: увидеть, как наша вера Пробуждает как можно большее количество людей. Освободить человека из тюрьмы, которая есть он сам. И тогда, если на то будет воля Ужасного Ктулху, Великие Древние вновь будут выпущены на Землю.
Интервьюер: Каким образом люди заключают себя в подобную «тюрьму»?
Венджер Сатанис: Если у людей нет контроля, то нет и свободы. Отсутствие свободы приравнивается к тюремному заключению. Когда-то давным-давно я верил, что могу контролировать свою жизнь. Я очнулся от этого сна ещё много лет назад.
Интервьюер: Что смогут вынести для себя люди из вероучения Культа Ктулху?
Венджер Сатанис: Лучшее понимание самих себя и своего места в этой Вселенной. У ктулхистов существует определенный способ создавать вещи. Мы стараемся изучать проблему со всех сторон, тщательно взвешивая, учитывая все последствия, возвращаясь к её изучению снова и снова – тысячу раз, если будет необходимо. В этом наша сила.
Интервьюер: В конечном счёте, чему учит и что даёт людям Культ Ктулху?
Венджер Сатанис: Даёт Надежду увидеть и познать мир таким, каким он является на самом деле, а не таким, каким мы его воспринимаем. Те, кто стремится к прогрессу и развитию — это те, кто мог бы извлечь пользу из нашего яркого учения. Стать Богом — это высшая награда. Я намерен заявить на это свои права. Некоторые идут по моим стопам.
Интервьюер: Вы хотите, чтобы люди видели мир таким, каков он есть на самом деле. А как вы сами видите этот мир? Какой он?
Венджер Сатанис: Я лишь приведу вам короткий пример. В остальном же предлагаю читателям самим исследовать Культ Ктулху. Люди часто предаются своим негативным эмоциям, выражая их большую часть своего времени они буквально живут на них – живут больше, чем вы можете себе представить. Но какой ценой? Отрицательные эмоции — равно — еда в «Макдоналдсе». Насколько прекрасней станет наша жизнь, если мы будем медленно отравлять себя?
• • •
От интервьюера:
Я бы хотел поблагодарить Венджера Сатаниса за разрешение на проведение данного интервью.
На каждый вопрос он отвечал глубоко размышляя и тщательно обдумывая ответ.
Интервью вышло привлекательным и интеллектуально стимулирующим!
***************
Примечание:
(1*.)Известный эзотерический труд Стивена Э. Флауэрса (1953 г.р.) -- «Повелители Пути Левой Руки: История Духовного Инакомыслия» (2012) -- это обширное исследование отдельных индивидуалистов и групп, практиковавших оккультное учение «Путь Левой Руки», начиная с древних времён и до современных движений сегодняшнего дня, таких как Церковь Сатаны и Храм Сета. Древние Пути включают описание Египетского Культа Сета, Индуизма, Буддизма, Зороастризма, Езидов, Нео-Платоников, а так же исследование оккультных учений древних греков, германцев, славян, ассасинов, разнообразных дуалистических сект, Фаустовский Путь, Клуб Адского Огня, учения Маркиза де Сада, Карла Маркса и зловещие оккультные аспекты Большевизма. Часть уникального исследования посвящена Гитлеру, Гиммлеру и оккультным практикам Нацизма. Среди прочих проанализированы современные эзотерики, такие как Блаватская, Гурджиев, Кроули, Спейр, Грегориус и Джеральд Гарднер. Американский писатель и исследователь оккультизма Стивен Э. Флауэрс, является известным рунологом и последователем германского мистицизма, а также сторонником «Эзотерической Рунологии» или «Одинизма», оккультной версии германского неоязычества. Стивен Флауэрс окончил Факультет Древне-германской и Кельтской филологии.
ЯЗЫЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ: «ЛАВКРАФТОВСКИЙ ЧЕЛОВЕК ИЛИ МОНСТР?» (2015).
Материал Инновационного интернет-форума Международных религий «Patheos».
.
Автор: Джон Л. Стедман (John L. Steadman) — учёный, магистр искусств и гуманитарных наук, писатель, критик, литературовед, практикующий эзотерик, давний исследователь творчества Говарда Лавкрафта и жанра научной фантастики, более сорока лет занимается изучением истории западного оккультизма и магии, автор книг, эссе и многих статей по религиозно-эзотерической тематике и литературе фантастических ужасов. настоящее время является профессором английского языка в христианско-гуманитарном Оливетском Колледже, штат Мичиган (США). Кроме академических достижений Джон Стедман имеет три степени посвящения в известной американской оккультной организации «Ordo Templi Orientis» (OTO). Более подробную информацию об авторе можно найти в статье «Лавкрафт и Чёрная Магия» (2015).
В обычных фильмах ужасов особенно в классических фильмах жанра, созданных в 1920-х и 1930-х годах прошлого столетия часто существует чёткая демаркационная линия между Людьми и Монстрами. В таких фильмах Человек обычно озабочен сохранением культуры, спасением цивилизации и тому подобное. В то время как Монстр неизменно сосредоточен на разрушении, в частности на уничтожении отдельных людей, по крайней мере в краткосрочной перспективе, а также, косвенно, вцелом на разрушении человеческой культуры и цивилизации. Кроме того, в известной художественной литературе ужасов обычно легко определить, какой персонаж или персонажи являются «людьми», а какие — «монстрами»; люди всегда выглядят более или менее похожими на нас, в то время как монстры, даже имеющие гуманоидную внешность, обычно значительно отличаются от нас с точки зрения внешнего вида, иногда резко очевидного, но иногда и в более завуалированной форме.
Одна из интересных особенностей в жанре ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта (явно не являющихся обычной фантастической страшилкой, в привычном понимании) заключается в том, что в его новеллах иногда трудно отличить Людей от Монстров, и граница между ними часто размыта. Прекрасный пример этого показан в величайшем произведении Лавкрафта «Тень вне Времени» (1935). В романе описывается расово и этнически другая культура, фактически отличный от человечества вид, названный автором «Великая Раса».
Эта Великая Раса живет на Земле со времен поздне-палеозойской эры, ещё задолго до появления Человечества. Они представляют собой инопланетную культуру и отличаются от людей внешне настолько, насколько можно себе это представить. Они напоминают огромные радужные конусы, около десяти футов высотой и десяти футов шириной у основания, их вершины выступают за цилиндрические части, некоторые из них заканчиваются когтями или клешнями, другие состоят из шаров с большими тёмными глазами. Кроме того, основания этих сущностей окаймлены эластичной серой субстанцией, позволяющей им перемещаться посредством серии сокращений и расширений.
По внешнему виду Великую Расу можно интерпретировать как Монстров, поскольку они радикально отличаются от обычных гуманоидных существ. И всё же, с точки зрения их общего интеллекта, а также управления и достигнутых технологий Великая Раса намного превосходит Человечество. Они общаются друг с другом телепатически, они живут в больших городах со зданиями в тысячу футов высотой и путешествуют на атомных транспортных средствах.
Их политическая и экономическая системы в большей степени являются социалистическими, а экономические ресурсы рационально распределяются между каждым гражданином. Их правительство состоит из небольшого Совета, регулярно избираемого голосованием всех граждан, способных пройти определённые образовательные и психологические тесты. Промышленность в их городах высоко-механизирована и требует небольших временных затрат на обслуживание, в результате свободное время граждан посвящается интеллектуальному, эстетическому и художественному самовыражению. Разумеется, технологический уровень этой Расы, обязательно высок, что необходимо им для элементарного выживания, учитывая тот факт, что вокруг происходят постоянные геологические землетрясения, изменения климата и самой структуры Земли, требующие постоянного внимания.
Одним из наиболее захватывающих аспектов Великой Расы представляется то, что они являются защитниками культуры и цивилизации, причём не только с точки зрения своей собственной, но также защитниками человеческой культуры и цивилизации вцелом. В действительности, Великая Раса — это защитники цивилизационной культуры всей Вселенной. Великая Раса разработала технологию, которая позволяет им путешествовать назад и вперёд во времени и пространстве. Некоторые исключительные представители этой расы были способны выбирать какого-либо определенного жителя с другой планеты, будь то в прошлом или будущем, избирая себе тело высоко-интеллектуального или учёного владельца, а затем, обмениваясь мыслями с этим человеком, вытеснять разум и сознание последнего назад в тело члена Великой Расы, инициировавшего обмен.
Большинство подобных обменов происходит в течении пяти лет и в этот период бесстрашный Путешественник из Великой Расы будет изучать жизнь нового общества в котором он находится, подробно исследуя его историю, социологию и культурную мифологию. Тем временем перемещённому владельцу, после того как он приспособится к новой жизненной ситуации, предлагается написать историю своего времени для архивов Великой Расы; также вдадельцу, если он согласится сотрудничать, разрешено совершать экскурсии за пределы городов, обращаться за знаниями к обширным библиотекам Великой Расы и свободно общаться со всеми её членами, а фактически, с другими владельцами сознаний из разных миров и времён.
Таким образом, представители Великой Расы Лавкрафта своими действиями фактически удовлетворяют одному из главных критериев Человека (человеческой личности), поскольку, как указано выше, они охраняют и защищают человеческую культуру. Но, что в этой истории наиболее примечательно, так это то, что Лавкрафт и дальше продолжает доказывать читателю, что члены Великой Расы на самом деле полностью являются... людьми, даже несмотря на их чудовищную внешность. Комментируя похожую Расу из другой своей истории, Лавкрафт делает следующее, довольно поразительное заявление:
«В конце-концов... они были людьми другой эпохи и другого порядка бытия... Учёные до последнего — что они сделали такого, чего не сделали бы мы на их месте? Боже, какой Ум и Упорство! Какое столкновение с невероятным, точно так же как те, наши фигуральные родственники и предки, сталкивавшиеся с вещами лишь немногим менее невероятными! Излучения, растения, чудовищные монстры, порождения звёзд — кем бы они ни были, они были Людьми!».
Я подчёркиваю, комментарий Лавкрафта здесь поразителен и примечателен тем, что он сознательно (и правильно, на мой взгляд) приравнивает этих, явно чуждых нам существ и их чуждую цивилизацию — к людям и человеческой культуре. Таким образом, автор очень тонко расширяет определение того, что именно означает быть Человеком, и Лавкрафт ясно говорит нам, что определение Человека не должно зависеть только от поверхностных соображений, таких как внешний вид или иное поведение, или другой образ жизни и культурные идиосинкразии (индивидуальные психологические и физические несовместимости между людьми). Скорее, оно (определение) должно зависеть от более высоких ценностей, а наивысшая человеческая деятельность, которой, согласно Лавкрафту способен заниматься каждый человек — это Защита и Воспитание своей собственной Культуры и Цивилизации.
.
* * *
.
Internet publication «Lovecraft’s Man or Monster?»