Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «iRbos» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 июля 2022 г. 18:59

Усаги Ёдзимбо

Автор: Стэн Сакаи

Дата выхода (на русском): 1984-1993 (2022)

Издательство: Рамона

Кролик-самурай Усаги Ёдзимбо — один из самых долгоживущих авторских персонажей в комиксах. Появившийся в 1984 году герой изначально задумывался как обычный человек. По образу и подобию легендарного японского мастера меча Миямото Мусаси, он должен был быть ронином — самураем без хозяина — в эпоху Эдо. Но играясь с концепцией, Стэн Сакаи случайно нарисовал кролика с ушами, собранными в традиционный самурайский пучок. Персонаж так понравился Стэну, что он решил оставить его в таком виде и подарил имя Миямото Усаги. С одной стороны — созвучно прототипу, а с другой — появляется остроумная игра слов, ведь «усаги» на японском означает «кролик».

Самое забавное, что и дальше персонаж продолжал жить собственной жизнью. По замыслу автора Усаги ждала второстепенная роль в другом комиксе Стэна, где он должен был героически погибнуть. Иронично, что название первоначальной серии без гугла не вспомнить, а кролик-ронин сейчас входит во разные топы самых лучших персонажей. Передумав тратить хорошую идею, Стэн нарисовал полноценный комикс с Усаги, тем самым предопределив всю последующую жизнь.

Изначально Усаги вышел в только появившейся антологии Albedo Anthropomorphics, но с течением времени по разным причинам менял места жительства, побывав практически во всех независимых издательствах. Хотя даже сам Стэн Ли как-то предлагал тёзке выпускать в Marvel комиксы об ушастом ронине. Недаром именно предисловие Ли красуется в начале издания от Fantagraphics, о котором сегодня пойдёт речь.

В него входят первые приключения Усаги, выходившие с 1984 по 1993 год. Обычно комиксы того периода старятся очень плохо с точки зрения визуала. Всё дело в новой моде на цифровую покраску. Передовая по тем временам, она сейчас выглядит даже хуже четырёхцветных комиксов 40–60-х. Но Усаги миновала чаша сия, потому что Стэн изначально тяготел к чёрно-белой палитре. И сегодня мало что выдаёт его возраст. Да, поначалу истории немного простые, а рисунку не хватает лоска, но Сакаи быстро доводит все элементы до стабильно высокого уровня.

При этом все здесь работают именно в связке, что всегда является характерной чертой качественного авторского комикса. Отличные истории дополняются прекрасным рисунком и обрамляются правильной раскадровкой. А на десерт идёт осязаемый дух Страны восходящего солнца. Но давайте по порядку. Во главе угла в этом комиксе, конечно, стоит История. Когда-то давно Миямото Усаги служил клану Мифунэ. Во время решающей битвы с кланом Хикидзи даймё Мифунэ предали, войска разгромили, а сам он погиб. После этого Усаги стал странствующим ронином, следующим лишь зову сердца и пути бусидо. Простая завязка открыла перед комиксом всевозможные сюжетные дороги и Стэн охотно ими воспользовался. За два увесистых тома Усаги ждут очень разные приключения: от коротких смешных сюжетов до длинных эпических историй и оба подхода смотрится органично.

Рецепт здесь, как мне кажется, прост. Дело в источниках вдохновения Сакаи. Все сюжеты Усаги берут истоки в обширной культуре Японии. Где-то истории созвучны хокку, а где-то похожи на самурайский боевик. Последнего здесь, понятное дело, больше. Стэн не коренной японец, а гавайский, и дух прародины впитывал в поп-культурном виде. Так на работы главного корифея жанра Акиры Куросавы в комиксе много отсылок. Самые очевидные это названия серии и клана Усаги, делающие реверанс в сторону культового «Телохранителя» и любимого актёра Куросавы — Тосиро Мифунэ, но много чего ещё разбросано на страницах. История слепого мечника, например. Есть в комиксе и фэнтезийно-фольклерные элементы. Не раз и не два Усаги будет сталкиваться с духами, демонами и прочими ёкаями. Один раз даже повстречает малыша Годзиллу. Но самые сильные выпуски концентрируются на драматических моментах. Они всегда точны, как поэзия Басё, и обладают такой же чисто японской философией фатализма, которую редко встретишь в других культурах. Поэтому самыми запоминающимися для меня стала истории матери ростовщика, свернувшего на тёмный путь, и незадачливый подставной дуэлянт, решивший нажиться на схватке с Усаги для благой цели.

Но как я уже дал понять выше не только талантом рассказчика обладает автор. Стэн ещё и прекрасно работает с рисунком и структурой комикса. После первой пары лет проб и ошибок Сакаи находит свой стиль и начинает его оттачивать. До сих пор визуально комикс не уступает лучшим современным представителям, а где-то может даже их обойти. Здесь нет лишних словесных описаний экспозиции или происходящего, характерных для старых комиксов. Всё, что можно, Стэн доносит до читателя рисунком. Будь это грусть и надрыв или динамика брутальной разборки на мечах. Очень интересно, кстати, решена тема жестокости в комиксе. Из-за того, что практически все герои здесь антропоморфные животные, погибают они немного по мультяшному. Это позволяет с одной стороны не отходить от реального положения вещей — всё же в средневековой Япония смерть ходила с каждым практически рука об руку, с другой — не перебарщивать с насилием. Да, временами есть необычные кадры, когда кровь чуть ли не хлещет, но чаще это упрощённые обозначения, вроде черепа с костями выходящего изо рта персонажа вместо текстового баллона. Необычные эксперименты с раскадровкой каждый раз освежают комикс и придают динамику и без того отлично нарисованныму экшену. Мне очень нравится, как Сакаи использует вертикальные панели для боевых сцен или необычно обставляет широкими горизонтальными самурайскую дуэль. Выглядит это всегда потрясающе.

Если подытожить, то на сегодняшний день первые пару томов Усаги пока лучшее из прочитанного в этом году. Несмотря на возраст, комикс до сих пор не утратил визуальную красоту и актуальность тем, а приключенческие сюжеты все такие же увлекательные. Два увесистых тома читаются влёт.

P.S. О нашем издании. Комикс выпущен в двух вариантах: в семи томах, чтобы не расстраивать купивших когда-то первый, и увесистым двухтомником в слипкейсе. Как вы могли уже догадаться, я купил второй вариант. В целом это издание удалось. У меня есть оригинал от Fantagraphics только в мягкой обложке и я видел обзоры на вариант в твёрдой. Наше выглядит не хуже, но есть ряд нюансов. Вместо глянцевой бумаги использован офсет. Для меня лично это только плюс: смысла для чёрно-белого комикса в глянце особо никакого, зато бликует порядком. Правда, из-за офсета книги получились увесистые, но их приятно держать в руках. Единственная моя претензия — к блоку. Он сделан немного странно, гуляет и вообще выглядит не слишком надёжным. Одно прочтение, однако, выдержал достойно. О переводе ничего сказать не могу, я только листал оригинал, но наш текст читается нормально. Глаз практически ни за что не цепляется.

Немного фотографий двухтомника из паблика издательства:

Два варианта
Два варианта
Блок
Блок




Рецензию именно на этот комикс выбрали подписчики моего телеграм-канала. Подписывайтесь на него и группу в ВК. Все интерактивы и неформатные материалы обитают там.


Статья написана 22 июня 2022 г. 10:48

Отказ всех систем

Автор: Марта Уэллс

Дата выхода: 2019

Издательство: fanzon

От фантастических книг я всегда приблизительно понимаю, чего ожидать. Выводы легко делаются на основании отзывов людей с похожими вкусами (или наоборот) и общего информационного фона книги. Поэтому несмотря на западные премии и в принципе положительный отклик публики у нас, я ничего особо от сборника Марты Уэллс о Киллерботе не ждал и это полностью себя оправдало.

Дело здесь даже не в том, что пара повестей под красивой обложкой — это чистейшее развлекательное чтение. Просто из-за небольшого объёма автору не удалось ничего нормально описать, кроме главного героя. Поэтому, чтобы книга понравилась, вы должны либо почувствовать сродство с ним, либо нет. Протагонист — получивший независимость и сознание андроид-автостраж — классический хикка, выкристаллизованный представитель поколения снежинок. Киллербот не умеет и не любит общаться с людьми, зато при любом удобном случае с головой погружается в защитный кокон сериалов, откуда и черпает все знания о хомосапиансах. При этом он очень КРУТОЙ. С пушками и всяким таким. Думаю, можно легко найти пару аниме, которые начинаются так же. Лет десять назад подобный персонаж, наверное, мог бы найти у меня отклик, сейчас вызывает скорее лёгкое раздражение. Хотя в целом я понимаю, почему многим он понравился и показался очень уютным.

Сюжет тоже ничем интересным похвастаться не смог. В заглавной повести под угрозой оказываются жизнь подопечных-исследователей автостража. Кто-то целенаправленно хочет избавиться от их присутствия на планете. Поэтому в ход идут диверсии и саботаж всех мастей. Написано увлекательно, но никаких твистов здесь нет. Просто появляется внешний враг, которому герои под покровительством нашего андроида, используя свою смекалку, навешают по первое число. Как задел, история воспринималась бы нормально, но дальше всё пошло, наоборот, по наклонной.

Увы, вторая повесть с ироничным названием «Искусственное состояние» оказалась по всем параметрам хуже. Новые персонажи стали ещё менее запоминающимися, а сюжет — лихорадочным и натянутым. Получив заслуженную полную свободу, наш Киллербот отправился по местам боевой славы: узнать, как случился сбой, из-за которого он когда-то убил своих подопечных. К сожалению, опять никаких откровений мы не увидим — просто очередное приключение тела. Отягчающим обстоятельством для восприятия стал сюжетный троп, когда герою начинает помогать суперкрутой бог из машины искусственный интеллект. Такой поворот даже более именитым мастерам, вроде Хайнлайна («Луна — суровая госпожа») и Карда («Голос Тех, Кого Нет»), удавался не совсем гладко, а здесь смотрится вообще печально.

В конце можно было бы немного взгрустнуть: и премии нынче не те, и непонятно за что их дают. Но основная проблема в том, что меня всю книгу не покидало ощущение — она как будто написана копирайтером с чётким портретом целевой аудитории перед глазами. Поэтому не исключаю — ей приключения андроида-мизантропа действительно могли прийтись по душе. Жаль, всех остальных автору зацепить оказалось нечем.




P.S. Если понравился текст, подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Все интерактивы и неформатные материалы обитают там)


Статья написана 31 мая 2022 г. 19:03

 Обращаю внимание — комиксу уже 20 лет
Обращаю внимание — комиксу уже 20 лет

Чудо-Женщина: Гикетейя

Автор: Грег Рака

Художник: Дж. Г. Джонс

Дата выхода (на русском): 2002 (2020)

Издательство: Азбука

Из великой Троицы героев вселенной DC Чудо-Женщина всегда мне импонировала чуточку больше Бэтмена и Супермена. Наверное, всему «виной» шикарный образ Дианы в мультсериале «Лига Справедливости» Брюса Тимма (у меня даже вот такая фигурка есть). К сожалению, я так и не читал ни одну её персональную серию, хотя купил когда-то порядком: первые омнибусы Золотого века, классическая серия недавно почившего Джорджа Переса (с ней хочу познакомиться больше всего), ран Аззарелло и перезапуск Rebirth Грега Раки уже на русском.

Последний как раз накрепко связал своё имя с современным воплощением Чудо-Женщины, написав в начале нулевых серию, которая до сих пор входит во все топы лучших сюжетов о персонаже. Этой серии у меня не было: её только начали перевыпускать, когда я уже перестал заказывать книги из-за рубежа. Поэтому очень порадовало издание на русском графического романа «Гикетейя», с которого начинается ран Раки. Хотя прочитать всё равно смог только сейчас.

Гикетейя — это закон, которому подчиняются даже полубоги. Принявший на себя священный обет охранять нуждающегося должен делать это невзирая ни на что, ибо просящий отказывается ради защиты от самого себя. Диана взяла такое обязательство, когда нашла на пороге отчаявшуюся Даниэллу. Увы, она не знала, что по пятам девушки идёт сам Бэтмен. Причем не просто так, а за серию убийств.

Рака в комиксе использует классическую тему противостояния духа и буквы закона, где Бэтмен олицетворяет именно букву, а Диана очень символично — дух. Конечно же, такое противостояние ничем хорошим кончиться не может и в финале нас ждёт практически древнегреческая трагедия. Почему практически? Объём в комиксе весьма ограничен — меньше ста страниц — и многие вещи подаются без должной глубины в лоб, что сказывается на впечатлении. Помимо этого комикс не сильно украшает и довольно стандартный для супергероики того времени рисунок Дж. Г. Джонса, которого многие могут знать, например, по комиксу «Особо опасен» Марка Миллара. Обидно, что художественный потенциал Джонса намного богаче. Это видно по обложкам основной серии, помещённым в качестве допов в нашем делюксе. Что по прошествии практически двух лет с момента выхода, кажется, немного ироничным. Все же перспективы продолжения пока более чем туманны, особенно с учётом текущей ситуации.

Несмотря на это «Чудо-Женщина: Гикетейя» — отличная входная точка для знакомства с персонажем. Комикс абсолютно не требователен к знанию мифологии вселенной DC, зато поможет скрасить вечер и лучше понять, что движет Дианой.




В дополнение к колонке подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/comics_and_stuff и группу в ВК https://vk.com/comics_and_stuff Все интерактивы и неформатные материалы обитают там)


Статья написана 25 мая 2022 г. 18:02

Подводный сварщик

Автор и художник: Джефф Лемир

Дата выхода (на русском): 2012 (2021)

Издательство: Рамона

Канадца Джеффа Лемира у нас больше знают в качестве сценариста. «Чёрный молот», «Лунный рыцарь», «Зелёная стрела», «Гидеон Фолз»… Перечислять можно долго. Но начинал Джефф именно как полноценный автор комиксов с очень самобытным стилем. На русском из этого периода издана только трилогия «Графства Эссекс», ждущая своего часа на моей полочке, и в прошлом году как раз вышел скромным тиражом «Подводный сварщик». Из самых известных работ ещё остались «Сладкоежка» и «Триллиум», который мне не сильно понравился (более подробно прочитать можно здесь). Обе выходили в Vertigo, поэтому нужно ждать, когда позволит плотный график «Азбуки», а он даже под экранизации не любит подстраиваться. Но вернёмся к «Сварщику».

Здесь на фоне любимых Лемиром сельских захолустий реальность встречается с необычным. Простой парень Джек Джозеф возвращается с беременной женой в родную «Бухту Тиггс», мотивируя это работой. Трудится он подводным сварщиком — профессия тяжёлая и умиротворяющая, как сам Джек признаётся. Но, конечно же, это только предлог. На самом деле им движут нерешённые проблемы прошлого и острое желание сбежать от всего. Дело в том, что отец Джека тоже был ныряльщиком, грезившим о затонувших галеонах с сокровищами и любившим заложить за воротник. Однажды в неспокойную ночь на Хэллоуин он зачем-то полез под воду и пропал.

Поначалу комикс настраивает на какой-то сверхъестественный лад. Но на самом деле всё намного проще и практически любые странности легко можно списать на игру воображения. Потому что весь комикс, по сути — метафора поиска себя. Джек никак не может разобраться со своей жизнью, стоя на пороге грандиозных перемен. Его тяготят неразрешённые вопросы с отцом и другие застарелые проблемы. Пройдя немного укороченную версию «пути героя» Джек переживёт собственный катарсис и наконец осознаёт, что в жизни действительно ценно, а что стоит оставить в покое. Это очень глубокое понимание себя, через которое, наверное, проходит каждый мужчина перед тем, как стать папой.

Визуально комикс, понятное дело, очень Лемировский. Угловатые персонажи, интересные решения с раскадровкой и композицией, когда, например, привычная сетка перетекает в большую картину, всё так же разбитую на панели. Мне вообще нравится любовь Лемира к экспериментам, она прекрасно работает на атмосферу и освежает даже самый меланхоличный комикс. Не совсем хорошо только считывается возраст персонажей — при такой стилистике они кажутся куда старше заявленных 30 с небольшим лет. Ну и последние пару страниц тоже добавляют ложку дёгтя — слишком уже финал получился по-голливудски нереалистичным. Достаточно пройти через хотя бы одни роды, чтобы понять — так не бывает.

«Подводный сварщик», по иронии, не самое глубокое произведение, но весьма интересное. В нём фантастический элемент лишь обрамляет простые человеческие вопросы о поиске и познании себя. Если визуальный стиль автора вас не отталкивает, можно с удовольствием на вечер погрузиться под воду вместе с Джеком. Глядишь, и вы найдете самые настоящие сокровища, которые не измерить деньгами.




В дополнение к телеграм-каналу завёл ещё и группу в ВК. Подписывайтесь все, кому удобнее эта соцсеть https://vk.com/comics_and_stuff И там, и в телеграме https://t.me/comics_and_stuff сейчас стараюсь вернуться к регулярной активности.


Статья написана 17 мая 2022 г. 18:24

Автопортрет с устрицей в кармане

Автор: Роман Шмараков

Дата выхода: 2020

Издательство: Эксмо

Потихонечку буду разбавлять засилье текстов о комиксах. Всё же только ими мой кругозор не ограничен.

О творчестве Романа Шмаракова я узнал лет 10 назад. На одной из фантлабовок, куда как-то раз заехал представитель небольшого издательства «Шико». Все тогда столько обсуждали новую на тот момент книгу Романа «Овидий в изгнании»… Что последний экземпляр забрали прямо передо мной. Потом всё, разумеется, забылось — автор специфичный, издаётся преимущественно в мелких региональных издательствах. И вот два года назад «Автопортрет с устрицей в кармане» вышел в Эксмо. Отличный шанс наконец-то познакомиться с автором, решил я и кинул книгу в бездонный вишлист.

Дошли до романа руки только в начале этих майских праздников, после ударной 60+ часовой рабочей недели. Думал, раз в книге большой шрифт, всего 250 страниц и детективный сюжет, то быстренько её проглочу и двинусь дальше. Как же я ошибался… Да, отчасти сказался перегруз на работе, но читать книгу было физически тяжело.

Дело в том, что детектив в случае «Автопортрета» — всего лишь фасад огромного здания. Причём ещё и вычурный. Кроме стилизации под классических представителей жанра, автор тут неплохо поиграл с формой. В результате весь текст похож на пьесу, потому что состоит только из диалогов. Читать непривычно, но потом втягиваешься. И вот здесь-то притаился переход на второй слой романа. Помимо основного сюжета персонажи очень любят рассказывать разные истории толстовскими абзацами на пару страниц. В духе Кентерберийских рассказов Чосера, как услужливо напоминает Мария Галина с обложки. А кроме этого, есть и параллельный сюжет, который развивается в конце каждой главы… На картине. В нём волк (!) рассказывает разные истории пастушке. Кажется, что они вообще никак не связаны с основным повествованием, а только с владельцем и автором картины, но в конце Роман лёгким росчерком пера увязывает их в общий сюжет. Что очень здорово, правда, есть одна загвоздка — все эти вставные эпизоды невероятно сложны для восприятия. Особенно у волка. Обычно на них мой мозг окончательно выходил, не оставив обратного адреса, и я начинал засыпать.

Но основная проблема романа — это обратная сторона его же достоинства. Автор невероятно эрудирован в вопросах классической литературы, живописи и прочих культурных аспектах и очень активно это использует. Если уровень начитанности у читателя значительно ниже, то вы временами будете стоять и смотреть, как этот красивый постмодернистский поезд несётся мимо вас и лишь обдувает ветерком. Но местами, где мне удавалось не вывалиться из контекста и расшифровать происходящее, всё оказывалось весьма забавным и даже вызывало улыбку с парой смешков.

В итоге за ширмой английского детектива у нас оказался красивый, остроумный и глубокий роман с очень высоким порогом вхождения. Читать рекомендуется только на свежую голову, тогда есть риск получить настоящее удовольствие. В противном случае можно иногда поймать ощущение, будто ходишь на вторую работу. Мне в целом понравилось, но чтение стало настоящим испытанием на усидчивость.

P.S. Кстати, основную загадку книги я так и не разгадал. Буду рад, если мне кто-то всё же растолкует, почему она так называется)))





  Подписка

Количество подписчиков: 105

⇑ Наверх