fantlab ru

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Оценок:
1121
Моя оценка:
-

подробнее

Квантовый вор

The Quantum Thief

Роман, год; цикл «Квантовый вор»

Аннотация:

Жан ле Фламбёр — преступник в постчеловеческом мире, взломщик разумов, трикстер. Его происхождение окутано тайной, но слава о его достижениях разнеслась по миру. Однако Жан допустил одну ошибку, и начало романа встречает его в огромной виртуальной тюрьме Архонов (Archons) — Тюрьме Дилеммы (Dilemma Prison) — где он обречён играть в бесконечные вариации теоретико-игровой ситуации против бесчисленных копий себя, что должно бы исправить его характер, привив любовь к взаимопомощи. Бесконечная череда виртуальных смертей и неудач прерывается явлением Мьели (Mieli) и её мыслящего корабля Перхонен. Похищая Жана, они дают ему шанс вернуть свободу и своё былое могущество. В обмен на завершение одного ограбления, с которым он пока не справился.

«Квантовый вор» (Quantum thief) — блистательный образец твёрдой научной фантастики, действие которого разворачивается на просторах солнечной системы далёкого будущего. Роман об ограблениях, населённый странными пост-человеческими существами, но наполненный вполне человеческими мотивами предательства, мести и ревности.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2012 // Научно-фантастическая книга (Финляндия/Великобритания)

лауреат
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2016 // Лучшая зарубежная книга (Финляндия/Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2010 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 5-е место

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2011 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Локус / Locus Award, 2011 // Дебютный роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2012 // Научная фантастика (Финляндия - Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第44回 (2013) // Переводной роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2014 // Зарубежный роман (Финляндия/Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Квантовый вор
2013 г.
Квантовый вор
2022 г.

Аудиокниги:

Квантовый вор
2017 г.
Квантовый вор
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Quantum Thief
2010 г.
(английский)
The Quantum Thief
2011 г.
(английский)
The Quantum Thief
2011 г.
(английский)
The Quantum Thief
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивлён, что эта книжка многими признана явлением в жанре твердой НФ последнего времени. Нафантазировано — будь здоров! Зачем вот, только? На страницах я нашел всё, что угодно — ржавый дизельпанк, барочный стимпанк или какой-нибудь «конно-тягловый панк» в кружевных воротничках и манжетах, лит-РПГ, фэнтезятину, но только не научную фантастику. Крошево из недоразвитого Шерлока Холмса, хромых трёх мушкетёров и рыцарей (с деревянными мечами и картонными коробками с дырками для глаз вместо шлемов) на сцене замшелого бродячего театра. И на заднем плане сего представления — криво прибитая к стене грифельная доска сплошь исцарапанная математическими уравнениями, непонятными квантовыми функциями и алхимической тарабарщиной — наверно для придания нужной таинственности. Блин... но это же так не работает. Неудобоваримый винегрет, в котором перемешано всё, что попалось под руку — и селёдка, и апельсины, и варенье, и перец, мухи с котлетами и даже подошва от старого башмака. Ладно, пусть так: если б автору удалось всё это сплести в органичное полотно- то ему можно было б поставить памятник при жизни. Но, вряд ли это вообще может получиться. Так что — скомканный сюжет, «никакие» персонажи и куча поломанных деталей в мешке конфетти.

Допустим, нет связного сюжета, но есть просто литературный стиль — но его тоже нет, или он настолько завален разномастным антуражем, что его невозможно разглядеть. Вымышленный мир? — он представлен настолько фрагментарно, что не способен вызвать интерес. Научная база? — куча в беспорядке рассыпанных слов из учебника: квантовая запутанность, Q-точки, ЭПР-парадокс.

Ракеты, летящие со скоростью света успевают передать видео в компьютер космического корабля — такое вообще ль возможно даже теоретически, если скорость света подразумевает сжатие времени движущегося объекта до нуля и сенсоры просто не смогут ничего «увидеть»(профессор чего там Райаниеми по образованию? Не удивлюсь теперь, если он в какой-то из книжек брякнет: «этот корабль развивает 5-кратную световую скорость, и я долетал на нём до Касселя меньше, чем за 12 парсеков»).

В общем, рад, что рука дрогнула и в магазине я не приобрёл сразу весь «квантовый» трёхтомник. Иначе было б ужасно жаль потраченных средств.

Роман этот, конечно, имеет место быть, но, скорее, признать его можно как необычную альтернативку или «андеграунд, широко известный в узких кругах», однако как прорыв в застоявшемся омуте научной фантастики — увольте.

P.S.: насчёт хвалебной ремарки на задней обложке издания — Чарльз Стросс явно кем-то подкуплен :-)

Оценка: 3
– [  46  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весной-летом 2010 года весь мир заучивал наизусть название, попортившего многим авиакомпаниям кровь, исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдля. Осенью того же года всему западному фантастическому сообществу пришлось привыкать к финским имени и фамилии Ханну Райаниеми, простого доктора наук в области теории струн, очень мощно выстрелившего своим дебютным романом — Квантовый Вор. Большое количество положительных рецензий и даже номинация на лучший дебют премии Локус, — все это привлекло к нему внимание и, честно говоря, не зря.

С книгой мы начинаем знакомиться с тюрьмы — Дилемма Заключенного — основной целью которой является перепрограммирование сознания криминального элемента на общественно полезный лад, но на самом деле больше представляющей из себя разновидность персонального ада. Горящим в этом аду грешником и по совместительству одним из наших главных героев является гениальный преступник Жан ле Фламбер, страдающий от легкой формы амнезии. Достаточно стандартный примем позволяющий сгладить вхождение читателя в этот новый мир, правда здесь такого ждать не стоит, это просто слегка сгладит края. Но такие ценные кадры просто так в тюрьме, пусть даже такой футуристической, никто оставлять гнить не будет. И появившаяся незнакомка разумеется вытаскивает его от туда, тем самым подписывая на очередное «дело». Незнакомкой оказывается Оортианская девушка Мьели, путешествующая на симпатичном живом корабле Перхонене с своеобразным чувством юмора, и сама работающая на странную богоподобную сущность Пелегрини. Но для выполнения сделки необходимо вернуть Вору память, ради чего они отправляются в место, где фраза «время — деньги» имеет самое буквальное значение. На Марс с его шагающими городами.

Вот такая вот сюжетная завязка. Вообще мир созданный автором балансирует практически на границе простой человеческой фантазии. Само человечество давно переступило грань, когда для существования разума необходимо тело из плоти и крови. Фактически человечеством это называть уже не корректно. Все описанное в книге это общество постлюдей, переживших технологическую сингулярность. Но однородность, мир и гармония не свойственны людям в любых ипостасях. Где-то в облаке Оорт живет крылатая гуманоидная раса имеющая явные черты родной автору финской культуры. По Марсу шагают гигантские движущиеся города. Большинством солнечной систему управляет Собо́рность — коллективная цивилизация стремящееся вобрать в себя всех и основанная на учениях нашего соотечественника Федорова, во главе которой стоят Основатели, когда-то тоже имевшие вполне конкретные русско-китайские и еще какие-то национальности. Этакий постчеловеческий коммунизм в абсолюте. Идея интересная, но обидно, что даже в далеком будущем нам отведена роль каких-то архизлодеев. Вообще все вымышленные фракции и цивилизации носят на себе какой-то культурный отпечаток или являются продолжением идей современности, что периодически создает ситуации, когда от великого до смешного один шаг. Так высокотехнологичные зоку, например, являются далекими потомками теперешних MMORPG-шников и косплейные тусовки у них это древний традиционный ритуал. После такого становится очевидно, что с чувством юмора у автора полный порядок, хотя и другие подтверждения не заставят себя ждать. Еще одна из граней авторского таланта — это любовь ко всевозможной игре с читателем. Аккуратно закидывая удочку различными аллюзиями, современным научным жаргонном в области квантовой физики и все возможными придуманными терминами он одновременно отсеивает ленивых и завлекает любопытных читателей, подкармливая последних разъяснениями старых и подкидыванием новых задачек. Поэтому ждать, что вам расставят сразу все точки над i не стоит. Более того, я абсолютно уверен, что раньше конца третьей книги все ответы мы так и не узнаем.

Описывать весь этот мир во взаимодействии сразу была бы весьма сложная задача даже для маститого и опытного автора. Поэтому нечего удивительного, что Ханну начал детализировать его постепенно, в связи с чем роман для такой обширный вселенной кажется весьма камерным. Все основное действие происходит на Марсе в одном из шагающих городов Ублиетте. Зато тут действительно есть шанс оценить всю красоту и обширность фантазии автора. Правда особо растекаться мыслью по древу и описывать все в подробностях не буду, чтоб не портить удовольствие от будущего прочтения. Просто представьте. Огромная махина перемещается в медитативно-оранжевом свете Фобоса, который здесь путем искусственно созданной сингулярности превратили в маленькое Солнце. Вообще сам Ублиетт напоминает по духу нечто средне между французскими и итальянскими курортными городками с обелим кофеен и памятников архитектуры, но это только фасад. Город на самом деле намного сложнее и запутаннее, чем кажется. Вместо такси здесь используются паукообразные кэбы, путешествующие прямо по крышам, в центе города расположен постоянно меняющийся в такт шагам Лабиринт, а под городом есть аналоги небоскребов только наоборот. Но она из главных его «достопримечательностей» кроется в социальном устройстве. Марс — это один из последних оплотов индивидуалистов, превыше всего ценящих собственную личную жизнь. Для этого они используют устройства-гевелоты являющиеся чем-то вроде собственного инфополя, файрвола и ICQ в одном флаконе, только с еще большими возможностями. Житель Ублиетта может полностью уединиться от всего мира когда и где захочет (исключением являются только специально отведенные места — агоры), и общаться с ним на своих условиях, но самое главное он имеет доступ к внешней памяти города, что позволяет ему мгновенно получиться любую необходимую информацию. Второе существенное отличие скрывается за понятием Время, которое действительно является местным аналогом денег. И как и деньги время имеет свойство рано или поздно кончаться, после чего человек перейдет от приятного положения Знати (Noble) к общественно полезному состоянию робота-Тихого (Quiet), которые собственно и выполняют все жизненно необходимые функции для существования города, и выплатив свой долг обществу вернется к вольготной «жизни» опять. Следовательно смерть стала слегка устаревшим, хотя и не до конца ушедшим, понятием, но разумеется появились другие опасности подстерегающие постлюдей на их тернистом жизненном пути.

Сюжетная линия самого романа представляет из себя запутанный клубок тайн и полунамеков, который с двух сторон разматывают Вор и Детектив. Начиная с разных концов они постепенно каждый по своему придут к разгадке основных тайн, а пока же в течение книги, будут очень удачно со читать в себе процесс подачи информации и сюжета читателю. Кстати, о Детективе. Позвольте представить вам Изидора Ботреле, молодого студента-архитектора с выдающимися дедуктивными способностями, вовлечение которого в цепочку событий было практически предопределено. Но эта цепочка далека от обычного авантюрно-приключенческого романа с футуристическими декорациями, хотя казалось бы все располагает именно к этому. На самом деле Квантовый Вор больше похож на современные криптоисторические романы с обширным запутанным сюжетом, в котором автор как паук плетет свою тончайшую (квантовую?)) сеть-ловушку затягивающую героев и читателей к финалу, в котором прогремят все аккуратно расставленные по ходу текста ружья и изменится многое, что раньше казалось незыблемым. Поэтому уж не обессудить, но не все из написанного мной о мире книги правда, и загадки вам придется разгадывать самостоятельно. Хотя как раз сам конец получился немного перегруженным и излишне запутанным, но это уже скорее придирка.

А вот с героями у автора немного не заладилось. Старательно расписывая этот «дивный новый мир» яркими красками Ханнну не учел, что персонажи не имеющие столь же яркой выраженности просто потеряются на этом фоне. Так и получилось. Герои в принципе интересные, со многими удачными находками в плане характеров и взаимоотношений, но в отличие от сюжета и мира они практически не развиваются, хотя есть все задатки, что в дальнейшем автор это изменит. И дабы не заканчивать на грустной ноте, хочу добавить, что любители экшена тоже не будут разочарованы. Таких моментов в книге хоть и не много, но приправленные незаурядной фантазией автора они придают книги еще большую остроту и динамичность, что тоже весьма ценно.

Резюме: Для описания Квантового Вора хватит одной фразы, будто позаимствованной с рекламного плаката, — «Такой и должна быть современная фантастика». Но этого будет слишком мало. Вор — это яркая, умная и интересная книга, с целой плеядой оригинальных идей, под которые подведен серьезный научный базис. Разумеется как любая дебютная книга она не лишена шероховатостей и недостатков, но они легко меркнут на общем положительном фоне впечатления от книги.

Оценка: 9
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, написанное, да будет прочитано, но всё же!

Эта книга стала у меня одной из самых трудных для прочтения. Еле осилил.

Уж очень и очень специфическая манера писать (мыслить?) у автора.

На протяжении всего прочтения романа у меня складывалось (возможно, и параноидальное, но всё же) ощущение, что автор-таки издевается надо мной как над читателем.

Выражаясь образно, его роман напоминает китайский игрушечный конструктор, в котором нет инструкции, а вы в процессе сборки, когда уже и бросить жалко, понимаете, что деталей, вроде как, не хватает, и они как-то не совсем подходят друг к другу, собрать долго не можете, а когда собираете, то получается совсем не то, что на картинке и, тем более, не то, что вы сами хотели.

Такое впечатление возникало постоянно в процессе чтения книги.

Удивительно, но факт: свои разъяснения относительно множества придуманных им терминов, деталей и обстоятельств, которые существуют только в голове автора, но призваны в романе формировать общее и частное представление о мире, в который он нас погружает, автор соизволил в той или иной мере раскрыть примерно в третьей четверти книги.

А прежде все эти

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гевулоты, фобои, гоголы, зоку
и так далее как хочешь так и понимай! Или не понимай. То же самое относится и к странным особенностям и основам того мира, который худо-бедно показан в романе. Не никакой ясности, почему в нём всё именно так, а не эдак.

При чём абсолютно не понятно, чем автор руководствовался, когда избрал такой приём. Если попыткой раздуть интригу, то непонятно, почему за счёт недомолвок по множеству мелочей? Ведь это очень затрудняло понимание сути романа.

Стоит признать, что в целом элементы интриги, остроты сюжета, переплетения различных сюжетных линий и неожиданности их выворачивания в итоге в романе присутствуют. Но даже в этом компоненте имеются прорехи: остаётся очень много открытых вопросов, на которые автор не посчитал нужным ответить, некоторые итоговые сюжетные решения не имеют каких-либо причинных обусловленностей, которые возможно было бы проследить и предположить, присутствуют банальности, характерные для индийского кино

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(в стиле: так ты — мой папа, а ты — мой сын!)
.

Очень сильно напрягает ничем не обусловленное повествование в настоящем времени. Я вообще не понял сути этого приёма в книге. Насколько я понимаю, его обычно используют для придания драйва и динамизма в повествовании героя от первого лица, чтобы мы могли прочувствовать вместе с ним всю реалистичность его текущего положения, как бы прочувствовать момент лучше, проникнуться переживаниями, работой его мысли, рассуждениями в реальном времени и т.д.

Но в данном случае, это все было как-то неуместно. По крайней мере, мне это показалось непонятным. Особенно когда велось повествование в настоящем времени от третьего лица.

И сами эти перескоки в повествовании то от третьего, то от перового лица, смысл которых становятся более или менее понятными лишь ближе к финалу книги, тоже как-то напрягали. Обязательность их наличия в книге спорна и неубедительна.

На мой взгляд, произведение грешит низкой художественностью. Описательная часть как таковая либо вообще отсутствует, либо была столь незначительно, что даже навскидку и вспомнить-то хоть один описательный отрывок как-то трудно. Скудные черты мира, в котором калейдоскопически, в том числе, с временными разрывами, довольно динамично развиваются события романа, мы можем почерпнуть лишь из диалогов их участников, либо через описание их действий.

Описание образов героев, их характеров и внутреннего мира также крайне скудное. Какими хотите, такими их себе и представляйте.

Либо это пофигизм автора, либо его какая-то гениальная задумка, но для меня она также осталась непонятной.

В общем, я не готов поставить книге даже хорошую оценку.

А беря её руки, имейте в виду, что ответственность за её прочтение принимаете на себя.

Я хорошо подумаю, стоит ли обратиться к следующей книге цикла.

Оценка: 5
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Могут быть спойлеры.

Спасибо. Большое спасибо жизни за одно её хорошее, в данном случае, свойство — ничего не длится вечно. И эта книга, йеес, для меня закончилась.

Квантовый вор стала первой книгой в жанре научной фантастики. Решил я осознанно подойти к этому жанру, поискал книги и после долгих мытарств остановился на воре, ибо первая глава заинтриговала образами, доселе неизвестными и притягательными. Ну и купил, потратив 400 рубликов за первую осознанно выбранную фантастику.

На обложке, в интернетах, в комментариях и отзывах — везде и всюду хвалебные отзывы, награды, номинации, премии, самый лучший дебют 2014-го и так далее. Но я не особо купаюсь в наивных волнах моря рецензий, доверяю не отзывам, а своим чувствам, и так вышло, что сейчас я напишу самую гневную рецензию за последнее время. Что же, Ханну, держись крепче, я начинаю высказываться.

Научная фантастика. Жанр, где много непонятных фраз, терминов, и тем, которые будут трудноперевареваемы для несведущих в естественных науках, и, в принципе, я этого ожидал. Мне было интересно, я был готов рыться в сети, дабы разузнать значение того или иного словца. Ну словно квест, дополнительное, замедленное погружение в мир книги, отчего удовольствие от чтения книги должно усиливаться( моё мнение). Но ребят... книги. ДА, я не считаю этот роман книгой, а если быть точнее, я не считаю его взрослой литературой. Это, друзья мои, подстава чистой воды, потому что такого наплевательского отношения к миру, который ты создаёшь не может позволить себе даже начинающий автор.* В романе нет никакой атмосферы, нет мира, который притягивал бы, или отталкивал, не присутствует даже понятия такого как мир. Есть просто город, улицы которого постоянно меняются(в романе не говорится зачем), сам он находится на спине каких-то роботов гигантов, который движутся по Марсу(опять таки не говорится зачем и почему). Жители пользуются гевулотом, способным открывать свой внутренний мир и переживания, а могут и не открывать, а могут и открывать, а если бы этого в романе не было, он бы ничего не утратил. Вообще в Квантовом Воре намешано куча всяких штук, которые никак не связанны с миром, потому что автор не предоставляет читателям возможности для более подробного рассматривания деталей. В итоге получается каша, безвкусица, неразбериха. Сложилось впечатление, что автор использовал вообще всё, что приходило ему в голову и писал лишь бы писать. Так пишет пятилетний ребёнок, мечтающий стать писателем, но никак не учёный-физик. Даже учёность автора в Воре не видна — термины и понятия присутствуют, но они не развиваются дальше, не используются и не несут никакой значимой информации.

Но это ещё не самое страшное. Главный ужас романа — повествование. Даже без учёта всех вышеприведённых недостатков, Квантовый вор всё равно остаётся для меня одной из дичайших подделок в литературе. Герои настолько пусты, что ниже просто некуда. Соответственно ни о какой симпатии или антипатии речи идти не может. Экшн сцены невероятно блеклые, настолько, что не рождают никаких образов, а прочий ход сюжета и вовсе читать неинтересно. И объяснение тут одно — всё бессмысленно. В действиях персонажей нет логики, она у них своя, антураж безлик и нагромождён ненужным хламом, а сюжет не имеет никакого смысла — Миели спасает вора, чтобы тот что-то украл, и в конце концов об этом забывается, он встречает себя же, либо копию и спасает город. Во всех этих моментах непросвещённости читателя виноват сумбурно, хаотично написанный мир, где автор бросается словами и только ему известными событиями(Вспышка, Война, Соборность и т.п.) за которые просто не успеваешь ухватиться и развить образ у себя в голове, а к этому добавляется ещё и очень простое и пылающее в мозгу слово — бессмысленность. Действительно, зачем тебе разбираться во всём этом, если попросту не интересно.

Литература должна нести в себе две цели: развлекать и учить. Нормально, когда автор нас учит чему-то новому. Хорошо, когда нас просто развлекают. Замечательно, когда эти две составляющие вместе под одной обложкой. Но когда нет ни того, ни другого — мы получаем Квантового Вора.

Надеюсь, я просто выбрал не того автора, и фантастика всё-таки придётся мне по душе.

За сим откланяюсь.

*Возможно у Ханну просто не было опыта, и следующие книги он будет писать гораздо лучше.

Оценка: 1
– [  42  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Квантовый вор» — крайне непростая книга, уровня «Ложной слепоты», но дело того стоит — наверное, самая сильная для меня НФ вещь со времён Уоттса.

Проблемы, как и с Blindsight, возникли из-за крайне обильной компьютерной и квантово-физической терминологии. И не красного словца ради (как, например, в «Илиуме» Симмонса) упоминаются «умные слова», а совершенно по делу: автор — доктор наук в области теории струн и знает, о чём говорит. Прежде чем погружаться в книгу, настоятельно рекомендуется как следует разобраться в принципах работы криптографии с открытым ключом, последних достижениях в индустрии виртуальной реальности, номенклатуре и свойствах обнаруженных и (пока) гипотетических элементарных частиц, ну и по мелочам почитать разного по физике, психологии и теории искусственного интеллекта.

Книга — конечно, не угарный боевик о похождениях космических уркаганов (хотя и угара, и приключений более чем хватает), а в какой-то степени целый экскурс в жизнь (пост)человечества в эпоху после наступления технологической сингулярности (отсюда и многочисленные сравнения с Строссом, Винджем и Иганом). Подозреваю, что Райяньеми удалось изобразить это общество лучше, чем у всех авторов, пытавшихся ранее — великолепно переданы совершенная дикость и непостижимость подобного общества для «простых» людей, а также демонстрируются (и подробно и, главное, правдоподобно поясняются) невероятные способности, доступные и естественные для людей, постлюдей и АИ этой эпохи. Ну и, разумеется, опасности, которые ожидают человечество, вступившее на постсингулярную тропу.

Уверен, что «Квантовый вор» — дебют-2010 в жанре твёрдой НФ, и заранее предполагаю, что ни одной премии он не возьмёт. Как и «Ложная слепота», слишком хорошо подготовленного читателя требует эта книга. Здесь не разжёвываются непростые в общем-то вещи и понятия, так что для полного понимания того, что и как произошло в ходе истории, лично для меня потребовалось немало часов самостоятельной работы. Хотя Википедия в основном выручает.

В ходе эпилога Райяньеми недвусмысленно намекает на продолжение истории, что не может не радовать — многие интереснейшие элементы сеттинга описаны буквально несколькими мазками, да и потенциал у мира заложен ещё на многие и многие книги. Продолжение — «Фрактальный принц» — заявлено на апрель 2012 года. С нетерпением ждём!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть трилогии «Квантовый вор» оказалась для меня максимально необычным научно-фантастическим произведением, которое я когда-либо читал. Основная эмоция после прочтения — ощущение, будто ты перенёсся в далёкое будущее, где тебя засыпали технологиями и концепциями, совершенно незнакомыми и чуждыми.

Чтение романа напоминает, как если бы человека из средневековья забросили в 2024 год, окружили бы кредитными картами, смартфонами, интернетом и другими привычными нам вещами, не объясняя, как всё это работает. Так и в «Квантовом воре» — читателя погружают в далёкое будущее, наполненное сложными и непонятными технологиями, а мир не удосуживается тебе ничего объяснять. В то время как главный герой страдает от амнезии и восстанавливает своё прошлое, у него всё ещё есть понимание окружающей действительности. У читателя же нет даже этого. Всё, что остаётся, — это наблюдать и пытаться собрать картину мира по крохам информации, которую даёт автор.

Одной из главных черт этого произведения является то, что оно само по себе — огромная головоломка. И, чтобы по-настоящему насладиться им, нужно воспринимать его именно как такую загадку. Это не детектив, где можно предугадать развязку, а скорее произведение, которое требует постоянных размышлений, чтобы хотя бы попытаться понять, что происходит. Причём ответов может не быть вовсе, или их нужно будет собирать по крупицам на протяжении всей истории.

Научная фантастика здесь — это не просто жанр, а декорация для мира, который ощущается больше как фэнтези. Всё вокруг наполнено настолько продвинутыми технологиями, что они начинают напоминать магию. Этот эффект особенно подчёркивается, когда технологии далеки от привычного для нас понимания, что придаёт произведению дух некоего магического реалма. Как мобильный телефон или интернет могли бы показаться магией для средневекового человека, так и в этом романе технологии становятся настолько чуждыми и продвинутыми, что порой теряешь ощущение научной основы.

Хочу отметить одну важную деталь: технологии, которые в романе описываются как продвинутые, на самом деле написаны так специально, чтобы читателю было трудно их понять. Это делается умышленно — чтобы ты, как читатель, ощутил всю чуждость и странность мира далёкого будущего. Но если убрать все сложные и запутанные описания, то мы увидим вполне привычные для научной фантастики элементы.

Все персонажи здесь — это своего рода следующая ступень развития человечества, где люди могут жить очень долго, и их сознание переносится в цифровой формат. Этот элемент существует в многочисленных произведениях, но здесь он подан так, что становится частью общей загадки.

В романе существует искусственный интеллект, а также коллективный разум, который управляет множеством решений и контролирует информационные потоки. Опять же, не что-то новое для научной фантастики, но подано через призму запутанных описаний и недомолвок.

Одним из немногих элементов, которые были описаны достаточно просто и понятно, оказалась телепатическая технология. Мне понравилось, как она была подана. Телепатия здесь работает не как голос в голове, который может напоминать шизофрению, а как «воспоминание». Это значит, что когда тебе телепатически передают мысли, они не звучат в твоём сознании, а просто всплывают в твоей памяти, как будто ты уже знал эту информацию. Это очень интересная концепция, которая делает телепатию более естественной и правдоподобной. Этот элемент выделяется на фоне остальных, более сложных технологий и показан действительно оригинально.

После прочтения «Квантового вора» у меня остались смешанные впечатления. С одной стороны, это явно необычное, нестандартное произведение, требующее от читателя больше усилий, чем типичная научная фантастика. С другой стороны, количество вопросов, недомолвок и неясностей может изматывать. Я понимаю, почему некоторые читатели могут быть в восторге от этой книги, но также понимаю, почему другие могут её не воспринять. Это произведение требует терпения и внимания к деталям.

Несмотря на сложность восприятия и обилие загадок, которые так и не были объяснены, мне показалось, что «Квантовый вор» — это всё-таки хорошая книга. Она интересная, необычная и определённо даёт новый опыт, но при этом далеко не идеальна. Иногда постоянное разгадывание головоломок утомляет, и отсутствие объяснений вызывает чувство растерянности.

Роман оставляет желание прочитать продолжение, даже несмотря на свою сложность и специфичность. И хотя я не могу сказать, что полностью понял всё, что происходило в истории, в этом и кроется её очарование — она бросает вызов твоему восприятию, заставляет задумываться и разгадывать сложные миры и технологии.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хе-хе, дело псевдоТНФ продолжает жить!

Вам было мало сингулярностей от Стивенсона? Недоставало словечек из «словарика физика-теоретика», ой простите биолога Уоттса? Тут всё это будет, и Творец, и «Боги или боги», сильные женщины, и просто набор всех фантастических клише за лет 50.

О плохом.

Первые страницы наполнены массой информации, которая никак не объясняется, суть такая – ты читай дружок, потом может по ходу дела расскажем, а может и нет. Конечно интрига, тайна должна быть, но она не должна быть похожа на китайскую книгу о вкусной и здоровой пище, переданную в дар инопланетянам с какой-нибудь галактики М31. Тут и кварк-глюонная плазма, и наноракеты, и квантовые состояния всех мастей и версий. Нет правда «Моста Розена-Эйнштейна», зато есть ЭПР – парадокс. Удобно когда ты математик, можно любую херабуру писать, 99% читателей не поймут, максимум в википедии посмотрят про что речь. И вот всей этой катавасией с «физикой для бедных» напичкана данная книженция. И вроде при чтении если не вдумываться, то читать можно, вот только к концу опуса понимаешь, что за дичь? Зачем это нагромождение слов, персонажей, интерлюдий, прелюдий, квантов, ку-брони, ку-пушек, и кота в сапогах? И главное – ради какой-такой цели надо было делать город, движущийся на гигантских ногах? Который ещё и меняет расположение улиц, в реальном времени. Для защиты от злобных монстров?! Смешно.

Что в итоге, сюжет как будто был, да всплыл. Хотите жить вечно? Да, но иногда надо побыть обслуживающим персоналом. И т.д., и т.п. Про героев говорить что-то отдельно нет смысла, второстепенные персонажи были интересными, но не раскрыты автором, поступки и мотивация – не ясны.

Читать ли? Скорее да, относится как к ТНФ? Нет, это просто комикс, и очень среднего, даже плохого качества.

Оценка: 5
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже несколько лет (а может и десятилетий) ходит по миру плач, что песней зовется, о том, что не здоровится бедной научной фантастике. Что больна она серьезно, что загнобили ее орки с эльфами всякие. И из года в года, снова и снова, появляется автор, которого критики хором называют лекарем и спасителем жанра. И вот ты берешь, читаешь очередную припарку якобы мертвому жанру, и думаешь: а может, ну его? Может, не надо никого спасать? Может, пациент и не нуждается в спасении?

«Квантовый вор» стартует с места в карьер, бодро сыпет «фантастическими» словечками, причудливыми картинами и бросает в водоворот сюжета. Назовите меня ретроградом, но так твердую фантастику не спасают. Так бойкое фентези пишут. Или какой-нибудь художественный пролог к настольной РПГ. А может, я вот сейчас переверну страницу, и все войдет в нормальный темп и обретет человеческий язык, будет вводить читателя в курса дела с толком и постепенно? Или вдруг дальше будет подробная расписка кто тут кого и за что, зачем все это нужно, ну и пару примеров создания персонажей (ну вдруг это и правда просто задел на РПГ). Но нет. Это и твердой фантастикой не становится, и РПГ не оказывается. Поэтому пока автор продолжает бездумно сыпать все новыми терминами и заплетать спираль сюжета, я тихо прошу остановить гиперультраквантопоезд повествования и тихо схожу с него. Моя фантастика в другом нанокибермегазамке.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 2023 такое смогла бы написать нейросеть.

Но даже для 2010 это откровенно слабо. Как писатель Райаниеми никто, сплошные обрубки предложений и вечное повествование от первого лица. Вокабуляр специфический, но в целом бедный, больше похож на облако тегов с форума пост-гуманистов плюс немного финских слов. Сюжет абсолютно проходной, персонажи — унылые мерисью, рояли в кустах играют траурный марш невнятной концовке.

Хайпово — да, читабельно — с трудом, шедевр — точно нет.

Оценка: 3
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывает, что начиная читать новую книгу, ты понимаешь задумка автора проходит как-то мимо. Это вызвано разными факторами: слишком сложная подача научных знаний, необъяснимое желание писателя вводить собственные термины, отсутствие внятного начала, масса неизвестных величин без всякой возможности понять, где начало и где конец.

В какой-то степени «Квантовый вор» как раз всем этим критериям отвечает. Сложный и запутанный сюжет, масса непонятных терминов и слов, но самое неприятное это полное отсутствие каких-либо объяснений происходящему. Автор обрушивает на читателя массу самой разной информации, объяснения которой нет в свободном доступе и для обычного понимания она выглядит каким-то бредом.

Первый порыв — бросить чтение и забыть об авторе навсегда. А как же хорошие отзывы, высокие оценки лаборантов? Нет, необходимо не сдаваться и пытаться найти в чем смысл данного произведения. После прочтения первых 100 страниц начинаешь понемногу привыкать и к авторскому миру, и к персонажам. Становится понятно почему роман назван в честь преступника-вора, более подробно рассказывается о самом мире и о людях его населяющих.

Главной претензией к автору будет полное отсутствие хорошо прописанных персонажей. Такое ощущение, что описать мир и его устройство гораздо важнее, чем показать людей будущего. Стоит понимать, что это далекое будущее человечества и многие моменты будут просто непонятны нам, как жителям начала 21-века. Наверное, автор имеет право создавать совершенно невероятные вещи, но всё-таки необходимо как-то вводить в курс и простых читателей.

Вообще, самое интересное начинается в последних главах, когда автор начинает хоть немного делиться информацией о порядках в придуманном им мире. Непонятно почему этого нельзя было сделать вначале, чтобы у читателя не было необходимости ломать голову о значении того или иного термина.

Это всего лишь первая часть трилогии и вполне возможно, что следующие книги будут гораздо легче для понимания. Я пока решил сделать небольшой перерыв в чтении этой серии и отвлечься на что-то менее интеллектуальное, чтобы прийти немного в себя.

Наверное, для любителей научной фантастики, это обязательное к прочтению произведение, а для всех остальных, на мой взгляд, простая потеря времени.

Оценка: 6
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хватило меня на несколько глав. Впечатление — куда я попал и что здесь происходит. Следить за сюжетом совершенно не возможно, имена героев режут слух. Книга напомнила крокодила из старого анекдота.

Ранние советские времена, глухое село, и одному местному жителю довелось побывать в зоопарке. Вот его пригласили в клуб и начинают расспрашивать что он повидал. А мужик говорит

- Я видел зебру

- А какая она?

- Да такая же как и конь, только полосатая

- А кого еще ты выдел?

- Я видел жирафа.

- А как он выглядит?

- Так же как конь, только с длинной шеей.

- А что там еще интересное было.

- Был там крокодил.

- А это что такое

- Ну он такой же как конь, но только совсем на коня не похож.

Вот так и автор описывает мир этой книги.

Оценка: 1
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялась читать это произведение разрекламированное как твердейшая научная фантастика.

Книга сразу огорошила. Не понимаю — зачем ТАКОЕ бессмертие? И можно ли считать ЭТО жизнью?

Копии копий копий... Без памяти, без материального, вещественного. Все — лишь пыль квантованная и зашифрованная данная нам в ощущении...?

Или это сон, который снится вору что он — бессмертен...

Сто тысяч вопросов без ответа. Тысяча тайн, недосказанностей (догадайся мол сама), и как человечество докатилось до жизни такой???

Зачем Марсу Фобос, превращенный в Солнце, если жизнь — бесконечна? Зачем что то воровать, если можно создать с помощью фабрикатора почти что все (ну кроме технологий зоку)? Почему нет НАСТОЯЩИХ людей. Из плоти и крови, без примочек, технологий, без прикрытия — так называемого гевулота; каким образом вселяется Соборность в тела да и что это — Соборность?. Каким образом перемещаются кванты информации? Как передвигается корабль? Что за событие было — протокольная война? Что скрывается за Коллапсом? Как хранится огромная куча информации?

Куча непонятных и непонятно как действующих примочек: гогол, ку-оружие, гостган, вживленные ракеты, алмазные когти и прочая, прочая, прочая....

Автор не объясняет ничего и вначале многое комом застревает в голове))), но постепенно мир будущего раскрывает свои тайны. И он не так уж и светел и добр — этот мир...и если это будущее — то я бы не хотела такого...вечная война...

Возможно мои знания о виртуале несколько приземлены, и просто не хватает фантазии чтобы представить такое.

Но книга эта как салат, замешанный непонятно с чем и «съесть его» не всякий сможет...

Буду читать продолжение чтобы все разложить «по ингредиентам»

Однозначно — 10.

Читая, — представляла как снимут фильм. Обалденный фильм будет, надеюсь.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Квант немилосердия

"— И вы так просто позволили им делать все, что они хотели?

— Нет. Когда мы увидели, что получилось, мы испытывали... сожаление.»

Странно вспомнить, что еще совсем недавно, до ковида и событий-которые-нельзя-называть, нас всерьез занимали темы глобальных изменений климата и сингулярности-которая-вот-вот-наступит. Читали непростые книжки про нее, пытались представить, как это будет выглядеть.

Вот Морган, у него просто и отчасти похоже на «Матрицу»: клоны, пересадка разумов, межзвездные путешествия и космические колонии, а внутри все та же коррупция и социальные противоречия. Вот Гибсон: соединение человеческого разума с искинами, экзоскелеты, хакерство, злачные места по окраинам, криминал.

Вот Дукай, страсть как любит пространственное и биомоделирование с разного рода психоделикой. Вот Стивенсон: киберпространства, наноботы, сращение человека с машиной. Вот Юн Ха Ли: клановость постсингулярного общества, бесконечные войны, подсадка разумов. Вот Аркади Мартин: счастливая эстетствующая империя, куча клонов на все случаи жизни, а где-то на промышленной окраине изобрели и вовсю пользуются репликаторами личности.

Вот моя любовь, Чарльз Стросс с Экономикой 2.0 и большинством упомянутых вещей в бесконечно меняющейся зыбкой картине мира, кто чего и у кого потянул вопрос не стоит, «Аччелерандо», если мне не изменяет память, написан в 2005. И вот наконец Ханну Райяниеми, случилась таки наша встреча.

«Квантовый вор» ярчайший образец интеллектуального мейнстрима, твердая НФ, футурология, эпоха постсингулярности, Это дебютный роман финского писателя, который мгновенно сделал его культовым автором. Сложная мультивселенная, где Земли, в том виде, какой ее знаем мы, больше не существует, и люди тоже не вполне люди. Правильнее было бы сказать — совсем не люди.

Микс из финской мифологии, Гоголя , эстетики гиньоля Арсена Люпена, федоровской философии Общего дела и труднейших для понимания реалий дивного нового мира. Про Гоголя не случайно вспомнила, здешние гоголы, которые естественно отнести к Гуглу как прообразу вселенной искусственного интеллекта и числу «гугол» (единица со ста нулями) на деле изначально происходит от имени автора романа «Мертвые души». Так-то, литературоцентризм наше все.

Читательский квест, который непросто одолеть в одиночку, но легче с ощущением, что проходишь его не одна. Я слушала аудиокнигой Игоря Князева, стараюсь не пропускать ничего в его исполнении, тут совпало: роман, о котором давно думала, да так и не решалась свести знакомство и любимый чтец. Когда проходишь трудный путь с надежным товарищем — дорогу осилят идущие.

Книга, в самом деле, очень сложная, с огромным количеством понятийных блоков, которые нужно усвоить по ходу чтения. Если разного рода гоголы и зоку (что-то, вроде новой аристократии с немыслимыми для обычного человека возможностями), даже одушевленный корабль и даже, возможно, концепция конечного времени — универсальной валюты блуждающих марсианских городов — если ко всему этому я более или менее была подготовлена. То понятие «спокойных» — восхитительная переводческая находка Ирины Савельевой — это что-то немыслимое, неожиданное и классное.

Крутейший квест. Неподготовленному читателю лучше не пробовать. Но если любите интеллектуальную фантастику, можете испытать себя.

Оценка: 8
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далекое будущее. Солнечная система во власти уже угробивших Юпитер ИИ. Перенос человека в машину (в «гогол») и обратно легок и моментален. Собственно, многие уже там, а прочих тащат. Но действо про ложную и скрытую память,про рай, который ад, испускание ку-частиц и обман архонтов, почти сразу переносит игру вора с верной богине кометчицей на улицы города-государства Ублиетт. А там противники космизма наслаждаются культурой Belle Epoque: продавщица шоколадного бутика в уборе горничной, маскарады, кафе, ученые миллионеры... Прекрасно, пока механические часы на руке отсчитывают деньги-минуты. Нету — время помереть и переть это все хозяйство дальше, на плечах управляемого твоим гоголом робота-атланта по терраформируемому такими же воплощенцами Марсу.

Что оправдывает привлечение автором декаданса. Но не могу похвалить, малооригинально и банально. Персонажи утомленные и окаменевшие, любовная линия благонамереная. Сквозь трескотню неологизмов лезут ляпы и противоречия. Магниторезонансный сканер читает сознание, на Марсе 0,6g, «причал планеров», «квантовые точки» ... Ношение цифровой паранджи-гевулота сочетается со свободой нравов и гражданской жизнью? Гогол может быть изменен, дополнен, скопирован, украден, объединен, обращен в рабство, синтезирован и размножен — персонажи ведут себя так, словно это редкий бриллиант. Чем этот код лучше кода любой другой программы, зачем виртуальные пытки цифровой копии, волшебные мечи и т.п. Нанотех, «атомными лучами» делающие всё, что угодно, прямо на кухне, фабрикаторы, интеллектуальные материалы, — люди читают бумажные газеты и книги, пишут от руки, работают официантами и таксистами.

Язык. Ради справедливости: некоторым Райяниеми напоминает Желязны. Может, виноват перевод, но воспринимаю стиль «Квантового вора» как имитацию дилетантом высокопарной элегантности французов:«... шестеренки его мозга крутились вхолостую, отыскивая систему в завитках ее разметавшихся по спине волос... Высокая женщина в венецианской маске, с кожей, отливающей красноватым золотом, и пышными формами, едва прикрытыми полосками ткани и драгоценностями, протягивает ему руку ... стыд скользит по спине, оставляя холодные следы... Башня свисает из чрева города наподобие хрустального соска».

Издано на нормальной бумаге. Крупный шрифт.

Проходной роман. Рекомендуется фанатам Харлана Эллисона и Дилэйни. Ностальгирующим по Мартину «Умирающего света». Школьникам, которым 16 еще плюс. Способным радоваться, если героиня отрастит крылья. Тем, кому дороги пасхалки из Леблана и Берроуза.

Оценка: нет
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу прочитал ровно половину и забросил, с сожалением о потраченном времени.

Просто не за что зацепиться, героев тут просто нет, они вписаны какими то безликими мазками, представляющими из себя неживое нечтО, которому невозможно сопереживать. Страница за страницей задавался вопросом: «нахрена мне это знать?» Вообще нету мыслей и никакого смысла. Смог разглядеть только замашки автора на технологическую часть, которая опять же мне показалась плохо оформленной подделкой, может для кого то это и будет в новинку, однако после «Безатказного Арудия» Бэнкса и «Счёта по головам» Марусека — это книга вызывает лишь сочувственную улыбку.

Банально. Не интересно.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх