Традиционно герои в фэнтези все, как на подбор, сильные воины, могущественные маги, на худой конец ловкие воры-убийцы или хотя бы прозорливые политики. Трудяг инженеров там днём с огнём не найдёшь. Потому что это больше про работу, а фэнтези — про эскапизм. Но знакомые, чаще читающие в оригинале, уже давно советовали Паркера, который отлично исправлял эту несправедливость. Поэтому выхода «Шестнадцати способов защиты при осаде» я действительно ждал и не стал откладывать в долгий ящик.
Знакомьтесь, командир инженерного полка Орхан и по совместительству летописец Великой осады. Как будто этого мало, он ещё и млеколиций — плебей при местных патрициях робурах, в чьих жилах течёт голубая кровь. В прямом смысле, потому что кожа у них такого же цвета и за глаза их всех называют синешкурыми. Это, наверное, единственная фантастическая условность в романе. Хотя моё воображение рисовало робуров чернокожими, что даже более логично. Не удивлюсь, если синий цвет они приобрели на столе редактора Паркера.
Империя Робуров — весьма условная калька с Римской. Имена у них всех похожие, образ жизни, да и развитие инженерного дела с техникой тоже. Живут они соответствующе, третируют помаленьку соседние народности и почивают на лаврах. Одним из таких угнетённых и стал Орхан. Через третьи лица (ну, не патриции же будут этим заниматься?) его деревню сожгли, родителей убили, а самого продали в местный аналог рабства. Но человек с прямыми руками, сноровкой в плотницком деле и светлой голове не пропадёт нигде. Вот и Орхан всеми правдами, а куда чаще неправдами, дослужился до командира инженерного полка — весьма видной должности в империи. Живёт себе, в ус не дует, строит одни из лучших мостов, параллельно обстряпывает другие делишки и тут кому-то с менее созидательным складом ума приходит в голову завоевать Империю, поймав её практически со спущенными штанами. Орхан оказывается единственным офицером в осаждённой столице и должен без армии и ресурсов защитить её. Вернее, никому он ничего не должен, но личные мотивы никто не отменял.
Главный герой и подаренный ему Паркером стиль — настоящая жемчужина романа. Повидавший всякое Орхан излагает всё без обиняков и между тем всегда с хитрым прищуром. Его житейские мудрости и едкие замечания часто заставляют посмеяться в голос, а многие цитаты хочется записать. Только Пратчетт у меня временами вызывает подобное желания, но в отличие от витиеватого стиля Терри, Паркер подкупает именно простотой. Это разбавляется размышлениями об инженерном искусстве, устройстве столицы и Империи. Последнему уделено немного времени и в целом мир описан весьма скупо, что одновременно и плюс, и минус. Вроде объём романа не раздувается из-за пространных описаний, но цельная картинка не складывается. Зато инженерных заморочек здесь предостаточно и все играют большую роль в сюжете. Ведь Орхану предстоит выстроить защиту города из капельки удачи, вагончика хитрости и тонне грязи с ветками (вы поняли).
Осада обставлена Паркером и его ручным летописцем живо и изобретательно. Во всём считывается прогрессирующее отчаяние защитников и их истовое желание обернуть эту игру ни на жизнь, а на смерть, в свою пользу. Для этого приходится использовать не дюжую смекалку и всё, что подвернутся под руку. Но даже юмор и лёгкость в какие-то моменты отступают перед реальной жизнью, когда сам Орхан признаётся, что начинает считать человеческие жертвы просто сопутствующим ущербом. А ведь он всю книгу искренне проповедует ненасильственные методы решения проблем. К сожалению, временами автор подыгрывает защитникам и это слегка портит картину. Особенно спорной получилась часть романа, где раскрывается личность лидера захватчиков Империи. Вообще, не фанат твистов в духе «Люк, я твой отец», хотя и понимаю желание Паркера добавить ещё один план роману. К концу сюжет более или менее выравнивается и завершается на хорошей ноте, но осадочек остаётся.
По итогу оказалось — герой, который строит мосты, вышел ничуть не хуже персонажей из традиционной команды приключенцев. А где-то даже лучше и человечнее. Парадоксально, что сам роман получился чуть менее однозначным. Он необычный, с ярким стилем и не требует продолжения. Увы, то тут, то там в сюжете встречаются мелкие огрехи и подводные камни, которые портят впечатление.
UPD. Умные люди намекнули, что я зевнул в романе довольно толстую отсылку к падению Константинополя 1453 года. Там и устройство города похожее, и Орхан за стенами сидел, и ряд других параллелей имеется. Да и твист с личностью захватчика это тоже объясняет. Имейте в виду, пока я тут голову пеплом посыпаю.
P.S. Понравился текст? Подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.
Долго не решался познакомиться с историей Хирому Аракава, хотя возможностей было предостаточно. Всё упиралось в объём. Когда увлекался аниме в нулевых, очень популярной была первая экранизация от студии Bones (51 эпизод!), которая сейчас считается неканоничной, потому что её финал случился задолго до окончания манги и весьма отличается. За ним было «Братство» (64 эпизода!), созданное уже после завершения истории. В 2011 году начал выпуск «Алхимика» на русском «Комикс-Арт», но тогда я даже задуматься о покупке не успел, как выпуск прекратился из-за рухнувшего рынка манги. Потом был момент, когда поглядывал на полное англоязычное издание — оно продавалось в специальном чемодане с ручкой — но оставил эту дорогущую идею. Наконец, в 2019 году манга с триумфом вернулась к отечественному читателю в японском делюкс издании, которое устраивало меня по всем параметрам. Но всё равно прождал до выхода последнего восемнадцатого тома в прошлом году, чтобы приобрести разом. Теперь единственный вопрос, который крутится у меня в голове… А чего я собственно так долго ждал?!
Братья Элрик и Альфонс живут в мире, где алхимия вполне работает и заменила собой науку. Соблюдая базовые правила, квалифицированный алхимик способен существенно облегчить жизнь себе и другим. Вот только иногда этого недостаточно. Пытаясь вернуть к жизни маму, братья нарушили первое правило алхимии и совершили трансмутацию человека. Результат оказался плачевным. Воскресить маму им не удалось, но даже за попытку пришлось заплатить страшную цену. Альфонс потерял тело, а Элрик — руку и потом ещё сам пожертвовал ногой, чтобы привязать душу брата к старым доспехам, удачно подвернувшимся под оставшуюся руку. Получив суровый урок, братья решили во что бы то ни стало вернуть себе прежний облик. Так начинается долгая история, в которой, как вы уже знаете или догадались, поиск окажется далеко не самым важным.
В основе манги краеугольным камнем лежит важнейший принцип алхимии — внимание к деталям. Весь сюжет подобен чётко очерченному трансмутационному кругу. Каждое действие ведёт к последствиям, а подсказки ко многим откровениям разбросаны сильно заранее. Из-за такой продуманности складывается впечатление — у мангаки было полное видение сюжета изначально. На фоне многих современных авторов, у которых, очевидно, не было никакой структурной целостности в сюжете, это существенный плюс. Историю практически не штормит, а твисты одновременно удивляют и объясняют происходящее ранее, не оставляя ощущения роялей в кустах. Когда манга трансформируется из лёгкого роуд-муви в эпический конфликт с поисками бога — всё выглядит логично и никаких вопросов не вызывает.
Такой системный подход отражается и в других аспектах. Особенно это касается проработки персонажей. И здесь даже кроется не один интересный момент, а два. Ни для кого не секрет — японцы такие традиционалисты, что жанры в манге — не пустая условность. Поэтому сёнэн — манга для мальчиков — обычно пишется мужчинами по особым лекалам, отличным от создаваемой женщинами манги для девочек — сёдзё. Условно, в одной приключения тела превалируют над приключениями духа, в другой — наоборот. А вот «Алхимик», формально являясь сёнэном, удачно играет на обоих полях, спасибо мангаке Хирому Аракава. Или, правильнее сказать, Хироми Аракава, которая взяла мужской псевдоним. (Изменив одну букву в имени!) Слегка переиграв традиции, Аракава привнесла в свою мангу глубину и многогранность, несвойственную жанру. Персонажам «Алхимика» по-настоящему веришь, потому что у каждого есть история, убеждения и чаяния. От главных героев до второстепенных и даже злодеев. Да, некоторая шаблонность осталась, но мангака так размыла границы, что её перестаёшь чувствовать. В результате появился второй слой динамики, когда важны не только свершения героев, но и какие чувства они при этом испытывают. А так как манга проработана от начала до конца, то каждый герой ещё и совершает собственный путь, своё моральное путешествие с логичным финалом.
Добавьте к этому существенный объём произведения, который пугал меня раньше, и он открывает перед автором возможность обсудить много важных тем. Через судьбу братьев Элрик мы видим цену, которую приходится платить за исполнение желаний. История страны Аместрис заставляет задуматься о природе войны и политике, которая её разжигает, — обо всех кукловодах, стравливающих людей ради своих целей, и о действительно достойных лидерах, если такие вообще существуют. А на сколько мыслей наталкивает сама природа алхимии: что делает человека человеком, что есть бог, кто управляет нашей жизнью и многое другое. И это я ещё даже не брал во внимание второстепенные сюжеты.
При этом будто подчиняясь одному из главных законов — сохранению материи — мангака находит баланс во всём. Юмор уравновешен драмой, лирические сцены — поединками, а сюжетообразующие моменты — лихим приключением. За чтением практически никогда не скучаешь, хотя честно признаюсь — 18 томов я всё равно осиливал в три захода. Временами просто устаёшь, и кое-какие особенности манги начинают напрягать. Подчеркну, что это даже не минусы, которых у «Алхимика» их практически нет, а именно особенности. Например, типичные анимешные кривляния в юмористических сценках. В паре мест ещё возникло ощущение, что в изначальный замысел вмешался редактор, слегка подкорректировав историю. Ничем не могу подтвердить, но, кажется, манга планировалась более жестокой по отношению к персонажам. Вместо этого, после первой гибели важного второстепенного героя, автор вдруг начинает их щадить, в худшем случае оставляя инвалидами.
Обрамляют всё сюжетное великолепие, прекрасные иллюстрации. Хотя «Алхимик» был первой длинной серией Хирому Аракава, об этом никогда не догадаешься. Рисунок чёткий, чистый и очень уверенный. Мангака точно знает, как сделать правильную раскадровку для битвы алхимиков, а как расположить кадры в щемящем сердце прощении с персонажем. Где взять крупный план, а где использовать панораму. При этом к читаемости боевых сцен практически нет никаких нареканий вплоть до самого конца, где местами во время схваток у персонажей искажаются пропорции. Эталонный рисунок для манги тех лет — ни убавить, ни прибавить. Не хватает разве что капельки самобытности, но это уже вкусовщина.
Завершая трансмутацию мыслей в рецензию, хочется отметить — «Стальной алхимик» самая цельная и гармоничная история из прочитанных за прошлый год. Хирому Аракава нашла идеальный баланс между приключениями с захватывающим экшеном и эмоциональными сценами, филигранно раскрывающими персонажей. За чтением проникаешься историей и привязываешься к героям настолько, что в конце ревёшь из-за расставания с персонажами, хотя ничего плохого и не случилось.
Об издании. Для тех, кто только собирается с мыслями о покупке, подсвечу один момент. Изначально вся манга по аналогии с оригинальными изданиями печаталась на плотной глянцевой бумаге с окрашенным обрезом в латвийской PNB. К сожалению, после февральских событий «Азбуке» в срочном порядке пришлось искать альтернативу и… Не удалось её найти. Поэтому последние два тома и все доптиражи уже печатались в «Парето» на обычном офсете. Причём у последних томов ещё для единообразия обрез покрасили, то новые тиражи уже идут с обычным. Это не сильно критично, но офсет немного тонковат и просвечивает. Если бы вся манга была такой, в глаза бы не бросалось, а так есть небольшой дискомфорт. Когда я покупал в августе, со второго по четвёртый и шестой тома уже были из «Парето». Имейте это в виду и морально готовьтесь.
P.S. Если понравился текст, подписывайтесь на мой телеграм-канал и группу в ВК. Там я делюсь размышлениями о комиксах, фантастике и многом другом.
В преддверии Нового года хочется пожелать всем счастья, любви, мира? побольше тепла в жизни и, чтобы всегда был повод смотреть в будущее с оптимизмом.
Год, ожидаемо для меня, прошёл под знаком Страны восходящего солнца. Манга поборола комиксы не только по продажам (и стабильности договоров), но и в моём личном топе. Шесть позиций из списка отданы именно ей, а седьмая практически во всём выглядит как манга. Сомневаюсь, что следующий год переломит этот тренд, но сейчас нельзя ни в чём-то быть уверенным.
10. «Морт Синдер»Эктора Оэстерхельда и Альберто Бреччиа. Рецензия
Комикс буквально зацепился за последнюю ступеньку, благодаря великолепной работе художника и отдельным историям. «Морт Синдер» — настоящий путешественник во времени, преодолевший пропасть длиною в 60 лет. В чём-то он покажется неказистым и устаревшим, но любителям экспрессивной графики точно нужно встретиться с ним.
Не самое глубокое произведение автора, но весьма интересное. В нём фантастический элемент лишь обрамляет простые человеческие вопросы о поиске и познании себя. Если визуальный стиль автора вас не отталкивает, можно с удовольствием на вечер погрузиться под воду вместе с Джеком. Глядишь, и вы найдёте самые настоящие сокровища, которые не измерить деньгами.
8. «Чудо-Женщина: Гикетейя»Грега Раки и Дж. Г. Джонса. Рецензия
Приятный комикс и по совместительству отличная входная точка для знакомства с Чудо-Женщиной. Он абсолютно не требователен к знанию мифологии вселенной DC, зато поможет скрасить вечер и лучше понять, что движет персонажем.
Нестандартное меланхоличное произведение, которое не вписывается в жанровые рамки. Милый постапокалипсис с непривычным и немного искусственным миром, под капотом у которого прячется своя философия. Рекомендуется всем, кто хочет слегка похандрить, глядя на безжизненные зимние пейзажи.
Качественная развлекательная серия о духах и людях. Да, в ней есть огрехи и намешано много всего, иногда даже чувствуется чрезмерное влияние «старших братьев», но на выходе получается всё равно что-то своё.
Манга от автора «Ванпанчмена» вполне заслужила свою популярность и может потягаться с лысым старшим братом. Из-за особенностей рисунка и школьной темы порог вхождения у неё ощутимо выше, но проработанный сюжет и философский подтекст это искупают. Главное — пережить половину первого тома, после которых манга окончательно раскрывается с лучших своих сторон.
Глубокая и крайне медитативная манга, которая многое рассказывает о быте сельской Японии. Она абсолютно точно не для всех, уж слишком автор любит концентрироваться на мелких деталях и простых вещах. Но под определённое настроение подойдёт идеально. Особенно если вы интересуетесь культурой Страны восходящего солнца.
Красивая, чувственная и необычная манга с живыми героями. Девушкам, понятное дело, будет более интересно, но в целом ознакомиться можно всем. Залпом, правда, может быть сложновато читать из-за отсутствия стержневого сюжета. Идеально зато время от времени к манге возвращаться, чтобы окунуться в её положительные эмоции.
Невероятная история от талантливого художника и рассказчика. Несмотря на возраст, комикс до сих пор не утратил визуальную красоту и актуальность, а приключенческие сюжеты все такие же увлекательные. Два увесистых тома пролетают, как один самурайский боевик.
Самая цельная и гармоничная история из прочитанных за год. Автор идеально балансирует между приключениями с захватывающими битвами и эмоциональными сценами, филигранно раскрывающими персонажей. Уровень автора настолько высок, что в конце ревёшь из-за расставания с героями, хотя ничего плохого-то и не случилось.
Очень хотелось, чтобы на все комиксы из этого списка были рецензии. Увы, гениальные менеджерские решения на работе (а давайте за три дня до НГ поменяем всё, что готовили на январь!) с бонусом в виде детских соплей помешали мне дописать текст на главный комикс года. Поэтому считайте это тизером статьи, которая выйдет уже вышла на праздники.
Для меня год в плане комиксов получился хорошим. При этом некоторые вещи в список не попали, потому что приобрел ещё не всё из вышедшего на русском. А что запомнилось из прочитанного вам?
Понравился текст? Подписывайтесь на мой канал и группу в ВК. Там появляются тексты, которые по тем или иным причинам нельзя выложить полностью сразу на всех площадках. Например, рецензии для «Мира фантастики».
Обложка сообщества Азбуки в момент объявления новости
Как многие уже в курсе, издательство DC приостановило сотрудничество с «Азбукой». Будем надеяться — временно. Что это значит? Новых комиксов DC и её дочерней Black Label, куда входят все классические серии Vertigo, можно не ждать. А что самое печальное — доптиражи уже изданных комиксов тоже делать нельзя. Значит, если вы хотели что-то давно из них приобрести, но все откладывали — сейчас самое время.
В статье я поделюсь списком, что, на мой взгляд, нужно купить. Есть только одна загвоздка — за последние годы «Азбука» очень плодотворно потрудилась в плане выпуска новых комиксов и многие из них я чисто физически прочитать не успел. Поэтому в списках будут особые отметки:
1 — целиком прочитал комикс/серию.
2 — читал комикс, но не целиком. У меня много серий, которые покупал на английском, пробовал первый том, докупал остальную серию, но не успевал её прочесть.
3 — не читал, но наслышан и планирую купить или уже купил себе. Это может показаться странным, но с десятилетним опытом в приобщении всех и вся к комиксам, на которые ещё накладываются два года работы в издательстве, я часто могу подобрать под человека комикс, даже не читая его. Особенно для себя. Поэтому нужно понимать, что список субъективный.
Сами списки разделил на три условных блока: авторские и супергероика, несупегероика. Почему условных? В первых томах того же «Песочного человека» пробегает Бэтмен на паре страниц, а в авторских вообще объединены только именем сценариста.
Авторские
Если не брать в расчёт длинные супергеройские серии, то в «Азбуке» выходили основные произведения только двух видных авторов. Оба из первой волны «британского вторжения».
Не сомневаюсь в гениальности Алана Мура, но если сравнивать творчество мага из Нортгемптона и его лысого конкурента из Глазго, Моррисон всегда был мне ближе. Хотя понимаю, рядовому читателю комиксы Мура подойдут больше, потому что они не так глубоко посажены в тему супергероики. Но хватает и у Моррисона комиксов, которых можно легко посоветовать неофитам. Так что если тема парней в плащах вам не близка, рекомендую не пропустить вышедшие на русском «НАС3», «Лечебницу Аркхэм» и «Джо Варвара». Последний довольно простой, но от этого не менее интересный. Если же вы не боитесь чего-то более мудрёного, то лучший комикс о Супермене (который немного пострадал от тяжеловесного перевода) и, увы, только начало Бэт-эпика с Роковым Патрулём ждут вас. Общая черта комиксов Моррисона — глубокая проработка всех повествовательных аспектов. Вместе с лучшими художниками он использует на 200% нарративные инструменты комикса, что даёт новый опыт практически от каждого произведения. Добавьте к этому интересные истории и нотку здорового безумия — оторваться невозможно.
Сложно подобрать эпитеты описывающие творчество Мура. Его вполне заслуженно вынесло на недостижимый пьедестал комикс-индустрии. Недаром он всё не может получить обратно права на «Хранителей», потому что комикс с момента создания так ни разу и не вышел в тираж. Я в одно время перегорел к творчеству Мура, и меня порой потряхивает от нелогичности его современных высказываний в медиа, но отрицать его вклад в развитие девятого искусства просто глупо. И да, это надо читать. От ранних работ на «Болотной Твари» и «Супермене» до более уверенных и монолитных «Хранителей». Одной из особенностей Мура всегда было неприятие многих условностей комиксов, из-за чего он всячески старался от них избавиться, делая этим свои работы ближе к незнакомым с медиумом читателей. Обратная сторона такого подхода — те же «Хранители» для многих становятся не только первым, но и последним комиксом.
Супергероика
Здесь будет много Бэтмена не потому, что я отдаю ему предпочтение. Просто в народе у нас его любят больше и лучше покупают, а значит, и издают хорошо.
Бэтмена часто называют «Величайшем в мире детективом», но комиксов с нормальной детективной составляющей днём с огнём не сыскать. Обычно в них всё строится по крайне глупому шаблону: появляется таинственный враг и новый персонаж без маски, а потом нас долго убеждают, что нет — это, конечно же, не главный виновник всех бед. К сожалению, тот же «Тихо» как раз построено по такому принципу (а ещё там рисунок Джима Ли, что для меня тоже далеко не плюс). Зато «Долгий Хэллоуин» удивит в этом вопросе не раз. Добавьте сюда потрясающе стильный рисунок скончавшегося в этом году Тима Сейла и получится один из лучших комиксов о Бэтмене. Продолжение — «Тёмная Победа» — уже справляется чуть хуже с детективной частью, но всё равно читается интересно. Вбоквел о Женщина-Кошка в Риме тоже неплох, а вот «Одержимый рыцарь» уже чисто вспомогательные ранние истории творческого дуэта. Хорошо, что они в одной книге. До нового ван-шота пока не добрался, но возьму обязательно в память об отличном художнике.
Batman: The Animated Series и последующие его продолжения с ответвлениями — лучшее, на мой взгляд, что случалось со вселенной DC на телевизионных и киноэкранах. «Безумная любовь», в свою же очередь, один из знаковых эпизодов мультсериала. Поэтому комикс, из которого он вырос, обязателен для покупки фанатам персонажей. В особенности тем, у кого иллюстрация на обложке взывает острое чувство ностальгии. Самое точное высказывание о природе взаимоотношений Бэтмена-Джокера. По совместительству ещё и лучший комикс о Харли Квинн, который отлично показывающий (намного интереснее, чем новый мультсериал), что она даже поумнее Джокера будет. Всё это обрамляется потрясающим рисунком Брюса Тимма. Другие комиксы, относящиеся к мультсериалу, хоть и чуть менее классные, но тоже стоит прочитать.
Эти два истории Миллера в восьмидесятые хорошо встряхнули вселенную и фанатов Бэтмена (хотя дорожку для них проложили ещё раньше Дэнни О’Нил и Нил Адамс). При этом корни обоих комиксов лежат в предыдущей работе Миллера на Сорвиголове и какие-то моменты там даже чуть лучше реализованы. Но, как ни крути, Бэтмен популярнее слепого адвоката, и большую известность приобрели именно эти сюжеты. Да и сами истории вышли лаконичнее и менее требовательными к знанию вселенной и персонажей. Подростки полюбили «Возвращение» за гипертрофированные образы: Бэтмен в железном костюме наваливает Супермену, однорукий Зелёная Стрела зубами натягивает тетиву лука, а вокруг мрачный дистопический мир будущего. Более взрослая аудитория — за многослойное повествование, актуальный политический подтекст и практически артхаусные по тем временам иллюстрациям. После истории о последних деяниях Бэтмена Миллер закрепил успех, рассказав и собственную версию начала его пути. Где-то «Год первый» получился даже более интересным благодаря выдержанности, меньшего количества эклектики и рисунку Маццукелли.
Небольшая зарисовка о Тёмном Рыцаре от талантливого и, увы, тоже покойного художника Дарвина Кука. Красивый рисунок, по-своему напоминающий стиль уже упомянутого BTAS и Брюса Тимма, здесь соседствует с необычной историей о душевных терзаниях Бэтмена, из-за которого погиб преступник. Хорошая идея не до конца выдержана потому, что финал в ней полностью соответствует корпоративной этике DC того времени, не позволяя герою по-настоящему заглянуть за грань. Но прочитать стоит. А благодаря рисунку, книга всё равно останется украшать коллекцию.
В супергероике любят по много раз пересказывать одни и те же истории становления персонажей. Иногда получается хорошо, иногда не очень. Эту попытку Эда Брубейкера считаю удачной. Читать комикс с первым появлением Джокера вы вряд ли будете. У меня была такая возможность и для неподготовленного человека это своеобразное удовольствие. Зато ремейк от хорошего сценариста с идеально подходящим по стилю рисунком Дуга Манке, расскажет вам всё, что бы вы хотели узнать. Комикс, конечно, немного архаичный и простой, но это не баг, а фича, передающая дух той эпохи.
Одна из первых ласточек импринта Black Label, в рамках которого авторам давали полную творческую свободу. Художник Шон Мёрфи оказался неплохим сценаристом и оригинально подошёл к переосмыслению канона персонажа. Для меня в комиксе есть одна проблема. Мёрфи от большой любви к BTAS взял именно эту вселенную для переосмысления. Его симпатию полностью разделяю, как вы уже поняли, и аплодировал стоя над твистом с возвращением классической Харли Квин, из которой сейчас сделали чёрт-те что, но все остальные решения по любимым персонажам, я принять не смог. К счастью, мне кажется, что мало у кого может ещё быть такой когнитивный диссонанс, поэтому со спокойной душой рекомендую комикс, в котором то ли Джокер не такой уж и плохой, то ли Бэтмен слишком уж чудаковат (на букву М). Читал, правда, только первую часть и что там дальше напридумывали, не знаю.
Один из самых первых сюжетов в линейке Elseworlds, повторно запустившая моду на истории в «вымышленных мирах» для персонажей DC. С порога комикс продаёт себя рисунком молодого «папы Хэллбоя» Майка Миньолы, а необычный антураж времён Джека Потрошителя довершает дело. От истории явно не стооит ожидать глубины более современных комиксов, хотя бы из-за небольшого объёма. Сам недавно с третьей попытки выцарапал у Озона непокоцанный экземпляр и пока не успел прочитать.
Ещё одна история от импринта Black Label, в которой хорватский комиксист Степан Шейич исследует природу больного влечения Харли Квинн к Джокеру. Не ожидаю, что комикс сможет переплюнуть «Безумную Любовь», но хорошие отзывы, приятный рисунок Шейича и другие его работы, где он в более лайтовом ключе разбирал разные перверсии, настраивает на позитивный лад.
Известный сюжет (и его продолжение) о смерти третьего Робина, судьбу которого решали читатели путём телефонного голосования. Комикс давно лежит у меня на английском, но не успел до него добраться, потому что читал более ранние сюжеты о Бэтмене, а потом вообще стало не до того. На самом деле, главным достоинством комикса является не сомнительная известность маркетингового характера, а великолепный рисунок Джима Апаро. Если хотите посмотреть, как выглядели лучшие представители классических комиксов о Бэтмене — вам сюда. Тем более в отличие от иллюстраций того же Нила Адамса, их не портили отвратительной цифровой покраской, а нормально отреставрировали.
Один из главных эпиков издательства. Давний фанат вселенной Марк Уэйд, заручившись поддержкой Алекса Росса, создал настоящую древнегреческую трагедию в декорациях комиксов DC. Старые герои уходят на покой, им на смену приходят новые, что иронично символизирует и смену самых эпох в супергеройских комиксах. Всё это пронизано тонкой любовью Уэйда к персонажам и самому героическому мифу. Подлинную монументальность комикс получает в фотореалистичных иллюстрациях Росса, который легко изображает как отдельные трогательные моменты, так и батальные сцены с сотней персонажей. Прекрасный комикс, у которого есть только одна глобальная проблема — высокий порог вхождения. Увы, даже куча комментариев не заменит вам реальной радости от понимания и узнавания тонны мелких деталей, которыми «Царство небесное» набито под завязку.
Приятная супергероическая серия, целиком посвящённая космосу DC, Корпусу Зелёных Фонарей и первому его земному представителю — Хэлу Джордану. Невероятные приключения в отдалённых уголках вселенной, необычные фантастические существа и масштабные битвы. От «Перерождения» до «Войны Синестро» читать обязательно. Потом до «Темнейшей ночи», если вы фанат DC, а дальше можно добить по инерции. К сожалению, несмотря на свои заявления, Джонсу так и не удалось решить фундаментальную проблему — Хэл Джордан всё равно скучный персонаж, а его приключения на Земле — такое себе. Поэтому лучшие эпизоды серии: это истории Корпуса и других Фонарей, написанные своей сценарной командой во главе с Питером Дж. Томаси. По какой-то вселенской несправедливости эту куски входят в повествования только до Войны Синестро включительно, а затем их начинают пропускать и оставляют исключительно части Джонса. Причём это проблема не наших изданий, на западе всё то же самое и выпуски о Корпусе практически не найти. Вот такой парадокс.
Больше Супермена в плане выпущенных комиксов не повезло разве что Чудо-Женщине, которую не спасли даже выходившие экранизации. О Диане выпустили только успешную на западе, но совсем тихо прошедшую у нас серию из перезапуска New 52 Брайана Аззарелло. Она у меня есть на английском и начало я в своё время пробовал — хорошая. И ещё несколько комиксов Грега Раки. Четыре тома из ещё одного перезапуска Rebirth, где тиражи последних были аж по 2 тысячи и продавались со страшными скидками, плюс начало первого рана — «Гикетейя». Об этом комиксе я недавно рассказывал и его не стоит пропускать.
Из работ в DC творческого дуэта Лемир/Соррентино вышли на русском две. На «Зелёной стреле» останавливаться уже смысла особого нет, потому что тираж закончился, а вот «Убийственная улыбка» продаётся везде. Ещё один анализ главного антагониста Бэтмена, но теперь уже приправленный опытом Лемира в хоррор-комиксах. Комиксы этого автора стараюсь приобретать, поэтому в планах на ближайшую покупку.
Комикс буквально только что вышел, но сложно его не отметить. Он собрал практически все прошлогодние премии Айснера. Сценарий к нему написал Том Кинг, чьи лимитки для большой двойки в прошлом были однозначно удачными. Тот же «Вижн» мне очень понравился. По примерам страниц из комикса складывается впечатление, что будет нечто экспериментальное в хорошем смысле. Очень его жду.
Несупергероика
(Здесь будут сплошные 2 и 3, потому что по жизни у меня были проблемы с длинными циклами, общепризнанными шедеврами и качеством бумажных англоязычных комиксов Vertigo в период моего активного чтения).
Одна из лучших работ Нила Геймана. Некоторые говорят, что в комиксах Гейман раскрывается даже лучше, чем в прозе. Читая «Песочного человека», легко с ними согласиться. Во многом это ещё и заслуга талантливейших художников, поработавших с Нилом над серией. Читал не все тома, а только вышедшее до середины 15-го года. Потом по личным причинам перегорел, но всё равно этого хватило, чтобы оценить общую задумку о владыке снов и те сюжетные горизонты, которые открывает такой центральный персонаж. В ближайших планах — восполнить этот пробел.
Ещё одна культовая серия издательства Vertigo и по совместительству самый громкий политический и социальный манифест 90-х в комиксах. Уоррен Эллис на пике своей карьеры выдал много качественных работ, но уже очевидно — помнить его будут именно за приключения журналиста Спайдера Иерусалима в будущем победившего киберпанка (с упором на «панк»). Взяв в качестве прообраза известного гонзо-журналиста Хантера Томпсона, Эллис бросил его футуристичную версию в бой за правду с местным Никсона. Что из этого получилось, я узнаю, когда до меня доедут три последних тома. Но и так понятно, это был один из самых долгожданных комиксов на русском языке. Во всех смыслах.
Несмотря на всеобщий хайп, добавляю эти произведения сюда с осторожностью. Дело в том, что большой любовью Гарта Энниса всегда была военная техника, а не вся вот эта вот божественно-магическая тема. Поэтому хотя у меня и есть томов десять Hellblazer-а на английском, к рану Энниса я пока так и не приступил, а «Проповедника» вообще обхожу стороной. Внутреннее чутьё говорит мне — есть шанс, что эти комиксы не зайдут. Но опять же сложно не отметить их большую важность для медиума, поэтому, если чувствуете по-другому, можете пробовать. Эннисовский«Константин» вышел практически весь (при условии, что вы его найдёте), а вот с «Проповедником» уже всё не так радужно — успел выйти лишь первый том. Кстати, на русском вышел еще и сборник лучших историй о Константине — вот его всячески рекомендую, там много крайне интересных сюжетов от выдающихся авторов, включая Нила Геймана и Гранта Моррисона.
Одна из самых длинных авторских серий Vertigo, рассказывающая о персонажах всевозможных сказок и преданий, которые живут в современном мире бок о бок с обычными людьми. Различных наград у «Сказок» куры не клюют и общий вайб вокруг них всегда был в основном положительный. Последний том серии на русском вышел буквально на прошлой неделе и если не будет проблем с покупкой каких-то книг из середины, то у вас есть шанс познакомиться со столь грандиозным произведением. Ещё один огромный плюс комикса — великолепные обложки Джеймса Джина для первой половины серии. Они фактически привели меня в комиксы, спровоцировав желание поискать возможность прочитать саму серию. Иронично, что в какой-то момент я переключился на что-то другое. Так и не прочитал до сих пор. Будем исправляться.
Весьма недооценённый у нас в России комикс. Очень красивая визуально и по сюжету история Габриэля Ба и Фабио Муна рассказывает о сыне известного бразильского писателя, который мечтает о собственных свершениях на литературном поприще. Каждый из выпусков комикса раскрывает нам героя с новой стороны, вот только всегда это история его… Смерти. Англоязычный делюкс давно уже стоит на полочке, но пока так и не пришло настроение, чтобы прочитать целиком. По личным причинам тема для меня тяжеловата, что не умаляет величия комикса. В свое время наш шеф-редактор в МИФе даже пыталась всеми возможными способами отжать этот комикс, насколько он ей понравился.
P.S. Приглашаю делиться своими впечатлениями от прочитанных комиксов в комментариях. Может быть, я не упомянул кого-то из ваших любимчиков. Такое вполне возможно, список все же субъективный. Некоторые известные комиксы сюда не попали просто потому, что мне они не нравятся. Например, «Последний мужчина»Брайана Вона или работы Скотта Снайдера, у которого я читал не всё. Но начало рана на Бэтмене и «Пробуждение» уже показало — мы, скорее всего, не подружимся.
Понравился текст? Подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.
Даже знатоки комиксов привыкли к мысли, что у девятого искусства три основных места силы: американская, японская и франко-бельгийская школы. Хотя на самом деле география комиксов куда обширнее. Правда, если об английских все ещё более или менее знают, из-за огромного влияния на американский рынок, то другие страны часто являются для нас лингвистической terra incognita. Но благодаря новому игроку на отечественном рынке комиксов — издательству «Питер» — теперь мы можем познакомиться с классическими произведениями из далёкой Аргентины.
Художник Альберто Бреччиа и сценарист Эктор Оэстерхельд представляют золотой век аргентинского комикса, начавшийся после войны и закончившийся с приходом военной диктатуры в 60-х. Оэстерхольд успел за насыщенную жизнь поработать со многими художниками, в том числе и с автором знаменитого «Корто Мальтезе»Уго Праттом. Бреччиа оставил свой след не только на ниве комиксов, но и в книжной иллюстрации — воплотив на бумаге фантазии По, Лавкрафта, Борхеса и Маркеса. Однако именно в тандеме они создали главные свои произведения. Среди которых и биография Че Гевары, предположительно ставшая одной из причин бесследного исчезновения Оэстерхольда в период диктатуры. Но с культурной точки зрения, более известны другие работы дуэта. Например, «Этернавт 1969», вышедший этим летом, и «Морт Синдер», о котором мы сегодня и поговорим.
В предисловии к изданию сценарист известного комикса «Блэксэд»Хуан Диас Каналес отмечает необычную технику и стиль Бреччиа. Это действительно одно из главных достоинств «Морта Синдера». Чаще всего в классических комиксах стареет в первую очередь именно рисунок. Но не здесь — графика Бреччиа до сих пор выглядит свежо и даже в чём-то инновационно. Хотя с момента создания прошло уже около 60 лет. Поразительная работа с негативным пространством и белым цветом придаёт глубину иллюстрациям в нужный момент, а изобретательность в инструментах работы (от обычных кистей до лезвий и зубочисток) позволяет легко видоизменять стиль и рисунок для лучшей передачи истории. Даже многим современным художникам будет чему поучиться у Бреччиа.
А вот в некоторых аспектах сюжета уже чувствуется, как время было не столь благосклонно к «Морту Синдеру». По структуре он представляет собой нечто среднее между романом-фельетоном и привычными сериализированными комиксами. После короткой вводной истории, в которой нас знакомят со вторым героем — антикваром Эзрой Уинстоном, всю половину книги занимает классический роман с продолжением в самых скверных проявлениях. Тайны громоздятся одна на другую без должного объяснения, мотивы и способности Морта непонятны от начала и до самого конца, а в довершение — за всеми кознями стоит типичный безумный учёный. Для своего времени это возможно было нормально, но сейчас уже кажется серьёзно устаревшим.
К счастью, во второй половине авторы полностью отходят от сквозного сюжета, переключившись на отдельные истории. Вот здесь комикс начинает играть новыми красками. Бессмертие даёт возможность сделать Морта Синдера свидетелем многих исторических событий. Благодаря этому, мы окажемся на полях Первой мировой, у подножия Вавилонской башни, на палубе корабля работорговцев и даже в Фермопильском ущелье. При этом авторы не ограничивают фантазию рамками истории, и в воплощении мифа о Вавилонской башне у нас появляются инопланетяне, а в некоторых сюжетах используются другие фантастические или мистические элементы. Но главная их прелесть — отсутствие у авторов страха перед сложными темами. Практически в каждом сюжете есть сильный драматический элемент, и редко какой финал получается назвать счастливым. Отдельно хочется выделить удивительно яркую историю трёхсот спартанцев, которая одной левой укладывает аналогичное произведение Фрэнка Миллера, любезно отметившего на обложке — «Всё начиналось с Бреччиа». (Да, Фрэнк, теперь я точно знаю, что именно.)
Часть комикса представлена в горизонтальном расположенииФермопильское сражение
Единственный минус сериализованной половины — в общую логическую канву отдельные сюжеты встраиваются всё равно не очень хорошо. В первом Морт перемещается во времени сам, а дальше просто вспоминает, фантастические и фэнтэзийные элементы перемежают друг друга без какой-либо логики и так далее. Это объясняется загадочностью главного героя, чью природы мы до конца так и не узнаём, но, скорее всего, реальность намного проще. В аналогичных американских журналах того времени изменения всегда были нормой, обусловленной тем, что читатель мог меняться от выпуска к выпуску, поэтому за общим развитием сюжета не особо следили.
Однако для нас Морт Синдер точно станет именно путешественником во времени, преодолевшим пропасть длиною в 60 лет. В чём-то он покажется неказистым и устаревшим, поэтому сложно рекомендовать познакомиться с ним каждому, но любителям экспрессивной графики точно нужно встретиться с ним. Остальным предварительно стоит взвесить, насколько вы готовы простить ему недостатки, ради знакомства с классикой Аргентинских комиксов.
Оловяные или свинцовые?
Об издании. Оно получилось хорошее. Пара вопросов у меня возникло только к редактуре. К сожалению, я не знаю испанского или даже французского, поэтому мне сложно сказать по недосмотру редактора или сознательно главный злодей время от времени по два раза проговаривает мысль в рамках одного текстового пузыря. Тем более разок редактор там точно зевнул и вместо «свинцовых глаз», которые используются по всему сюжету, у него проскочили «оловянные». Ну и слово «рисовка», прокравшееся в предисловие, тоже заставило меня немного поморщиться.
P.S. Первоначально рецензия опубликована в телеграме. Подписывайтесь на мой канал и группу в ВК. Там появляются тексты, которые по тем или иным причинам нельзя выложить полностью сразу на всех площадках. Например, рецензии для «Мира фантастики»