Молодая кошечка на сцене под звуки джаза изящно избавляется от последних предметов одежды, создавая одновременно ауру невинности и полной доступности. Публика неистовствует. За соседним столом ржёт конь и чуть ли не пускает пар из ноздрей буйвол, рядом со мной восторженно верещит Уикли. Воздух пропитан табачным дымом и смрадом дешевого алкоголя. Скучно. Информатор так и не пришел. Тушу сигарету в переполненную пепельницу, затем молча встаю, надеваю свое пальто и даю понять Уикли, что мы уходим. Разумеется он расстроен. Мы выходим на промозглый холод улицы. Я поднимаю воротник и втягиваю носом воздух. Инстинктивно уши прижимаются к голове в охотничьем азарте, усы торчат и мое чутье подсказывает мне, что эта ночь будет долгой. Вам все еще интересно? Тогда добро пожаловать в мой мир. Меня зовут Джон Блэксад!
Пройти мимо одного из самых известных BD последних лет десяти (всяческие премии-награды и многочисленные поклонники по всему миру), да и еще с таким проработанным рисунком, было очень трудно, если не сказать невозможно, но обо всем по порядку.
Анимализм в искусстве прием достаточно распространенный и пользуются им с разными целями. Сейчас в основном чтоб придать персонажам детских книжек большую привлекательность. Но разумеется, есть и другая грань этого приема, когда не животные похожи на людей, а людей наделили животными личинами, дабы подчеркнуть их истинную сущность и характер (учитывая, что вступительная статья к первому выпуску украла львиную долю моих собственных мыслей и идей особо на этом я останавливаться не буду). И вообще где именно пролегает грань отделяющая человека от животного? Когда, глядя на существо перед собой, вы задаетесь вопросом, а человек ли это? Авторы сделали животными всех. Теперь Америка 30-50-х готов стала похожа на огромный зоопарк. Все бы это могло показаться очень милым, особенно учитывая схожесть техники рисования Хуанжу Гуарнидо с диснеевскими мультиками, если бы истории рассказанные в этом BD небыли бы такими мрачными.
Вообще рисунок в любом европейском комиксе это совершенно особый разговор. В отличие от своих американских собратьев по кисти и перу делающих ставку на конвеерность (особенно в крупных издательствах), у европейцев процесс создания каждого выпуска это долгая и кропотливая работа нескольких человек. Именно поэтому BD отличает особая красота и техника изображения, с высокой детальностью прорисовки, и невероятно медленное производство. Но Блэксад даже на этом поле положил на лопатки всех, причем по обоим параметрам. Каждый из его 50-ти страничных выпусков делался по несколько лет, а последний — целых пять! Но это того стоило. В плане арта он просто безупречен и бесподобен. Выполненный в пастельных тонах, с пристальным вниманием даже к самым мельчайшим деталям, сохранением всех законов перспективы и игрой светотени. Каждая страница — это целое произведение искусства. Казалось бы, что еще нужно такому комиксу, для преодоления планки шедевра всех времен и народов? Всего-то хороший сюжет и персонажи. И если со вторым особых проблем не возникает, то сюжет увы местами буксует.
В целом данный комикс — это четыре разные истории объеденные только ключевой фигурой частного детектива Джона Блэксада, в каждой из которых рассказывается об одном из его расследований, вольных и не очень.
Первый выпуск Блэксада — Где-то в Тени, к сожалению, кроме потрясающей картинки ничем похвастаться не может. Это нуар-детектив в самом прямом и шаблонном образе. Убийство бывшей пассии героя. Расследование. ГГ бьют морду, он бьет в ответ и т.д. Из всего выпуска мы успеваем лишь лицезреть контуры образа Блэксада и капитана Смирнова. Если вы читали хоть что-то отдаленно похожее, то ничего нового для себя здесь не увидите. Но тогда почему же он так известен и любим, спросите вы. Ответ, как мне кажется, в следующем выпуске.
Ко второму выпуску, я немного растерял свой оптимизм и было решил, что передо мной в очередной раз предстала жертва неоправданных ожиданий, как пришла Арктическая Нация. Вернее не так. Она ворвалась как метель в открытую дверь. Авторы буквально взяли с места в карьер. Похищение девочки на фоне расистских разборок превратилось в такой жестокий триллер, что оставалось только ужасаться тому смачному цинизму и злобе, который растекался по страницам комикса. Вот уж действительно, когда в яблочко попадает основная фишка — олицетворение животной части людской натуры, потому что назвать большинство персонажей людьми было бы явным перебором. И при этом авторам хватило мастерства уместить все тексты и подтексты в одном 50 страничном выпуске, буквально каждая страница которого пробивает практически по всем нервным окончаниям и после последней оставляет тебя сидеть, уставившись в пустоту перед собой, в очередной раз раздумывая над природой человеческой жестокости. Но и во всем этом мрачном великолепии распростершимся по заснеженному городу есть одно светлое пятно. Введение в повествование пожалуй самого забавного и колоритного персонажа этого BD, который после этого выпуска так и останется подручным Блэксада, — хорька-журналиста Уикли.
К сожалению, заданную в Арктической Нации планку авторы удержать не смогли. Все вроде бы тоже самое, но что Красная Душа, что Безмолвный Ад, не трогают так душу. Возможно это особенности моего личного восприятия, которое осталось чуждо историям про очередной заговор времен Холодной Войны и старые тайны или секреты пропавшего музыканта сидящего на героине, но все таки чего-то в них не хватает. Какой-то магической искры, которая превратила Нацию в подлинный шедевр. Плюс к этому чувствуется, что авторам душно в отведенных рамках 50-страничного выпуска, поэтому повествование получается каким-то рваным и местами скомканным. Казалось бы еще страниц 20 и мы бы смогли насладиться этими произведениями без всяких "но" и "если".
Резюме: Blacksad, не смотря на некоторую неоднозначность отдельных выпусков, так или иначе, на мой взгляд, обязателен к прочтению. Потому что неоднозначность эта достаточно позитивная, когда ты не можешь решить, что это было: шедевр или просто хорошая вещь. Тем более на счет одного из выпусков я лично определился.
Заметки на полях и примечания:
BD — это сокращение от bande dessinée (рисованный стрип), под которым подразумеваются комиксы созданные во Франции и Бельгии. Вообще франко-бельгийская школа имеет довольно приличное влияние, поэтому зачастую европейские комиксы называют просто BD (c) Коротко, но по делу, в отличие от сайта который будет представлен ниже.
Перевод данного BD вы можете найти по этой ссылке . Так же рекомендую обратить внимание и на сам сайт. Для тех кто интересуется европейской школой и вообще всеми проявлениями комиксов этот сайт просто незаменим, а вот читать статьи на нем и их форум, я бы не рекомендовал, очень уж он специализирован и радикален по отношению к другим школам комиксов. Что же касается самого перевода Блэксада, то он не идеален, особенно второй и четвертый тома, но чем богаты тем и рады (так или иначе на английском тоже перевод, хоть и более качественный). Кстати, там имеются два перевода третьего выпуска, которые отличаются чрезвычайно сильно, вплоть до разного смысла большинства реплик, лично мне показался ближе к сути тот, в котором название перевели как Красная Душа.
На просторах интернета ходил слух, что у нас планируют издать этот комикс, но ничего конкретнее сказать не могу. Кстати, авторы приезжали к нам на Комиссию в этом году, кому интересно ссылка тут.
P.S. За звездочки отдельное спасибо Croaker-у, хоть и достались мне они через вторые руки.
Честно говоря это будет не совсем отзывом, а скорее совсем возмущением
Книга попала ко мне случайно (за что все равно спасибо, человеку мне ее фактически отдавшему даром), когда я только собирал чего-нибудь на почитать, и теперь я прекрасно понимаю, почему Касслера и особенно Хроники "Орегона" у нас выпускают через один. Взяв ее в руки я рассчитывал на не обременяющие мозг "приключалово", особо языка не требующее, чтоб расчитаться, так сказать. Собственно получил все, что хотел. Книга — этакая помесь бондианы и Индианы Джонса в современных декорациях и в самом худшем представление этих произведений. По-голливудски размашистое приключение, с парой капель мозгов.
Даже не смотря на то, что Чумной Корабль n-ая по счету книга цикла, особого дискомфорта я не ощущал. Все и так понятно. Группа бравых оперативников, под предводительством не менее бравого капитана Хуана Кабрило, на замаскированном под развалюху уберсовременном корабле по воле случая спасает мир от адских психов и сектантов, вздумавших стерилизовать больше половины человечества, чтобы спасти его от его самого. Все это с большим количеством взрывом, погонь, перестрелок и дальше по списку. И это учитывая, что их кредо незаметные операции. Все бы ничего, если бы в промежутках между перестрелками и погонями авторы не выливали бы тонны помоев на врагов всея Америка и не плакались о 9/11. В романе столько клюквы, что это даже не клюква, это самое настоящие klukvishe! Собственно на этом и хочу остановится поподробнее, чтоб не только я один мог насладиться всем этим, а так же зашкаливающим ура-патриотизмом. Дальше все будет просто в порядке перечисления.
Начинается все с задания украсть у Иранских военных супер-пупер навороченные торпеды Skkval (с кавитирующим эффектом вокруг носа торпеды, позволяющую развивать ей огромную скорость и обладающей убойной силой), чтоб доказать причастность Russkies к продаже оружия арабам. Это как бы не учитывая, что у нас насколько я знаю уже есть Шквал, но это ракетно залповый комплекс, да и не стали бы у нас называть Шквалом торпеду по вполне понятным причинам Но дальше больше. Оказывается Курск затонул при испытаниях этой торпеды, ага
Кстати, чудо-корабль "Орегон" построен в нашем сухом доке располагающемся в чудесном городе Владивостоке при пособничестве знакомого главного героя — коррумпированного (куда ж без этого) русского начальника дока.
Очень порадовали некоторые члены команды, носящие фамилии американских президентов. Особенно повезло в этом отношение бывшему Морскому Котику Франклину Линкольну
Самый злобный злодей — это серб с склонностью к массовым убийствам. Судя по всему принадлежность к выходцам из восточной Европы к таким типам просто обязательна со времен Джеймса Бонда.
Где-то в середине есть целая глава, в которой мы узнаем, почему специалист по спецэффектам Кевин Никсон (ну, вы поняли) присоединился к Корпорации. А все оказывается очень просто. Его сестра была в одном из самолетов врезавшихся в здания торгового центра, поэтому страниц 20 мы читаем о тяжелых душевных переживаниях бедного американского народа в одном лице. И разумеется сама глава пришита к повествованию такими белыми нитками, что чувствуется явный Госзаказ.
Но это все меркнет перед лицом Ивана Керикова — честного торговца оружием, работающего разумеется с Аль Кайдой, плавающего на дорогущей яхте с замечательным названием Matryoshka и хранящему документы в стенном сейфе, кодом к которому служит дата Октябрьской Революции по старому стилю. Комментарии излишне. Но самое главное, что в этом тайничке лежат коды для нашего оружия совковых времен, гордо носящее название Кулак Сталина! Это вам не хухры-мухры. Суть этого оружия заключается в болтающемся на орбите спутнике с заряженными в него брусками вольфрама массой каждого больше полтонны. Идея заключается в том, что при падение такого бруска на Землю эффект будет как при взрыве ядерной бомбы, только без радиации, а значит можно сказать, что во всем виноват метеорит Идея конечно интересная, только я как вспомню, что полезный груз при выходе на орбиты измеряется чуть ли не до грамма и вообще не велик, сразу становится интересно как они этого монстра, в него же ведь не одна такая болванка запихана, на орбит вывели? Ну, и разумеется с таким оружием мы бы всем наваляли, поэтому на самое первой своей миссии Хуан Кабрило, прожив на Байконуре как Yuri Markov под прикрытием семь месяцев, саботировал проект и вывел из стоя его приемник. Разумеется как мексиканец по происхождению внедрился и прожил в России семь месяцев остается загадкой. Я конечно понимаю, что СССР был плавильней наций, но латиносы с простыми русскими именами встречались там явно не на каждом шагу.
Но самое главное, что все описанные моменты вполне можно было выкинуть, потому что особой сюжетной нагрузки они в себе не несут. Вообще сосредоточься автор на основной сюжетной линии и проработай ее до конца, получился вполне себе симпатичной боевичок (все таки в военно-тактической тематике автор разбирается), а так размазавшись мыслью по древу получилась откровенно сырая поделка с кучей весящих во все стороны лишних сюжетных линий и логических не состыковок. Нахрен было переплетать к этому Ноев Ковчег и зачем устраивать кровавую баню на круизном корабле, кстати очень впечатляющий момент, со всеми вытекающими? Эти и еще многие другие вопросы так и остаются без ответа. Поэтому Госзаказ рулит!
Выражение огромной Благодарности тем людям, которых я теребил вопросами о покупке книг в зарубежных интернет магазинах. В особенности товарищу Croaker-у, наставлявшему меня в это нелегкое время, и милой Verveine, ответившей на многие мои вопросы.
Отписался как получил последнюю посылку из моего первого и пока единственного заказа. А так же после того как нашел свою челюсть, которая отвалилась от вида этой посылки и ее содержимого (оно по центру).
Сам процесс заказа оказался на редкость простым, больше проблем было с выбором банка и оформлением карты.
Собственно говоря все. Еще раз всем огромное спасибо.
Всегда трудно писать что-то на вещи ставшие уже чуть ли не живой классикой. В интернете можно найти кучу рецензий на это произведение Алана Мура, весьма разнящихся по качеству. Но здесь будет только чисто мой субъективизм, разбавленный некоторыми фактами. Увы, пришлось отказаться от привычного для меня вето на обсуждение сюжета. Во-первых, его в принципе и так все знают, а во-вторых, без разбора некоторых сюжетных деталей сложно говорить об этом произведение. Так что ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!
Алан Мур и до выхода Хранителей был фигурой знаковой. Многие его работы в DC до сих пор считаются каноническими, но именно после Watchmen, на которых его вдохновил 1984 Оруэлла, он приобрел действительно культовый статус. Как и сам комикс (На сколько я знаю, словосочетание "Графический Роман" имеет с Муром мало общего. Это всего лишь рекламный ход маркетологов, призванный сломить ментальный блок многих людей, неодобрительно фыркающих при слове "комикс"). И ведь есть за что. Даже если не особо копать вглубь, то Хранители — это умное произведение о людях и феномене супергеройства. И в комиксе этот феномен подробно рассматривается с двух сторон. Первый взгляд — это Ополченцы (Minutemen) Небольшая горстка людей действительно избрала рисованный истории о Ламонте Кренстоне-Тени и Супермене за источник вдохновения и решила бороться с преступностью аналогичными методами. Здесь Мур рассматривает и моделирует подобное развлечение в рамках чистого реализма, когда ни у кого нет никаких сверх способностей и единственное, что отличает их от обычных людей — это отличный хук слева. Причем действительно моделирует, вплоть до мельчайших деталей. В Записках Под Капюшоном (под Маской), которые занимают всего-ничего от общего объема, все продумано с невероятной тщательностью: выбор костюма, психологические проблемы, маркетинг и PR, условности этой "профессии" и многое другое. Мур даже придумал в какую сторону пойду привычные комиксы, когда реальные герои устареют вместе с вымышленными. Вторая сторона — это собственно Хранители-Часовые-Watchmen. Которая уже в большей степени является карикатурой на привычных для того времени супергероев из комиксов (правда боюсь, что сейчас многих из них уже и не узнать, разве что косвенно, но общие архетипы остались) Ночная Сова II — Синий Жук (а не Бэтман, как всем казалось), Манхэттан — Капитан Атом, у остальных свои прототипы. При чем карикатура это хоть и весьма злая, один очерк из Нового Дозорного чего стоит, но все же приправленная неким налетом печали и грусти, когда человек отдает дань памяти героям своего прошлого, которые уже давно потеряли свой блеск. Карикатура-карикатурой, но думаю ни для кого не секрет, что персонажи в Хранителях выписаны просто блестяще. Подробно писать о личных завихрениях каждого мне кажется бессмысленно, все и так всё знают. Достаточно сказать, что за каждым из них стоит своя история и свои мотивы, а вороху тараканов в голове позавидует иной учебник по психологии, и даже второстепенным персонажам придается огромное значение. Хотя в Хранителях вообще нет второстепенных персонажей, Мур создал такую историю, в которой даже простой прохожий играет свою трагичную роль в общей пьесе. Вспомним хотя бы Макса Ши (Интересно каким далеким родственником ему приходится Майкл? ). Самолично появился всего лишь на двух страницах, но забыть его практически невозможно.
Копнем дальше и перед нами откроется мир стоящий на краю самоуничтожения, в котором обратный отсчет уже запущен и ничто не в силах его остановить. И этот мир потихоньку сходит с ума от ощущения неминуемого, ибо все абсолютно уверены, что конец близок, и главный вопрос лишь сколько времени осталось. Как следствие — массовые психозы, ведущие к повышению насилия, волна наркомании и просто шизофрения. Складывается ощущение, что этот мир стоя на собственном краю не просто боится, он еще и жаждет соскользнуть в это сладкое небытие, как итог начинает захлебываться в собственных нечистотах даже раньше, чем ракеты взмоют в воздух. Но самое страшное, что этот мир мог бы быть нашим сложись чуть по другому история. Ведь даже некоторые отвратительнейшие пришествия вроде убийства Китти Дженовезе взяты прямиком из нашей реальности.
Визуально Хранители выглядят привлекательно и очень живо (живее всех живых, хотя комикс этот даже старше меня), благодаря стараниям Дейва Гиббонса за отменный и действительно реалистичный рисунок и Джона Хиггинса, чье имя вообще редко услышишь при упоминание этого комикса, а ведь именно он дал ему такую необычную для своего времени цветовую палитру, которая тоже играет не последнее значение в произведение. Чтобы оценить именно художественную привлекательность комикса, достаточно лишь взглянуть на картины Марса, каждая из которых просится в рамку и на стену. Но при этом все таки самое главное, что в Хранителях Мур использовал весь потенциал комикса как формы на все двести процентов. Он будто фокусник демонстрирует нам всевозможные трюки и уловки, играет с подсознанием, делает все, чтоб комикс был по максимуму труден для восприятия и понимания всех деталей. Я признаюсь увидел такое впервые и сомневаюсь, что уловил все с первого раза. Но одно я понял точно: Хранители — это тот редкий случай, когда произведение всеобъемлюще именно в своей конкретной форме подачи, поскольку слилось с ней так, что отделить одно от другого вообще не представляется возможным. Мур мучает нас историями идущими параллельно в одних и тех же панелях, при чем каждая из них имеет свое конкретное значение, но так же при этом перекликается и ведет полемику с другой. Я думаю, все поняли что речь идет об леденящей кровь Истории Черной Шхуны. А как вам история Манхэттена идущая сразу во всех временах одновременно? И это еще самые простые моменты. Про визуальные цитаты, зеркальные главы и прочее можно найти в интернете, поэтому особо распространяться на эту тему не буду. Но иногда действительно чувствуешь себя Вейдтом, сидящим перед множеством телевизионных экранов и пытающимся усвоить всю льющуюся с них информацию. Единственное, на мой взгляд, стоит особо отметить самый оригинальный прикол от Алана Мура. По мимо всего прочего мы можем наблюдать в Хранителях так же одну интересную оптическую иллюзию. Так называемую, расфокусированную сетку Германа, когда на листе изображены черные квадраты разделенные толстыми белыми линиями, и, если не фокусировать взгляд, на пересечение этих линий начинают маячить черные круги. А так как страницы Хранителей в основном построены по принципу такой сетки, то черных круга там появляются регулярно. Не знаю, может быть я совсем параноик, но в определенные моменты вроде истории Роршаха или Манхэттена этот эффект становился особенно заметным, за счет использования более темной палитры во время происходящего, и слегка теребил границу сознания, создавая дополнительное ощущение нервозности и неудобство от прочтения этого и так не самого простого произведения.
Галерея. Весит много.
Последний взмах ментальной лопатой и все слои сливаются в невероятно мощном экстазе. Обострив конфликт до предела и поставив на кон саму человечность, Мур не просто спрашивает, он клещами вытаскивает ответы. Про героев, которых этот мир заслужил сполна, про обычных людей, чьи дела порой не менее значимы. Можно ли спасти мир и где весит прейскурант, по чем это удовольствие? Но самое главное: а стоит ли вообще этот Мир спасения, если ему и так невтерпеж узнать, что лежит за гранью бытия? Относительно нашего лично я не уверен, но по-моему для придуманного собой же Мур дал весьма красноречивый ответ, в виде залитых кровью часов, отбивающих полночь.
Вывод: Хранители — это безусловный триумф комикса как формы, при этом наполненный удивительно мудрым содержанием. Рекомендация к прочтению однозначно положительная, но вот для первого знакомства с комиксом как жанром, я бы его не советовал, уж слишком он тяжел для восприятия.
Примечания:
Об экранизации. Сам познакомился с Хранителями через фильм Снайдера, поэтому отношусь к нему с особым трепетом. Но сейчас уже после прочтения оригинала, я понимаю, что взявшись за эту экранизацию Зак оказался в тупиковом положение, потому что трудно придумать комикс сложнее (в данном случае миссия невыполнима) для его переноса на экран. Но Снайдер с честью вышел из этой ситуации. Самое главное, он сохранил дух произведения и его основную мысль, а то что на выходе получились Хранители Снайдера, а не Мура, это не такая уж и беда. Как сказал сам автор оригинала, он от этого ничего не потерял, поскольку вы всегда можете прочитать его работу.
О переводе. Перевод М. Юнгер вышедший в издательстве Амфора вполне пристойный, на мой взгляд, с точке зрения языка и адекватности самого перевода. Не идеальный конечно. Особенно много ошибок и неточностей в переводе различных имен собственных, сразу видно, что переводил человек весьма далекий от некоторых реалий западной комикс индустрии.
На заметку. Первый раз прочитал в англоязычной массовой литературе более-менее реалистичный взгляд на события второй мировой и о том умышленном замалчивание роли СССР в победе над Фашистской Германией, которое происходит сейчас.
Рекомендую так же прочитать дополнительные материалы вошедшие в западное Absolute издание, хоть и на английском. Узнаете много интересного. Если кого-то заинтересует, могу скинуть ссылку в личку или прикрепить здесь, по желанию.
P.S. После выполнения такой сложной задачи, о качестве исполнения которой судить вам, эта колонка пришла к выводу, что ей просто необходимы летние каникулы. Поэтому она приносит свои извинения, но до сентября что-либо в ней будет появляться редко и не регулярно. Тем более на следующей неделе у нас обещали +35.
P.P.S. Огромная просьба. Все люди не совершенны, поэтому, если не сложно, сообщайте о найденных в тексте ошибках и очепятках, а то я порой такие ляпы допускаю, что самому дурно становится.
Изначально я думал, что писать придется об одной конкретной серии, а именно о Spectacular Spider-Man vol.2, поскольку выпуски Избранного от ИДК начинались именно с нее. Не совсем понимаю, что помешало им это сделать, ведь Spectacular на западе был задуман как нечто действительно грандиозное (прошу прощения за тавтологию) за счет соединения одного из лучших Марвеловских сценаристов — Пола Дженкинса и самых интересных художников, попутно разбавив это еще кое-какими старыми номерами для придания большего смысла. Составители из издательства Комикс пошли другим путем, которые оказался ничуть не хуже. Они просто включали в серию самые интересные сюжеты Дженкинса.
А теперь по подробнее.
Spectacular Spider-Man vol.2 (том 1-2)
Действительно впечатляющая работа. Абсолютно нетривиальное раскрытие уже всем давно известных персонажей за счет достаточно необычных ситуаций. В первом томе Пауку неожиданно приходится помогать Эдди Броку и его симбиоту, а во втором разбираться с окончательно спятившим Отто Октавиусом. "Голод" правда получился немного получше, за счет драматизма всей сложившейся ситуации и того, что Питер искренне сочувствует Броку и считает себя виноватым в случившимся с ним. Не смотря на достаточно небольшое количество страниц на том, с точки зрения содержания все проработано на отлично: сюжет, характеры персонажей и экшен, но главное это великолепные внутренние монологи Паука сочитающие в себе отличный юмор, переживания героя и некую нотку поэтичности.
Рисунок в комиксе заслуживает отдельного внимания, поскольку за него отвечал Умберто Рамос (Уэйн Файчер -тушь, Studio F — цвет) — удивительно талантливый художник снискавшим своеобразным стилем себе столько же поклонников, сколько и недоброжелателей. Да, стиль, особенно в изображение персонажей сильно специфичный и многим может прийтись не по вкусу, хотя меня он очаровал. Я еще не разу не видел художника столь тонко чувствующего перспективу и умело изображающего игру светотени, чем разумеется он активно и пользуется. Из-за этого многие панели и особенно развороты, имеют просто фантастически объемный эффект. Но для объективности стоит добавить, что порой он слишком сильно увлекается прорисовкой и забывает про главное назначение арта в комиксе — он должен быть частью повествования, а с этим иногда возникают проблемы во время драк, поскольку не совсем понятно произошедшее на той или иной панели, к счастью, такое случается не часто.
Spectacular Spider-Man vol.2 (том 3)
З-й том я выделил отдельно и, на мой взгляд, на это есть как раз 3 причины. Во-первых, сама история о превращение Курта Конорса в... Нет, не в ящера, а в размазню и тряпку, мне показалась уж слишком короткой и какой-то искусственной, поэтому заметно проигрывала двум предыдущим сюжетам. Все остальные примочки Дженкинса остались на месте, но сама история к сожалению не трогает. Во-вторых, сменилась художественная "бригада". За рисунок теперь отвечает Дэймон Скотт (тушь — Роб Кемпанелла, Цвет — Фрэнк Д'Армато), который отчасти подражает манере Рамоса, но до его уровня не дотягивает.
И третья, пожалуй, самая главная причина — это отдельный номер нарисованный акварелью знаменитым художником Паоло Риверой. Визуально это выглядит немного непривычно, в особенности лица людей, но в целом просто потрясающе. Город на закате как будто утопает в крови, что делает это неприветливое место еще более мистическим и ужасающим. Не удивительно, что Пауку придется столкнуться в этом выпуске с Морбиусом. Хотя история эта в принципе и не про них, да и вообще история здесь — это скорее просто приятное дополнение к рисунку, но она настолько сильно давит на жалость, что у нее даже получается этого добиться и остаться в памяти не только в качестве добавки.
Spider-Man/Daredavil: Unusual Suspects (том 4)
Лимитированная серия, в которой Паук и Дердевил волею случая решают проблемы босса криминального мира Нью-Йорка — Кингпина. Идея "тим плея" между героями не нова и используется постоянно, но эти двое действительно чудно дополняют друг друга. Правда ведущая роль здесь не у любимого многими паукообразного, хотя это абсолютно не мешает ему все так же отлично хохмить и показывать свой характер. В принципе серия достаточно интересная с отличным юмором, но к сожалению все портит история, которая сначала взяла курс на разборки между криминальными элементами к концу весьма резко скатилась в какую-то непонятную мистику. Сюжет полон отсылками к произошедшему в каких-то предыдущих выпусках, вроде временной слепоты Кингпина и появлению дополнительных персонажей вроде Черной Вдовы, что иногда осложняет понимание происходящего.
Графически том выполнен художником Филом Уинслейдом и Ко (Мэт Миллал-тушь, Avalon Studios-цвет) в манере заставляющей вспомнить комиксы времен золотого века, разве что не хватает точечек на рисунках от старой печати, но это достаточно интересно и необычно, так что в целом оставляет лишь положительные впечатления.
Peter Parker: Spider-Man (1999) №№44-47 (том 5)
Зеленый Гоблин один из самых ярких, запоминающихся и опаснейших противников Паука. Их вражда длится уже полвека. Возможно это их последняя и самая необычная встреча. Я не воровал это с аннотации, само пришло.
После смерти Гарри Озборна (кстати, кто-нибудь знает, где это случилось, в каком номере и чего?) у его отца появляется навязчивая идея, других у него просто не бывает, оставить всю свою компанию Паркеру, потому что он теперь его считает за место сына. Дело за малым: составить завещание, и сделать так, чтоб Паук его прикончил. Честно говоря получилось действительно захватывающе, прямо иллюстрация на тему "когда враги становятся ближе друзей". Стиль Дженкинса все тот же — юмор пополам с драмой, только на сей раз у этого юмора уж слишком мрачный оттенок. За рисунок здесь отвечает та же команда, что и в первых двух томах, поэтому все сказанное выше применимо и здесь. Только разве что цветовая палитра стала немного бледней и состоит преимущественно из зеленых тонов.
Примечание. В хронологическом порядке этот выпуск идет перед Spectacular Spider-Man vol.2, так что если кого-то заинтересуют эти комиксы после прочтения сей писанины, то начинать лучше с него, чтоб не возникали вопросы по содержанию.
Ну, а теперь обещанный БОНУС! Те кто внимательно рассмотрел картинку с обложками уже знают, что это будет, но все равно барабанная дробь... Встречаем:
Marvel Knights Spider-Man №№1-4
Это чудо мысли Марка Миллара я купил благодаря отзывам на Лабиритне, которые в один голос утверждали, что сей комикс самого взрослого содержания и вообще очень-очень. Имя Миллара на обложке внушало опасения, поскольку феерический бред ему свойственен так же часто как и более-менее неплохие вещи. Как выяснилось подтвердились мои худшие опасения. Здесь перед нами предстает типично Милларовская вещь: детско-подростковая нелепость покрытая налетом якобы взрослости в виде крови, мордобоя, убийств и кое-каких пошлых моментов. Однако все это вкупе с примитивным сюжетом, клишированными фразами и целыми эпизодами не делает этот комикс взрослым, скорее наоборот, и особенно заметно это становится после выпусков Дженкинса. Складывается ощущение, что Паркер неожиданно отупел и потерял всякую связь с реальностью. Я понимаю, украли тетю — беда, трагедия и все такое, но голова у Паука всегда была, чтобы думать, а не чтобы прошибать ею стены (в крайнем случае это должно быть в равных пропорциях), но тут он головой по прямому назначению ни разу не воспользовался. Так же в наследство комиксы досталась любимая Милларом глобальность. За весь не слишком большой по объему том на его страницах побывала чуть ли ни пол вселенной марвел, причем суть их появления осталось для меня загадкой до сих пор. Это больше похоже на то как говорящая мебель с достоинством вышла на сцену и, фактически не произнеся ни слова (я даже начал сомневаться говорящая ли она), удалилась с нее. И разумеется для придания комиксу интриги, в конце мы видим призывную надпись "продолжение следует". Только вот что-то не хочется.
В плане графики комикс тоже звезд с неба не хватает. Рисунок четы Додсонов довольно стандартен и был бы в принципе не плох, если бы не одно жирное НО. Зачем было всему живому женского пола рисовать сись... Пардон, бюст чуть ли не 6-го размера? Ладно бы одной-двум героиням вроде Кошки прилепили для статуса, но этим достоинством щеголяют практически все. Что вселенная марвел открыла свой порно отдел? Хорошо хоть Тетя Мей отделалась только старческим маразмом, а то я бы точно не пережил этого.
Примечание. За весь комикс Паук даже ни разу не пошутил, по крайней мере удачно. В данном случае это равносильно диагнозу и приговору.
Галерея
В процессе компоновки столкнулся с проблемой размещения примеров художественного оформления комиксов. Результат долгих минут раздумий — эта галерея. Увы, цветопередача некоторых найденных на просторах интернета сканов не соответствует действительности. В основном это касается работ Рамоса.