Обложка сообщества Азбуки в момент объявления новости
Как многие уже в курсе, издательство DC приостановило сотрудничество с «Азбукой». Будем надеяться — временно. Что это значит? Новых комиксов DC и её дочерней Black Label, куда входят все классические серии Vertigo, можно не ждать. А что самое печальное — доптиражи уже изданных комиксов тоже делать нельзя. Значит, если вы хотели что-то давно из них приобрести, но все откладывали — сейчас самое время.
В статье я поделюсь списком, что, на мой взгляд, нужно купить. Есть только одна загвоздка — за последние годы «Азбука» очень плодотворно потрудилась в плане выпуска новых комиксов и многие из них я чисто физически прочитать не успел. Поэтому в списках будут особые отметки:
1 — целиком прочитал комикс/серию.
2 — читал комикс, но не целиком. У меня много серий, которые покупал на английском, пробовал первый том, докупал остальную серию, но не успевал её прочесть.
3 — не читал, но наслышан и планирую купить или уже купил себе. Это может показаться странным, но с десятилетним опытом в приобщении всех и вся к комиксам, на которые ещё накладываются два года работы в издательстве, я часто могу подобрать под человека комикс, даже не читая его. Особенно для себя. Поэтому нужно понимать, что список субъективный.
Сами списки разделил на три условных блока: авторские и супергероика, несупегероика. Почему условных? В первых томах того же «Песочного человека» пробегает Бэтмен на паре страниц, а в авторских вообще объединены только именем сценариста.
Авторские
Если не брать в расчёт длинные супергеройские серии, то в «Азбуке» выходили основные произведения только двух видных авторов. Оба из первой волны «британского вторжения».
Не сомневаюсь в гениальности Алана Мура, но если сравнивать творчество мага из Нортгемптона и его лысого конкурента из Глазго, Моррисон всегда был мне ближе. Хотя понимаю, рядовому читателю комиксы Мура подойдут больше, потому что они не так глубоко посажены в тему супергероики. Но хватает и у Моррисона комиксов, которых можно легко посоветовать неофитам. Так что если тема парней в плащах вам не близка, рекомендую не пропустить вышедшие на русском «НАС3», «Лечебницу Аркхэм» и «Джо Варвара». Последний довольно простой, но от этого не менее интересный. Если же вы не боитесь чего-то более мудрёного, то лучший комикс о Супермене (который немного пострадал от тяжеловесного перевода) и, увы, только начало Бэт-эпика с Роковым Патрулём ждут вас. Общая черта комиксов Моррисона — глубокая проработка всех повествовательных аспектов. Вместе с лучшими художниками он использует на 200% нарративные инструменты комикса, что даёт новый опыт практически от каждого произведения. Добавьте к этому интересные истории и нотку здорового безумия — оторваться невозможно.
Сложно подобрать эпитеты описывающие творчество Мура. Его вполне заслуженно вынесло на недостижимый пьедестал комикс-индустрии. Недаром он всё не может получить обратно права на «Хранителей», потому что комикс с момента создания так ни разу и не вышел в тираж. Я в одно время перегорел к творчеству Мура, и меня порой потряхивает от нелогичности его современных высказываний в медиа, но отрицать его вклад в развитие девятого искусства просто глупо. И да, это надо читать. От ранних работ на «Болотной Твари» и «Супермене» до более уверенных и монолитных «Хранителей». Одной из особенностей Мура всегда было неприятие многих условностей комиксов, из-за чего он всячески старался от них избавиться, делая этим свои работы ближе к незнакомым с медиумом читателей. Обратная сторона такого подхода — те же «Хранители» для многих становятся не только первым, но и последним комиксом.
Супергероика
Здесь будет много Бэтмена не потому, что я отдаю ему предпочтение. Просто в народе у нас его любят больше и лучше покупают, а значит, и издают хорошо.
Бэтмена часто называют «Величайшем в мире детективом», но комиксов с нормальной детективной составляющей днём с огнём не сыскать. Обычно в них всё строится по крайне глупому шаблону: появляется таинственный враг и новый персонаж без маски, а потом нас долго убеждают, что нет — это, конечно же, не главный виновник всех бед. К сожалению, тот же «Тихо» как раз построено по такому принципу (а ещё там рисунок Джима Ли, что для меня тоже далеко не плюс). Зато «Долгий Хэллоуин» удивит в этом вопросе не раз. Добавьте сюда потрясающе стильный рисунок скончавшегося в этом году Тима Сейла и получится один из лучших комиксов о Бэтмене. Продолжение — «Тёмная Победа» — уже справляется чуть хуже с детективной частью, но всё равно читается интересно. Вбоквел о Женщина-Кошка в Риме тоже неплох, а вот «Одержимый рыцарь» уже чисто вспомогательные ранние истории творческого дуэта. Хорошо, что они в одной книге. До нового ван-шота пока не добрался, но возьму обязательно в память об отличном художнике.
Batman: The Animated Series и последующие его продолжения с ответвлениями — лучшее, на мой взгляд, что случалось со вселенной DC на телевизионных и киноэкранах. «Безумная любовь», в свою же очередь, один из знаковых эпизодов мультсериала. Поэтому комикс, из которого он вырос, обязателен для покупки фанатам персонажей. В особенности тем, у кого иллюстрация на обложке взывает острое чувство ностальгии. Самое точное высказывание о природе взаимоотношений Бэтмена-Джокера. По совместительству ещё и лучший комикс о Харли Квинн, который отлично показывающий (намного интереснее, чем новый мультсериал), что она даже поумнее Джокера будет. Всё это обрамляется потрясающим рисунком Брюса Тимма. Другие комиксы, относящиеся к мультсериалу, хоть и чуть менее классные, но тоже стоит прочитать.
Эти два истории Миллера в восьмидесятые хорошо встряхнули вселенную и фанатов Бэтмена (хотя дорожку для них проложили ещё раньше Дэнни О’Нил и Нил Адамс). При этом корни обоих комиксов лежат в предыдущей работе Миллера на Сорвиголове и какие-то моменты там даже чуть лучше реализованы. Но, как ни крути, Бэтмен популярнее слепого адвоката, и большую известность приобрели именно эти сюжеты. Да и сами истории вышли лаконичнее и менее требовательными к знанию вселенной и персонажей. Подростки полюбили «Возвращение» за гипертрофированные образы: Бэтмен в железном костюме наваливает Супермену, однорукий Зелёная Стрела зубами натягивает тетиву лука, а вокруг мрачный дистопический мир будущего. Более взрослая аудитория — за многослойное повествование, актуальный политический подтекст и практически артхаусные по тем временам иллюстрациям. После истории о последних деяниях Бэтмена Миллер закрепил успех, рассказав и собственную версию начала его пути. Где-то «Год первый» получился даже более интересным благодаря выдержанности, меньшего количества эклектики и рисунку Маццукелли.
Небольшая зарисовка о Тёмном Рыцаре от талантливого и, увы, тоже покойного художника Дарвина Кука. Красивый рисунок, по-своему напоминающий стиль уже упомянутого BTAS и Брюса Тимма, здесь соседствует с необычной историей о душевных терзаниях Бэтмена, из-за которого погиб преступник. Хорошая идея не до конца выдержана потому, что финал в ней полностью соответствует корпоративной этике DC того времени, не позволяя герою по-настоящему заглянуть за грань. Но прочитать стоит. А благодаря рисунку, книга всё равно останется украшать коллекцию.
В супергероике любят по много раз пересказывать одни и те же истории становления персонажей. Иногда получается хорошо, иногда не очень. Эту попытку Эда Брубейкера считаю удачной. Читать комикс с первым появлением Джокера вы вряд ли будете. У меня была такая возможность и для неподготовленного человека это своеобразное удовольствие. Зато ремейк от хорошего сценариста с идеально подходящим по стилю рисунком Дуга Манке, расскажет вам всё, что бы вы хотели узнать. Комикс, конечно, немного архаичный и простой, но это не баг, а фича, передающая дух той эпохи.
Одна из первых ласточек импринта Black Label, в рамках которого авторам давали полную творческую свободу. Художник Шон Мёрфи оказался неплохим сценаристом и оригинально подошёл к переосмыслению канона персонажа. Для меня в комиксе есть одна проблема. Мёрфи от большой любви к BTAS взял именно эту вселенную для переосмысления. Его симпатию полностью разделяю, как вы уже поняли, и аплодировал стоя над твистом с возвращением классической Харли Квин, из которой сейчас сделали чёрт-те что, но все остальные решения по любимым персонажам, я принять не смог. К счастью, мне кажется, что мало у кого может ещё быть такой когнитивный диссонанс, поэтому со спокойной душой рекомендую комикс, в котором то ли Джокер не такой уж и плохой, то ли Бэтмен слишком уж чудаковат (на букву М). Читал, правда, только первую часть и что там дальше напридумывали, не знаю.
Один из самых первых сюжетов в линейке Elseworlds, повторно запустившая моду на истории в «вымышленных мирах» для персонажей DC. С порога комикс продаёт себя рисунком молодого «папы Хэллбоя» Майка Миньолы, а необычный антураж времён Джека Потрошителя довершает дело. От истории явно не стооит ожидать глубины более современных комиксов, хотя бы из-за небольшого объёма. Сам недавно с третьей попытки выцарапал у Озона непокоцанный экземпляр и пока не успел прочитать.
Ещё одна история от импринта Black Label, в которой хорватский комиксист Степан Шейич исследует природу больного влечения Харли Квинн к Джокеру. Не ожидаю, что комикс сможет переплюнуть «Безумную Любовь», но хорошие отзывы, приятный рисунок Шейича и другие его работы, где он в более лайтовом ключе разбирал разные перверсии, настраивает на позитивный лад.
Известный сюжет (и его продолжение) о смерти третьего Робина, судьбу которого решали читатели путём телефонного голосования. Комикс давно лежит у меня на английском, но не успел до него добраться, потому что читал более ранние сюжеты о Бэтмене, а потом вообще стало не до того. На самом деле, главным достоинством комикса является не сомнительная известность маркетингового характера, а великолепный рисунок Джима Апаро. Если хотите посмотреть, как выглядели лучшие представители классических комиксов о Бэтмене — вам сюда. Тем более в отличие от иллюстраций того же Нила Адамса, их не портили отвратительной цифровой покраской, а нормально отреставрировали.
Один из главных эпиков издательства. Давний фанат вселенной Марк Уэйд, заручившись поддержкой Алекса Росса, создал настоящую древнегреческую трагедию в декорациях комиксов DC. Старые герои уходят на покой, им на смену приходят новые, что иронично символизирует и смену самых эпох в супергеройских комиксах. Всё это пронизано тонкой любовью Уэйда к персонажам и самому героическому мифу. Подлинную монументальность комикс получает в фотореалистичных иллюстрациях Росса, который легко изображает как отдельные трогательные моменты, так и батальные сцены с сотней персонажей. Прекрасный комикс, у которого есть только одна глобальная проблема — высокий порог вхождения. Увы, даже куча комментариев не заменит вам реальной радости от понимания и узнавания тонны мелких деталей, которыми «Царство небесное» набито под завязку.
Приятная супергероическая серия, целиком посвящённая космосу DC, Корпусу Зелёных Фонарей и первому его земному представителю — Хэлу Джордану. Невероятные приключения в отдалённых уголках вселенной, необычные фантастические существа и масштабные битвы. От «Перерождения» до «Войны Синестро» читать обязательно. Потом до «Темнейшей ночи», если вы фанат DC, а дальше можно добить по инерции. К сожалению, несмотря на свои заявления, Джонсу так и не удалось решить фундаментальную проблему — Хэл Джордан всё равно скучный персонаж, а его приключения на Земле — такое себе. Поэтому лучшие эпизоды серии: это истории Корпуса и других Фонарей, написанные своей сценарной командой во главе с Питером Дж. Томаси. По какой-то вселенской несправедливости эту куски входят в повествования только до Войны Синестро включительно, а затем их начинают пропускать и оставляют исключительно части Джонса. Причём это проблема не наших изданий, на западе всё то же самое и выпуски о Корпусе практически не найти. Вот такой парадокс.
Больше Супермена в плане выпущенных комиксов не повезло разве что Чудо-Женщине, которую не спасли даже выходившие экранизации. О Диане выпустили только успешную на западе, но совсем тихо прошедшую у нас серию из перезапуска New 52 Брайана Аззарелло. Она у меня есть на английском и начало я в своё время пробовал — хорошая. И ещё несколько комиксов Грега Раки. Четыре тома из ещё одного перезапуска Rebirth, где тиражи последних были аж по 2 тысячи и продавались со страшными скидками, плюс начало первого рана — «Гикетейя». Об этом комиксе я недавно рассказывал и его не стоит пропускать.
Из работ в DC творческого дуэта Лемир/Соррентино вышли на русском две. На «Зелёной стреле» останавливаться уже смысла особого нет, потому что тираж закончился, а вот «Убийственная улыбка» продаётся везде. Ещё один анализ главного антагониста Бэтмена, но теперь уже приправленный опытом Лемира в хоррор-комиксах. Комиксы этого автора стараюсь приобретать, поэтому в планах на ближайшую покупку.
Комикс буквально только что вышел, но сложно его не отметить. Он собрал практически все прошлогодние премии Айснера. Сценарий к нему написал Том Кинг, чьи лимитки для большой двойки в прошлом были однозначно удачными. Тот же «Вижн» мне очень понравился. По примерам страниц из комикса складывается впечатление, что будет нечто экспериментальное в хорошем смысле. Очень его жду.
Несупергероика
(Здесь будут сплошные 2 и 3, потому что по жизни у меня были проблемы с длинными циклами, общепризнанными шедеврами и качеством бумажных англоязычных комиксов Vertigo в период моего активного чтения).
Одна из лучших работ Нила Геймана. Некоторые говорят, что в комиксах Гейман раскрывается даже лучше, чем в прозе. Читая «Песочного человека», легко с ними согласиться. Во многом это ещё и заслуга талантливейших художников, поработавших с Нилом над серией. Читал не все тома, а только вышедшее до середины 15-го года. Потом по личным причинам перегорел, но всё равно этого хватило, чтобы оценить общую задумку о владыке снов и те сюжетные горизонты, которые открывает такой центральный персонаж. В ближайших планах — восполнить этот пробел.
Ещё одна культовая серия издательства Vertigo и по совместительству самый громкий политический и социальный манифест 90-х в комиксах. Уоррен Эллис на пике своей карьеры выдал много качественных работ, но уже очевидно — помнить его будут именно за приключения журналиста Спайдера Иерусалима в будущем победившего киберпанка (с упором на «панк»). Взяв в качестве прообраза известного гонзо-журналиста Хантера Томпсона, Эллис бросил его футуристичную версию в бой за правду с местным Никсона. Что из этого получилось, я узнаю, когда до меня доедут три последних тома. Но и так понятно, это был один из самых долгожданных комиксов на русском языке. Во всех смыслах.
Несмотря на всеобщий хайп, добавляю эти произведения сюда с осторожностью. Дело в том, что большой любовью Гарта Энниса всегда была военная техника, а не вся вот эта вот божественно-магическая тема. Поэтому хотя у меня и есть томов десять Hellblazer-а на английском, к рану Энниса я пока так и не приступил, а «Проповедника» вообще обхожу стороной. Внутреннее чутьё говорит мне — есть шанс, что эти комиксы не зайдут. Но опять же сложно не отметить их большую важность для медиума, поэтому, если чувствуете по-другому, можете пробовать. Эннисовский«Константин» вышел практически весь (при условии, что вы его найдёте), а вот с «Проповедником» уже всё не так радужно — успел выйти лишь первый том. Кстати, на русском вышел еще и сборник лучших историй о Константине — вот его всячески рекомендую, там много крайне интересных сюжетов от выдающихся авторов, включая Нила Геймана и Гранта Моррисона.
Одна из самых длинных авторских серий Vertigo, рассказывающая о персонажах всевозможных сказок и преданий, которые живут в современном мире бок о бок с обычными людьми. Различных наград у «Сказок» куры не клюют и общий вайб вокруг них всегда был в основном положительный. Последний том серии на русском вышел буквально на прошлой неделе и если не будет проблем с покупкой каких-то книг из середины, то у вас есть шанс познакомиться со столь грандиозным произведением. Ещё один огромный плюс комикса — великолепные обложки Джеймса Джина для первой половины серии. Они фактически привели меня в комиксы, спровоцировав желание поискать возможность прочитать саму серию. Иронично, что в какой-то момент я переключился на что-то другое. Так и не прочитал до сих пор. Будем исправляться.
Весьма недооценённый у нас в России комикс. Очень красивая визуально и по сюжету история Габриэля Ба и Фабио Муна рассказывает о сыне известного бразильского писателя, который мечтает о собственных свершениях на литературном поприще. Каждый из выпусков комикса раскрывает нам героя с новой стороны, вот только всегда это история его… Смерти. Англоязычный делюкс давно уже стоит на полочке, но пока так и не пришло настроение, чтобы прочитать целиком. По личным причинам тема для меня тяжеловата, что не умаляет величия комикса. В свое время наш шеф-редактор в МИФе даже пыталась всеми возможными способами отжать этот комикс, насколько он ей понравился.
P.S. Приглашаю делиться своими впечатлениями от прочитанных комиксов в комментариях. Может быть, я не упомянул кого-то из ваших любимчиков. Такое вполне возможно, список все же субъективный. Некоторые известные комиксы сюда не попали просто потому, что мне они не нравятся. Например, «Последний мужчина»Брайана Вона или работы Скотта Снайдера, у которого я читал не всё. Но начало рана на Бэтмене и «Пробуждение» уже показало — мы, скорее всего, не подружимся.
Понравился текст? Подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.
Даже знатоки комиксов привыкли к мысли, что у девятого искусства три основных места силы: американская, японская и франко-бельгийская школы. Хотя на самом деле география комиксов куда обширнее. Правда, если об английских все ещё более или менее знают, из-за огромного влияния на американский рынок, то другие страны часто являются для нас лингвистической terra incognita. Но благодаря новому игроку на отечественном рынке комиксов — издательству «Питер» — теперь мы можем познакомиться с классическими произведениями из далёкой Аргентины.
Художник Альберто Бреччиа и сценарист Эктор Оэстерхельд представляют золотой век аргентинского комикса, начавшийся после войны и закончившийся с приходом военной диктатуры в 60-х. Оэстерхольд успел за насыщенную жизнь поработать со многими художниками, в том числе и с автором знаменитого «Корто Мальтезе»Уго Праттом. Бреччиа оставил свой след не только на ниве комиксов, но и в книжной иллюстрации — воплотив на бумаге фантазии По, Лавкрафта, Борхеса и Маркеса. Однако именно в тандеме они создали главные свои произведения. Среди которых и биография Че Гевары, предположительно ставшая одной из причин бесследного исчезновения Оэстерхольда в период диктатуры. Но с культурной точки зрения, более известны другие работы дуэта. Например, «Этернавт 1969», вышедший этим летом, и «Морт Синдер», о котором мы сегодня и поговорим.
В предисловии к изданию сценарист известного комикса «Блэксэд»Хуан Диас Каналес отмечает необычную технику и стиль Бреччиа. Это действительно одно из главных достоинств «Морта Синдера». Чаще всего в классических комиксах стареет в первую очередь именно рисунок. Но не здесь — графика Бреччиа до сих пор выглядит свежо и даже в чём-то инновационно. Хотя с момента создания прошло уже около 60 лет. Поразительная работа с негативным пространством и белым цветом придаёт глубину иллюстрациям в нужный момент, а изобретательность в инструментах работы (от обычных кистей до лезвий и зубочисток) позволяет легко видоизменять стиль и рисунок для лучшей передачи истории. Даже многим современным художникам будет чему поучиться у Бреччиа.
А вот в некоторых аспектах сюжета уже чувствуется, как время было не столь благосклонно к «Морту Синдеру». По структуре он представляет собой нечто среднее между романом-фельетоном и привычными сериализированными комиксами. После короткой вводной истории, в которой нас знакомят со вторым героем — антикваром Эзрой Уинстоном, всю половину книги занимает классический роман с продолжением в самых скверных проявлениях. Тайны громоздятся одна на другую без должного объяснения, мотивы и способности Морта непонятны от начала и до самого конца, а в довершение — за всеми кознями стоит типичный безумный учёный. Для своего времени это возможно было нормально, но сейчас уже кажется серьёзно устаревшим.
К счастью, во второй половине авторы полностью отходят от сквозного сюжета, переключившись на отдельные истории. Вот здесь комикс начинает играть новыми красками. Бессмертие даёт возможность сделать Морта Синдера свидетелем многих исторических событий. Благодаря этому, мы окажемся на полях Первой мировой, у подножия Вавилонской башни, на палубе корабля работорговцев и даже в Фермопильском ущелье. При этом авторы не ограничивают фантазию рамками истории, и в воплощении мифа о Вавилонской башне у нас появляются инопланетяне, а в некоторых сюжетах используются другие фантастические или мистические элементы. Но главная их прелесть — отсутствие у авторов страха перед сложными темами. Практически в каждом сюжете есть сильный драматический элемент, и редко какой финал получается назвать счастливым. Отдельно хочется выделить удивительно яркую историю трёхсот спартанцев, которая одной левой укладывает аналогичное произведение Фрэнка Миллера, любезно отметившего на обложке — «Всё начиналось с Бреччиа». (Да, Фрэнк, теперь я точно знаю, что именно.)
Часть комикса представлена в горизонтальном расположенииФермопильское сражение
Единственный минус сериализованной половины — в общую логическую канву отдельные сюжеты встраиваются всё равно не очень хорошо. В первом Морт перемещается во времени сам, а дальше просто вспоминает, фантастические и фэнтэзийные элементы перемежают друг друга без какой-либо логики и так далее. Это объясняется загадочностью главного героя, чью природы мы до конца так и не узнаём, но, скорее всего, реальность намного проще. В аналогичных американских журналах того времени изменения всегда были нормой, обусловленной тем, что читатель мог меняться от выпуска к выпуску, поэтому за общим развитием сюжета не особо следили.
Однако для нас Морт Синдер точно станет именно путешественником во времени, преодолевшим пропасть длиною в 60 лет. В чём-то он покажется неказистым и устаревшим, поэтому сложно рекомендовать познакомиться с ним каждому, но любителям экспрессивной графики точно нужно встретиться с ним. Остальным предварительно стоит взвесить, насколько вы готовы простить ему недостатки, ради знакомства с классикой Аргентинских комиксов.
Оловяные или свинцовые?
Об издании. Оно получилось хорошее. Пара вопросов у меня возникло только к редактуре. К сожалению, я не знаю испанского или даже французского, поэтому мне сложно сказать по недосмотру редактора или сознательно главный злодей время от времени по два раза проговаривает мысль в рамках одного текстового пузыря. Тем более разок редактор там точно зевнул и вместо «свинцовых глаз», которые используются по всему сюжету, у него проскочили «оловянные». Ну и слово «рисовка», прокравшееся в предисловие, тоже заставило меня немного поморщиться.
P.S. Первоначально рецензия опубликована в телеграме. Подписывайтесь на мой канал и группу в ВК. Там появляются тексты, которые по тем или иным причинам нельзя выложить полностью сразу на всех площадках. Например, рецензии для «Мира фантастики»
Хоррор и пограничные с ним жанры никогда не относились к числу моих любимых, но иногда хочется выйти из зоны комфорта и пощекотать нервишки. Поэтому адептам жанра, вероятно, стоит отнестись к моему мнению с долей осторожности, всех остальных же я приглашаю присоединиться к покеру с призраками в загадочном доме на холме Кривой Нос.
«Призрачный» сериал Юрия Некрасова сложно отнести к какому-то конкретному поджанру ужасов. Это такой литературный коктейль из макабра, южной готики, лавкрафтианства, щепоткой сплаттера и одновременно романа-головоломки, написанный красивым образным языком раннего Брэдбери. Автор то пытается нагнать жути, то вызвать отвращение, а то просто запутать читателя. Последнее особенно легко, потому что структура в книгах мозаичная со множеством героев. Юрий, как колоду карт, тасует их истории и раскладывает перед читателем пасьянс, который надо как-то расшифровать, соотнеся один элемент с другим. Где-то это получается легко и приятно, где-то слишком сложно, потому что вспомнить условное имя дочери одного из двадцати персонажей первой книге во второй та ещё задачка. Да и более простые, но важные вещи порой ускользают от внимания. Например, зачем на самом деле призраки играют в покер, я понял только… Из краткого содержания во втором томе.
Сюжет в «Призраках» в принципе не самый очевидный и без спойлеров его сложно описать. Дело происходит в городке, у которого даже нет названия, насколько они все однотипны в американской глубинке. Есть много историй в прошлом и настоящем, корни которых уходят в подвал загадочного дома на холме. Здесь давно пропадают люди, но это не сильно заботит местных жителей, уже привыкших к подобному. Прямой путь в Лету открыт в том самом подвале, где живёт загадочная тварь, которую боятся даже призраки, связанные с ней древней историей. И чтобы разобраться в её переплетениях, нам потребуется узнать много других менее значимых, но не менее интересных.
А уж от рассказчиков здесь отбоя точно не будет. Персонажей, особенно в первом томе, действительно практически столько же, сколько карт в колоде. Червовый валет на велосипеде влюбился в загадочную даму пик с зелёной вуалью, мёртвую уже сотню лет. Десятка треф по глупости подговаривает старшую сестру пробраться с подругами в заброшенный дом, где все они потом и останутся. Ну кроме самой сестры, которая переродится в искусственную даму треф и станет послушной куклой, исполняющей желания дома. Её пропажу расследуют два других валета из полиции, один из которых держит в подвале собственного дома бубновую даму. Он её выкрал из психиатрической лечебницы, потому что она видит будущее, прошлое и много чего другого. Но если вы думали, у неё нет своих планов, то крупно ошиблись. И так сдача за сдачей: карты выходят, карты уходят. Кто-то мелькнёт на один расклад и отправится в сброс, а с кем-то нам и играть, и играть.
Всё это создаёт причудливый калейдоскоп событий, где мы легко скачем во времени и видим какие-то сюжеты из далёкого прошлого, какие-то из настоящего. А иногда просто одни и те же моменты в книге описывается с разных точек зрения, дополняя друг друга. С одной стороны, это интересно и необычно, с другой — от такой болтанки порой начинает укачивать. Даже не особо жалеешь, когда круг героев по естественным причинам сужается. Тем более не все одинаково цепляют. Истории призраков — обычно о личном грехопадении, у персонажей в настоящем свои драмы: где-то просто чердак протекает, а где-то всё сложнее и запутаннее. И ощущения из-за этого получаются разные. Особенно когда после половины первого романа структура книги слегка ломается и флэшбэки становятся не мозаичными, а целостными историями. Эдакими вложенными рассказами. Даже ощущения страха из-за этого особо не появляется, потому что хотя общая липкая атмосфера кошмара и присутствует, но слишком уж она лоскутная. В итоге самыми пугающими стали истории с домом душевнобольных и девочкой Кристиной. Ну и иногда происходящее в подвале тоже нагоняет жути. Но по обилию экшена и общей динамики, кажется, что и не было в принципе цели напугать. Может разве что слегка вызвать отвращение расчленёнкой, которой в книге достаточно, пускай она и какая-то чинная, без сильного смакования. Но главный вопрос вызывает…
…
А теперь представьте — здесь рецензия и закончилась. Как говорится, на самом интересном месте. И вот так вас регулярно будут щёлкать по носу. Причём в первом случае я знал, что книгу просто разбили на две при издании , поэтому обрыв на полуслове не удивил, но во второй… Да, автор признаётся: первая дилогия — это как сезон сериала. Но я не думал, что он будет горизонтальный! По сути, «Осень призраков» заканчивается таким же многоточием, как и первый том. Просто обставлено оно чуть лучше, а часть вопросов получают ответы. Предварительно, конечно, наплодив по два новых. Насколько знаю, продолжение уже написано, и это радует. Правда, если оно сильно задержится, есть риск, что даже краткое содержание предыдущих серий не поможет вспомнить все хитросплетения местного сюжета.
Нельзя не отдать произведению должное: оно получилось определённо цепляющим и узнать, чем дело кончится, хочется. Тем более написана книга живым и красивым языком с изрядной долей фантазии, пускай и весь больной временами. Да, много неоднозначных моментов или вещей, которые могут понравиться не всем, — я даже всё в одну рецензию вместить не смог. Но, как и у дома на холме, есть в книге какая-то магия, которая тянет туда, даже вопреки здравому смыслу.
P.S. Понравился текст? Подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.
Так получилось, что у Уоррена Эллиса я читал в основном классическую супергероику: «Новая волна», «Громовержцы» и «The Authority». Хотя эти комиксы присутствует в разных топах и вообще добротно написаны, через несколько лет даже вспомнить что-то о них сложно. Только пару забавных кадров из «Новой волны». На их фоне «Фрикангелы» изначально выглядят ещё менее обязательными к прочтению, но первые тома, купленные во времена крайне ограниченного выбора, требовали добить и эту историю.
Она разворачивается в родной для Эллиса Англии. Группа загадочных людей с бледной кожей, фиолетовыми глазами и необычными способностями взяла шефство над одним из районов постапокалиптического Лондона. Они пытаются наладить там хоть какое-то подобие нормальной жизни, но для без пяти минут молодых взрослых это не так просто. В рядах разброд и шатание, вчерашние подростковые замашки ещё никуда не делись, а шкаф каждого битком набит скелетами разной величины.
Несмотря на очередное заигрывание с темой суперегроики, по началу комикс цепляет необычным антуражем, отличной химией между персонажами и обилием всякого рода недосказанностей, которые лишь предстоит раскрыть в будущем. У героев есть цель и множество путей для её достижения, причём все сразу могут быть неочевидны не только для читателя. Каждый из двенадцати Фрикангелов, как они себя называют, имеет свой характер и жизненные убеждения, которым всячески пытается следовать, даже если они противоречат мнению большинства. Персонажи вообще удались Эллису. За редким исключением все прописаны выпукло и имеют свою правду, из-за чего нет однозначно хороших и плохих. Единственный тонкий момент — вседозволенность, которую дают героям сверхсилы. Она невидимым вопросом висит во многих моментах, но нигде не получает какой-то однозначной трактовки. Особенно остро это проявляется в сцене с изнасилованием и устранением последствий. Да, контента 18+ здесь с лихвой и хотя особо смакования нет, расчленёнки достаточно. Один из лучших моментов комикса вообще 20-страничный монолог персонажа со сквозным пулевым отверстием в голове. Хорош он, понятное дело, не из-за этого, а потому что удачно нарушает структуру.
Раскадровка в комиксе выполнена в нестандартной четырёхпанельной сетке. В отличие от привычных девяти панелей, такой подход придаёт «Фрикангелам» большую кинематографичным благодаря возросшей динамики. Комикс действительно читается быстро, но местами он слишком уж зажат в эти рамки, из-за чего информации в каждом томе даётся немного. Получается некий аналог многосерийного телефильма, когда большое четырёхчасовое кино раздробили на серии по 45 минут. Не совсем привычный и сам рисунок Пола Даффилда. На первый взгляд, кажется, что это скриншоты из какого-то 3D аниме или нечто похожее. На деле же он, хотя и немного устарел, хорошо работает и ложится в общий кинематографичный образ комикса. Тем более художник ещё и любит подбирать всякие необычные ракурсы или использовать эффект рыбьего глаза, слегка заламывая перспективу.
Глупо, но очень смешно
К сожалению, сценарные и визуальные плюсы комикса пропадают впустую, потому что Эллис не вытянул сюжет. После пика в четвёртом томе история заваливается в типичную для альтернативных супергеройских комиксов концовку. Куча болтовни, полное падение динамики, так себе изменение статуса-кво и в довершение — решение всех проблем масштабным скрещиванием струй суперсил. С щепоткой божественной философии. Увы, совсем не этого к тому моменту уже ждёшь от комикса.
Перевернув последнюю страницу, не жалеешь о потраченном времени, но остаётся небольшой привкус неоправданных ожиданий. Жаль, что многообещающая история оборачивается пшиком. Эти персонажи были действительно достойны большего.
Если понравился текст, подписывайтесь на мой телеграм-канал и группу в ВК. Там я делюсь размышлениями о комиксах, фантастике и многом другом.
Энди Вейер для меня всегда был Самоделкиным от литературы. Не имея к ней, на первый взгляд, абсолютно никакого отношения, он смог прославиться за книгу, в которой увлекательно описывал скучные для большинства вещи. Например, выращивание картошки. И понеслось: огромные тиражи, успешная и местами перевирающая оригинал экранизация от маститого режиссёра, появление явных подражателей и второй роман, который многие ругали за переход в более коммерческий жанр янг-эдалт. И наконец-то триумфальное возвращение Вейера к истокам — взрослый фантастический «Проект “Аве Мария”» дал критикам и читателям новую веру в автора. Ирония происходящего в том, что после него стало понятно — все три романа идеально ложатся в писательскую концепцию Вейера.
Когда меня в далёком 2018-м попросили рассказать для «Мира Фантастики» о самых интересных книгах года, я отметил именно «Артемиду», сравнив её с подростковой фантастикой Хайнлайна. Тогда это сравнение ещё можно было посчитать немного натянутым, но после «Аве Марии» сходство в творчестве двух писателей не заметить уже сложно. Вейер неоднократно признавался, что произведения РЭХ входят в число его любимых. Особенно «Имею скафандр — готов путешествовать». Нет ничего удивительно, что он где-то копирует творческий путь одного из кумиров. Тем более это не единственная параллель и остальные ещё очевиднее. Потому что после «Скрибнеровской» «Артемиды» Вейер, по сути, написал свой «Имею скафандр». Только для взрослых.
Главный герой приходит в себя на борту космического корабля «Аве Мария». По классике избитых сюжетных приёмов у него амнезия. Поэтому здесь сразу стартуют две параллельные истории: в прошлом и настоящем. В первой Райланд Грейс вспоминает, как вообще он вытянул короткую соломинку на участие в экспедиции по спасению Земли. А в настоящем ему приходится уже решать, как же это сделать. Невооружённым взглядом видно — идея с двумя сюжетами добавлена для сохранения динамики. Потому что в прошлом слишком много разъяснений важной для сюжета концепции одноклеточных живых организмов, которые вызвали затухание Солнца. Идея нетривиальная, по крайней мере, я ничего такого до этого не встречал, и подана отлично. А вот повествование в двух временах оригинальностью не блещет. Хотя Вейер и постарался припасти неожиданный твист для прошлого, объяснив наличие амнезии.
Но сильная сторона Вейера в описании разных производственных штук. И здесь встаёт в полный рост схожесть с вышеназванным произведением РЭХ, где тоже все приключения носили больше «умственный» характер. Как и герой «Скафандра» Райланд постоянно сталкивается с научно-техническими задачами, которые требуют небанальных решений. Да, конечно, это уже всё было в «Марсианине». Но на Марсе Марк Уотни был один в плюс-минус реалистично-научном антураже, а кампанию Райланду где-то с сотой страницы составит (простите за небольшой спойлер) дружелюбный инопланетянин. Не хватает только маленькой девочки для пущего сходства. Впрочем, Вейер и без неё подтверждает теорию, называя корабль «Аве Мария» похожим на ракеты из произведений Хайнлайна.
В заимствовании у лучших я не вижу ничего зазорного, тем более на таком «духовном» уровне. Потому что элементы ксенофантастики отлично разбавляют производственность романа, который местами слегка перегружен научными и техническими описаниями. К сожалению, в плане лёгкости «Проект» явно проигрывает «Марсианину». Ощутимо не хватает юмора, который был настолько важной фишкой первого романа, что его старательно копировали подражатели вроде Дениса Тейлора. Читать книгу при этом всё равно приятно, хотя временами и возникает ощущение, что случайно открыл страничку Википедии.
Из-за обилия критики могло сложиться впечатление, что роман мне не понравился. Это не так. Да, есть лёгкое разочарование — не все ожидания оправдались, но стоит понимать — они и были изначально завышены. «Проект “Аве Мария”» — хороший современный научно-фантастический роман (с упором на слово научный), который вырос из классических произведений этого жанра. Что только делает ему честь в моих глазах. Он более тяжеловесный по сравнению с предыдущими романами автора, но нетривиальная концепция и хорошая «неголливудская» концовка искупает этот недостаток.
По изданию. По традиции этой серии и издательства АСТ всё в книге немного ленивое. Перевод ничего, но не хватает редактуры. В одном месте даже проскочил мой «любимый» косяк — непереведённое английское слово.
P.S. Понравился текст? Подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.